Нормальный расход моторного масла

Нормальный расход масла и отклонения от нормы

Содержание

В процессе эксплуатации автомобиля неизбежно происходит уменьшение объема моторного масла в системе смазки двигателя. При этом замечено, что в машинах нового поколения расход выше, чем в старых авто. Это связано с ростом нагрузки на детали, которая не всегда пропорциональна запасу их прочности. Масло вместе с газами попадает в область картера, а затем в камеру сгорания под действием постоянно возрастающего давления в цилиндрах. Если же автомобиль оснащен турбонаддувом, расход смазочного материала возрастает еще больше. Уплотнения турбокомпрессора негерметичны, и определенное количество масла обязательно проникает в компрессорную часть и далее в цилиндры. Помимо обычного угара, причиной перерасхода смазочного материала часто становится износ деталей двигателя, утечки, испарение. Какой расход масла в двигателе считается нормальным и как не допустить отклонений от нормы?

Как рассчитать расход

Потребление масла рассчитывают как величину, равную объему смазочного материала, затраченного на сжигание 100 л топлива. Т. е. для определения нормы учитывают не пробег автомобиля, а именно количество израсходованного горючего. Такая цифра будет более точной, т. к. горюче-смазочные материалы расходуются не только во время движения, но и при вынужденном простаивании в пробках. Расход смазочного материала определяют разными способами, например по формуле:

  • Qр – вместимость системы смазки транспортного средства;
  • P – количество израсходованного горючего;
  • k – коэффициент, который учитывает износ поршневой группы. Для дизельных двигателей этот показатель принимают равным 1,25, для бензиновых – 1,15, с турбонаддувом – 1,3.

Норма расхода на угар

Количество масла, убывающего вследствие угара, различается в зависимости от типа авто. Для легкового автомобиля нормальным показателем считают 0,005–0,025 % на 100 л горючего. Т. е. если машина расходует 10 литров топлива на 100 км пути, то после 1000 км пробега будет израсходовано 5–25 г смазочного материала. Если двигатель неновый или турбированный, эти цифры могут быть значительно больше – до 0,1 % на 100 литров (100 г на 1000 км) и более. Силовой агрегат грузового автомобиля расходует масло в объеме, составляющем 0,3–0,4 % от количества потребляемого топлива. Изношенный дизельный мотор может сжигать до 0,8 % смазочной жидкости на 100 л горючего (200 грамм на 1000 км). Важно помнить, что нормы расхода возрастают для двигателей после капремонта и агрегатов, эксплуатируемых в течение 5 и более лет.

Почему случаются отклонения от нормы

Около 80 % масла, расходуемого в процессе эксплуатации машины, приходится на угар. Даже в новом и исправном двигателе некоторая часть смазочного материала остается на стенках цилиндров после прохождения маслосъемных колец и попадает в камеру сгорания. Самый высокий угар – у авто на обкатке и с чрезмерно изношенным силовым агрегатом. Помимо прочего, моторное масло имеет свойство испаряться. Чем выше температура жидкости, тем интенсивнее происходит этот процесс. Самая распространенная причина перерасхода автомасел – утечки через сальники коленвала и распредвалов, прокладки головки блока цилиндров, клапанные крышки, уплотнения масляных фильтров и т. д. Пробой прокладки ГБЦ может стать причиной попадания смазочного материала в систему охлаждения. Повышенный расход гарантированно будет у некачественного масла, поэтому важно пользоваться продукцией проверенных брендов, например Sintec от АО «Обнинскоргсинтез».

Читайте также:  Маркировка зимних шин легковых автомобилей mishlene

Нормальный расход масла на 1000 км

Оценить состояние двигателя автомобиля помогают определенные параметры, к примеру, расход масла на угар. Для силовых агрегатов разного типа показатели нормального уровня отличаются, кроме того, затраты масла определяются изношенностью деталей. Когда отмечается превышение параметров, это повод провести диагностику или проверить, насколько качественные смазочные материалы применяются.

Причины увеличения расхода масла в двигателе

Неисправности – частая причина превышения установленных норм. Автовладельцу стоит насторожиться, обнаружив возросший расход моторного масла: подобное свидетельствует об износе мотора, а значит и о возможных предстоящих ремонтных работах.

Показатели, от которых зависит возрастание выгорания масла, таковы:

  • продолжительность эксплуатации мотора;
  • конструкция силового агрегата;
  • рабочий объем блока цилиндров;
  • общий износ деталей;
  • состояние поршневых колец;
  • способ подачи горючего, тип топливного ресурса;
  • климатические условия;
  • своевременное прохождение ТО;
  • состояние масляного фильтра;
  • технические параметры моторной жидкости.

Возрастание расхода моторного масла естественно – двигатель изнашивается во время эксплуатации.

Повышения показателя расхода моторного масла от нормы может крыться как в изменившихся условиях, в которых эксплуатируется транспортное средство, так и в появлении неисправностей ДВС. Например, увеличение нагрузки или избыточный уровень смазки в системе.

Однако есть и другие причины отклонений расхода от нормы:

  • перегрев трущихся деталей – смазка испаряется в процессе работы мотора;
  • увеличение технических зазоров – масло попадает в камеру сгорания.

В некоторых случаях износ некритичен, однако устранить причину поможет лишь капитальный ремонт. Иные проблемы говорят о неисправностях, требующих немедленного устранения, иначе силовой агрегат может отказать:

  • Изменение целостности прокладки блока цилиндров легко заметить самостоятельно – в районе прокладки обнаружатся подтеки. Если разболтались болты – достаточно их подтянуть, если искривилась поверхность головки – выровнять и заменить прокладку.
  • При протекании сальников требуется выполнить их замену.
  • Плохо установленный масляный фильтр приводит к утечке смазочного материала. Достаточно устранить проблему, затянув его сильнее либо заменив новым.
  • Неполадки поршневой системы связаны с маслосъемными кольцами. Их заменяют, а при обнаружении коксования очищают спецсоставами. Когда чистка не помогает, требуется провести замену.
  • Дефекты стенок цилиндров устранять сложно. С такой проблемой справляется расточка или подбор колец с измененной геометрией.

Установка турбокомпрессора всегда приводит к значительному увеличению затрат смазки. До двухсот граммов на тысячу км пробега выгорает в турбированных моторах.

Видео про причины расхода масла

Какой расход масла в двигателе считается нормальным

Определять норму расхода масла необходимо по объему, истраченному на сотню литров горючего. Обкатка нового двигателя до пяти тысяч километров обеспечивает трату масла до 1 л/1000 км в среднем. Аналогичное количество израсходуется при смене поршневых колец.

Читайте также:  Газ 3102 rovers двигатель

Границы расходования смазочного материала при пробеге от пяти до ста пятидесяти тысяч километров в л/1000 км:

  • стандартный режим эксплуатации – 0,25;
  • скоростной, характеризуется повышением нагрузки на транспортное средство – 0,4;
  • движение по горному серпантину и на аналогичных трассах – 0,5.

Если пробег более ста пятидесяти тысяч, нормальный показатель изменится и составит от 0,35 до 0,55 л/1000 км из-за износа деталей.

Норма расхода моторного масла в двигателе

В оценке состояния силового агрегата важную роль играет такой показатель, как расход масла в двигателе. Нормы его отличны для разных типов моторов и зависят от износа. Превышение этих показателей всегда указывают на неисправность, или низкое качество смазочных материалов.

Рассмотрим нормы расхода автомасел для двигателей внутреннего сгорания: бензиновых и дизельных с турбоннадувом и без него. Для определения нормы в каждом случае в расчет берется не величина пробега, а расход топливного ресурса. Это правило неизменно и другие в данном случае не работают.

Условия эксплуатации и факторы, влияющие на расход масла

Превышение нормы расхода моторной жидкости должно насторожить владельца автомобиля. Увеличиться потребление смазочного материала может в двигателях со значительным износом. В любом случае расход моторного масла необходимо периодически отслеживать. Недостаточное количество смеси в смазочной системе приводит к неисправностям, за которыми обычно следует необходимость проведения дорогостоящего ремонта.

Расход смазочной жидкости зависит от нескольких совокупных показателей:

  • характеристики состояния двигателя внутреннего сгорания (сюда относятся не только возраст, мощность, рабочий объем цилиндров и степень износа, но и климатические условия, в которых он эксплуатируется, своевременное проведение техосмотра и ряд других факторов);
  • состояние фильтра (забитый или поврежденный увеличит расход);
  • тип конструкции ДВС (от вида топливного ресурса и способа его подачи зависит расход масла);
  • технические характеристики и качественные показатели моторной жидкости.

Причина возникновения большого расхода моторного масла в двигателе может быть обусловлена условиями эксплуатации, повышенной нагрузкой, внешними неблагоприятными факторами и избыточным уровнем смазочного материала в системе.

Принято рассчитывать расход по объему автомасла, потраченного на 100 литров топлива.

Какой расход масла считается допустимым

Во время обкатки нового агрегата до показания 5000 км. норма расхода масла составляет в среднем 1 литр на 1000 км. Такое количество расходуется смазочной системой после проведения замены поршневых колец. Потребление смазочного материала напрямую зависит от типа двигателя вашего автомобиля. Общепринятые ориентиры при пробеге от 5 до 150 тысяч километров масло расходуется в следующих границах:

  • в обычном режиме движения — 0.25 л. на 1000 км;
  • в скоростном режиме и с повышенной нагрузкой — 0.4 л. на 1000 км;
  • в горах и условиях, приближенных к таковым — 0.5 л. на 1000км.

В движках с пробегом свыше 150 000 км. этот показатель составит в среднем 0.35 — 0.55 л.

Читайте также:  Бортовой компьютер для диагностики двигателя

Значения в соответствии с конструкциями движка продемонстрированы в таблице. Нормы расхода даны из расчета на 100 литров топлива. Следует учесть, что в дизельных агрегатах они отличны по причине высокого давления в таких двигателях.

Тип двигателя Допустимый показатель в разных условиях на 100 л. Критическая отметка, показатель на 100 л. топлива
Бензиновый В новых силовых агрегатах — 0.25 мл.(в некоторых случаях в период обкатки допустимо превышение этого показателя). В автомобилях с пробегом в хорошем техническом состоянии — 100 мл. 0.5 литра. При таком показателе возникает риск заклинивания мотора на ходу. Следует незамедлительно посетить СТО
Дизельный От 0.3 до 0.5 литров 2 литра
Турбированный В зависимости от количества турбин от 80 мл. даже в новых ДВС

Значение, превышающее допустимый показатель, указывает на неполадки в работе мотора. Оно может быть обусловлено грубым несоответствием смазочного материала допускам, или использование фальсифицированного продукта.

Несмотря на то, что дизели признаны самыми экономичными агрегатами по потреблению топливных ресурсов, масла они могут потреблять значительно больше бензиновых. Связано это с высокой компрессией и повышенной нагрузкой на узлы по причине высокого давления. В процессе эксплуатации, в дизельных ДВС образуется естественный угар, одновременно играющий роль дополнительной защиты. Постепенно часть смазки выдувается системой отвода картерных газов. Потому для дизельных моторов показатели выше.

Причинами повышенного потребления смазки могут быть следующие:

  • перелив при замене или доливке;
  • низкое качество моторной жидкости, вследствие чего происходит активная испаряемость;
  • повышенные нагрузки (горная местность, вождение с прицепом, бездорожье, длительное вождение на высокой скорости);
  • жаркая погода;
  • физические факторы (выход из строя уплотнительных элементов, нарушение герметичности мотора, дефект фильтра).

Как выявить неполадки, ставшие причиной повышенного потребления, подскажет таблица:

Деталь или узел Неисправность Как обнаружить
Главный блок цилиндров Износ прокладки между блоком и головкой Визуально
Коленвал Износ сальников Понадобится разобрать мотор
Масляный фильтр Засорение или плохое крепление Визуально
Газораспределительные клапаны Перегрев приводит к выходу из рабочего состояния маслосъемных колпачков и попадания смазки в ГРМ Необходима замена колпачков
Поршни Маслосъемные кольца Выхлоп приобретает синеватый оттенок. Требуется замена колец
Картер Засор вентиляции и избыточное давление Закрыв ладонью маслозаливное отверстие можно определить повышенное давление так: ладонь будет отталкиваться с нарастающей силой
Цилиндры Износ цилиндров, в результате которых образуются задиры и микротрещины Можно заменить поршневые и маслосъемные кольца. Но чаще требуется расточка и шлифовка поверхностей деталей

Не следует пренебрегать допусками моторных масел, смешивать продукты, не подходящие для этого, или заливать горюче-смазочные материалы сомнительного качества.

Для увеличения ресурса двигателя необходимо строго соблюдать правила доливки автомасел. Нормальный расход масла — важное условие для корректной работы ДВС. Недостаток или избыток негативно скажутся на функциональности мотора. В процессе эксплуатации автовладелец должен контролировать расход моторной жидкости, и при достижении критического значения обратиться в СТО, где специалисты проведут диагностику и найдут способ устранить неполадки.

Оцените статью