Нормы расхода масла для заправки гидравлических систем строительных машин
Затраты на смазочные и обтирочные материалы
Средние коэффициенты к нормам расхода топлива, учитывающие внутрисменное использование машин
Нормы расхода топлива на эксплуатацию основных строительных машин
Наименование машин | Норма расхода топлива (кг на 1 час работы) |
Экскаватор одноковшовый на пневмоколесном ходу — ЭО – 4010 | 5,5 |
Экскаватор одноковшовый на гусеничном ходу — ЭО – 4121 | 9,1 |
Экскаватор одноковшовый Э – 10011 на гусеничном ходу | 10,2 |
Экскаватор одноковшовый на гусеничном ходу ЭО – 5111 | 11,2 |
Экскаватор одноковшовый на гусеничном ходу ЭО – 4111 | 5,5 |
Экскаватор с бульдозерным отвалом на базе ЛТЗ-60, ЭО – 2621 | 5,0 |
Экскаватор на базе ЛТЗ, ЭО – 2621 | 5,0 |
Экскаватор ЭО – 5126 | 18,1 |
Бульдозер на базе Т-170М с рыхлителем | 8,0 |
Бульдозер- рыхлитель | 8,2 |
Автогрейдер с отвалом ДЗ-98, В9.2. | 8,2 |
Автогрейдер с рыхлителем ДЗ-98, В9.3. | 8,5 |
Автогрейдер А-120 | 8,5 |
Погрузчик (ЯМЗ-240, грузоподъемность 6 тонн, объем ковша 3 м3) К-702МА-ПК-6 | 5,9 |
Погрузчик (ЯМЗ-236, грузоподъемность 4 тонн, объем ковша 2,2 м3) В138С1 | 5,9 |
Погрузчик-экскаватор на МТЗ-82.1., ЭО – 2626 | 3,6 |
Автомобильный кран КС-2571 | 5,3 |
Автомобильный кран КС-2574 | 5,3 |
Автомобильный кран КС-3577 | 5,8 |
Пневмоколесный кран КС-4362 | 4,1 |
Пневмоколесный кран КС-5363 | 5,2 |
Пневмоколесный кран КС-6362 | 5,6 |
Пневмоколесный кран К-1001 | 9,2 |
Гусеничный стреловой кран КС-8161 | 9,8 |
Гусеничный стреловой кран МКГ-100 | 10,4 |
Гусеничный стреловой кран СКГ-160 | 16,2 |
Гусеничный стреловой кран СКГ-100 | 9,8 |
Автогрейдер тяжелый ДЗ-98, В7.2. | 8,5 |
Экскаватор одноковшовый ЭО – 3322 | 8,4 |
Бульдозер на базе Т-170М | 8,0 |
Машины | Коэффициент |
Экскаваторы: одноковшовые многоковшовые | 0,75 0,65 |
Погрузчики | 0,7 |
Бульдозеры, катки моторные | 0,65 |
Краны: автомобильные пневмоколесные гусеничные | 0,4 0,5 0,6 |
Трубоукладчики | 0,5 |
Скреперы | 0,8 |
Прочие дорожные машины, не упомянутые выше | 0,7 – 0,8 |
№ п/п | Наименование машин | Затраты на 1 кг топлива, в руб. |
Машины с двигателем внутреннего сгорания | ||
Автомобили грузовые с двигателями: дизельными бензиновыми | 0,762 0,772 | |
Бульдозеры, катки моторные, кусторезы, корчеватели, рыхлители, экскаваторы, тракторы | 0,897 | |
Автогрейдеры, грейдер-элеватор, землесосные снаряды, краны стреловые самоходные, погрузчики, установки сваебойные на тракторах, скреперы самоходные, машины бетоноукладных комплектов | 0,641 | |
Автогудронаторы, агрегаты сварочные, компрессоры электростанции передвижения, насосы | 0,011 | |
Машины с электродвигателями и механизмы, не имеющие двигателей | ||
Краны башенные максимальной подъёмностью т: до 3-х тонн от 3-х до 5-ти более 5 | 0,083 0,144 0,166 | |
Краны переносные | 0,0003 | |
Подъемники: мачтовые грузопассажирские | 0,015 0,046 | |
Растворомешалки передвижные | 0,045 | |
Растворонасосы | 0,03 | |
Скреперы прицепные (без трактора) | 0,277 |
Наименование машины | Средний расход в кг на 1 маш/час работы |
Экскаваторы одноковшовые емкостью ковша до 0,65 м3 | 0,06 |
Экскаваторы одноковшовые емкостью ковша более 0,65 м3 | 0,09 |
Бульдозеры | 0,05 |
Автогрейдеры | 0,04 |
Краны | 0,07 |
Нормы расхода, сменных деталей на один год эксплуатации строительных машин (в % от восстановительной стоимости машин)
Наименование машин | Основной рабочий параметр | На год эксплуатации, в % от восстановительной стоимости |
Экскаваторы одноковшовые на пневмоходу с ковшом емкостью | 0,5 м 3 0,4 м 3 | 0,93 0,67 |
Экскаваторы одноковшовые на гусеничном ходу с ковшом емкостью | 0,65 м 3 1 м 3 1,25 м 3 | 0,53 0,76 1,83 |
Бульдозеры, в том числе с рыхлителем на базе Т-170М | — | Нет сменной оснастки |
Автогрейдеры: — тяжелый ДЗ-98.В7.2 — с отвалом и рыхлителем — А-120 | — —- —— | 0,27 0,28 0,39 |
Погрузчики | — | Нет сменной оснастки |
Автомобильные краны: — КС-2571, привод механический — КС-2571, привод гидравлический — КС-3577 | — — — | 1,78 1,34 1,23 |
Пневмоколесные краны: КС-4362 КС-5363 КС-6362 КС-1001 | Грузоподъемность: 16 тонн 25 тонн 40 тонн 100 тонн | 0,98 1,16 0,89 1,05 |
Гусеничные стреловые краны: КС-8161 СКГ-160 МКГ-100 СКГ-100 | Грузоподъемность: 20 тонн 30 тонн 20 тонн 20 тонн | 0,18 0,28 0,18 0,18 |
Разряды рабочих, занятых техническим обслуживанием и текущими ремонтами строительных машин
Группы машин по сложности технического обслуживания и ремонтов | Перечень строительных машин, относящихся к данной группе | Разряды |
Машины с ручным приводом и машины простые прицепные | Вагонетки опрокидные и путевые, вагоны, платформы, домкраты, катки прицепные, лебедки ручные, мачты монтажные, насосы ручные, рыхлители. | 3,5 |
Машины средней сложности с электроприводом | Бетономешалки, бетононасосы, грейдеры прицепные, грохоты, дробилки, канавокопатели, краны мачтово-стреловые, краны переносные, насосы, подъёмники, растворомешалки, растворонасосы, скреперы без трактора, транспортеры, электролебедки. | |
Более сложные машины с электроприводом, отделочные машины и машины средней сложности с двигателями внутреннего сгорания | Автогрейдеры, автокомпрессоры, автопогрузчики, бульдозеры мощностью до 55 кВт (75 л.с.), буровые комплекты и станки, катки моторные, компрессоры передвижные, копры, краны стреловые на гусеничном, пневмоколесном и железнодорожном ходу грузоподъёмностью до 5 т, машины очистные и изоляционные, мотовозы, мотодрезины, погрузчики, подъёмники, путевые машины, распределители вяжущих, растворонасосы, сварочные агрегаты, смесители асфальтобетона, тракторы мощностью до 55 кВт (75 л.с.), укладчики асфальтобетона, электростанции передвижные. | 4,5 |
Сложные машины и пневматический инструмент | Бульдозеры мощностью до 103 кВт (140 л.с.), краны автомобильные грузоподъёмностью до 7,5 т, краны башенные и козловые, краны стреловые на гусеничном, пневмоколесном и железнодорожном ходу грузоподъёмностью до 20 т, краны тракторные и трубоукладчики, пневмоинструменты, тракторы мощностью до 103 кВт (140 л.с.), экскаваторы одноковшовые с ковшами вместимостью до 1 м3, экскаваторы многоковшовые и роторные с ковшами вместимостью до 100 л. | |
Наиболее сложные машины с дизельным и дизель-электрическим приводом | Бульдозеры мощностью более 103 кВт (140 л.с.), краны автомобильные грузоподъёмностью более 7,5 т, краны на гусеничном, пневмоколесном и железнодорожном ходу грузоподъёмностью более 20 т, скреперы самоходные, тракторы мощностью более 103 кВт (140 л.с.), экскаваторы одноковшовые с ковшами вместимостью более 1 м 3 , экскаваторы многоковшовые с ковшами вместимостью более 100 л. |
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Норма расхода моторного масла для экскаватора
ПОДГОТОВЛЕНА ПКБ Главэнергостроймеханизацией для внедрения в отрасли единой системы нормирования, учета и отчетности всех видов масел и смазок. Предназначена для обоснования потребности в смазочных маслах на всех уровнях планирования.
Исполнители:
Кривулин Б.С.; Лукьянова Л.П.; Лунев С.В.; Марусенко О.Э.
УТВЕРЖДЕНА Заместителем Министра С.И.Садовским 30 декабря 1985 года
ВВЕДЕНИЕ
Рост энерговооруженности общественного производства, механизации и автоматизации производственных процессов сопровождается ростом интенсивного потребления народным хозяйством смазочных масел (СМ).
Отсутствие в Минэнерго СССР единой системы нормирования, учета и отчетности всех видов масел и смазок, общего методического подхода к расчету расхода СМ, а также значительное потребление СМ в отрасли потребовало разработки единых методических документов по нормированию расхода масел и смазочных материалов.
Рациональное использование материальных ресурсов в народном хозяйстве — один из решающих факторов их эффективного применения.
Настоящая методика определяет порядок расчета индивидуальных и групповых норм расхода масел и смазок в отрасли и предназначается для обоснования потребности в смазочных материалах на всех уровнях планирования: министерство, объединение, главк, предприятие.
Работа выполнена по заданию Госстроя СССР на основе Методических указаний, разработанных НИИПиНом при Госплане СССР, и утвержденных Постановлением Госплана СССР от 10.06.1985 N 139/20 «О методических указаниях по нормированию расхода смазочных масел».
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Нормирование расхода СМ — это установление плановой меры их потребления.
1.2. Основная задача нормирования СМ при планировании и в производстве работ — обеспечение применения технически и экономически обоснованных норм расхода для осуществления режима нормальной эксплуатации оборудования, экономии, рационального распределения и эффективного использования нефтепродуктов.
1.3. Нормирование расхода СМ должно осуществляться на всех уровнях планирования и хозяйственной деятельности в соответствии с данной методикой.
1.4. Нормированию подлежит расход СМ на все основные производственно-эксплуатационные нужды, затраты на научно-исследовательские и экспериментальные работы.
1.5. Норма расхода СМ — это плановый показатель их расхода, устанавливаемый с учетом конструкции и режимов эксплуатации техники на единицу производимой ею работы.
1.6. Нормы расхода СМ служат для планирования их потребления и оценки эффективности использования. Выполнение установленных норм является непременным условием при материальном стимулировании.
1.7. Нормы расхода СМ должны:
— разрабатываться на всех уровнях планирования на единой методической основе с учетом условий работы, достижений научно-технического прогресса, планов организационно-технических мероприятий, предусматривающих рациональное и эффективное использование СМ;
— систематически пересматриваться с учетом планируемого развития и технического прогресса производства, достигнутых наиболее экономичных показателей использования техники и СМ;
— способствовать максимальной мобилизации внутренних резервов экономии СМ при выполнении заданий.
1.8. Нормы расхода СМ классифицируются по степени агрегации на индивидуальные и групповые.
1.9. Индивидуальная норма расхода смазочного масла — это плановый показатель расхода на единицу работы, производимой машинами, оборудованием, агрегатами и установками* данной марки (типа), с учетом их технического состояния и условий эксплуатации.
________________
* Примечание. В дальнейшем под термином «машина» понимается любая техника, машины, агрегаты, оборудование и установки, используемые в народном хозяйстве.
1.10. Групповая норма — это плановый показатель расхода смазочного масла хозяйственным объектом, устанавливаемый на единицу работы с учетом структуры, технического состояния машин и планируемых объемов работ. Групповые нормы расхода разрабатываются на следующих уровнях планирования: министерство, главк, объединение, предприятие.
1.11. Состав норм расхода СМ — это перечень статей (направлений) их расхода.
Состав норм расхода СМ может уточняться в соответствующих инструкциях, разрабатываемых с учетом особенностей производства работы и используемой техники. Произвольное изменение состава норм не допускается.
1.12. В индивидуальные и групповые нормы расхода не включатся затраты СМ, вызванные отступлениями от принятой технологии производства работ, режимов эксплуатации, несоблюдением требований к качеству СМ, затраты на научно-исследовательские и экспериментальные работы. Смазочные масла на эти нужды нормируются отдельно.
1.13. Размерность норм расхода СМ должна соответствовать единицам измерения, принятым при планировании и учете объемов работ, а также обеспечивать практическую возможность контроля за выполнением норм.
1.14. Расход СМ на единицу работы нормируется в весовых — граммах, килограммах, тоннах (г, кг, т), или объемных единицах — литрах (л).
1.15. Нормы расхода СМ разрабатываются на единицу объема выполняемой машиной работы.
1.16. Основным методом разработки норм расхода СМ является расчетно-аналитический метод, при котором для определения индивидуальных норм расхода применяются одновременно опытный и расчетно-статистический методы.
1.17. Групповые нормы расхода СМ рассчитываются для различных уровней планирования ежегодно.
1.18. Потребность в СМ по уровням планирования определяется на основании групповых (или индивидуальных) норм расхода с учетом планируемых объемов работ.
2. РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ НОРМ
2.1. Индивидуальные нормы расхода СМ рассчитываются на базе экспериментально установленных статей расхода СМ на конкретные марки машин с учетом достигнутых прогрессивных показателей использования СМ и внедряемых мероприятий по их экономии.
2.2. В состав индивидуальных норм включают неизбежные расходы СМ, связанные с обеспечением работоспособности исправных машин, их узлов, агрегатов, систем, к их числу относится расход на периодическую замену СМ, восполнение угара (для моторных масел), потери при выполнении регламентных работ и вследствие испарения. Неизбежные затраты периодически восполняются дозаправкой систем смазки машин.
2.3. Опытный метод, применяемый при определении индивидуальных норм расхода СМ, заключается в определении нормативных составляющих по данным, полученным в результате испытаний (наблюдений). При этом машины должны быть в технически исправном состоянии, а технологический процесс работы должен осуществляться в режимах, предусмотренных технологическими регламентами или инструкциями.
2.4. Индивидуальные нормы расхода СМ имеют размерность кг/ч (л/ч).
2.5. Индивидуальные нормы расхода СМ рассчитываются по формуле:
где — индивидуальная норма расхода СМ машинами -й марки, кг/ч;
— расход СМ на периодическую замену у машины -й марки, кг/ч;
— расход СМ на дозаправку машины -й марки, кг/ч.
Расчет индивидуальной нормы расхода масла И-45 приводится для экскаватора Э-2503:*
кг/ч, кг/ч,
кг/ч.
________________
* Далее для расчета берется та же марка масла и та же марка экскавато
2.6. Величина расхода конкретного СМ на периодическую замену у машины -й марки определяется расчетным путем, так как она полностью характеризуется конструктивными параметрами машины, а также установленными правилами и технологией их технического обслуживания.
2.7. Величину расхода конкретного вида СМ на дозаправку (долив) машины -й марки определяют опытным методом, так как она зависит от технического состояния машины, режимов и условий ее эксплуатации и обслуживания.
2.8. Расход СМ на периодическую замену рассчитывают по формуле:
где — объем -ой заправочной емкости СМ машины -ой марки, л (кг);
— количество полных регламентированных замен СМ у машины -й марки за расчетный период;
— продолжительность наблюдений за расходованием СМ у машины -й марки, ч;
— число масляных емкостей у машины -и марки, заправляемых СМ.
Пример:
— объемы заправочных емкостей масла И-45 для экскаватора Э-2503 равны: =15 кг, =15 кг, =30 кг, =20 кг, =12,5 кг, =12,6 кг;
— количество полных регламентированных замен масла И-45 для Э-2503 за расчетный период, в данном примере
.
— продолжительность наблюдений, равная 2477 ч;
2.9. Расход СМ на дозаправку устанавливают опытным методом на основании наблюдений и учета расхода данного вида СМ конкретными типами машин.
Полученные данные записывают в таблицу и обрабатывают для нахождения искомой величины по формуле
где — количество СМ, израсходованное на дозаправку данной -й машины -й марки, кг;
— количество машин -й марки, подвергнутых наблюдениям при контроле за расходованием СМ;
— продолжительность наблюдений за расходованием СМ машиной -й марки, ч;
g — конкретная машина -й марки, подвергнутая наблюдениям за расходованием СМ.
Продолжительность наблюдений за расходованием СМ у машины -й марки устанавливают большей, чем срок смены СМ данной марки.
Пример:
— количество масла И-45, израсходованное на дозаправку экскаватора Э-2503; =46 кг, =48,2 кг, =46,9 кг;
— количество машин, подвергнутых наблюдениям, в данном примере =3.
— продолжительность наблюдений, равная 2477 ч.
2.10. Машины, за которыми ведется наблюдение, должны быть исправными; техническое обслуживание этих машин осуществляется в соответствии с действующей технической документацией при характерном режиме загрузки. Для наблюдений отбирают машины, относящиеся к различным группам технического состояния: новые, после ремонта — группа 1; с общей наработкой, близкой к среднему значению межремонтного ресурса — группа 2 и с общей наработкой, близкой к предельному значению межремонтного ресурса — группа 3. Образцы техники представляют не менее чем 3-5 единицами от каждой группы технического состояния.
2.11. Разработка индивидуальных норм расхода смазочных масел подразделяется на три этапа:
— организация работ по нормированию;
— экспериментальные работы по контролю за расходованием СМ машинами на предприятиях;
— разработка, согласование и утверждение индивидуальных норм расхода смазочных масел для данного вида техники.
2.12. Организация работ по нормированию включает:
— установление перечня объектов нормирования;
— установление непосредственных организаций — исполнителей работ по нормированию;
— разработку и согласование организациями — исполнителями объемов и сроков выполнения работ с головной организацией — разработчиком;
— разработку и утверждение головным разработчиком плана-графика работ по нормированию расхода смазочных масел для данного вида техники и ее модификаций.
2.13. Экспериментальные работы по контролю за расходованием смазочных масел машинами включают:
— выбор объектов для наблюдений за расходованием СМ;
— проведение наблюдений за расходованием смазочных масел машинами на предприятиях;
— анализ результатов наблюдений и разработку проекта индивидуальных норм расхода смазочных масел для данного вида техники;
— согласование проекта индивидуальных норм расхода с головным разработчиком.
Доступ к полной версии этого документа ограничен
Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».