Насосный агрегат асинхронный двигатель

Электродвигатели для насосов и насосного оборудования

Компактность конструкций, простота соединений с насосом, легкая автоматизация управления и относительно низкие эксплуатационные затраты предопределили массовое применение электродвигателей переменного тока в качестве привода для насосов систем водоснабжения и канализации.

К приводным электродвигателям насосных агрегатов помимо их большой мощности предъявляется ряд специфических требований. Одним из определяющих является необходимость пуска двигателей под нагрузкой. Конструкция электродвигателя должна также допускать довольно продолжительное вращение ротора в обратную сторону (с угонной скоростью, определяемой характеристикой насоса), вызываемое сливом воды из напорных трубопроводов после отключения электродвигателя от сети при плановой или аварийной остановке агрегата.

Весьма желательной для улучшения условий работы энергетических систем, где применяются мощные насосные станции, является возможность частых повторных пусков, что, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к конструкциям обмотки статора и пусковой обмотки электродвигателя, нагревание которых определяет продолжительность требуемой паузы между пусками и допустимое число пусков за рассматриваемый период.

Энергоснабжение и электропривод рассматриваются в специальных курсах, поэтому в настоящем учебнике лишь кратко освещаются особенности приводных электродвигателей различных типов, в значительной мере определяющие конструкцию и размеры машинного здания насосной станции

Асинхронные электродвигатели. При работе этих двигателей частота вращения магнитного поля статора постоянна и зависит от частоты питающей сети (стандартная частота 50 Гц) и от числа пар полюсов, а частота вращения ротора отличается на величину скольжения, составляющую 0,012-0,06 скорости магнитного поля статора. Причиной исключительно широкого применения асинхронных электродвигателей является их простота и небольшая стоимость.

В зависимости от типа обмотки ротора различают асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым или с фазным ротором

Короткозамкнутые асинхронные электродвигатели являются наиболее подходящим электроприводом для небольших насосов они значительно дешевле электродвигателей всех других типов и, что очень существенно, обслуживание их гораздо проще Пуск этих электродвигателей — прямой асинхронный, при этом не требуется каких-либо дополнительных устройств, что дает возможность значительно упростить схему автоматического управления агрегатами

Однако при прямом включении короткозамкнутых асинхронных электродвигателей очень высока кратность пускового тока, который для двигателей мощностью 0,6 — 100 кВт при п = 750Н-3000 мин»‘ в 5-7 раз выше номинального тока такой кратковременный толчок пускового тока относительно безопасен для двигателя, но вызывает резкое снижение напряжения в сети, что может неблагоприятно сказаться на других потребителях энергии, присоединенных к той же распределительной сети. По этим причинам допустимая номинальная мощность асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором, пускаемым прямым включением, зависит от мощности сети и в большинстве случаев ограничивается 100 кВт.

Асинхронные электродвигатели с фазным ротором имеют более сложную и дорогую конструкцию, так как обмотки ротора у них соединяются с наружным пусковым реостатом через три контактных кольца со скользящими по ним щетками

Перед пуском такого электродвигателя в цепь ротора с помощью реостата вводят дополнительное сопротивление, благодаря чему при включении электродвигателя уменьшается сила пускового тока по мере увеличения частоты вращения двигателя сопротивление постепенно уменьшается, а после того как электродвигатель достигнет частоты вращения, «близкой к нормальной, сопротивление пускового реостата целиком выводят, обмотки закорачивают и двигатель продолжает работать как короткозамкнутый

Для насосов с горизонтальным валом отечественной промышленностью в настоящее время выпускаются асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором единой серии 4А мощностью 0,06-400 кВт при д>3000 мин-1 и высоте оси вращения 50-355 мм. Электродвигатели мощностью 0,06-0,37 кВт изготовляются на напряжение 220 и 380 В; 0,55-11 кВт- на 220, 380 и 660 В; 15-110 кВт- на 220/380 и 380/660 В; 132-400 кВт- на 380/660 В.

Для привода вертикальных насосов выпускаются асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором серии ВАН мощностью 315-2500 кВт, напряжением 6 кВ и номинальной частотой вращения 375-1000 мин»1.

Изготовляются электродвигатели серии ВАН в вертикальном подвесном исполнении с подпятником и двумя направляющими подшипниками (один из которых расположен в верхней крестовине, другой — в нижней), с фланцевым концом вала для присоединения к насосу Вентиляция электродвигателя осуществляется по разомкнутому циклу напором воздуха, создаваемым вращающимся ротором и вентиляторами Холодный воздух поступает в машину снизу из фундаментной ямы через нижнюю крестовину и сверху через окна в верхней крестовине Нагретый воздух выбрасывается через отверстия в корпусе статора

Асинхронные электродвигатели основного исполнения имеют различные модификации, в частности: с повышенным пусковым моментом; с повышенными энергетическими показателями для насосных агрегатов с круглосуточной работой, при которой особое значение имеет повышение КПД; с фазным ротором, облегчающим условия пуска и т. п.

Отечественной промышленность J также выпускаются многоскоростные асинхронные электродвигатели, позволяющие изменением частоты вращения регулировать подачу и напор насоса, улучшая, тем самым, технико-экономические показатели насосной станции в целом. Так, например, двухскоростные электродвигатели серии ДВДА имеют интервал значений мощности от 500/315 до 1600/1000 кВт. Эти электродвигатели переводятся с одной частоты вращения на другое отключение одной обмотки статора с последующим включением другой.

Синхронные электродвигатели переменного тока применяются для привода мощных насосов, характеризуемых большой продолжительностью работы. Частота вращения синхронных электродвигателей связана постоянным отношением с частой сети переменного тока, в которую эта машина включена: ря=:3000 (где р — число пар полюсов; п — частота вращения)

Ротор синхронной машины отличается от ротора асинхронной наличием рабочей обмотки для создания постоянного магнитного поля, взаимодействующего с вращающимся магнитным полем статора Рабочая обмотка ротора запитывается постоянным током от возбудителя, которым может служить либо генератор постоянного тока, либо тиристорный возбудитель Генератор постоянного тока может располагаться отдельно от электродвигателя или крепиться на валу ротора

Во втором случае генератор выполняется с самовозбуждением тиристорный возбудитель всегда располагается отдельно от электродвигателя

Основные преимущества синхронного электродвигателя перед асинхронным следующие:

синхронный электродвигатель может работать с коэффициентом мощности (coscp), равным единице и даже опережающим, что улучшает коэффициент мощности сети и, следовательно,

  • при колебаниях напряжения в сети синхронный электродвигатель работает более устойчиво, допуская кратковременное снижение напряжения до 0,6 номинального.
  • Основным недостатком синхронных электродвигателей является то, что момент на их валу при пуске равен нулю, поэтому их необходимо раскручивать тем или иным способом до скорости, близкой к синхронной для этой цели большинство современных синхронных электродвигателей имеет в роторе дополнительную пусковую короткозамкнутую обмотку, аналогичную обмотке ротора асинхронного двигателя

    Читайте также:  Какие есть схемы подключения асинхронного двигателя

    Для насосов с горизонтальным валом используют синхронные двигатели общего применения серий СД2, СДН-2, СДНЗ-2 и СДЗ различных типоразмеров, имеющие большой диапазон мощности (132-4000 кВт) и частоты вращения (100-1500 мин-1) при напряжении 380-6000 В.

    Для привода вертикальных насосов изготовляются две серии синхронных двигателей трехфазного тока частотой 50 Гц, мощностью 630-12 500 кВт, напряжением 6 и 10 кВ, с опережающим cos ф = 0,9, позволяющим получить от двигателя при работе его в номинальном режиме реактивную мощность в пределах до 40% номинальной. Первая серия двигателей ВСДН 15-17-го габаритов включает машины с параметрами: N=6304-3200 кВт, п = 375-=-750 мин-1. Вторая серия электродвигателей ВДС 18-20-го габаритов включает машины больших мощностей (N=4000-=-12 500 кВт) и меньших частот вращения (п = 2504-375 мин»1).

    Серийно выпускаемый вертикальный синхронный электродвигатель серии ВДС (8.3) имеет статор цилиндрической формы, активная сталь которого набрана пакетами из листовой стали и закреплена в станине стяжными шпильками. Ротор двигателя выполнен из литой стали. Полюсы прикреплены к ободу болтами. В верхней крестовине размещены подпятник, верхний направляющий подшипник и маслоохладитель. Эта крестовина является грузонесущей и воспринимает вес всех вращающихся частей агрегата и давление воды на рабочее колесо насоса. В нижней крестовине двигателя установлен нижний направляющий подшипник. Возбудитель двигателя (в данном случае генератор постоянного тока с самовозбуждением) вместе с контактными кольцами насажен на отдельный вал, который имеет фланцевое соединение с валом двигателя. В случае отдельно стоящих возбудителей на валу электродвигателя устанавливаются кольца, с помощью которых возбудитель соединяется с обмотками ротора. Двигатель имеет проточную вентиляцию. Двигатели этого типа мощностью свыше 4000 кВт выполняются с замкнутой системой вентиляции и охлаждением воздуха с помощью охладителей.

    Обозначение электродвигателей этого типа включает данные об их габаритах. Так, например, марка двигателя, изображенного на 8.3, означает: вертикальный (В) двигатель (Д) синхронного типа (С) с диаметром расточки статора 325 см, длиной сердечника статора 44 см и числом полюсов 2р=16.

    Напряжение приводного двигателя принимают в зависимости от его мощности и напряжения сети энергосистемы, к которой подключена насосная станция.

    Если питание насосной станции осуществляется от энергосети напряжением 3,6 или 10 кВ и мощность электродвигателей превышает 250 кВт, то следует устанавливать двигатели на том же напряжении. В этом случае отпадает необходимость сооружения понизительной трансформа-горной подстанции и, следовательно, уменьшаются затраты по сооружению насосной станции. Напряжение электродвигателей мощностью 200-250 кВт определяется схемой электропитания и условиями перспективного увеличения их мощности. Электродвигатели мощностью до 200 кВт следует принимать низковольтными, напряжением 220, 380 и реже 500 В.

    В зависимости от особенностей среды производственных помещений водопроводных и канализационных насосных станций в них устанавливают электродвигатели в том или ином конструктивном исполнении.

    Электродвигатели, устанавливаемые в помещениях с нормальной средой, обычно принимают в защищенном исполнении. Электродвигатели, устанавливаемые на открытом воздухе, следует принимать в закрытом исполнении, для низких температур — во влагоморозостойком. При установке приводных электродвигателей в особо сырых местах их принимают в капле- или брызгозащищенном исполнении с влагостойкой изоляцией. Исполнение электродвигателей, устанавливаемых во взрывоопасных помещениях, должно приниматься в соответствии с Правилами устройств электроустановок (ПУЭ).

    ООО «СЗЭМО «Электродвигатель» поставляет широкий спектр электродвигателей для насосного оборудования российского и зарубежного производства: герметичные, погружные, для водоснабжения, для жидкостей с посторонними включениями, для нефтепродуктов, для химической промышленности, насосы для поддержания пластового давления в скважине, нефтяные магистральные насосы, насосы для энергетической промышленности, насосы типа Д, КсВ, ПЭ, АВз, ЭЦВ.

    Для правильного подбора электродвигателя для насосного оборудования просим сообщить нам полные характеристики насоса, включая: перекачиваемую среду, ее температуру, расход, напор, место установки, специфические особенности установки, варианты исполнения двигателя. В разделе «Контакты» нашего интернет ресурса Вы сможете оставить заявку на поставку электродвигателя для насосного оборудования и насосных станций. Мы постараемся в кратчайшее время подобрать необходимое Вам оборудование и подготовить технико-коммерческого предложения на поставку.

    Выбор двигателей для работы с насосами

    Асинхронные двигатели общепромышленного исполнения наиболее широко используются в приводах переменного тока для производственных механизмов, не требующих регулирования скорости и работающих при длительной нагрузке — мощности, развиваемой электрической машиной в данный момент времени. Она обычно выражается в единицах мощности (кВт, квар, кВ∙А) либо в процентах или долях номинальной мощ­ности.

    Применяемый тип асинхронного двигателя во многом определяется условиями пуска рабочего механизма. При легких условиях пуска, т. е. при сравнительно небольшом моменте инерции, и моменте статического сопротивления на валу машины используются обычные короткозамкнутые асинхронные двигатели типов А2, АО2 (А, АО) и др. Такими механизмами можно считать машины с вентиляторным моментом на валу: насосы, вентиляторы (при закрытых задвижках) и т. п. Начальный момент трогания таких механизмов составляет примерно 10—40% номинального. Ориентировочные величины статических нагрузочных моментов на валу двигателей для ряда производственных механизмов приведены в табл. 4.

    При тяжелых условиях пуска с начальным пусковым моментом сопротивления, равным номинальному или более, необходимо использовать асинхронные двигатели с повышенным пусковым моментом типа АОП2 (АОП), т. е. двигатели с глубоким пазом, а в наиболее тяжелых условиях — двигатели с двойной клеткой. К таким механизмам относятся глиномялки, плунжерные насосы, дробильные барабаны и др.

    Для приводов механизмов с большими маховыми массами, с пульсирующей нагрузкой, с большой частотой пусков и реверсов нашли применение асинхронные двигатели с повышенным скольжением типа АОС2.

    Тип механизмов Статический моментпри ω=0 Статический момент при ω=0,95ω1 Максимальный статический моментМ
    Поршневые компрессоры и насосы (пуск без нагрузки) 0,25—0,4 0,25—0,4 1.5
    Центробежные насосы 0,3—0,4 0.5—1 1.5
    Турбокомпрессоры, вентиляторы (пуск с закрытой задвижкой) 0,2—0,3 0,2—0,3 1.5
    Шаровые мельницы:
    сухого помола 1—2 1 2.5
    мокрого помола 0,2—0,5 1 2
    Дробилки (пуск под нагрузкой) 2 1—1,5 3
    Двигатели-генераторы 0,1—0,2 0,1-0,2 2
    Конвейеры, транспортеры 1—1,5 1 2
    Блюминги, слябинги, рельсоба- лочные станы (пуск без нагрузки) 0,35—0,5 0,2—0,3 2,5—3,5
    Мелкосортные и трубопрокатные станы 0,6—1 0.4 2,5
    Листовые и жестекатальные ста­ны:холодной прокатки 2 1—1,5 2,5
    горячей прокатки 1,25 1 3-5

    Примечания: 1. ω — угловая скорость; ω 1 —угловая скорость вращения магнитного поля. 2. Величины моментов даны в относительных единицах (по отношению к номинальному моменту).

    Читайте также:  Сломалась турбина машина не едет

    Важное значение для многих производственных механизмов имеет плавность пуска приводного электродвигателя. Для ограничения пускового момента и пускового тока используется искусственное снижение напряжения питания статора двигателя на время пуска. Это достигается за счет включения в цепь статора реактивных и активных сопротивлений (резисторов) или автотрансформатора. Первый способ используется для двигателей малой и средней мощности —для привода кранов, транспортеров, станков и некоторых других механизмов при включении активного сопротивления (резистора) в одну фазу статора. В тех случаях, когда требуется ограничение пускового тока и двигатель должен пускаться вхолостую или с малой нагрузкой на валу, используется схема включения резисторов во все три фазы двигателя (для низковольтных электродвигателей). Более подробно способы пуска двигателей описаны в § 5.

    Когда мощность питающей сети недостаточна, для пуска электродвигателей с короткозамкнутым ротором применяются асинхронные двигатели с фазным ротором типов АК2, АОК2 и пусковыми сопротивлениями (резисторами) в цепи ротора.

    В ряде отраслей, например в текстильной промышленности, для приводов механизмов с круглосуточным режимом работы, когда важное значение имеют энергетические показатели двигателя (к. п. д. и др.), используются асинхронные двигатели типов АО2-Т, АОЛ2-Т.

    Наиболее характерные случаи эксплуатации и области применения асинхронных электродвигателей в нерегулируемых приводах различных механизмов приведены в табл. 5.

    Характер нагрузки Применяемые асинхронные двигатели В каких механизмах используются двигатели
    Длительная постоянная Короткозамкнутые ти­пов А2, АО2, А и АО до 100 кВт Центробежные насосы станций, вентиляторы ды­мососов, мукомольные мельницы, агрегатные станки, транспортеры
    Длительная переменная (без маховика) Короткозамкнутые типов А2, АО2, А и АО или с фазным ротором ти пов АК2, АОК2 Шаровые и угольные мельницы, дробилки, ка ландры, чесальные машины, поршневые насосы и компрессоры
    Ударная (с маховиком на валу) Короткозамкнутые, с повышенным скольжением типа АОС2 до 100 кВт Молоты, ножницы, кривошипные прессы, прокатные станы, ковочные машины
    Повторно-кратковременная Короткозамкнутые, с повышенным скольжением типа АОС2 или с фазным ротором типов АК2, АОК2 Краны, подъемные механизмы, лифты, механизмы металлургических производств

    В производственных машинах, требующих регулирования скорости с помощью электродвигателя, асинхронные двигатели используются в соответствии с рядом специфических требований. К таким техническим требованиям относятся — диапазон и плавность регулирования скорости, характер изменения нагрузочного момента и др. (более подробно см. § 6). Наиболее характерные примеры применения асинхронных двигателей в регулируемых приводах сведены в табл. 6.

    Применяемые асинхронные двигатели Способ регулирования частоты вращения Зона регулирования Плавность, диапазон регулирования В каких производствах и механизмах используются двигатели
    Коротко-замкнутые Изменение частоты питающей сети Вверх — вниз Плавное регулирование Вискозная промышленность — центрифуги;
    текстильная промышленность — прядильные машины; металлургия —
    роликовые транспортеры прокатных цехов
    Переключение числа пар полюсов статора Вверх Ступенчатое, не более 3:1 Металлорежущие станки, прессы со ступенчатым регу­лированием скорости
    С фазным ротором Изменение сопротивления в цепи ротора Вниз Плавное при постоянном моменте на­грузки, не более 2:1 Краны, вспомогательные механизмы в металлургии, насосы и дымососы с регулировкой производительности

    Выбор мощности двигателя

    Одним из основных условий выбора электродвигателя является соответствие его мощности производственного механизма, приводимого во вращение. Для предварительного выбора двигателя нужно знать ориентировочные значения статических моментов сопротивления па валу механизма при подсинхронной угловой скорости вращения ротора (ω = 0,95ω 1 ), а также нагрузочный статический момент (см. табл. 4).

    Факторами, определяющими выбор двигателя, являются также режим его работы. Различают нагрузки: продолжительную, практически постоянную; длительную переменную; кратковременную; повторно-кратковременную.

    Продолжительный режим работы с практически постоянной нагрузкой характеризуется тем, что температура всех частей электродвигателя при неизменной температуре окружающей среды достигает некоторых установившихся значений. Температура охлаждающей среды для электродвигателей нормального исполнения в соответствии с ГОСТ 183-66 не должна превышать 40°С. В случае превышения температуры охлаждающей среды нагрузку электродвигателя необходимо снизить. Для работы в условиях с температурой ниже 40 °С нагрузка двигателей может быть несколько повышена.

    Допустимая нагрузка двигателя, соответствующая изменению температуры охлаждающей среды, определяется его конструкцией, главным образом системой и устройством вентиляции, и указывается заводом-изготовителем. Однако для асинхронных двигателей единых серий А, АО, А2 и АО2 можно руководствоваться следующими ориентировочными данными:

    Температура охлаждающей среды, °С 30 35 40 45 50
    Изменение нагрузки по отношению к номинальной, % +10 +5 0 -8 -20

    При нормальной температуре окружающей среды и работе электродвигателя продолжительно с постоянной нагрузкой должно обеспечиваться условие равенства номинальной мощности двигателя Р н (паспортной) и мощности нагрузки Р с (фактической), т. е. Р н ≈ Р с . Длительная переменная нагрузка. В этом случае номинальный, требующийся по условиям перегрузки ток электродвигателя I н.пер должен быть не менее отношения максимального тока I макс к кратности допустимой перегрузки по току m I :

    Номинальный ток двигателя, требуемый с точки зрения его нагрева при работе I н. экв , должен быть не менее эквивалентного фактического тока двигателя I экв , а именно: I н.экв ≥ I экв .

    Величина эквивалентного тока для некоторого графика переменной по току нагрузки (рис. 30,а) может быть найдена из выражения, А:

    I экв = I 1 2 t 1 + (I 1 2 + I 2 2 + I 1 I 2 )(t 2 /3) + I 2 2 t 3
    t 1 + t 2 + t 3

    Паспортная величина номинального тока (А) выбранного электродвигателя должна быть не менее каждой из полученных величин I н.пер и I н.экв .

    Кроме того, должны обеспечиваться условия работы по моменту на валу электродвигателя:
    1) для номинального момента, требуемого по условию перегрузки,

    где М макс — максимальный необходимый момент на валу двигателя, Н∙м; m м — максимально допустимая перегрузка по моменту;

    Рис. 30. Графики работы асинхронного двигателя.

    а — режим с переменной нагрузкой по току; б — повторно-кратковременный режим по мощности; в — эквивалентный режим работы.

    2) для номинального момента, требуемого по условию нагрева, Паспортная величина номинального момента выбранного электродвигателя должна быть не менее каждой из полученных величин М н.пер и М н.экв . Для асинхронных электродвигателей справедливо соотношение

    где λ = М макс /М н — коэффициент перегрузочной способности по моменту (кратность критического момента) может быть предварительно найден из табл. 7.

    Кратковременная нагрузка асинхронного короткозамкнутого двигателя. В этом случае выбор мощности двигателя производится с точки зрения возможности его запуска по минимальному моменту М мин (Н∙м), развиваемому двигателем при пуске, из выражения

    где q мин = M мин /М н — кратность минимального момента, развиваемого двигателем при разбеге, по отношению к номинальному моменту; q U = U 2 мин /U 2 н — коэффициент, учитывающий возможность понижения рабочего напряжения питания двигателя; U мин —минимально возможное рабочее напряжение двигателя, В; q уск = 1,15 ÷ 1,25 — коэффициент, учитывающий обеспечение достаточного ускорения при разгоне.

    Тип асинхронного электродвигателя Значение λ
    Короткозамкнутый
    С фазным ротором
    С повышенным скольжением
    С двойной клеткой или глубоким пазом
    1,8—2
    2—2,5
    2—3
    1,8—2,7

    Повторно-кратковременный режим характеризуется периодами работы с постоянной нагрузкой (рабочие периоды) и периодами отключения электродвигателя (паузы). При этом температура отдельных частей машины при неизменной температуре окружающей среды не успевает достигнуть практически установившихся значений. В таком случае выбор электродвигателей осуществляется:

    1) из серии двигателей единой серии нормального исполнения. Выбор мощности двигателя ориентировочно производится аналогично случаю длительной перемен¬ной нагрузки. При более точных расчетах необходимо учитывать влияние ухудшения условий охлаждения двигателя [Л. 4];

    2) из специальных электродвигателей, предназначенных для работы в повторно- кратковременном режиме (крановые и металлургические двигатели типа МТ, МТК и др.). При этом производится пересчет заданного графика повторно-кратковременного режима (см. рис. 30,б) в некоторый эквивалентный график (рис. 30,в). Рабочая (действительная) мощность нагрузки при повторно-кратковременном режиме Р пк ( (Вт) находится из выражения

    P пк = P 1 2 t 1 + P 2 2 t 2
    t 1 + t 2

    при рабочем коэффициенте продолжительности включения

    ε пк = t р = t 1 + t 2 ,
    t ц t ц

    где t p = t 1 + t 2 — время работы двигателя, с; t x = t x1 + t x2 (см. рис. 30,б, в)—пауза, с; t ц = t x + t p —время цикла, с. Для наиболее распространенного случая, когдя 0,4 > ε пк > 0,15, можно пользоваться упрощенной формулой для расчета каталожной мощности двигателя Р кат (Вт). При передаче от рабочей продолжительности включения ε пк к каталожной ε кат

    В остальных случаях используются значительно более сложные расчеты [Л. 4].

    Расчет допустимой частоты включений
    Асинхронные короткозамкнутые двигатели, рассчитанные на длительный режим работы, при работе в повторно-кратковременном режиме с большим числом включений в течение определенного времени имеют ограниченное допустимое число включений в час h, которое зависит от фактической нагрузки электродвигателя, от соотношения между временем работы t p (с) и паузы-остановки — t x (с), а также от величии потерь энергии в двигателе за время разбега ΔА р (Дж) и торможения ΔА т (Дж). Эти потери в переходные периоды, когда ча­стота вращения машины меньше номинальной, значительно превышают потери энергии в двигателе при работе с постоянной частотой вращения. Кроме того, при неподвижном роторе в период паузы ухудшается теплоотдача двигателя, что учитывается при расчете введением некоторого коэффициента у. Этот коэффициент зависит от способа вентиляции двигателей и может быть принят следующим: для закрытого двигателя с независимым охлаждением 0,9—1,0; для закрытого двигателя с охлаждением от собственного вентилятора 0,45—0,55; для защищенного двигателя с самовентиляцией 0,25—0,35.

    Ограничение по частоте включений двигателя вводится для того, чтобы не допустить чрезмерный перегрев его. Значение h можно определить из следующего выражения, которое используется в основном для двигателей малой мощности до 10—15 кВт:

    h = 3600 (Δp н — Δp с )ε + Δp н γ(1 — ε) .
    0.97(ΔA р + ΔA т )

    где Δр н , Δр с — потери мощности в электродвигателе при номинальной и фактической нагрузках, Вт; ε = t p /(t p + t x ) — коэффициент относительной продолжительности включения. Обозначения и размерности остальных величин в формуле (61) расшифрованы ранее.

    При работе асинхронного двигателя с номинальной нагрузкой допустимое число включений в час равно:

    h = 3600 Δp н γ(1 — ε) .
    0.97(ΔA р + ΔA т )

    Допустимая частота включений во многом зависит от момента инерции ротора двигателя. С увеличением мощности двигателя возрастает его момент инерции и величина h уменьшается. Мощность двигателей механизмов с большими статическими моментами сопротивления выбирают больше номинальной мощности механизма для сокращения времени пуска. На практике не рекомендуется использование асинхронных электродвигателей общего назначения для частого пуска механизмов, имеющих приведенный момент инерции значительно больший, чем момент инерции самого двигателя. Так, для короткозамкнутых двигателей при максимально допустимом статическом моменте сопротивления механизма разрешается не более двух пусков подряд из холодного состояния.

    Мощность двигателей для привода общепромышленных механизмов

    Мощность Р, необходимая для приведения в действие и обеспечения нормальной работы производственного механизма, определяется по его параметрам (например, производительностиQ и др.) и эксплуатационным характеристикам (например, коэффициент полезного действия механизма — η) в соответствии с особенностями того технологического процесса, в котором используется данный механизм. Ниже приводятся формулы для расчета требуемой мощности двигателей ряда наиболее распространенных производственных механизмов.

    Мощность двигателя насоса, кВт,

    где H — высота напора (сумма высот всасывания и нагнетания), м; ΔН — падение напора в магистралях, м; η п и η — к. п. д. передачи и насоса; γ — плотность перекачиваемой жидкости, кг/м 3 ; Q — расход жидкости, м 3 /с.

    Мощность двигателя вентилятора, кВт,

    где Н c — суммарный напор, Н/м 2 ; η п и η — к. п. д. передачи и вентилятора; Q — расход воздуха, м 3 /с

    Мощность двигателя компрессора, кВт,

    где A’а —адиабатическая работа сжатия 1 м 3 атмосферного воздуха до промежуточного давления в компрессоре, Дж/м 3 ; η п и η — к. п. д. передачи и компрессора; Q — расход воздуха, м 3 /с.

    Мощность двигателя подъемного крана, кВт,

    где G и G 0 — масса поднимаемого груза и захватывающего устройства, Н; v — скорость подъема груза, м/с; η — к. п. д. механизма подъема.

    Выбор двигателя по конструктивному исполнению

    При выборе электродвигателя необходимо учитывать условия его эксплуатации, т. е. температуру, влажность, запыленность помещения, в котором он будет работать, наличие едких газов и др. В соответствии с условиями окружающей среды выбирается конструктивное исполнение по способу защиты от внешних воздействий, а также по способу охлаждения (см. § 2). Кроме того, при выборе необходимо учитывать способ установки и крепления электродвигателя, возможность соединения с производственным механизмом и пр.

    Читайте также:  Внутреннее строение швейной машины
    Оцените статью