- Самые простые схемы управления вращением двигателя постоянного тока
- РЕВЕРС МОТОРА без «Н» моста и микросхем НА двух ДИОДАХ
- Реверс — запуск мотора в обратном к текущему вращению направлении.
- Реверс электродвигателя
- Схема реверса электродвигателя
- Принцип работы схемы реверса
- 3 простые схемы реверса двигателя постоянного тока
- С двумя кнопками
- С двумя переключателями
- На сдвоенном со средним положением
- На тумблере с автоматическим отключением
Самые простые схемы управления вращением двигателя постоянного тока
Релейная схема реверса
Для переключения направления вращения, плюсовой сигнал нужно подать всего лишь на катушку одного из реле.
Мостовая схема на биполярных транзисторах
Применены однотипные транзисторы с обратной проводимостью NPN— проводят от коллектора к эмиттеру, открываются плюсом. Сопротивление перехода обратных NPN транзисторов немного меньше, чем упрямых PNP, потому используют их, чтобы несколько увеличить КПД устройства.
Мостовая схема на полевых транзисторах
Применены полевые транзисторы с разной проводимостью канала. Регулировку можно сделать, заменив постоянные резисторы R3, R4 на переменные, подстроечные.
Мостовая схема на транзисторах,управляемая от микроконтроллера
Применены транзисторы разной проводимости. Диоды нужны для защиты PIC контроллера управления от зависания или сброса. Гасят всплески напряжения при коммутации обмоток электродвигателя. Микроконтроллер L293D.
Заводской сборки мостовая схема на транзисторах, управляемая от микроконтроллера
Автор: Виталий Петрович. Украина, Лисичанск.
РЕВЕРС МОТОРА без «Н» моста и микросхем НА двух ДИОДАХ
Реверс — запуск мотора в обратном к текущему вращению направлении.
Реализовать вращение электродвигателя в разных направлениях можно разными способами.
Следует исходить из мощности электромотора который мы собираемся запустить для выбора типа и схемы электронных компонентов.
Если рассмотреть коротко, то реверс, практически любого электрического мотора сводится к переполюсовке направления тока подаваемого на клеммы электродвигателя (разумеется если мотор для этого предназначен).
К примеру, электрические двигатели от компьютерных кулеров с датчиком Холла не имеют возможности быть запущенными в обратную сторону, а бесколлекторные моторы переменного тока вполне могут крутится как в ту, так и в другую стороны при смене расположения конденсатора на вспомогательных обмотках.
Часто вижу довольно хитроумные схемы на силовых транзисторах и микросхемах так называемые «Н» мосты на полевых или биполярных транзисторах разного типа проводимости.
Мост Тильдена, хотя и зарекомендовал себя как практичное и надежное решение, не так уж прост и имеет рад недостатков таких к примеру как необходимость использования мощных транзисторов с большими радиаторами, а также схемы контроля тока входов, для предотвращения короткого замыкания в случае одновременной подачи на управляющие входы высокого уровня сигнала.
Хотя микросхем с уже встроенными Н мостами и контроллерами хватает, а в типовых решениях японских производителей , даже есть целый ряд готовых микросхем разной мощности, что делает сборку Н мостов из дискретных компонентов дилетантским занятием ради тренировки, забывать о простых и надежных решениях придуманных еще в эпоху СССР не стоит!
Ни одна микросхема не сравнится по простоте и по мощности со старым советским трёхпозиционным ключем способным коммутировать без радиаторов и дополнительного питания весьма «неприличные» мощности электродвигателей.
В ровень с этим Советским «монстром» можно поставить реле с токами коммутации не менее мощными чем упомянутый ключ.
Тут уже можно и кнопочки задействовать и управлять реле по проводочкам более тонким чем силовые кабели электромотора.
Не будем столь суровы к попыткам собрать схему «туды-сюды» вращателя, вдруг и в правду она понадобится для прозаичных и практичных целей, но давайте откинем всё лишнее и оставим лишь то без чего в этой схеме не обойтись : Источник питания, Мотор, Две кнопки (можно и одну) и схему для реверса питания без нулевого потребления.
Осталось соединить все это в одну цепь и наслаждаться эффектом просто и откровенно!
Реверс электродвигателя
Приветствую Вас, уважаемые гости сайта «Заметки электрика».
Сегодня я Вам расскажу про реверс электродвигателя.
В данной статье Вы познакомитесь со схемой реверса электродвигателя, а также узнаете как она работает. А в конце я снял для Вас специальный видео-ролик, где покажу Вам принцип работы схемы реверса электродвигателя на специальном стенде.
В процессе эксплуатации трехфазного асинхронного электродвигателя возникают моменты, когда необходимо изменить вращение вала электродвигателя. Чтобы осуществить задуманное, мы подключаем электродвигатель по схеме реверса.
- Вводной питающий автомат — в данном примере я использовал автоматический выключатель марки АП-50 с номинальным током 4А
- Контакторы или магнитные пускатели в количестве 2 штуки
- Кнопочный пост с 3 кнопками (красная — «стоп», черные — «вперед», «назад»)
- Тепловое реле
- Асинхронный электродвигатель
В моем примере (видео) отсутствует тепловое реле и сам электродвигатель, т.к. данный стенд предназначался для тренировки для студентов колледжей по сборке схемы реверса электродвигателя без силовой части.
Перед тем, как перейти к реверсу электродвигателя рекомендую прочитать и досконально изучить следующие статьи:
А теперь перейдем к реверсу. Чтобы изменить вращение вала (направление) электродвигателя, необходимо изменить чередование (следование) фаз питающего напряжения.
Схема реверса электродвигателя
Схема реверса электродвигателя при напряжении сети 220(В) и при напряжении цепей управления 220(В)
Хочу сразу заметить, что следует обращать внимание на уровень напряжение питания электродвигателя (380В или 220В) и напряжение катушек контакторов (380В и 220В).
Ниже смотрите еще 2 схемы реверса электродвигателя с разными номинальными напряжениями.
Схема реверса электродвигателя при напряжении сети 380(В) и при напряжении цепей управления 380(В)
Схема реверса электродвигателя при напряжении сети 380(В) и при напряжении цепей управления 220(В)
В моем примере уровень напряжения силовой цепи составляет 220(В), поэтому контакторы я использую с катушками, соответственно, на 220 (В).
Контакторы КМ1 и КМ2 используем для организации реверса электродвигателя. При срабатывании контактора КМ1 фазировка питающего напряжения будет различаться от фазировки при срабатывании контактора КМ2.
Управление катушками контакторов КМ1 и КМ2 осуществляется кнопками «стоп», «вперед» и «назад».
Давайте рассмотрим принцип работы схемы реверса электродвигателя.
Принцип работы схемы реверса
При нажатии кнопки «вперед» получает питание катушка контактора КМ1 по цепи: фаза С — н.з. контакт кнопки «стоп» — н.з. контакт КМ2.2 контактора КМ2 — н.о. контакт нажатой кнопки «вперед» — катушка контактора КМ1 — фаза В.
Контактор КМ1 подтягивается и замыкает свои силовые контакты КМ1.1. Двигатель начинает вращаться в прямом направлении.
Кнопку «вперед» держать не нужно, т.к. катушка контактора КМ1 встает на «самоподхват» через свой же контакт КМ1.3.
Н.о. — нормально-открытый контакт, н.з. — нормально-закрытый контакт
Для остановки электродвигателя используем кнопку «стоп». Контактами этой кнопки мы разрываем питание катушки («самоподхват») контактора КМ1. Катушка КМ1 теряет питание и контактор КМ1 отпадывает, отключая электродвигатель от сети.
При нажатии кнопки «назад» получает питание катушка контактора КМ2 по цепи: фаза С — н.з. контакт кнопки «стоп» — н.з. контакт КМ1.2 контактора КМ1 — н.о. контакт нажатой кнопки «назад» — катушка контактора КМ2 — фаза В.
Контактор КМ2 подтягивается и замыкает свои силовые контакты КМ2.1. Двигатель начинает вращаться в обратном направлении.
Кнопку «назад» держать не нужно, т.к. катушка контактора КМ2 встает на «самоподхват» через свой же контакт КМ2.3.
В этой схеме выполнена блокировка кнопок от одновременного нажатия, иначе в силовой цепи возникнет короткое замыкание, которое приведет к повреждению электрооборудования. Блокировка выполняется последовательным включением н.з. контакта (блок-контакта) соответствующего контактора.
Силовая цепь схемы реверса электродвигателя снабжена защитным коммутационным вводным автоматическим выключателем АП-50 с номинальным током 4(А). Также желательно выполнить защиту и цепи управления, путем установки автоматических выключателей или предохранителей на фазу В и С.
В примере (видео) защита цепей управления отсутствует.
Существуют заводские сборные контакторы для схем реверса электродвигателя с механической блокировкой в виде перекидного рычажка, который блокирует одновременное включение контакторов.
Если у Вас однофазный двигатель, то схемы приведенные в данной статье не подойдут. Переходите по ссылке, чтобы узнать более подробно о реверсе однофазного двигателя.
В комментариях регулярно пишут, что в данной статье не в полном объеме раскрыта сборка схемы реверса. Исправляюсь и представляю Вашему вниманию пошаговую инструкцию по сборке схемы реверса асинхронного двигателя (переходите по ссылочке). Прочитав эту инструкцию, Вы самостоятельно соберете схему реверса электродвигателя.
3 простые схемы реверса двигателя постоянного тока
Совсем недавно электродвигатели коммутировались при помощи всевозможных переключателей, рубильников, реле и прочей «механики». Сегодня же их серьезно потеснили электронные ключи, собранные на полупроводниках. Они долговечны, не требуют техобслуживания, позволяют управлять электромоторами при помощи микропроцессорных систем. Тем не менее, не стоит забывать и о старых добрых переключателях, которые в некоторых случаях все же предпочтительнее электроники. В этой статье мы рассмотрим 3 простые схемы управления двигателем постоянного тока при помощи обычных переключателей и даже кнопок.
С двумя кнопками
Этой схемой Интернет буквально завален. Ведь она позволяет запускать двигатель и управлять направлением его вращения всего двумя обычными кнопками! Нажал на одну – мотор крутится влево. Нажал на другую – вправо. Не нажал – все отключено.
Теоретически все верно. Для питания электродвигателя М1 используется переменный ток. Пока ни одна из кнопок не нажата, двигатель не вращается, поскольку он подключен к питанию через диоды D1, D2, соединенные встречно-последовательно.
Как только мы нажмем на одну из кнопок, один из диодов окажется закорочен, а второй начнет работать как однополупериодный выпрямитель, подавая на мотор выпрямленное напряжение. Полярность этого напряжения, а значит, и направление вращения двигателя, будут зависеть от того, какая из кнопок нажата.
На практике же такая конструкция имеет огромный недостаток. Мощность электромотора, питаемого таким «криво» выпрямленным напряжением, составит не более 40 % от его номинала. Если учесть то, что КПД самого мотора обычно составляет порядка 50%, то нам останется только погрустить.
Еще один существенный недостаток – отсутствие «защиты от дурака». Если нажать на обе кнопки одновременно, к электродвигателю будет приложено переменное напряжение, да еще и удвоенной амплитуды. Вполне очевидно, что после такой оплошности от мотора останутся ножки и частично рожки.
С двумя переключателями
Эта схема ненамного отличается от предыдущей, но лишена вышеперечисленных недостатков. А отличие заключается лишь с том, что вместо кнопок используются переключатели, а выпрямительные диоды исключены.
Устройство питается постоянным напряжением, как и положено электромотору, так что с КПД все в порядке. Пока ни один из переключателей не включен, выводы электромотора закорочены и подключены к одной из шин питания. Стоит нажать на любую из кнопок, один из выводов мотора будет подключен ко второй шине питания и его ротор завращается. В зависимости от того, какой из переключателей будет активирован, полярность питания, подаваемого на двигатель, а значит, и направление вращения ротора будут изменяться.
Если включить одновременно оба переключателя, то ничего страшного не произойдет, просто выводы мотора окажутся подключенными к другой шине питания, а разности потенциалов между ними не будет.
На схеме изображены переключатели, но, конечно, вполне подойдут и кнопки на переключение без фиксации. Если оснастить микродрель для сверления плат, скажем, двумя КМ1-1, разместив их на корпусе устройства, то управлять сверлом можно простым нажатием пальца на нужный переключатель.
На сдвоенном со средним положением
Если управление двумя кнопками все же неудобно, то можно воспользоваться конструкцией, в которой используется двухполюсной тумблер со средним положением. Подойдет, к примеру, П2Т-5.
Как видно из схемы, конструкция предельно проста. В среднем положении флажка тумблера S1 двигатель отключен от питания. При повороте флажка в ту или иную сторону, на обмотку электродвигателя будет подаваться напряжение той или иной полярности, обеспечивая вращение ротора в ту или другую сторону.
Тумблеры со средним положением бывают с фиксацией и без. В первом случае при повороте флажок «залипает» и его нужно отключать вручную. У тумблеров без фиксации флажок самостоятельно устанавливается в «нейтральное» положение после окончания воздействия на него.
На тумблере с автоматическим отключением
Предыдущая схема проста и удобна в управлении и ее, к примеру, можно использовать для управления моторами стеклоподъемников в автомобиле. Но для этого конструкцию придется немного доработать. Ведь управляя стеклоподъемником вручную, сложно определить, что стекло уже полностью открылось/закрылось и пора останавливать мотор. Взглянем на схему ниже.
Перед нами все та же конструкция с тумблером, но она дополнена двумя диодами и двумя концевыми выключателями. Предположим, наш мотор управляет приводом стеклоподъемника автомобиля. Стекло полуоткрыто, концевые выключатели S2 и S1, расположенные в верхней и нижней части окна, замкнуты, диоды D1 и D2 закорочены.
Переводим флажок S1 в одно из положений. К примеру, в верхнее по схеме. На мотор M1 начинает поступать напряжение – «плюс» на верхний вывод, «минус» на нижний. Стекло поднимается и, в конце концов, нажимает на толкатель концевика S2, заставляя его сработать. Контакты S2 размыкаются, и в работу включается диод D1. Поскольку он включен в обратном направлении, то тут же запирается, запрещая работу двигателя. Теперь сколько бы мы ни давили на флажок, мотор не запустится и не даст разнести стеклоподъемный механизм.
Переводим флажок S1 в нижнее по схеме положение. Теперь «плюс» подается на нижний по схеме вывод обмотки мотора и диод D1 оказывается включенным в прямом направлении. Он свободно пропускает ток, несмотря на то, что S2 разомкнут и разрешает работу электромотора, который опускает стекло. Как только стекло будет полностью опущено, сработает S2, останавливая М1. Ниже опустить его мы не сможем, но сможем поднять, поскольку опускаясь, стекло отпустило S2 и он снова замкнут.
Вот вроде и все. Схемы, конечно, исключительно просты и для тех, кто более-менее знаком с электроникой, не являются откровением. Но тех, кто только начал познавать электромир, эти схемы, возможно, чему-нибудь научат.