- 4. Сорта и марки моторных масел
- Двигатель СМД: Технические характеристики, неисправности и тюнинг
- Описание двигателей СМД
- Дизельный двигатель СМД 18 Н
- Двигатель СМД 60
- Техническое обслуживание двигателей СМД 60/62
- Двигатель СМД 14
- Двигатели СМД-31
- Двигатель СМД 22
- Краткий обзор моделей СМД
- Возможен ли тюнинг двигателей СМД
4. Сорта и марки моторных масел
В соответствии с принятой классификацией и на основе многочисленных исследований на полноразмерных двигателях в стендовых и эксплуатационных условиях даны следующие рекомендации по использованию моторных масел для тракторных, автомобильных и комбайновых двигателей (табл. 13).
При отсутствии масел нужной группы разрешается применять масла низшей группы, но тогда вдвое сокращается срок работы масла до замены.
Периодичность замены моторных масел указана в заводских инструкциях по эксплуатации двигателей. При этом предусматривается использование топлива с содержанием серы до 0,5 %. Если серы в топливе больше, то условия работы моторного масла ужесточаются и сроки замены масел должны быть сокращены вдвое.
В летнее время применяют масла с вязкостью 10 мм 2 /с при 100 °С, в зимнее — 8 мм 2 /с Кроме того, в зимнее время рекомендуется применять загущенные масла М-4з/8Г2.
Моторные масла для дизелей. Разработан ГОСТ 8581—78, в соответствии с которым выпускаются масла шести марок (табл. 14).
Моторные масла для дизелей характеризуются следующими технологиями изготовления и содержанием введенных присадок.
Моторные масла М-8В2 и м-10В2 изготовляют на основе прошедших селективную очистку дистиллятного и остаточного компонентов сернистых нефтей. В состав масла входят композиции моющих, антиокислительных, противоизносных, депрессорных и антипенной присадок. Масла применяют в автотракторных дизелях типа СМД-14,А=41, ЯМЗ-236 и др.
Основой моторных масел М-8Г2 и М-10Г2 служат базовые масла М-8 и М-10 селективной очистки, в которые вводят композицию присадок в составе: 6% ВНИИНП-360; 3,5% ПМС’Я; 0,0003% ПМС-200А и др. масла применяют в высокообразных форсированных дизелях с наддувом типа ЯМЗ-238Н, ЯМЗ-238НБ, СМД-62 и др.
Моторные масла М-8Г2к и М-10Г2к приготовляют из сернистых нефтей на основе дистиллятного и остаточного компонентов селективной очистки, куда вводят эффективную композицию присадок. Эти масла применяют для двигателей автомобилей КамАЗ и автобусов «Икарус».
Кроме масел этих марок, выпускается долгоработающее всесезонное моторное масло марки М-6з/10В (ТУ 38 101155—76), которое вырабатывают из сернистых нефтей. Оно предназначено для среднефорсированных дизелей и карбюраторных двигателей без наддува с увеличенной периодичностью замены (в тракторных дизелях при сроке работы 480 мото-ч, в автомобильных двигателях после пробега 15. 18 тыс. км).
Таблица 13.Моторные масла, рекомендуемые для двигателей
Степень форсирования двигателя
Марка базового двигателя
Рекомендуемая группа масла
ГАЗ-51А, ГАЗ-52-01, ГАЗ-69А, ЗИЛ-157,
ЗИЛ-164А, МЗМА-401, МЗМА-407.
ГАЗ-21, ГАЗ-24-01, ГАЗ-53,ГАЗ-66,
ЗИЛ-130, ЗИЛ-375 Я4, ЗИЛ-375 ЯГ,
ЗИЛ-375, ЗМЗ-24, ВАЗ-2101, ВАЗ-2103,
Д-16, Д-20, Д-28, Д-38, Д-40, Д-48, Д-54, Д-60, КДМ-46.
Д-21, Д-22, Д37М, Д-50, СМД-7, СМД-14, Д-108, ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-240, А-01М, Д-75Т, А-03, А-01, ЯАЗ-204, ЯАЗ-206
8ДВТ-330,ЯМЗ-238НБ, ЯМЗ-240Н, ЯМЗ-140Б, СМД-17К, СМД-18К, СМД-19, СМД-20, СМД-60, СМД-62, СМД-64, СМД-72, А-41, Д-160, Д-37Е, Д-65, Д-240, Д-21А, Д-144, ЯМЗ-740, ЯМЗ-741, ЯМЗ-240Б.
Высокофорсированные двигатели, работающие в тяжелых условиях
СМД-80, СМД-84, ЯМЗ-238НБ, Д-145Т, Д-181, Д-240Т, Д-260Т, 8ДВТ-330, А-01Т, ЯМЗ-240Н.
Перспективным является масло М-10Дм (ТУ 38 101783—80), которое предназначено для эксплуатации высокофорсированных дизелей с наддувом.
Оно по сравнению с маслом М-10Г2 обладает более высокими моющими и антиокислительными свойствами и увеличенным сроком работы до замены.
В качестве смазочных масел для низкооборотных стационарных дизелей типа Д-16 и других выпускают масла двух марок, которые по своим эксплуатационным свойствам соответствуют группе А; дизельное дистиллятное моторное масло Т без присадок (ТУ 38 101655—76) и дизельное моторное масло Т (ТУ 38 101266—72) с 3 % присадки ЦИАТИМ-339. Эти масла обладают большой вязкостью (62. 68 мм 2 /с при 50 °С) и невысокой температурой застывания.
Моторные масла для карбюраторных двигателей. Ассортимент моторных масел для карбюраторных двигателей с различной степенью форсирования в соответствии с ГОСТ 10541—78 включает шесть марок групп А, Б, ВиГ.
Моторные масла для карбюраторных двигателей характеризуются следующими технологиями изготовления и содержанием введенных присадок.
Таблица 14. Основные показатели дизельных моторных масел
Значение показателя для масла марки
Кинематическая вязкость при 100 ºС, мм 2 /с
Индекс вязкости, не менее
Зольность, %, не более
Щелочное число, мг/г, не менее
Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более
вспышки, не ниже
застывания, не выше
Моторные испытания по ГОСТ 17479-72
Моторное масло М-8А — дистиллятное масло селективной очистки из сернистых нефтей, в состав которого входят в небольшом количестве моющие и антиокислительные присадки. Обычно его применяют в малофорсированных карбюраторных двигателях.
Моторное масло М-8Б1 состоит из смеси дистиллятного и остаточного компонентов селективной очистки, в которое вводят различные композиции присадок, в основном сульфонатные и фосфатные. Его применяют всесезонно в двигателях с V-образным (ЗИЛ-130, ГАЗ-53А и др.) и рядным (ГАЗ-51А, ЗИЛ-164А и др.) расположением цилиндров, а также в двигателях легковых автомобилей, за исключением автомобилей ВАЗ.
Моторное масло М-8В1 состоит из смеси дистиллятного и остаточного компонентов с композицией, включающей в себя эффективную сукцинимидную присадку. Оно обладает высокими моющими и антиокислительными свойствами, хорошей влагостойкостью, малой склонностью к образованию осадков при работе двигателя в условиях низких температур и высокой термоокислительной стабильностью. Масло применяют всесезонно для всех моделей карбюраторных двигателей, кроме автомобилей ВАЗ.
Моторные масла М-8Г1, М-6з/10Г1 и M-12Г1 получают добавлением высокоэффективных композиций металлосодержащих и беззольных присадок. Масла M-8Г1 и М-6з/l0Г1 обладают хорошими вязкостно-температурными характеристиками, что обеспечивает легкий пуск двигателей в зимнее время. Применяют эти масла в высокофорсированных карбюраторных двигателях автомобилей, в первую очередь в автомобилях ВАЗ.
Основные показатели авиационных масел следующие:
Вязкость при 100 ºС, мм 2 /с
Кислотное число, мг КОН/г масла, не более
Зольность, %, не более
Температура вспышки, ºС, не ниже:
в закрытом тигле
в открытом тигле
Масла для авиационных двигателей. В сельскохозяйственном производстве при индустриальной технологии возделывания различных культур находят применение специальные самолеты, вертолеты и т. д. Моторные масла в авиационных двигателях этих машин работают в условиях высокой тепловой и динамической напряженности. Поэтому эти масла должны обладать высокой вязкостью, хорошей смазывающей способностью и высокой термоокислительной стабильностью. Выпускают авиационные масла трех марок: МС-14 и МС-20 — селективной очистки, МК-22 — кислотно-контактной очистки (ГОСТ 21743—76).
Масло для обкатки двигателей внутреннего сгорания. После изготовления или ремонта деталей на их поверхностях имеются шероховатости, микронеровности и т. д., поэтому необходимо перед началом эксплуатации провести обкатку двигателя. Цель обкатки — приработка сопряженных поверхности деталей, в результате которой уменьшается шероховатость, что увеличивает несущую способность, уменьшает нагрев и т. п. Хорошая приработка поверхностей деталей зависит от правильного выбора скоростного, нагрузочного и температурного режимов. Условия обкатки должны обеспечить сглаживание микронеровностей без повышенного износа деталей. При обкатке трущиеся поверхности работают в условиях смешанного (граничного, сухого, жидкостного и промежуточных) видов трения. Поэтому обкаточное масло должно обладать охлаждающими свойствами, хорошей прокачиваемостью, высокой полярной активностью и достаточной вязкостью.
Обкаточное масло ОМ-2 (ТУ 38 101325—79) приготовляют на базе масла ДС-8 введением в него 2,5 % приработочной серосодержащей присадки дипроксид, 2 % ПМС’Я или ПМС, 2 %ЦИАТИМ-339 и антипенной присадки ПМС-200А. По эксплуатационным свойствам обкаточное масло ОМ-2 соответствует группе Б2. При использовании этого масла в двигателе в процессе приработки на поверхностях деталей выделяется активная сера. Она взаимодействует с металлом поверхностных слоев, образуя сульфиды. Они обладают повышенной пластичностью, что значительно ускоряет приработку. Для ускорения процесса приработки и повышения его качества одновременно применяют приработочные присадки к топливу. Вырабатывают присадку АЛП-2 (ТУ 38 101368—73) для добавления к топливу, которая является раствором органических соединений алюминия в дизельном масле ДС-8. Эту приработочную присадку вводят в топливо в количестве 2,5 %. При сгорании такого топлива в камере образуется оксид алюминия со средним размером частиц 2 мкм. Твердость его кристаллов выше твердости материала поршневых колец и гильз цилиндров. Это и обеспечивает ускорение приработки. Как показывает опыт, для дизеля после обкатки на товарном топливе угар моторного масла составлял 2,4 % по отношению к расходу основного топлива, при обкатке на топливе с присадкой угар масла составил лишь 0,9%.
Совместное применение обкаточного масла ОМ-2 и приработочной присадки к топливу АЛП-2 обеспечивает — высококачественную обкатку двигателя за 45. 60 мин, что фактически равноценно 60-часовой эксплуатационной обкатке трактора на маслах и топливе товарных марок.
В целях обеспечения высококачественной обкатки двигателей для дальнейшей их надежной и долговечной эксплуатации многие научно-исследовательские учреждения страны продолжают не только разрабатывать более эффективные присадки к обкаточным маслам и топливу, но и совершенствовать технологию обкатки.
Двигатель СМД: Технические характеристики, неисправности и тюнинг
Харьковский завод «Серп и Молот» приступил к производству дизельных двигателей в середине прошлого века. Продукция предназначалась для установки на транспортных средствах, работающих в сельском хозяйстве – комбайнах, тракторах. Дизельный двигатель СМД зарекомендовал себя среди пользователей, как надежный механизм, работающий в течение длительного эксплуатационного срока без капитального ремонта. На данный период завод прекратил свое существование, производство современных моторов этой категории налажено в Белгороде. Теперь из выпускает Белгородский моторный завод.
Описание двигателей СМД
Модификации дизельных двигателей внутреннего сгорания, выпускаемые под брендом СМД, обладают общими достоинствами:
- Экономичность, низкий расход дизтоплива.
- Компактность конструкции.
- Сравнительно небольшая масса.
- Доступность переналадки (чаще всего требуется изменить мощность агрегата).
- Большое количество запасных частей по доступным ценам в торговой сети.
- Невысокая стоимость агрегата, в сравнении с импортными аналогами.
Благодаря большому количеству преимуществ данных моторов, они широко используются при производстве сельхозтехники. В состав моторов СМД входят гидравлические насосы высокого давления для обслуживания гидросистемы. Одновременно с насосами, на с/х машины дополнительно устанавливаются специальные искрогасители. В конструкцию моторов включены топливные фильтры тонкой очистки. Их устройство позволяет производить очистку и промывку без демонтажа и разборки.
В зависимости от области использования и конструкции модификаций, силовые агрегаты бренда СМД разделяются на следующие категории:
- четырехцилиндровые, расположение цилиндров – рядное;
- шестицилиндровые, рядные;
- 6-цилиндровые, У-образные.
Дизельный двигатель СМД 18 Н
В конструкцию мотора входят четыре цилиндра. Топливо в цилиндры подается при помощи фирменного насоса ТНВД «Моторпал» PP4M10P1F-4214 производства Чехии.
- Впрыск топлива – непосредственный.
- Двигатель оборудован турбонаддувом.
- Система охлаждения – жидкостная.
Технические характеристики двигателя СМД 18Н:
- мощность – 100 л. с.;
- число оборотов коленвала на холостом ходу 600 – 1950 об/мин;
- удельный расход дизтоплива 165 – 170 г/с. с. ч;
- вес двигателя от 735 до 880 кг.
Двигатель СМД 60
Силовой агрегат СМД 60 предназначен для гусеничных тракторов Т-150, производства завода ХТЗ. Двигатель СМД 62 – для колесной модификации Т-150К соответственно.
Описание устройства СМД-60/62:
- Количество цилиндров – 6 шт.
- Число тактов – 4.
- Мощность – 150 л. с.
- Тип охлаждения – жидкостное (в летнее время в систему заливается вода, при отрицательных температурах окружающей среды – антифриз).
- Впрыск дизтоплива – непосредственный.
- Турбонаддув – имеется.
- Расположение цилиндров – у-образное со смещением.
- Ход поршня меньше диаметра цилиндра – короткоходовой вариант исполнения.
В состав двигателя входят:
- топливный насос ТНВД;
- фильтры грубой, тонкой очистки топлива;
- моторное масло очищается при помощи специальной центрифуги;
- циклонный воздухоочиститель (пыль из него удаляется автоматически);
- пусковой мотор П-350;
- предпусковое нагревательное устройство;
- генератор переменного тока,
- турбокомпрессор двигателя размещен в развале цилиндров.
Основное отличие СМД 62 от базовой модели состоит в обеспечении перехода на повышенную мощность в 165 л.с. Пневматическая система трактора Т-150К оборудована специальным нагнетающим компрессором.
Техническое обслуживание двигателей СМД 60/62
В качестве смазочных жидкостей для тракторных двигателей данных моделей рекомендуется использовать специальные марки. В летнее время – это моторное масло М10Г, соответственно для зимы – М8Г. Если не удалось приобрести рекомендованные жидкости, можно временно воспользоваться заменителями:
- летняя моторная смазка – М 10В;
- зимнее дизельное масло – ДС-8.
Внимание: При использовании аналогов нужно перейти на топливо с уменьшенным содержанием серы (не более 0,5%).
Двигатель СМД 14
Четырехцилиндровый дизельный мотор СМД 14А входит в комплектацию Харьковского трактора Т-74, а СМД-14Б предназначен для серийного трактора – ДТ-54В, выпускаемого на Волгоградском тракторном заводе.
Технические характеристики двигателя СМД 14
- Номинальная мощность мотора – 75 лошадиных сил.
- Количество цилиндров – 6 штук, диаметр – 130 мм.
- Характер расположения цилиндров – У-образное, с углом развала в 90°.
- Число оборотов коленвала 800 – 2180 об/мин.
- Длина хода поршня – 115 мм.
- Тип системы охлаждения – водяной.
- Вентиляция системы охлаждения – принудительного типа.
- В состав СМД-14 входит система пуска с мотором П-350.
Двигатели СМД-31
Шестицилиндровые, четырехтактные дизельные моторы оборудованы турбонаддувом.
Мощность СМД-31А равна 235 лошадиных сил. Основное применение – комбайн ДОН-1500.
СМД 31.16 создан для комбайна «Славутич» производства Херсон, его мощность равна 265 л. с.
СМД 31.20 – «Обрий», зерноуборочный комбайн производится на заводе «имени Малышева» в Харькове. Мощность мотора – 230 л. с.
Технические характеристики двигателя СМД 31:
- частота вращения коленвала – 800 – 2130 об/мин.;
- расход горючего от 165 до 172 г/л.с.ч;
- пусковая система оборудована электростартером 3212.3708, а также электрическим подогревателем факельным ЭФП 8101500;
- вес мотора в сборе – 1050 – 1100 кг.
Двигатель СМД 22
Данный силовой агрегат устанавливается на различных зерноуборочных машинах отечественного производства: СКД-6 М, «Нива», «Енисей».
Технические характеристики СМД-22:
- Количество цилиндров – 4 штуки.
- Номинальная мощность – 140 лошадиных сил.
- Количество оборотов – 650 – 2130 об/мин.
- Расход топлива – 171 г/л.с. ч.
- Модель пускового двигателя – П-10 УД.
- Вес агрегата равен 735 – 880 кг.
Технические характеристики двигателя СМД 21:
- полное название модификации — СМД-21.07.02;
- оборудование – турбонаддув;
- жидкостное охлаждение;
- ТНВД «Моторпал»;
- число цилиндров – 4 шт.
- количество оборотов – 2400 об/мин;
- момент кручения 610 Н.м;
- система пусковая – электростартер, 24 вольта;
- эксплуатационный срок до капитального ремонта – 10 лет.
Краткий обзор моделей СМД
Двигатели СМД 15Н и 14Н не оборудованы турбинами, относятся к категории безнаддувных моторов. Благодаря повышенным мощностным показателям (68 л. с.), нашли применение в таких областях, как:
- тракторы «ЮМЗ»;
- дорожная техника (погрузчики, укладчики асфальта, катки);
- строительное оборудование.
Четырехцилиндровые турбонаддувные дизельные моторы СМД-17Н, 18Н мощностью не менее 100 лошадиных сил, устанавливаются:
- на сельскохозяйственных тракторах Вг ТЗ, ДТ-75;
- лесных модификациях ЛХТ-55 «ОТЗ», ТДТ-55;
- экскаваторах «АТЭК».
СМД-19 обладает мощностью от 120 до 145 л. с., СМД-20 – 125 л. с. Обе модели относятся к 4-х цилиндровым турбодизелям. Область использования – фронтальные погрузчики, трактора, зерноуборочные комбайны и пр.
Возможен ли тюнинг двигателей СМД
По мнению специалистов, силовые агрегаты, предназначенные для сельскохозяйственной техники, не подвергаются усовершенствованиям с целью улучшить мощностные характеристики. Это объясняется тем, что их конструкция и методы изготовления рассчитаны на выполнение конкретных работ в определенных условиях. Любое вмешательство в регулировки, настройки и конструкцию СМД приведет к нарушению сбалансированной работы двигателя и транспортного средства в целом.
Создана широкая линейка моделей СМД, отличающихся мощностными характеристиками. Различные машины спецтехники комплектуются наиболее подходящим мотором из имеющегося широкого диапазона.
При желании преобразить внешний вид транспортного средства допускается применять светодиодный тюнинг.