Должностная инструкция моториста электродвигателей 3-го разряда
«______» _______________ 20___ г.
Моториста электродвигателей 3-го разряда
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность моториста электродвигателей 3-го разряда [Наименование организации в родительном падеже] (далее – Компания).
1.2. Моторист электродвигателей 3-го разряда назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.
1.3. Моторист электродвигателей 3-го разряда относится к категории рабочих и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.
1.4. На должность моториста электродвигателей 3-го разряда назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование и соответствующую подготовку без предъявления требований к стажу работы.
1.5. В практической деятельности моторист электродвигателей 3-го разряда должен руководствоваться:
- локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
- указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
- настоящей должностной инструкцией.
1.6. Моторист электродвигателей 3-го разряда должен знать:
- принцип работы обслуживаемого оборудования, режим работы агрегатов;
- основные сведения по электротехнике;
- расположение шиберов на котельных установках и правила управления ими;
- принципы золоулавливания;
- способы регулирования производительности установок;
- принцип работы котлов и котельных установок и схемы газоходов;
- назначение контрольно-измерительных приборов и правила пользования ими;
- влияние процесса отсасывания газов и притока воздуха на режим работы котлов.
1.7. В период временного отсутствия моториста электродвигателей 3-го разряда его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].
2. Должностные обязанности
Моторист электродвигателей 3-го разряда осуществляет следующие трудовые функции:
2.1. Обслуживание электродвигателей вентиляционных и дымососных установок, шлакоподъемников, эксгаустеров, скреперных лебедок, установок котельных и топливоподачи или других установок с суммарной мощностью электродвигателей свыше 100 кВт.
2.2. Подготовка к работе, пуск, регулирование режима работы и останов обслуживаемых механизмов.
2.3. Определение неисправностей в работе механизмов и агрегатов.
2.4. Выполнение текущего ремонта.
2.5. Участие в среднем и капитальном ремонтах оборудования.
2.6. Запись в журнале показаний контрольно-измерительных приборов.
В случае служебной необходимости моторист электродвигателей 3-го разряда может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.
3. Права
Моторист электродвигателей 3-го разряда имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.
3.3. Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделений) и вносить предложения по их устранению.
3.4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений Компании к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководителя Компании).
3.6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
4. Ответственность и оценка деятельности
4.1. Моторист электродвигателей 3-го разряда несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, – и уголовную) ответственность за:
4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.2. Оценка работы моториста электродвигателей 3-го разряда осуществляется:
4.2.1. Непосредственным руководителем – регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.
4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия – периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.
4.3. Основным критерием оценки работы моториста электродвигателей 3-го разряда является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.
5. Условия работы
5.1. Режим работы моториста электродвигателей 3-го разряда определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.
5.2. В связи с производственной необходимостью моторист электродвигателей 3-го разряда обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).
С инструкцией ознакомлен ___________/____________/«____» _______ 20__ г.
Кто такой моторист и чем занимается?
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Если спросить любого человека, кто такой моторист и чем занимается, то, скорее всего, он скажет, что представитель этой профессии, так или иначе, связан с моторами. В принципе, это правильный ответ. Однако моторист мотористу рознь. В нашем обзоре мы подробнее остановимся на особенности работы этих специалистов в разных сферах, их профессиональных навыках и требованиях к компетенциям.
Особенности
История этой профессии уходит корнями в далекое прошлое – она возникла ровно тогда, когда человек изобрел двигатель. Хотя изначально профессия была распространена в основном среди моряков, мореходы-мотористы работали на кораблях дальнего плавания и занимались ремонтом судового двигателя. И в прежние годы, и сейчас круг трудовых обязанностей специалистов- мотористов сводится к контролю за поддержанием нормального функционирования мотора. Человек на данной позиции выполняет осмотр, ремонт и запуск мотора, а также производит смазывание его элементов при необходимости.
Таким образом, основная задача этого работника состоит в обеспечении всевозможным типам двигателей необходимых условий для поддержания их нормального функционирования, осуществлении их своевременной профилактики и ремонта.
Квалифицированный моторист широко востребован в нескольких направлениях.
- Авиация. Здесь специалисты, отвечающие за работу двигателей, постепенно начали утрачивать свои позиции, поскольку крупные самолеты в наши дни оснащаются более технологически сложными моторами. Однако и по сегодняшний день существуют некоторые виды самолетов, для выполнения обслуживания которых нужны именно мотористы.В частности, это летательные аппараты, оборудованные поршневыми авиадвигателями – для таких моторов необходимо выполнять подготовку к запуску, регулярное техобслуживание и профессиональный ремонт.
- Флот. Возможности трудоустройства у матросов-мотористов на судне намного шире, что прямо связано с тем, что в этой сфере используются именно поршневые двигатели, которые требуют к себе особого внимания и тщательного ухода. А также на морском и речном транспортах мотористы нередко занимаются обслуживанием энергетических установок на кораблях.
- Автосервис. Здесь мотористы наиболее востребованы, поскольку любые грузовые и легковые автомобили рано или поздно ломаются и требуют ремонта. Кроме того, любой автовладелец знает, насколько важно время от времени проводить техобслуживание бензинового и дизельного двигателей, поскольку это будет лучшим способом продлить его работоспособность. Моторист на СТО, как правило, всегда занят, работы ему хватает в полной мере.
Важно! В своей работе эти специалисты должны придерживаться и неукоснительно соблюдать правил техники безопасности, знать основные инструкции, уметь хорошо разбираться в диагностике и выполнять ремонт мотора вне зависимости от уровня его сложности.
Разновидности и обязанности
Круг обязанностей подавляющего большинства мотористов в соответствии с ЕКТС заключается в контроле над поддержанием нормального функционирования двигателя, они выполняют ремонт осмотр смазку и запуск движков. Профессиональные мотористы устанавливают методы определения неисправностей и правила ухода за двигателем.
Следует отметить следующие разновидности мотористов с разной специализацией:
- моторист разных типов агрегатов и оборудования;
- специалист по двигателям разнообразных транспортных средств;
- слесарь-моторист;
- автомеханик с обязанностями моториста;
- моторист-рулевой;
- автослесарь, обслуживающий легковые и коммерческие ТС;
- моторист цементировочного агрегата и бетоносмесительных установок;
- токарь-моторист;
- дизелист;
- машинист;
- компрессорщик;
- моторист-электрик;
- моторист-эксперт;
- вахтенный.
Это далеко неполный перечень специализаций и работ, которые имеют отношения к профессии моториста.
Знания и навыки
Чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, моторист должен знать следующее:
- особенности ремонта двигателя;
- правила проведения технического осмотра моторов;
- тонкости смазывания элементов и деталей двигателя;
- основные правила консервации и расконсервации мотора.
Этот работник должен уметь корректно, грамотно и безопасно запускать моторы в любое время года при любых погодных условиях. Вне зависимости от выбранной специализации любой моторист должен обладать таким личными характеристиками, как:
- выносливость, хорошая физическая подготовка – в ходе выполнения должностных обязанностей этому специалисту приходится часто иметь дело с тяжелыми деталями и фрагментами мотора, поэтому от него требуется крепкое здоровье и хорошая подготовка;
- быстрота реакции – при выходе из строя какого-либо элемента специалист по ремонту моторов должен как можно быстрее реагировать на это и делать необходимые для урегулирования ситуации действия;
- моторист должен обладать хорошим вестибулярным аппаратом, так как обычно этим людям приходится работать в нетрадиционных условиях, например, при сильной качке на море;
- чтобы четко координировать все свои действия, понадобится хороший глазомер и точность;
- необходимо заметить, что моторист всегда работает как член одной большой команды, именно поэтому, отбросив на задний план свои амбиции и самолюбие, этот работник должен быстро и предельно точно исполнять любые поручения руководителя, чтобы не подвести весь рабочий коллектив;
- кроме того, коллеги будут требовать от него вежливости и коммуникабельности.
Образование
В этой сфере большую роль играет образование. Дело в том, что хорошим специалистом-мотористом можно стать, только проработав не менее 5–10 лет в этой сфере. В ходе выполнения работ специалист будет сталкиваться с мелочами, о которых он должен иметь хотя бы теоретическое представление. Однако одни только теоретические знания, никак не подкрепленные опытом по специальности, в этой сфере не котируются.
Чтобы получить профессию моториста, будет вполне достаточно обучения в среднем специальном учебном заведении, например, в техникуме. Кроме того, человек, имеющий опыт в выполнении обязанностей рабочего, всегда может повысить свою квалификацию и пройти переподготовку на специальных курсах, которые проводятся в учебно-производственных центрах. Как правило, в задачи обучения входит выпуск специалистов, полностью готовых к осуществлению работ по ремонту и обслуживанию моторов.
Большое внимание на таких занятиях уделяется строению механической части мотора, но и некоторые смежные области знаний обязательно затрагиваются в том объеме, который нужен для принятия решений и осуществления качественного ремонта двигателя. Мотор любого механизма является довольно сложным агрегатом, который требует к себе особого подхода. Чаще всего он представляет собой глубокую связку механики и электроники, именно поэтому данные направления особенно скрупулезно изучают на любых курсах. А так как при работе с моторами принципиальное значение имеет точность контролируемых размеров элементов и зазоров в парах трения, которые порой лежат в области сотых долей миллиметра, то курсы мотористов еще обязательно обучают правилам корректного выполнения измерений.
В целом, обучение делятся на практическую и теоретическую части. Теоретическая предполагает изучение следующих вопросов:
- общее устройство мотора;
- диагностика состояния механической части двигателя;
- последовательность проведения ремонтных работ;
- особенность используемых инструментов и приспособлений;
- часто встречающиеся неисправности механической части двигателя.
На практике более останавливаются на таких направлениях, как:
- разборка мотора и особенности данного процесса;
- дефектовка – то есть выполнение всех контролируемых замеров, определение ремонтопригодности двигателя и возможности использования деталей мотора для осуществления его дальнейшей эксплуатации;
- определение базовых требований к ремонтным работам;
- контроль качества работы сторонних организаций по ремонту мотора;
- сборка двигателя.
Важно! Квалифицированный моторист в России имеет все шансы трудоустроиться и получать зарплату на уровне 90–100 тыс. руб.