- Классификация моторных масел по SAE
- Содержание статьи:
- Вязкостно-температурные свойства масел
- Принцип классификации SAE J300
- Принципы классификации зимних масел по SAE
- Преимущества классификации моторных масел по SAE
- Характеристики моторных масел по SAE
- Моторные масла SAE от производителя
- Классификации моторных масел – полное руководство
- Как выбирать моторное масло?
- Классификации масел ДВС
- Классификация моторных масел SAE (по вязкозти): что выбрать?
- Классификация моторных масел по API
- Классификация моторных масел по ACEA
- Классификация моторных масел по ILSAC
- Как выбрать моторное масло правильно?
- В заключении
Классификация моторных масел по SAE
Содержание статьи:
Классификация моторных масел по вязкостно-температурным свойствам по системе SAE J300 (SAE – Society of Automotive Engineers, общество автомобильных инженеров США) является общепринятой в мире. Она делит смазочные материалы на зимние и летние. В линейке моторных масел Sintec представлена продукция различных классов вязкости по SAE для машин и механизмов любых типов.
Вязкостно-температурные свойства масел
Классификация масел по SAE основана на прямой зависимости между температурой и вязкостью смазочного материала. Что такое вязкость? Это характеристика масла, которая показывает его способность к образованию пленки на поверхностях трущихся элементов. Чем выше вязкость, тем толще слой масла и тем ниже износ деталей. В то же время слишком вязкие материалы увеличивают потери энергии на трение. Это приводит к повышению расхода топлива и затрудняет пуск мотора.
Вязкость – не постоянная величина. В зависимости от температуры материала ее значение может изменяться в тысячи раз. При охлаждении масла вязкость увеличивается, при нагревании – снижается. Например, смазки низкого качества в летнюю жару разжижаются, теряют способность к образованию стойкой пленки. В итоге ускоряется износ внутренних деталей двигателя в результате трения. Зимой, при низкой температуре, вязкость смазочного материала возрастает. Жидкость становится густой и не прокачивается по шлангам вплоть до их закупорки.
Поэтому при выборе масла важно учитывать его вязкостно-температурные характеристики по SAE, а именно:
- требования производителя транспортного средства к свойствам технических жидкостей;
- температурный диапазон эксплуатации автомобиля;
- техническое состояние машины, которое определяет требования к свойствам масла и параметрам смазочной пленки.
Принцип классификации SAE J300
Система SAE делит смазочные материалы на две группы: летние и зимние. Первые не имеют специального обозначения, а вторые маркируются буквой W (winter). Для жидкостей обеих групп определяют следующие показатели:
- минимальное значение кинематической вязкости при температуре 100 °С. Система SAE устанавливает допустимый диапазон значений. Испытания проводят по методике ASTM D 445;
- показатель HTHS – High Temperature High Shear Rate. Характеристика определяет устойчивость пленки к сдвиговым деформациям при высокой температуре. Показатель позволяет понять, насколько конкретная марка масла пригодна к работе в зоне экстремального повышения температур, насколько стабильными являются его вязкостные характеристики. Методика испытаний – ASTM D 468з.
Принципы классификации зимних масел по SAE
Зимние масла подвергают дополнительному тестированию в холодных условиях:
- тест CCS (Cold Cranking Simulator). Испытания проводят по методике ASTM D 2602, имитируя холодный пуск двигателя. По результатам тестирования определяют максимальную динамическую вязкость масла, которая обеспечит проворачиваемость коленчатого вала. Испытания проходят при низких температурах, допустимых для материалов конкретного класса SAE;
- тест MRV (Mini Rotary Viscometer). Определяют значение динамической вязкости, при котором масло будет прокачиваться по системам автомобиля. Испытания проводят при допустимых температурах для конкретного класса по SAE. Методики тестирования – ASTM D 4684 и D 3829.
Преимущества классификации моторных масел по SAE
Разделение моторных масел по SAE J300 на летние и зимние сорта позволяет максимально приблизить свойства каждого смазочного материала к реальным условиям эксплуатации. Летние масла имеют достаточную вязкость при высоких температурах. Они надежно смазывают трущиеся поверхности в зоне нагрева, но при охлаждении становятся слишком густыми. Зимние моторные масла маловязкие. При отрицательных температурах они облегчают пуск, но летом в жару не могут дать стабильную и прочную пленку.
Классификация материалов по SAE помогает выбрать масло, подходящее для конкретных условий эксплуатации. Система учитывает основные характеристики материалов в различных температурных диапазонах.
Компания «Обнинскоргсинтез» выпускает летние, зимние и универсальные масла по SAE J300. Наша продукция соответствует требованиям международного стандарта. Универсальные масла обеспечивают стабильную работу двигателя при низких температурах и эффективно защищают его от износа летом при работе в режиме повышенных нагрузок. Всесезонные смазочные материалы в меньшей степени зависят от времени года.
Характеристики моторных масел по SAE
Классы вязкости моторных масел SAE J300 | ||||||
Параметры | Низкотемпературная вязкость | Высокотемпературная вязкость | ||||
Класс вязкости SAE | CCS, МПа-с. Max, при темп., °С | MRV, МПа-с, Max, при темп., °С | Кинематическая вязкость, мм 2 /при 100 °С | HTHS, МПа-с. Min при 150 °С и скорости сдвига 106 с-1, min | ||
Min | Max | |||||
Зимние классы | 0W | 3250 при-30 | 30000 при-35 | 3,8 | — | — |
5W | 3500 при-25 | 30000 при-30 | 3,8 | — | — | |
10W | 3500 при-20 | 30000 при-25 | 4,1 | — | — | |
15W | 3500 при-15 | 30000 при-20 | 5,6 | — | — | |
20W | 4500 при-10 | 30000 при-15 | 5,6 | — | — | |
25W | 6000 при-5 | 30000 при-10 | 9,3 | — | — | |
8 | — | — | 4,0 | 6,1 | 1,7 | |
12 | — | — | 5,0 | 7,1 | 2,0 | |
Летние классы | 16 | — | — | 6,1 | 8,2 | 2,3 |
20 | — | — | 6,9 | 9,3 | 2,6 | |
30 | — | — | 9,3 | 12,5 | 2,9 | |
40 | — | — | 12,5 | 16,3 | 2,9* | |
40 | — | — | 12,5 | 16,3 | 3,7** | |
50 | — | — | 16,3 | 21,9 | 3,7 | |
60 | — | — | 21,9 | 26,1 | 3,7 | |
* для классов 10W40, 5W40, 10W40 ** для классов 15W40, 20W40, 25W40, 40 |
Моторные масла SAE от производителя
Компания «Обнинскоргсинтез» производит моторные масла под торговой маркой Sintec. Мы сами разрабатываем и совершенствуем рецептуры материалов, поэтому гарантируем их высокое качество. Характеристики линейки Sintec соответствуют допускам крупнейших мировых автоконцернов.
Преимущества моторных масел от производителя:
- гарантия оригинальности продукции, соответствия фактических характеристик заявленным значениям;
- наличие сертификатов и других сопроводительных документов;
- выгодные цены без переплат.
По вопросам сотрудничества с АО «Обнинскоргсинтез» звоните по телефону, указанному на сайте. Ближайший отдел розничной продажи вы найдете на странице «Где купить».
Классификации моторных масел – полное руководство
Правильное моторное масло – основа долгой и стабильной работы двигателя. В главном механизме автомобиля оно выполняет важные функции:
- герметизация – заполняет промежутки и предотвращает утечку газов;
- охлаждение – образует масляную пленку и отводит часть тепла;
- защита от коррозии – защищает от кислорода, влаги и кислот;
- смазывание – снижает трение и износ, повышает КПД;
- очищение – обеспечивает чистоту механизма.
Почему важно использовать правильное моторное масло, рекомендованное производителем автомобиля? Только оно обеспечивает три ключевых параметра – улучшенные рабочие характеристики, высокую надежность и увеличенный срок службы.
Видео о том, как работате масло в двигателе:
Как выбирать моторное масло?
Основными критериями при выборе технические показатели:
- тип – синтетические, полусинтетические и минеральные;
- сертификация моторных масел по степени вязкости (SAE);
- классификация по эксплуатационным качествам (API и ACEA);
- классификация по стандартам качества ILSAC.
В нашей статье вы подробно узнаете об особенностях и преимуществах жидкостей различных категорий и научитесь читать этикетку смазочного материала правильно.
«Синтетика», «полусинтетика» или «минералка»?
Синтетические моторные масла считаются одними из лучших, а минеральные – более доступными. Полусинтетические сочетают в себе сильные стороны масел двух предыдущих категорий. Но при выборе важно учитывать не известность бренда и стоимость, а другие, более важные технические параметры.
Сравнительная таблица классификации смазочных материалов поможет разобраться, какой вариант подходит именно вашему автомобилю:
Минеральные | Полусинтетические | Синтетические |
Получены из базовых масел, обогащены химическими присадками для повышения производительности двигателя. | Смесь минеральных и синтетических материалов с повышенной стойкостью к окислению. Работают в сложных температурных условиях. | Получены в результате переработки или в условиях лабораторий с добавлением присадок высокого качества. |
Подходят для автомобилей, которые используются ежедневно для регулярных поездок за пределы города на умеренной скорости. | Подходят автомобилям и всем типам транспортных средств, работающих в городской среде и в условиях скоростной езды. | Разработаны для улучшения защиты и продления срока службы двигателя. Снижают трение и понижают расход топлива. |
У синтетических масел однородные молекулы, а у минеральных – неоднородные. В случае с первыми трение умеренное, а в случае со вторыми – повышенное. Вот как работает синтетическое моторное масло в двигателе и какие преимущества обеспечивает механизму:
Особенности | Свойства | Преимущества |
Повышенный индекс вязкости | Оптимальная толщина масляной пленки при высоких и при низких температурах. | Снижение преждевременного износа деталей ДВС даже при экстремальных температурах. |
Низкотемпературные |
Также, для примера приведены сравнительные графики, с учетом течения времени в моточасах, некоторых параметров для синтетических и минеральных масел (кинематическая вязкость, щелочное и кислотное число):
Перечисленные особенности, свойства и преимущества синтетических смазочных материалов делают их наиболее востребованными как для новых, так и для б/у двигателей автомобилей разных производителей. Выбирать полусинтетические либо минеральные масла следует в том случае, если они рекомендованы производителем.
Классификации масел ДВС
У каждого моторного масла, даже если речь идет о линейке одного бренда, есть свои отличительные параметры. Чтобы автовладельцам было проще подобрать материал для определенного двигателя, экспертами были разработаны три официальные классификации:
- по классу вязкости, SAE – утверждена обществом инженеров автомобилистов;
- по эксплуатационным качествам, API – введена американским институтом нефти;
- по эксплуатационным качествам, ACEA – разработана ассоциацией европейских производителей.
Чтобы подбирать смазочный материал правильно, нужно разобраться в каждой из перечисленных спецификаций подробнее.
Классификация моторных масел SAE (по вязкозти): что выбрать?
Это классификация по классу вязкости в зависимости от температуры внешней среды. О чем идет речь? Об аббревиатуре, которая есть на любой этикетке. Например, вы видите надпись: 15w40. Это температурный диапазон, при котором жидкость будет работать оптимально.
Вот что обозначает эта аббревиатура:
- Первая цифра (15) указывает на границу использования в зимний период. Подсчитать эту границу можно самостоятельно: 15 – 40 = -25. При более низкой температуре заводить автомобиль не рекомендуется, поскольку жидкость не прокачается через масляные каналы.
- Разделительная буква W между двумя числами говорит о всесезонности применения.
- Вторая цифра – технический параметр, который обозначает высокотемпературную вязкость. В случае с маслом, приведенным в качестве, примера, это +40 градусов. При высоких температурах оно должно оставаться густым, а при низких – текучим.
По стандартам SAE все моторные масла делят на 17 классов с обозначениями от 0W до 60W. Восемь разработаны для эксплуатации зимой, девять – для летнего периода. В этой таблице представлены самые распространенные индексы вязкости для использования зимой и летом в условиях нашего климата:
SAE, зимние масла | SAE, летние масла | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс | Год выпуска ДВС | Требования и особенности |
SE* | 1972 | Аналогичные с классом SD, но защита двигателя лучше. |
SF* | 1980 | Аналогичные с категорией SE, улучшенная защита от износа и окислительная стабильность. |
SG* | 1988 | Аналогичные с категорией SF, улучшенная защита от износа, окисления и образования шлама. |
SH* | 1993 | Аналогичные с категорией SG, обозначается символом API для подтверждения соответствия уровню SH. |
SJ | 1996 | Аналогичные с категорией SH, защита от окисления при высоких температурах и от забивания катализатора улучшена. |
SL | 2001 | Улучшенные моющие свойства, защита от низкотемпературных отложений и окислений, увеличенный интервал между заменами. |
SM | 2004 | Улучшены общие свойства для максимального расширенного интервала замены, надежная защита от окисления и низкотемпературных отложений. |
SN | 2010 | Повышенная защита от сажи и высокотемпературных отложений на поршнях. |
А вот спецификация моторных масел API для 2-тактных ДВС:
Класс | Год выпуска, особенности эксплуатации ДВС | Требования и особенности |
CD-II | 1988, работающие в сложных условиях. | Высокая защита от отложений и износа. Отвечает требованиям класса CD |
CF-2 | 1994, работающие в сложных условиях. | Усиленная защита от преждевременного износа поршневых колец и цилиндров. |
CE** | 1987, требовательные и высоконагруженные коммерческие ДВС. | Усиленная защита от отложений и высокотемпературных отложений, контроль за расходом и окислением. |
CF-4** | 1991, требовательные коммерческие ДВС. | Улучшенная защита против высокого расхода масла и отложений на поршнях. |
CF | 1994, моторы с непрямым впрыском. | Оптимальны для использования в карьерной и строительной технике. Подходят для топлива с высоким содержанием серы. |
CG-4 | 1995, коммерческие ДВС, работающие под тяжелыми нагрузками. | Предназначены для ДВС с содержанием серы в количестве от 0,05 до 0,5%. |
CH-4 | 1998, моторы под высокими нагрузками и пониженным уровнем выхлопов. | Защищают от коррозии, износа, сажи и окисления, обладают высокой устойчивостью к вспениванию и сдвиговой стабильностью. |
CI-4 | 2002, оборудование на топливе с низким содержанием серы. | Увеличивают срок службы мотора и интервалы замены масла в 2 раза. |
Действующие классы подходят для большинства дизельных и бензиновых моторов как для новых, так и для старых автомобилей. Новые классы поглощают старые.
Жидкости классов SM и SN можно использовать в турбированных моторах. Специфический класс масел API CF-2/4 разработан специально для двух- и четырехтактных дизельных двигателей, работающих в тяжелых условиях.
Таблица классификации моторных масел по API включает основные классы жидкостей. Но часто случается так, что на этикетке нет информации о соответствии какому-либо из классов API. В таких случаях масло либо не имеет данного сертификата, либо класс качества устарел.
Классификация моторных масел по ACEA
Данная классификация представляет собой европейский аналог API и во многом пересекается с ее требованиями. Но требования к ряду параметров у европейских экспертов оказались более строгими. АСЕА учитывает практически все конструктивные особенности ДВС и режимы их эксплуатации в европейских условиях.
Перечень требований обновляется каждые несколько лет в ходе испытаний АСЕА. Последняя редакция 2012 года делит ДВС на несколько категорий:
- A/B для бензиновых (А) и дизельных (В) моторов;
- C для дизелей и бензиновых ДВС с высоким экологическим классом, сажевыми фильтрами и каталитическими нейтрализаторами;
- E для дизельных моторов тяжелого автотранспорта.
Вот как распределены классы и основные параметры в таблице классификации моторных масел по ACEA:
Класс моторного масла | Тип двигателя | Свойства моторного масла |
A1/B1 | Бензиновые и дизельные ДВС легковых авто. | Обеспечивают увеличенный интервал для замены и низкий коэффициент трения. |
A3/B3 | Высокофорсированные бензиновые и дизельные ДВС легковых авто. | Обеспечивают увеличенный интервал для замены, подходят моторам в тяжелых условиях, всесезонные. |
A3/B4 | Высокофорсированные бензиновые и дизельные моторы. | Гарантируют уменьшение расхода топлива. |
A5/B5 | Высоконагруженные бензиновые и дизельные ДВС легковых авто. | Позволяют заменять масло реже даже при интенсивной эксплуатации машины. |
C1 и С2 | Высокофорсированные бензиновые и дизельные ДВС легкового транспорта с сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами. | Обеспечивают низкий коэффициент трения, помогают экономить топливо, продлевают ресурс сажевых фильтров и катализаторов, могут содержать различные присадки. |
C3 и С4 | Высокофорсированные бензиновые и дизельные ДВС легкового транспорта с сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами. | Продлевают ресурс катализатора и сажевого фильтра, варьируются по количеству присадок. |
E6 | Дизельные ДВС грузового транспорта, работающие в тяжелых условиях, с нейтрализаторами и сажевыми фильтрами. | Увеличивают интервал между заменами масла. |
E7 | Дизельные ДВС грузового транспорта, работающие в тяжелых условиях, с системами рециркуляции нейтрализаторами, без сажевых фильтров. | Увеличивают интервал между заменами масла. |
Е9 | Инновационные дизельные ДВС с высокой нагрузкой и жесткими требованиями к экологичности, с сажевыми фильтрами и без. | Увеличивают интервал между заменами масла. |
Представленная спецификация моторных масел по API и ACEA отражает базовые требования к этим техническим жидкостям. Но каждый производитель вправе выдвигать дополнительные требования к маслам, которые он рекомендует для своих автомобилей.
Классификация моторных масел по ILSAC
Эту классификацию предложил Международный комитет по стандартизации и сертификации смазочных материалов. Система разработана специально для ДВС легковых автомобилей производства США и Японии. ILSAC также осуществляет контрооль за соблюдением действующих норм и сертифицирует масла совместно с API.
У автомасел, сертифицированных по ILSAC, есть ряд отличительных особенностей:
- позволяют экономить топливо и энергию;
- стойкие к вспениванию и стабильные к сдвигу;
- обладают низкой вязкостью и малой испаряемостью;
- обладают фильтруемостью в условиях низких температур;
- защищают системы снижения токсичности выхлопных газов.
В таблице классификации моторных масел по ILSAC представлены пять классов жидкостей, существующих на данный момент:
Класс | Дата утверждения | Особенности и плюсы |
ILSAC GF-5 | 22.12.2009 г. | Повышают эффективность всех узлов автомобилей, обеспечивают высокую защиту поршней и турбокомпрессоров от отложений, совместимы с уплотнительными материалами, защищают моторы с этанол-содержащим биотопливом, экономят топливо, увеличивают интервал замены масла. |
ILSAC GF-4 | 14.01.2004 г. | Уменьшают испаряемость масла, экономят топливо, обладают улучшенными моющими свойствами, отличаются высоким содержанием модификатора трения. |
ILSAC GF-3 | 2001 год. | Улучшенные характеристики по экономиии топлива, испарению масла, снижению высокотемпературных отложений, стабильной работе, оптимальной вязкости, истощению пакета присадок, нормам расхода жидкости в течение всего срока эксплуатации. |
ILSAC GF-2 | 1996 год. | Отличаются низкой рабочей температурой, высокой устойчивостью к образованию отложений и вспениванию. Соответствуют строгим требованиям к содержанию фосфора не более 0,1% в объеме. |
ILSAC GF-1 | 1990-1992 гг. | Первая классификация, согласно которой утверждены требования к моторным маслам касательно экономии топлива, снижения отложений, защиты систем снижения токсичности выхлопных газов к содержанию фосфора не более 0,12% в объеме. |
Прежде, чем купить в интернет-магазине или на СТО новое моторное масло, внимательно изучите сервисную книжку и рекомендации производителя автомобиля, а также маркировку на канистре. Это поможет избежать сбоев в работе двигателя, которые вызывает неправильно подобранное масло.
Как выбрать моторное масло правильно?
Ознакомившись с классификацией моторных масел по SAE, API, ACEA и ILSAC, вам будет гораздо проще подобрать жидкость, оптимальную для вашего авто с учетом года выпуска, типа и износа ДВС, вязкости, а также условий эксплуатации. Но есть и другие критерии, которые придется принимать во внимание, изучая вот такие этикетки автомасел:
- Нагрузки на автомобиль. Ежедневные поездки в черте города и загородные путешествия по бездорожью оказывают различное влияние на двигатель. Где-то он быстро нагревается и даже перегревается, а где-то не успевает прогреться до рабочей температуры. Важно, чтобы моторное масло работало в разных условиях.
- Совместимость отдельных узлов ДВС с определенным видом смазочного материала. Если сальники изготовлены из нитрильной резины (чаще встречаются в наших «родных» авто), то синтетические масла заливать нельзя. Но если сальники заменить, то все будет в порядке. Аналогично и с другими деталями.
- Периодичность замены масла. Многие производители рекомендуют менять его через каждые 10 тыс. км пробега, если износ ДВС не превышает 25%. Но на практике менять масло лучше каждые 7-8 тыс. км, так как авто ездят в режиме «старт-стоп», а качество нашего топлива очень “хромает” в сравнении с европейскими стандартами.
- Объем двигателя. Классификации моторных масел для бензиновых и дизельных двигателей включает классы, рекомендованные производителями для авто с малолитражными ДВС, вплоть до 3,5 л. При таком малом объеме даже «синтетику» нужно менять чаще, чтобы избежать преждевременного износа.
- Соответствие или одобрение. Лучше, если на этикетке есть пометка «одобрение»: это значит, что производитель этого смазочного материала получил специальное одобрение изготовителя вашего авто. Всегда ищите эту пометку у допуска на этикетке моторного масла.
В заключении
Подобрать оптимальное моторное масло просто, если вы знаете, как изучать этикету и на что смотреть в первую очередь. Главное – не ошибиться в основных моментах. Вот что мы рекомендуем:
- Выбирайте масло с вязкостью, рекомендованной производителем. Не ниже и не выше. Если выберете вариант с низкими значениями, получите высокий расход материала и увеличение нагара. А если решите залить масло с высокими значениями, то обеспечите маслосъемным кольцам преждевременный износ.
- Какая спецификация моторного масла правильная? Безошибочный выбор по API такой: для дизеля – не ниже СL-4 PLUS или СJ-4, для б/у иномарки с бензиновым мотором – SМ или SN. Но стоит обращать внимание на допуски производителей.
- Следите, чтобы смазочные материалы были оригинальными. Иначе на механизме образуются отложения, что спровоцирует сбои в работе, преждевременный износ, дорогостоящий ремонт или затраты на покупку и установку нового ДВС. Последнее особенно неприятно, если у мотора небольшой пробег.
Чтобы окончательно разобраться в кодах и цифрах на канистрах, изучайте расшифровки спецификации моторных масел и требования производителя вашего автомобиля к смазочным материалам. Вы быстро научитесь определять продукты с необходимой вязкостью, оптимальными допусками по API, ACEA, ILSAC и другими параметрами.