- Норма-час на ремонт автомобилей. Нормы времени на ремонт
- Что такое нормочас ремонта автомобиля
- Как рассчитываются норма-часы
- От чего зависят нормы времени на ремонт автомобилей
- Как составляются нормы времени на капитальный ремонт авто
- Сборник норм времени на ремонт автомобилей
- Нормочас технического обслуживания для легковых автомобилей
- Процент надбавки к ремонту грузовых автомобилей
- Нормы времени ремонта автомобилей для легковых моделей без учета надбавок
- Пример нормы времени на ремонт автомобиля
- Автонормы 03.2021
- Сборник сервисных нормативов производителя транспортного средства.
- Нормы времени
- Мобильное приложение
- Виджет «Автонормы Онлайн»
- Автонормы онлайн
- Нормативы трудоёмкости ТО и ТР
Норма-час на ремонт автомобилей. Нормы времени на ремонт
Совеременные автомобили имеют неприятную способность ломаться. Увы, не всегда удаётся решить проблемы самостоятельно – приходится обращаться к специалистам. Техническое обслуживание машины предназначено для поддержания исправного состояния, направленного на предотвращение поломок. Такие процедуры очень важны для автомобиля. Потратив полчаса на замену моторного масла, вы защитите себя от поломки мотора. Техническое обслуживание машины – это необходимая профилактика работоспособного состояния автомобиля.
Что такое нормочас ремонта автомобиля
Норма-час на ремонт автомобилей и его технического обслуживания — это единица времени выполнения работ. Существуют определенные нормативы проведения работ с автомобилем. В нормативах прописаны все операции и сколько норма-часов на ремонт автомобиля выделяется под определенную операцию.
Как рассчитываются норма-часы
Специалисты исходят из типовой стоимости нормы времени на ремонт машины и рассчитывают полную стоимость операции для клиентов. Если владелец знает нормы-часы, ему удобно заранее подсчитать стоимость всех операций онлайн. К тому же легко скорректироваться с планами, чтобы отсутствие машины не приносило вреда. Стоит отметить, что не все СТО используют норма-час на ремонт автомобиля. Обычно эти расчёты используют частные автовладельцы. Случается, что в ней нуждаются и сервисные центры.
В настоящее время ремонт автомобиля может составлять до трети от общих эксплуатационных расходов на автомобиль. Статистически наибольшая доля приходится на расходы на топливо, но обслуживание обычно является вторым по величине компонентом стоимости авто. Обычно мы согласны с уровнем цен на запчасти на этапе выбора автомобиля. Это потому, что вопрос возникает непосредственно из класса и технической сложности автомобиля.
Однако цены, которые мастерская желает получить за труд, для многих водителей неизвестны. Много ли стоит 8000 рублей за замену сцепления? Или, может быть, это чересчур мало?
От чего зависят нормы времени на ремонт автомобилей
Норма времени ремонта автомобилей изменяется в зависимости от: производителя машины, модели, износа самого автомобиля – в небольших диапазонах.
Для организаций и юридических лиц нормативы трудоемкости работы корректируются в зависимости от количества обслуживаемых и проверяемых автомобилей на предприятии.
Главным примером жесткости является добавление так называемой диагностики автомобиля в случае ремонта. Когда клиент приезжает, чтобы устранить источник стука в подвеске или причину дергания двигателя, задача мастерской состоит в том, чтобы найти источник проблемы. Для ремонта механик не должен добавлять нормо-часы в расходы на диагностику, так как это является неотъемлемой частью ремонта. За диагностику по нормо-часам мастерская может пожелать заплатить, когда клиент прибывает с просьбой проверить дефект, но без непосредственно ремонта.
Как составляются нормы времени на капитальный ремонт авто
Нормы технического обслуживания и ремонта автомобиля включают:
- Обслуживание рабочего места
- Оперативное время
- Получение материалов и инструментов
- Подготовительно-заключительную работу
- Время на отдых и личные надобности.
Все это в суммарном варианте дает норму времени ремонта автомобиля.
Сборник норм времени на ремонт автомобилей
На сайте ETLIB находится удобный сервис для определения норма-часов для нужной марки и модели автомобиля. Основные базовые сведения норма-часов на ремонт автомобиля представлены в удобном и доступном формате далее.
Нормочас технического обслуживания для легковых автомобилей
- Проверить действие приборов звукового сигнала, отмывание стекла, отопление и освещение – 0,08
- Замерить контрольный расход топлива – 0,25
- Проверить коробку передач под нагрузкой – 0,05
- Произвести уборку салона – 0,30
- Проверить состояния двигателя, смазки и охлаждения – 0,35
- Полная мойка всего автомобиля – 0,80
- Проверить работу системы сжигания – 0,32
На основание анализа было установлено, что процент надбавки к оперативному времени составляет 12 норма-часов.
Процент надбавки к ремонту грузовых автомобилей
Укрупненные нормы времени на ремонт автомобиля составляют:
- Снятие или установка агрегатов, узлов и деталей (нормы времени на ремонт двигателя) – 15,1
- Ремонт электрооборудования – 12,0
- Малярные работы – 14,0
- Ремонт газовой аппаратуры – 12,0
- Шиномонтажные работы – 12,0
- Слесарные работы по ремонту приборов, системы питания, двигателя автомобиля – 12,0
- Обработка деталей в механическом цехе – 12,8
Нормы времени ремонта автомобилей для легковых моделей без учета надбавок
- Снять и установить топливный бак – 0,36
- Работы с глушителем/приемной трубкой/коробкой передач- 0,92
- Установка радиатора – 0,52
- Установка водного насоса – 0,64
- Заменить шланг – 0,25
Норма времени для ремонта грузовых автомобилей отличается, потому что требует больших затрат:
- Снять и установить двигатель – 4,20
- Заменить механизм вращения клапана – 0,29
- Снять и установить карбюратор – 0,42
- Работа со сцеплением – 1,10
- Работа с головкой цилиндра двигателя – 0,25.
Для расчета стоимости ремонта по нормо-часам, на помощь приходят сервисные программы, каталоги с деталями и т.д. Вы можете узнать, сколько времени предусмотрено на выполнение данной операции. Тогда, по крайней мере, теоретически, достаточно умножить время на собственную ставку нормо-часов, и мы получим стоимость услуги.
Это только теоретически, на практике все выглядит немного иначе — в каталоге операций нормо-часы предусмотрены на новый автомобиль. На самом деле, в случае многих поломок есть заметки о «трудном случае», но дополнительного регламентного полчаса часто недостаточно, чтобы мастер мог справиться с приржавевшими винтами.
Регламентные нормо-часы — это всего лишь подсказка для механика, сколько потребуется времени на выполнение конкретного ремонта.
Пример нормы времени на ремонт автомобиля
Представленные ремонты или рабочие часы не имеют обязательного выполнения мастерскими — автосервис не обязан даже знать такие стандарты и, конечно, не должен их соблюдать.
Многие действия легко срываются (даже если они утверждают, что предусмотрены только в новой машине). Более высокие трудозатраты часто лежат в интересах самих клиентов. Например, Zafira B с двигателем 1,7 CDTI. Теоретически операция замены турбины длится 2 часа. 48 мин по нормо-часам. Будет трудно уложиться в этот лимит времени даже опытному мастеру, потому что создатели каталога не включили некоторые дополнительные операции, необходимые для: демонтажа компрессора кондиционера (к счастью, без необходимости опорожнять систему, просто отодвиньте компрессор от блока двигателя), тепловых щитков, датчика температуры. Весь элемент демонтирован — с выпускным коллектором и катализатором, который необходимо демонтировать.
Кроме того, помните, что ремонт по нормочасам речь идет об обмене компонентами — вынимания старой турбины, и установки новой. Если старую турбину клиент попросил восстановить, то нормочасов на ремонт автомобиля потребуется еще дольше. Кроме того, существует проблема занимаемого положения, толкания автомобиля по сервису и т.д. Именно поэтому услуги в этой модели учитывают не 4760 рублей (как это следует из оценки стоимости по нормо-часам ремонта авто), а около 11 000 рублей — и это не так уж много, зато учитывается весь фронт выполняемого ремонта!
Автонормы 03.2021
Сборник сервисных нормативов производителя транспортного средства.
Говоря по-простому, автопроизводитель создал каталог всех возможных работ со всеми возможными запчастями и указал каждой операции нормы времени. Т.е. можно всегда абсолютно точно сказать сколько времени займет замена тормозных колодок на Лада Калина 2012 года выпуска.
Нормы времени
База данных «Автонормы» поставляется в формате — CSV, mySQL. Актуальность базы: 03.2021. Вы можете приобрести mySQL-версию базы данных самого свежего релиза, стоимость которого составляет 65 000 рублей.
TecRMI и AutoData 2020 — это точные данные о том, сколько требуется времени чтобы активировать, деактивировать, дополнить, загрузить, заменить, измерить, на заказ, опорожнить, ослабить и закрепить, оснастить, отводить влагу, откачать воздух, отрегулировать, очистить, переоборудовать, присоединить, прифланцевать и отфланцевать, проверить, провести, программировать, ремонтировать, сбалансировать, сбросить, слить и наполнить, снять и встроить, собрать и разобрать конкретный узел автомобиля.
Мобильное приложение
В ноябре 2019 года вышло в свет мобильное приложение для специалистов с бесплатным доступом к автомобильным нормам.
Виджет «Автонормы Онлайн»
Установите на сайт бесплатный виджет «Автонормы Онлайн»
Автонормы онлайн
Нормы времени и стоимость работ по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей.
Выберите марку автомобиля.
Нормативы трудоёмкости ТО и ТР
Таблица Ж.1 — Нормативы трудоёмкости ТО и ТР для первой категории условий эксплуатации
Подвижной состав | Нормативная трудоёмкость | |||
ЕО чел. – ч. | ТО-1 чел. – ч. | ТО-2 чел. – ч. | ТР | |
Автомобили легковые: | ||||
особо малого класса (рабочий объём двигателя до 1,2 л., сухая масса до 850 кг) | 0,3 | 2,3 | 9,2 | 2,8 |
малого класса (рабочий объём двигателя от 1,2 до 1,8 л., сухая масса от 850 до 1150 кг) | 0,4 | 2,6 | 10,2 | 3,4 |
среднего класса (рабочий объём двигателя от 1,8 до 3,5 л., сухая масса от 1150 до 1500 кг) | 0,5 | 3,2 | 11,3 | 3,8 |
Автобусы с бензиновыми двигателями | ||||
особо малого класса (длина до 5 м) | 0,5 | 4,4 | 16,7 | 5,0 |
малого класса (длина 6,0 – 7,5 м) | 0,7 | 6,0 | 20,0 | 5,9 |
среднего класса (длина 8,0 -9,5 м) | 0,9 | 7,3 | 24,0 | 6,5 |
большого класса (длина 10,5 – 12,0 м) | 1,2 | 8,3 | 33,0 | 7,6 |
Автобусы с дизельным двигателем | ||||
среднего класса (длина 8,0 – 9,5 м) | 0,9 | 7,3 | 24,0 | 6,5 |
большого класса (длина 10,5 – 12,0 м) | 1,4 | 10,0 | 40,0 | 9,0 |
особо большого класса (длина 16,5 – 18 м) | 1,8 | 13,5 | 47,0 | 11,0 |
Грузовые автомобили с бензиновым двигателем | ||||
Бортовые автомобили, грузоподъёмностью, т: | ||||
0,5 | 0,2 | 2,2 | 7,2 | 2,8 |
1,0 | 0,3 | 2,4 | 8,1 | 3,1 |
2,5 | 0,4 | 2,8 | 10,8 | 3,8 |
4,0 | 0,5 | 3,0 | 12,0 | 4,8 |
5,0 | 0,5 | 3,3 | 12,3 | 5,2 |
7,5 | 0,6 | 4,1 | 19,3 | 6,5 |
8,0 | 0,6 | 4,2 | 19,6 | 6,7 |
12,0 | 0,9 | 6,3 | 27,6 | 9,6 |
Автомобили-тягачи, масса полуприцепа с грузом, т: | ||||
6,5 – 10,0 | 0,35 | 4,1 | 11.6 | 4,6 |
0,45 | 4,15 | 11,9 | 4.8 | |
до 18,5 | 0,55 | 4,2 | 18,8 | 6,6 |
Автомобили-самосвалы, грузоподъёмностью, т: | ||||
3,0 – 3,5 | 0,48 | 2,5 | 10,5 | 4,3 |
5.0 -5,8 | 0,8 | 3,1 | 12,4 | 4,6 |
Грузовые автомобили с дизельным двигателем | ||||
Бортовые автомобили, грузоподъёмностью, т | ||||
8,0 | 0,75 | 3,4 | 13,8 | 6,7 |
12,0 | 0,87 | 3,6 | 19,7 | 9,6 |
20,0 и более | 1,65 | 27,1 | 53,6 | 16,4 |
Автомобили -тягачи, масса полуприцепа с грузом, т: | ||||
17,75 | 0,35 | 3,2 | 12,5 | 6,0 |
19,1 | 0,67 | 3,74 | 15,95 | 6,35 |
26,0 | 0,97 | 4,85 | 19,17 | 9,82 |
Автомобили-самосвалы, грузоподъёмностью, т: | ||||
8,0 | 0,5 | 3,91 | 15,87 | 6,9 |
10,0 | 0,55 | 3,91 | 16,67 | 9,77 |
12,0 | 0,55 | 4,04 | 16,91 | 10,13 |
27,0 | 0,6 | 13,5 | 60,5 | 20,35 |
40,0 | 0,6 | 13,7 | 60,7 | 24.95 |
Прицепы: | ||||
одноосные, грузоподъёмностью до 3 т | 0,1 | 0,4 | 2,2 | 0,4 |
двухосные, грузоподъёмностью до 8 т | 0,2 -0,3 | 0,8 -1,0 | 4,4 -5,7 | 1,2- 1,5 |
двухосные, грузоподъёмностью 8 и более т | 0,3 – 0,4 | 1,3 -1,6 | 6,0 -6,3 | 1,9 -2,1 |
Полуприцепы грузоподъёмностью, т: | ||||
до 8 | 0,2 | 0,8 | 4,3 | 1,1 |
до 11,5 | 0,3 | 0,9 | 4,5 | 1,4 |
до 13,5 | 0,3 | 1,0 | 4,5 | 1,4 |
до 20,0 | 0,3 | 1,1 | 5,0 | 1,45 |
Дни простоя автомобилей в ТО и ремонте
Таблица З.1 — Продолжительность простоя подвижного состава в техническом обслуживании и ремонте
Подвижной состав | Продолжительность простоя, дней, не более |
в ТО и ТР на1000 км пробега | в КР |
Автомобили легковые: | |
особо малого класса | 0,3 |
малого класса | 0,35 |
Среднего класса | 0,4 |
Автобусы | |
особо малого класса | 0,3 |
малого класса | 0,4 |
среднего класса | 0,5 |
большого класса | 0,6 |
особо большого класса | 0,7 |
Автомобили грузовые: | |
особо малой грузоподъёмности | 0,3 |
малой грузоподъёмности | 0,4 |
средней грузоподъёмности | 0,5 |
Большой грузоподъёмности: | |
свыше 5 т до 6 т | 0,55 |
свыше 6 т до 8 | 0,6 |
Особо большой грузоподъёмности: | |
свыше 8 т до 10 т | 0,65 |
свыше 10 т до 16 т | 0,7 |
Автомобили-самосвалы внедорожные, грузоподъёмностью | |
27 т | 0,75 |
40 т | 0,8 |
75 т | 0,85 |
Прицепы: | |
одноосные малой и средней грузоподъёмности | 0,10 |
двухосные средней и большой грузоподъёмности | 0,12 |
двухосные особо большой грузоподъёмности | 0,15 |
Полуприцепы | |
одноосные средней и большой грузоподъёмности | 0,1 |
одноосные особо большой грузоподъёмности | 0,11 |
многоосные особо большой грузоподъёмности | 0,12 |
Примечание: продолжительность простоя подвижного состава в техническом обслуживании и ремонте корректируется путём умножения нормативов, приведённых в табл. З.1 на коэффициент K4 ’ , см. табл. Д.4.
Распределение подвижного состава при ТО и ТР
Таблица И.1 — Распределение подвижного состава по технологически совместимым группам при производстве технического обслуживания и текущего ремонта
Типы подвижного состава на автотранспортном предприятии | Технологически совместимые группы по типам и базовым маркам подвижного состава | ||||
I | II | III | VI | V | |
Легковые автомобили | ВАЗ, ИЖ | ГАЗ | — | — | — |
Автобусы | — | ГАЗ, ЗИЛ, УАЗ | ПАЗ, КАВЗ | ЛАЗ, ЛИАЗ | ЛИАЗ |
Грузовые автомобили | ИЖ | ГАЗ, УАЗ | ЗИЛ, ГАЗ | ЗИЛ, УРАЛ | КАМАЗ, МАЗ, КРАЗ |
В методических рекомендациях использованы ссылки на следующие стандарты:
1. ГОСТ 2.004-88 ЕСКД Общие требования к выполнению конструкторских и технологических документов
2. ГОСТ 2.104-68 ЕСКД Основные надписи
3. ГОСТ 2.108-68 ЕСКД Спецификации
4. ГОСТ 2.105-95 ЕСКД Общие требования к текстовым документам
5. ГОСТ 2.109-73 ЕСКД Основные требования к чертежам
6. ГОСТ 2.301-68 ЕСКД Форматы
7. ГОСТ 2.321-84 ЕСКД Обозначения буквенные
Проектирование реконструкции (поста, участка) АТП
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
для курсового проектирования студента 4 курса специальности 23.02.03
“Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта”
1 Списочное количество автомобилей по маркам, AИ :
2 Количество условно “новых” автомобилей по маркам A:
3 Количество условно старых автомобилей по маркам A ’ :
4 Среднесуточный пробег автомобилей каждой группы lСс: _______________________
5 Число рабочих дней в году, для ремонтного персонала, DРаб. Г ___________________ дней.
6 Число смен работы в зонах (на постах, участках), nСм__________________________ смен.
7 Продолжительность смены, TСм _____________________________________________ часов.
8 Категория условий эксплуатации ________________________
9 Природно-климатические условия _______________________
10 Агрессивность окружающей среды ____________________________________ .
11 Модификация автомобилей ________________________________________________.
(грузовые, самосвалы, седельные тягачи)
12 Пробег с начала эксплуатации, в долях от нормативного пробега до КР по группам автомобилей: _________________________________________________________________;
13 Продолжительность простоя автомобилей в КР _______________________ дней.
14 Продолжительность простоя автомобилей в ТО и ТР ___________ дней/1000 км.
15 Продолжительность основного отпуска рабочих зон ТО и ТР ____________ дней.
16 Продолжительность дополнительного отпуска для этих рабочих _________ дней.
17 Размер премий к заработной рабочих __________________________ процентов.
18 Размер доплат к заработной плате рабочих ______________________ процентов.
19 Часовые тарифные ставки для рабочих зон ТО и ТР, по разрядам:
— второго ________________________________________________________ рублей;
— третьего _______________________________________________________ рублей;
— четвёртого _____________________________________________________ рублей;
— пятого _________________________________________________________ рублей.
Руководитель курсового проекта _______________________________________________
(Фамилия, инициалы, подпись)
Председатель цикловой предметной комиссии технических дисциплин
(Фамилия, инициалы, подпись)
Примерная структура содержания курсового проекта (Проектирование АТП)
1.2 Организация и управление производством ТО и ТР
1.3 Характеристика технологического процесса ТО и ТР
2 ТЕХНОЛОГИЧНСКИЙ РАСЧЕТ
2.1 Исходные данные для проектирование и их обоснование
2.2 Расчет производственной программы
2.2.1 Корректирование нормативной периодичности ТО и пробегов до КР
2.2.2 Определение числа ТОиТР на один автомобиль за цикл
2.2.3 Определение числа ТО на один автомобиль и весь парк за год
2.2.3.1 Определение годового пробега автомобиля
2.2.3.2 Определение коэффициента перехода от цикла к году
2.2.3.3 Расчет годового количества ТО на один автомобиль за год
2.2.3.4 Расчет годового количества ТО на весь парк за год
2.2.4Определение числа диагностических воздействий Д-1 и Д-2 на весь парк за год
2.3 Определение суточной программы по видам ТО
2.4 Обоснование выбора метода ТО и диагностирования автомобилей
2.5 Расчёт годовых объёмов работ ТО и ТР предприятия
2.5.1Корректирование нормативных трудоемкостей ТО и ТР
2.5.2Расчёт трудоемкости диагностирования Д-1
2.5.3Расчет трудоемкости диагностирования Д-2
2.6 Расчет годовых объемов работ по ТО, диагностированию и ТР (согласно задания)
2.7 Распределение годовых объемов работ
2.8 Расчет годового фонда времени рабочего места и штатного рабочего
2.9 Расчет численности рабочих мест и штатных рабочих на посту, участке
2.10 Расчет количества постов ТО и ТР (согласно задания)
2.10.1 Определение ритма производства
2.10.2 Расчет количества универсальных постов
2.10.3 Расчёт количества постов зоны ТО
2.10.4 Расчёт количества постов Д-1, Д-2
2.10.5 Расчёт количества постов ТР
3 ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПОСТА, ЗОНЫ, УЧАСТКА (в соответствии с заданием)
3.1 Назначение поста, зоны, участка
3.2 Технология выполнения работ на посту, в зоне, участке
3.3 Подбор технологического оборудования и оснастки, организационной оснастки
3.4 Расчёт площади поста, зоны,участка и её планировка
3.5 Технологическая карта
4 БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТА
4.1 Охрана труда и техника безопасности на проектируемом посту, зоне, участке
4.2 Техника безопасности и пожарная безопасность на проектируемом посту, зоне, участке
4.3 Охрана окружающей среды
ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА
1 Лист 1 Планировка поста, зоны, участка (формат А-1)
2 Лист 2 Технологическая карта (формат А-1)
Список используемой литературы
Примечания (спецификации к графической части проекта)
Примеры библиографического описания официальных документов:
Федеральный конституционный закон
Федеральный конституционный закон от 3 ноября 2004 г. №6-ФКЗ «О внесении изменения в статью 11 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. -№45. — Ст. 4376.
Федеральный закон от 11 ноября 2004 г. №139–ФЗ «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. -2004. — № 46 (Ч.1). — Ст. 4494.
Указ Президента РФ
Указ Президента Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. №1459 «О приеме в гражданство Российской Федерации// Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — №47. – Ст. 4645.
Постановление Правительства РФ
Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2004 г. № 725 «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении масла пальмового» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — №50. — Ст. 5066.
Правило (стандарт) аудиторской деятельности. // Аудитор. -1999. — № 6. — С. 16 -51.
Библиографическое описание учебников и учебных пособий
Правила библиографического описания монографий, учебных пособий и справочных изданий. Каждый источник, используемый при написании работы, должен быть описан соответствующим образом. В описание должны входить: фамилия и инициалы автора (если таковой имеется; при этом инициалы указываются после фамилии), полное название книги без кавычек после двоеточия указывается тип издания (учебное пособие, словарь и т.д.), после (.-) –указываются сведения о переизданиях, если таковые имеются, после (.-) – название города, в котором издана книга (для городов Москва и Санкт – Петербург приняты сокращения: М., СПб.), названия всех остальных городов пишутся полностью, затем, после двоеточия — название издательства, которое выпустило книгу, после запятой — указываем год издания, после (.-) – указывается количество страниц в книге, например:
Шишкин А.В. Экономическая теория: Учебник .- 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: ВЛАДОС, 2002. -588с.
Конституционное право: Словарь / Сост. В.В. Иванов. – Новосибирск: Академический проект, 2004. -364с.
Библиографическое описание монографий.
Паперно И. Самоубийство как культурный институт .- М.: Новое литературное обозрение, 1999. – 256с.
Верховин В.И., Зубков В.И. Экономическая социология .- М.: Высш. шк., 2002. – 460с.
Библиографическое описание учебников и учебных пособий.
Издания одного, двух, трех авторов описывается следующим образом:
Соколов С.В. Социальная конфликтология: Учеб. пособие.- М.: ЮНИТИ, 2001. – 327с.
Девятова С.В., Шаповалов И.А. Концепции естествознания: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Наука, 2003. – 160с.
Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: Учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 271 с.
Книга, у которой более чем три автора, описывается на заглавии (в этом случае должен быть указан редактор или составитель).
Конфликтология: Учебник / Под ред. В.П. Ратникова. — М.: ЮНИТИ, 2001. – 512с.
Хрестоматия по истории государства и права России: Учеб. пособие / Сост. Ю.П. Титов. – М.: Проспект, 1999. – 472с.
Библиографическое описание справочных изданий (энциклопедий, словарей и справочников) производится следующим образом:
Борисов Е.Ф., Петров А.С., Стерликов Ф.Ф. Экономика: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 400с.
Конституционное право: Словарь / Отв. ред. В.В. Маклаков. – М.: Юристъ, 2001. – 566с.
Экономическая энциклопедия / Гл. ред. Л.И. Абрамов. – М.: Экономика, 2001. – 1055с.
Культура и культурология: Словарь / Сост. А.И. Кравченко. – Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 928с.
Правила библиографического описания статей из газет, журналов. В аналитическое описание входят: фамилия и инициалы автора (если таковой имеется; инициалы указываются после фамилии);полное название статьи, после двух косых черт (//) идет полное наименование источника (название журнала, газеты, после (.-) — год издания газеты или журнала; после (.-) номер журнала или дату выхода газеты; после (.-) – указывается конкретная страница, на которой опубликован материал и его печатный объем (С.2-23).
Например, ……из газет
Алехин Б.И. К вопросу об эффективности российского фондового рынка // Бизнес и банки. — 2005. — 12 янв. – С. 7 — 8.
Конюхова Т.В. Правовое регулирование инвестиций пенсионных фондов // Законодательство и экономика. — 2004. — №12. – С. 24 -37.
Библиографическое описание статей из сборников, глав из книг производится следующим образом:
Дерюгина Т.В. Вещь как объект сервитутного права // Ученые записки. Вып.2. Т.1./ Волгоградский институт экономики, социологии и права; Отв. ред. В.А. Юсупов. – Волгоград: Изд-во ВИЭСП, 2001. – С. 145-153.
Общая характеристика экологического движения в России // Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. — М.:ВЛАДОС, 1998.-С. 254-267.
Все источники, используемые при написании работы, располагаются в алфавитном порядке.
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. – М: Большая Рос.энцикл. [и др.], 2011. – 1электрон.опт.диск (СD-ROM): зв., цв. – (Интерактивный мир)
Коммуникативно-когнитивная лингвистика/ С.А. Аристов. – aristov@frame/linbgu/edu/ — 2012.