- ГБО зимой
- Подготовка авто
- Подготовка ГБО
- Особенности эксплуатации
- Еще пару слов
- Повышенный расход газа
- Немного теории
- Причины
- Утечка газа
- Подсос воздуха
- Редуктор
- Газовые форсунки
- Электронный блок управления
- Пропан-бутановая смесь зимой и летом
- Воздушный фильтр
- ГБО зимой: главная опасность и 3 решения
- В чем опасность ГБО зимой?
- Так стоит ли устанавливать ГБО на автомобиль в зиму?
ГБО зимой
На улице постепенно проходят последние летние деньки, солнце появляется все реже, а осенняя погода все больше напоминает автолюбителям что скоро зима. Езда на авто с ГБО зимой может подкинуть автолюбителям несколько неприятных сюрпризов, поэтому дабы их избежать давайте разберемся как же подготовить систему ГБО к эксплуатации в зимнее время года.
Подготовка авто
Разумеется, в первую очередь нужно убедиться в исправном состоянии автомобиля, а также подготовить основные его узлы к эксплуатации в мороз. Первым делом проверяют охлаждающую жидкость на температуру кристализации. Лучше всего сделать это специальным прибором — ареометром (большинство идут совмещенные с делениями для измерения плотности электролита). И убедиться, что охлаждайка в машине выдержит мороз.
Ареометр
Далее следует обратить внимание на состояние свечей зажигания, высоковольтных проводов, измерить уровень заряда, который выдает генератор.
Разумеется, слабым местом любого авто в сырость и мороз является аккумулятор, поэтому, если с ним были проблемы в прошлом году, лучше всего присмотреться к новому. Если же финансовой возможности приобрести новый аккумулятор нет, а проблемы с ним наблюдаются, можно попробовать восстановить батарею, возможно, таких манипуляций хватит, чтобы перезимовать.
Подготовка ГБО
Системе ГБО же перед наступлением зимы нужно сделать плановое тех.обслуживание. О том, как его провести для ГБО 2 поколения своими руками мы описывали в этой статье.
Подготовка ГБО к зиме включает в себя следующие пункты:
- Если пробег авто за год составил более 10 000 км в обязательном порядке нужно заменить газовые фильтры.
- Если у Вас установлено ГБО 4 поколения, обратите внимание на работу форсунок, если при работе на газу форсунки издают «поклацывание» либо авто троит или глохнет, есть смысл обратиться в специализированное СТО для регулировки, калибровки, или замены форсурнок.
- Если это первая зима для вашего авто с ГБО обратите внимание на подключение редуктора испарителя к системе охлаждения. При подключении редуктора должен использоваться тройник, в противном случае в сильные морозы возможен недостаточный нагрев узла, а также прохладный воздух из печки в салоне авто.
- Если по прогнозу обещают сильное понижение температуры или заморозки, следует найти заправочную станцию, на которой будут заправлять «зимним газом». Многие не знаю в чем принципиальное отличие летнего от зимнего состава газа. Суть зимней смеси в повышенном содержании пропана (примерно на уровне 75%) и, соответственно, пониженном содержании бутана (примерно 25%). В летней же смеси обычно соблюдаются пропорции 55% пропана и 45% бутана.
Особенности эксплуатации
Сейчас хочу написать то, за что на многих форумах начались бы огромные дебаты и поливание автора грязью.
Практически везде Вы найдете рекомендацию того, что заводить автомобиль зимой нужно на бензине, а уже после прогрева охлаждающей жидкости до 40 С переключаться на газ. Если у Вас установлено ГБО 4 поколения спорить с этим трудно, да и не зачем, автоматика регулирует весь процесс, и автолюбитель даже не замечает когда система переходит на газ.
Но давайте поговорим о ГБО 2 поколения и финансовом смысле заводить автомобиль на бензине. По сути, запуск автомобиля в холоднее время года, пока на улице температура воздуха держится на уровне -5 С и выше, при ежедневном использовании грозит исключительно выходом из строя редуктора-испарителя. При этом один сезон редуктор отбегает практически в 100% случаев. А далее, при наступлении оттепели можно купить рем.комплект (мембраны и резиновые уплотнители) за 10$, пружину 2-ой ступени за 0.5 $ и получить практически новенький редуктор. При этом экономия на бензине будет составлять гораздо больше 10$ за зимний сезон.
Но если Вы не любите экспериментировать, лучше будет прислушаться к советам опытных автолюбителей и заводить автомобиль на бензине, прогревая его до 40 градусов и только после этого переходить на газовую смесь.
Еще пару слов
Давайте выделим еще несколько нюансов эксплуатации ГБО зимой:
- Если Вы настраиваете ЭБУ на летний режим, устанавливая температуру перехода на газ на уровне 30 градусов следует повысить ее на зиму до уровня 40-45 С, а температуру газа до +15.
- У некоторых систем есть функция «прогрев форсунок», если Вы живете в суровом климате, где морозы -20 не редкость, рекомендуется также активировать эту опцию, которая с помощью микроимпульсов прогреет форсунки перед запуском в работу. Если такой функции в вашем ГБО нет можно оснастить форсунки рампой с подогревом от охлаждающей жидкости, это увеличит срок эксплуатации форсунок и уменьшит их износ при эксплуатации ГБО зимой.
- Еще раз проверьте уровень охлаждающей жидкости и делайте это хотя бы 1 раз в неделю. Без достаточного уровня охлаждайки редуктор просто не сможет нормально работать.
- Если Вы ставите свое авто в теплый гараж не заправляйте баллон газом «до отсечки», зимний газ в теплом гараже увеличится в объеме. Хотя ради справедливости стоит сказать, что более чем на 80% баллон Вы не заправите, а в теплом гараже газ на 20% не увеличиться.
- Заправляйте только «зимний газ» на проверенных заправках.
- Бытует мнение, что езда на пустом баллоне зимой приводит к образованию на дне баллона конденсата, который в свою очередь влияет на загрязнение форсунок (справедливо исключительно для ГБО 4 поколения). В действительности же существенный вред форсункам конденсат нанести не способен, но если у Вас есть такая возможность старайтесь не допускать езды на «красной лампочке».
- Увеличенный в зимнее время расход топлива считается нормальным явлением.
Вот и все, о чем мы хотели рассказать в рамках статьи ГБО зимой, если у Вас возникли какие-либо вопросы задавайте их в комментариях к статье и мы обязательно на них ответим.
Повышенный расход газа
Перевод автомобиля на ГБО вместо бензина обусловлен желанием автолюбителей экономить на топливе, но бывает так, что в один из дней замечаешь повышенный расход газа, по сравнению с предыдущими периодами времени. В чем же кроется перерасход пропан-бутановой смеси в автомобиле?
Немного теории
Для того, чтобы понять имеет ли место повышенный расход газа нужно понимать какой расход топлива на 100 км является нормой для Вашего авто. Опытные газовщики уверяют, что нормой является увеличенная на 20% затрата газовой смеси по сравнению с бензином. Таким образом, если по «мурзилке» Вашего авто на 100 км пути машина должна потреблять 10 литров бензина, то нормой потребления на газе будет 12 литров на 100км. Бывают случаи, когда потребление бензина и газа примерно равно, в большинстве случаев объясняется это явление отвратительным качеством бензина.
Причины
Повышенный расход топлива в автомобиле может зависеть от нескольких причин, ниже мы приведем элементы системы ГБО, которые могут влиять на увеличение потребления газовой смеси автомобилем.
Утечка газа
Мы выделили эту причиной первой не только потому, что она одна из наиболее распространенных, но еще и потому, что эта причина представляет огромную опасность при эксплуатации транспортного средства. Негерметичные соединения, износ резиновых патрубков или магистрали, приводят к тому, что повышенный расход газа не заставит себя долго ждать. Следует понимать, что отсутствие запаха газа в салоне авто далеко не всегда означает, что утечки нет. Для выявления и устранения данной причины следует обратиться в специализированное СТО или самостоятельно проверить все места соединений и патрубки на предмет утечки путем обмыливания.
Подсос воздуха
Не герметичность системы ГБО влияет не только на повышенное потребление автомобилем газовой смеси, но и может стать причиной подсоса воздуха, что в свою очередь приводит к завышенному расходу топлива и потери мощности автомобиля.
Редуктор
Со временем износ основных элементов редуктора может стать причиной повышенного расхода газа в автомобиле. В случае выхода из строя редуктора или одного из его составных частей можно воспользоваться рем. комплектом для восстановления работоспособности этого элемента системы ГБО. В большинстве случаев работоспособность редуктора можно восстановить. Если же сделать это не представляется возможным — редуктор придется заменить.
Газовые форсунки
Загрязнение или выход из строя газовых форсунок также могут стать причиной того, что повышенный расход газа в авто будет неприятно радовать владельца каждый день. Эта причин справедлива только для ГБО 4 поколения.
Если имеет место банальное загрязнение газовых форсунок (например, после образования конденсата в газовом баллоне после зимней езды на «красной лампочке») достаточно их промыть, чтобы расход вернулся в норму.
Если же одна или несколько форсунок вышли из строя следует воспользоваться рем. комплектом либо же заменить форсунки на новые. Повышенное потребление газа происходит в следствие увеличения времени подачи топлива форсунками из-за их износа или загрязнения.
Электронный блок управления
Сбои в работе ЭБУ также могут являться одной из причин перерасхода газовой смеси. В этом случае следует обратиться к специалисту, который проведет диагностику и настройку электронного мозга системы ГБО, либо сделать это самостоятельно подключив ЭБУ к ПК через специальный кабель.
Пропан-бутановая смесь зимой и летом
Одним из факторов, который влияет на то, что расход газа ГБО зимой увеличивается в сравнении с летним периодом времени, является, так называемый, «зимний газ». Суть его в повышенном содержании пропана. Ориентировочно 75% пропана и 25% бутана содержит зимняя газовая смесь, летняя же содержит около 55% пропана и 45% бутана.
Исходя из того, что бутан энергоэффективнее пропана на 10-15%, а доля его в зимней газовой смеси меньше, расход газа на автомобиле в зимний период времени увеличивается, за счет снижения эффективности смеси.
Общие нормы эффективности зимней и летней смеси выглядят следующим образом:
- 1,19 литров летней смеси примерно эквивалентны 1 литру бензина;
- 1,25 литров зимней смеси примерно эквивалентны 1 литру бензина.
Таким образом, повышенный расход газа зимой это нормально.
Некачественная газовая смесь также может стать причиной того, что затраты газа на 100 км пути значительно увеличиваются. Проверить качество смеси и расход можно путем смены заправочной станции.
Воздушный фильтр
Хоть этот элемент и не относится к системе ГБО, но он играет огромное значение в повышенном потреблении газа автомобилем. Специалисты в области систем ГБО рекомендуют менять воздушный фильтр автомобиля с ГБО каждые 5-7 тысяч км.
Мы выделили основные причины повышенного расхода газа, связанные именно с системой ГБО, но не следует забывать также и про общие для бензина, дизеля и газа причины повышенного расхода топлива. О них мы поговорим в следующей статье.
ГБО зимой: главная опасность и 3 решения
Есть ли экономическая выгода при переходе на ГБО? Ответ на вопрос неоднозначен и зависит от нескольких параметров. Проще говоря, для кого-то это будет выгодно, а для кого-то — нет.
Окупается процедура перевода автомобиля на газ не сразу. Это связано с высокой стоимостью газобаллонного оборудования и немалой стоимостью работ по его установке. Речь идет о 28–40 тысячах рублей, которых хватило бы, например, на 651–930 литров АИ-92, если купить его сегодня по 43 рубля за литр. Этого хватило бы, условно, на 6,5–9,3 тысячи километров при расходе 10 литров на 100 км. При этом не стоит забывать про расходы на газ, который потребляется мотором на 10% активнее, чем бензин. Следовательно, выгодным газ делают большие пробеги.
Наши эксперты уже подсчитывали экономическую целесообразность ГБО. Подробно об этом можно прочитать здесь, а ниже приведена таблица для автомобилей разных классов:
В чем опасность ГБО зимой?
Установка ГБО накануне зимы может преподнести неприятный сюрприз. При минусовых температурах двигатель может самопроизвольно переключаться с газа на бензин. Это существенно снижает предполагаемую экономию, из-за чего на многих форумах автомобилисты выказывают недовольство.
Регулирует процесс перехода с газа на бензин автоматика. Происходит это, например, во время ускорений, когда холодный газ из баллона не успевает нагреваться в редукторе, особенно на трассовых скоростях и в морозы. Не исключено, что двигатель в какой-то момент может заглохнуть из-за ледяного газа, поступающего в камеры сгорания.
Для решения проблемы с непроизвольным переключением на бензин рекомендуется утеплять компоненты ГБО. В зависимости от двигателя это можно сделать тремя способами:
- Заменить старую мембрану в редукторе, которая на морозе может дубеть, на новую.
- Подвести тепло от системы охлаждения мотора (параллельно отопителю салона) для подогрева редуктора или форсунок.
- Утеплить редуктор и форсунки негорючими материалами.
Вот пример использования системы охлаждения двигателя, которым поделился пользователь Vinir на форуме Drive2.
Проблема в меньшей степени касается метановых ГБО. При использовании же пропан-бутанового оборудования в холодное время года лучше переходить на зимнюю смесь, в которой газы смешаны в пропорции 75/25%, а не 55/45%, как в летней.
Так стоит ли устанавливать ГБО на автомобиль в зиму?
При должной подготовке оборудования сделать это ничто не мешает. И сэкономить удастся, но только при условии действительно больших пробегов. В противном случае есть риск разочароваться в езде на газе.