Наружное освещение автомобиля схема

Устройство автомобилей

Схемы включения осветительных приборов и световой сигнализации

Общие сведения об автомобильных схемах

На автомобилях (как, впрочем, и на другой самоходной технике), как правило, применяется однопроводная схема электрооборудования. При такой схеме отрицательные выводы источников питания, которыми являются аккумуляторная батарея и генератор, а также большинство потребителей соединяются с «массой» (кузовом, рамой) автомобиля, выполняющей функцию второго провода.
Положительные выводы источников питания соединяются с потребителями электрическими проводами, заключенными в изоляцию.
Однопроводная схема позволяет существенно упростить конструкцию и монтаж сетей электрооборудования автомобилей, повысить надежность электроснабжения бортовых потребителей, а также сэкономить дорогостоящие цветные металлы, используемые в электрических проводах.

Для соединения проводов между собой, а также для присоединения приборов электрооборудования провода снабжены штекерами. В местах соединения пучков проводов штекеры устанавливаются в колодки и защищены от коррозии и механических повреждений резиновыми или пластмассовыми чехлами.
При монтаже электрооборудования на штекеры наносится защитный смазочный материал.
Элементы управления потребителями, а также электропредохранительные устройства, как правило, устанавливаются в положительных проводах между источниками питания и потребителями.

Ниже приведены схемы включения системы освещения широко распространенных марок отечественных автомобилей – «КамАЗ», «ВАЗ» и «Москвич».

Рис. 1. Расположение пучков проводов в передней части и на раме автомобилей марки «КамАЗ»: 1 – передние фонари и противотуманные фары; 2 – электрический звуковой сигнализатор; 3 – пучок электропроводов; 4 – провод от выключателя «массы» на раму; 5 – выключатель «массы»; 6 – провод от выключателя «массы» к аккумуляторным батареям; 7 – аккумуляторные батареи 6СТ-190; 8 – скоба крепления электропроводов; 9 – задние фонари; 10 – пучок проводов к задним фонарям; 11 – левый пучок проводов; 12 – датчик включения межосевого дифференциала; 13 – датчик; 14 – датчик топливного бака; 15 и 16 – болт и скоба крепления электропроводки; 17 – стартер; 18 – генератор; 19 – резиновая втулка; 20 — хомут крепления пучка проводов; 21 – шайба; 22 – гайка

Рис. 2. Схема включения системы освещения автомобиля ВАЗ-2105: 1 – лампы габаритных огней; 2 — подкапотная лампа; 3 – монтажный блок реле и предохранителей; 4 – выключатель зажигания; 5 – выключатель освещения приборов; 6 – выключатель наружного освещения; 7 – контрольная лампа наружного освещения, расположенная в спидометре; 8 – лампа освещения приборов; 9 – лампы габаритных огней в задних сгруппированных световых приборах; 10 – фонарь освещения номерного знака

Рис. 3. Схема включения наружного освещения автомобилей ВАЗ-2108 и ВАЗ-21099: 1 – выключатель подкапотной лампы; 2 – лампы габаритных огней в блок-фарах; 3 – монтажный блок; 4 – перемычки; 5 – сигнальная лампа; 6 – выключатель зажигания; 7 – выключатель освещения приборов; 8 – переключатель стояночного освещения; 9 – комбинация приборов с щитами освещения приборов (слева) и контрольной лампой наружного освещения (справа); 10 – переключатель наружного освещения; 11 – лампы габаритных огней в задних фонарях; 12 – фонари освещения номерного знака

Читайте также:  Прокладка под головку двигателя газ 53

Рис. 4. Схема включения указателей поворота и аварийной сигнализации автомобилей ВАЗ-2108 и ВАЗ-21099: 1 – лампы указателей поворота в блок-фарах; 2 – боковые указатели поворота; 3 – монтажный блок; 4 – реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации; 5 – выключатель зажигания; 6 – реле зажигания; 7 – переключатель указателей поворота; 8 – комбинация приборов с контрольными лампами указателей поворота (слева) и аварийной сигнализации (справа); 9 – выключатель аварийной сигнализации; 10 – лампа указателя поворота заднего фонаря

Рис. 5. Схема включения наружного освещения автомобиля 2141 «Москвич»: 1 – лампы габаритных огней в фарах; 2 – аккумуляторная батарея; 3 – генератор; 4 – выключатель подкапотной лампы; 5 – предохранитель; 6 – монтажный блок реле и предохранителей; 7 – подкапотная лампа; 8 – выключатель света фар; 9 – выключатель наружного освещения; 10 – лампа подсветки рычагов управления отопителем; 11 – комбинация приборов с лампами контроля и подсветки; 12 – выключатель зажигания; 13 – плафон освещения багажного отделения; 14 – лампы габаритных огней задних фонарей; 15 – фонарь освещения номерного знака

Основные элементы и принцип работы системы освещения автомобиля

Безопасно эксплуатировать автомобиль вечером и ночью, а также при плохой видимости позволяет комплекс осветительных приборов, установленных на каждом транспортном средстве. Система освещения и световой сигнализации позволяет освещать дорогу перед собой, предупреждать других водителей о выполнении маневров, информировать о габаритах транспортного средства. Чтобы обеспечить максимальную безопасность на дороге, все элементы системы освещения должны быть исправны.

Что такое система освещения и световой сигнализации автомобиля

Современный автомобиль включает в себя целый комплекс осветительных приборов, которые в совокупности составляют систему освещения. В число ее главных задач входит:

  • освещение проезжей части и обочины;
  • дополнительное освещение дороги при тумане, дожде, снегопаде;
  • информирование других водителей о выполняемых маневрах;
  • предупреждение о торможении;
  • информирование о габаритах машины;
  • предупреждение о возникшей поломке, в результате которой автомобиль создает помеху на проезжей части;
  • обеспечение читаемости регистрационного знака в вечернее и ночное время;
  • освещение салона, подкапотного пространства и багажника.

Передняя оптика включает в себя фары ближнего и дальнего света, дневные ходовые огни, габариты и поворотники

Основные элементы системы

Все элементы системы освещения можно разделить на две основных категории:

Внешние элементы

Внешние элементы автомобильной оптики обеспечивают освещение дороги и информирование других водителей. К числу таких приборов относятся:

  • фары ближнего и дальнего света;
  • противотуманные фары;
  • поворотники;
  • задние блок-фары;
  • габаритные огни;
  • осветители номерного знака.

Передние фары

Передние фары современных автомобилей состоят из целого комплекса элементов:

  • ближнего и дальнего света;
  • дневных ходовых огней;
  • габаритных огней.

Чаще всего они расположены в едином корпусе. Также в передние фары многих автомобилей устанавливают поворотники.

Читайте также:  У машины сложились колеса

Любая машина комплектуется двумя передними фарами, которые располагаются симметрично на правой и левой частях кузова.

Главная задача передних фар – освещать дорогу перед автомобилем, а также сообщать водителям встречных транспортных средств о приближении автомобиля и его габаритах.

В вечернее и ночное время для освещения дороги используется ближний свет. Благодаря ассиметричности световых пучков, он дополнительно обеспечивает освещение обочины дороги. При условии правильной регулировки фар такой свет не доставляет дискомфорта водителям встречных автомобилей.

Дальний свет отличается большей интенсивностью. Его использование помогает выхватывать из темноты большую зону дорожного полотна. Однако использовать дальний свет допустимо только при отсутствии встречного потока. В противном случае фары будут ослеплять других водителей.

Габаритные огни

Для того чтобы другие водители могли оценить габариты машины, в системе освещения предусмотрены габаритные огни. Они используются и в момент остановки или стоянки машины. Располагаются габариты как в передних, так и в задних фарах.

В некоторых автомобилях дублирующие указатели поворота устанавливаются в боковое зеркало заднего вида

Поворотники

Поворотники – основной инструмент предупреждения о выполнении маневра. Они используются при повороте и развороте, перестроении или обгоне, съезде на обочину и при последующем начале движения.

Устанавливаться данные элементы могут как в передние и задние фары, так и отдельно от них. Часто на боковых элементах кузова и зеркалах заднего вида размещаются дублирующие приборы. Все они имеют насыщенный желто-оранжевый цвет и работают синхронно в режиме мигания. Автомобили, предназначенные для американского рынка, имеют красный цвет поворотников.

Поворотники также выполняют роль аварийной сигнализации. При нажатии соответствующей кнопки в салоне автомобиля, свою работу одновременно начинают все имеющиеся лампы поворота с обеих сторон кузова.

Дневные ходовые огни (ДХО)

Дневные ходовые огни появились в системе освещения автомобиля сравнительно недавно, поэтому они есть не в каждом транспортном средстве. От габаритов ДХО отличаются более интенсивным светом.

Согласно Правилам дорожного движения, водители обязаны включать дневные ходовые огни во время движения в городе в светлое время суток. Если ДХО на автомобиле отсутствуют, днем допускается использовать ближний свет.

Противотуманные фары (ПТФ)

Этот вид автомобильной оптики применяется в условиях плохой видимости: во время тумана, дождя или снега. Широкий световой луч с усеченной частью не отражается от атмосферных осадков и не ослепляет водителя во время движения. В то же время ПТФ обеспечивают достаточное освещение дорожного полотна.

Противотуманки устанавливаются не только на передней, но и на задней части кузова. Впрочем, данные осветительные элементы не являются обязательными, поэтому на многих моделях машины ПТФ могут отсутствовать вовсе.

Стоп-сигналы – один из важнейших элементов задних блок-фар

Задние блок-фары

Задние автомобильные фары также устанавливаются на автомобиль парно и включают в себя несколько элементов. Наиболее простые варианты задних фар состоят из стоп-сигнала и габаритных огней. Во многих моделях в блок также входят поворотники и фонарь заднего хода, реже – задние противотуманные фары.

Читайте также:  Тест драйв калины универсала

Основным элементом осветительной системы в задней части являются стоп-сигналы, информирующие о торможении или снижении скорости автомобиля. Для большей надежности элементы могут дублироваться на спойлере или на заднем стекле транспортного средства.

Также не менее важными являются фонари заднего хода. Они выполняют функции освещения и предупреждения других водителей о начале движения машины назад.

Внутренние элементы осветительной системы

Внутренние элементы отвечают за освещение в салоне и багажнике транспортного средства. В систему входят:

  • лампы в салоне автомобиля;
  • подсветка багажника;
  • лампы освещения приборной панели;
  • лампа в перчаточном ящике;
  • габаритные огни в дверях.

Освещение салона, багажника и пространства под капотом (при наличии) обеспечивает дополнительный комфорт водителя в темное время.

Подсветка приборной панели необходима для более легкого считывания информации при движении в темноте.

Габаритные огни в дверях необходимы для информирования других участников дорожного движения об изменении габаритов автомобиля при открытой двери.

Как происходит управление системой освещения

Управление всеми приборам освещения водитель осуществляет из салона транспортного средства с помощью специальных переключателей.

Включение ближнего и дальнего света, противотуманок и габаритов в большинстве моделей машин осуществляется с помощью подрулевого переключателя или клавиши на панели приборов:

  • первое положение переключателя – все приборы выключены;
  • второе положение – включаются габариты;
  • третье положение – загорается ближний свет фар.

Также переключатель, размещенный с левой стороны под рулем, обеспечивает смену ближнего и дальнего света в передних фарах.

При наличии противотуманок на переключателе может быть установлена дополнительная секция, регулирующая включение и выключение ПТФ. Также управление может происходить с помощью отдельной клавиши.

Комбинированный переключатель используется и для введения в действие правого и левого поворотников. Но при этом аварийная сигнализация включается с помощью отдельной клавиши, находящейся на приборной панели.

Многие элементы системы освещения загораются автоматически при выполнении определенных действий со стороны водителя:

  • стоп-сигналы – при нажатии на педаль тормоза;
  • фонарь заднего хода – при включении задней передачи;
  • приборы освещения багажника и бардачка – при их открытии;
  • подсветка ног водителя и габариты в дверях – при открытии двери.

Автоматические системы управления освещением

По мере развития технологий автомобилестроения также внедряются дополнительные функции автоматического управления осветительными приборами:

  • включение ближнего света;
  • активное головное освещение;
  • адаптивное освещение;
  • коррекция головного освещения;
  • управление дальним светом.

Все перечисленные системы регулируются в автоматическом режиме на основе данных, считываемых специальными датчиками при изменении дорожной обстановки и условий движения.

Применение системы освещения автомобиля обеспечивает безопасность при поездке в темное время суток

Комплекс элементов, входящих в систему освещения автомобиля, предназначен для обеспечения безопасности водителя, его пассажиров и других водителей. Без осветительных приборов поездка на автомобиле в вечернее и ночное время недопустима. Постоянно совершенствуясь, система освещения обеспечивает необходимые комфорт и безопасность во время вечерних и ночных поездок, а также при перемещении в условиях недостаточной видимости.

Оцените статью