Назначение планового ремонта машин

Виды и методы ремонта машин и их сущность, назначение.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Основы организации и технологии ремонта машин……………………………. 4

Тема 1.2. Виды и методы ремонта машин……………………………….………………….4-5

  1. Виды и методы ремонта машин и их сущность, назначение …………………………..4
  2. Производственный, технологический процессы и их элементы………………….6-7

Раздел 2. Производственный процесс ремонта машин………………………………………8

Тема 2.1. Прием автомобилей и агрегатов в ремонт…………………………..……………8

2. Приемка автомобилей и агрегатов в ремонт и их хранение…………..……………….9

Тема 2.2. Разборка автомобилей и агрегатов…………………..……………………………10

3. Организация разборочных работ………………………………..………………………11

4. Особенности разборки резьбовых соединений и соединений с натягом

Тема 2.4. Дефектация и сортировка деталей……………………..………………………. 14

5. Назначение и сущность дефектации и сортировки деталей……………………….….14

6. Капиллярные методы дефектации (контроля) деталей…………………………….….17

7. Контроль скрытых дефектов деталей (специальные методы дефектоскопии: магнитный, ультразвуковой)…………………………………………………………………………..…20

Раздел 3. Основные способы восстановления деталей………………………………….…..27

Тема 3.1. Классификация способов восстановления деталей……………………………. 27

8. Классификация и краткая характеристика наиболее распространенных

способов восстановления деталей…………………………………………………………..27

9. Восстановление деталей слесарно-механической обработкой………………………….27

10. Ремонт резьбовых отверстий и трещин в корпусных деталях. ………………. …….30

11. Классификация основных способов сварки и наплавки их краткая характеристика, материалы, область применения……………………………………………………………..30

Тема 3.3. Восстановление деталей сваркой и наплавкой…………………………………….33

12. Восстановление деталей наплавкой под слоем флюса (сущность, применяемое оборудование, достоинства и недостатки способа); материалы применяемые при наплавке под слоем флюса (проволоки, флюсы)…………………………………………………………….33

13. Восстановление деталей вибродуговой наплавкой (сущность процесса, применяемые материалы и оборудование, область применения)………………….……………………….36

14. Электроконтактная сварка и наплавка (приварка ленты, проволоки, порошка). Сущность процесса, область применения, достоинства и недостатки…………………..……………. 38

15. Основные виды сварки. Подготовка поверхностей перед сваркой…………………….40

16. Автоматическая наплавка в среде защитных газов (сущность процессов, оборудование, применяемые материалы, достоинства, недостатки)…………………………………. 44

17. Восстановление деталей электроискровой обработкой (сущность, оборудование, достоинство, недостатки)…………………………………………………………………….45

Тема 3.4. Восстановление деталей пайкой…………………………………………………. 48

18. Восстановление деталей пайкой (сущность процесса, технология, припои и флюсы, применяемые при пайке, достоинства, недостатки)……………………………………….48

Тема 3.5. Восстановление деталей напылением…………………………………………….51

19. Восстановление деталей напылением (металлизацией). Виды, сущность, применяемое оборудование, материалы……………………………………………………. ….…. 51

Тема 3.6. Восстановление деталей давлением (пластические деформации)…..….………54

20. Восстановление деталей давлением (пластическим деформированием: сущность, назначение, виды)………………………………………………………………. …. ……..54

Тема 3.7. Восстановление деталей электролитическими покрытиями…………………. 55

21. Восстановление деталей электролитическими покрытиями: сущность

процесса, достоинства, недостатки………………………………………………………….56

22. Восстановление деталей хромированием: применяемое оборудование

материалы, технологический процесс, область применения………………………………57

23. Восстановление деталей осталиванием. Свойства покрытий, электролиты, оборудование, преимущества способа……………………………………………………………………….62

Тема 3.8. Восстановление деталей с применением синтетических материалов…………. 64

24. Восстановление деталей полимерными материалами (синтетическими): применяемые материалы, оборудование……………………………………………………………………64

Раздел 4. Ремонт типовых деталей…………………………………………………………..67

Тема 4.1. Выбор способа ремонта деталей, разработка технологических

процессов ремонта и изготовления типовых деталей………………………….……………67

25. Выбор рационального способа ремонта деталей, факторы, влияющие

Раздел 1.

Тема 1.2. Виды и методы ремонта машин

Виды и методы ремонта машин и их сущность, назначение.

Процесс ремонта может быть классифицирован по разным признакам.

По признаку сохранение принадлежности ремонтируемых частей различают необезличенный и обезличенный ремонт.

При необезличенном ремонте сохраняется принадлежность восстанавливаемых (отремонтированных) составных частей к опре­деленному экземпляру изделия. Это значит, что снятые с данной машины изношенные сборочные единицы (агрегаты и узлы) и детали после их восстановления или ремонта устанавливают на ту же машину, с которой они были сняты. Второстепенные детали (крепежные, прокладки и т. п.) могут быть заменены.

Основные недостатки: длительность, так как продолжительность ремонта машины включает также время, затрачиваемое на ремонт деталей; необходимость больших производственных площадей на ремонтных предприятиях, так как разобранная машина все время, которое затрачивается на ремонт снятых с нее деталей, находится в цехе.

Этот вид ремонта может быть применен только в том случае, когда ремонтируется большая номенклатура машин малыми сериями.

Обезличенный ремонт характерен тем, что отремонтированные сборочные единицы и детали устанавливают на любую машину данной марки. Следовательно, принадлежность восстановленных или отремонтированных составных частей к определенному экземпля­ру машин не сохраняется. Этот вид ремонта более прогрессивный по сравнению с необезличенным, поэтому он является основным.

Обезличенный ремонт базируется на взаимозаменяемости деталей и сборочных единиц, заложенной при изготовлении машин. Он позволяет применять передовую организацию производства — агрегатный и поточный ремонты, которые предусматривают сборку машин из заранее отремонтированных сборочных единиц.

Читайте также:  Литые диски для автомобилей ока

По признаку «степень восстановления ресурса» для строитель­ных, путевых и других машин транспортного строительства разли­чают капитальный и текущий ремонт.

Капитальный ремонт выполняется для восстановления исправнос­ти и ресурса изделия, близкого к полному, с заменой или восстановлением любых его частей, в том числе базовых. При этом под базовой частью понимают основную часть изделия, предназна­ченную для его компоновки и установки других частей (например, поворотная платформа экскаватора).

Текущий ремонт выполняется для обеспечения работоспособности изделия. Он заключается в замене или восстановлении отдельных частей машин.

По признаку «планирование» различают плановый и неплановый ремонт.

При плановом ремонте постановка машины в ремонт осуществля­ется в соответствии с требованиями и показателями норматив­но-технической документации после определенной наработки.

Плановый ремонт выполняется в соответствии с годовыми планами капитального ремонта.

Неплановый ремонт проводится без предварительного назначения при необходимости устранения последствий отказов или проис­шествий.

По признаку «регламентация выполнения» различают регла­ментированный ремонт и ремонт по техническому состоянию.

Регламентированный ремонт является плановым ремонтом, выполняемым с периодичностью и в объеме, установленными эксплуатационной документацией независимо от технического состо­яния машины к моменту начала ремонта. Такой ремонт обычно применяется для машин, связанных с безопасностью людей (например, лифты).

Ремонт по техническому состоянию — это плановый ремонт, при котором перед постановкой в ремонт проводится контроль технического состояния машин путем осмотра, технической диагнос­тики или другим способом. При этом устанавливаются необходи­мость в проведении ремонта и его объем. Для машин транспортного строительства принят этот вид ремонта.

По признаку «организация выполнения» ремонт может быть осуществлен тупиковым, агрегатным и поточным методами.

Тупиковый метод ремонта применяется при необезличенном виде ремонта. Он может выполняться универсальными или специализи­рованными бригадами.

В первом случае весь комплекс работ по ремонту машины, кроме восстановления деталей, выполняется одной бригадой.

Такая организация требует высокой квалификации рабочих, так как каждый член бригады должен уметь отремонтировать любой агрегат или узел. При этом каждая бригада должна иметь все необходимые приспособления, инструмент и запасные части для ремонта всех сборочных единиц машин. Для такой организации ремонта характерны низкая производительность труда и высокая стоимость.

Более прогрессивным является ремонт специализированными бригадами. В этом случае разбирает и собирает машины одна бригада, а ремонтируют сборочные единицы другие бригады, специализированные на ремонте групп сборочных единиц, близких по технологическим признакам. Ремонт осуществляют на определен­ных рабочих постах, обеспеченных необходимыми приспособлениями и инструментами.

По сравнению с универсальными бригадами организация ремонта специализированными бригадами имеет ряд достоинств:

повышение производительности труда вследствие специализации ремонта определенных сборочных единиц машин, что позволяет более правильно использовать квалификацию рабочих, а также технологическую оснастку;

сокращение продолжительности ремонта машин вследствие повышения производительности труда; снижение стоимости ремонта.

Агрегатный метод организации ремонта предусматривает замену изношенных агрегатов и узлов новыми или заранее отремонтирован­ными, поступившими из оборотного фонда.

Этот метод может применяться на ремонтных предприятиях и в условиях эксплуатации. В первом случае машину разбирают на сборочные единицы, которые направляют в ремонтные цехи. Собирают машины с использованием оборотного фонда. Отремон­тированные сборочные единицы поступают в оборотный фонд.

При ремонте в условиях эксплуатации ремонтное предприятие только ремонтирует сборочные единицы, а снимает (демонти­рует) неисправные и собирает (монтирует) отремонтированные агре­гаты и узлы на месте работы машины.

Система планово предупредительного ремонта автомобилей

Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей

В Российской Федерации принята планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей, основные положения которой сформулированы и закреплены в «Положении о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта».

В данном Положении приведен перечень предусмотренных видов обслуживания и ремонта и операций по ним, даны нормативы межремонтных пробегов, трудоемкость на выполнение различных видов работ, нормы простоя в ТО и ремонте, поправочные коэффициенты на различные нормативы (K1–К5) в зависимости от конкретных условий эксплуатации и т. д.

Сущностью планово-предупредительной системы является принудительная по плану постановка автомобилей, прошедших нормативный пробег, в соответствующий вид технического обслуживания, в целях предупреждения повышенной интенсивности изнашивания и восстановления утраченной работоспособности узлов, агрегатов и систем.

Читайте также:  Калина замена патрубка двигателя

– ежедневное обслуживание – ЕО;

– техническое обслуживание №1 – ТО-1;

– техническое обслуживание №2 – ТО-2;

– сезонное обслуживание – СО;

– текущий ремонт – ТР;

– капитальный ремонт – КР.

Эти виды обслуживания отличаются друг от друга перечнем и трудоемкостью выполняемых операций, и периодичностью, нормативы которой приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Нормативы периодичности обслуживании автомобилей

Типы автомобилей Периодичность ТО, км
ТО-1 ТО-2
Легковые 4000 16000
Грузовые 3000 12000
Автобусы 3500 14000

Ежедневное обслуживание включает в себя проведение контрольного осмотра (в первую очередь по узлам, механизмам и системам, влияющим на безопасность движения), уборочно-моечных операций (проводимых по потребности, с учетом санитарных и эстетических требований и условий эксплуатации) и до заправочных работ (при необходимости долив масла в двигатель, охлаждающей жидкости, подкачка шин и т. д.). Мойку автомобилей, включая тщательную мойку низа и двигателя, проводят также перед постановкой автомобилей в очередные ТО или текущий ремонт.

Всякому виду ремонта предшествует технический осмотр – контроль, осуществляемый в основном при помощи органов чувств и, в случае необходимости, средств контроля, номенклатура которых установлена соответствующей документацией.

В период между ремонтами объекты подвергают техническому обслуживанию, под которым понимается комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или объекта при использовании его по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.

Техническое обслуживание №1 предназначено для поддержания автомобилей в технически исправном состоянии, выявления и предупреждения отказов и неисправностей, а также снижения интенсивности изнашивания деталей, узлов и механизмов путем проведения установленного комплекса работ:

– контрольных смотровых и диагностических;

– арматурных и других видов работ.

Трудоемкость работ по ТО-1 невелика – для легковых автомобилей в среднем 2,5–4,5 чел.-ч, для грузовых – 2,5–6,5 чел.-ч, в зависимости от класса и грузоподъемности. Установленная трудоемкость, например, в 3,2 чел.-ч означает, что один рабочий за 3,2 ч должен выполнить весь утвержденный перечень операций и объем работ по автомобилю. Но, учитывая, что обслуживание автомобиля обычно проводят несколько рабочих различных специальностей, зачастую на поточных линиях, состоящих из 3–4 специализированных постов – время простоя автомобиля на каждом составляет порой лишь 5–10 мин. Вполне естественно, что за такой короткий промежуток времени можно провести лишь несложные регулировочные работы, устранить подтекание (негерметичность), провести крепежные работы и т. д. С точки зрения возможного ремонта, при необходимости допустима лишь замена, деталей крепежа и отдельных легкодоступных деталей и элементов (например, электрических лампочек, приводных ремней и т. д.). С учетом вышеизложенного и незначительного времени простоя в ТО-1 его проводят по Положению в межсменное время, т. е. автомобиль в этот день с эксплуатации не снимается.

Техническое обслуживание № 2 (ТО-2) имеет то же назначение, что и ТО-1, но проводится в большем объеме, с проведением углубленной проверки параметров работоспособности автомобиля не только в целях выявления различных неисправностей, но и для определения возможного ресурса пробега без проведения текущего ремонта во время дальнейшей эксплуатации автомобиля), а также устранения обнаруженных неисправностей путем замены неисправных легкодоступных деталей и узлов. Замена основных агрегатов не допускается. Причем замена деталей и узлов не считается обслуживанием – этот процесс при ТО-2 называется сопутствующим ремонтом (СР). На него отводится дополнительная трудоемкость и, соответственно, увеличивается количество необходимых рабочих на его проведение. Трудоемкость, отводимая на проведение ТО-2, составляет в среднем 10–15 чел.-ч для легковых автомобилей и 10–20 чел.-ч для грузовиков и автобусов. Для проведения такого объема работ автомобили в день проведения ТО-2 снимаются с эксплуатации на линии сроком до одних суток. За это время автомобиль должен быть подготовлен по техническому состоянию так, чтобы гарантировалась его надежная безаварийная работа на линии без постановки на текущий ремонт до следующего ТО-2.

При выявлении крупных неисправностей, которые не могут быть устранены в ходе работ при ТО-1 или ТО-2 (даже путем проведения сопутствующего ремонта при ТО-2), сразу же оформляется документация на постановку автомобиля в зону текущего ремонта, например, для ремонта или замены основных агрегатов автомобиля, включая двигатель, коробку передач, мосты и т. д.

Читайте также:  Современные дизельные двигатели сажевый фильтр

Сезонное обслуживание (СО) проводится два раза в год, весной и осенью, и предназначено для подготовки автомобилей к эксплуатации с учетом предстоящих изменений климатических условий. Его совмещают обычно с очередным ТО-2 и выполняют на тех же постах, те же рабочие, однако предусмотрено увеличение нормативной трудоемкости в связи с проведением дополнительных операций.

Текущий ремонт – ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности объекта и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей (кроме базовых).

Текущий ремонт (ТР) автомобилей проводится по потребности, выявляемой водителем в процессе эксплуатации, при ежедневных контрольных осмотрах механиками при возвращении автомобилей с линии, а также в процессе проведения ТО-1 и ТО-2 при обнаружении сверхобъемных работ.

В целях повышения коэффициента технической готовности (КТГ) парка стараются по возможности ТР проводить в межсменное время, обычно в вечернее и ночное. Исключение составляют трудоемкие работы по замене крупных агрегатов, которые следует проводить в дневную смену, наиболее благоприятную для работы, когда работает основной склад и склад агрегатов. Проводят ТР в специально отведенных зонах, на подъемниках или смотровых канавах, преимущественно на постах тупикового типа. Поточный метод при проведении ТР не приемлем ввиду слишком большой разницы как по объему, так и по видам работ в каждом конкретном случае проведения ТР. Для уменьшения простоя автомобилей в ТР все большее распространение находит использование специализированных постов, для выполнения конкретных трудоемких работ, с использованием соответствующего современного высокопроизводительного оборудования, а также внедрения агрегатного метода ремонта, когда вместо неисправного узла или агрегата сразу же ставят на автомобиль заранее отремонтированный из оборотного фонда.

Капитальный ремонт (КР) – ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному (не менее 80 %) ресурса с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.

Капитальный ремонт автомобилей и агрегатов проводится в основном на специализированных ремонтных предприятиях – авторемонтных заводах (АРЗ). В крупных АТП, имеющих современную производственную базу, частично проводят КР отдельных агрегатов собственными силами. Ремонт осуществляется с полной разборкой автомобиля на отдельные узлы и агрегаты, а те, в свою очередь, на отдельные детали. После тщательной мойки и очистки проводится их дефектовка и сортировка – часть выбраковывается и заменяется новыми, часть идет на восстановление. После комплектации производится сборка, испытание и обкатка, после чего узлы и агрегаты идут на главный конвейер сборки автомобилей.

Непременным условием для постановки в КР автомобилей является нормативный пробег, который должен быть пройден этими автомобилями. Для легковых автомобилей Горьковского автозавода он составляет 300 тыс. км, для грузовых – 250 тыс. км, для автомобилей ЗИЛ последнего поколения – 300 тыс. км.

Рациональным и экономически обоснованным считается направление на АРЗ грузовых автомобилей, у которых в КР нуждается рама, кабина и не менее двух-трех основных агрегатов. Обоснованием для постановки в КР легковых автомобилей и автобусов в первую очередь служит необходимость КР кузова. Практика показала, что качество ремонта на АРЗ и дальнейшая эксплуатация автомобилей после КР не удовлетворяют современным требованиям при сравнительно больших затратах на его проведение. Организация авторемонтных заводов была вынужденной мерой на определенном этапе развития народного хозяйства. В настоящее время полнокомплектный ремонт автомобилей на АРЗ практически прекращен.

В отличие от прошлых лет, когда предприятия автомобильного транспорта руководствовались единым нормативным документом – «Положением о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», в настоящий момент отдельные заводы-изготовители в порядке эксперимента, рекомендуют для выпускаемых автомобилей более рациональные, по их мнению, интервалы пробегов для планового обслуживания автомобилей, изменяют общепринятые названия видов ТО или вводят дополнительные виды обслуживания (например, в период обкатки автомобилей), как это принято в классификации видов обслуживания в ряде зарубежных стран. Горьковский автомобильный завод предлагает повысить норму пробега до ТО-1 (для 3 категории эксплуатации) до 8 тысяч км для всех автомобилей семейства «Газель» и «Соболь». Камский завод для автомобилей КамАЗ предлагает ввести сервисное обслуживание через первые 1000 км пробега – «Сервис А», 4000 км – «Сервис В». Вместо ТО-1 ввести «Сервис-1», вместо сезонного обслуживания «СО» – «Сервис С» и т. д.

Оцените статью