- Правила ремонта по ОСАГО: гарантия, сроки, запчасти, неустойка
- Порядок получения направления
- Срок выдачи направления
- Необходимые документы
- Может ли страховая отказать
- Ремонт или выплата
- Правила ремонта
- Запасные части
- Как правильно сдать транспортное средство в автосервис
- Ремонт у официального дилера
- Гарантийные обязательства.
- Как принимать авто
- Если отремонтировали некачественно
- Порядок обращения в суд
- Как обманывают страховые
- Цессия
- Если простят доплатить
- Как не доплачивать
- Куда жаловаться
- Резюме
- Ремонт по ОСАГО в 2021 году: процедура, сроки и нюансы
- Ремонт машины на условиях ОСАГО: нормативно-правовой аспект
- Порядок восстановления машины по правилам автогражданки
- Когда можно получить денежную компенсацию по ОСАГО вместо ремонта
- Независимая экспертиза при автогражданке: когда она требуется
- Куда передается автомашина для восстановления по ОСАГО
- Восстановительный ремонт автомашины по ОСАГО: порядок действий
Правила ремонта по ОСАГО: гарантия, сроки, запчасти, неустойка
При наличии действующего полиса ОСАГО у виновника, пострадавший ДТП в праве рассчитывать на выплату компенсации ущерба или качественное и быстрое восстановление поврежденного автомобиля за счет страховой компании. Расскажем, о правилах ремонта на СТО по ОСАГО в 2021 году, о порядке получения направления в автосервис, о том, что делать если поставили б/у запчасти, ремонт произвели некачественно или просят доплатить.
Порядок получения направления
Направление – документ, выступающий прямой заменой страховой выплаты. На его основании владелец получает право на бесплатное восстановление пострадавшего в ДТП авто на станции технического обслуживания, с которой у страхующей организации имеется соответствующий договор.
Перечни таких мастерских страховые общества публикуют на своих официальных сайтах.
При этом закон не ограничивает автовладельца в выборе автомастерской. В силу п. 15.3 ст. 12 ФЗ-40, по соглашению со страховщиком он может починить свой автомобиль на любой станции технического обслуживания.
Срок выдачи направления
Документ выдается не позднее, чем через 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, после обращения. Этот же срок относится и к денежным выплатам (п.21 ст. 12 ФЗ — 40 от 25.04.2002).
Необходимые документы
Чтобы получить направление, предоставьте страховщику:
- Заявление. Его образец можно взять в офисе страховой компании.
- ПТС.
- СТС.
- Извещение о дорожно-транспортном происшествии или протокол, составленный работниками ГИБДД на месте аварии.
Может ли страховая отказать
СК в праве отказать в компенсации, если клиент:
- скрылся с места ДТП;
- не предоставил необходимые документы;
- предъявил страховой полис с истекшим сроком действия;
- отказался предоставить автомобиль для визуального осмотра.
Ремонт или выплата
Федеральным законом № 49-ФЗ от 28.03.17г. были внесены поправки в закон об ОСАГО, согласно которым приоритетным способом возмещение ущерба является направление транспортного средства на ремонт.
Однако по соглашению со страховой компанией можно получить компенсацию в денежном выражении.
Для этого в заявлении приоритетным способом возмещения убытков укажите денежную компенсацию, но конечный выбор остаётся за страховщиком
Если же водитель выбрал восстановление ТС, СК обязана надлежащим образом организовать его проведение.
Правила ремонта
- В течении 5 дней после обращения к страховщику предоставьте ТС для осмотра. Если повреждения, полученные в результате ДТП, исключают возможность передвижения автомобиля, осмотр и экспертиза производятся по месту его нахождения.
- После осмотра специалисты рассчитывают стоимость восстановительных работ, согласовывают с вами станцию технического обслуживания, которая займется починкой. В случае несогласия с итогами расчета закажите независимую техническую экспертизу.
- Доставьте автомобиль на станцию технического обслуживания. Нетранспортируемое авто эвакуируется с помощью специальной техники. Оплачивать эвакуацию придется за собственный счет. Для возмещения данных затрат впоследствии обратитесь в суд с иском к виновной стороне.
- Восстановление транспортного средства должно быть завершено в срок не превышающий 30 дней с момента помещения его в автомастерскую. Все этапы работы сотрудник мастерской обязан согласовывать с владельцем.
Запасные части
Согласно п. 15.1 ст. 12 ФЗ-40, при осуществлении восстановительных работ запрещается использование бывших в употреблении или неоригинальных деталей и узлов.
Исключением являются ситуации, когда страховщик и клиент заключили соответствующую договоренность.
Заменить лобовое стекло можно только, если оно пострадало в результате ДТП, не по вине водителя. Это же можно сказать и о других повреждениях транспортного средства.
Как правильно сдать транспортное средство в автосервис
При передаче автомобиля работники СТО обязаны предоставить клиенту для подписания заказ-наряд (ст. 15 Постановления Правительства № 290 от 11.04.2001 г.).
В соответствии с этим документом будут проводиться восстановительные мероприятия.
В нем указывается ФИО автовладельца, марка авто, перечень деталей и узлов, подлежащих восстановлению (замене), а также их непосредственная стоимость и стоимость работы.
По заказу-наряду можно проверить наличие замененных запасных частей. На его же основании при непрофессиональной починке предъявляют претензии к страховщику.
Ремонт у официального дилера
Восстановление у официального дилера подлежат транспортные средства, чей возраст не превышает 24 месяца с даты изготовления (п. 15.2 ст. 12 ФЗ-40).
Страховая компания отправляет ТС на починку в тот дилерский центр, с которым у него есть соглашение.
Как и в случае с обычными станциями, клиент может выбрать центр по своему усмотрению и починить машину там, но для этого требуется согласие страховой организации.
Гарантийные обязательства.
Гарантия на основные детали и узлы составляет 6 месяцев.
Для кузовного ремонта и покраски этот срок равен 12 месяцев.
Несмотря на то, что восстановлением по ОСАГО занимается станция технического обслуживания, претензии по качеству в течение гарантийного срока предъявляют к страховой компании.
За каждый день просрочки оказания услуги (свыше отведенных 30 дней) страховщик оплачивает неустойку в размере 0,5% стоимости страхового возмещения.
Как принимать авто
При приемке ТС после восстановления обратите внимание на следующие моменты:
- установлены ли только новые оригинальные запасные части (если вы не договаривались со страховщиком об обратном);
- качество кузовных работ и окрашивания;
- комплектность всех узлов;
- настройка двигательной установки;
- качество работы ходовой части.
Если в ходе осмотра обнаружены дефекты, их отражают в передаточном акте.
Если отремонтировали некачественно
Организация восстановительных работ и контроль за их качеством входит в обязанности СК.
Направьте претензию по ремонту в офис страховой компании лично или по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.
Если страховая без объяснения причин не предпринимает никаких мер, обратитесь с исковым заявлением о взыскании страховой суммы и неустойки в суд.
Как для суда, так и для страховой компании на стадии досудебного урегулирования потребуется техническая экспертиза восстанавливаемого автомобиля в независимом оценочном агентстве.
Порядок обращения в суд
Условно порядок обращения в суд с иском к страховой компании можно разделить на несколько этапов:
- Оценка ущерба и автотехническая экспертиза.
- Определение стоимости предмета иска.
- Составление и подача искового заявления в суд. Если стоимость иска не превышает 50 000 рублей, иск подают в мировой суд по месту нахождения страховой организации. Иски стоимостью свыше указанной суммы, рассматриваются районными судами аналогичной подсудности.
- Судебные слушания. Вместо себя вы можете нанять представителя по доверенности или адвоката, чтобы он участвовал в суде от вашего имени.
- Получение постановления суда и его реализация.
Как обманывают страховые
Нередко страховщики применяют уловки для того, чтобы сэкономить на возмещении.
Так, например, водителю, желающему отправиться сразу на СТО, могут предложить подписать соглашение к договору страхования, в котором он соглашается с использованием б\у запасных частей, доплатой собственных средств за восстановление или заключает договор цессии.
Бумаги страховых компаний составляются так хитро, что несведущий человек с трудом поймет их суть. Поэтому подписывать ничего, кроме заявления и извещения о ДТП нельзя.
Цессия
Цессия – уступка права требования. Суть ее заключается в том, что требование компенсации переходит от страхователя к третьим лицам.
Чаще всего в их роли выступают оценочные бюро или аварийные комиссары, проводившие осмотр, но могут быть и другие субъекты.
Эти посредники либо сами предлагают заключить договор цессии, либо такое предложение исходит от страховщика. Взамен клиенту обещают реанимировать автомобиль.
После заключения соглашения, клиента, скорее всего, будут «кормить завтраками», и срок починки затянется на неопределенное время.
Подвох такого договора заключается в том, что страховая организация самоустраняется от отношений со страхователем.
Фактически данному автовладельцу страховщик больше ничего не должен. Организация не будет платить пострадавшему страховку, не направит его авто на ремонт и не будет контролировать ход его проведения.
В дальнейшем водителю придется судиться уже не со страховой компанией, а с посредниками, получившими возможность требования.
Если простят доплатить
Нередко станции техобслуживания просят автомобилиста доплатить, поскольку предел ответственности страхующей фирмы ограничен 400 000 рублей (пп.»б» ст.7 ФЗ-40).
Возможность доплаты указана в законе. Согласно п.17 ст. 12 ФЗ-40, направление, которое фирма выдает страхователю может содержать условие о дополнительной оплате части восстановления самим страхователем.
Желание мастеров вполне объективно и продиктовано необходимостью. Поскольку на сумму, которую выделил страховщик, часто невозможно нормально оказать услугу.
Нехватка средств объясняется тем, что при расчете стоимости восстановительных работ специалисты ориентируются на показатели справочника РСА, суммы в котором значительно ниже рыночных.
Чтобы получить хороший ремонт и новые запасные части, страхователю, скорее всего, придётся доплатить.
Как не доплачивать
Ст. 12 ФЗ-40 не содержит прямых указаний на возможность отказа от доплаты. Чтобы не доплачивать пойдите по одному из двух путей:
- Откажитесь от доплаты на стадии диагностики. Станция имеет право отказаться от проведения работ. Клиент же, в свою очередь, может в судебном порядке требовать денежной компенсации. Такая возможность установлена п.67 Постановления Верховного Суда РФ №58 от 26.12.17.
- Произведите доплату и в регрессном порядке потребуйте возмещения от виновной стороны через суд, при условии, что сумма не превышает предел страхового возмещения. Основанием для этого будет служить Постановление Конституционного Совета РФ от 10 марта 2017 г. N 6-П.
Куда жаловаться
Если страховая насчитала мало, отказала в восстановлении или нарушила срок выдачи направления и условия оказания услуг, жалуйтесь в Федеральную службу страхового надзора, Центральный банк и Союз автостраховщиков.
При положительном рассмотрении жалобы, уполномоченные органы проведут у страховщика проверку, лишат возможности направлять авто на техническое обслуживание и обяжут выплачивать страховку только в денежном выражении.
Обратитесь с иском о взыскании компенсации и неустойки в суд.
Резюме
Направляя автомобиль на ремонт по ОСАГО помните:
- хотя восстановление авто на СТО является приоритетным, по согласованию с СК не исключена возможность получения денежной компенсации;
- максимальный срок выдачи направления составляет 20 дней с момента обращения;
- срок восстановления автомобиля не должен превышать 30 дней;
- без вашего согласия при ремонте не должны использоваться б/у или неоригинальные запчасти;
- автомобили младше 2-х лет направляются на СТО официального дилера;
- гарантия на детали и узлы составляет 6 месяцев, на покраску 12.
- претензии по ремонту предъявляются страховой компании, а не автосервису;
- жаловаться на СК можно в Федеральную службу страхового надзора, Центральный банк и Союз автостраховщиков;
- после проведения досудебного урегулирования для получения компенсации, пени и неустойки обратитесь в суд.
Ремонт по ОСАГО в 2021 году: процедура, сроки и нюансы
На каких условиях выполняется ремонт по ОСАГО в 2021 году? Наличие ОСАГО-полиса позволит автовладельцу-страхователю не выплачивать компенсацию ущерба, нанесенного другим участникам дорожного движения при ДТП. Автостраховщик виновника аварии обеспечит пострадавшей стороне надлежащий ремонт поврежденной машины или, как вариант, выплатит ей адекватное денежное возмещение. Организация, выполнение и оплата ремонта (восстановления) автомобиля по правилам ОСАГО регламентируются конкретными нормами действующего законодательства.
Ремонт машины на условиях ОСАГО: нормативно-правовой аспект
ОСАГО-полис (автогражданка) – это договор, посредством которого страхуется гражданская ответственность автомобилиста-страхователя. Оформление автогражданки – обязательное условие для всех владельцев автотранспорта, имеющего регистрацию РФ (пункт 1 статьи 4 закона № 40-ФЗ от 25.04.2002). Если данное требование не выполняется, нарушителю грозит штраф, размер которого составляет 800 рублей (как установлено пунктом 2 статьи 12.37 КоАП РФ).
Возмещение вреда от ДТП совершается компанией-автостраховщиком согласно порядку, предписанному статьей 12 закона № 40-ФЗ от 25.04.2002, регламентирующего ОСАГО. Соответствующая процедура подразумевает компенсацию страховой компанией ущерба, нанесенного имуществу (автомобилю), здоровью и жизни лица, пострадавшего в автомобильной аварии, произошедшей по вине автовладельца-страхователя.
Как предусматривается правилами ОСАГО, вред, причиненный легковой машине, пребывающей в собственности российского гражданина и имеющей российскую регистрацию, возмещается автостраховщиком путем обеспечения восстановительного ремонта данной машины (пункт 15.1 статьи 12 закона № 40-ФЗ). Иными словами, такой ущерб компенсируется пострадавшему субъекту в натуре. При этом стороны должны руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами:
- Закон № 40-ФЗ от 25.04.2002, регламентирующий ОСАГО в РФ. Обеспечение страховщиком восстановительного ремонта автотранспорта, принадлежащего потерпевшему в ДТП, регулируется этим нормативно-правовым актом.
- Положение ЦБ РФ № 431-П от 19.09.2014, устанавливающее правила ОСАГО. Возмещение автостраховщиком вреда путем восстановления автотранспорта, поврежденного при ДТП, регламентируется главами 4-6 данного нормативно-правового акта.
- Положение ЦБ РФ № 432-П от 19.09.2014, определяющее методику стоимостной оценки восстановительного ремонта, осуществляемого в отношении машины, поврежденной при ДТП.
Порядок восстановления машины по правилам автогражданки
Чтобы по ОСАГО (автогражданке) получить возмещение (компенсацию) путем восстановления поврежденной машины, нужно последовательно выполнить следующие процедуры:
- Оформление ДТП. Водитель, который оказался причастным к дорожной аварии, должен выполнить инструкции, регламентированные пунктами 2.5, 2.6, 2.6.1 ПДД. Иначе говоря, ему необходимо остановить автотранспорт, включить аварийный световой сигнал, оказать базовую медпомощь пострадавшим (если нужно), исключить возникновение помех для других транспортных средств (освободить надлежащим образом проезжую часть).
- Оформить необходимую документацию в связи с ДТП. Это можно сделать либо по европротоколу, либо путем привлечения сотрудников ГИБДД. Составлением европротокола можно ограничиться, если материальный вред автомашине не превышает 100 000 рублей, погибшие или раненые в ДТП отсутствуют, авария произошла с участием двух транспортных средств (не более), у водителей этих машин имеются полисы автогражданки и отсутствуют разногласия по поводу происшествия (статья 11.1 закона № 40-ФЗ).
- Подготовка необходимых бумаг, перечень которых регламентируется пунктами 3.10 и 4.13 Положения ЦБ РФ № 431-П. Так, следует подготовить паспорт гражданина, бланк-извещение о ДТП, надлежащий протокол (как вариант, постановление о привлечении или об отказе в привлечении виновного субъекта к административной ответственности), доверенность представителя гражданина- страхователя (если есть), документация на автомашину (СТС, ПТС), сведения экспертной оценки (если выполнялась независимая экспертиза), документальное подтверждение оплаты эвакуации (если она осуществлялась).
- Получатель возмещения (потерпевший) передает собранную документацию, соответствующее заявление, бланк-извещение своему автостраховщику (если у получателя есть право на прямую компенсацию вреда, зафиксированное статьей 14.1 закона № 40-ФЗ) или автостраховщику виновного субъекта (в других ситуациях). Вышеперечисленные бумаги направляются автостраховщику в течение 5 дней (если составлялся европротокол) или на протяжении 3 лет (если авария оформлялась сотрудниками ГИБДД).
- Поврежденная машина предоставляется автостраховщику для надлежащего осмотра на протяжении 5 рабочих дней со дня передачи этому автостраховщику всех необходимых бумаг (пункт 10 статьи 12 закона № 40-ФЗ).
- Необходимо дождаться итогов независимой экспертизы (оценки) поврежденной машины (если, конечно, данная экспертиза будет осуществляться).
- Автостраховщик принимает обоснованное решение по поводу восстановления автомашины (как вариант, уплаты денежной компенсации). Вердикт выносится при соблюдении сроков, установленных пунктом 4.22 Положения ЦБ РФ № 431-П. В самом общем случае данный срок составляет 20 дней. Как вариант, этот срок можно увеличить до 30 дней, если водитель-страхователь сам захотел отремонтировать поврежденную машину на станции техобслуживания, с которой у компании-автостраховщика отсутствует договор (если, конечно, автостраховщик дал свое разрешение).
- Поврежденная автомашина передается на СТО для восстановления (конкретная станция указывается в соответствующем направлении).
- Машина, отремонтированная (восстановленная) по ОСАГО-полису, передается автовладельцу (пострадавшему). Срок ремонта согласовывается сторонами, однако он не должен быть больше срока, предусмотренного пунктом 6.1 Положения ЦБ РФ № 431-П (максимум 30 рабочих дней). Затягивание ремонта автостраховщиком может стать основанием для истребования с него неустойки (пени), составляющей 0,5% от суммы причитающегося возмещения за каждый день допущенной просрочки (абзац 2 пункта 21 статьи 12 закона № 40-ФЗ).
- Если у автомобилиста (потерпевшего) имеются претензии к результатам выполненного ремонта (восстановления), соответствующий спор с компанией-автостраховщиком решается в порядке, четко регламентированном главой 5 Положения ЦБ РФ № 431-П. Заявитель направляет компании-автостраховщику досудебную претензию, рассматриваемую адресатом на протяжении 10 дней. Если данная претензия не рассматривается или отклоняется автостраховщиком, заявитель сможет воспользоваться судебным механизмом разрешения спора.
Когда можно получить денежную компенсацию по ОСАГО вместо ремонта
Пунктом 4.17.1 Положения ЦБ РФ № 431-П оговаривается, что потерпевший может рассчитывать на страховое возмещение исключительно через восстановление поврежденного автотранспорта и, соответственно, не вправе требовать денежную компенсацию, если в аварии пострадала легковая автомашина, являющаяся собственностью физлица и имеющая российскую регистрацию. Однако пунктом 16.1 статьи 12 закона № 40-ФЗ предусматриваются определенные исключения. Иными словами, владельцу вышеупомянутой легковой автомашины, пострадавшей в ДТП, по ОСАГО выплачивается денежная компенсация (вместо ремонта) при следующих обстоятельствах:
- Автостраховщик и выгодоприобретатель (потерпевший) заключили между собой надлежащее письменное соглашение.
- В качестве формы возмещения ущерба выгодоприобретатель (потерпевший) выбрал страховую выплату, руководствуясь абзацем 6 пункта 15.2 статьи 12 или, как вариант, абзацем 2 пункта 3.1 статьи 15 закона № 40-ФЗ.
- Стоимость восстановления поврежденной автомашины – минимум 400 000 рублей.
- Потерпевший имеет подтвержденный статус инвалида. При этом он сам предпочел денежную компенсацию.
- В ДТП здоровью пострадавшего нанесен вред (средний степени, тяжкий). При этом пострадавший сам выбрал денежное возмещение.
- Гибель потерпевшего.
- Автомашину нельзя восстановить.
Независимая экспертиза при автогражданке: когда она требуется
Как оговаривается абзацем 1 пункта 11 статьи 12 закона № 40-ФЗ, необходимость в независимой экспертизе поврежденного автотранспорта возникает лишь тогда, когда автостраховщик и потерпевший не могут согласовать список, характер, обстоятельства очевидных повреждений, нанесенных машине вследствие аварии. В других ситуациях не требуется экспертная оценка вреда, причиненного автомашине.
Данная экспертиза может проводиться как автостраховщиком, так и пострадавшим. Однако обязанность по выполнению такой экспертизы в первую очередь возлагается именно на компанию-автостраховщика (пункт 13 статьи 12 закона № 40-ФЗ). Если же страховая организация не провела надлежащий осмотр автомашины или отказалась обеспечить данную экспертизу, пострадавшая сторона вправе самостоятельно её осуществить.
Куда передается автомашина для восстановления по ОСАГО
Абзацем 5 пункта 15.2 статьи 12 закона № 40-ФЗ оговаривается, что компания-автостраховщик по ОСАГО направляет машину потерпевшего именно на ту станцию техобслуживания, с которой у неё имеются договорные отношения. При этом компания-страховщик может выбрать любую из таких станций, если договоренности у неё оформлены с несколькими СТО. При этом данные станции должны соответствовать установленным требованиям.
Однако в двух типичных ситуациях физлицо-страхователь вправе самостоятельно выбрать подходящую станцию техобслуживания:
- Оформляя ОСАГО, клиент самостоятельно выбрал конкретную станцию из списка, предложенного автостраховщиком.
- После аварии пострадавший письменно сообщил автостраховщику о намерении выполнить ремонт на автостанции, с которой, у автостраховщика отсутствует договор, а компания-страховщик одобрила данную просьбу.
Восстановительный ремонт автомашины по ОСАГО: порядок действий
Восстановление поврежденного автотранспорта по ОСАГО-полису выполняется следующим образом:
- Автостраховщик выдает пострадавшему направление на восстановление поврежденной автомашины по ОСАГО. При этом должен быть выполнен надлежащий расчет ремонта.
- Потерпевшее лицо самостоятельно приезжает на станцию техобслуживания, четко указанную в полученном направлении. Как вариант, автотранспорт после ДТП передается автостраховщику для перемещения на СТО (это практикуется, если на поврежденной машине совсем нельзя ездить).
- Автомашина, подлежащая ремонту, загоняется в бокс СТО. Специалисту станции предъявляется надлежащее направление от автостраховщика. При этом могут понадобиться и другие бумаги.
- Осуществляются все необходимые работы с соблюдением установленных сроков.
- Когда работы будут полностью завершены, компания-автостраховщик сообщает пострадавшему о готовности восстановленного автотранспорта.
- Автовладелец лично посещает СТО, проверяет выполненную работу.
- Если автовладелец удовлетворен итогами восстановления, он подписывает акт передачи-приема, подтверждая отсутствие претензий. Если имеются претензии, данный акт не следует подписывать.
Если владелец восстановленного автотранспорта не удовлетворен результатами ремонта, выполненного на СТО по ОСАГО, он предъявляет соответствующую претензию автостраховщику. Как установлено абзацем 2 пункта 1 статьи 16.1 закона № 40-ФЗ, досудебная процедура предъявления претензии организации-автостраховщику является обязательной. Если досудебное требование автовладельца не удовлетворяется, заявитель вправе выдвинуть судебный иск.
Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.