- Назначение и общее устройство грузового автомобиля
- Строение автомобиля
- Устройство грузового автомобиля
- — рулевое управление (с гидроусилителем)
- Из чего состоит автомобиль: основные части, узлы и агрегаты
- Общее устройство автомобиля
- Видео-урок: из чего состоит автомобиль
- Изучение устройства грузового автомобиля
Назначение и общее устройство грузового автомобиля
Автомобильпредназначендля перевозки грузови, в исключительных случаях для перевозки людей, если он специально для этих целей будет переоборудован и состоит из узлов и механизмов, образующих три основные части: шасси, кузов и двигатель. Шассиавтомобиля состоит из трансмиссии, ходовой части и механизмов управления.
Трансмиссия автомобиля состоит из узлов и агрегатов, передающих крутящий момент от двигателя к ведущим колесам и изменяющих крутящий момент, частоту оборотов, по величине и направлению.
Основными узлами трансмиссии автомобиля являются: сцепление, коробка передач, карданная передача, главная передача, дифференциал и приводные валы — полуоси.
Сцеплениеавтомобиля— механизм, передающий крутящий момент двигателя и позволяющий кратковременно отсоединить двигатель от трансмиссии на время переключения передач, остановки автомобиля и вновь их плавно соединять, а также предохранять детали двигателя и трансмиссии во время экстренного торможения с неотключенным двигателем от трансмиссии..
Коробка передач автомобиля преобразует крутящий момент по величине и направлению и дает возможность двигаться вперед и назад и разъединять двигатель от трансмиссии на длительное время.
Карданная передача автомобиля дает возможность передавать крутящий момент от коробки передач к ведущим мостам под изменяющимися углами.
Главная передача преобразует крутящий момент по величине и передает его от карданного вала через дифференциал на полуоси под прямым углом.
Дифференциалавтомобиля дает возможность вращаться ведущим колесам с различной скоростью.Крутящим моментом называется момент внешней силы под действием которой происходит вращение тела. Он определяется как произведением силы на плечо, на котором она приложена.
Ходовая часть является основой автомобиля, к ней относятся рама, передняя и задняя оси, рессоры, амортизаторы, колеса и шины.
Механизмы управления дают возможность управлять автомобилем — рулевым управлением изменяют направление движения, а тормозами замедляют скорость движения и останавливают автомобиль.
Кузов грузового автомобиля предназначен для размещения груза и состоит из платформы и кабины водителя. К нему относятся крылья, облицовка, капот и брызговики.
Двигатель преобразует тепловую энергию, получающуюся при сгорании топлива в цилиндрах, в механическую работу.
Рис.1.Основные части грузового автомобиля:
а – общий вид; б – двигатель; в – кузов; г – трансмиссия; д – тормозная система; е – рулевое управление; ж – ходовая часть; 1- кабина; 2 – грузовая платформа; 3 – сцепление; 4 – коробка передач;5 – карданная передача; 6 – ведущий задний мост
Строение автомобиля
Устройство грузового автомобиля
Как правило грузовой автомобиль состоит из пяти основных частей, которые перечислены ниже:
2) Шасси
3) Кузов
5) Специальное оборудование
«Рулевое управление автомобиля КАМАЗ-5320» Цель задания — практически изучить устройства сборочных единиц ру- левого управления автомобиля КАМАЗ-5320 и приобрести первоначальные на- выки в проведении их разборки-сборки. Иллюстративный материал — учебные плакаты, рис. 4.1-4.2. Монтажное оборудование, приспособления и инструменты — рулевой механизм КАМАЗ-5320, рулевая трапеция, съемник лапный для снятия рулево- го колеса, тиски, комплект инструментов, коловорот, шплинты, пружинный ди- намометр, ключ динамометрический специальный для регулирования зацепле- ния червяка с роликом, брус деревянный, оправка, шплинтодер, выколотка из мягкого металла, ключ гаечный накладной 41 мм, отвертка для пробок. 1. Используя рекомендуемый иллюстративный материал и монтажное оборудование, рассмотреть и изучить расположение рулевого механизма и ру- левого привода, крепление рулевого механизма к раме. Относительно рулевого управления автомобиля КАМАЗ-5320 (рис. 4.1) необходимо запомнить сле- дующие особенности конструкции агрегатов его рулевого управления: — насос имеет шестеренчатый привод от шестерни ТНВД; — фильтр в сливной магистрали состоит из отдельных наборных элементов и имеет перепускной шариковый клапан; — рулевой механизм имеет в приводе угловой редуктор; — в гидроусилителе дополнительно установлены предохранительный и обрат- ный клапаны. Рис. 4.1. Рулевое управление авто- мобиля КАМАЗ-5320: 1 — клапан управление гидроуси- лителем; 2 — радиатор; 3 — кардан- ный вал; 4 — колонка; 5 — трубо- провод низкого давления; 6 тру- бопровод высокого давления; 7 — бачок гидроусилителя; 8 — на- сос гидроусилителя; 9 — сошка; 10 — продольная тяга; 11 — гидро- усилитель с рулевым механизмом; 12 — угловой редуктор |
|
2. Изучить насос гидроусилителя рулевого управления автомобиля КАМАЗ-5320 (см. рис. 4.2). |
Вид сверху |
9 10 11 и 13 27 Рис. 4.2. Насос гидроусилителя рулевого управления автомобиля КАМАЗ-5320: 1, 13 — перепускные клапаны; 2, 20 — сетчатые фильтры; 3 — корпус насоса; 4 — шарикоподшипник; 5 — сальник; 6 — вал насоса; 7 — игольчатый подшипник; 8 — статор; 9 — ротор; 10 — распределительный диск; 11 — калиброванное отверстие; 12 — крышка насоса; 14 — седло предохранительного клапана; 15 — пружина; 16 — предохранительный клапан; 17 — коллектор; 18 — бачок; 19 — резиновая прокладка; 21 — клапан-сапун; 22 — крышка бачка; 23 — шайба; 24 — гайка-барашек; 25 — резиновое кольцо; 26 — шкив; 27 — лопасть |
3. Разобрать насос гидроусилителя рулевого управления (см. рис. 4.2) автомобиля КАМАЗ-5320 в следующей последовательности: — закрепить насос в тисках так, чтобы крышка бачка была сверху; — отвернув гайку-барашек 24, снять крышку бачка 22 вместе с уплотнительным кольцом, прокладкой, сеткой наливного фильтра 20 и наборным фильтром; — отвернуть болты крепления коллектора 17 и бачка 18 к корпусу насоса 3 и снять их с уплотнительными прокладками; — переставить насос в тисках так, чтобы шкив находился внизу; — отвернуть болты крепления крышки насоса и снять ее вместе с уплотнительным кольцом и перепускным клапаном 13 в сборе с предохранительным клапаном 16; — сделать метки на распределительном диске, статоре и корпусе, снять диск со штифтов и статор; — извлечь из паза (канавки) корпуса уплотнительное кольцо; — снять ротор 9 со шлицов вместе с лопастями, не допуская их выпадения, для чего необходимо завернуть его в ветошь. 4. Продефектировать снятые детали. 5. Собрать насос гидроусилителя рулевого управления автомобиля КАМАЗ-5320, выполняя операции в последовательности, обратной разборке. 6. Изучить устройство рулевого механизма автомобиля КАМАЗ-5320, используя для этой цели иллюстративный материал и рис. 4.3. |
|
|
Рис. 4.3. Рулевой механизм автомобиля КамАЗ-5320: 1 — реактивный плунжер; 2 — корпус клапана управления; 3 — ведущая шестерня; 4 — ведомая шестерня; 5, 22, 29 — стопорные кольца; 6 — втулка; 7, 31 — упорные кольца; 8 — уплотнительное кольцо; 9, 15 — винты; 10 — перепускной клапан; 11, 28 — крышки; 12 — картер; 13 — поршень-рейка; 14 — пробка; 16, 20 — гайки; 17 — желоб; 18 — шарик; 19 — сектор; 21 — стопорная шайба; 23 — корпус; 24 — упорный подшипник; 25 — плунжер; 26 — золотник; 27 — регулировочный винт; 30 — регулировочная шайба; 32 — зубчатый сектор вала сошки |
Контрольные вопросы к заданию 6 |
1. Объясните принцип работы рулевого механизма автомобиля КАМАЗ-5320? 2. Назовите и укажите число уплотнительных колец рулевого механизма автомобиля КАМАЗ-5320. 3. Как ускоренно слить масло из картера рулевого механизма автомобиля КАМАЗ-5320? 4. Как осуществляется «следящее» действие рулевого механизма КАМАЗ-5320, чтобы определенному повороту рулевого колеса соответствовало определенное положение управляемых колес? 5. Какие проводятся регулировки рулевого механизма на автомобиле КАМАЗ-5320? 6. Каково назначение дополнительных клапанов (предохранительного и обратного) в рулевом механизме автомобиля КАМАЗ-5320? |
Практическая работа №11
Изучение тормозной системы автомобиля
Цели и задачи практической работы
— закрепление, углубление и расширение знаний студентов в процессе выполнения конкретных практических задач;
— овладение практическими приемами по соответствующей учебной дисциплине на современном уровне;
— развитие у студентов профессиональных навыков, а также практическое овладение методами экспериментальных исследований и обработки результатов ;
Проверка исправности тормозной системы Внешним осмотром проверьте: состояние трубопроводов и шлангов тормозной системы, места их соединения. Трубопроводы и шланги не должны иметь трещин, вмятин, скручивания и следов потертостей, соединения должны быть затянуты; исправность контрольных ламп на щитке приборов. При включенных «массе» и замке включения приборов и стартера исправность стоп-сигнала. Регулировка свободного рабочего хода педали рабочего тормоза Установите масштабную линейку горцем в пол кабины рядом с педалью тормоза перпендикулярно к верхней ее плоскости. Отметьте по шкале линейки местонахождения верхней плоскости педали. Плавно нажмите педаль до момента начала выдвижения штоков тормозных камер и снова отметьте местонахождение верхней плоскости педали. Разность полученных результатов дает величину свободного хода педали (3—5мм). |
— ознакомление с устройством и . тормозной системы автомобиля
|
Рис. 1. Регулировка хода педали тормоза Нажмите педаль до упора и таким же образом определите величину рабочего хода. Ход педали должен быть 75—100 мм. Если свободный и рабочий ход педали не соответствует норме, то их регулируют вилкой тяги 12 (рис. 1) педали 11, навинчивая или свинчивая ее предварительно отсоединив от нижнего рычага педали. Проверка состояния тормозных механизмов колес Снимите ступицу колеса и тормозной барабан; внешним осмотром проверьте нет ли глубоких (более 1 мм) рисок, задиров, следов побежалости и трещин на внутренней рабочей поверхности барабана; измерьте внутренний диаметр барабана. При обнаружении |
эллипсности или разности в замерах он подлежит расточке или замене; внешним осмотром и замером проверьте тормозные колодки. Они не должны иметь глубоких трещин, следов замасливания и перегрева. Если расстояние от поверхности накладок до головок заклепок менее 0,5 мм, замените колодки. Удаление воздуха из гидравлического привода тормозов Прокачка тормозов необходима для удаления воздуха из гидропривода, который значительно снижает эффективность рабочей тормозной системы. Воздух может попасть в гидропривод вследствие разгерметизации системы при ремонте или замене отдельных узлов, а также при замене тормозной жидкости. На наличие воздуха в приводе тормозов указывает увеличенный ход педали тормоза и ее «мягкость». Перед удалением воздуха из тормозной системы убедитесь в герметичности всех узлов привода тормозов и их соединений, очистите крышку и поверхность вокруг крышки бачка, заполните бачок тормозной жидкостью до метки «МАХ». Затем тщательно очистите штуцеры для удаления воздуха и снимите с них защитные колпачки. Воздух из системы удаляют сначала из одного контура, затем из другого, начиная с колесных цилиндров задних тормозов. |
|
Рис. 2. Удаление воздуха из гидропривода тормозов: 1 — штуцер для прокачки; 2 — шланг; 3 — сосуд с жидкостью Наденьте на головку штуцера 1 резиновый шланг 2 для слива жидкости, а его свободный конец опустите в прозрачный сосуд 3, частично заполненной жидкостью. Резко нажав на педаль тормоза 3-5 раз с интервалами 2-3 с, отверните на 1/2—3/4 оборота штуцер при нажатой педали. Продолжая нажимать на педаль, вытесните находящуюся в системе жидкость вместе с воздухом через шланг в сосуд. После того как педаль тормоза достигнет переднего крайнего положения и истечение жидкости через шланг прекратится, заверните штуцер выпуска воздуха до отказа. Повторяйте эти операции до тех пор, пока не прекратится выход пузырьков из шланга. |
Удерживая педаль в нажатом положении, заверните штуцер до отказа и снимите шланг. Протрите насухо штуцер и наденьте защитный колпачок. Повторите операции для других колес, сначала на втором колесе этого же контура, а затем последовательно на обоих колесах другого контура. При удалении воздуха следите за наличием жидкости в бачке, не допуская обнажение его дна, так как при этом в систему вновь попадет воздух. При отсутствии в приводе тормозов воздуха педаль тормоза должна проходить 1/2 своего полного хода. Чтобы исключить влияние вакуумного усилителя на прокачку тормозов, удаление воздуха проводите при неработающем двигателе. Если в гидравлическом приводе отсутствует тормозная жидкость, то заполните систему следующим образом: — залейте тормозную жидкость в бачок главного цилиндра; — отверните на 1,5-2 оборота штуцеры на цилиндрах всех колес; — резко нажимая на педаль тормоза и плавно отпуская ее, завертывайте штуцеры по мере вытекания из них жидкости. Затем прокачайте систему. При удалении воздуха на автомобиле, тормозная система которого работала длительный срок, находящуюся в системе жидкость замените новой. Проверка рулевого управления, смазка шарниров рулевого привода Проверьте осевое перемещение рулевого колеса, для чего возьмите обеими руками рулевое колесо и перемещайте его в осевом направлении . При необходимости отрегулируйте шарикоподшипники вала рулевой колонки затяжкой гайки (8 кгсм), предварительно разогнув усики стопорной шайбы. Составить отчет о проделанной работе в установленной форме. Обеспечение работы — автомобиль, домкрат, смазка ЛИТОЛ-24, тормозная жидкость, салидолонагнетатель, ветошь, набор инструмента. Время выполнения: 4 часа. |
|
1. Назовите возможные неисправности тормозной системы, их причины, признаки, способы обнаружения и устранения этих неисправностей. 2. Какова последовательность удаления воздуха из гидравлического привода тормозной системы? |
Практическая работа №12
Составление кинематических схем приводов рабочих органов путевых и строительных машин
Цели и задачи практической работы
— закрепление, углубление и расширение знаний студентов в процессе выполнения конкретных практических задач;
— овладение практическими приемами по соответствующей учебной дисциплине на современном уровне;
— развитие у студентов профессиональных навыков, а также практическое овладение методами экспериментальных исследований и обработки результатов;
—составление кинематических схем приводов рабочих органов путевых и строительных машин