- Рекомендации по выбору дизельного моторного масла
- Особенности работы высокооборотного дизеля
- Характеристики моторных масел для дизелей
- Показатель SAE
- Показатель API
- Показатель АСЕА
- Моторные масла для дизелей
- ЛУКОЙЛ GENESIS CLARITECH 5W-30
- TOTAL QUARTZ 9000 5W-40
- GENERAL MOTORS DEXOS2 LONGLIFE 5W-30
- IDEMITSU ZEPRO EURO SPEC 5W-40
- TNK REVOLUX D1 15W-40
- Информация для обладателей машин, работающих на дизтопливе
- Особенности эксплуатации
- Разбираемся в маркировке
- SAE: подбираем масло пол климат
- API: для каждого двигателя свои буквы
- Возможные маркировки
- ACEA – классы сбережения топлива
- Советы для новичков
- Топ лучших смазочных жидкостей
- Синтетика
- Полусинтетика
- Минеральное масло
- Как отличить качественный продукт от фальсификата
- Выводы
Рекомендации по выбору дизельного моторного масла
Дизельные двигатели на легковых автомобилях давно перестали удивлять пользователей. Привлекает высокая экономичность. Современный дизель работает достаточно тихо, его выхлоп практически не загрязняет окружающую среду. Автомобилисты отмечают, что моторесурс подобных моторов превосходит показатели бензиновых силовых установок. Обслуживание не требует особых дополнительных затрат.
Есть и определенные приверженности у дизелей. Они достаточно требовательны к моторным маслам. Значение величины давления в деталях кривошипно-шатунного механизма, возникающее при рабочих тактах, на 20…35 % выше, чем наблюдается у бензиновых ДВС сопоставимой мощности. Поэтому претензии к смазке более строгие.
Особенности работы высокооборотного дизеля
В отличие от бензинового двигателя в цилиндре дизеля сжимается не горючая смесь, которая может увлажнять стенки цилиндра в процессе сжатия. Здесь поступает свежий заряд воздуха, он достаточно сильно нагревается. Степень сжатия выше на несколько единиц.
Тепловая нагрузка даже на сжатии довольно высокая. В камере сгорания (на современных дизелях она устраивается внутри поршня) образуется тороидный вихрь (движение молекул воздуха напоминает тор). Именно в эту подвижную среду происходит впрыск топлива.
В современных форсунках изготавливают 3…5 отверстий. Поток топлива подается в саму камеру сгорания, а также в пространство цилиндра. Попавшие частицы испаряются двумя разными способами:
- впрыск через отверстия диаметром 0,3…0,5 происходит в общий объем камеры сжатия. Здесь происходит объемное испарение. Образуется горючая смесь, но она довольно бедная, поэтому активного воспламенения не происходит;
- через отверстия диаметром 0,5…0,7 мм производится подача струи внутрь камеры сгорания. Образуется пленка топлива, она интенсивно испаряется с поверхности поршня. Образуется богатая горючая смесь. Она воспламеняется и зажигает топливо в остальном пространстве цилиндра.
Процесс смесеобразования современных дизелей получил наименование объемно-пленочного. На весь процесс затрачивается всего 0,02…0,04 с. За это время должно не только перемешаться топливо с воздухом. Здесь происходит сгорание всего топлива и выполнение рабочего хода.
Цикловая подача (количество топлива, поступающего за период впрыска в цилиндр) определяет количество энергии, которое будет передано от процесса сгорания в виде давления на поршень, а затем через кривошипно-шатунный механизм – на коленчатый вал.
При работе моторов подобного типа принято характеризовать образующуюся горючую смесь по коэффициенту избытка воздуха:
где Gвозд.факт. – часовое поступление воздуха в цилиндры двигателя, кг/час;
Gт – часовой расход топлива, кг/час;
lo – теоретически необходимое количество воздуха для сжигания одного килограмма топлива. Для дизельного топлива эта величина составляет 14,5 кг/кг.
При номинальных режимах α = 1,15…1,22. На режимах нагружения, например движение в гору или преодоление каких-либо препятствий α = 0,98…1,03 (наблюдается дымный выхлоп, часть топлива не успевает сгореть).
При работе дизеля часть сжимаемого воздуха перетекает через имеющиеся неплотности между поршнем и цилиндром в картер. Часто сапун не в состоянии осуществлять отвод избыточного давления в окружающую среду. Поэтому окислительные процессы внутри двигателя происходят интенсивнее.
К моторным маслам для дизелей добавляют дополнительные требования. Оно должно препятствовать коррозии за счет интенсивного окисления. Возможно образование пены при активном поступлении воздуха в пространство под цилиндрами ДВС.
Внимание! Непонятно, откуда многие авторы берут сведения, а потом утверждают о высоком содержании серы в отечественном дизельном топливе. Серы содержится не больше (скорее даже меньше), чем находится в дизтопливе ФРГ, Италии, Франции и других стран.
Характеристики моторных масел для дизелей
В начале восьмидесятых годов международная классификация масел утверждена в большинстве стран мира. Она достаточно универсальна. Позволяет простыми способами дать полную характеристику смазочным жидкостям.
Показатель SAE
Данная характеристика дает представление о вязко-пластичных свойствах смазочных материалов. Если присутствует буква «W» (Winter – зима), то следует понимать возможность использования масла при отрицательных температурах в зимний период. Такие материалы могут использоваться не только зимой, но и летом.
Присутствующие цифры показывают рекомендуемый диапазон наружной температуры, в котором допускается использование конкретного вида масла. Первое число – это допускаемый минимум температуры, при котором возможен сравнительно легкий проворот коленчатого вала. Второе число – это предельная характеристика для температуры окружающего воздуха.
Но ориентироваться только по данной характеристике нельзя. Она не позволяет определить принадлежность для типа силовой установки.
Показатель API
По этой характеристике принято определять назначение моторного масла:
- буква «S» указывает на рекомендацию использовать в бензиновых ДВС;
- буква «С» определяет применение в дизельных моторах
- сочетание «S/C» указывает на универсальное использование. Данные масла применимы к обоим типам тепловых машин внутреннего сгорания.
Еще ряд характеристик определяет особенности использования смазки:
- если присутствует «СС», то следует понимать применение в дизелях атмосферного типа, а также, оборудованных низким наддувом;
- при указании в маркировке «CD» понимается возможность использования масла, с топливами, где допускается высокое содержание серы. Внимание! Для большинства авторизованных заправок Российской Федерации этот критерий неактуален. Цена расходного материала высока, а необходимость его использования не имеет обоснования. Данная смазка актуальна для дизельного топлива из месторождений Ближнего Востока;
- для дизелей с турбонаддувом, изготовленных до 1983 г. рекомендуется использовать масла, в маркировке которых указаны «СЕ»;
- если имеется малогабаритная техника (газонокосилки, дизельные генераторы и другие силовые агрегаты, работающие в четырехтактном исполнении), то им потребуется использовать масла с маркировкой «CF-4». Производители масел дополнительно указывают, что следует использовать на дизелях, изготовленных после 1990 г.;
- двухтактные дизели (использование весьма ограниченное) хорошо работают на маслах, имеющих маркировку «CF-2» или «CD-11»;
- выпускается смазка, которая на открытом воздухе довольно быстро окисляется, а потом распадается на короткие молекулы. Ее обозначают «CG». Стоимость подобных масел довольно высокая, ее рекомендуют для большинства современных дизелей.
Показатель АСЕА
Французы предложили, а немцы поддержали европейскую классификацию по обозначению моторных масел:
- бензиновые двигатели рекомендовано эксплуатировать под маркировкой «А»;
- дизели по требованиям АСЕА рекомендуют с маслами, имеющими обозначение «В»;
- универсальные масла обозначают буквой «С»;
- для мощных дизелей, устанавливаемых на грузовики с высокой грузоподъемностью, необходимо использовать масла с буквенным обозначением «Е».
Наличие в маркировке чисел 1 или 5 указывает на режим энергосбережения. Так В1 или В5 – это показатель пониженного сопротивления в системе смазки. Наличие чисел 2, 3 и 4 указывает на наличие обычных стандартизированных масел. Разные производители расставляют их по своему усмотрению.
Моторные масла для дизелей
ЛУКОЙЛ GENESIS CLARITECH 5W-30
Практика показывает, что данное отечественное масло довольно широко применяется для всех типов дизельных двигателей на легковых автомобилях.
Пользователей привлекают имеющиеся присадки, способствующие отсутствию пены. Хорошие моющие свойства позволяют использовать масло с высокой длительностью пробега.
TOTAL QUARTZ 9000 5W-40
Для атмосферных и форсированных ДВС многие считают эту смазку довольно эффективной. Даже в летний период смазка способствует нормально работе двигателя. TOTAL QUARTZ 9000 5W-40 выпускается по французской лицензии. Эту марку используют более 80 стран, отмечая высокое качество именно для энергонасыщенных двигателей.
GENERAL MOTORS DEXOS2 LONGLIFE 5W-30
Импортное масло производства США. Его рекомендуют для автомобилей, произведенных в США, а также на заводах, работающих по лицензии. Как пишут СМИ, данный расходный материал можно применять не только в «американцах». Даже немецкие и шведские авто на этом масле будет работать долго и без поломок.
GENERAL MOTORS DEXOS2 LONGLIFE 5W-30 рекомендуют для грузовиков невысокой и средней грузоподъемности, которые используются в логистических схемах обеспечения товарами предприятий торговой сети.
IDEMITSU ZEPRO EURO SPEC 5W-40
Синтетическая смазка, которую доставляют из Японии. Ее рекомендуют к использованию для японских и корейских автомобилей. Если автомобили работают по гарантии, то на станциях технического обслуживания всегда производится проверка по индикаторным присадкам, используется ли данное масло для дизелей из «страны восходящего солнца».
TNK REVOLUX D1 15W-40
Недорогая полусинтетика. Ее используют на отечественных легковых и грузовых автомобилях. Покупателей привлекает доступная цена. Требуется менять это масло через каждые 10000 км пробега. У данной смазки имеется много положительных отзывов от автомобилистов из разных областей. Масло универсальное, его используют во всех регионах России.
Информация для обладателей машин, работающих на дизтопливе
Дизель требует правильной смазки, только она обеспечит заявленную производителем мощность машины. При выборе важно учитывать особенности работы агрегата. Дизельное масло выполняет сразу две функции: снижает трение деталей и очищает их от нагара. Разные марки рассчитаны на определенный диапазон рабочих температур, выше которых смазка становится слишком жидкой, скатывается с деталей. При низких температурах она густеет, толщина обволакивающей пленки увеличивается, в ней создается внутреннее трение.
Под тип дизеля выбирают разновидность основы: минеральную, синтетическую, полусинтетики. У каждой есть свои особенности и недостатки. Новичкам бывает сложно определиться с выбором, они не умеют ориентироваться в символах, указанных на канистре. Нужно разбираться в маркировке при покупке.
Особенности эксплуатации
Владельцам машин с дизелем чаще приходится менять смазку. Это связано с особенностями двигателя:
- воспламенение топливной смеси происходит не от свечей, а в камере сгорания при впрыске, топливо полностью не сгорает;
- из-за обедненности топливновоздушной смеси возрастает тепловая нагрузка;
- сажа оседает на поверхности деталей, увеличивая износ поверхности;
- из-за высокой компрессии (прорыве газов в картер) детали быстрее сшиваются, появляется люфт;
- топливо содержит много серы, образующей кислотные соединения.
Моторные масла для дизельных двигателей должны:
- хорошо растворять сажистые отложения;
- снижать кислотность (содержит раскислитель TBN);
- образовывать плотную пленку на деталях.
Очевидна прямая зависимость между качеством смазочной жидкости и безремонтным пробегом машины. От смазки зависит срок службы любого ДВС, для дизельного двигателя это особенно актуально. При неправильном выборе температурного диапазона, несоответствии параметров типу двигателя, при несоблюдении срока его замены возрастут расходы на эксплуатацию, ремонт. Важно помнить, что для дизельного двигателя не подходит смазка, предназначенная бензиновых ДВС. Турбинные двигатели самые капризные, им требуются оптимальные характеристики.
Разбираемся в маркировке
Смазочные жидкости классифицируют по международным системам:
- SAE – это цифровые символы, разделенные «W», по ним определяют диапазон рабочих температур;
- API – стандарт соответствие классу двигателей, году выпуска.
- ACEA – обозначают экономичность топлива при работе на данном виде смазки, она маркируется НТ/НS.
Классификация дизельных масел по виду основы подразумевает три категории:
- минеральная получается путем переработки нефтепродуктов, наиболее вязкая;
- синтетическая – продукт синтеза углеводородов, отличается высокой чистотой (совсем не содержит «длинных» молекул), хорошей текучестью, образует прочную пленку;
- полусинтетика – к этому разряду относят крекинговое масло (продукт гидролизной переработки нефтепродуктов) и смеси минеральной и синтетической основы (пропорции варьируются).
Теперь подробнее о каждой международной классификации.
SAE: подбираем масло пол климат
Международная классификация, предложенная Society of Automotive Engineers, определяет класс вязкости смазочных жидкостей. «W» сокращение английского слова winter (зима). Маркировка определяет нижние границы вязкости. Частая ошибка новичков – путают цифровой показатель с температурой. Что означают цифры:
- 0 W – самое зимнее масло, сохраняет вязкость до -35°С;
- 5W – не увеличивает силу трения деталей при температуре воздуха до -25°С, применяется в условиях Урала, Сибири;
- 10W – для средней полосы России, где не бывает сильных морозов, температурная граница – -20°С;
- 15W соответствует температуре, способно работать при -15°С;
- 20W – для теплых климатических зон, ниже -10°С замерзнет – станет вязким, будет увеличивать силу трения.
Если на маркировке нет W, масло летнее, его заливают в двигатель только при плюсовых температурах. Чаще встречаются универсальные смазки, у которых двойная маркировка: до и после W. Верхние показатели по стандартуSAE нужны в жарких климатических зонах. При разогреве вязкость снижается, оно становится жидким, как вода, перестает выполнять защитную функцию – не образует пленку нужной толщины. Что означают цифры:
- 30 соответствует температурной границе до +25°С, идеально подходит для климатических условий средней полосы, для южных регионов не пригодно;
- 40 переносит жару до +40°С, сохраняет работоспособность;
- 50 – удачный выбор для субтропиков, нагрев капота до +45 допустим;
- 60 – с такой смазкой легко путешествовать по Африке, она не будет скатываться с деталей при + 50°С.
Маркировка SAE ставится на канистрах всех видов масел: синтетическом, полусинтетическом и минеральном. Одного этого показателя при выборе марок масел для дизельных двигателейнедостаточно. Универсальное выбирают по плотности, измеряется она ареометром. Это расчетный показатель, отношение веса к объему. У отработанного, изменившего цвет из-за сажистых включений, от некачественных присадок плотность повышается. Стандартная величина – 0,865 кг/л (марки 5W 30, 10W 30, 10W 40). Чуть плотнее 5W40 (0,867 кг/л), 20W50 кг/л (0,872 кг/л). Самый высокий показатель плотности у 15W40 (0,910 кг/л).
API: для каждого двигателя свои буквы
Основной символ маркировки, на который нужно обращать внимание при покупке:
- C – принадлежность к дизельным двигателям;
- S – масло для бензиновых ДВС.
Классификация предложена институтом нефти США для оценки эксплуатационных характеристик моторов:
- год выпуска;
- количество тактов в двигателе;
- наличие наддува;
- требование к токсичности выхлопных газов.
Возможные маркировки
Для машин до 1961-го года выпуска:
- СВ – обладает хорошими раскислительными свойствами (предназначен для дизтоплива с высоким содержанием серы), считается низкокачественным;
Для авто, эксплуатируемых в тяжелых условиях:
- СС – год выпуска от 1962 года до 1983-го;
- СD – до 1990 г, масло с раскислителями;
Смазки турбинных двигателей:
- СЕ – для выпущенных после 1990 года;
- СF – после 1994-го;
- СF-4 – современных без наддува;
- CI-4 – современных с EGR-клапаном;
Экологичные смазки, рассчитанные для двигателей, выпущенных после 1998 года, соответствующих международным стандартам токсичности:
- CH-4 – стандартные;
- CI-4 plus – улучшенные.
Если рассматривать градацию показателей по английскому алфавиту, чем дальше от буквы А, тем качественнее масло для дизеля, имеет высокое щелочное число (TBN).
Универсальные смазки маркируются двумя символами S и C:
- SJ/CF используют в дизельных двигателях за неимением другого масла, но оно больше подходит для бензиновых ДВС, у него содержание раскисляющих компонентов ниже;
- CF/SJ можно заливать смело, оно предпочтительнее для дизеля.
- При использовании универсальных масел сроки замены лучше сократить.
ACEA – классы сбережения топлива
Учитывает вязкость масла при максимальном разогреве в процессе эксплуатации и высокой скорости сдвига. В последней редакции классификации, предложенной ассоциацией автопроизводителей Европы, учитываются особенности двигателей:
- А – смазка пригодна только для бензиновых ДВС;
- В – дизелей;
С – для тех и других, соответствующих уровню Euro-4 (оснащенных системой катализаторов и фильтрами, очищающими масло от вязких сажистых отложений);
- Е – категория смазки для тяжелых легковых автомобилей, дизельные масла для грузовиков.
Степень энергосбережения масла моторного для дизеля градируется по пяти позициям:
- В1 – смазки ограниченного спектра действия, только для легких автомашин;\
- ВЗ – всесезонные жидкости для легких машин большой мощности, эксплуатируемых в условиях городской среды;
- В4 – применимы в моторах с прямым впрыском;
- В5 – выдерживают большой временной интервал между сменой смазки;
- С1 – для легких машин средней мощности;
- С2, С3 – отличаются высокой стойкостью, значительно увеличивают срок службы масляных фильтров и катализаторов;
- С4 – экономичные смазки для двигателей, работающих по стандартам Euro-4;
- Е6 – масло совместимо только с качественным топливом, допустимое содержание серы – 0,0005%;
- Е7 – характеризуется устойчивостью к изменению плотности во время эксплуатации, отлично сохраняет грузовые дизельные двигатели.
Класс АСЕА указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля. При покупке смазочной жидкости важно, чтобы обозначения, маркировка на канистре совпадали с заявленными производителем показателями.
Советы для новичков
- Потемнение моторного масла для дизеля – норма, а не сигнал к замене. Ориентироваться нужно по плотности. Если она превышает первоначальную на 0,08–0,012, пора смазку сливать, заправлять новую.
- Показатели импортных жидкостей, указанные на маркировке, устанавливались экспериментальным путем. Анализировался процесс работы дизеля на дизельном топливе стандартов США. Отечественное по содержанию серы им не соответствует. Для сохранности дизеля смазку нужно менять раньше, чем заявлено производителем.
- Лучше заливать однородную смазку, на одинаковой основе. При смешивании минерального и синтетики (даже с одинаковой маркировкой) не исключено свертывание. В смазке образуются густые хлопья. Они могут повредить двигатель.
- Если под крышкой клапанов появился густой налет, надо прочистить топливную систему (для этого применяют промывочное масло), проверить качество смазочной жидкости, измерить его плотность.
- Менеджеры иногда предлагают приобрести присадки. Для качественных смесей они не нужны, их добавляют при производстве смазочных жидкостей.
- Важно следить, что заливают в двигатель при гарантийном обслуживании. Маркировка должна указываться в гарантийном талоне.
- При сложностях самостоятельного выбора смазки лучше обратиться в автосервис, а не менеджерам. На СТО порекомендуют, какое заливают в дизельный двигатель машин этого класса, года выпуска.
- Экономия при покупке масла неуместна. Важно выбирать качественное, проверенных производителей.
- Энергосберегающие смазки снижают расход топлива, но их заливают в двигатель, если это заявлено производителем.
Топ лучших смазочных жидкостей
По опросам в соцсетях были выбраны лучшие моторные масла для дизельных двигателей.
Синтетика
- Mannol Elite – универсальное, с раскисляющими присадками, хорошо сочетаются с отечественным дизтопливом, не требует частой замены.
Полусинтетика
Evolution 700 STI – создано французами по технологии ELF, идеально для тяжелых легковых автомобилей и грузовых машин, оснащенных ДВС с прямым впрыском, при низких температурах запуск может затрудняться;
MOBIL Ultra – жидкость финских производителей, содержит современные присадки, обеспечивающие длительное использование, снижает расход топлива;
ROLF Dynamic Diesel – немецкое качество и технология, российское производство, выпускается для всех классов автомобилей, обеспечивает легкий запуск.
Минеральное масло
ЛУКОЙЛ Стандарт SF/CC – хороший выбор для иномарок с большим пробегом, обкатки дизеля после капремонта, содержит современные присадки;
MOBIL Delvac MX – американские производители разработали универсальную смазку, совместимую с топливом, высокое содержание серы компенсируют антиокислители, низкий расход, хорошие эксплуатационные характеристики;
LIQUI MOLY MoS2 Leichtlauf – немецкая разработка, бельгийское производство, выпускается для всех классов машин, при щадящем режиме работы ДВС срок замены значительно увеличивается.
В число лучших смазочных жидкостей также входят:
ZIC 5000 – полусинтетическое, адаптированное к российскому топливу с повышенным содержанием серы;
Castrol MAGNATEC – универсальная синтетика, снижает расход дизтоплива, надежно при эксплуатации машины в условиях городской среды;
Роснефть Maximum – полусинтетика с международной маркировкой SL/CF, отличается хорошим качеством используемых присадок;
Shell Helix Diese lHX7 – полусинтетика, выпускается по технологии Shell для всех классов автомобилей, содержит моющие присадки;
Lukoil Genesis Armortech – универсальная синтетика, соответствующая международной классификации, содержит качественные присадки, снижает расход топлива.
Производители представляют широкую линейку для разных климатических зон, с разной степенью изменения вязкости при нагреве и охлаждении.
Как отличить качественный продукт от фальсификата
Недобросовестные производители чаще подделывают популярные марки смазочных жидкостей. Крупные торговые центры торгуют качественной продукцией, но иногда приходится прибегать к услугам заправочных станций, покупать масло на СТО. На что нужно обращать внимание:
- Вязкость, консистенция качественного продукта сопоставима с растительным маслом, в густом содержится меньше присадок, в жидком мало загустителя. У холодного масла вязкость выше. Но при разогреве двигателя фальсификат обнаружить легко. При его выявлении смазку лучше заменить, чтобы двигатель оставался в рабочем состоянии. Ремонт обойдется дороже.
- На канистре указывается дата и время изготовления жидкости, номер партии. Если данные совпадают с этикеткой, все в порядке. Расхождения – явный признак фальсификата. Этикетка переклеивается, а штамп производителя на канистре не подделать.
- Качество этикеток фальсификата обычно страдает. Краска размазывается под влажными пальцами. Фирменному лейблу такие манипуляции не страшны.
- Пробка у качественно масла не прокручивается, держится монолитно. Если уплотнитель нарушен или проворачивается по горлышку, будьте осторожны. Высокая вероятность фальсификации.
- При покупке чек лучше не выбрасывать. Перед заправкой двигателя маслянистость проверяется тактильно: пальцами достаточно растереть пару капель. Такую же операцию проводят после выстаивания жидкости в течение 10 минут. Если есть разнородные фракции, их становится видно.
- Цвет качественного масла желтый, с характерным янтарным оттенком. Темное масло должно вызывать подозрение. Это может быть профильтрованная отработка или минеральное масло низкого качества. Дизель от такой смазки начнет «чихать», способен выйти из строя.
- Некачественные присадки выявляются при растекании масла по бумаге, нужен формат не менее А4. После впитывания появились темные точки – сдавайте масло в магазин.
Выводы
Зная, как выбрать правильное масло для своей машины, автовладелец избавляется от хлопот с эксплуатацией. Дизель будет работать четко, детали не будут снашиваться. Не стоит ориентироваться на топовые смазки, лучше посмотреть, какие параметры заявлены производителем, по ним подбирать масло для дизельного двигателя.