- Экологический класс автомобиля Евро 1 2 3 4 5 6 их нормы выхлопа (Таблица)
- Таблица экологический класс автомобилей Евро 1 2 3 4 5 6
- Экологический класс по годам производства автомобилей и странам производителям
- Содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей по экологическим классам Евро
- Норма выхлопного газа легкового автомобиля
- Евро нормы выбросов вредных веществ для автомобилей
- Реальные выбросы NOx больше заявленных
Экологический класс автомобиля Евро 1 2 3 4 5 6 их нормы выхлопа (Таблица)
Экологический класс ЕВРО — это экологический стандарт, который регулирует содержание вредных веществ в выхлопных газах транспортынх средств, а также предусматривает выпуск в обращение автомобильных бензинов и дизельного топлива стандарта ЕВРО 1, 2, 3, 4, 5 и 6.
Таблица экологический класс автомобилей Евро 1 2 3 4 5 6
Экологический класс Евро
Экологический класс был введён в большинстве стран Европы в 1988г. В 1992г. был заменен стандартом Евро-1.
Регламентирует выброс бензиновыми двигателями:
— оксида углерода (CO) — не больше 11,2г/(кВт·ч) (грамм на киловатт·час)
— углеводородов (СН) — не более 2,4 г/(кВт·ч)
— оксидов азота (NOх) — не более 14,4 г/(кВт·ч)
— твёрдые частицы — не определено
— дымность — не определено.
По выбросу дизельными двигателями регламента нет.
Был введен в Евросоюзе в 1992г., а в 1995г. был заменен стандартом Euro-2.
Регламентирует выброс бензиновыми двигателями:
— оксида углерода (CO) — не более 2,72г/км (грамм на километр пути)
— углеводородов (СН) — не более 0,72 г/км
— оксидов азота (NOх) — не более 0,27 г/км
По выбросу дизельными двигателями регламента нет.
Экологический класс был введён в Евросоюзе в качестве замены Евро-1 в 1995г., а затем был заменён стандартом Евро-3 в 1999г.
Стандарт Евро-2 был принят правительством России осенью 2005г.. Продажи бензина АИ-95 Евро-2 в России запрещены с 01.01.2011г. С 01.01.2013г. года любое топливо класса Евро-2 и ниже запрещено к обороту в РФ.
Евро-3 — это экологический стандарт, который регулирует содержание вредных веществ в выхлопных газах транспортных средств с дизельными и бензиновыми двигателями. Был введён в Евросоюзе в 1999г. и заменён на стандарт Euro-4 в 2005г..
Все ТС, произведённые в России или ввезённые в Россию, начиная с 01.01.2008 года должны соответствовать стандарту Евро-3.
Экологический стандарт Евро-4 был ведён в Евросоюзе в 2005г. в замен предыдущему стандарту Евро-3. В 2009г. заменён на новый стандарт — Euro-5.
В России с 01.01.2013г. все производимые и ввозимые на территорию автомобили должны соответствовать классу Евро-4, но возможно использовать шасси и базовые транспортные средства с сертификатами Евро-3, выпущенные до 31.12.2012г.
С 01.01.2013г. все производимое топливо в России обязали иметь стандарт не ниже Евро-3. Оборот топлива Евро-3 запрещен в России с 01.01.2016г., в связи с этим, начиная с этого дня началось поэтапное списание техники с двигателями Евро-3.
Евро-5 стандарт обязателен для всех новых грузовых авто, продаваемых в Евросоюзе с октября 2008г. Для легковых авто — с 01.09.2009г. В РФ стандарт Евро-5 действует на все автомобили с 01.01.2016г.
Нормы по выбросам: СН — до 0,05 г/км, CO — до 0,80 г/км и NOy — до 0,06 г/км.
Тех. регламент также предусматривает выпуск в обращение автомобильных бензинов и дизельного топлива класса не ниже Euro-2 до 31.12.2012г., Euro-3 — до 31.12.2014г., Euro-4 — до 30.06.2016г., Euro-5 — с 01.07.2016г.
Сначало предполагалось, что данный экологический клас Евро-6 вступит в силу в Европе 31.12.2013г., но потом его введение было отложено на 2015г.
По своим требованиям Евро-6 близок к действующему с 2010г. экол-му стандарту EPA10 в США и японскому Post NLT. Новый европейский стандарт облегчит согласованную разработку будущих единых норм.
Согласно нормам Евро-6, выбросы CO2 новыми легковыми авто должны составлять не более 130 г/км.
Экологический класс по годам производства автомобилей и странам производителям
Содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей по экологическим классам Евро
В таблице ниже приведено содержание вредных веществ в выхлопных газах легковых автомобилей (категория М*) для каждого экологического стандарта Евро (в единицах г/км):
Норма выхлопного газа легкового автомобиля
Предельно допустимое содержание оксида углерода (СО) и углеводородов (СН) в отработавших газах, для прохождения ГТО по ГОСТ Р 52033-2003
При отсутствии данных, установленных предприятием-изготовителем автомобиля (далее — данные предприятия-изготовителя):
значение nмин не должно превышать:
1100 мин-1 для автомобилей категорий М1 и N1,
900 мин-1 для автомобилей остальных категорий;
значение nпов устанавливают в пределах:
2500-3500 мин-1 для автомобилей категорий М1 и N1, не оборудованных системами нейтрализации,
2000-3500 мин-1 для автомобилей категорий М1 и N1, оборудованных системами нейтрализации,
2000-2800 мин-1 для автомобилей остальных категорий независимо от их комплектации.
Категория Мх (М1). Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения.
Категория М2. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т.
Категория М3. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т.
Легковые автомобили (категория M1)
АА — седан. Кузов — закрытый, с центральной стойкой между боковыми окнами или без нее. Крыша — жесткая, несъемная (часть ее при этом может открываться). Размещение сидений — не менее четырех мест для сидения не менее чем в двух рядах. Двери — две или четыре боковые; допускается также задняя дверь. Окна — не менее четырех боковых.
Примечание — Здесь и далее под термином «окно» понимают проем для стекол, который может состоять из одного или нескольких стекол (например, вентиляционное окно является элементом окна).
АВ — хэтчбек. Седан АА с открывающейся вверх задней дверью.
АС — универсал. Кузов — закрытый. Форма задней части кузова обеспечивает увеличенный внутренний объем. Крыша — жесткая, несъемная (часть ее при этом может открываться). Размещение сидений — не менее четырех мест для сидения не менее чем в двух рядах. Один или более рядов сидений могут иметь откидывающиеся вперед спинки или выполняться съемными, образуя грузовую платформу. Двери — две или четыре боковые и задняя. Окна — не менее четырех боковых.
AD — купе. Кузов — закрытый. Объем задней части кузова, как правило, ограничен. Крыша — жесткая, несъемная (часть ее при этом может открываться). Размещение сидений — не менее двух мест для сидения в одном или более рядах. Двери — две боковые; допускается также задняя дверь. Окна — два или более боковых.
АЕ — кабриолет. Кузов — со съемной или убирающейся крышей. Крыша — мягкая или жесткая, устанавливаемая не менее чем в двух положениях: в одном положении закрывает кузов, в другом — отводится (откидывается) назад. Размещение сидений — не менее двух мест для сидения в одном или более рядах. Двери — две или четыре боковые. Окна — два или более боковых.1)
1) Определения кузовов типов АА, AC, AD и АЕ — по международному стандарту ИСО 3833 [2].
AF — многоцелевое транспортное средство. Механическое транспортное средство иное, чем обозначенные кодами АА, АВ и АС, предназначенное для перевозки пассажиров и их багажа или грузов в одном отделении. Однако такое транспортное средство не считают относящимся к категории Ml если оно соответствует одновременно следующим требованиям:
1) число мест для сидения, помимо места водителя, не превышает шести.
Место для сидения признается существующим, если в транспортном средстве имеются доступные приспособления для крепления сидений.
Под доступными следует понимать приспособления, которые можно использовать. Для того чтобы приспособления для крепления не были «доступными», изготовитель должен физически исключить возможность их использования, например наварив на них пластины или установив на них постоянные заглушки, которые невозможно снять с помощью обычных инструментов.
2) выполняется условие
P — (M + N х 68) > N x 68,
где Р — технически допустимая максимальная масса груженого транспортного средства, кг; М- масса снаряженного транспортного средства, кг;
N — число мест для сидения, помимо места водителя.
Категория N1 Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т.
Категория N2. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т.
Категория N3. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 т.
Комплектация автомобиля | Частота вращения коленчатого вала об/мин. | Оксид углерода, объемная доля, СО % | Углеводороды, объемная доля, СН млн-1 |
Автомобили категорий М1, М2, М3, N1, N2, N3, произведенные до 01.10.1986 г. | nмин | 4,5 | — |
Автомобили категорий М1 и N1, не оснащенные системами нейтрализации отработавших газов 2) | nмин | 3,5 | 1200 |
nпов | 2,0 | 600 | |
Автомобили категорий М2, М3, N2, N3, не оснащенные системами нейтрализации отработавших газов2) | nмин | 3,5 | 2500 |
nпов | 2,0 | 1000 | |
Автомобили категорий М1 и N1, оборудованные двухкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов | nмин | 1.0 | 400 |
nпов | 0.6 | 200 | |
Автомобили категорий М2, М3, N2, N3, оборудованные двухкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов | nмин | 1,0 | 600 |
nпов | 0,6 | 300 | |
Автомобили категорий М1 и N1 с трехкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов и те же автомобили, оборудованные встроенной (бортовой) системой диагностирования3) | nмин | 0,5 | 100 |
nпов | 0,3 | 100 |
Примечания
1) В эксплуатационных документах автомобиля предприятие-изготовитель указывает штатную комплектацию автомобиля оборудованием для снижения выбросов загрязняющих веществ (далее — вредные выбросы); предельно допустимое содержание оксида углерода, углеводородов и допустимый диапазон значений коэффициента избытка воздуха л.
2) Для автомобилей с пробегом до 3000 км нормативное значение содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах установлено технологическими нормами предприятия-изготовителя.
3) Дополнительные требования для автомобилей этой группы установлены в 4.3 и 6.4.3.
Значение коэффициента избытка воздуха l в режиме холостого хода на nпов у автомобилей, оборудованных трехкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов, должно быть в пределах данных предприятия-изготовителя. Если данные предприятия-изготовителя отсутствуют или не указаны, значение коэффициента избытка воздуха l должно быть от 0,97 до 1,03.
На автомобилях, оснащенных трехкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов и встроенной системой диагностирования, перед измерением содержания СО и СН проверяют работоспособность двигателя и системы нейтрализации по показаниям диагностического индикатора, расположенного на приборной панели:
— при включении зажигания перед пуском двигателя диагностический индикатор должен быть включен или включаться на короткий промежуток
времени; при отсутствии соответствующего сигнала диагностического индикатора после включения зажигания дальнейшую процедуру проверки прекращают;
— после пуска двигателя диагностический индикатор должен выключиться; в случае, если диагностический индикатор при работе двигателя остается во включенном состоянии, дальнейшую процедуру проверки прекращают.
Коэффициент избытка воздуха, : : Безразмерная величина, представляющая собой отношение массы воздуха, поступившей в цилиндр двигателя, к массе воздуха, теоретически необходимой для полного сгорания поданного в цилиндр топлива, рассчитываемая по результатам измерений нормируемых компонентов в отработавших газах автомобилей.
Система нейтрализации отработавших газов: Совокупность устройств, включающая в себя, как правило, каталитический нейтрализатор и функционально связанные с ним датчики и управляющие системы, обеспечивающая снижение выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами при работе двигателя в различных режимах.
Двухкомпонентная система нейтрализации отработавших газов: Система нейтрализации отработавших газов, обеспечивающая снижение содержания в отработавших газах, в основном, оксида углерода и углеводородов.
Трехкомпонентная система нейтрализации отработавших газов: Система нейтрализации отработавших газов с обратной связью (по коэффициенту избытка воздуха :), обеспечивающая снижение содержания в отработавших газах оксида углерода, углеводородов и оксидов азота.
Диагностический индикатор: Световой индикатор, расположенный на панели приборов автомобиля, со стилизованным изображением контура двигателя или надписями «Проверь двигатель» («Check engine»), «Обслужи двигатель» («Service engine soon») и т.п., информирующий водителя о появлении неисправностей в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов.
Встроенная (бортовая) система диагностирования двигателя: Совокупность входящих в конструкцию автомобиля устройств, обеспечивающих своевременное информирование водителя о неисправностях в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов, а также накопление этой информации в процессе эксплуатации.
Евро нормы выбросов вредных веществ для автомобилей
Евро-3, Евро-4, Евро-5 — у каждого автолюбителя на слуху эти слова. А что они обозначают, и откуда взялись? В далеком уже 1992 году страны Евросоюза ввели на своей территории норму Евро-1, которая устанавливала предельно допустимое содержание токсичных веществ в выхлопных газах автомобилей. В течение каждых последующих 4-5 лет Евросоюз ужесточал эти нормы.
Евро-1 | Евро-2 | Евро-3 | Евро-4 | Евро-5 | Евро-6 | |
---|---|---|---|---|---|---|
Легковые автомобили | Июль 1992 | Январь 1996 | Январь 2000 | Январь 2005 | Сентябрь 2009 | Сентябрь 2014 |
Грузовые автомобили с полной массой до 3,5 т | Октябрь 1994 | Январь 1998 | Январь 2000 | Январь 2005 | Сентябрь 2010 | Сентябрь 2015 (для дизелей) |
Грузовые автомобили с полной массой от 3,5 до 12 т | Октябрь 1994 | Январь 1998 | Январь 2001 | Январь 2006 | Сентябрь 2010 | Сентябрь 2015 (для дизелей) |
Грузовые автомобили с полной массой свыше 12т и автобусы | 1992 | 1995 | 1999 | 2005 | 2008 | 2013 |
Мотоциклы | 2000 | 2004 | 2007 | |||
Мопеды | 2000 | 2004 |
Выбросы загрязняющих веществ регулируются отдельно для легковых и легких коммерческих автомобилей, для грузовых автомобилей и автобусов.
Обозначение | Описание |
---|---|
M | Транспортные средства, имеющие не менее четырех колес, предназначенные для перевозки пассажиров. |
M1 | Транспортные средства предназначенные для перевозки пассажиров, имеющие не более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя, с максимальной массой не более 3,5 тонн |
M2 | Транспортные средства предназначенные для перевозки пассажиров, имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя, с максимальной массой не более 5 тонн |
M3 | Транспортные средства предназначенные для перевозки пассажиров, имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя, с максимальной массой более 5 тонн |
N | Автомобили, имеющие не менее четырех колес, предназначенные для перевозки грузов. |
N1 | Транспортные средства предназначенные для перевозки грузов с максимальной массой не более 3,5 тонн |
N2 | Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов с максимальной массой более 3,5 тонн, но менее 12 тонн |
N3 | Транспортные средства предназначенные для перевозки грузов с максимальной массой более 12 тонн |
O | Прицепы (включая полуприцепы) |
G | Внедорожники. Этот символ применяется только в сочетании с M или N |
Ограничения касаются содержания окиси углерода, оксидов азота, углеводородов и твердых частиц (сажи). Дизели для грузовых автомобилей с 2000 года (Евро-3) дополнительно проходят тест на дымность.
Этап | Дата | CO | HC | HC+NOx | NOx | PM | PN |
---|---|---|---|---|---|---|---|
г/км | #/km | ||||||
Дизель | |||||||
Euro 1 | 1992.07 | 2.72 (3.16) | – | 0.97 (1.13) | – | 0.14 (0.18) | – |
Euro 2, IDI | 1996.01 | 1.0 | – | 0.7 | – | 0.08 | – |
Euro 2, DI | 1996.01 | 1.0 | – | 0.9 | – | 0.10 | – |
Euro 3 | 2000.01 | 0.64 | – | 0.56 | 0.50 | 0.05 | – |
Euro 4 | 2005.01 | 0.50 | – | 0.30 | 0.25 | 0.025 | – |
Euro 5a | 2009.09 | 0.50 | – | 0.23 | 0.18 | 0.005 | – |
Euro 5b | 2011.09 | 0.50 | – | 0.23 | 0.18 | 0.005 | 6.0×10 |
Euro 6 | 2014.09 | 0.50 | – | 0.17 | 0.08 | 0.005 | 6.0×10 |
Бензин | |||||||
Euro 1 | 1992.07 | 2.72 (3.16) | – | 0.97 (1.13) | – | – | – |
Euro 2 | 1996.01 | 2.2 | – | 0.5 | – | – | – |
Euro 3 | 2000.01 | 2.30 | 0.20 | – | 0.15 | – | – |
Euro 4 | 2005.01 | 1.0 | 0.10 | – | 0.08 | – | – |
Euro 5 | 2009.09 | 1.0 | 0.10 | – | 0.06 | 0.005 (DI) | – |
Euro 6 | 2014.09 | 1.0 | 0.10 | – | 0.06 | 0.005 (DI) | – |
IDI – дизеля с разделенными камерами сгоранияDI – двигатели с непосредственным впрыском |
Ужесточение норм Евро-5 и Евро-6 в основном касаются дизельных автомобилей, существенно ограничивая содержание выбросов твердых частиц (сажи) и оксидов азота.
Реальные выбросы NOx больше заявленных
Исследование, проведенное Международным советом по чистому транспорту (ICCT) в октябре 2014 года, показало, что реальные выбросы NOx современных дизельных двигателей, заявленных как соответствующие нормам Евро-6, в среднем в 7 раз превышают эти нормы. Это означает, что вместо установленных стандартом 80 мг/км, новые автомобили загрязняют атмосферу в среднем 560 мг/км оксидов азота.
Различие между реальными выбросами NOx и нормами Евро
В дорожных испытаниях принимали участие 15 легковых автомобилей разных типов (седаны, кроссоверы, универсалы, хэтчбеки) шести автопроизводителей. Тестируемые автомобили оснащены различными системами очистки отработанных газов: селективного каталитического восстановления (SCR), рециркуляции выхлопных газов (EGR) или каталитическим нейтрализатором (Lean NOx trap). Эксперты выявили значительные различия между уровнем выбросов разных автомобилей (см. диаграмму). Это свидетельствует, что, несмотря на существование эффективных технологий очистки выхлопных газов, не все автопроизводители их используют.
В период с 2000 года (Евро-3) до 2014 (Евро-6) предельные нормы выбросов NOx для дизельных автомобилей в ЕС уменьшились на 85%. Однако реальный уровень выбросов за этот период снизился только около 40%. Дизельные автомобили составляют более 50% всех новых автомобилей в Евросоюзе, являясь одним из основных источников загрязнения оксидами азота. Европейская комиссия в настоящее время готовит улучшенную процедуру сертификации новых транспортных средств, согласно которой с 2017 года автопроизводители будут обязаны, кроме лабораторных, проводить и реальные дорожные испытания с использованием портативных систем измерения выбросов (PEMS).