Насос подкачки масла двигателя ямз 240

Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.

Система смазки дизеля ЯМЗ-240

Система смазки предназначена для непрерывной подачи масла к попарно работающим деталям, отвода от них тепла и удаления продуктов износа.

Смазочная система дизеля ЯМЗ-240 схематично показана на рисунке 13.

При работе двигателя секция 27 масляного насоса затягивает масло через заборник 1 из поддона 3 и нагнетает его через фильтр 5 тонкой очистки масла в полости коленчатого вала 22 и далее к шатунным подшипникам, оси 20 толкателей, фильтру 4 центробежной очистки масла и по наружным трубкам к пневмокомпрессору 13 и гидромуфте 10 привода вентилятора.

От шатунных подшипников масло по сверлениям в стержнях шатунов 18 подается к втулкам верхних головок шатунов и поршневым пальцам.

От оси 20 толкателей масло поступает к подшипникам распредвала 21, в полые штанги 16 (по сверлениям в толкателях) и далее к подшипникам коромысел (по сверлениям в регулировочных винтах и коромыслах 15).

Секция 26 масляного насоса подает масло в радиатор 12.

Масло, выдавливаемое из зазоров, разбрызгивается деталями шатунно-поршневой группы и смазывает гильзы цилиндров, поршни, толкатели, кулачки распредвала и шестерни распределительного механизма, после чего стекает непосредственно в поддон.

Из фильтра центробежной очистки масла, пневмокомпрессора и радиатора масло сливается в поддон по наружным трубкам.

Для предотвращения износа коренных и шатунных подшипников коленвала перед пуском дизеля включают электродвигатель маслозакачивающего насоса 25 и создают в смазочной системе давление 0,1 МПа.

Клапаны смазочной системы регулируют в соответствии с паспортными данными.

Масляный насос ЯМЗ-240 — шестеренного типа, двухсекционный. Секции насоса разделены проставкой, в которой выполнено общее впускное отверстие.

При номинальной частоте вращения коленчатого вала и температуре масла 353-358К (80-85С) подача нагнетающей секции насоса 130 л/мин, а радиаторной — 34 л/мин.

Боковой зазор между зубьями шестерни, привода масляного насоса и промежуточной шестерни 2 равен 0,25-0,37 мм.

Его регулируют прокладками толщиной 0,3 мм. Устанавливая их под привалочную плоскость фланца корпуса насоса.

Фильтр тонкой очистки масла — сдвоенный, с бумажными фильтрующими элементами и двумя клапанами (перепускным и дифференциальным).

Фильтрующие элементы соединены между собой параллельно и подключены к главной масляной магистрали дизеля последовательно. Устройство этого фильтра показано на рисунке 15.

При работе дизеля ЯМЗ-240Б масло из насоса через канал в корпусе 1 поступает между колпаком 4 и наружной поверхностью элемента, проходит через фильтровальную бумагу, очищаясь от механических примесей, и попадает в главную масляную магистраль.

В корпусе фильтра расположены перепускной 9 (соединяет полости с нефильтрованным и фильтрованным маслом) и дифференциальный 21 (соединяет полость фильтрованного масла со сливной) клапаны.

При засорении фильтрующих элементов или пуске дизеля на холодном масле повышенной вязкости перепускной клапан перемещается вправо.

В момент открытия перепускного канала шток 12 сигнализатора замыкает контакты электрической цепи, и сигнальная лампочка 16 загорается.

При дальнейшем движении клапана вправо сжимается пружина 10, поджимая контакты.

При возвращении клапана в первоначальное положение электрическая цепь размыкается под действием пружины 18 клапана, зазор h восстанавливается, и лампочка гаснет.

При превышении расчетного давления в системе дизеля ЯМЗ-240Б масло отжимает дифференциальный клапан 21 и сливается в поддон до тех пор, пока давление масла на клапан не уравновесится давлением пружины 22.

Поджатие пружины обеспечивается вращением резьбовой пробки 20.

Фильтр центробежной очистки масла ЯМЗ-240 — однороторная реактивная центрифуга с наружным гидроприводом, в котором масло очищается под действием центробежных сил, возникающих при вращении ротора. Фильтр подсоединен параллельно масляному насосу.

Гидропривод назван наружным потому, что ротор вращается под действием пары реактивных сил, возникающей при истечении масла из двух насадков (форсунок) изнутри ротора в пространство между колпаками ротора и фильтра.

Поступающее под давлением масло поднимается по сверлениям в оси в полость между ротором и его колпаком 9, а затем вытекает через тангенциально расположенные сопла, приводя во вращение ротор.

Под действием центробежных сил механические примеси отбрасываются к стенкам колпака и отлагаются на нем плотным слоем. Очищенное в фильтре масло сливается в поддон дизеля.

Маслозакачивающий насос — односекционный, шестеренный с приводом от электродвигателя МН-01, развивающего мощность 500 Вт при напряжении 24В и частоте вращения 3100 мин-1.

Электродвигатель крепят хомутами к кронштейну, установленному слева внизу на блок-картере двигателя ЯМЗ-240Б.

Насос прикреплен к электродвигателю болтами и приводится во вращение через соединительную муфту 9 (рис. 17), надетую на шлицевые концы вала ротора электродвигателя и ведущей шестерни 14 насоса.

В корпусе установлен перепускной клапан 4. При давлении в полости нагнетания 1,1-1,3 МПа клапан 4 открывается, и полость нагнетания соединяется с полостью всасывания.

При температуре масла 323-328К (50-55С), давлении в полости нагнетания 0,9 МПа и частоте вращения 2500 мин-1 подача насоса не менее 10 л/мин.

Читайте также:  Схема подогрева двигателя уаз патриот

Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.

Система смазки дизеля ЯМЗ-240

Система смазки предназначена для непрерывной подачи масла к попарно работающим деталям, отвода от них тепла и удаления продуктов износа.

Смазочная система дизеля ЯМЗ-240 схематично показана на рисунке 13.

При работе двигателя секция 27 масляного насоса затягивает масло через заборник 1 из поддона 3 и нагнетает его через фильтр 5 тонкой очистки масла в полости коленчатого вала 22 и далее к шатунным подшипникам, оси 20 толкателей, фильтру 4 центробежной очистки масла и по наружным трубкам к пневмокомпрессору 13 и гидромуфте 10 привода вентилятора.

От шатунных подшипников масло по сверлениям в стержнях шатунов 18 подается к втулкам верхних головок шатунов и поршневым пальцам.

От оси 20 толкателей масло поступает к подшипникам распредвала 21, в полые штанги 16 (по сверлениям в толкателях) и далее к подшипникам коромысел (по сверлениям в регулировочных винтах и коромыслах 15).

Секция 26 масляного насоса подает масло в радиатор 12.

Масло, выдавливаемое из зазоров, разбрызгивается деталями шатунно-поршневой группы и смазывает гильзы цилиндров, поршни, толкатели, кулачки распредвала и шестерни распределительного механизма, после чего стекает непосредственно в поддон.

Из фильтра центробежной очистки масла, пневмокомпрессора и радиатора масло сливается в поддон по наружным трубкам.

Для предотвращения износа коренных и шатунных подшипников коленвала перед пуском дизеля включают электродвигатель маслозакачивающего насоса 25 и создают в смазочной системе давление 0,1 МПа.

Клапаны смазочной системы регулируют в соответствии с паспортными данными.

Масляный насос ЯМЗ-240 — шестеренного типа, двухсекционный. Секции насоса разделены проставкой, в которой выполнено общее впускное отверстие.

При номинальной частоте вращения коленчатого вала и температуре масла 353-358К (80-85С) подача нагнетающей секции насоса 130 л/мин, а радиаторной — 34 л/мин.

Боковой зазор между зубьями шестерни, привода масляного насоса и промежуточной шестерни 2 равен 0,25-0,37 мм.

Его регулируют прокладками толщиной 0,3 мм. Устанавливая их под привалочную плоскость фланца корпуса насоса.

Фильтр тонкой очистки масла — сдвоенный, с бумажными фильтрующими элементами и двумя клапанами (перепускным и дифференциальным).

Фильтрующие элементы соединены между собой параллельно и подключены к главной масляной магистрали дизеля последовательно. Устройство этого фильтра показано на рисунке 15.

При работе дизеля ЯМЗ-240Б масло из насоса через канал в корпусе 1 поступает между колпаком 4 и наружной поверхностью элемента, проходит через фильтровальную бумагу, очищаясь от механических примесей, и попадает в главную масляную магистраль.

В корпусе фильтра расположены перепускной 9 (соединяет полости с нефильтрованным и фильтрованным маслом) и дифференциальный 21 (соединяет полость фильтрованного масла со сливной) клапаны.

При засорении фильтрующих элементов или пуске дизеля на холодном масле повышенной вязкости перепускной клапан перемещается вправо.

В момент открытия перепускного канала шток 12 сигнализатора замыкает контакты электрической цепи, и сигнальная лампочка 16 загорается.

При дальнейшем движении клапана вправо сжимается пружина 10, поджимая контакты.

При возвращении клапана в первоначальное положение электрическая цепь размыкается под действием пружины 18 клапана, зазор h восстанавливается, и лампочка гаснет.

При превышении расчетного давления в системе дизеля ЯМЗ-240Б масло отжимает дифференциальный клапан 21 и сливается в поддон до тех пор, пока давление масла на клапан не уравновесится давлением пружины 22.

Поджатие пружины обеспечивается вращением резьбовой пробки 20.

Фильтр центробежной очистки масла ЯМЗ-240 — однороторная реактивная центрифуга с наружным гидроприводом, в котором масло очищается под действием центробежных сил, возникающих при вращении ротора. Фильтр подсоединен параллельно масляному насосу.

Гидропривод назван наружным потому, что ротор вращается под действием пары реактивных сил, возникающей при истечении масла из двух насадков (форсунок) изнутри ротора в пространство между колпаками ротора и фильтра.

Поступающее под давлением масло поднимается по сверлениям в оси в полость между ротором и его колпаком 9, а затем вытекает через тангенциально расположенные сопла, приводя во вращение ротор.

Под действием центробежных сил механические примеси отбрасываются к стенкам колпака и отлагаются на нем плотным слоем. Очищенное в фильтре масло сливается в поддон дизеля.

Маслозакачивающий насос — односекционный, шестеренный с приводом от электродвигателя МН-01, развивающего мощность 500 Вт при напряжении 24В и частоте вращения 3100 мин-1.

Электродвигатель крепят хомутами к кронштейну, установленному слева внизу на блок-картере двигателя ЯМЗ-240Б.

Насос прикреплен к электродвигателю болтами и приводится во вращение через соединительную муфту 9 (рис. 17), надетую на шлицевые концы вала ротора электродвигателя и ведущей шестерни 14 насоса.

В корпусе установлен перепускной клапан 4. При давлении в полости нагнетания 1,1-1,3 МПа клапан 4 открывается, и полость нагнетания соединяется с полостью всасывания.

При температуре масла 323-328К (50-55С), давлении в полости нагнетания 0,9 МПа и частоте вращения 2500 мин-1 подача насоса не менее 10 л/мин.

Насос подкачки масла двигателя ямз 240

На передней крышке блока установлены два топливоподкачивающих насоса. Каждый насос крепится тремя болтами и приводится в действие от общего эксцентрика, установленного на переднем торце распределительного вала.

Читайте также:  Как отремонтировать пластиковый порог автомобиля

Оба насоса — поршневого типа, отличаются один от другого только наличием ручного подкачивающего насоса.

В корпусе насоса размещены поршень, пружина, упирающаяся с одной стороны в поршень, а с другой — в пробку, всасывающий и нагнетательный клапаны, прижимаемые к седлам пружинами.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Полость корпуса насоса, в которой перемещается поршень, соединена каналами с полостями над всасывающим и под нагнетательным клапанами.

Привод поршня осуществляется толкателем через шток. Ролик толкателя вращается на плавающей оси, застопоренной двумя сухарями от продольного перемещения. Одновременно сухари толкателя, перемещаясь в пазах корпуса, предохраняют толкатель от разворота. Пружина прижимает толкатель к эксцентрику, другим торцом пружина упирается во втулку. Шток перемещается в направляющей втулке, которая ввернута в корпус насоса на специальном клее. Шток и втулка представляют собой прецизионную пару.

Для нагнетания топлива при неработающем двигателе насос, установленный с правой стороны, оборудуется ручным подкачивающим насосом. Этот насос используется для удаления воздуха из топливной системы перед пуском двигателя, а также для заполнения топливом всей магистрали пои техническом уходе за топливной аппаратурой.

Для уплотнения между корпусом ручного подкачивающего насоса и цилиндром установлена резиновая прокладка, которая одновременно уплотняет зазор между поршнем и корпусом при навернутой на цилиндр рукоятке.

На левом насосе в отверстии корпуса вместо ручного насоса установлена пробка.

В систему питания топливоподкачивающие насосы включаются параллельно между собой.

Форсунка — закрытого типа, с многодьирчатым распылителем и гидравлически управляемой запорной иглой. Все детали форсунки собраны в корпусе. к нижнему торцу корпуса форсунки гайкой присоединяется корпус распылителя, внутри которого находится запорная игла 5. Игла и корпус распылителя составляют прецизионную пару.

Рис. 1. Топливоподкачивающий насос:
1 — корпус; 2 — поршень; 3 — пружина поршня; 4 — уплотнительная шайба; 5 — пробка; 6 — втулка штока; 7 — шток толкателя; 8 — пружина толкателя; 9 — толкатель поршня; 10 — стопорное кольцо толкателя; 11 — сухарь толкателя; 12 — ось ролика; 13 — ролик толкателя; 14 — нагнетательный клапан; 15 — пружина; 16 — уплотнительная шайба; 17 — пробка нагнетательного клапана: 18 — корпус цилиндра ручного насоса; 19 — цилиндр ручного насоса; 20 — поршень ручного насоса; 21 — шток поршня; 22 — рукоятка; 23— прокладка; 24 — втулка цилиндра ручного насоса; 25 — всасывающий клапан; 26 — седла клапанов

Рис. 2. Форсунка:
1 — корпус форсунки; 2 — гайка распылителя; 3 — штифт; 4 — корпус распылителя; 5 — игла распылителя; 6 — стакан форсунки; 7 — уплотнительная шайба; 8 — шарик; 9 — штанга; 10 — установочный штифт; 11 — втулка; 12 — фильтр; 13 — штуцер; 14 — накидная гайка; 15 — трубка высокого давления; 16 — колпак; 17 — дренажная трубка; 18 — регулировочный винт; 19 — контргайка; 20 — гайка пружины; 21 — пружина; 22 — уплотнительная шайба; 23 — тарелка пружины

Распылитель имеет четыре сопловых отверстия и фиксируется относительно корпуса двумя штифтами. Для прохода топлива на верхнем торце корпуса распылителя имеется кольцевая проточка «а», соединенная с полостью «б» наклонными отверстиями «в».

Штанга своим нижним концом упирается через шарик в хвостовик иглы распылителя. Сверху на штангу напрессована тарелка, в которую упирается пружина форсунки. Усилие предварительной затяжки пружины регулируется винтом, ввернутым в гайку пружины, с контргайкой. На гайку прижины навернут колпак с уплотнительной шайбой.

Топливо к форсунке подводится через штуцер, в который запрессована втулка, поджимающая сетчатый фильтр. Топливо, просочившееся через зазор между иглой и корпусом распылителя, отводится из форсунки через отверстия в гайке пружины и колпаке по дренажным трубкам. Форсунка устанавливается в латунный стакан головки цилиндров. Под торец гайки распылителя подкладываетея медная гофрированная шайба для уплотнения от прорыва газов.

Форсунка крепится скобой, лапки которой опираются на буртик колпака форсунки.

Для подачи топлива из топливного бака (через фильтры) к насос-форсункам и форсункам применяются подкачивающие насосы шестеренчатого (дизели ЯАЗ -М204 и ЯАЗ -М206) или поршневого (дизели ЯМЗ -238 и ЯМЗ -238) типа.

Шестеренчатый насос. Шестеренчатый топливоподкачивающий насос приводится в движение от нижнего ротора воздушного нагнетателя при соединении вилки ротора с вилкой насоса. Корпус насоса чугунный. Для обеспечения герметичного соединения крышка притерта к корпусу и между ними установлена прокладка из алюминиевой фольги толщиной 0,05 мм. В крышке имеется два отверстия, в одно из которых ввертывается угольник, соединенный с топливопроводом, подводящим топливо от фильтра грубой очистки к топливоподкачивающему насосу, а в другое — штуцер с топливопроводом, подающим топливо от насоса через фильтр тонкой очистки к насос-форсункам.

В корпусе на валиках установлены ведущая и ведомая шестерни, которые закреплены на них шариками. При вращении шестерен насоса с той стороны, где зубья выходят из взаимного зацепления, создается разрежение. В полость с разрежением через отверстие от угольника подводится топливо. Оно заполняет впадины между зубьями шестерен и переносится ими вдоль стенок корпуса в нагнетательную полость, расположенную с другой стороны. Из нагнетательной полости топливо через отверстие 2поступаетк штуцеру. Если давление топлива сильно возрастает из-за его загустевания, засорения магистрали или фильтра тонкой очистки, то начинает действовать редукционный клапан, расположенный в канале, соединяющем впускное и выпускное отверстия топливоподкачивающего насоса. Клапан плотно прижат к седлу пружиной 71, упирающейся в пробку. При давлении в нагнетательной полости, большем 2,9—3,5 кГ/см2 (290—350 кн/м2), клапан открывается и топливо из нагнетательной полости перепускается во впускную.

Читайте также:  Инструкция по ремонту мопедов с 4 тактными двигателями китайцы

Рис. 3. Топливоподкачивающий насос дизеля ЯАЗ -М206:
1 — ведущая шестерня, 2 — выпускное отверстие; 3 — шарик; 4 — ведомая шестерня; 5 — валик ведомой шестерни; 6 — впускное отверстие; 7 — приводная вилка; 8 — корпус; У — валик ведущей шестерни; 10 — сальники; 11 — пружина; 12 — пробка; 13 — редукционный клапан; 14 — крышка; 15 — угольник; 16 — штуцер

Валики ведущей и ведомой шестерен вращаются в расточках корпуса и крышки, являющихся для них подшипниками скольжения. Для уплотнения ведущего валика применяются два самоподжимных сальника, изготовленных из маслостойкой резины. Они препятствуют подтеканию топлива из топливоподкачивающего насоса и проникновению в него масла. Между сальниками в корпусе насоса имеется небольшое отверстие для отвода наружу просочившегося топлива или масла.

Поршневой насос. На рис. 4 изображена схема работы топливопод-качивающего насоса дизеля ЯМЗ -236. Насос, расположенный между фильтрами грубой и тонкой очистки топлива, состоит из корпуса, поршня с пружиной, удерживаемой пробкой, толкателя с осью и роликом, пружины толкателя, штока, впускного и выпускного клапанов с пружинами. В корпус насоса ввернут цилиндр насоса ручной подкачки топлива, размещенный над впускным клапаном. Внутри цилиндра находится поршень с шариком.

Топливоподкачивающий насос имеет два привода: ручной и механический. Ручным приводом пользуются перед пуском двигателя для заполнения топливом фильтров, топливопроводов и для удаления из системы питания воздуха. Механический привод насоса действует при работе двигателя.

Рис. 4. Топливоподкачивающий насос дизеля ЯМЗ -236:
а — вход топлива в насос; б — нагнетание топлива; А — пространство над поршнем; Б — полость под поршнем; 1 — эксцентрик; 2 — ролик; 3 — толкатель; 4 и 7 — пружины; 5 — шток; 6 — канал; 8 — поршень; 9 — впускной клапан; 10 и 14 — пружины клапанов; 11 — шарик; 12 — поршень ручного подкачивающего насоса; 13 — цилиндр; 15 — выпускной клапан; 16 — пробка; 17 — корпус насоса

При перемещении поршня с помощью рукоятки вверх в цилиндре создается разрежение, под действием которого открывается впускной клапан, и топливо поступает внутрь цилиндра. При перемещении поршня 12 вниз он давит на топливо, впускной клапан садится на свое седло, а выпускной клапан открывается, и топливо подается к фильтру тонкой очистки.

При работе двигателя топливоподкачивающий насос приводится от эксцентрика кулачкового вала насоса высокого давления. Вращающийся эксцентрик набегает на ролик толкателя, вследствие чего сжимается пружина и перемещается шток в сторону пробки. Шток, передвигая поршень, сжимает пружину. Под действием давления топлива в пространстве А над поршнем впускной клапан плотнее прижимается к седлу, а выпускной клапан открывается, и топливо перетекает в полость Б под поршень.

Когда эксцентрик сходит с ролика толкателя, пружина возвращает толкатель в исходное положение. Одновременно пружина, разжимаясь, перемещает поршень в обратную сторону. Над поршнем в пространстве А создается разрежение, а под поршнем в полости Б — повышенное давление. Под действием давления, создаваемого поршнем, выпускной клапан плотно садится на седло, и топливо из полости Б по каналам насоса и трубопроводу поступает к фильтру тонкой очистки. Вследствие наличия разрежения над поршнем открывается впускной клапан, и топливо заполняет пространство А. При следующем набегании эксцентрика на ролик толкателя рассмотренные процессы повторяются.

Топливоподкачивающий насос подает топлива больше, чем необходимо для работы двигателя. Если ход поршня насоса будет все время постоянным, то давление в топливопроводе, подающем топливо к фильтру тонкой очистки, сильно возрастет. Давление в топливопроводе может возрасти и при засорении этого фильтра. Поэтому поршень топливоподкачивающего насоса имеет переменный ход, зависящий от специально подобранной пружины. При уменьшении расхода топлива двигателем давление в полости Б увеличивается, и сжатая пружина не может преодолеть противодавление топлива, вследствие чего ход поршня уменьшается и соответственно снижается подача топлива насосом. Толкатель при этом свободно перемещается в обе стороны. По мере увеличения расхода топлива двигателем давление в полости Б уменьшается, ход поршня увеличивается и подача топлива насосом возрастает.

Топливо, просачивающееся между штоком и направляющим отверстием, по дренажному каналу 6 выходит наружу и не попадает в насос высокого давления.

Оцените статью