Мой автомобиль газ 3307 3309
Автомобиль ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309, производство которых началось в 1990 году, являются представителями четвертого поколения грузовых автомобилей Горьковского автозавода. ГАЗ-3307 с бензиновым двигателем а ГАЗ-3309 с дизельным. При разработке конструкции автомобиля предусматривалась широкая унификация по узлам и агрегатам автомобилей действующего производства, что облегчало техническое обслуживание и ремонт автомобилей в эксплуатации.
ГАЗ-3307 — Бортовой карбюраторный грузовик. Выпускался серийно с конца 1989 года. ГАЗ-3309 — турбодизельный грузовик, выпускался серийно с середины 1995 года. ГАЗ-3307 пришёл на смену семейству третьего поколения ГАЗ-52/53, которое полностью вытеснил с конвейера к началу 1993 года. Грузовые автомобили ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309 грузоподъёмностью 4,5 т предназначены для эксплуатации по всем видам дорог с твердым покрытием и характеризуются высокими технико-эксплуатационными показателями.
Автомобиль ГАЗ-3307 в 1990 году пришел на смену популярному «газону» ГАЗ-53-12. Как и предшественник, имеет капотную компоновку и двухместную кабину. От предшественника он отличался в основном новой кабиной и оперением. Двигатель, как и шасси в целом, по сути оставался прежним. Эту модель считали переходной, позже вместо нее планировали выпускать более экономичные дизельные грузовики. В 1992 году с конвейера сошла небольшая партия автомобилей с японским дизелем Hino мощностью 136 л. с., но развития этот проект не получил. На Горьковском автозаводе предпочли закупить современное оборудование и наладить выпуск дизелей собственной конструкции. В 1995 году было развернуто производство грузовика ГАЗ-3309 полностью унифицированного по ходовой части и кабине с ГАЗ-3307 (внешне отличается только шноркелем с правой стороны кабины). На нем устанавливался 4-цилиндровый турбодизель воздушного охлаждения ГАЗ-5441.10 рабочим объемом 4,75 л и мощностью 122 л. с.
Грузовой автомобиль ГАЗ-3307 предназначен для эксплуатации по всем видам дорог с твердым покрытием и характеризуется высокими технико-эксплуатационными показателями. Автомобиль имеет цельнометаллическую двухместную кабину капотного типа, с панорамным стеклом, оборудованную эффективной системой вентиляции и отопления впервые применённой на экспериментальном грузовике ГАЗ-4301 в 1984 году. Кабина имеет рациональное размещение органов управления, современную по конструкции панель приборов, мягкую обивку дверей и внутренних панелей, регулируемые сиденья, оснащенные ремнями безопасности. По заказу автомобиль может быть оборудован предпусковым подогревателем. Платформа — с деревометаллическим основанием и тремя откидными бортами, предусмотрена возможность установки надставных бортов и тента.
К середине 1996 года она полностью вытеснила с конвейера карбюраторную модель. В 1998 году прекращен и выпуск ГАЗ-3309 с 4-цилиндровым дизелем воздушного охлаждения. Дело в том, что спрос на «газоны», столь любимые ранее в сельском хозяйстве, резко упал с развалом колхозов. И выпуск дизелей стал нерентабельным. Продолжали выпускать лишь бензиновые автомобили – и то в ограниченном количестве. ГАЗ-3309 был «реанимирован» в 1999 году, но уже с бывшим тракторным дизелем Минского моторного завода – ММЗ Д-245.7 мощностью 122 л. с. Кроме того, на некоторые машины устанавливали 6-цилиндровый дизель ГАЗ-562.10 (лицензионный австрийский Steyr M16) рабочим объемом 3,2 л и мощностью 150 л. с. В связи с введением в России норм Евро 2 грузовики ГАЗ-3307 с устаревшим карбюраторным двигателем ЗМЗ-511.10 утратили перспективы. А на ГАЗ-3309 стали устанавливать минский дизель, соответствующий Евро 2, – ММЗ Д-245.7Е2 мощностью 117 л. с. C 2006 года на ГАЗ-3307, ГАЗ-3309 и ГАЗ-3308 устанавливают бензиновые и дизельные двигатели, сертифицированные под экологические нормы Евро-2, а с 2008 года — Евро-3. Крупносерийный выпуск моделей 3307 и 3308 с бензиновыми двигателями ЗМЗ фактически был прекращен в 2009 году, но сохраняется их ограниченное производство под сертифицированные для госструктур спецверсии (например, в 2010 году произведено 406 ед. ГАЗ-3307). С 2010 года среднетоннажные грузовики ГАЗ (4х2) оснащают преимущественно дизелем ММЗ Д-245.7 Е-3 (модель 3309), а полноприводные (4х4) модели 33081 «Садко» и 33086 «Земляк» — дизелем ММЗ Д-245.7 Е-2.
С 1999 года в рамках 4-го семейства грузовиков ГАЗ серийно производится полноприводный двухосный (4х4) автомобиль ГАЗ-3308 «Садко» в армейской (грузоподъемность 2 т) и гражданской (2,3 т) версиях.
Конструкция ГАЗ-3307, ГАЗ-3309
В отличие от ГАЗ-53 у ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309 сиденье водителя подрессорено и имеет возможность регулировки как в горизонтальной плоскости, так и угла наклона спинки. Щиток приборов достаточно информативен. Он выполнен из пластика, в котором отформованы отверстия под приборы. Передняя панель, как и у ГАЗ-53, полностью металлическая, только выполнена в ином стиле. Новые кабина и оперение по моде тех лет подчеркнуто угловатые. Места в салоне стало ощутимо больше. Фальшпанели дверей сделаны с дополнительными боковыми карманами, предназначенными для хранения различных мелочей. Кстати, благодаря термошумоизоляции в кабине достаточно тихо.
Несмотря на установку карбюратора К-135 с инерционным воздушно-масляным фильтром, бензиновый мотор ЗМЗ-511.10 достаточно «прожорлив». Дизель ММЗ Д-245.7 более экономичен. Для эксплуатации автомобиля в холодных климатических зонах моторы могли оснащаться предпусковым автономным подогревателем. У машины с дизелем есть одна интересная особенность – труба-воздухозаборник, которая проходит вдоль капота, а затем – у левой оконной стойки. На бензиновый автомобиль устанавливалась 4-ступенчатая КПП, а на дизельный – 5-ступенчатая. Кстати, по характерному вою 4-ступенчатой трансмиссии легко определить, какой автомобиль приближается: ГАЗ-3307 или ГАЗ-3309.
В конструкцию рулевого управления в отличие от предшественников, впервые, входит гидроусилитель руля (ГУР). Сам же рулевой механизм поначалу не подвергся особым изменениям – глобоидальный червяк с трехгребневым роликом. Позже, с началом выпуска ГАЗ-3309, появился новый рулевой механизм типа винт – шариковая гайка, который снижает усилие на рулевом колесе. Тормоза в автомобиле – с гидравлическим приводом и гидровакуумным усилителем. Исполнительные тормозные механизмы – барабанного типа, с раздельным контуром по осям. Механический стояночный тормоз расположен на трансмиссии. Электрооборудование было несколько изменено. Вместо генератора постоянного тока, как на ГАЗ-53, был применен новый, переменного тока, с интегрированным электронным регулятором напряжения. Это новшество не всегда себя оправдывало. При плохом контакте в клеммах аккумулятора, а также при опробовании электропроводки «на искру» электроника безоговорочно капитулировала и восстановлению не подлежала. Зная об этой особенности машины, водители возили с собой несколько регуляторов напряжения. Аналогичным образом обстояло дело и с блоком электронного зажигания, в котором часто выходил из строя транзистор. Подвеска в автомобиле несколько изменилась.
Модификации ГАЗ-3307
- ГАЗ-33070 — шасси и бортовой грузовик с карбюраторным двигателем ЗМЗ-511/-513/-5233
- ГАЗ-33072 — шасси с карбюраторным двигателем ЗМЗ-511/-513/-5233 под самосвальные кузова производства САЗ
- ГАЗ-33073 — грузовое такси (кузов с тентом, откидными лавками по бортам, дверцей в заднем борту и откидной лестницей)
- ГАЗ-33074 — удлинённое шасси с карбюраторным двигателем ЗМЗ-513/-5234 под монтаж автобуса КАвЗ-3976 (снят с производства в конце 2007 года)
- ГАЗ-33075 — шасси и бортовой грузовик с битопливным двигателем ЗМЗ-513 для работы на сжиженном нефтяном газе (СНГ) и бензине А-80
- ГАЗ- 33076 — шасси и бортовой грузовик с битопливным двигателем ЗМЗ-513 для работы на сжатом природном газе (СПГ) и бензине А-80
- ГАЗ-33090 — шасси и бортовой грузовик с турбодизелем ММЗ Д-245.7Е2
- ГАЗ-33091 — удлинённое на 1,4 м шасси и бортовой грузовик с турбодизелем ММЗ Д-245.7Е2
- ГАЗ- 33092 — шасси с дубль-кабиной на 7 человек и турбодизелем ММЗ Д-245.7Е2 под пожарные машины и спецнадстройки
- ГАЗ-33094 — удлинённое шасси с турбодизелем ММЗ Д-245.7Е2 под монтаж автобуса КАвЗ-397650
- САЗ-3507-01 — самосвал с трехсторонней разгрузкой на шасси ГАЗ-33072, объем кузова 5 м 3 (10 м 3 с надставными бортами), грузоподъёмность 4,13 т (4,33 т)
Габаритные размеры автомобиля ГАЗ-3307, ГАЗ-3309
Технические характеристики ГАЗ-3307
Характеристики | ГАЗ-3307 | ||
Грузоподъемность, кг | 4500 | ||
Снаряженная масса автомобиля, кг | 3200 | ||
Полная масса автомобиля, кг | 7850 | ||
Коробка передач | Механическая пятиступенчатая синхронизированная | ||
Подвеска: | передняя | Зависимая, рессорная, с гидравлическими амортизаторами | |
задняя | Зависимая, рессорная | ||
Рулевое управление: | Тип | Винт — шариковая гайка | |
Тормозная система: | Рабочая | Двухконтурная, с гидравлическим приводом | |
Передние | Барабанные | ||
Задние | Барабанные | ||
Колеса | Диски, размерность | 152Б-508 | |
Шины, размерность | 8,25R20 | ||
Размеры | ГАЗ-3307 | ||
Длина, мм | 6330 | ||
Ширина, мм | 2330 | ||
Высота по кабине, мм | 2350 | ||
Колесная база, мм | 3770 | ||
Дорожный просвет под балкой передней оси / задним мостом, мм | 347 / 265 | ||
Колея передних/задних колес, мм | 1700 / 1560 | ||
Габаритные размеры грузовой платформы | ГАЗ-3307 | ||
Длина, мм | 3490 | ||
Ширина, мм | 2170 | ||
Высота, мм | 510 | ||
Эксплуатационные показатели | ГАЗ-3307 | ||
Максимальная скорость, км/ч | 90 | ||
Время разгона до 80 км/ч, с | 64 | ||
Расход топлива, л/100 км (по ГОСТ 20306-90) | ГАЗ-3307 | ||
при 60 км/ч | 19.6 | ||
при 80 км/ч | 26.4 | ||
Максимальный подъем, преодолеваемый автомобилем, %, не менее | 25 | ||
Емкость топливного бака, л | 105 |
Характеристики грузовика ГАЗ-3309-352
ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309
ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309 стали производиться на Горьковском автомобильном заводе начиная с 1990 года. Это представители четвёртого поколения выпускаемых на заводе грузовых автомобилей. Машины комплектовались разными видами двигателей, так ГАЗ-3307 имел бензиновый мотор, а ГАЗ-3309 – дизель. В процессе разработки их конструкции закладывалась возможность широкой унификации с узлами и агрегатами уже выпускаемых грузовых автомобилей. Делалось это с целью облегчения дальнейшего технического обслуживания и ремонтах грузовиков в процессе их эксплуатации.
ГАЗ-3307 имел карбюратор и на конвейер он отправился в 90-м году, а серийное производство грузовика ГАЗ-3309 началось с 1995 года, хотя создан он был так же в 90-м году. «Девятая» модель со временем полностью заменила автомобили ГАЗ-52/53, представлявшие собой третье поколение газовских грузовиков, которые были сняты с конвейера к 1993 году. Обе машины могли взять на борт четыре с половиной тонны, и были предназначены для эксплуатации на всех видах дорог, имеющих твёрдое покрытие, а так же характеризовались как автомобили, имевшие отличные технико-эксплуатационные показатели.
ГАЗ-3307 получил двухместную кабину с капотной компоновкой в стиле его предшественника ГАЗ-53-12. При этом от него он отличался новым оперением и современным оборудованием кабины. Шасси и двигатель остались прежними, так как данная модель на ГАЗе считалась переходной и позже её должны были заменить на дизельные грузовики, которые были более экономичными.
В 1992 году 3307 выпустили в порядке эксперимента небольшой опытной партией. Эти экземпляры были оснащены дизелем Hino японского производства и мощностью 136 «лошадей». Однако на ГАЗе решили наладить производство собственных современных дизелей, а не приобретать японские. ГАЗ-3309 по ходовой части и кабине был полностью похож на ГАЗ-3307. Внешне он отличался лишь наличием шноркеля, расположенного с правой стороны кабины. В качестве силового агрегата на нём использовали имеющий четыре цилиндра турбированный дизель ГАЗ-5441. Он имел воздушную систему охлаждения, рабочий объём 4,75 литра и мощность 122 лошадиных силы.
ГАЗ-3307 имел полностью металлическую кабину, с панорамными стёклами, которую оборудовали высокоэффективной системой вентиляции и отопления, которую взяли у экспериментального грузового автомобиля ГАЗ-4301. Кроме того в ней была установлена самая современная на тот момент приборная панель, а так же регулируемые сиденья с ремнями безопасности.
За отдельную плату машину можно было оборудовать предпусковым подогревателем. Грузовая платформа автомобиля имела древесно-металлическое основание и три откидных борта, при этом предусматривалась возможность применения на ней надставных бортов, а так же тента.
Дальнейшую судьбу этих переходных автомобилей вы узнаете из второй части нашей статьи.
ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309: часть вторая
В первой части статьи мы рассказали истории создания таких «переходных» моделей ГАЗ как 3307 и 3309. За всё время выпуска они неоднократно модернизировались, так в 1996 году с конвейера была снята карбюраторная модель ГАЗ-3307, а в 1998 году такая же участь постигла ГАЗ-3309, оснащённый четырёхцилиндровым двигателем с воздушным охлаждением. Произошло это потому что в стране были ликвидированы колхозы и спрос на дизельные автомобили резко упал, а вот машины с бензиновым мотором выпускались, хотя и в небольших количествах.
Проект ГАЗ-3309 «реанимировали» в 1999 году при этом на него установили тракторный дизель ММЗ Д-245.7 имевший мощность 122 лошадиной силы. Так же на некоторые автомобили этой серии имели шестицилиндровый двигатель ГАЗ-562.10, который являлся копией выпускаемого по лицензии австрийского силового агрегата Steyr M16 имевшего рабочий объём 3.2 литра и мощность 150 «лошадей». Позже, в связи с переходом российского автопрома на нормы Евро 2 на этот грузовик стали устанавливать дизель производства минского моторного завода ММЗ Д-245.7Е2 мощностью 117 сил.
С 2008 года ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309 стали комплектоваться моторами соответствующими требованиям Евро-3. Полномасштабное производство «седьмой» и «восьмой» модели было прекращено в 2009 году, при этом было сохранено ограниченное производство таких машин для государственных структур, в частности в 2010 году было изготовлено 406 единиц ГАЗ-3307. Начиная с 2010 года грузовики ГАЗа среднего тоннажа оснащались преимущественно дизельным силовым агрегатом ММЗ Д-245.7 Е-3.
Конструкция автомобилей в основном так и оставалась неизменной. Для неё было характерно наличие подрессоренного кресла с возможностью регулировки по горизонтали, а так же угла наклона спинки. Приборный щиток выполнялся из пластика, передняя же панель была металлическая, кабина имела термо- шумоизиоляцию, а так же была исполнена в подчёркнуто угловатом стиле. Фальшпанели дверей кабины этого грузовика имели дополнительные боковые карманы, которые предназначались для хранения разнообразных мелочей.
Из недостатков конструкции отмечалось слишком большая прожорливость бензинового двигателя ЗМЗ-511.10 из-за чего инженерам ГАЗа пришлось предусмотреть вариант оснащения машины дизелем двигателем марки ММЗ Д-245.7. При этом для эксплуатации грузовика в условиях низких температур эти моторы оснащались предпусковым автономным подогревателем. Кстати, он имел интересную особенность – проходящую вдоль всего капота трубу воздухозаборника. Кроме того бензиновый вариант комплектации предполагал применение четырёхступенчатой коробки передач, а дизельный – пятиступенчатую.
Рулевое управление имело гидроусилитель руля и работало по принципу глобоидального червяка. На ГАЗ-3309 использовался вариант винта и шариковой гайки, которая значительно понижала усилие передаваемое на рулевое колесо. Тормозная система была выполнена на основе гидропривода и гидровакуумного усилителя, а сами тормозные механизмы имели барабанный тип. Электрика так же имела свою «фишку» — генератор переменного тока, в который был интегрирован электронный регулятор напряжения. Он был очень ненадежным, так как при малейшем «пробое» схемы сразу же сгорал, поэтому водителям грузовика приходилось возить с собой несколько единиц подобных регуляторов напряжения.