Наши тесты toyota prius тест драйв

Смягчаем своё мнение о гибридомобиле Toyota Prius

В 2016 году новый Prius стал самым популярным автомобилем в Японии: продано 248 258 гибридов. В России же Prius — модель вторичного рынка: за шесть лет разошлось лишь 819 «официальных» машин, в разы меньше, чем «частных». Цена новой — 2,1 млн рублей. Говорят, 15 штук уже куплено.

С новым Приусом я познакомился ещё полтора года назад — на треке Fuji Speedway. Тогда в Тойоте говорили, что вопрос российских поставок прорабатывается, но надежд было немного: продажи машин предыдущего поколения сократились у нас до 15 штук в год. А тут ещё ЭРА-ГЛОНАСС с неизбежной парой краш-тестов. Тем не менее Prius до нас добрался. Единственно возможная комплектация Люкс оценена в 2 112 000 рублей, на 100 тысяч дороже, чем просят за топ-Camry с двигателем 3.5. Диодные фары, кожаный салон, подвеска для плохих дорог — и презентация в Казани. Чтобы не ходить по граблям, на автодром Казань Ринг я не поехал, но ям насобирал вдоволь.

Напомню, что Prius четвёртого поколения — это первая Toyota, построенная по архитектурному принципу TNGA, Toyota New Global Architecture, предполагающему сокращение разнообразия деталей между моделями, а следовательно, и затрат на их производство. Платформа при этом называется GA-C, она общая с кроссовером C-HR. Новый Prius длиннее, шире и ниже прежнего. Однако в салоне запас места над головой стал на 25 мм больше спереди и на три сзади — потому что передние кресла теперь установлены на 55 мм ниже, а задние — на 23. Посадка вышла по-спортивному низкая, хотя из-за общей воздушности настроение тут скорее минивэнистое.

Жму кнопку активации гибридной установки, в ответ — репортаж с улицы, на которой ничего не происходит: на приборах в центре передней панели лишь загорается надпись «Ready». Толкаю крошку-селектор в Drive, то есть на себя и вниз. Газ — и покатили. Я не помню, чтобы старый Prius стартовал чересчур резко, но в Тойоте говорят, что самый первый отклик на нажатие акселератора тут сглажен, а обороты бензинового мотора 1.8 при прочих равных снижены. Но нажмёшь посильнее — только он и тарахтит. А разгон — самый обыденный. До сотни — за 10,6 с. После — гораздо медленнее: Prius будто противится превышать городские лимиты.

С эффективностью тормозов порядок, а вот с удобством управления замедлением — нет. В завершающей стадии гибридная установка будто приходит на помощь, и возникает непрошенное дотормаживание, которое порой сбивает с толку. Причём всё это происходит даже в обычном «Драйве» — без включения отдельного режима Brake, в котором Prius не глушит бензиновый мотор, а тормозит с его помощью при каждом отпускании педали акселератора. На спуске такое дозамедление удобно, но всякий раз тыкать селектор между положениями D и B неловко.

На повороты руля гибридомобиль реагирует точно, быстро и в отличие от своего предшественника — однозначно. Кренится даже в крутых поворотах Prius несильно, но и желания ехать быстро не вызывает. Усилие на руле невысокое и безмолвное: стоит чуть отвлечься от дороги, как автомобиль уплывает с намеченного курса. А при езде «по глазам» — ноль вопросов. Коситься на приборы в центре неудобно еще со времён ниссановской Примеры, но у Приуса есть проектор их показаний на лобовое стекло, причём не с выдвижным стёклышком, как, например, у моделей концерна PSA, а с данными, будто за стеклом, как у тех же BMW.

В пакете для плохих дорог, как уверяют нас в представительстве Тойоты, новые не только пружины, но и амортизаторы. Однако дорожный просвет вырос лишь со 123 мм до 136. По ощущениям обрусевший Prius — не тот, что был на Fuji Speedway, а гораздо более мягкий! Вместо жёстких тычков — упругое демпфирование, раскачки нет, мелкие со средними неровности под колёсами гибридомобиля скругляются, удары от более крупных выбоин шасси держит. Пробои случаются только на пугающе глубоких ямах, которые в Казани на общем ровном дорожном фоне всегда неожиданны.

Чем дольше я ездил на Приусе, тем сильнее отдалялся в мыслях от ездовых качеств этой машины. Не торкали и якобы сверхинтеллектуальные особенности оснащения. Тот же «климат» — он вроде как определяет количество седоков, моменты открытия-закрытия дверей и гибко подстраивает под изменяющиеся условия свою отдачу. Но по факту — заметить разницу в работе климат-контроля с какой-то близкой по размерам, но негибридной машиной невозможно. Искусственная кожа на руле, которая зимой воспринимается более теплой, а летом более холодной, чем в реальности? Замёрзнув на казанском ветру, явных преимуществ я не заметил. Она не приятнее, но наверняка дешевле натуральной.

Что остаётся? Экономичность — и дизайн с большим запасом необычности. По японскому циклу JC08 новый Prius тратит в среднем лишь 2,5 л бензина на 100 км пути. В реальности смешанный, но всё же больше загородный расход топлива по борткомпьютеру колебался около 6 л/100 км, а на финише почти 200-километрового маршрута застыл на цифрах 5,8. Сопоставимая по массе дизельная машина, скорее всего, Приусу в этом даже проиграет, но экономической выгоды всё равно ноль — вы ведь не забыли, сколько у нас стоит эта Toyota? Остаётся дизайн. Точнее — внимание, которое он привлекает. Надеюсь, пойму его лет через пять — на столько, по оценке самой Тойоты, гибридомобиль опережает время.

Тест-драйв Toyota Prius: проверка экономичностью

Автомобиль на тест-драйве «Автодел»: Toyota Prius
Двигатель: бензиновый 1,8 л DOHC, 16-ти клапанный VVT-I 98 л.с. (5200 об/мин), 72 Нм (5200 об/мин), АИ-92, Евро-6
Мотор-генератор (электродвигатель): синхронный на постоянных магнитах 72 л.с. 163 Нм
Высоковольтный аккумулятор: никель-металлогидридный, 6,5 Ач, 50 л.с.
Трансмиссия:
бесступенчатая гибридная трансмиссия с электронным управлением e-CVT
Максимальная скорость (км/ч): 180
Габариты (ДхШхВ, мм): 4540х1760х1470-1490
Колесная база (мм): 2700
Дорожный просвет (мм): 136
Масса без нагрузки / Макс. разрешенная масса (кг): 1400 / 1790
Объем топливного бака (л): 43
Колеса/шины: 195/65 R15
Стоимость тестового автомобиля:
комплектация Люкс от 2 186 000 руб
Производство автомобиля: Япония, префектура Айти, завод Цуцуми (Tsutsumi plant)
Гарантия на автомобиль: на все компоненты гибридной силовой установки гарантия 5 лет или 100000 км
Межсервисный пробег: 10000 км или 1 раз в год.

Когда первый раз видишь новый Toyota Prius, сразу понимаешь, что это – автомобиль из будущего. Смелый футуристический дизайн привлекает к нему внимание не хуже любого, самого скандального, транспаранта. Острые грани, ломаные линии, эффектная светодиодная оптика – поначалу трудно предположить, что за всей этой красотой скрывается целый сонм специализированных инженерных решений, направленных на оптимизацию аэродинамических и ходовых свойств автомобиля, а также максимальную безопасность.

ГОЭЛРО. XXI век.

На заре появления гибридов и электромобилей часть «продвинутой» публики немедленно кинулась скупать экологически чистые новинки. Тогда казалось, ещё чуть-чуть, и электромобили с легкостью сметут с рынка устаревшие двигатели внутреннего сгорания.

Апломб многих неофитов электрификации был столь велик, что начал даже вызывать раздражение у «живущих по-старинке». И, надо сказать, вполне справедливое раздражение: если отвлечься от того, что ДВС действительно выдает выхлопные газы, суммарные экологические затраты на производство, эксплуатацию и утилизацию делают «электроников» не такими уж и привлекательными. По крайней мере, выгода их для будущего всей планеты, а не для локального счастья избранных богатых городков, становится не столь очевидной. К тому же двигатели внутреннего сгорания совершенствуются, становясь более экономичными и экологичными, а опыт их широкомасштабного использования в максимально разнообразных условиях куда больше.

Экологична ли электрификация?

Возьмем хотя бы производство и утилизацию аккумуляторных батарей – мероприятия, очень далекие от идеальных картин борцов за экологию. Если производство ещё можно как-то запихнуть в экологический рай, то отживший свой век аккумуляторы – настоящий «подарок природе», если индустрия переработки и утилизации отходов в стране находится в доэмбриональном состоянии.

Например, обычный автомобильный аккумулятор можно сдать в магазин, чтобы обменять на новый или получить утешительные «сто рублей». Однако с обычными пальчиковыми батарейками дела обстоят уже хуже – надо проявить недюжинную смекалку, чтобы их пристроить на утилизацию. Куда же будет деваться огромная высоковольтная никель-металлогидридная батарейка «экологичного авто»? Конечно, срок её службы дольше, но когда-нибудь и её придется утилизировать!

Читайте также:  Руководство по эксплуатации дизельного двигателя ssangyong

В России ответа на этот вопрос нет – производители электрокаров и гибридов не затрудняют себя вопросами дальнейшей утилизации и переработки своих электронакопительных устройств. Государство тоже – у него и с «обычным» мусором всё как-то странно выходит. И вовсе не из-за «проклятых неграмотных обывателей». А потому, что свалки куда выгоднее переработки (не обычным гражданам, конечно). В итоге, у чиновников, зачастую получающих немалую прямую или косвенную выгоду от подобной ситуации, куда лучше получаются разнообразные повышения пенсионного возраста, чем налаживание сложных экономических и производственных процессов, требующих к тому же настоящих инвестиций с медленной отдачей. Поэтому последствия загрязнения природы далеко не самыми полезными веществами вследствие стихийной утилизации отработанных аккумуляторов «экологичных авто» остаются на совести покупателей — в соответствии с уровнем их экологической ответственности и образованности.

Следующий вопрос – зарядка электрического «сердца» автомобиля. Нагрузки на электросети растут ежегодно, растут и выбросы электростанций в атмосферу. И даже самые экологичные из них – это всё равно электростанции, которые так или иначе вторгаются в природу. Зарядить же электромобиль – это даже не запрещённую к продаже лампочку накаливания на 100 Вт водрузить на кухне!

Но, здесь с претензиями, пожалуй, можно и остановиться. Toyota Prius – гибрид, и именно вопрос зарядки решает достаточно элегантно, чтобы рассказать об этом поподробнее.

Юмор для посвященных

Если заглянуть в свидетельство о регистрации транспортного средства Toyota Prius, то там будут стоять 98 лошадиных сил. Кто-то сразу начнет воротить нос: «Фу! И что с этим делать?! Такая мощность только для нищебродствующих фанатов экономии! Да за два с лишним миллиона рублей можно «зажигалку» взять!»

Если вы в теме, тут можно начинать хихикать над оппонентами. Да-да, потому что Toyota Prius – не только обладатель чрезвычайно вызывающей внешности. Словно интернет-тролль, он притаился в компании невинных «хомячков», ожидая нужного момента «для вброса». И, согласно канону, в итоге «хомячки» должны быть элегантно «съедены». В общем, если вы устали от интернет-жаргона, всё дело в гибридности: не ДВС-ом единым Приус богат.

В документах на машину (ровно как и в налоговой квитанции, и в полисе ОСАГО) не учитывается одна маленькая деталь: мотор-генератор мощностью 72 л.с. и крутящим моментом 163 Нм. И это многое меняет! Чтобы понять, как и насколько, мы и поехали в Казань с тест-драйвом Toyota Prius четвертого поколения.

Немного технических деталей

В мире существует несколько вариантов гибридных автомобилей, и разработка Toyota – одна из наиболее удачных. Однако в России к гибридам относятся настороженно. Во-первых, они дорогие. Во-вторых, хоть первое насыщение автомобилями прошло, пока благосостояние народа не доросло до той стадии, когда среди интересов жителей глобальные проблемы планеты начинают уверенно выходить на первый план.

В «жирные» годы несколько автопроизводителей пытались вывести на наш рынок свои гибриды, но из-за высокого ценника особой популярности они не получили. Поэтому российскому обывателю гибрид знаком в основном под названием Toyota Prius. Его характерная синяя ручка-джойстик для переключения режимов работы электронного вариатора знакома каждому, кто хоть раз интересовался гибридами.

Toyota Prius относится к последовательно-параллельным гибридным системам, когда ДВС и мотор-генератор могут работать одновременно. Их усилия могут тратиться как на движение автомобиля через делитель мощности, так и на зарядку главной батареи. Здесь можно блеснуть модным «синергетическим эффектом», что и делает Тойота, называя свою гибридную силовую установку Hybrid Synergy Drive (HSD) – гибридный синергетический привод.

На разгонах преимущественно работает мотор-генератор: в отличие от двигателей внутреннего сгорания, электромотор выдает максимальную мощность и крутящий момент в очень широком диапазоне оборотов, практически не достижимом для ДВС. Поэтому 72 «лошадки» выдают совершенно неожиданные 163 Нм и разгон получается впечатляющим.

ДВС включается в работу, в трех случаях. Когда надо разогнаться ещё быстрее или требуется повышенная мощность (например, когда машина едет в горку, груженая) – тогда оба двигателя работают на вращение колес. Именно поэтому новый Prius впервые может буксировать прицеп массой до 725 кг.

Другой случай работы ДВС, когда высоковольтная батарея нуждается в подзарядке (Prius всегда бдит, чтобы её заряд был достаточным для работы мотор-генератора). И, конечно, на высоких скоростях, когда расходы на работу мотор-генератора превышают выгоду от работы ДВС.

Поскольку бензиновый двигатель преимущественно работает в наиболее оптимальных для себя режимах, ему не нужны всякие привередливые турбонаддувы, повышающие мощность на низах. Поэтому Prius может легко «питаться» бюджетным 92-м бензином.

Хотя поставляемый в Россию Prius не умеет заряжаться от электросети, его бензиновому двигателю не всегда нужно вкалывать на «барина в багажнике». При торможении и снижении скорости «умная» система рекуперации эффективно забирает ненужную энергию и возвращает ее в батарею. Поэтому тормозить Prius умеет очень эффективно и, главное, полезно.

Наш подопытный Prius – это четвёртое поколение гибридов Тойоты. В этой генерации полностью изменилась трансмиссия, обновился мотор-генератор и электрогенератор, был переработан ДВС и доработана система рекуперации. Переработаны были и высоковольтные батареи: теперь они могут быть литий-ионными и никель-металлогидридными. Первый вариант дает больше экономичности, но там, где зима сурова, предпочтителен второй вариант из-за более стабильной работы в разных температурных условиях. Поэтому в Россию поставляются исключительно никель-металлогидридные Приусы.

В блоке управления гибридной системой Toyota Prius также произошли серьезные изменения: переработанная логика улучшила взаимодействие мотор-генератора и батареи, что позволило сделать педаль газа более острой и отзывчивой.

Благодаря модификациям, гибридная установка Toyota Prius стала эффективнее и компактнее, поэтому «обычный» 12-вольтовый аккумулятор переместился из багажника под капот, а в багажнике добавились 57 литров пространства. В багажнике теперь есть не только место для сумок: тут с комфортом разместилось и запасное полноразмерное колесо на легкосплавном диске. Приятно то, что пол можно поставить над запаской домиком – весьма остроумное и удобное решение, когда надо добраться до колеса.

Новый Toyota Prius – первый представитель Новой Глобальной Архитектуры Toyota (TNGA) на российском рынке. В данном случае архитектура TNGA позволила сделать кузов жестче и на 50 кг легче, сместить вниз центр тяжести и улучшить обзорность. Для улучшения ходовых характеристик, поведения на скорости и в поворотах в Приусе четвертой генерации была изменена геометрия передней подвески и полностью обновлена задняя. И, наконец, финальным аккордом технических изменений можно считать новые литые диски, которые стали чуть легче и жестче.

«5 звёздочек»

По краш-тестам EuroNCAP 2016-го года новенький Toyota Prius получил безусловные 5 звёзд в классе больших семейных автомобилей. Его достижения выглядят впечатляюще:

Водитель или взрослый пассажир: 92%
Пассажир-ребенок: 82%
Пешеход: 77%
Устройства обеспечения безопасности: 85%

Надо сказать, когда выезжаешь в дальнюю дорогу, знание о высоком уровне безопасности автомобиля серьезно повышает душевный настрой и водителя, и пассажира.

Сдаем багаж или чашечка кофе перед стартом

Почему-то мне казалось, что багажник у Toyota Prius должен быть неприлично маленьким. Когда мы стали укладывать сумки, оказалось, что я серьезно ошибалась.

Это вполне вместительный багажник, и для двоих его более чем достаточно. С точки зрения функциональности в повседневной жизни претензий к нему нет – сидения заднего ряда легко складываются, образуя почти ровный пол, шторка снимается.

Хотелось бы побольше крючков для фиксации багажа, но искусственный фетр позволяет использовать держатели на липучках.

К полному комплекту пассажиров Приус тоже вполне готов. Хотя это далеко не самая большая машина на рынке, места сзади достаточно, чтобы пассажиры могли себя чувствовать комфортно даже во время длительной поездки. Конечно, комфортнее сзади ехать вдвоем, но и трое не очень больших пассажиров смогут тут при желании разместиться.

Полный бак и едем

Не только снаружи, но и внутри Приус выглядит гостем из будущего, когда Луна стала ближайшим пригородом, а на Марс можно слетать на выходные. Интерьер Приуса настолько необычен, что кажется, будто это быстроходный катер из будущего, который с лёгкостью выходит с дороги на воду или отращивает крылья. Элегантным и свежим решением выглядит замена хрома и алюминия в отделке руля и торпедо на белый перламутр.

По счастью, разумная доля автомобильной классики в виде привычных органов управления и знакомой логики работы электронного вариатора позволяет легко освоиться в новом Приусе. Пожалуй, лишь «ножник» вместо «ручника» может вызвать неудобство для тех россиян, которые не знакомы с особенностями автомобилей, ориентированных на американский рынок.

Читайте также:  Можно ли потребовать замены автомобиля

Передние кресла удобные – ноги и спина мягко фиксируются, регулировок достаточно, чтобы подобрать комфортное положение для разнокалиберных путешественников.

Некоторое недоумение вызывает практически полная механизация процесса настройки положения кресел – автомобиль недешев и единственная кнопочка регулировки поясничной поддержки водительского сидения, выглядит очень одиноко. Неплохо было бы также поработать и над увеличением диапазона регулировки руля по вылету – имеющиеся возможности в целом достаточны, но от красавца-Приуса ждешь идеала.

В центральном тоннеле есть подлокотник, в котором спрятан ящик для мелочи. Он достаточно удобен, но невозможность регулировать его положение может сыграть неприятную шутку с высокими водителями, когда надо резко работать рулем.

Поскольку Prius — это современный автомобиль, без беспроводной зарядки тут не обошлось. Правда, работать она будет только с устройствами, поддерживающими стандарт Qi. В остальных случаях зарядка превращается в удобную полочку для телефона.

В современных машинах автопроизводители любят максимальную «цифровизацию», делая мультимедийную систему «сердцем» управления чуть ли не всеми функциями автомобиля. Иногда это чересчур усложняет элементарные процедуры, например, настройку работы климатической системы.

Казалось бы, столь модерновый Prius обязан был стать жертвой моды на «цифру». Но в нём как раз сохранилась идеальная доля классики: работой двухзонного климат-контроля заведует отдельный блок, придающий системе необходимую эргономичность и элегантность.

Зима. Крестьянин, торжествуя…

Зимы в России длинные, холодные и приходят с неожиданной регулярностью. Поэтому посмотрим, что может предложить Prius в качестве зимней подготовки.

О том, что высоковольтная никель-металлогидридная батарея предназначена для холодного климата, уже говорилось. Точных данных о том, насколько низкую температуру он может выдержать, нет, но и особых указаний тоже. В отсутствие специализированных требований для Toyota Prius, рассматривать приходится стандартное официальное ограничение работы для всех моделей Тойота в РФ, которое составляет минус сорок градусов.

Поскольку бензиновый двигатель гибрида может не успевать прогревать салон, главным дополнением российского Приуса является отдельный электрический обогреватель салона. Он, конечно, влияет на экономичность, зато комфорт зимних поездок заметно вырастает. Поимо этого есть двухступенчатый подогрев передних сидений и обогрев зеркал. Индикатор низкого уровня омывающей жидкости тоже можно отнести к специальной подготовке автомобиля в зимних условиях.

Кому чья, а мне досталась трасса… М7

На Казань ведет знаменитая «Владимирка» — трасса М7. Её традиционные заторы на протяжении почти 100 км от Москвы заставляют нервно вздрагивать каждый раз при мысли о поездке в Казань. Но наш маршрут позволял максимальной дугой объехать самые проблемные места, и первые 400 километров до Нижнего Новгорода мы летели в режиме расслабляющего путешествия.

Единственной особенностью нашей «тайной тропы» была её почти полная двухполосность и частая необходимость обгонов. Здесь Приус показал завидную динамичность, совсем не ожидаемую от 98-ми «лошадок» по паспорту. Лёгкость, с которой он набирает скорость, и предсказуемая отзывчивость на прикосновение к педали газа заставляют уважать этого гибрида.

Есть тут только одна проблема: новый Приус отличается хорошей шумоизоляцией и привычной песни двигателя под капотом не хватает. Мотор-генератор работает бесшумно и лишь изредка можно услышать тихий рокоток бензинового двигателя.

Проблема излишней тишины в салоне решается музыкой погромче, но снаружи работу Приуса тоже не слышно! Словно шпион он крадется по дворам и парковкам, двигаясь настолько бесшумно, что окружающие просто не осознают, что автомобиль едет! Поэтому кошек, собак и детей перед началом движения приходится отпугивать от машины гудками.

Давить на газ в дальней дороге интересно лишь вначале, пока не привыкнешь к неожиданным способностям Приуса. Тут в дело вступает круиз-контроль – он хорошо способствует защите кошелька от штрафов из-за скоростных умений гибрида.

Круиз-контроль настолько точно держит скорость, что километров через двести ловишь себя на мысли – почему же здесь нет голосового управления? Зачем здесь эта педаль газа? Почему каждый раз при смене скоростного режима нужно менять режим работы круиз-контроля вручную? Это все-таки 21-й век или нет? Ну, ладно. Может, голосовое управление и излишество. Но почему же нет хотя бы двух предустановок на разные скоростные режимы?

Подвеска, рулевая и ходовая часть Приуса оставляют самое благоприятное впечатление. Ход у него упругий, раскачки нет. Машина отлично держит прямую и входит в повороты, с легкостью игнорирует чуть ли не ураганный ветер и мало подвержена аквапланированию. Вроде бы небольшого – 136 мм — дорожного просвета хватает, чтобы достаточно спокойно чувствовать себя практически на любых асфальтовых дорогах и даже съезжать на более-менее приличные грунтовки.

Ближний и дальний свет близки к идеалу – отлично высвечивается дорожное полотно и подсвечивается обочина, перепад яркости между тенью и световым пятном комфортен для глаз.

Регулировки яркости цифровых приборов достаточно, но способ настройки можно было сделать более дружелюбным и простым.

Приус настолько хорошо приспособлен к дальним путешествиям, что почти девятьсот километров пути пролетают незаметно – словно путешествуешь на поезде. Но, в отличие от поезда, тут куда более удобные кресла, к тому же можно слушать приятную музыку, глазеть по сторонам и останавливаться в приглянувшихся местах по своему усмотрению.

Хотя по дороге встретилось несколько пробок, и дорога оказалась достаточно долгой, усталости от руля нет. Поэтому после заселения в гостиницу остаются силы еще и по городу погулять.

Но первым делом стоит подбить бюджет: ведь главным достоинством Приуса должна оказаться экономичность.

Экономичный или нет?

Производитель заявляет фантастические цифры расхода топлива: 2,9 -3,1 литра бензина на 100 км. Конечно, тут же следуют оговорки про идеальные условия. Однако живём мы не в утопии, а в реальной жизни и интересует нас, что же происходит на самом деле.

Наш средний расход составил 4,9 — 5,0 л на 100 км, то есть почти 900 км до Казани мы доехали практически на одном баке, истратив 45 литров бензина при емкости бензобака 43 литра.

Компьютер Toyota Prius оказался строже к расчетам, выдав 5,1 л/100 км в максимуме. Даже по сегодняшним, взлетевшим ценам на бензин это чуть больше 2000 тысяч рублей. Конечно, получилось не три литра на сотню, но цена за поездку оказалась более чем разумной. Особенно, если учесть, что к экономичной езде по дороге в Казань я не стремилась, пробуя тестовый Приус в различных режимах работы.

Забегая вперед, скажу, что при более вдумчивом использовании возможностей рекуперативного торможения и плавного разгона, расход топлива удалось снизить до 4,0 л на 100 километров.

Но на все 900 километров размеренной езды меня не хватило – стоило начаться двухполосной дороге и постоянным обгонам, как расход немедленно начал подбираться к пяти литрам на сотню. И когда мы снова и снова не видели заветных 3-литровых цифр, Приус каждый раз выдавал мне немного обиженное пожелание уменьшить ускорение на старте.

А если кончится бензин?

Несмотря на то, что Toyota Prius частично электромобиль, осушать бензобак не стоит. Как и обычному автомобилю, ему требуется регулярная заправка углеводородным топливом. Если бензин кончится (или вдруг бензиновый двигатель не заведётся), Приус попросту не «включится» и, соответственно, никуда не поедет. Так что и за 12-вольтовым аккумулятором надо следить, и за «попрошайкой» у стрелочки уровня топлива в бензобаке приглядывать.

В случае длительного простоя может критически разряжаться и основная высоковольтная батарея. На этот случай (простой порядка трех месяцев и больше) нужно отключать батарею от остальной системы. Для этого в багажнике установлен специальный силовой размыкатель, который позволяет сохранить необходимый для дальнейшей работы уровень заряда. Если батарея «умрёт», например, от многолетнего простоя, то помочь сможет только её полная замена.

Интересно, что Prius настолько тихо работает, что его можно попросту забыть включенным. И тогда компьютер посчитает какой-то фантастический средний расход на 100 км.

Prius покоряет Казань

Приусы в Казани очень редки и наш новенький, вызывающе красный Prius четвёртого поколения вызывал на улицах города настоящий фурор.

Казань с любопытством и удовольствием разглядывала дерзкого пришельца. Даже готовившиеся к футбольному мундиалю полицейские и охранники относились к нему очень благосклонно, разрешая позировать с достопримечательностями города. Конечно, если тот не мешал горожанам и другим туристам, силами которых в городе можно было формировать настоящие первомайские демонстрации.

Надо сказать, что за последние 20 лет Казань расцвела и преобразилась. Сейчас мало что напоминает, что когда-то, ещё в советские времена, она была не просто немного мрачноватым городом – Казань носила звание криминальной столицы СССР. Однако внимание к проблемам города, многолетнее развитие инфраструктуры, работа по созданию комфортной жизненной среды, наконец, принесли свои плоды. В Казани стало красиво, чисто, спокойно и интересно.

Читайте также:  Чип тюнинг ваз катализатор

Успешное проведение в Казани ряда крупных спортивных мероприятий сделали город и горожан совершенно иными, дав всем возможность поверить в себя, научиться наслаждаться жизнью и любоваться своей красотой.

Конечно, жаль, что обновление городов в России редко когда обходится без недостатка уважения к исторической архитектуре. Но новый облик Казани в целом ей к лицу и возможность гулять по красивому городу до тех пор, пока ноги не отвалятся, пожалуй, может стать оправданием ряда волюнтаристских перекосов.

В Казани наш тестовый Приус, наконец-то, смог пройти испытанием городом. Большую помощь в успехах оказала навигационная система – Казнь большая и движение тут запутанное. Во всей красе ей себя показать не удалось из-за частично-хаотичного перекрытия движения в связи с финальной подготовкой города к чемпионату мира по футболу. Однако, вдвоем с мобильным навигатором и некоторой помощью друзей, навигация Приуса стала надежным помощником как по дороге в город, так и в самой Казани.

Пожалуй, в городе Приус умеет подкупить. Очень плавный, приятный старт, шикарное размеренное торможение и великолепная маневренность заставляют просто влюбиться в эту машину.

Прекрасная обзорность и ощущение габаритов позволяют ювелирно лавировать на узких улочках и маневрировать среди машин на тесных парковках.

Особую прелесть Приусу придает элегантное решение для двери багажника: под высоким спойлером прячется дополнительное стекло.

Когда погода хорошая, оно дает серьезное улучшение обзорности и позволяет практически не прибегать к услугам камеры заднего вида.

В дождь его, конечно, забрызгивает водой и тогда Приус превращается в обычный хэтч с ограниченной обзорностью сзади. Однако отлично настроенные зеркала позволяют с лёгкостью пережить эту неприятность.

В городе любопытно отслеживать, как Prius расходует бензин и электроэнергию. Сразу видны стоячие пробки, в которых система рекуперации не позволяет восполнить потерю электроэнергии – здесь расход бензина растёт. Падение же расхода топлива означает более размеренное движение, когда торможения хватает, чтобы зарядить батарею.

Суммарный расход топлива у нового Приуса в итоге снова оказывается достаточно приятным: 4,3 – 4,9 литра бензина на 100 километров. Это, конечно, не заявленные три литра, но если сильно постараться на короткий срок можно увидеть и близкие к этому цифры. Главное, чтобы по пути удачно перемежались спуски и подъемы.

Настала пора прощаться с Казанью. Город впереди ждал футбольный праздник, а нас – обратная дорога.

Неожиданная польза Приуса

Пожалуй, редкий случай, когда дальняя дорога кажется настолько лёгкой, что нестерпимо хочется ещё куда-нибудь заехать. Однако хорошая погода и расслабляюще приятная езда на Toyota Prius делают это возможным.

Недалеко от Казани расцвёл еще один «заморыш» советской эпохи – Свияжск. Город-ключ к Казани, который позволил войскам Ивана Грозного взять в свое время столицу Казанского ханства благодаря недюжинной смекалке и инженерному искусству. Жаль, что многие имена военных инженеров, сумевших в Угличе соорудить целую крепость, сплавить её по Волге и потом собрать за 4 недели на полуострове, под боком столицы Казанского ханства, канули в лету.

Долгие годы тут было красивое место, но в советское время воинствующие атеисты превратили его в юдоль печали и надругательства над историей: «трудовые коммуны» для исправления детей, затем психиатрическая больница в стенах монастыря и овощехранилища в храмах.

Искусство древних русских художников и мастеров в советское время безжалостно уничтожалось с корнем, чтобы и памяти об этом не осталось. Но жизнь интересная штука и умеет поворачиваться в неожиданные стороны. Расцвет Казани – не единственный добрый знак Татарстана. По счастью, достаточно много уделяется внимания налаживанию жизни не только в столице, но и в целом по республике. И немало делается дел по восстановлению исторических памятников. Не остался в стороне и Свияжск. Добрые трудолюбивые руки превратили юдоль скорби в цветущее место, где можно отдохнуть, насладиться красотой архитектуры и природы.

Ровно перед возращением в нашей команде случилась беда: штурман безнадёжно подвернула ногу и практически не могла ходить. Казалось, что никаких экскурсий по Свияжску не получится, ведь здесь хоть и есть местные жители, туристам предлагаются пешие маршруты. Однако служители музея-заповедника, узнав о нашей беде, решили нам помочь и после подробного инструктажа разрешили прокатиться по Свияжску на автомобиле самостоятельно.

Немалую роль, конечно, сыграло то, что время было раннее и туристов ещё было мало. Но главное, что наш автомобиль был гибридом, то есть умел ездить бесшумно и, при необходимости, без выхлопных газов – спецрежим на недолгое время может заставить ездить его исключительно как электромобиль. Вот уж совсем неожиданная польза от Приуса!

Думаю, в этой ситуации нас бы и так пустили из-за очень раннего прибытия и бесконечно доброжелательной внимательности сотрудников музея, но режим электромобиля в нашем Приусе стал последней соломинкой, которая распахнула для нас их сердца.

Подводим итоги

Toyota Prius – обладатель столь дерзкой внешности и столь пышной ауры из огромного количества мифов, что мне очень захотелось разобраться, а стоит ли всё это больше двух миллионов рублей? На поверку вопрос оказался не таким простым, как казался вначале. Дело в том, что прямых конкурентов у Toyota Prius в России нет. Это единственный гибрид, который продается на нашем рынке. Поэтому и сравнивать его цены не с чем.

Пожалуй, наиболее близко к понятию конкурент подбирается Audi A3 Sedan с двигателем 1.4 TFSI cylinder on demand (который при необходимости умеет отключать два цилиндра) и коробкой передач S tronic. Если отвлечься от гибридности, это примерно схожие машины: 150 л.с. Audi A3 примерно соответствуют ощущениям от мощности силовой установки Toyota Prius, они сходны размерами, схожи классами. Так что попробуем сравнить.

Начнем с налога. В разных регионах разница между «до ста» и «после ста» лошадиных сил варьируется, однако, в среднем тарифы различаются в два или больше раза. В 2018-м году владелец Приуса в Москве будет платить 1176 рублей, в то время как владелец Audi A3 мощностью 150 л.с. заплатит уже 5250 рублей. То есть, разница составит 4074 рублей в год.

Страхование ОСАГО также учитывает мощность двигателя. Если для 98 л.с. коэффициент по мощности составит 1, то свыше 100 л.с. уже 1,2. Например, если «базовый» расчет стоимости дал 4000 рублей, то экономия составит как минимум 800 рублей.

Эти два пункта – безусловная выгода Toyota Prius по сравнению Audi A3 Sedan и экономия за 5 лет эксплуатации составит почти 25000 рублей.

К сожалению, дальше очевидные плюсы заканчиваются. Хотя Приусы не входят в число угоняемых машин, а «лошадок» в нём мало, это редкий автомобиль. И если страховаться по КАСКО, вся прибыль от налогов и ОСАГО уйдет на добровольное страхование, причем Audi A3 может выиграть с существенным отрывом.

Но предположим, что вам удалось найти страховщика, у которого стоимость КАСКО для этих двух автомобилей окажется одинаковой. Тут же встанет вопрос планового техобслуживания. Здесь Audi A3 также выиграет, поскольку межсервисный пробег у него составит 15000 км.

Поскольку условия гарантии разные, теперь требуется общий подсчет стоимости километра пути. Если сравнивать заявленный расход для Audi A3 и реальный для Toyota Prius, цифры кажутся примерно одинаковыми. Однако не стоит забывать про «идеальные условия»: для японского гибрида заявленный расход составляет 3 л/100 км, а «честный» средний оказывается 5,0 л /100 км. Поэтому реальный расход Приуса в максимуме окажется ниже среднего для Audi A3, тем более, что практика езды на подобных автомобилях подсказывает, мало какой водитель может пересилить спортивный норов этих агрегатов и начать ездить экономично. В этом плане размеренная уверенность Приуса больше способствует экономичности и достижению заявленных результатов. Во-вторых, Toyota Prius использует 92-й бензин, а Audi A3 – 95-й.

Вот нехитрые расчеты сравнительной стоимости эксплуатации автомобилей без учета стоимости прохождения регулярного техобслуживания и цены КАСКО.

Гипотетический автомобиль-конкурент (150 л.с.)

Оцените статью