- Что будет если антифриз замерзнет?
- Что будет если антифриз замерзнет?
- В каких же случаях антифриз может все-таки замерзнуть? Если,
- В таком случае возможны следующие последствия:
- Что делать, если антифриз все-таки замерз?
- Почему замерзает антифриз
- Содержание
- Причины замерзания охлаждающей жидкости
- Если вдруг антифриз замерз
- Может ли антифриз или ТОСОЛ замерзнуть в машине?
- Может ли антифриз или ТОСОЛ замерзнуть в машине?
- Содержание статьи
- Состав охлаждающих жидкостей автомобиля
- Роль крышки расширительного бачка в охлаждающей системе автомобиля
- На любом СТО вам скажут примерно следующее
- Почему все-таки охлаждающую жидкость нужно менять каждые 3-5 лет?
- Проверка ABW.BY: как заморозить антифриз
Что будет если антифриз замерзнет?
Что будет если антифриз замерзнет?
Что будет если антифриз замерзнет? Несомненно зимой, а особенно когда температура на градуснике резко понижается, каждый автовладелец задается вопросом: «Что будет, если антифриз в автомобиле все-таки замерзнет?» Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить, что же такое антифриз, какими свойствами он обладает и для каких целей используется.
Если перевести слово «антифриз» с английского языка, то дословно будет «нет морозу». Под антифризом принято понимать все виды жидкости, не замерзающей при низкой температуре. Чаще всего антифриз используется в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания и он употребляется как синоним автомобильной охлаждающей жидкости. Так как температура замерзания антифриза ниже воды, то при сильном понижении температуры он просто превращается в густую кашеобразную массу.
В каких же случаях антифриз может все-таки замерзнуть? Если,
— заливается некачественный антифриз, произведенный подпольным образом;
— при заливки использовался концентрат и, когда его разводили, не были соблюдены пропорции;
— в холодное время в расширительный бачок была залита дисцилированная вода.
В таком случае возможны следующие последствия:
— печка в салоне не будет греть;
— будут проблемы с термостатом;
— заклинит помпу и разорвет ремень;
Что делать, если антифриз все-таки замерз?
— как можно быстрее транспортировать автомобиль в теплое место (гараж, мойка, сервис, бокс);
— запастись большим количеством кипятка и облить им патрубки и расширительный бочок, затем прогреть до рабочей температуры;
— согреть систему феном, начиная с расширительного бочка
— слить антифриз и залить новый.
Думаю, что почувствовать на собственной шкуре, что будет, если замёрзнет антифриз, не хочет ни один водитель. Если антифриз замёрзнет там, где он собственно и находится, то есть в охлаждающей системе автомобиля, то двигатель, как говорят опытные водители, «разморозится». Может разорвать шланги охлаждающей системы, могут потрескаться хрупкие детали, чувствительные к механическому повреждению, а это грозит заменой блока цилиндров.
Вот и хочется узнать, а почему же антифриз может замёрзнуть? Нормальный заводской антифриз замерзает при температуре -40 градусов и если не живёшь на Северном Полюсе, то в принципе на большей части нашей страны этого не должно происходить. Но как показывает практика, антифриз может замёрзнуть даже при -5 градусах. Всё дело в воде. Сознательно разбавлять антифриз для своей машины вряд ли кто-то будет, только если продавцы подпольно изготовленной охлаждающей жидкости. А вот если где-то немножко подтекло, то вроде ничего страшного, если чуть-чуть водички долить. Результат известен – может появиться возможность капитального ремонта двигателя.
Если же антифриз замёрз и вам повезло, охлаждающая система цела, то нужно эвакуировать автомобиль в тёплое место, нагреть и прогреть его, слить старый антифриз и залить новый.
Так, что не издевайтесь над своей машиной, не доливайте в антифриз воду, и никогда не узнаете, что будет, если он замёрзнет.
Почему замерзает антифриз
Содержание
Антифризом можно считать все незамерзающие жидкости (в отличие от воды), которые предназначены для использования в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания (ДВС). В состав охлаждающих жидкостей входят пропиленгликоль или этиленгликоль. Это двухатомные спирты, которые имеют высокие температуры кипения, гигроскопичны (поглощают влагу) и плохо воспламеняются при температурах до +200 °С. Еще одной составляющей охлаждающей жидкости является дистиллированная вода. Ею разбавляют концентрат антифриза, чтобы готовый состав имел определенный рабочий температурный режим. Также в состав входят присадки, которые не позволяют антифризу разрушать систему охлаждения (патрубки, радиаторы, шланги) изнутри.
Причины замерзания охлаждающей жидкости
Заводской антифриз используется в системах охлаждения авто и замерзает при средней температуре -40 °С, но, к сожалению, некоторые производители охлаждающей жидкости для ДВС поставляют на рынки некачественную продукцию. Нередко встречаются случаи, когда уже при температуре -25 °С Ваш антифриз, а точнее вода, которая присутствует в составе, может замерзнуть. Есть большая вероятность, что это приведет к выходу из строя системы охлаждения, срыву патрубков и резиновых трубок, появлению трещин в металлических элементах системы (вплоть до разрыва радиатора и головки блока цилиндров). Иногда антифриз может замерзнуть по вине самого автолюбителя, если при утечке охлаждающей жидкости из расширительного бачка он будет часто разбавлять ее обычной водой.
Если вдруг антифриз замерз
Желательно использовать в системе охлаждения мотора только качественный антифриз. Но что делать, если охлаждающая жидкость все же замерзла?
- В первую очередь следует переместить транспортное средство в теплое место. Это может быть теплый гараж, где существует отопление, станция технического обслуживания и прочее.
- Потом необходимо подогреть немного воды до состояния кипения и облить кипятком все патрубки и резиновые соединения, которые относятся к системе охлаждения. Расширительный бачок также желательно обдать горячей водой.
- С помощью бытового или строительного фена согрейте систему охлаждения двигателя, начиная с расширительного бачка.
- После оттаивания системы полностью поменяйте охлаждающую жидкость. Слейте отработанный состав и залейте новый качественный продукт.
Почему производители рекомендуют менять охлаждающую жидкость каждые 3–5 лет? Справедливый вопрос, если учитывать то, что температура замерзания антифриза не меняется. Ответ заключается в том, что присадки, которые входят в состав охлаждающей жидкости, теряют свои свойства. Они перестают обеспечивать защиту от коррозии и изнашивания внутренних поверхностей системы охлаждения. При долгом использовании антифриза можно заметить, что он заметно помутнел и приобрел коричневый оттенок. Это и есть металлические частицы двигателя, которые были разрушены действием спиртов. Также не следует слишком сильно разбавлять концентрат водой в целях экономии. Это приведет к повышению температуры замерзания антифриза.
Может ли антифриз или ТОСОЛ замерзнуть в машине?
Может ли антифриз или ТОСОЛ замерзнуть в машине?
В качестве охлаждающей жидкости в современных автомобилях используют антифриз или ТОСОЛ. Данные жидкости хорошо зарекомендовали себя при низких температурах. Задумывались ли вы, как влияет на их свойства чрезмерно долгая эксплуатация и несвоевременная замена? Бытует мнение, что отработавшая свой срок охлаждающая жидкость замерзает уже при температурах ниже -20 градусов. Действительно ли это так? В этом вам поможет разобраться эта статья.
Содержание статьи
- Состав охлаждающих жидкостей.
- Роль пробки расширительного бачка в охлаждающей системе автомобиля.
- Стоит ли верить работнику СТО и соглашаться на замену антифриза?
- Почему все-таки охлаждающую жидкость нужно менять каждые 3-5 лет?
Наверняка у кого-то из читателей случались поломки охлаждающей системы. Происходили утечки жидкостей, а может быть даже “рвало” радиатор. Ответ механика СТО очевиден: это произошло, потому что у вас старый антифриз (или ТОСОЛ). В виду потери своих свойств, он стал непригоден для эксплуатации при низких температурах. Но всегда ли работник автосервиса прав?
Состав охлаждающих жидкостей автомобиля
Антифриз и тосол обычно состоят из трех главных компонентов:
- Пропиленгликоль или этиленгликоль. Главное отличие этих веществ в том, что первый абсолютно безвреден, а второй – ядовит. Эти вещества являются двухатомными спиртами и кипят при очень высокой температуре ( более +170 градусов). Они крайне медленно испаряются, отлично поглощают воду и не являются горючими жидкостями. Данные вещества довольно активно взаимодействуют с металлами. Если поместить в одно из них алюминиевую деталь, они быстро вступят с ней в реакцию, которая приведет к ее разрушению.
- Дистиллированная вода. Воду в охлаждающие жидкости добавляют для того, чтобы отрегулировать их температурные свойства. Самое популярное соотношение – 50 на 50. При таком соотношении антифриз не будет терять свои свойства при температуре от -45 до +140 градусов Цельсия. Кстати, без добавления дистиллята пропиленгликоль и этиленгликоль замерзнут при температуре около -13 градусов. Так что без воды никуда.
- Различные присадки. Их добавляют для того, чтобы сгладить агрессивность этиленгликоля и пропиленгликоля. Органические и химические присадки препятствуют коррозии металлических деталей и преждевременному износу пластиковых и резиновых трубок и шлангов.
Охлаждающие жидкости бывают нескольких типов. Например, антифриз может быть типа G11, G12 или, например, G13. Тип зависит от соотношения процента содержания дистиллированной воды и типа присадок. Разные радиаторы и движки состоят из разных металлов и работают при разных температурах.
Роль крышки расширительного бачка в охлаждающей системе автомобиля
Чем больше воды добавляется в антифриз или ТОСОЛ, тем сильнее понижаются их температурные свойства. Долили воды и вместо -45 градусов, охлаждающая жидкость будет замерзать в -20. Именно увеличение процентного содержания дистиллированной воды ведет к замерзанию антифриза или ТОСОЛА при более высоких температурах, чем заявлено в характеристиках. Если владелец автомобиля сознательно добавлял воду в систему, то все более или менее понятно. А если нет? Как вода попала внутрь?
Опытные работники автосервисов выносят единогласный вердикт: проблема в пробке расширительного бачка. По принципу своей работы она является чем-то вроде датчика высокого и низкого давления.
Принцип работы пробки:
Во время нагрева системы охлаждения внутри нее растет показатель давления, и чтобы предотвратить разрыв шлангов и трубок радиатора, паровой клапан сбрасывает избыточное давление за пределы системы. Нормальное давление в системе должно быть в приделах 1,1 – 1,4 АТМ, зависит от автомобиля.
Во время остывания системы объем охлаждающей жидкости уменьшается. За счет отрицательного давления в системе шланги и трубки радиаторов стремятся сжаться. В этот момент срабатывает на открытие воздушный клапан, который за счет впуска воздуха снаружи компенсирует разницу в давлении. Все процессы происходят автоматически.
На любом СТО вам скажут примерно следующее
Атмосферный воздух содержит в себе влагу. А так как охлаждающая жидкость имеет свойства поглощать воду, то количество влаги в ней постепенно растет. Вот и объяснение. Через 3-5 лет использования влаги в “охлаждайке” накапливается такое количество, что она теряет заявленные свойства и может замерзнуть при относительно высокой температуре.
Стоит ли верить работнику СТО и соглашаться на замену антифриза?
Приведенным выше доводам можно и возразить. Причем довольно обоснованно с точки зрения физики:
- если охлаждающая жидкость постепенно набирает влагу из окружающего воздуха, то почему тогда ее уровень в бачке не растет? А в теплое время года даже и уменьшается.
- температура кипения пропиленгликоля и этиленгликоля, как вы помните, равна примерно 190 градусам. Вода же испаряется при ста градусах. Не трудно предположить, что при нагреве системы в первую очередь испаряется вода, ее содержание в “охлаждайке” уменьшается и это способствует увеличению температурного порога антифриза или ТОСОЛА.
Из вышеприведенных доводов можно логически заключить, что количество влаги, пришедшей в систему из окружающего воздуха примерно равно количеству испарившейся жидкости. А если автомобиль эксплуатируется в засушливом климате, то вообще содержание воды в охлаждающей жидкости будет уменьшаться.
Так что при условии исправного состояния системы охлаждения, антифриз и ТОСОЛ замерзать не будут. Естественно, при тех температурах, которые указаны в характеристиках жидкости.
Почему все-таки охлаждающую жидкость нужно менять каждые 3-5 лет?
Выходит, что охлаждающую жидкость можно и не менять? Не совсем так. С температурой замерзания вопросы сняты. Если содержать охладительную систему в исправном состоянии, жидкость не будет замерзать и через 5 лет. Но вод присадки, о которых говорилось выше, со временем теряют свои свойства и перестают полноценно защищать детали радиатора, шланги и патрубки от агрессивного действия пропиленгликоля и этиленгликоля.
Новый антифриз в автомобиле всегда прозрачный. Если вы стали замечать его помутнение, бейте тревогу! Это означает, что охлаждающая жидкость начала вступать в реакцию со стенками элементов системы.
Поэтому старайтесь менять “охлаждайку” вовремя. Сроки замены зависят от типа жидкости:
- G11 – 3 года;
- G12 – 3-4 года;
- G13 – примерно 5 лет.
И остерегайтесь подделок! Суррогатные жидкости могут служить гораздо меньше, а могут и вообще не иметь ничего общего с антифризом или ТОСОЛОМ.
Проверка ABW.BY: как заморозить антифриз
Автомобилисты старой школы знают, почему перед зимой не будет лишним проверить плотность охлаждающей жидкости. Ведь если в растворе воды больше антифриза, то в мороз… А действительно, что тогда будет? Мы решили проверить!
Соотношение — плотность — температура
В качестве охлаждающей жидкости используется раствор концентрата и дистиллированной воды, как правило, в соотношении 1:1. Большее содержание антифриза нецелесообразно с точки зрения как экономики, так и физики: в чистом виде этиленгликоль (а именно он находится в основе ОЖ) замерзает уже при -13°С. В процессе эксплуатации вода может выкипать, и тогда доливается только она. Если же имеют место утечки из системы, доливать нужно уже и сам концентрат.
Сводная таблица
Концентрация этиленгликоля в водном растворе, % | 20 | 30 | 40 | 50 | 66 | 80 | 90 |
Температура замерзания, °С | -8 | -15 | -24 | -36 | -75 | -47 | -29 |
Забыли, что и когда доливали? Тогда нужно проверить плотность жидкости, что позволит оценить процентное содержание этиленгликоля. Для этого потребуется ареометр. Забор антифриза производится прямо из расширительного бачка. Однако необходимо учитывать, что измерение требуется производить при определенной температуре. В европейских странах и у нас плотность проверяется при +20°С, но, например, международный стандарт ASTM D1122 предполагает измерение при +15,5°С (±0,3°С). Требуемая температура, как правило, указана на шкале прибора.
При снижении доли этиленгликоля в растворе температура кристаллизации повышается. Чем это чревато? В кусок льда раствор не превратится, а будет представлять собой кашеобразную массу, что должно уберечь от повреждения нежные трубки радиатора и тонкие каналы рубашки охлаждения двигателя. Но с точки зрения эффективности и надежности функционирования системы охлаждения «каша» хуже жидкости, теоретически она даже может создавать в «узких местах» пробки и провоцировать локальный перегрев. Так что чем дольше антифриз будет сопротивляться низким температурам и оставаться в жидком состоянии, тем лучше.
Просто добавь воды
Проверить устойчивость охлаждающей жидкости к низким температурам в зависимости от соотношения антифриза к воде мы решили следующим образом. Приготовим четыре раствора и поместим их в морозильник. Что станет с образцами, замороженными до -30°С?
Но перед тем как отправить емкости в морозильник, посмотрим, как оценит шансы получившихся растворов ареометр для антифриза. Наш прибор «любительский»: на его шкале бесполезно искать цифры с данными плотности, вместо этого сразу указана температура, до которой антифриз должен оставаться в жидком состоянии. Все просчитано до нас! Мы уже говорили, что для точности показаний необходимо проводить измерения при определенной температуре. Наш инструмент «настроен» на +21°С.
Эталонный вариант — соотношение антифриза и воды 1:1, именно таким и должен быть раствор, о чем дополнительно предупреждает этикетка на упаковке. Наш ареометр «уверен», что такая жидкость выдержит мороз -40°С.
Второй раствор имеет соотношение антифриза и воды 1:2 (ок. 33%). Визуально и даже тактильно он мало чем отличается от эталонного варианта: примерно тот же цвет, запах и «жирность». Но плотность уже иная: наш прибор обещает, что эта жидкость не замерзнет до -23°С. Что же, посмотрим…
Добавим водички? Теперь до соотношения 1:3 (то есть на долю антифриза приходится всего 25% раствора). Ареометр показывает, что до -14..-12°С раствор продержится, а дальше, видимо, как повезет. Наконец, экономвариант 1:4, или всего 20% антифриза. Такой раствор уже заметно отличается от «эталона»: куда прозрачнее и почти не вязкий. Но ведь все еще розовый! И предположительно готов держаться до -10°С.
Испытание морозом
Подождав, когда температура образцов упадет до -10..-12°С (на момент изъятия из морозильной камеры), вынимаем их для визуального осмотра. «Эталон» чист и прозрачен как слеза. А вот 1:2 начинает мутнеть…
Но это ерунда по сравнению с двумя остальными растворами: налицо уже явная кристаллизация, начало которой произошло при более высокой температуре! Что будет, когда образцы «промерзнут» до -20°С?
Будет каша! В нее уже превратились два наиболее разбавленных раствора, совсем недолго до этого состояния осталось варианту 1:2, который уже вовсю кристаллизуется. И лишь «эталон» по-прежнему в жидком состоянии и даже не мутнеет. Но при этом стал заметно гуще…
Еще несколько часов в морозильной камере, задействованной в режиме максимальной эффективности, — и вот наши образцы аж дымятся! Еще бы, нам удалось заморозить их до -31°С!
«Эталон» по-прежнему в жидком состоянии! Правда, он уже как кисель, да еще с крупными кристаллами. Мелочи жизни! Ведь все остальные растворы из бутылок приходится не выливать, а вытряхивать, попутно орудуя отверткой!
Да-да, даже вариант 1:2 при глубокой заморозке сдался и превратился в густую массу. Впрочем, при «прогреве» от комнатного тепла до -24°С он снова обрел жидкое состояние.
А вот с двумя другими образцами все гораздо хуже. Это лед! Да, хрупкий, легко меняющий форму, но каково прогнать такой быстро по «тонким местам» системы охлаждения мотора? И до жидкого состояния эти ледышки дошли лишь при достижении температуры -16..-13°С.
Наш вердикт
Если в растворе есть даже немного антифриза, блок двигателя или радиатор вряд ли разорвет. Но издевательство над системой охлаждения в мороз гарантировано. Еще раз посмотрите на последние фотографии и задайте себе вопрос: хотите ли вы, чтобы «это» было в вашем двигателе после морозной ночи? Так что старайтесь не уходить далеко от соотношения 1:1, тем более что у охлаждающей жидкости помимо морозоустойчивости достаточно других задач.