Назначение основных частей грузового автомобиля

Назначение и общее устройство грузового автомобиля

Автомобильпредназначендля перевозки грузови, в исключительных случаях для перевозки людей, если он специально для этих целей будет переоборудован и состоит из узлов и механизмов, образующих три основные части: шасси, кузов и двигатель. Шассиавтомобиля состоит из трансмиссии, ходовой части и механизмов управления.

Трансмиссия автомобиля состоит из узлов и агрегатов, передающих крутящий момент от двигателя к ведущим колесам и изменяющих крутящий момент, частоту оборотов, по величине и направлению.

Основными узлами трансмиссии автомобиля являются: сцепление, коробка передач, карданная передача, главная передача, дифференциал и приводные валы — полуоси.

Сцеплениеавтомобиля— механизм, передающий крутящий момент двигателя и позволяющий кратковременно отсоединить двигатель от трансмиссии на время переключения передач, остановки автомобиля и вновь их плавно соединять, а также предохранять детали двигателя и трансмиссии во время экстренного торможения с неотключенным двигателем от трансмиссии..

Коробка передач автомобиля преобразует крутящий момент по величине и направлению и дает возможность двигаться вперед и назад и разъединять двигатель от трансмиссии на длительное время.

Карданная передача автомобиля дает возможность передавать крутящий момент от коробки передач к ведущим мостам под изменяющимися углами.

Главная передача преобразует крутящий момент по величине и передает его от карданного вала через дифференциал на полуоси под прямым углом.

Дифференциалавтомобиля дает возможность вращаться ведущим колесам с различной скоростью.Крутящим моментом называется момент внешней силы под действием которой происходит вращение тела. Он определяется как произведением силы на плечо, на котором она приложена.

Ходовая часть является основой автомобиля, к ней относятся рама, передняя и задняя оси, рессоры, амортизаторы, колеса и шины.

Механизмы управления дают возможность управлять автомобилем — рулевым управлением изменяют направление движения, а тормозами замедляют скорость движения и останавливают автомобиль.

Кузов грузового автомобиля предназначен для размещения груза и состоит из платформы и кабины водителя. К нему относятся крылья, облицовка, капот и брызговики.

Двигатель преобразует тепловую энергию, получающуюся при сгорании топлива в цилиндрах, в механическую работу.

Рис.1.Основные части грузового автомобиля:

а – общий вид; б – двигатель; в – кузов; г – трансмиссия; д – тормозная система; е – рулевое управление; ж – ходовая часть; 1- кабина; 2 – грузовая платформа; 3 – сцепление; 4 – коробка передач;5 – карданная передача; 6 – ведущий задний мост

Строение автомобиля

Устройство грузового автомобиля

Как правило грузовой автомобиль состоит из пяти основных частей, которые перечислены ниже:

2) Шасси

3) Кузов

5) Специальное оборудование

Способы ремонта автомобиля своими руками,

как ремонтировать системы и механизмы авто

Двигатель автомобиля может работать на дизельном или бензиновом топливе в зависимости от установленного силового агрегата.

Рассмотрим к примеру автомобиль КАМАЗ. В нем установлены:

— V образный дизельный двигатель

— сцепление с специальным пневмогидравлическим усилителем и конечно же гидравлический привод

— 5ступенчатая коробка передач (КПП)

— элементами подвески в этом автомобиле выступают рессоры, полуэллиптического типа

— карданная передача ( передает крутящий момент от коробки передач к ведущим мостам автомобиля, карданная передача состоит из нескольких карданных валов)

Как устроен грузовой автомобиль?

— рулевое управление (с гидроусилителем)

Данная конструкция изначально оптимально просчитывалась и хорошо продумана, учитывает обзорность дороги, управляемость, маневренность, устойчивость автомобиля, что позволяет водителю чувствовать на дороге более уверенно и спокойно.

Из чего состоит автомобиль: основные части, узлы и агрегаты

Первый в мире автомобиль с бензиновым мотором был запатентован еще в далеком 1885 году гениальным немецким инженером Карлом Бенцом. Поразительно, но и в наши дни машина состоит из тех же основных частей, что и сто лет назад – это кузов, шасси и двигатель. Давайте подробнее рассмотрим из чего состоит автомобиль и его основные части.

В одной небольшой статье сложно, конечно, описать подробное устройство автомобиля, поэтому мы рассмотрим лишь основы, которые должен знать каждый автолюбитель.

В конце этого учебного материала вы найдете небольшой видео-урок об устройстве автомобиля с описанием основных частей, из которых он состоит, и их функций.

Также стоит отметить, что незнание общего устройства автомобиля и принципа работы его основных узлов и агрегатов, ведет к повышенным расходам на ремонт машины и её техническое обслуживание.

Общее устройство автомобиля

Основными составными частями в конструкции автомобиля, как мы уже писали выше, являются:

Все они состоят из множества отдельных элементов, деталей, узлов и агрегатов.

Двигатель – это сердце автомобиля. Он является источником механической энергии и приводит наше авто в движение. Наибольшее распространение в автомобилестроении получили двигатели внутреннего сгорания и дизельные моторы. Однако в последние годы все большую популярность завоевывают автомобили, оснащенные электрическими и гибридными двигателями.

Кузов автомобиля может иметь рамную и безрамную конструкцию. Как правило, в современных легковых автомобилях рама отсутствует, а все узлы и агрегаты крепятся непосредственно к кузову. Именно поэтому такой кузов называют несущим – данное конструкторское решение устройства автомобиля позволяет максимально снизить его массу. Советуем также ознакомиться с классификацией автомобилей по типу кузова.

Шасси автомобиля заслуживает отдельного внимания. Оно представляет собой множество механизмов, в задачи которых входит передача крутящего момента от силового агрегата (двигателя) к ведущим колесам, передвижение автомобиля и управление им. Эти группы механизмов называются трансмиссия, ходовая часть и механизм управления автомобилем.

  • Трансмиссия автомобиля служит для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам, тем самым, позволяя изменять крутящий момент по величине и направлению. Трансмиссия двухосного автомобиля с передним расположением двигателя и приводом на задние колеса обычно состоит из таких механизмов: сцепление, коробка передач, карданная передача, главная передача, дифференциал и полуоси.
  • Ходовая часть автомобиля состоит из рамы или несущего кузова, переднего и заднего мостов, подвески (рессоры и амортизаторы), колес и шин. Подробнее о видах и типах подвесок автомобилей.
  • Механизм управления автомобилем состоит из рулевого управления и тормозной системы (с барабанными и дисковыми тормозами). Он позволяет изменять направление и скорость движения автомобиля, останавливать его и удерживать на месте.

Кроме вышеперечисленных узлов, агрегатов и механизмов абсолютно все автомобили оснащены электрооборудованием, состоящим из источников и потребителей электрического тока.

Электрооборудование автомобиля запускает и дает возможность работать двигателю, освещает и обогревает салон машины, позволяет без проблем передвигаться в темное время суток и в непогоду, поддерживает противоугонную систему, заботиться о нашей с вами безопасности на дороге, превращает автомобиль в концертный зал или даже в кинотеатр, и выполняет множество других полезных и очень важных функций.

Видео-урок: из чего состоит автомобиль

Изучение устройства грузового автомобиля

Цели и задачи практической работы

— закрепление, углубление и расширение знаний студентов в процессе выполнения конкретных практических задач;

— овладение практическими приемами по соответствующей учебной дисциплине на современном уровне;

— развитие у студентов профессиональных навыков, а также практическое овладение методами экспериментальных исследований и обработки результатов ;

— ознакомление с устройством грузового автомобиля.

Теоретическое обоснование работы

Напишите общее устройство грузового автомобиля (три основные части) и для чего каждая часть необходима .

1. Назовите основные части автомобиля.

2. Назначение ходовой части автомобиля.

3. Назначение систем управления автомобилем.

Изучение общего устройства автомобилей

Расшифруйте марки отечественных автомобилей.

Установите соответствие между понятием и определением.

А) Представляет собой совокупность механизмов,

передающих вращающий момент от коленчатого вала

двигателя к ведущим колесам и изменяющих вращающий

момент и частоту вращения ведущих колес по величине и

Б) Источник механической энергии, необходимый для

В) У грузового автомобиля служит для размещения груза,

водителя и пассажира.

Г) Для передачи усилия от двигателя на ведущие колеса, а

так же для управления и передвижения автомобиля

Д) Необходимо для изменения направления движения

Е) Служит для замедления скорости движения и остановки

Ж) Необходима для передвижения автомобиля

З) Состоит из механизмов, с помощью которых происходит

увеличение вращающего момента и вращение валов

передается к ведущим колесам под прямым углом

И) Служит для кратковременного разъединения двигателя и

трансмиссии при переключении передач и для плавного их

соединения при трогании с места

К) Служит для изменения вращающего момента на ведущих

колесах, скорости и направления движения автомобиля

путем ввода в зацепление различных пар шестерен.

Л) Служит для передачи вращения от вала коробки передач к

ведущему мосту под некоторым углом

Напишите общее устройство грузового автомобиля (три основные части) и для чего каждая часть необходима .

Ответы на контрольные вопросы:

Практическая работа №10

Изучение рулевого управления автомобиля

Цели и задачи практической работы

— закрепление, углубление и расширение знаний студентов в процессе выполнения конкретных практических задач;

— овладение практическими приемами по соответствующей учебной дисциплине на современном уровне;

— развитие у студентов профессиональных навыков, а также практическое овладение методами экспериментальных исследований и обработки результатов ;

— ознакомление с устройством и работой рулевого управления.

Теоретическое обоснование работы

«Рулевое управление автомобиля КАМАЗ-5320» Цель задания — практически изучить устройства сборочных единиц ру- левого управления автомобиля КАМАЗ-5320 и приобрести первоначальные на- выки в проведении их разборки-сборки. Иллюстративный материал — учебные плакаты, рис. 4.1-4.2. Монтажное оборудование, приспособления и инструменты — рулевой механизм КАМАЗ-5320, рулевая трапеция, съемник лапный для снятия рулево- го колеса, тиски, комплект инструментов, коловорот, шплинты, пружинный ди- намометр, ключ динамометрический специальный для регулирования зацепле- ния червяка с роликом, брус деревянный, оправка, шплинтодер, выколотка из мягкого металла, ключ гаечный накладной 41 мм, отвертка для пробок. 1. Используя рекомендуемый иллюстративный материал и монтажное оборудование, рассмотреть и изучить расположение рулевого механизма и ру- левого привода, крепление рулевого механизма к раме. Относительно рулевого управления автомобиля КАМАЗ-5320 (рис. 4.1) необходимо запомнить сле- дующие особенности конструкции агрегатов его рулевого управления: — насос имеет шестеренчатый привод от шестерни ТНВД; — фильтр в сливной магистрали состоит из отдельных наборных элементов и имеет перепускной шариковый клапан; — рулевой механизм имеет в приводе угловой редуктор; — в гидроусилителе дополнительно установлены предохранительный и обрат- ный клапаны. Рис. 4.1. Рулевое управление авто- мобиля КАМАЗ-5320: 1 — клапан управление гидроуси- лителем; 2 — радиатор; 3 — кардан- ный вал; 4 — колонка; 5 — трубо- провод низкого давления; 6 тру- бопровод высокого давления; 7 — бачок гидроусилителя; 8 — на- сос гидроусилителя; 9 — сошка; 10 — продольная тяга; 11 — гидро- усилитель с рулевым механизмом; 12 — угловой редуктор

2. Изучить насос гидроусилителя рулевого управления автомобиля КАМАЗ-5320 (см. рис. 4.2).

Вид сверху

9 10 11 и 13 27 Рис. 4.2. Насос гидроусилителя рулевого управления автомобиля КАМАЗ-5320: 1, 13 — перепускные клапаны; 2, 20 — сетчатые фильтры; 3 — корпус насоса; 4 — шарикопод­шипник; 5 — сальник; 6 — вал насоса; 7 — игольчатый подшипник; 8 — статор; 9 — ротор; 10 — распределительный диск; 11 — калиброванное отверстие; 12 — крышка насоса; 14 — седло предохранительного клапана; 15 — пружина; 16 — предохранительный клапан; 17 — коллектор; 18 — бачок; 19 — резиновая прокладка; 21 — клапан-сапун; 22 — крышка бачка; 23 — шайба; 24 — гайка-барашек; 25 — резиновое кольцо; 26 — шкив; 27 — лопасть

3. Разобрать насос гидроусилителя рулевого управления (см. рис. 4.2) ав­томобиля КАМАЗ-5320 в следующей последовательности: — закрепить насос в тисках так, чтобы крышка бачка была сверху; — отвернув гайку-барашек 24, снять крышку бачка 22 вместе с уплотнительным кольцом, прокладкой, сеткой наливного фильтра 20 и наборным фильтром; — отвернуть болты крепления коллектора 17 и бачка 18 к корпусу насоса 3 и снять их с уплотнительными прокладками; — переставить насос в тисках так, чтобы шкив находился внизу; — отвернуть болты крепления крышки насоса и снять ее вместе с уплотнитель­ным кольцом и перепускным клапаном 13 в сборе с предохранительным клапа­ном 16; — сделать метки на распределительном диске, статоре и корпусе, снять диск со штифтов и статор; — извлечь из паза (канавки) корпуса уплотнительное кольцо; — снять ротор 9 со шлицов вместе с лопастями, не допуская их выпадения, для чего необходимо завернуть его в ветошь. 4. Продефектировать снятые детали. 5. Собрать насос гидроусилителя рулевого управления автомобиля КАМАЗ-5320, выполняя операции в последовательности, обратной разборке. 6. Изучить устройство рулевого механизма автомобиля КАМАЗ-5320, ис­пользуя для этой цели иллюстративный материал и рис. 4.3.

Рис. 4.3. Рулевой механизм автомобиля КамАЗ-5320: 1 — реактивный плунжер; 2 — корпус клапа­на управления; 3 — ведущая шестерня; 4 — ведомая шестерня; 5, 22, 29 — стопорные кольца; 6 — втулка; 7, 31 — упорные кольца; 8 — уплотнительное кольцо; 9, 15 — винты; 10 — перепускной клапан; 11, 28 — крышки; 12 — картер; 13 — поршень-рейка; 14 — проб­ка; 16, 20 — гайки; 17 — желоб; 18 — шарик; 19 — сектор; 21 — стопорная шайба; 23 — корпус; 24 — упорный подшипник; 25 — плунжер; 26 — золотник; 27 — регулиро­вочный винт; 30 — регулировочная шайба; 32 — зубчатый сектор вала сошки

Контрольные вопросы к заданию 6

1. Объясните принцип работы рулевого механизма автомобиля КАМАЗ-5320? 2. Назовите и укажите число уплотнительных колец рулевого механизма автомобиля КАМАЗ-5320. 3. Как ускоренно слить масло из картера рулевого механизма автомобиля КАМАЗ-5320? 4. Как осуществляется «следящее» действие рулевого механизма КАМАЗ-5320, чтобы определенному повороту рулевого колеса соответствовало определенное положение управляемых колес? 5. Какие проводятся регулировки рулевого механизма на автомобиле КАМАЗ-5320? 6. Каково назначение дополнительных клапанов (предохранительного и обратного) в рулевом механизме автомобиля КАМАЗ-5320?

Практическая работа №11

Изучение тормозной системы автомобиля

Цели и задачи практической работы

— закрепление, углубление и расширение знаний студентов в процессе выполнения конкретных практических задач;

— овладение практическими приемами по соответствующей учебной дисциплине на современном уровне;

— развитие у студентов профессиональных навыков, а также практическое овладение методами экспериментальных исследований и обработки результатов ;

Проверка исправности тормозной системы Внешним осмотром проверьте: состояние трубопроводов и шлангов тормозной системы, места их соединения. Трубопроводы и шланги не должны иметь трещин, вмятин, скручивания и следов потертостей, соединения должны быть затянуты; исправность контрольных ламп на щитке приборов. При включенных «массе» и замке включения приборов и стартера исправность стоп-сигнала. Регулировка свободного рабочего хода педали рабочего тормоза Установите масштабную линейку горцем в пол кабины рядом с педалью тормоза перпендикулярно к верхней ее плоскости. Отметьте по шкале линейки местонахождения верхней плоскости педали. Плавно нажмите педаль до момента начала выдвижения штоков тормозных камер и снова отметьте местонахождение верхней плоскости педали. Разность полученных результатов дает величину свободного хода педали (3—5мм).

— ознакомление с устройством и . тормозной системы автомобиля

Рис. 1. Регулировка хода педали тормоза Нажмите педаль до упора и таким же образом определите величину рабочего хода. Ход педали должен быть 75—100 мм. Если свободный и рабочий ход педали не соответствует норме, то их регулируют вилкой тяги 12 (рис. 1) педали 11, навинчивая или свинчивая ее предварительно отсоединив от нижнего рычага педали. Проверка состояния тормозных механизмов колес Снимите ступицу колеса и тормозной барабан; внешним осмотром проверьте нет ли глубоких (более 1 мм) рисок, задиров, следов побежалости и трещин на внутренней рабочей поверхности барабана; измерьте внутренний диаметр барабана. При обнаружении
эллипсности или разности в замерах он подлежит расточке или замене; внешним осмотром и замером проверьте тормозные колодки. Они не должны иметь глубоких трещин, следов замасливания и перегрева. Если расстояние от поверхности накладок до головок заклепок менее 0,5 мм, замените колодки. Удаление воздуха из гидравлического привода тормозов Прокачка тормозов необходима для удаления воздуха из гидропривода, который значительно снижает эффективность рабочей тормозной системы. Воздух может попасть в гидропривод вследствие разгерметизации системы при ремонте или замене отдельных узлов, а также при замене тормозной жидкости. На наличие воздуха в приводе тормозов указывает увеличенный ход педали тормоза и ее «мягкость». Перед удалением воздуха из тормозной системы убедитесь в герметичности всех узлов привода тормозов и их соединений, очистите крышку и поверхность вокруг крышки бачка, заполните бачок тормозной жидкостью до метки «МАХ». Затем тщательно очистите штуцеры для удаления воздуха и снимите с них защитные колпачки. Воздух из системы удаляют сначала из одного контура, затем из другого, начиная с колесных цилиндров задних тормозов.

Рис. 2. Удаление воздуха из гидропривода тормозов: 1 — штуцер для прокачки; 2 — шланг; 3 — сосуд с жидкостью Наденьте на головку штуцера 1 резиновый шланг 2 для слива жидкости, а его свободный конец опустите в прозрачный сосуд 3, частично заполненной жидкостью. Резко нажав на педаль тормоза 3-5 раз с интервалами 2-3 с, отверните на 1/2—3/4 оборота штуцер при нажатой педали. Продолжая нажимать на педаль, вытесните находящуюся в системе жидкость вместе с воздухом через шланг в сосуд. После того как педаль тормоза достигнет переднего крайнего положения и истечение жидкости через шланг прекратится, заверните штуцер выпуска воздуха до отказа. Повторяйте эти операции до тех пор, пока не прекратится выход пузырьков из шланга.
Удерживая педаль в нажатом положении, заверните штуцер до отказа и снимите шланг. Протрите насухо штуцер и наденьте защитный колпачок. Повторите операции для других колес, сначала на втором колесе этого же контура, а затем последовательно на обоих колесах другого контура. При удалении воздуха следите за наличием жидкости в бачке, не допуская обнажение его дна, так как при этом в систему вновь попадет воздух. При отсутствии в приводе тормозов воздуха педаль тормоза должна проходить 1/2 своего полного хода. Чтобы исключить влияние вакуумного усилителя на прокачку тормозов, удаление воздуха проводите при неработающем двигателе. Если в гидравлическом приводе отсутствует тормозная жидкость, то заполните систему следующим образом: — залейте тормозную жидкость в бачок главного цилиндра; — отверните на 1,5-2 оборота штуцеры на цилиндрах всех колес; — резко нажимая на педаль тормоза и плавно отпуская ее, завертывайте штуцеры по мере вытекания из них жидкости. Затем прокачайте систему. При удалении воздуха на автомобиле, тормозная система которого работала длительный срок, находящуюся в системе жидкость замените новой. Проверка рулевого управления, смазка шарниров рулевого привода Проверьте осевое перемещение рулевого колеса, для чего возьмите обеими руками рулевое колесо и перемещайте его в осевом направлении . При необходимости отрегулируйте шарикоподшипники вала рулевой колонки затяжкой гайки (8 кгсм), предварительно разогнув усики стопорной шайбы. Составить отчет о проделанной работе в установленной форме. Обеспечение работы — автомобиль, домкрат, смазка ЛИТОЛ-24, тормозная жидкость, салидолонагнетатель, ветошь, набор инструмента. Время выполнения: 4 часа.

1. Назовите возможные неисправности тормозной системы, их причины, признаки, способы обнаружения и устранения этих неисправностей. 2. Какова последовательность удаления воздуха из гидравлического привода тормозной системы?

Практическая работа №12

Составление кинематических схем приводов рабочих органов путевых и строительных машин

Цели и задачи практической работы

— закрепление, углубление и расширение знаний студентов в процессе выполнения конкретных практических задач;

— овладение практическими приемами по соответствующей учебной дисциплине на современном уровне;

— развитие у студентов профессиональных навыков, а также практическое овладение методами экспериментальных исследований и обработки результатов;

—составление кинематических схем приводов рабочих органов путевых и строительных машин

Читайте также:  Площадки для ремонта машин
Оцените статью