Назначение устройство заднего моста автомобиля камаз

Мост на КАМАЗ: устройство, типы, обслуживание

Мост – один из главных составляющих автомобильной ходовки. Он влияет на скоростные и тяговые характеристики. В зависимости от конструкции ведущих мостов можно установить проходимость грузовика и возможность использования в тяжелых условиях работы.

Основная функция ведущих мостов заключается в передаче и распределении крутящего момента от ДВС к колесам. Помимо этого мост помогает ведущим колесам двигаться с разной скоростью при повороте: внешнее колесо движется быстрее, а внутреннее – медленнее.

Основой ведущего моста КамАЗа является картер, сваренный из стальных штампованных балок, внутри полуоси и прочие компоненты. В центре моста расположена главная передача и межколесный дифференциал. Главная передача – центральная двухступенчатая, где первая имеет 2 конические шестерни со спиральными зубьями, а вторая ступень имеет 2 цилиндрические с косыми зубьями.

Характеристики

Передаточное число главное передачи, а именно связь количества зубьев ведомой шестерни к количеству ведущей шестерни – необходимая характеристика ведущих мостов.

Мост передает и понижает крутящий момент от КПП и ДВС к колесам. Зачастую на КамАЗах стоят мосты с передаточным числом 5.11, 5.43, 5.94, 6.33, 6.53, 7.22. Передаточное отношение – это скоростные и тяговые характеристики грузовика. К примеру, карьерному самосвалу преимущественнее тяга, нежели скорость. Таким образом, на седельные тягачи, машины в составе автопоезда и другие транспортные средства необходимо наибольшее передаточное число. А вот мосты с маленьким числом подходят бортовым КамАЗам, спецтехнике, грузовикам с фургонами и аналогичные виды авто.

КамАЗовская главная передача моста выполнена таким образом, что при изменении передаточного числа достаточно заменить одну шестерню. Такая конструкция помогла не только снизить стоимость, но и сделать ремонт проще и повысить качество. Большинство изделий для мостов унифицированы, но некоторые из них оригинальные и используются только на одном типе мостов.

Типы мостов на КамАЗ

Большинство КамАЗов комплектуют ведущими мостами, произведенные на заводе «КамАЗ». Но некоторые модели имеют мосты, изготовленные за рубежом.

Существует 3 типа ведущих мостов на КамАЗ:

Задний и промежуточный мосты машин с полным приводом немного отличаются от неполноприводных грузовиков.

  1. Передний мост значительно отличается от двух других типов. Он имеет механизм поворота колес, а картер цельной совместно с укороченным кожухом левой полуоси. Дифференциал и главная передача находятся слева.
    Такие мосты устанавливают на КамАЗы с полным приводом и колесной формулой 8×8, 6×6, 4×4.
    Самосвалы и другие машины, которые подвергаются серьезным нагрузкам, устанавливают мосты с усиленными балками картера. Если балки картера для обычных мостов изготавливают из листа стали толщиной 11 мм, то усиления изделия штампуют из листа в 14 мм.
  2. Задний и промежуточный мост имеют много сходства. Отличие в том, что промежуточный мост имеет межосевой дифференциал, который распределяет крутящий момент между задней и средней осью авто. У промежуточных мостов установлен механизм блокировки межосевого дифференциала, что увеличивает проходимость грузовика. Электропневматическое управление блокировкой позволяет включать и выключать, не выходя из кабины, а блокировочная муфта, находящаяся внутри моста, активируется сжатым воздухом.
    Блокировочный механизм не дает колесам буксовать по бездорожью и скользкой поверхности.
    Это происходит, потому что останавливается циркуляция мощности между мостами, когда меняется сопротивление от колес. В ситуации, когда дифференциал разблокирован, а колеса машины на скользкой дороге буксуют, но на сухой поверхности не двигаются, то в случае блокировки дифференциала все колеса станут двигаться в одном скоростном режиме. Следовательно, буксование останавливается и увеличивается проходимость.
    Задние и промежуточные мосты ставят на разные авто: с полным приводом и неполным приводом (4х2, 6х4, 8х4).
Читайте также:  Машина для разборки мешков

Обслуживание

Серьезный подход и аккуратность – вот, что необходимо при обслуживании ведущих мостов на КамАЗ.

Следите за автомобильным маслом и в первые 1000-4000 км пробега, а затем примерно каждые 8000 км пробега нужно проверять уровень жидкости в картерах, и, если потребуется, долить до нормы.

Полностью менять масло желательно через каждые 50 000 км, но не реже 1 раза в год. Не только сливать старое и менять на новое, но и промывать картеры. Примерно 12 л. масла вмещает мост из которых: 7 л. в картер главной передачи, 5 л. в картер колесной передачи. Использовать только специализированные марки масел.

Сливать отработанное масло нужно пока оно теплое, т.е. после того как машину заглушили. Чтобы сделать промывку потребуется около 5 л. маловязкого масла или дизельного топлива. Проводить процедуру следует на 3 передачи в течении 4 минут.

Важно! При обслуживании транспортного средства машина приводится в подвешенное состояние с помощью домкрата, колёса должны свободно двигаться и не доходить до поверхности.

Не забывайте время от времени проверять затяжку резьбовых соединений, промывать клапаны, менять смазку в ступицах, проверять подшипники, проверять функциональность механизма блокировки и другие детали в качестве сезонного технического обслуживания.

Техническое обслуживание мостов КамАЗ

В семействе автомобилей КАМАЗ используется множество различных ведущих мостов, которые имеют конструктивные отличия. Все ведущие мосты можно привести к пяти типам:

1. Ведущие мосты полноприводных автомобилей

  • — Передний мост
  • — Промежуточный (средний) мост
  • — Задний мост

2. Ведущие мосты неполноприводных автомобилей

  • — Промежуточный (средний) мост
  • — Задний мост

Ведущие мосты полноприводных и не полноприводных автомобилей отличаются конструкцией картеров и главных передач.

Конструкции различных моделей ведущих мостов полноприводных автомобилей во много идентичны и отличаются наличием механизма блокировки меж-колесного дифференциала (МКБ), шестернями главных передач, ступицами и элементами тормозного механизма. Передние ведущие мосты полноприводных автомобилей отличаются от промежуточных и задних конструкцией картеров, главных передач, наличием элементов поворотного механизма.

Конструкцию различных модификаций передних ведущих мостов полноприводных автомобилей во много идентичны и отличаются главными передачами и элементами тормозного механизма.

Основные отличия различных моделей неполноприводных мостов: дисковое или ступичное крепление колес; усиленная балка картера (лист 14 мм); наличие или отсутствие МКБ, усиленные полуоси; различные элементы тормозных механизмов под различные тормозные камеры; различные главные передачи с различными передаточными отношениями (7,22;6,53;5,94;5,43); и другие несущественные конструктивные отличия.

Некоторые наиболее часто применяемые в комплектациях автомобилей ведущие мосты и их основные конструктивные отличия представлены в таблице.

На автомобилях КамАЗ с колесной формулой 6×4 устанавливаются два ведущих моста — промежуточный и задний. Конструкция мостов аналогична. Отличие заключается в установке в главной передаче промежуточного моста блокируемого меж-осевого дифференциала и отдельных оригинальных деталей, сопрягаемых с ним.

Мост Картер Главная передача Ступица Тормозной механизм Тормозные камеры Кулак
Мосты полноприводных автомобилей ххх-23ххххххх передние
4310-2300010 4310-2301010 4310-2302010 4310-3103011 В составе 100-3519210 4310-23004062
43114-2300012 43114-2302010 4310-3103009 4310-23004064
4326-2300010 4326-2302010 4310-3103011 100-3519210 4310-23004065
Мосты полноприводных автомобилей ххх-25ххххххх средние и ххх-24ххххххх задние
4310-2400010 4310-2501010 4310-2402010 4310-3103011 4310-3502010 100-3519210 4310-2403070
4310-2403071
4310-2500010 4310-2502010
43114-2500010 43114-2501007 55112-2502011 4310-3103009
43114-2400012 с МКБ 43114-2402011
Мосты неполноприводных автомобилей ххх-25ххххххх средние и ххх-24ххххххх задние
53229-2500021 53229-2501007 с МКБ 53229-2502011 65115-3104010 53229-3502010 100-3519100 53229-2403070
53229-2403069
53229-2400021 53229-2401007 с МКБ 53229-2502011
53215-2400010 5320-2401010 53215-2402011
различные варианты шестерен
53205-3104010 5511-3502010 53205-2403070
53205-2403069
53215-2500010 5320-2501010 53215-2502011
различные варианты шестерен

На рис. 1 представлен поперечный разрез заднего и промежуточного ведущих мостов. Каждый мост состоит из картера моста, главной передачи, дифференциала и полуосей. Рис.1. Задний мост. 1 — кольцо проставочное; 2 — барабан тормозной; 3 — щиток; 4 — клапан предохранительный; 5 — картер главной передачи; 6 — шпилька; 7 — прокладка картера; 8 — полуось правая; 9 — картер заднего моста; 10 -пробка контрольная; 11 — пробка сливная магнитная; 12 — полуось левая; 13 — опора рессоры; 14 — кронштейн реактивной штанги; 15 — болт; 16 — камера тормозная с пружинным энерго-аккумулятором; 17 — механизм тормозной; 18 — манжета; 19, 20 — подшипники конические роликовые; 21 — гайка крепления подшипников; 22 — прокладка полуоси; 23 — шайба стопорная контргайки; 24 — контргайка; 25 — шпилька крепления полуоси; 26 — гайка; 27 — шайба пружинная; 28 — втулка разжимная; 29 — ступица; 30 — прижим колеса.

Техническая характеристика мостов КамАЗ

Главная передача — двухступенчатая;
Передаточные числа редуктора — 5,94; 6,53; 7,22 — подбираются в зависимости от назначения автомобиля и условий эксплуатации;
Межколесный дифференциал — конический, симметричный;
Полуоси — разгруженные;
Межосевой дифференциал — конический, симметричный, блокируемый;
Механизм блокировки — мембранного типа;
Управление механизмом блокировки — дистанционное, пневматическим краном;

Картеры промежуточного и заднего мостов сварные, из стальных штампованных балок, к которым приварены фланцы для крепления картеров главных передач и суппортов тормозных механизмов, цапфы ступиц колес, кронштейны крепления реактивных штанг и опоры рессор. На картерах мостов автомобилей-самосвалов приварены установочные пластины для крепления опор рессор.

На автомобилях КамАЗ-53229 и КамАЗ-65115 предусмотрена установка ведущих мостов (рис. 2) с механизмом блокировки межколесного дифференциала, при этом главная передача отличается тем, что левая чашка меж-колесного дифференциала выполнена со шлицами для установки муфты его блокировки (см. рис. 3).

Рис.3. Главная передача ведущего моста (фрагмент):

Рис.2. Мост ведущий: 1 — тормозная камера с пружинным энерго-аккумулятором; 2 — тормозной барабан; 3 — ступица; 4 — гайка подшипника; 5 — тормоз задний; 6 — полуось левая; 7 — картер моста; 8 — предохранительный клапан; 9 -передача главного моста; 10 — полуось правая.

Размеры деталей и допустимый износ

Допустимый Номинальный
Картер моста
Диаметр кольца цапфы: под сальник 141,92.142,00 141,7
под наружный подшипник 74,94.74,97 74,9
под внутренний подшипник 84,925.84,960 84,88
Картер главной передачи

Диаметр отверстия под роликоподшипник ведущей цилиндрической шестерни 120,000. 120,035 120,07 Диаметр отверстия под подшипники чашки дифференциала. 140,00. 140,44 140,08 Диаметр отверстий под подшипники:

конический роликовый ведущей шестерни 139,97.140,01 140,05 цилиндрический роликовый вала ведущей шестерни заднего моста 109,982. 110,023 110,06 шариковый вала ведущей шестерни промежуточного моста 109,982. 110,023 110,06 Боковой зазор в зацеплении пары конических шестерен 0,25.0,33 0,5 Износ шлиц по толщине вала ведущей конической шестерни 7,93.7,98 7,84 Межколесный дифференциал Диаметр отверстий чашки меж-колесного дифференциала: под шипы крестовины 28,02.28,05 28,11 под шейку шестерни полуоси 75,095.75,155 75,22 Износ сферической поверхности чашек дифференциала 79,95.80,05 81,05 Диаметр шейки чашки под роликоподшипник 80,02.80,04 80,01 Диаметр отверстия сателлитов под шипы крестовины 28,060.28,105 28,165 Диаметр шипов крестовины 28,00.28,03 27,95

Главная передача мостов — двухступенчатая. Первая ступень состоит из пары конических шестерен со спиральными зубьями, вторая — из пары цилиндрических косозубых шестерен.

Для равнинных условий эксплуатации автопоездов рекомендуется передаточное число — 5,94; для горyых условий — 7,22; для пересеченной местности — 6,53. Изменение передаточного числа главной передачи достигается установкой шестерен с различными комбинациями зубьев в цилиндрической паре (см. табл.).

Табл. Передаточное число главной передачи в зависимости от числа зубьев шестерен в цилиндрической паре.

Заводской номер комплекта цилиндрических шестерен главных передач мостов Количество зубьев шестерен Общее передаточное число мостов
5320-2402110-20 12 26*. 50 _ 7>22
5320-2402120-20 50 15 12
5320-2402110-10 13 26*. 49 _ 6i53
5320-2402120-10 49 15 13
5320-2402110-30 14 26*. 48 _ 5 94
5320-2402120-30 48 15 14

* Передаточное отношение конической пары

Рис.4. Передний ведущий мост: 1 — колодка переднего тормозного механизма; 2 — ролик колодки; 3 — разжимной левый кулак; 4 — ввертный штуцер; 5 — переходной штуцер; 6 — головка подвода воздуха; 7 — левый корпус поворотного кулака; 8—масленка; 9—рычаг поворотного кулака; 10—главная передача переднего моста; 11 — регулировочный рычаг; 12— шаровая опора поворотного кулака; 13 — внутренний левый кулак шарнира; 14 — пробка; 15 — вкладыш кулака шарнира; 16 — диск шарнира; 17 — манжета; 18 — нижняя накладка кулака; 19, 24, 34 — подшипники; 20 — набивка манжеты; 21 — щиток тормозного механизма; 22 — суппорт переднего тормозного механизма; 23 — ось тормозных колодок; 25 — левая цапфа поворотного кулака; 26 — ступица с тормозным барабаном; 27, 32—замковые шайбы; 28—ведущий фланец; 29 — кран запора воздуха; 30 — наружный кулак шарнира; 31 — контргайка подшипников; 33 — гайка подшипников.

Главная передача ведущего переднего моста (рис. 4) в отличие от главных передач промежуточного и заднего мостов прикреплена к картеру моста фланцами, расположенными в вертикальной плоскости. Оригинальные детали главной передачи (рис. 5) переднего моста: чашка 3 колесного дифференциала, картер 31 главной передачи, первичный вал 11, крышка 17, подшипник 8. Остальные детали и сборочные единицы унифицированы с деталями и сборочными единицами главной передачи заднего моста.

Рис.5. Главная передача переднего моста:

1 — крышка подшипника; 2 — ведомое цилиндрическое зубчатое колесо; 3 — чашка дифференциала; 4 — опорная шайба полу-осевого зубчатого колеса; 5, 13, 14, 24, 25 — конические роликовые подшипники; 6 — полу-осевое зубчатое колесо; 7 — опорная шайба сателлита; 8, 22 — роликовые подшипники цилиндрические; 9 — шпонка; 10 — заглушка; 11 — первичный вал; 12 — ведущее коническое зубчатое колесо; 15 — манжета; 16 — фланец; 17′, 27 — крышки; 18, 26 — стаканы подшипников; 19, 30 — регулировочные шайбы; 20 — распорная втулка; 21 — ведомое коническое зубчатое колесо; 23 — ведущее цилиндрическое зубчатое колесо; 28 — опорная шайба; 29 — гайка; 31 — картер главной передачи; 32 — крестовина дифференциала; 33 — сателлит; 34 — регулировочная гайка; 35 — стопор гайки; Е — регулируемый размер.

Картер переднего моста отлит как одно целое с левым коротким кожухом полуоси. Правый кожух запрессован в картер моста. К фланцам кожухов полуоси на шпильках прикреплены шаровые опоры с приваренными шкворнями. В шаровые опоры запрессованы бронзовые втулки, в которых установлены внутренние кулаки шарниров равных угловых скоростей.

На шкворнях размешены корпусы поворотных кулаков, которые поворачиваются на конических роликовых подшипниках. К корпусам поворотных кулаков прикреплены на шпильках цапфы и суппорты тормозных механизмов. В цапфы запрессованы бронзовые втулки, в которых вращаются наружные кулаки шарниров.

Крутящий момент от внутреннего кулака к наружному передается через шарнир равных угловых скоростей. На шлицевом конце наружного кулака установлен ведущий фланец, который прикреплен к ступице шпильками.

Покупайте запчасти у нас :

Читайте также:  Схема промышленной сушильной машины
Оцените статью