- В Китае оценили фарс Киева с заводом «Мотор Сич»
- «Вопрос закрыт окончательно»: российский ОПК полностью отказался от украинских двигателей для кораблей и вертолётов
- «Готовились заранее»
- Вопреки давлению Вашингтона
- Зеленский подписал указ о национализации АО «Мотор Сич»
- Зеленский подписал указ о национализации «Мотор Сич». Ответ за Китаем
- Эксперт указал на последствия национализации «Мотор Сич» Украиной
В Китае оценили фарс Киева с заводом «Мотор Сич»
Киев, 24 марта. Заявления Украины о том, что национализация компании «Мотор Сич» обеспечит защиту украинских интересов — это полная ложь и фарс, об этом заявил китайский бизнесмен Ду Тао.
Президент Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Ду Тао считает, что арест акций предприятия — это возмутительное ограбление зарубежных инвесторов, а слова украинских властей о защите национальных интересов — ложь. Об этом рассказало издание «МинПром».
«Это оскорбление принципа справедливости, нарушение мирового торгового порядка и предательство всего украинского народа. Это глупый и варварский, подлый и бесстыдный, грязный и тошнотворный современный фарс. Режиссер и актеры которого на самом деле являются правительством (!) одного суверенного государства, которое выставляет напоказ верховенство закона, справедливость и цивилизацию, а на деле демонстрирует совершенно обратное поведение», — подчеркнул Ду Тао.
Он добавил, что целью украинские власти таким образом получить одобрение «иностранных хозяев». По его словам, правительство пытается удовлетворить только собственные желания, дурачит народ, узурпирует власть и предает страну. Он раскритиковал процесс национализации.
«Для процветания «Мотор Сич» намного важнее другое. И вопросы другие: где в будущем долгосрочный рынок? Где реальные и срочные заказы? Как модернизировать технологии, как произвести смену поколений продуктов и как обновить производственные оборудования? И как гарантируются рабочие места и благосостояние рабочих?» — заявил китайский бизнесмен.
Ду Тао добавил, что если все ограничится пустыми заявлениями и ложными обещаниями, то заявления относительно защиты национальных интересов Украины можно считать «полной ложью».
Ранее стало известно, что на Украине разобрали, чего ждать от Китая в отместку за «Мотор Сич».
«Вопрос закрыт окончательно»: российский ОПК полностью отказался от украинских двигателей для кораблей и вертолётов
Вице-премьер РФ Юрий Борисов заявил журналистам, что российские предприятия решили вопрос замены украинских двигателей для вертолётов и кораблей Военно-морского флота. Теперь оборудование будут поставлять Объединённая двигателестроительная корпорация, НПО «Сатурн» (бывшие «Рыбинские моторы») и ОАО «Климов» (Санкт-Петербург).
«Вопрос зависимости от поставок с Украины закрыт и закрыт окончательно. Все болевые точки, которые действительно мы ещё испытывали в 2014 году, пройдены. Это были в основном двигатели для вертолётов от компании «Мотор Сич» и турбинные установки, редукторы для кораблей классов «корвет» и «фрегат», — сказал Борисов.
Он добавил, что в настоящее время заканчиваются испытания и сертификация широкой номенклатуры силовых установок. Борисов уверен, что, отказавшись от поставок двигателей в РФ, Киев потерял объёмный рынок сбыта и понёс существенные экономические потери.
«Готовились заранее»
До 2014 года Россия была основным заказчиком продукции ПАО «Мотор Сич» (Запорожье), КБ «Ивченко-Прогресс» (Запорожье) и ГП НПКГ «Зоря-Машпроект» (Николаев). Данные предприятия ежегодно поставляли десятки двигателей для нужд российской армии.
В 2015 году Киев полностью разорвал военно-техническое сотрудничество с Москвой и тем самым уничтожил существовавшие со времён СССР связи. Украина выполнила контракты, заключённые с российскими коллегами до 2015 года, но отказалась подписывать новые соглашения даже на продукцию двойного назначения.
Негативный эффект от разрыва сотрудничества с РФ не заставил себя долго ждать. В сентябре 2018 года на прошедшем в Геленджике «Гидроавиасалоне» президент ПАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев констатировал, что поставки в РФ с 2014 года рухнули в десять раз. До «революции достоинства» российский рынок приносил около 50% чистого дохода.
Россия тоже столкнулась с затруднениями: украинские санкции сдвинули сроки строительства сторожевых кораблей дальней морской зоны (проекты 11356 и 22350) и корветов (проекты 20380 и 20385).
В июне 2015 года вице-премьер (сейчас — глава «Роскосмоса») Дмитрий Рогозин рассказал, что отечественная промышленность будет осваивать производство 186 газотурбинных агрегатов, которые ранее поставлял Киев. К 2017 году специалисты «Сатурна» смогли оперативно найти замену украинской продукции. В частности, в апреле прошлого года предприятие запустило производство морского газотурбинного двигателя (ГТД) М-70ФРУ-2 мощностью 14 тыс. лошадиных сил.
«Отказ Киева от поставок двигателей стал серьёзным стресс-тестом для нашей армии и оборонки. Однако у меня сложилось впечатление, что к выкрутасам Украины мы готовились заранее, задолго до 2014 года, потому что создать с нуля новый двигатель за 3—4 года абсолютно нереально», — отметил в беседе с RT полковник в отставке Михаил Тимошенко.
Мнение эксперта подтверждается тем, что с 2000 года президент РФ Владимир Путин назначил «Сатурн» головным предприятием по разработке, серийному производству и ремонту всех морских ГТД. Ранее расположенное в Рыбинске предприятие специализировалось на выпуске авиационных силовых установок.
Также Россия подстраховалась в сфере вертолётных двигателей. В 2014 году ОАО «Климов» запустило серийное производство турбовального двигателя ВК-2500 мощностью 2700 лошадиных сил (на замену ТВЗ-117 ПАО «Мотор Сич»). В 2017 году предприятие выпустило 130 силовых установок. Семейство ВК-2500 может устанавливаться на большинство машин ОКБ Камова и Московского завода им. Миля.
Как пояснил Тимошенко, по состоянию на 2014 год российские инженеры располагали необходимой научно-технологичной базой. По его словам, часть двигателей была создана во времена СССР, а в процессе кооперации и эксплуатации российские специалисты накопили достаточный опыт для развёртывания производства их более совершенных версий.
«Закупать у «Мотор Сича» двигатели было удобно по той причине, что там располагается гигантский производственный комплекс и испытательные стенды. Настало время развернуть собственное производство, и мы это сделали. Кроме того, на замену украинским двигателям наши инженеры разработали ряд перспективных опытных образцов, которые ожидают сертификации. Об этом, кстати, тоже говорил Борисов, но их производство начнётся через 1,5—2 года», — отметил Тимошенко.
Вопреки давлению Вашингтона
В беседе с журналистами Юрий Борисов не обошёл вниманием и ситуацию вокруг экспортных поставок зенитного ракетного комплекса (ЗРК) С-400 «Триумф» разработки концерна «Алмаз-Антей». Вице-премьер заявил, что Турция не поддалась на угрозы Соединённых Штатов и не отказалась от сделки. По его словам, контракт с Анкарой будет исполнен в 2019 году. Также, как добавил Борисов, концерн будет загружен заказами «на ближайшее десятилетие».
«Не только наши традиционные партнёры, но и, как вы знаете, страна — член НАТО, Турция, вопреки всем угрозам со стороны Соединённых Штатов, не отказывается от этого контракта. В срок, в 2019 году, Анкара получит всю технику в соответствии с нашими контрактными обязательствами», — сообщил Борисов.
Вице-премьер подчеркнул, что отечественные системы ПВО пользуются огромной популярностью во всём мире. Россия, как полагает Борисов, является признанным мировым лидером в этом сегменте вооружения. В 2015 году контракт на поставку С-400 подписал Китай, на финальной стадии находятся и переговоры с Индией о поставке российских ЗРК.
«Рынок сбыта С-400 и других средств ПВО чрезвычайно широк. Если говорить о «Триумфе», то его могут купить все государства, которые уделяют большое внимание воздушным угрозам и обладают соответствующими финансовыми ресурсами. Это в первую очередь Иран, Саудовская Аравия, из союзников США — Япония и Южная Корея», — пояснил RT военный эксперт Юрий Кнутов.
Специалист подчеркнул, что по боевым характеристикам «Триумф» превосходит новейший американский аналог Patriot Pac 3. Российский ЗРК является универсальной системой, способной сбивать практически весь спектр целей, включая малозаметные ракеты и самолёты-невидимки. Эффективность поражения С-400 составляет 90—95%.
Ещё одно достоинство «Триумфа», которое влияет на его экспортный потенциал, заключается в автономности, говорит Кнутов. Он пояснил, что Patriot работает только «в связке с американскими спутниками». По этой причине государство, которое приобретает заокеанский комплекс, обрекает себя на тотальную зависимость от США в сфере ПВО—ПРО.
«Сейчас единственным серьёзным препятствием на покупку С-400 зарубежными государствами является колоссальное давление со стороны Вашингтона. Конечно, это не новость: американцы всегда пытались помешать крупным сделкам с участием Москвы. Вряд ли С-400 купит Саудовская Аравия, но сломить волю Индии и ряда других государств Штатам точно не удастся», — считает Кнутов.
Зеленский подписал указ о национализации АО «Мотор Сич»
Президент Украины Владимир Зеленский ввел в действие решение СНБО Украины от 11 марта относительно акционерного общества «Мотор Сич».
Соответствующий указ № 108/2021 от 23 марта опубликован на сайте главы государства.
«В соответствии со статьей 107 Конституции Украины постановляю: 1. Ввести в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 11 марта 2021 «О состоянии выполнения решения Совета национальной безопасности и обороны Украины от 1 марта 2018» О неотложных мерах по защите национальных интересов государства в сфере авиационных двигателей «, введенного в действие Указом президента Украины от 6 марта 2018 № 58 «(прилагается, для служебного пользования)», — говорится в документе.
Контроль за выполнением решения СНБО Украины возложили на секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины. Указ вступает в силу со дня его опубликования.
«Мотор Сич» — один из крупнейших производителей двигателей для авиатехники, а также промышленных газотурбинных установок. В 2016 году китайские инвесторы купили 56% акций предприятия, однако в следующем году Служба безопасности Украины (СБУ) наложила на них арест. В СБУ заявили, что иностранные компании пытались получить полный контроль над деятельностью «Мотор Сичи» в сфере военных оборонных заказов и передать технологии на другой завод.
В начале августа 2020 года прокуратура Украины арестовала акции «Мотор Сичи» после объявления о подаче совместной заявки китайскими инвесторами и группой DCH о покупке доли в компании. В декабре инвесторы направили украинскому правительству сообщение об обращении в международный арбитраж против Украины. Они намерены взыскать компенсацию ущерба в размере $ 3,5 млрд из-за ареста акций и блокирования доступа к управлению компанией.
В конце января власти Украины ввели санкции сроком на три года против китайских инвесторов ПАО «Мотор Сич» и связанных с ними лиц. Согласно решению Совета нацбезопасности и обороны (СНБО) и указу президента Украины Владимира Зеленского от 28 января, в санкционный список включены гражданин Китая Ван Цзин и связанные с ним компании из холдинга Skyrizon.
Как сообщало EADaily , 12 марта секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Алексей Данилов заявил, что «Мотор Сич» будет в ближайшее время возвращен в собственность украинского государства.
После этого власти Китайской Народной Республики потребовали от Украины учитывать интересы китайских инвесторов. Китайский МИД пообещал внимательно следить за ситуацией, которая возникла в связи с этой проблемой.
Однако украинская сторона эти сигналы из Пекина проигнорировала — 20 марта Шевченковский районный суд Киева на основании материалов СБУ принял решение наложить арест на целостный имущественный комплекс и 100% акций АО «Мотор Сич». Теперь все корпоративные права предприятия переданы в собственность Агентства по управлению активами (АРМА).
Зеленский подписал указ о национализации «Мотор Сич». Ответ за Китаем
Charles Platiau/Pool via AP
Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о национализации завода «Мотор Сич» (Запорожье).
«Ввести в действие решение Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины «О неотложных мерах по защите национальных интересов государства в сфере авиационных двигателей», – отмечено в указе, который размещен на сайте президента Украины. Решение СНБО предусматривает национализацию «Мотор Сич».
Китайские инвесторы купили в 2016 г. 56% акций завода «Мотор Сич», а в августе 2019 г. подали в Антимонопольный комитет Украины заявку на согласование сделки.
Однако в том же месяце газета The Wall Street Journal сообщила о стремлении США не допустить перехода завода под контроль Китая. Осенью 2019 г. «Мотор Сич» посетили американские эксперты. После этого Служба безопасности Украины (СБУ) наложила арест на купленные китайцами акции.
С того времени «Мотор Сич» не проводит общие собрания акционеров, не выплачивает дивиденды, акционеры не имеют возможности влиять на работу руководства предприятия.
В декабре 2020 г. китайские инвесторы подали в арбитраж иск против Украины, потери китайской стороны составили $3,6 млрд. Эксперты полагают, что шансы вернуть инвестиции стремятся к нулю. Китайские компании расценивают шаги Украины как попытку «экспроприации их инвестиций».
Между тем Зеленский 28 января ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) о санкциях в отношении китайской компании Skyrizon (владеет акциями «Мотор Сич»). Под санкции попал также гражданин Китая Ван Цзин, который выступает основным акционером Skyrizon.
В свою очередь МИД Китая потребовал от Украины соблюдать права китайских инвесторов.
«Мотор Сич» – один из крупнейших в мире производителей авиадвигателей и газотурбинных установок, поставляет продукцию почти в 100 стран. Предприятие выпускает двигатели для вертолетов Ми-8, Ми-17, Ка-226, самолетов Ан-70, Ан-124, Ан-140, Ан-148 и Як-130, а также турбины для перекачки газа и энергетическое оборудование.
«Мотор Сич» сотрудничал с российскими предприятиями. Однако после госпереворота на Украине в 2014 г. Киев прекратил военно-техническое сотрудничество с Москвой.
Эксперт указал на последствия национализации «Мотор Сич» Украиной
Директор экономических программ Украинского института будущего Анатолий Амелин заявил, что возможная национализация украинского предприятия «Мотор Сич» станет «жестким ударом» по инвестиционному климату в стране, а также обернется резкой реакцией со стороны Китая.
«Это нереально. Мы уже видели опыт национализации на Украине. У нас это было с «Криворожсталью», хотя там немного другая была причина и настроения. Особенность национализации «Мотор Сич» в том, что она жестко ударит по инвестклимату на Украине», — заметил эксперт в беседе с «Деловой столицей».
Напомним, ранее СНБО Украины решил вернуть в госсобственность «Мотор Сич», в числе акционеров которого также находится и китайская Beijing Skyrizon. Глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия отмечал, что законопроект о национализации предприятия намерены вскоре внести на рассмотрение в парламент страны.
Амелин обратил внимание на то, что если национализация предприятия произойдет, то следует ожидать реакции со стороны Китая, поскольку любая страна после подобного шага будет защищать своих инвесторов и «Украине никогда больше руку не подаст».
«Такая же история с Китаем. Мы, начиная процесс блокировки инвестиционной сделки, не учитываем вопросы национальной безопасности», — заметил эксперт.
Директор экономпрограмм Украинского института будущего обратил внимание на то, что для решения данного вопроса следует иначе выстроить взаимодействие с инвесторами из КНР, ограничить доступ или обращение технологий. При этом попытка забрать собственность создаст прецедент, который затем будет являться вполне объяснимым знаком для любых других инвесторов, которые вряд ли захотят попасть в подобную ситуацию, даже если хотели бы участвовать в приватизации на Украине.
Амелин заметил, что вопрос национализации предприятия несет за собой очень большие риски для Украины. При этом эксперт усомнился, что в парламенте хватит голосов для того, чтобы данная идея все же начала реализовываться.
Ранее офис Зеленского публиковал приложения к указу Владимира Зеленского о введении новых санкций против юридических и физических лиц. В список попала и китайская компания Skyrizon — инвестор «Мотор Сич», а также ее ключевой акционер, гражданин Китая Ван Цзин. В конце января глава украинского государства ввел в действие решение СНБО о введении на 3 года санкций против акционеров компании «Мотор Сич». В частности, санкции коснулись четырех китайских компаний и одного гражданина КНР.
Представитель МИД Китая Ван Вэньбинь заявил, что Пекин надеется на обеспечение Киевом законных интересов и прав китайских компаний. Китайские инвесторы наняли несколько международных юридических компаний для того, чтобы взыскать с Украины убытки в размере 3,5 миллиарда долларов.
Напомним, китайские компании Skyrizon и Xinwei Group купили более 50% акций украинского производителя авиационных двигателей «Мотор Сич».