- Неисправности масляного насоса
- Признаки неисправности масляного насоса
- Причины неисправности масляного насоса
- Как определить неисправность масляного насоса
- Как проверить масляный насос, не снимая
- Сетка маслоприемника
- Проверка редукционного клапана
- Корпус и шестерни насоса
- Дополнительные советы
- Характерные неисправности гидросистем и способы их устранения
Неисправности масляного насоса
Неисправности масляного насоса могут значительно навредить двигателю автомобиля, поскольку из-за них нарушается нормальная циркуляция моторного масла по системе. Причинами поломки может быть некачественное используемое масло, его низкий уровень в картере, выход из строя редукционного клапана, загрязнение масляного фильтра, засор сетки маслоприемника и несколько других. Проверить состояние масляного насоса можно как с его демонтажем, так и без него.
Признаки неисправности масляного насоса
Существует несколько типовых симптомов неисправности масляного насоса. К ним относится:
- Снижение давления масла в двигателе. Об этом будет сигнализировать лампочка масленки на приборной панели.
- Повышение давления масла в двигателе. Моторное масло выдавливает из различных уплотнений и мест стыка в системе. Например, сальников, прокладок, места соединения масляного фильтра. В более редких случаях из-за избыточного давления в масляной системе машина вообще отказывается заводиться. Это происходит потому, что гидрокомпенсаторы перестанут выполнять свои функции, и соответственно, плохо функционируют клапана.
- Увеличение расхода масла. Возникает из-за утечки либо угара.
При этом необходимо понимать, что некоторые из них могут указывать и на выход из строя других элементов масляной системы. Поэтому проверку желательно проводить в комплексе.
Причины неисправности масляного насоса
Причину по которой маслонасос вышел из строя может определить диагностика. Есть как минимум 8 основных неисправностей масляного насоса. К ним относится:
- Забитая сеточка маслоприемника. Она находится на входе в насос, и в ее функции входит грубое фильтрование моторного масла. Как и масляный фильтр системы, она постепенно забивается мелким мусором и шлаком (часто такой шлак образовывается в следствии промывки двигателя различными средствами).
- Неисправность редукционного клапана масляного насоса. Обычно выходит из строя входящие в его конструкцию поршень и пружина.
- Износ внутренней поверхности корпуса насоса, так называемого «зеркала». Возникает по естественным причинам в процессе эксплуатации мотора.
- Износ рабочих поверхностей (лопастей, шлицов, осей) шестерен масляного насоса. Случается как со временем долгой эксплуатации, таки из-за редких замен (очень густого) масла.
- Использование грязного или неподходящего моторного масла. Наличие мусора в масле может быть по разным причинам — неаккуратная установка насоса или фильтра, использование некачественной смазывающей жидкости.
- Небрежная сборка насоса. В частности, допущено попадание различного мусора в масло или насос был неправильно собран.
- Падение уровня масла в картере двигателя. В таких условиях насос работает с избыточной производительностью, из-за чего перегревается и может преждевременно выйти из строя.
- Грязный масляный фильтр. Когда фильтр очень забит насосу приходится прилагать значительные усилия для прокачки масла. Это приводит к его износу и частичному или полному выходу из строя.
Вне зависимости от причины, вызвавшей частичный выход из строя масляного насоса, необходимо выполнить его детальную проверку и при необходимости сделать ремонт или полную замену.
Как определить неисправность масляного насоса
Существует два типа проверки насоса — без его демонтажа и с демонтажом. Не снимая насос в его неисправности можно убедиться лишь в случае, когда он уже в «предсмертном» состоянии, поэтому лучше все же извлечь его для выполнения детальной диагностики.
Как проверить масляный насос, не снимая
Перед тем как непосредственно проверить насос, имеет смысл с помощью манометра проверить давление масла в системе. Так вы сможете убедиться в том что лампочка давления масла работает корректно и загорелась не зря. Для этого манометр вкручивается вместо датчика давления аварийной лампы.
Обратите внимание, что значение давления зачастую падает именно «на горячую», то есть, на прогретом двигателе. Поэтому тест нужно проводить на прогретом движке и холостых оборотах. Минимальное и максимальные значения давления у разных машин будет отличаться. Например, у ВАЗ «классики» (ВАЗ 2101-2107) значение минимального аварийного давления составляет 0,35…0,45 кгс/см². Именно в таких условиях и срабатывает аварийная лампа на панели приборов. Нормальное значение давления составляет 3,5…4,5 кгс/см² при скорости вращения 5600 оборотов в минуту.
На той же «классике» можно проверить масляный насос, не снимая его с посадочного места. Для этого нужно демонтировать трамблер, и извлечь приводную шестерню насоса. Далее оценить ее состояние. Если на ее поверхности имеют место многочисленные задиры на лопастях или на оси шестерни, то нужно выполнить демонтаж насоса. Также стоит обратить внимание на шлицы шестерни. Если они сбиты — значит, насос подклинивал. Обычно это происходит из-за наличия мусора и/или шлака в масле.
Другая проверка без демонтажа насоса — проверка люфта его штока. Делается это аналогично, при снятом трамблере и демонтированной шестерне. Необходимо взять длинную отвертку и попросту пошевелить ею шток. Если имеется люфт — значит, насос вышел из строя. На нормальном рабочем насосе зазор между поверхностями штока и корпуса должен составлять 0,1 мм, соответственно, и люфта практически нет.
Сетка маслоприемника
Для дальнейшей проверки необходимо демонтировать и разобрать насос. Делается это еще и для того, чтобы в дальнейшем промыть их скопившегося мусора. Вначале нужно открутить маслоприемник. При этом необходимо проверить состояние имеющегося в месте стыка уплотнительного кольца. Если оно значительно затвердело — желательно его поменять. Особое внимание уделите сеточке маслоприемника, поскольку чаще всего именно она становится причиной того, что насос плохо прокачивает масло. Соответственно, если она забита — ее нужно прочистить, а то и поменять полностью маслоприемник в комплекте с сеточкой.
Проверка редукционного клапана
Следующий элемент для проверки — редукционный клапан. Задача этого элемента — сброс излишнего давления в системе. Основные составляющие — поршень и пружина. При достижении крайнего значения давления пружина срабатывает и масло через поршень выливается обратно в систему, тем самым выравнивая давление. Чаще всего неисправность редукционного клапана масляного насоса заключается в негодности пружины. Она либо теряет жесткость, либо лопается.
В зависимости от конструкции насоса клапан можно демонтировать (развальцевать). Далее нужно оценить износ поршня. Желательно почистить его с помощью очень мелкой наждачной бумаги, побрызгать аэрозолем очистителя для дальнейшей нормальной работы.
Обязательно нужно осмотреть место прилегания клапана к месту его прилегания на корпусе. Там не должно быть ни рисок, ни задиров. Эти дефекты могут привести к снижению давления в системе (понижению работы эффективности насоса). Что касается пружины клапана для той же ВАЗ «классики», то ее размер в спокойном состоянии должен составлять 38 мм.
Корпус и шестерни насоса
Нужно осмотреть состояние внутренних поверхностей крышки, корпуса насоса, а также состояние лопастей. При их значительном повреждении снижается эффективность работы насоса. Существует несколько типовых тестов.
Проверка зазора между шестерней и корпусом масляного насоса
Первый — проверка зазора между соприкасающимися лопастями двух шестерен. Замер производится при помощи набора специальных щупов (инструменты для замера зазоров с различной толщиной). Другой вариант — штангенциркуль. В зависимости от модели конкретного насоса, допустимый максимальный зазор будет отличаться, поэтому соответствующую информацию необходимо уточнять дополнительно.
Например, у нового оригинального масляного насоса автомобиля Volkswagen B3 зазор составляет 0,05 мм, а максимально допустимый — 0,2 мм. При превышении этого зазора насос подлежит замене. Аналогичное максимальное значение у ВАЗ «классики» — 0,25 мм.
Выработка на шестерне маслонасоса
Второй тест заключается в измерении зазора между торцевой поверхностью шестеренки и корпусом крышки насоса. Для выполнения измерения сверху на корпус насоса нужно поставить металлическую линейку (или подобное приспособление) и с помощью тех же щупов замерить расстояние между торцевой стороной шестерен и установленной линейкой. Тут аналогично, максимально допустимое расстояние нужно уточнять дополнительно. У того же насоса Пассат Б3 максимально допустимый зазор составляет 0,15 мм. Если он больше — нужен новый насос. У ВАЗ «классики» это значение должно находиться в пределах 0,066…0,161 мм. А предельный аварийный зазор — 0,2 мм.
В маслонасосе ВАЗ также нужно обратить внимание на состояние бронзовой втулки шестерни привода. Извлекается из блока двигателя. Если на ней имеются в значительном количестве задиры, то ее лучше заменить. Аналогично стоит проверить состояние ее посадочного места. Перед установкой новой втулки желательно почистить.
Если выявлены повреждения «зеркала» и самих лопастей — можно попробовать на специальном оборудовании в автосервисе попробовать проточить их. Однако зачастую это либо невозможно, либо нецелесообразно, поэтому приходится покупать новый насос.
Дополнительные советы
Отдельно стоит заметить, что для избежание проблем с масляной системой, в том числе с насосом, необходимо периодически контролировать уровень масла в картере, проверять его качество (не сильно ли оно почернело/загустело), менять моторное масло и масляный фильтр в соответствии с регламентом. А также пользоваться моторным маслом с характеристиками, предписанными производителем двигателя автомобиля.
При необходимости покупки нового масляного насоса в идеале нужно покупать, конечно же, оригинальный агрегат. Особенно это касается машин среднего и высшего ценового диапазона. Китайские аналоги мало того что отличаются малым сроком эксплуатации, так еще и могут вызвать проблему с давлением масла в системе.
Заключение
Неисправность, пусть даже незначительная, масляного насоса может привести к серьезным поломкам других элементов двигателя. Поэтому при возникновении признаков его неисправности необходимо как можно быстрее выполнить соответствующую проверку, а при необходимости ремонт или замену.
Самостоятельно выполнить проверку имеет смысл лишь в случае, если у автовладельца имеется соответствующий опыт выполнения подобных работ, а также понимание выполнения всех этапов работы. В противном случае лучше обратиться за помощью в автосервис.
Характерные неисправности гидросистем и способы их устранения
Причины неисправностей в гидравлических приводах и виды их проявления столь разнообразны, что свести их в единый перечень не представляется возможным. Хотя эксплуатация гидравлических приводов и систем обычно сопровождается статистическим сбором и учетом информации о возникающих неполадках и характерных отказах, в технических описаниях и инструкциях по эксплуатации конкретных гидроаппаратов, как правило, приводятся признаки и описание лишь наиболее типичных неисправностей.
Основываясь на данных такого статистического учета отказов гидроаппаратов, ниже приведем примерный перечень наиболее характерных неисправностей и рекомендуемых способах их устранения.
Наиболее характерные неисправности и способы их устранения.
Насос не подает жидкость в систему
Неправильное направление вращения вала насоса.
В баке мало рабочей жидкости.
Засорился всасывающий трубопровод.
Подсос воздуха во всасывающей трубе.
Большая вязкость рабочей жидкости.
Засорился демпфер переливного клапана
Изменить вращение вала.
Долить жидкость до отметки маслоуказателя.
Устранить повреждения или заменить насос.
Заменить рабочую жидкость.
Промыть клапан и прочистить демпферное отверстие.
Насос не создает давления в системе
Повышенные внутренние утечки в насосе.
Большие внешние утечки по валу насоса.
Большие внутренние утечки в гидросистеме.
Завис золотник предохранительного клапана или запорный элемент переливного клапана.
Уменьшение вязкости масла вследствие его нагрева (обычно выше 50 °С.).
Проверить производительность насоса на холостом ходу и под нагрузкой. При объемном КПД ниже паспортного заменить насос.
Заменить уплотнения. Проверить, нет ли раковин, трещин и т.д. При их обнаружении заменить насос. Заменить уплотнения.
Проверить узлы гидросистемы на герметичность и отремонтировать.
Разобрать и промыть клапан, проверить состояние демпфера, пружины, шарика и его седла.
Улучшить условия охлаждения масла.
Шум и вибрация в системе
Большое сопротивление во всасывающем трубопроводе.
Мала пропускная способность фильтра или он засорился.
Подсос воздуха во всасывающей трубе.
Засорился сапун в баке.
Резкое изменение проходного сечения трубопроводов.
Нежесткое крепление трубопроводов.
Увеличить проходное сечение труб.
Заменить фильтр или промыть его.
Разобрать и проверить демпфирующие каналы.
Увеличить и выправить проходные сечения трубопроводов.
Неравномерное движение рабочих органов
Наличие воздуха в гидросистеме.
Давление настройки предохранительного клапана близко к давлению, необходимому для движения рабочих органов.
Мало противодавление на сливе из цилиндра.
Механическое заедание подвижных частей гидроцилиндра.
Неравномерная подача масла насосом. Шум и стук в насосе вследствие поломки одной из лопаток или плунжера.
Выпустить воздух из системы.
Настроить предохранительный клапан на давление на 0,5. 1,0 МПа больше, чем давление, необходимое для движения рабочих органов.
Повысить сопротивление на сливе (регулировкой дросселя или подпорного клапана).
Резкое уменьшение скорости движения при росте нагрузки
Большие внутренние или внешние утечки в элементах гидросистемы.
Регулятор расхода заедает в открытом положении.
Предохранительные и переливные клапаны отрегулированы на низкое давление
Разобрать регулятор расхода, проверить исправность пружины и плавность перемещения золотника. Устранить дефекты, промыть и собрать регулятор.
Настроить предохранительные и переливные клапаны.
Постоянное уменьшение скорости движения рабочего органа
Загрязнение рабочей жидкости.
Засорение фильтров, дросселей и других аппаратов системы.
Облитерация (заращивание) щелей дросселя.
Износились уплотняющие поверхности гидроагрегатов или снизилась вязкость рабочей жидкости.
Заменить жидкость и промыть гидросистему.
Увеличить открытие дросселя или установить дроссель с меньшим минимальным расходом.
Заменить износившиеся гидроагрегаты или заменить рабочую жидкость.
Повышенное давление в нагнетательной линии при холостом ходе
Уменьшенного проходного сечения трубопроводов, также в результате некачественного монтажа.
В переливном клапане засорился канал управления.
Повышенные механические сопротивления движению рабочих органов.
Заменить аппаратуру, установить трубопроводы с большим проходным сечением, исключить излишние изгибы, соединения и т.п.
Прочистить канал управления.
Устранить недостатки конструкции, отремонтировать штоки цилиндров и т.п.
Повышенный нагрев масла в системе
Повышенные потери давления в трубопроводах и гидроаппаратуре.
Плохой отвод теплоты от бака и трубопроводов.
Насос не разгружается во время пауз.
Чрезмерно большие запасы по давлению и подаче насоса.
См. п. 7, а также улучшить теплоотвод от бака и труб.
Проверить работу разгрузочного устройства, устранить дефекты.
Установить насос с требуемыми параметрами.
Обратный клапан пропускает жидкость при изменении направления потока
Клапан не прилегает седлу.
Дефект рабочих кромок клапана или седла.
Сломалась пружина клапана.
Разобрать клапан, проверить состояние седла, конуса клапана и пружины.
Устранить дефекты, промыть и собрать клапан.
Предохранительный клапан не удерживает давления
Засорился демпфер или седло клапана. Потеря герметичности в системе дистанционной разгрузки.
Износился шарик или седло.
Прочистить демпфер, промыть потоком жидкости.
Заменить шарик или седло.
Давление за редукционным клапаном отсутствует
Засорился демпфер или седло клапана.
Износился шарик или седло.
Через дренажные отверстия большие утечки
Износились рабочие поверхности подвижных распределительных устройств.
Произвести ремонт или замену.
Золотники с электрогидравлическим управлением не переключаются при включении электромагнита
Заедание золотника в корпусе (задир золотника).
Заклинивание золотника при грязном масле или осевшей возвратной пружине.
Густое масло затрудняет перемещение золотника.
Якоря электромагнитов не перемещаются на полную величину хода.
Расклепался конец толкателя.
Засорилось дренажное отверстие в золотнике.
Снять электромагниты, проверить вручную перемещение золотника, проверить затяжку крепления корпуса золотника, промыть аппарат, сменить масло.
Проверить напряжение в зажимах электромагнита, устранить заедание якоря при перемещениях.
Электромагниты гудят и перегреваются
Слишком сильны возвратные пружины.
Напряжение питающего тока не соответствует номиналу.
Расклепался якорь электромагнита.
Заменить на более слабые. Отрегулировать электротоки.
Обрыв и трещины маслопроводов с нарушением герметизации
Недопустимые деформации гибких рукавов.
Старение и износ гибких рукавов.
Резонансные колебания трубопроводов.
Значительные пики давления в гидросистеме.
Довести конструкцию маслопровода.
Закрепить трубы скобами.
Поставить перепускные клапаны и демпферы. Снизить скорость рабочего органа.
Редукционный клапан не понижает давление или понижает недостаточно
Регулирующая пружина сжата почти до полного прилегания витков.
Золотник клапана заедает.
Засорилась линия отвода масла после шарика в бак.
Осела регулирующая пружина.
Засорилось демпферное отверстие золотника.
Между шариком и седлом попала грязь или поврежден шарик.
Разобрать клапан промыть и заменить дефектные детали.
Скорость подачи силового узла мала и падает при нагрузке (регулирование с помощью регулятора расхода)
Засорилась щель дросселя.
Ослабла пружина встроенного редукционного клапана или застрял золотник.
Повышение утечки в насосе и гидроагрегатах.
Большая вязкость масла.
Разобрать и промыть с заменой дефектных деталей.
Заменить износившиеся гидроагрегаты.
Поток масла не реверсируется распределителем золотникового исполнения
Заедание золотника в корпусе вследствие грязного масла, пережима крепежных болтов, неплоскостности монтажной поверхности полома возвратных пружин, отсутствия давления управления.
Сгорела катушка или расклепался якорь.
Разобрать и промыть распределитель.
Ослабить крепежные болты.
Поверить давление управления.
Заменить дефектные детали.
Образование пены на поверхности масла
Наружная течь масла в трубопроводах и элементах системы.
Низкий уровень рабочей жидкости в баке.
Негерметичность всасывающего трубопровода. Износ манжеты вала насоса.
Долить рабочую жидкость.
Масло и пена выбрасываются через заливную горловину маслобака или крышку встроенного сливного фильтра
Избыток масла в баке.
Подсос воздуха в гидросистему.
Засорился фильтр или повреждены уплотнения крышки фильтра.
Слить часть масла.
Подтянуть соединения всасывающей линии.
Промыть фильтр и заменить уплотнения.
Масло молочного цвета
Попадание воды в масло через маслоохладитель.
Повышенная влажность воздуха.
Заменить сапун на баке.
Наружная течь масла
Повреждение уплотнений деталей насоса.
Ослабление крепления крышек, фланцев, пробок и т.п.
Наружный шум механического происхождения
Дефект приводной муфты.
Ослабление крепления насоса или электродвигателя.
Подтянуть соединительную арматуру.
Внутренний шум механического происхождения
Износ деталей распределительного узла и деталей качающего узла насоса.
Разрушение отдельных деталей насоса.
Повреждение приводной муфты.
Несоосность валов насоса и двигателя.
Значительные колебания стрелки манометра на выходе насоса.
Значительный шум гидравлического происхождения
Большое разрежение на всасывании из-за засорения линии всасывания.
Низкий уровень масла в баке.
Негерметичность линии всасывания.
Перегрузка насоса по давлению.
Износ деталей распределительного узла и поломка деталей качающего узла.
Долить рабочую жидкость.
Заменить всасывающую линию.
Отрегулировать или заменить предохранительный клапан.