- Очистка двигателя водородом
- Суть технологии
- Оборудование для раскоксовки двс
- Плюсы и минусы водородной технологии
- Советы и отзывы тех, кто уже проводил водородную очистку двс
- Раскоксовка двигателя водородом, все за и против, есть ли эффект от процедуры
- Что такое водородинг двигателя?
- Когда стоит проводить процедуру
- От чего избавляет водородинг
- Как это работает
- Применяемое оборудование
- Другие способы раскоксовки: альтернативы
- Как проходит водородинг в автосервисе
- Почему нет результата, требование к оборудованию
- Плюсы и минусы по отзывам
- Полезные советы
- Вопросы и ответы
- Итоги
Очистка двигателя водородом
XXI век – время высоких технологий, которые атакуют консерватизм человеческой мысли. То, что ещё несколько десятков лет назад находилось за гранью реальности, сегодня становится обыденностью. Одним из таких ирреальных процессов стало применение водорода для очистки автомобильных двигателей.
Суть технологии
Двигатели автомашин, которые эксплуатируются в городских условиях или в смешанном цикле, довольно быстро подвергаются загрязнению (закоксовке). Этому способствуют частые остановки, длительное нахождение в пробках с постоянным использованием пониженных передач и небольшими циклами движения. Процесс этот происходит постепенно, оценку можно провести только путём сравнения текущего состояния с абсолютно новым двигателем.
Результатом закоксовки становится увеличение расхода масла, снижение компрессии, повышение объёма опасных выбросов. Ускоряется общий износ узлов и систем двигателей. Почти половина текущих ремонтов двигателей необходимы по причине неправильной эксплуатации масла: использования продуктов низкого качества, несвоевременной замены масла, загрязнения масляного фильтра, выхода из строя масляных колпачков.
Не так давно на автомобильном рынке появились установки, в которых методом электролиза водород извлекается из ультрадистиллированной воды. Ионы газа, воспламеняясь, способствуют отслаиванию коллоидных отложений с поверхности металла. Конструкторы очистительных установок заявляют, что в процессе работы водородного «пылесоса» можно избавиться от одного из главных недостатков – углеродистых отложений, возникающих на металлических поверхностях узлов и систем двс по причинам использования некачественного топлива, частых стартов машин на недогретых двигателях с низкими оборотами.
Процесс раскоксовки (водородинга) отдельных элементов двигателей внутреннего сгорания осуществляется с использованием специальных установок, которые работают от электросети 220 В, потребляя до 5 кВт мощности. Принцип работы машины заключается в создании большого количества ионов водорода, которые затем вступают в реакцию с твёрдыми отложениями на поверхностях систем и узлов двигателя.
На практике процесс раскоксовки включает три этапа:
- Подача газовоздушной смеси (так называемого, газа Брауна) в камеру сгорания на холостом ходу.
- Соединение газа Брауна с ТВС, нагрев образовавшейся смеси, начало реакции пиролиза с последующим окислением углерода и отпариванием.
- Распад закоксованной смеси на моноксид или диоксид углерода, превращение в пар.
В процессе реакции происходит сгорание продуктов химической реакции:
- пар;
- углекислый газ;
- мелкодисперсная пыль.
Происходит сгорание как застарелых, так и свежих отложений. Отвод излишков водородной очистки осуществляется через выхлопную трубу.
Оборудование для раскоксовки двс
Установки водородной очистки способны обслуживать различные категории двигателей внутреннего сгорания:
- для автомобилей;
- для речных и морских судов;
- для железнодорожных локомотивов.
Кроме того, очистка водородом эффективна для генераторов и сложных силовых установок, которые используются в авиационной технике.
Перечень узлов и деталей двигателя внутреннего сгорания, которые подвергаются очистке в процессе обработки ионами водорода:
- поршни;
- поршневые кольца;
- впускной клапан;
- выпускной клапан;
- дроссельная заслонка;
- форсунки;
- свечи зажигания;
- клапан EGR;
- турбокомпрессор;
- катализатор;
- сажевый фильтр;
- лямбда-зонд.
Разборка мотора для проведения водородной очистки не требуется. Очистная водородная установка автоматически отключается, если не соблюдаются технические условия процесса. Во время работы оборудование не перегревается, так как снабжено эффективной системой воздушного охлаждения. Процесс очистки можно упростить, используя систему дистанционного контроля.
Перед началом раскоксовки необходимо провести несколько подготовительных манипуляций:
- Проверка вольтажа.
- Измерение температуры двигателя и охлаждающей жидкости.
- Установка времени проведения операции.
Последнее напрямую зависит от объёма двигателя, а также от того, сколько времени прошло с момента последней очистки.
Популярные модели аппаратов для водородной очистки двигателей внутреннего сгорания:
- HM (240, 300, 300XL);
- Motor Clean;
- Hydrotech;
- H2 Doctor (1000+, 1500+, 2000+, 3000+).
Для очистки используются стационарные и мобильные установки, рассчитанные на двс объёмом до 6 литров.
Плюсы и минусы водородной технологии
Заявленная периодичность проведения водородной раскоксовки двигателей внутреннего сгорания:
- новых – после 50 тыс.км. пробега;
- подержанных – каждые 20 тыс.км. пробега.
К числу достоинств технологии водородной очистки двигателей относятся:
- практически полное удаление отложений в виде затвердевших остатков масла и топлива;
- отсутствие контакта с другими химическими веществами;
- снижение потребления масла и расхода топлива;
- очистка свечей зажигания и форсунок;
- уменьшение количества вредных выбросов.
Выхлопная труба машины перестаёт «коптить», увеличивается срок эксплуатации двигателя, который после процедуры работает значительно тише и ровнее. Время проведения раскоксовки (около 40 минут) совсем ненадолго заставит автолюбителей отвлечься от выполнения ранее намеченного дневного графика.
Кроме целого ряда преимуществ, у водородной раскоксовки есть и несколько существенных минусов. Все они, так или иначе, заставляют автолюбителей прежде, чем поставить машину на очистку, заглянуть в бумажник. Прежде всего, процедура очистки предусматривает наличие воздухозаборника, который ставит на машину не каждый водитель. Кроме того, следует чётко представлять, что никакая раскоксовка не превратит двигатель в совершенно новый агрегат.
Ну, и два аспекта, которые не касаются технической части, но крайне важны в контексте процесса в целом:
- Работа с водородом требует от исполнителей высокого мастерства и немалого опыта. Водород – крайне взрывоопасный газ, способный, к тому же, оказывать агрессивное влияние на металлы.
- Стоимость всей процедуры водородной очистки довольно высока: оборудование стоит дорого, поэтому для снижения срока окупаемости хозяева не будут страдать альтруизмом по отношению к заказчикам процедуры.
Советы и отзывы тех, кто уже проводил водородную очистку двс
Прежде всего, не следует тратить время и средства на приведение в порядок новых двигателей: раскоксовка необходима двс, которые установлены на автомобилях «возрастом» более 3-х лет. Процесс не требует смены масла, установки нового комплекта свечей. Первым шагом является качественная диагностика двигателя. Оценить степень загрязнённости узлов и деталей двигателя «на глаз» невозможно. Сделать это может только электроника.
Установка очистки напрямую подключается к автомобильному аккумулятору. Водород через патрубок поступает в двигатель со скоростью 2 литра в минуту. За 40-50 минут, которые длится процедура очистки, через двигатель прокачивается до 100 литров водорода.
Разумеется, клубы чёрного дыма из выхлопной трубы заведённого двигателя после окончания процедуры очистки не валят… Запах газов, поступающих в атмосферу из выхлопной трубы, не превращается в букетный аромат. И акселератор не выжимает дополнительные 10-15 лошадиных сил. Как мы помним, процедура водородинга осуществляется без разборки двигателя. Поэтому оценить качество работы можно, только вновь установив машину на стенд.
Скептики отмечают, что единственным положительным моментом процедуры очистки является выравнивание компрессии в цилиндрах. Повторный осмотр камер сгорания специализированным оборудованием (миниатюрная видеокамера), якобы, проводить не стоит: количество нагара остаётся прежним, его фактурный состав изменяется незначительно. И то, в немалой степени из-за того, что всё время очистки двигатель находится в рабочем состоянии, то есть функционирует бортовая система очистки.
Специалисты утверждают, что процедура раскоксовки двигателей водородом удивляет некоторых пользователей авто только в странах бывшего СССР. В Европе и США эта технология уже давным-давно опробована и прижилась очень прочно. Кроме того, перекись водорода – старый и действенный способ очистки особо загрязнённых частей силовых установок автомобилей.
По большей части, те, кто рекламирует проведение водородинга, используют профессиональное дорогостоящее оборудование. Это в значительной степени избавляет от опасности взрывов газовоздушной смеси. Помните, что раскоксовку следует производить только в приспособленных для этой процедуры автомастерских, с осуществлением диагностики и оценочных технических процедур. Лишь тогда можно с уверенностью сказать, что водородинг был необходим и проведён успешно.
Последний, и самый главный аспект – экономический. Каждая такая процедура стоит от 1,5 до 5 тысяч рублей. Стоит ли уменьшать семейный бюджет на такую сумму, принимать решение должен только владелец автомашины.
Раскоксовка двигателя водородом, все за и против, есть ли эффект от процедуры
Последнее время появилось много компаний, предлагающих автовладельцам раскоксовку двигателя водородом. Они предлагают быстрый способ очистки мотора на современном оборудовании с применением примеси водорода.
По поводу этой услуги возникает много дискуссий. Одни утверждают, что новая технология позволяет быстро очистить мотор без сложных шагов, а другие уверяют, что это лохотрон.
Ниже разберемся, в чем сущность очистки двигателя водородом, как это работает, и в каких случаях необходимо проводить процедуру.
Что такое водородинг двигателя?
Водородинг двигателя / раскоксовка водородом — опция, направленная на очистку двигателя внутреннего сгорания от сажи, кокса и нагара, накопившихся в период эксплуатации. Простыми словами, это разложение нагара (пиролиз) под действием высокой температуры. При этом ДВС продолжает работать в обычном режиме.
Особенность процедуры в том, что все манипуляции проводятся без разборки силового узла.
В отличие от других методов очистки, водород не вредит внутренним элементам, а взаимодействует только с химическими компонентами с последующим выводом вредных элементов через выхлопную трубу.
Водородинг двигателя часто рассматривается как способ сэкономить на капитальном ремонте и решить текущие проблемы с двигателем (уменьшить расход масла, увеличить компрессию и т.д.).
Очистка ДВС водородом появилась в Европе, Азии и США 10 лет назад. При этом европейские СТО делают эту процедуру при каждом ТО автомобиля.
Рекомендуемая частота проведения водородинга (по версии разработчиков) составляет в среднем раз в 10-20 тысяч километров. Такой подход позволяет избежать загрязнения двигателя и продлить его ресурс.
Многие до сих пор считают эту процедуру мифом, но практика показывает, что технология работает и дает результат. Конечно, она не восстанавливает «убитый» двигатель, но, как минимум, продлит его ресурс.
Раскоксовка двигателя водородом дает следующие результаты:
- Устранение шума / вибрации, троения мотора.
- Снижение расхода горючего.
- Очистка элементов выхлопа, катализатора, EGR-клапана, фильтров.
- Удаление нагара на маслосъемных кольцах, свечках, клапанах, форсунках и других элементах мотора.
- Уменьшение вреда от выхлопа.
- Повышение компрессии.
- Устранение проблемы с «масложорством» двигателя.
- Восстановление мощи ДВС.
Когда стоит проводить процедуру
Раскоксовка водородом требует проведения при появлении ряда тревожных симптомов.
- Повышение расхода горючего.
- Появление признаков перерасхода масла.
- Затрудненный пуск двигателя «на холодную».
- Троение и повышение «дымности» силового узла.
- Неустойчивость работы силового агрегата.
- Уменьшение оборотов на холостых.
- Постепенное прогорание клапанов.
- Повышенные вибрации двигателя.
- Проблемы с пуском ДВС.
- Заторможенность авто при нажатии на педаль газа.
- Появление запаха гари в выхлопных газах и т. д.
Первую очистку рекомендуется проводить на машинах, которые достигли 3-летнего возраста или после 50000 км пробега. В этом случае в ДВС накапливается грязь, требующая удаления.
От чего избавляет водородинг
Раскоксовка водородом позволяет удалить отложения в ДВС.
Последние состоят из трех элементов:
- Шлаки. Незначительные загрязнения, которые накапливаются в тех местах мотора, где имеет место низкая температура. Шлаки состоят из элементов недогоревшего горючего, масла и воды.
- Нагар. Отложения, состоящие из золы и углерода.
- Лаки. Представляют собой эластичную пленку, появляющуюся на цилиндрах и поршнях возле маслосъемных и компрессионных колец.
Причиной коксования может быть низкое качество топлива, несвоевременная замена масла (или его низкое качество), нарушение правил эксплуатации и применение некачественных запчастей.
Как это работает
Много вопросов касается принципа действия технологии, ведь не совсем понятно, как обычный водород может очистить двигатель от загрязнений. Для начала отметим, что водород представляет собой газ с высокой температурой горения. Она выше, чем у бензина, этим и обеспечиваются его уникальные качества.
Принцип действия схож с очисткой двигателя путем нажатия в пол педали акселератора. При таком действии водителя повышается поступление горючего, и увеличивается температура внутри мотора, а слой нагара вылетает через систему выхлопа.
Опытные сотрудники СТО рекомендуют проводить такую процедуру на трассе хотя бы два раза в год.
В ситуации с водородом все проще. Газ подается в мотор через систему забора воздуха и увеличивает температуру воспламенения. В результате двигатель очищается, находясь на холостом ходу, поэтому нагрузка на него минимальна.
После завершения процесса можно увидеть, как из выхлопной системы выходит накопившийся «мусор». В отличие от классического метода «газ до пола», здесь не нужно выезжать на трассу и в течении 40-50 минут давить на газ.
Как отмечалось, эффективность водорода объясняется его теплотворной способностью, которая в три раза больше, чем у бензина. После воспламенения газ дает мощный импульс для разрушения молекулярных связей внешнего слоя углеродистых отложений.
В процессе термического воздействия углеродистые отложения разбиваются на молекулы, что обеспечивает очистку сажевого фильтра и катализатора.
При таком способе раскоксовки двигателя применяется стехиометрическая смесь кислорода и водорода (оксигидроген) или по другому газ Брауна, позволяющего удалять загрязнения без забивания системы выхлопа.
В процессе очистки появляется пар, который растворяет загрязнения и помогает выводить их через выхлопную трубу.
Применяемое оборудование
При раскоксовке водородом используется специальное оборудование, обеспечивающее подачу газа в ДВС для достижение необходимого эффекта.
Выделим несколько моделей реакторов:
- Водород24 Н1000. Это простая установка, позволяющая очищать двигатели объемом до 4 000 куб. см. Применяется для очистки ДВС двухколесного транспорта и малолитражного авто. Выдает до 25 л Н2 в минуту и до 1500 л за час. Мощность 8000 Вт. Размеры устройства — 50х70х77,5 см. Масса — 100 кг.
- Водород24 Н1500. Модель позволяет обслуживать транспорт с объемом ДВС до 14 000 куб см. имеются встроенные модули контроля очистки в дистанционном режиме. Устройство выдает до 40 л Н2 в минуту и до 2400 л за час. Мощность — 12 000 Вт. Размеры — 50х70х77,5 см. Масса — 110 кг.
- Водород24 Н2000 — компактный девайс, работающий от 3-фазного напряжения, выдающий 60 л в минуту и до 3600 л за час. Подходит для обслуживания крупного транспорта (грузового, пассажирского, специальной техники). Мощность потребления — 20 000 Вт. Размеры — 50х85х77,5 см. Масса — 180 кг.
Аналогичные модели можно найти и с другим названием. При этом характеристики и основные параметры идентичны.
Важно учесть, что каждая модель подходит для машины определенного литража. К примеру, Н1000 оптимальна для малолитражек, Н1500 для большей части легковых авто, а Н2000 для грузового, пассажирского и специализированного транспорта.
Другие способы раскоксовки: альтернативы
При выборе водородинга необходимо понимать, какие вообще способы раскоксовки существуют.
Всего выделяется два варианта очистки:
- Механический. Подразумевает полную / частичную разборку мотора. После этого клапаны и коллекторные элементы очищаются с помощью специальных щеток и с применением специального текстиля. Поршневые кольца промываются с помощью измельченных косточек фруктов или с применением специального инструмента. Механический метод требует больших затрат времени и привлечения квалифицированного персонала.
- Химический. В этом случае для очистки мотора применяются специальные средства, содержание в составе активные компоненты. В цилиндр ДВС наливается специальная пена, которая не дает формироваться нагару. После завершения процедуры необходимо менять масло, ставить новые свечи и фильтра, что требует дополнительных затрат от автовладельца.
Как проходит водородинг в автосервисе
Для раскоксовки водородом применяется специальное оборудование (упоминалось выше), выступающее в роли источника газа Брауна. Процедура по времени длится около 60 — 90 минут, но все зависит от объема мотора.
К примеру, для двигателя объемом 3.3 литра потребуется 70 минут, а для мотора на 2.0 литра 60 минут.
Общий алгоритм действий имеет следующий вид:
- Подключение аппарата (реактора), генерирующего газ Брауна (оксидроген) к автомобилю через воздухозаборник. Как правило шланг подключается перед воздушным фильтром, но все зависит от конструкции авто, в некоторых случаях подключение осуществляется после воздушного фильтра и расходометра воздух.
- Включение аппарата (в некоторых моделях оборудования предусмотрен специальный блок управления, который подключается к АКБ и автоматически отключается если мотор глохнет).
- Выделение водорода из устройства за счет взаимодействия тока и воды.
- Работа ДВС в течение определенного времени на ХХ с периодическим нажатием на газ.
- Выделение в камере сгорания мотора рекордного количества энергии.
- Протекание внутри химической реакции, подразумевающей разрушение углеводородных отложений с образованием в коллекторе выпуска высокотемпературного пара.
- Размягчение загрязнений и их выброс через трубу выхлопа в виде грязной воды, сажи и углекислого газа.
В результате проведенных манипуляций раскоксовка водородом убирает нагар, а элементы газа действуют по принципу очищающего средства. Они разжижают затвердевшие загрязнения и помогают им выйти через систему выхлопа.
При регулярном прохождении процедуры водородинга можно сэкономить деньги на капремонт. По заявлению специалистов, раскоксовка помогает справиться даже с толстым слоем нагара без риска для мотора.
Почему нет результата, требование к оборудованию
Среди отечественных автовладельцев бытует мнение, что раскоксовка водородом — это миф. Но такое мнение ошибочно, ведь даже в Европе и США признали эффективность метода и давно применяют его на СТО во время технического обслуживания авто.
Причина недовольства в том, что многие автовладельцы безответственно подходят к выбору автомобильных сервисов, из-за чего получают не тот результат, которого бы хотели.
При выборе СТО необходимо обратить внимание на следующие параметры:
- Квалификация сотрудников и прохождение ими соответствующего обучения.
- Наличие современного оборудования в распоряжении (отечественного российского, а не китайского).
- Срок гарантии.
- Отзывы клиентов.
- Репутация самого автомобильного сервиса (читайте отзывы в интернете, у каждого уважающего автосервиса есть свои группы в социальных сетях).
Если речь идет об открытии собственного бизнеса, ключевой момент — выбор подходящего оборудования. Важно отдавать предпочтение российским компаниям, а не перекупщикам из Китая.
Впоследствии экономия на аппаратуре может привести к провалу бизнеса и недовольным отзывам в сети. Люди не получают результата, поэтому пишут гневные отзывы в Сети и заявляют о бесполезности водородинга двигателя.
Покупка качественного оборудования сразу дает эффект, который виден уже по улучшению компрессии, снижении расхода топлива и устранению «прожорливости» мотора в отношении масла. Качественная аппаратура стоит больших денег, но за небольшой промежуток времени она себя окупает.
Плюсы и минусы по отзывам
В завершение приведем положительные и отрицательные качества раскоксовки водородом, которые необходимо учитывать при обращении на СТО.
- Улучшение динамики автомобиля.
- Значительное повышение ресурса мотора.
- Повышение устойчивости работы ДВС.
- Увеличение компрессии.
- Удаление копоти и гари.
- Снижение шумности во время работы.
- Уменьшение расхода горючего и потребления масла.
- Стабильный запуск двигателя в холодное время года.
- Безопасность для ДВС.
- Соответствие требованиям экологии.
- Универсальность: возможность применения на всех типах ДВС.
- Не нужно дополнительно менять масло и промывать мотор.
- Очистка свечей и форсунок.
- Возможность удаления нагара без вскрытия двигателя.
- Защита катализатора от загрязнения.
- Снижение вибрации.
- Наиболее дешевый метод раскоксковки из существующих, не требующий разбора двигателя.
- Требуется воздухозаборник, конструктивно подходящий для подключения системы, которого нет у некоторых машин.
- Иногда для раскоксовки водородом приходится демонтировать систему забора воздуха, а это занимает время.
- Отложения убираются не на 100%.
- Водород может негативно действовать на некоторые виды металла.
- Пока еще высокая цена услуги, но с повышением конкуренции на рынке, уменьшением стоимости оборудования она будет уменьшаться.
- Максимальный эффект достигается только на дизельных авто. На бензиновых он тоже есть, но в меньшей степени (если сравнивать два типа моторов с одинаковым объемом).
Полезные советы
При раскоксковке водородом необходимо учесть ряд рекомендаций, которые повышают эффективность процедуры.
- После пуска ДВС дайте ему нагреться до максимальной температуры.
- Контролируйте вольтаж во время работы (у некоторого оборудования для этого предусмотрен специальный блок управления, который подключается к АКБ).
- Делайте водородинг после диагностики машины. Оценить степень загрязнения можно только с помощью специальных приборов.
- Периодичность проверки для подержанных авто — через каждые 10-20 тысяч километров.
- Не делайте раскоксовку водородом на новых машинах (в этом нет необходимости).
Вопросы и ответы
Для разъяснения ситуации приведем ряд дополнительных вопросов, которые чаще всего задают автовладельцы:
- Нужна ли разборка мотора? Раскоксовка водородом не требует разборки двигателя.
- Сколько времени занимает очистка? В среднем на все манипуляции уходит около 1,5 часов.
- Что именно очищается? Водородинг позволяет почистить поршень и кольца, клапаны выпуска, датчик и заслонку рециркуляции, коллектор выпуска, сажевый фильтр, катализатор.
- Какой результат? Во время процедуры убирается до 90% имеющегося нагара.
- Имеется ли риск перегрева из-за воспламенения водорода? Нет, двигатель не боится высоких температур, действие которых кратковременно.
- Сколько стоит процедура? Средний чек в РФ составляет от 2 до 2,5 тысяч рублей.
- В каких странах еще применяется раскоксовка водородом? Такая технология пользуется спросом в Великобритании, Германии, Польше, Франции, США и ряде других стран.
Итоги
Раскоксовка двигателя водородом или водородинг — современное средство очистки двигателя, позволяющее поддерживать его в идеальном состоянии. СТО Европы давно применяют такой метод очистки, а у нас он считается способом вытянуть деньги с доверчивых автовладельцев. Причина недоверия в том, что люди ждут мгновенный и видимый результат, а его нет.
Раскоксовка дает эффект при регулярном применении и поддерживает двигатель в идеальном состоянии.
Старому мотору потребуется несколько таких процедур, чтобы увидеть эффект в виде повышения компрессии, снижения расхода топлива и других преимуществ.
Но здесь уже каждый сам решает — стоит тратить деньги на безопасную процедуру или отдать предпочтение проверенным временем традиционным, но затратным и опасным способам раскоксовки (химическому, механическому).
А что Вы думаете про водородинг двигателя? Делали ли такую процедуру и какой получили результат? Пишите в комментариях.