Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Автотракторные масла
Автотракторные масла получают путем кислотно-контактной и селективной очистки соответствующих масляных дистиллятов. [1]
Автотракторные масла ( автолы) — для карбюраторных двигателей с кинематическими вязкостями при 100 для разных сортов не менее 5; 6; 9 5; 10 и 15 ест. Нормируется ( как и для дизельных масел) отношение кинематических вязкостен при 50 и 100, а для некоторых марок и коэффициент вязкости. Масла имеют низкие температуры застывания ( от минус 20 до минус 40 для разных сортов, кроме автола АК-15, имеющего температуру застывания минус 5), что обеспечивает хорошую текучесть масла D мае л оп сдающей системе двигателя при понижении температуры окружающей среды и возможность запуска двигателя на холоду. [2]
Автотракторные масла , в зависимости от вязкости х и характера очистки, имеют разную коксуемость. [3]
Автотракторные масла вырабатывают из малосернистых нефтей очисткой избирательными растворителями или серной кислотой. К маслам добавляют присадки. [4]
Автотракторные масла классифицируются прежде всего по вязкости при 100 С. По этому параметру все стандартные масла можно разделить на три группы: 1) вязкостью не менее 5 5 — 6 0 ест; 2) не менее 9 5 — 10 0 ест; 3) не менее 15 ест. [5]
Автотракторные масла почти всех групп вырабатываются в настоящее время из бакинских и восточных сернистых нефтей. [6]
Автотракторные масла применяются для смазки двигателей автомобилей, тракторов и мотоциклов. Они являются маслами дестиллатными. Автотракторные масла ( автолы) получаются очисткой масляного сырья реже всего кислотно-щелочным и большей частью кислотно-контактным способом или при помощи избирательных растворителей. Для быстроходных тракторных, автомобильных и стационарных дизельных двигателей ( с числом оборотов выше 1000 в минуту) выпускается дизельное масло из высококачественного сырья, подвергшееся более тщательной очистке, чем автолы. Для дизельных двигателей со вкладышами подшипников из свинцовистой бронзы или других легко корродируемых сплавов выпускаются два сорта ( зимний и летний) специальных дизельных масел. Зимнее — машинное масло СУ с добавкой специальной присадки; летнее — смесь авиационного МК и веретенного с добавкой той же присадки. Для стационарных дизелей применяют так называемые моторные масла марок М и Т, изготовляемые из масляных дестил-латов, подвергавшихся кислотно-щелочной обработке. [7]
Автотракторные масла ( автолы), применяемые для карбюраторных двигателей, готовят аналогично дизельным ( но с меньшим содержанием в них остаточного масла), используя селективные методы очистки, или из специально отобранных сортов малосернистой нефти с применением сернокислотной очистки. [8]
Автотракторные масла обычно обозначаются буквами А, К, С, 3, которые указывают: А — сорт автотракторный, К — кислотной очистки, С — селективной очистки, 3 — загущенное, и — с присадкой, и цифрами, определяющими кинематическую вязкость в сантистоксах. [9]
Автотракторные масла с присадкой, регенерированные на станциях Главнефте-снаба РСФСР и удовлетворяющие нормам ( см. табл. 240), используют по прямому назначению на всех двигателях автомобилей, тракторов и других агрегатов, для которых предусмотрена эксплуатация на маслах с присадкой. Масла без присадки можно использовать по прямому назначению в смеси со свежими маслами с присадками в соотношении 1: 4, как это предусмотрено ТУ 542 — 55 и подтверждено материалами стендовых и эксплуатационных испытаний. [10]
Автотракторные масла АКп-10 , АСп-10 ( ГОСТ 1862 — 63), АС-10 ( ГОСТ 10541 — 63) при роликовых подшипниках заливают в ванну буксы при монтаже. [11]
Добавляют в автотракторные масла ( 2 — 5 %) для придания им защитных свойств. В присадках содержатся: эфир пента-эритрита, СЖК, алкенилсукцинимид мочевины, трикрезилфосфат, ионол и / г-оксидифениламин. [12]
В группу моторных масел входят авиационные, дизельные и автотракторные масла . [13]
С — тяжелые i ндустриальные или автотракторные масла с вязкостью vioo15 м д2 / с. [14]
Масла для автотракторных дизельных двигателей
В современных форсированных дизелях тракторов, комбайнов и большегрузных автомобилей масла работают в особенно тяжелых условиях (высокие температура, нагрузки, скорости), поэтому их изготавливают на основе высококачественных и хорошо очищенных продуктов прямой перегонки нефти с добавлением присадок, количество и эффективность которых зависят от условий применения масла. Для дизельных двигателей вопросы правильного выбора масел особенно важны, так как они в значительной степени определяют надежность и экономичность работы автотракторной техники.
За последние годы произошло качественное изменение ассортимента моторных масел. Основными стали масла с комплексами присадок, обеспечивающими долговечную работу форсированных теплонапряженных Дизелей. «Показатели качества масел, выпускаемых в соответствии с ГОСТ 8581—78 для быстроходных дизелей тракторов и автомобилей, приведены в табл. 7.
Наиболее массовыми являются масла группы В2 (зимнее М-8В2 и летнее М-10В2), предназначенные для эксплуатации мало- и среднефорсированных автотракторных дизелей.
Таблица 7 Основные физико-химические показатели качества масел для
автотракторных дизелей по ГОСТ 8581-78
Показатели качества | М 8B2 | М 10В2 | М-8Г2 | М-10Г2 | М-8Г2К | М-10Г2К |
Кинематическая вязкость, сСт: при 100 0 С при 0° С (не более) | 8±0,5 | 11±0,5 — | 8±0,5 | 11+0,5 — | 8±0,5 | 11±0,5 — |
Индекс вязкости (не менее) | ||||||
Зольность, % (не более) | 1,3 | 1,3 | 1,65 | 1 , 65 | 1,15 | 1,15 |
Щелочное число, мг/г (не менее) | 3,5 | 3,5 | 6,0 | б 0 | 6,0 | 6,0 |
Моющие свойства ПЗВ баллы (не более) | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 0,5 | 0,5 |
Температура, °С: | ||||||
вспышки (не ниже) | ||||||
застывания (не выше) | —25 | —15 | -25 | -15 | —30 | -15 |
Содержание, % (не более): | ||||||
механических примесей | 0,015 | 0,015 | 0,015 | 0,015 | 0,015 | 0,015 |
воды | Следы | |||||
Моторные испытания по ГОСТ 17479-72 | Выдерживает |
В них содержится 7—8% композиций моюще-диспергирующей, антиокислительной и противоизносной, а также антипенной присадок. В зимний сорт дополнительно вводят депрессор для понижения температуры застывания. Кроме этих основные марок группы В возможна выработка и поставка сельскому хозяйству масел с присадками других композиций: М-8В (ТУ38 101528—76), М-10В2 (ТУ 38 001278—72) и М-12ВУ (ТУ 38001248—76), эксплуатационные свойства, которых примерно равноценны. Выпуск их предусмотрен для расширения ресурсов производства. Все моторные масла группы В взаимозаменяемы в пределах одного класса вязкости. При необходимости допустимо смешение масел одной вязкости с различными комплексами присадок.
Особенно высоки температура, нагрузки, а, следовательно, и тяжелы условия работы смазочных материалов, в высокофорсированных дизельных двигателях, поэтому в предназначенные для использования в них моторные масла группы Г добавляют до 14% композиции присадок. Нефтяная промышленность выпускает масла группы Г двух основных марок летнее М-10Г2 и зимнее М-8Г2, композиция присадок в них такая же, как и умасел группы В, но концентрация выше. Масла обладают высокими моюще-диспергирующими и противоокислительными свойствами, большим запасом нейтрализующих веществ (щелочное число не ниже 6,0 мг/г). Их* применение обеспечивает хорошую чистоту цилиндропоршневой группы теплонапряженных дизелей и невысокий износ трущихся поверхностей даже при использовании сернистого топлива
Несколько улучшены эксплуатационные свойства (моюще-диспергирующие, вязкостно-температурные, ниже зольность) масел М-8Г2к (зимнее) и М 10Г2К
(летнее). Эти маета, выпускавшиеся ранее под маркой М-8Гф3 и М-ЮГф-1, предназначены главным образом для эксплуатации форсированных дизелей автомобилей КамАЗ (индекс к), а также тракторов К-700 и К-701. Используемая в них композиция присадок обеспечивает достаточную чистоту цилиндропоршневой группы теплонапряженных дизелей (загрязненность примерно в 1,5 раза меньше, чем при работе на других маслах группы Г), невысокие износ и интенсивность накопления отложений в маслоочистительных устройствах двигателя. Все масла группы Г взаимозаменяемы в соответствии с климатическими условиями применения. Однако для сохранения свойств высококачественных масел М-8Г2к и М-10Г2к на нефтебазах нефтесбытовых организаций и нефтескладах хозяйств должны быть обеспечены их раздельные от масел М-8Г2 и М-10Г2 прием, хранение и отпуск.
Для высокофорсированных дизелей с наддувом разработано масло М-10Дм (ТУ 38 101783—79), которое в настоящее время выпускается опытными партиями (индекс м означает малозольное). Не отличаясь от М-10Г вязкостью, температурой вспышки и застывания, индексом вязкости, содержанием механических примесей и воды, это масло имеет улучшенные моющие и антиокислительные свойства; щелочное число составляет 8 мг/г при зольности 1,5%. Стендовыми и эксплуатационными испытаниями установлено, что М-10Дм обеспечивает надежную эксплуатацию современных форсированных дизелей с наддувом, причем срок смены масла увеличен.
Выпускаемые промышленностью зимние масла М-8В2 и М-18Г2 обеспечивают холодный запуск дизелей до температуры —10° С. При более низкой температуре (—20ч—25° С) необходимо использовать загущенные масла. Для среднефорсированных дизелей рекомендовано масло М-4з/8В2, которое прошло, все этапы лабораторных и стендовых испытаний и находится на стадии внедрения. Для форсированных дизелей разрабатывается масло М-4з/8Г2. Широкое применение загущенных масел позволит повысить эффективность использования тракторной техники, сократить расход топлива и масла, улучшить условия труда механизаторов.
Рекомендации по применению основных масел в автотракторных дизелях даны в табл. 8.
Периодичность замены масс т указана для использования топлива с содержанием серы до 0,5%, выпуск которого превышает 90% общего производства. В случае использования топлива с содержанием серы до 1%, создающего более тяжелые условия работы масла, сроки смены, как основных сортов, так и заменителей должны быть сокращены вдвое. При соблюдении данных рекомендаций и правил технического обслуживания обеспечивается гарантированный моторесурс дизелей, эффективная и экономичная работа тракторов.
Для эксплуатации малофорсированных тихоходных дизелей Д-16, 5/20, 4Д-36/50 выпускается масло дизельное моторное марки Т (ТУ 38 101655—76), не содержащее присадок.
Таблица 8 Масла, рекомендованные к применению в автотракторных дизельных двигателях*
Уровень форсирования и марки дизелей | Летом | Зимой | Периодичность смены, ч |
Среднефорсированные | |||
В-30Б, Д-180, Д-108, Д-65Н/М, | М-10В2 | М-8В2, М-4з/8В2 | |
КДМ-46, Д-48/48ЛС, СМД-14/15, | |||
Д-37М, Д-50, Д-20, Д-38, | |||
А-01М. А-41, Д-54А, Д-75Т, | |||
Д-60Р/К, А-03/01, ЯМЗ-236, | |||
ЯМЗ-238, ЯМЗ-238А, ЯМЗ-240, | |||
ЯМЗ 204, ЯАЗ-206 | |||
Высокофорсированные | |||
СМД-17К/18К, Д-160/160Б, Д-37Е, Д-240/240ЛГ, Д-130 Д | М-10Г2 (М-10В) | М-8Г2, М-4з/8Г2 (М-10В2, М-4з/8В2) | 480(240) |
ЯМЗ-240Б, Д-21А1/А2 | |||
Высокофорсированные, | |||
работающие в тяжелых условиях | |||
СМД-60/62, 64/72, 80/84, | М-10Дм (М-10Г2) | М-8Г2, М-4з/8Г2 | 480(240) |
СМД-21/22, 19/20, Д-144, | |||
ЯМЗ-238НБ, Д-145Т, Д-181, | |||
Д240Т, Д-260Т, 8ДВТ-330, | |||
A-01T, ЯМЗ-240Н, ЯМЗ-740 |
В скобках — заменители и их срок смены.
Его вязкость нормируется при 50° С и составляет 62—68 сСт, температура вспышки —не ниже 205° С, температура застывания —около 0°С; масло не должно содержать механических примесей. В соответствии с ТУ 38 101266—72 это же масло вырабатывается с 3% присадки ЦИАТИМ-339, несколько улучшающей его моющие свойства.
Моторные масла для автотракторных двигателей
Страницы работы
Содержание работы
1. МОТОРНЫЕ МАСЛА ДЛЯ АВТОТРАКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
1.1. Эксплуатационные требования, предъявляемые к маслам
В двигателях внутреннего сгорания моторные масла работают особенно и неблагоприятных условиях. В карбюраторных двигателях температуре гильз цилиндров в верхней зоне достигает 200 °С и выше, чугунных поршней -400. 430, алюминиевых — 260. 280 °С. В дизелях указанные температуры на 50-100 «С выше. Смазочное масло в зоне ЦПГ находится в виде тонкой пленки, интенсивно окисляется, испаряется и выгорает. Для обеспечения надежной работы двигателя масло должно обладать способностью образовывать на поверхностях трения прочные пленки и предотвращать накопление высокотемпературных отложений на деталях.
По температурным условиям работы масла можно выделить 3 зоны:
высокотемпературная- куда входят камера сгорания, верхняя часть цилиндра и поршня;
среднстсмпсратурная- поршень и кольца, поршневой палец, стенка цилиндра;
низкотемпературная- картер двигателя, коленчатый вал с подшипниками, масляные магистрали, очистительные устройства, распредмеханизмы, радиатор.
В камере сгорания двигателя температура газов достигает 1700.. .2200 °С и выше. Масло, находясь в этой зоне в виде тонкой пленки, интенсивно окисляется и разлагается с образованием катаров на поверхностях деталей. Поэтому для этой зоны масло должно обладать хорошей гермоокнелн-тельной стабильностью, определяемой временем, в течение которого тонкий слой масла превращается в лаковую пленку.
В подшипниках коленвала рабочая температура значительно ниже и достигает всего 150. 160 •С. Но удельные нагрузки на поверхности трения могут достигать 35 Mm и выше. Поэтому основное требование к смазочному маслу для этих узлов-то оптимальная вязкость.
В картере двигателя масло находится в объеме при температуре 70. 120 «С, энергично перемеши—тоя с воздухом м окисляется. Следовательно, здесь очень важна антиокясдительная стабильность масла.
Моторное масло должно обеспечивать легкий пуск холодного двигателя при низких температурах воздуха, нередко низа -20. 30 ‘С и надежную работу при установившемся режиме при высокой температуре деталей. Пуск двигателя без подогрева возможен, если вязкость масла при температуре запуска не превышает 2500.. ,5000 mm’/c. Минимальная вязкость масла при рабочей
iCMnepaiypc для большинсша автотракторных двигателей в среднем не должна быть ниже 5 мм^с.
Остальные требования к моторным маслам аналогичны предъявляемым к смазочным материалам и изложены ранее.
1.2. Классификация моторных масел для автотракторных двигателей
До 1974 г. использовалась стирая классификация моторных масел с буквенными обозначениями, характеризующими область применения масел. Масла класса А предназначались для смазки карбюраторных двигателей, Д -автотракторных и судовых дизелей, МТ — транспортных дизелей, М -поршневых авиационных двигателей. Особенности технологии получения и очистки масел определялись буквами: К — кислотно-контактная очистка, С -селективная очистка, П — масло с присадками, 3 — загущенное масло. Цифровые обозначения масел характеризовали их кинематическую вязкость в мм^с (сСт) при температуре 100 ‘С.
Например, АС-8 — это масло для смазки автомобильных двигателей, селективной очистки, имеет вязкость 8 . мм^с при 100 °С, АСЗд-6 -автомобильное масло, селективной очистки, загущенное, с присадками, вязкостью 6 мм^с при 100 «С. МС-20 — масло для смазки поршневых авиационных двигателей, селективной очистки, вязкостью 20 mm’/c и т.д.
С 1974 г. введен в действие ГОСТ 17479-72 «Масла моторные. Классификация», который распространяется на моторные масла с присадками, применяемыми для смазывания ДВС широкого применения — автомобилей, тракторов, морских и речных судов, тепловозов, строительных и сельскохозяйственных машин и др. Однако этот стандарт не распространяется на масла для авиационных двигателей.
На основании ГОСТ 17479-72 все масла в зависимости от типа применяемого двигателя и условий его эксплуатации подразделяются на шесть групп (А Б, В, Г. Д Е), которые, в свою очередь, разделяются по сезону эксплуатации на летние, зимние и вссссдонныс(загувдсн-к ы с). ,
А — для нефорсированных карбюраторных двигателей;
б) — для малофорсированных карбюраторных двигателей;
Б; — для малофорсированных дизелей;
d| — для среднефорсированных карбюраторных двигателей;
b> — для среднефорсированных дизелей;
Г| — для высокофорсированных карбюраторных двигателей;
11 — для высокофорсированных дизелей;
Д — то же. работающих в тяжелых условиях;
Е — дня малооборотных дизелей с лубрика горной системой смазки, работающих на чяисслом топливе, с содержанием серы до 3,5 %.
По вязкости летние и зимние масла делятся на 7 классов (6, 8, 10, 12. 14, 16, 20), а всесезонные загущенные масла — на 10 (Зд/8, 4i/6, 4»/8, 4з/10, 5i/l0, 5:1/12, 5д/14, 6>/Ю, бэ/14, бэ/16). Класс для летних и зимних масел обозначает их вязкость (в мм^с) при 100 «С. Для всеоезонных масел класс маркируется дробью, в которой числитель обозначает вязкость масла при температуре