Назначение машин для ремонта дорог

Машины для ремонта и содержания дорог

Ветерок, врываясь в открытое окно машины, треплет волосы; леса, речки, деревеньки проносятся мимо, ― кажется, ты летишь, но. Если дорога вся в колдобинах и лужах, приходится тихонько ползти. Как говорится, рождённый ползать. А ведь если за дорогой не следить, не ремонтировать её каждый год, то даже самая распрекрасная трасса звучит по-японски (то яма, то канава). Почему каждый год? Повезло нам с климатом: в трещинку набежала вода; ударил морозец ― превратил воду в лёд; лёд, расширяясь, взорвал асфальт. Была незаметная трещинка ― появилась выбоина. А сколько таких трещинок на трассе?

Уход за дорогами

Весь уход можно разделить на две категории работ:

  • — содержание дорог, то есть поддержание их в рабочем состоянии;
  • — ремонт дорог, то есть починка или замена дорожного полотна.

Содержание дорог в большой степени зависит от сезона. В тёплое время года проводятся работы по увлажнению и обеспыливанию, уборке грязи и мусора, разметке дорожного полотна. Зимой же основные работы ― борьба со снегом и гололёдом.

По этой причине основными машинами, от которых летом зависит содержание дорог, будут:

  • — подметально-уборочные и машины-пылесосы;
  • — поливочно-моечные;
  • — маркировочные.
  • — снегоочистители и снегопогрузчики;
  • — противогололёдные машины.

Некоторые машины работают весь год, например, подметально-уборочные.

В зависимости от степени эксплуатации дорог их износ бывает разным, поэтому, когда с течением времени их приходится ремонтировать, финансовые затраты сильно отличаются. Существуют следующие виды ремонта дорожного полотна:

Летнее содержание дорог

Летом дороги разрушаются незначительно в сравнении с другими порами года. Для этого должны соблюдаться условия: по ней не должны ездить автомобили с давлением на ось выше допустимого, и её надо постоянно очищать.

Подметально-уборочные машины бывают двух видов: механические и вакуумные. Механические щётками заметают грязь и пыль, собирают их и чаще всего сами же и увозят. Вакуумные же часто называют машинами-пылесосами, так как они работают по тому же принципу, что и пылесос: в кузове-камере создаётся сильное разряжение и пыль и грязь сами перемещаются из области высокого давления в область низкого. И механические, и вакуумные машины имеют для подгребания мусора две лотковые щётки, только у вакуумных машин дальше идёт всасывание мусора, а у механических есть центральная щётка, отправляющая мусор к заднему свесу рамы. Неоценимо значение подметально-уборочных машин для «ливнёвок»: не будь их в дождливый сезон ливневая канализация из-за грязи вышла бы из строя через пару-тройку недель.

Поливочно-моечные машины имеют простой принцип работы: вода из цистерны, установленной на автомобильном шасси, при помощи насоса подаётся в напорный трубопровод, который заканчивается моечными насадками. Вылетающая из них в виде плоских веерообразных струй вода направляет грязь к обочине, в прилотковую зону. Эти машины не только сгоняют грязь, ими можно поливать зелёные насаждения, тушить пожары (пал прошлогодней травы), они осаждают пыль. Вспомните, после прошедшей поливальной машины по улицам города, они пахнут, как проселочная дорога после дождя, а выглядят, как умытые росой.

Читайте также:  Ремонт утечки кондиционера автомобиля

Маркировочные машины служат для нанесения и обновления разметки дорог. Для правильного ориентирования при движении по заранее размеченной линии на бампере машины устанавливается визирное устройство, состоящее из визиря, опорного колеса и двух телескопических штанг. Работают на таких машинах два человека: водитель и оператор. Оператор находится в конце автомобильной платформы, где установлен пульт, позволяющий при помощи установленных программ управлять форсунками и заслонками.

В разное время года могут применяться и разные другие машины для обслуживания дорог. К примеру, летом обкашиваются откосы, осенью при подготовке к зиме убирается колея и т.д.

Зимнее содержание дорог

Для уборки снега используется разнообразная техника, а не только специальная. При сильных снежных заносах часто на борьбу со снегом отправляют бульдозеры и грейдеры, которые своими отвалами-ножами пробивают путь для остальной техники. Справедливости ради стоит отметить, что они лишь пробивают коридоры в снегу, создавая на обочинах огромные снежные отвалы.

Впереди машин или тракторов иногда устанавливают плужное снегоуборочное оборудование. Но такой технике под силу только недавно выпавший снег.

По-настоящему специализированной снегоуборочной техникой являются шнекороторные комплексы. Они не только убирают снег, но и отбрасывают его или же загружают в транспорт, который вывозит снег. Шнекороторное оборудование обычно устанавливается на автомобили или трактора.

У снегопогрузчиков два основных рабочих органа: лопата, которая находится впереди машины, и стрела, оборудованная транспортёром. В лопате установлены две загребающие лапы. Принцип работы снегопогрузчика таков: лопата опускается и вгрызается в снег, стрела при этом поднимается. Лапы загребают снег к средине верхней части лопаты, где снег сваливается на ленту транспортёра. С транспортёра снег ссыпается в предназначенный для его вывоза транспорт.

С гололёдом бороться можно по-разному. У нас чаще всего посыпают песчано-соляной смесью, что не совсем здорово для машин и дорог. Для этого используются автомобили и тракторы, оборудованные приспособлениями для разбрасывания песка. Можно использовать химические реагенты, но у нас большие перепады температур, одним каким-то реагентом не обойдёшься, поэтому с солью надежней, она универсальна при любом морозе. Наледи убирают грейдерами.

Текущий ремонт дорог

Проводится он ежегодно и включает в себя работы по устранению незначительных разрушений дорожного полотна, изменений в водоотводной системе, восстановление откосов. Его цель ― предупредить более сильные разрушения. А так как непосредственно на дороге главными работами являются заделка ям, колеи, выбоин, то текущий ремонт в основном сводится к ямочному ремонту. Технология такова:

  • — очистка от разрушенного материала и грязи повреждённого места;
  • — раскирковка и подрезка границ ямки, так как она должна иметь вертикальные стенки, перпендикулярные и параллельные оси дороги;
  • — заполнение ямки тем же механическим составом, из которого состоит покрытие;
  • — уплотнение и выравнивание с уровнем профиля дороги.

C приданием стенкам ямок ровности и вертикальности отлично справляется такое оборудование, как швонарезчик (можно называть асфальторез, бетонорез). Его достоинства: скорость, качество, отсутствие таких нагрузок на дорожное покрытие, как у отбойного молотка, который, ремонтируя дорогу, добавляет в нормальное покрытие множество трещин и микротрещин. При ямочном ремонте используются также вибротрамбовки, небольшие катки для укладки асфальта. Следует помнить, что ямочный ремонт не стоит проводить в дождливую погоду, так как через пару месяцев дорожная заплата разрушится.

Читайте также:  Допуски масла двигателя cfna

Средний и капитальный ремонты

Средний ремонт проводится раз в несколько лет, на участках длиной не менее трёх километров. Заменяется всё устаревшее и износившееся, укрепляются откосы, обслуживаются и ремонтируются мосты, обустраиваются или обновляются виражи на кривых участках дороги, производится подъёмка, досыпка и уплотнение участков, подвергшихся в условиях эксплуатации наибольшему износу. Этими работами достигается улучшение эксплуатационных свойств дорожного покрытия.

Капитальный ремонт проводится тогда, когда неисправны 15% и более дорожного покрытия. При этом на ремонт ставится вся дорога, на ней перекрывается движение всего транспорта (кроме ремонтного). Цель такого ремонта: восстановить геометрические размеры и прочностные характеристики дороги, одновременно заменив все износившиеся элементы дороги. Не надо путать его с реконструкцией дороги, при которой изменяется категория дороги, здесь же дорожное покрытие доводится до норм первоначального проекта.

Машины для ремонта дорог

Если при ямочном ремонте вполне хватало для замены малых участков асфальта швонарезчика и погрузчика, то для среднего, а тем более капитального ремонта нужна более серьёзная техника. Для вскрышивания старого асфальта применяются самоходные дорожные фрезы и гидромолоты, для удаления ненужного ― экскаваторы, для подготовки дорожного полотна к укладке нового асфальтобетона ― бульдозеры, грейдеры и скреперы.

Вяжущие материалы, нужные для любого типа ремонта, поставляются с асфальтобетонных заводов такой техникой, как автобитумовозы и гудронаторы.

Автобитумовоз состоит из шасси, цистерны с термоизоляцией между наружной и внутренней оболочкой, горелки, служащей для соблюдения нужного температурного режима, жаровых труб. Керосин, впрыскиваемый горелками в жаровые трубы, сгорая, нагревает битум.

Автогудронаторы отличаются от битумовозов, в первую очередь, системой дозированной подачи вяжущего материала по заданной норме к определенным участкам дорожного полотна.

Есть и такие специальные машины, как рециклер и универсальный ремонтёр. Рециклер ― это машина, которая использует старое асфальтобетонное покрытие при создании нового. Универсальный ремонтёр имеет бункер-термос, битумный бак, компрессор и электрогенератор и массу навесного оборудования: ручные виброкаток и таль, электрические молоток, утюг, трамбовка и разогреватель.

Еще про крупногабаритную технику, оборудование и транспорт :

Назначение, область применения, классификация, устройство, технические характеристики и работа машин для ремонта дорог

Асфальторазогревателиприменяют для разогрева асфальтобетонных покрытий до температуры 100-200 0 С с целью выравнивания неровностей, устранения мелких трещин и замены отдельных участков. Их могут также применять для просушивания ремонтируемого участка в сырую погоду, а в зимнее время – для оттаивания мерзлых грунтов. Асфальторазогреватели классифицируются по назначению на разогреватели, разогреватели-планировщики, разогреватели-ремонтеры.

Разогревателиработают с оборудованием инфракрасного излучения. По типу источника инфракрасного излучения они могут быть разделены на разогреватели, работающие с газовыми горелками, и разогреватели с электрическими источниками инфракрасного излучения.

По способу передвижения разогреватели подразделяют на самоходные, прицепные, ручные.

Разогреватели монтируют на самоходных шасси, на шасси автомобилей и тракторов. Наибольшее применение при производстве дорожно-ремонтных работ получили разогреватели, оборудованные газовыми горелками инфракрасного излучения. Специальное оборудование самоходного разогревателя монтируется в кузове базового шасси.

Читайте также:  Чип тюнинг тагер дизель

Некоторые асфальторазогреватели снабжают контейнерами или термос-бункерами для транспортирования асфальтобетонной смеси.

Разогреватели-планировщики монтируют на специальном колесном шасси. Они предназначены для ремонта больших участков дорог. Кроме размещенного в передней части нагревательного оборудования эти разогреватели-планировщики снабжены рабочим органом для срезания слоя покрытия. На некоторых планировщиках имеются также устройства для собирания и погрузки срезанного слоя материала в автотранспорт. Как и разогреватели, эти машины непрерывно передвигаются вдоль дороги, оставляя после себя обработанную полосу, готовую для последующей укладки нового слоя материала.

Разогреватели-ремонтеры монтируют на тяжелых самоходных шасси. Они предназначены для ремонта больших площадей поврежденного покрытия. С их помощью разогревают дорожное покрытие, выглаживают волнистость, состругивают бугры, засыпают и уплотняют ремонтируемый участок покрытия.

На базовом шасси ремонтера кроме оборудования, которым снабжены разогреватели-планировщики, размещены бункер для свежей смеси, пластинчатый питатель, распределительный шнек, вибробрус или виброплита. Асфальтобетонная смесь, которая добавляется в процессе ремонта, распределяется по нагретой и взрыхленной поверхности покрытия.

Разогреватели-ремонтеры являются наиболее эффективными и перспективными машинами. Они производят ремонт асфальтобетоного покрытия поточным методом, восстанавливая при этом физико-механические свойства старого асфальтобетона.

Развитие асфальторазогревателей идет по пути увеличения площади излучающей поверхности и теплопроизводительности нагревательных устройств благодаря созданию и применению специальных газовых горелок с высокой тепловой нагрузкой.

Для ремонта асфальтобетонных дорожных покрытий с повторным использованием материала ремонтируемого покрытия применяется машина ДЭ-232, которая может эксплуатироваться при t≥5 0 С на дорогах I-IV категорий, городских улицах и т. п. База машины – специальное пневмоколесное шасси с двумя управляемыми и ведущими мостами.

Технология ремонта возможна тремя способами: с добавлением новой смеси и ее перемешиванием со старой (метод ремикс), с добавлением новой смеси без перемешивания (метод репаве), без добавления новой смеси (метод реформ).

Для разогрева асфальтобетонного покрытия используется энергия инфракрасного излучения. При использовании технологии ремикс новую смесь в машине ДЭ-232 загружают в бункер-питатель. Затем она поступает в бункер-дозатор, далее в смеситель, где перемешивается со старым материалом, выдается на покрытие, разравнивается шнеком и укладывается рабочим органом. При использовании метода репаве новая смесь, минуя смеситель, подается к рабочему органу.

Производительность машины 675 м 2 /ч при ширине обработки 2,5-4 м, глубиной до 50 мм.

Дорожные ремонтеры предназначены для ремонта ям, заделки трещин, ремонта швов и других работ.

Получили развитие специализированные ремонтеры. Ремонтеры для ремонта ям асфальтобетонных покрытий нагревают и удаляют старое покрытие, заполняют ямы асфальтобетонной массой, профилируют и уплотняют покрытие. Такой ремонтер представляет собой передвижную установку, основные рабочие агрегаты которой размещены на шасси автомобиля, самоходном шасси или прицепе. В комплект оборудования входят: бункер-термос, емкости для минерального порошка и битумной эмульсии, переносные блоки с горелками инфракрасного излучения, бензоэлектрический агрегат, ручная распределительная тележка, электровиброкаток, электромолоток, компрессор, ручной инструмент и ограждающие знаки.

Бункер-термос состоит из внутренней и наружной стенок, между которыми уложен слой теплоизоляции толщиной до 50 мм.

Поднимают бункер для загрузки гидроцилиндром. Газовое оборудование состоит из баллонов для сжиженного газа, трубопроводных коммуникаций, контрольных приборов и регуляторов давления. Переносные блоки горелок представляют собой набор горелок инфракрасного излучения, которые установлены на специальных рамах. Блоки присоединяют к газовому коллектору машины посредством резинотканевых шлангов.

Оцените статью