Один из лучших двигателей, который ставили на Волгу ГАЗ 2410, ЗМЗ 402
Советский автопром всегда славился своими автомобилями. Это в наши дни мы смотрим на Советский автомобиль как-то иначе, а тогда не было такого количества доступных иномарок и наши машины ценились. Жигули, Москвичи и Волги занимали весь рынок и заполонили всю страну. Иномарки были лишь у представителей власти и очень состоятельных людей. Но в любом случае даже сейчас, увидев на дороге отечественный автомобиль он привлекает внимание и интерес.
Самым наверное основным и главным в любой технике является двигатель, это сердце автомобиля, то за счёт чего он живет и двигается. Сегодня хочется вспомнить двигатель Заволжского моторного завода под названием ЗМЗ 402. В основном этот мотор устанавливали на автомобили марки Волга и немного на УАЗ. Впервые он появился в 1968 году и его постоянно модернизировали. Двигатель бензиновый карбюраторный, его рабочий объём составляет 2.4 литра, мощность же 100 л.с. Конфигурация двигателя рядная, цилиндров у мотора четыре, работают они в порядке 1 2 4 3. Производитель рекомендует в качестве рабочей жидкости (топлива) бензин марки А 76 или АИ 92.
Горючее расходуется в пределах от 10 до 16 литров, это зависит от манеры езды и условий, в которых эксплуатируется автомобиль. Масса двигателя 181 килограмм. Хороший и надежный двигатель, очень ремонтопригоден, ресурс его составляет около 200 тысяч километров. Двигатель ЗМЗ 402 перестали выпускать в 2006 году, на его место встал другой мотор, но о нем мы поговорим в следующий раз.
Если Вы эксплуатировали технику с двигателем ЗМЗ 402, расскажите о своих впечатлениях в комментариях под статьёй.
Если статья Вам понравилась подписывайтесь на канал и поставьте лайк .
Двигатели ЗМЗ-24Д/2401 и ЗМЗ-402/4021 автомобилей «Волга» основные различия и характеристики
Сначала разберемся какие автомобили какими двигателями комплектовались с завода
С 1970 по 1986 год:
Автомобиль Волга ГАЗ-24 комплектовался двигателем ЗМЗ-24Д — степень сжатия 8,2, мощность 95 л.с.
Автомобиль Волга ГАЗ-24-01 комплектовался двигателем ЗМЗ-2401 — степень сжатия 6,7, мощность 85 л.с.
С 1986 года по 1992-й год:
Автомобиль Волга ГАЗ-24-10 комплектовался двигателем ЗМЗ-402.10 — степень сжатия 8,2, мощность 100 л.с.
Автомобиль Волга ГАЗ-24-11 комплектовался двигателем ЗМЗ-4021.10 — степень сжатия 6,7, мощность 90 л.с.
С 1992 года и до конца выпуска карбюраторных Волг автомобили комплектовались двигателями ЗМЗ-402.10 и 4021.10. без сколь либо значимых изменений в конструкции.
Основными характеристики и конструктивные отличия двигателей ЗМЗ-24Д, ЗМЗ-2401, ЗМЗ-402.10, змз-4021.10:
ЗМЗ-24Д | ЗМЗ-2401 | ЗМЗ-402.10 | ЗМЗ-4021.10 | |
Рабочий объем, куб.см. | 2445 | 2445 | 2445 | 2445 |
Максимальная мощность при 4500 об/мин | 95 | 85 | 100 | 90 |
Степень сжатия | 8,2 | 6,7 | 8,2 | 6,7 |
Максимальный крутящий момент при 2400 об/мин, Н*м | 186,3 | 171,6 | 182 | 172 |
Топливо | АИ-93 | А-76 | АИ-93 | А-76 |
Удельный расход топлива г/кВт,ч(г/л.с.ч) | 306(225) | 312(230) | 292,4(215) | 299,2(220) |
Диаметр цилиндра и ход поршня,мм | 92х92 | 92х92 | 92х92 | 92х92 |
Размещение водяного насоса | ГБЦ | ГБЦ | блок цилиндров | блок цилиндров |
Диаметр выпускных клапанов, мм | 36 | 36 | 39 | 39 |
Диаметр впускных клапанов, мм | 47 | 47 | 47 | 47 |
Водораспре-делительная трубка в ГБЦ | есть | есть | нет | нет |
Штатный карбюратор | К-126Г | К-126Г | К-151 | К-151 |
Порядок работы цилиндров | 1-2-4-3 | 1-2-4-3 | 1-2-4-3 | 1-2-4-3 |
Двойные пружины клапанов | нет | нет | да | да |
Количество стоек оси коромысел | 4 | 4 | 6 | 6 |
Исходя из таблицы и заводских отчетов мы видим, что основные отличия ЗМЗ-402 от ЗМЗ-24Д такие:
- система охлаждения с помпой на блоке цилиндров без водораспределительной трубки с измененной циркуляцией жидкости
- увеличенный диаметр выпускных клапанов
- установлены двойные пружины клапанов (выше надежность)
- установлены две дополнительные стойки для краев оси коромысел
- штатный карбюратор заменен с К-126Г на К-151 (и модификации в т.ч. К-151-С)
- шпильки крепления ГБЦ увеличенного диаметра и иной резьбы (вместо М11х1 на М12х1.25)
- увеличена масса шкива-демпфера коленчатого вала
- изменен профиль кулачков распределительного вала
- распределительный вал стал чугунным вместо стального
- масляный насос с алюминиевым маслозаборником вместо стального и с увеличенной производительностью
- изменена конструкция масляного радиатора
p.s. Характеристики двигателей приведены из заводских руководств по эксплуатации автомобилей ГАЗ-24 и ГАЗ-24-10 соответственно. Следует учитывать, что по нынешним методам измерения мощности и крутящего момента моторы показывают более скромные показатели нежели заявлено (в среднем на 5 л.с. и 5Нм меньше). В любом случае разница между ЗМЗ-24Д и ЗМЗ-402 четко прослеживается по таблице. Мы видим, что старик ЗМЗ-24Д имеет несколько более тяговую характеристику нежели ЗМЗ-402. Это обусловлено вышеописанными изменения в конструкции.
Некоторые аспекты форсировки двигателей ЗМЗ-24д и ЗМЗ-402 рассмотрены в статье: «Форсировка двигателя Волги».
Автомобили ГАЗ-2410 «Волга»
ГАЗ-2410 «Волга» выпускался на Горьковском автомобильном заводе с конца 1985 по 1992 год. За этот период с конвейера сошел 417 481 автомобиль. Затем завод перешел на выпуск ГАЗ-31029. Иногда возникает вопрос о правильности индекса модели, то есть ГАЗ-2410 или ГАЗ-24-10? В техническом паспорте используют первый вариант, а на заводской табличке под капотом и в заводской инструкции указан второй. 24-10 является официальным индексом, его и следует употреблять, согласно отраслевой нормали 2410 — автомобиль иного класса.
Внешний вид классической Волги ГАЗ 2410
От прототипа новая модель унаследовала кузов (за исключением отдельных деталей) и некоторые другие элементы, от 3102 — двигатель ЗМЗ-402 и большинство узлов трансмиссии. Некоторые изменения отдельных узлов и деталей разработали специально для новой модели.
ГАЗ-24-10 — четырехдверный седан с достаточно просторным салоном и вместительным багажником.
Волга ГАЗ 2410 вид сзади
Основные технические характеристики ГАЗ-24-10 «Волга»:
- Количество мест — 5 (включая водителя);
- Снаряженная масса — 1420 кг;
- Полная масса — 1820 кг;
- Двигатель — ЗМЗ-402;
- КПП — 4-ступенчатая механическая;
- Время разгона до 100 км/ч — 19 секунд;
- Наибольшая скорость — 145 км/ч;
- Расход бензина на 100 км (смешанный цикл) — 11-12 литров;
- Объем топливного бака — 55 литров;
- Клиренс — 165 миллиметров;
- Объем багажника — 500 литров.
Вернуться к оглавлению
Основные отличия от прототипа ГАЗ-24
Несмотря на общее сходство кузовов, имелись некоторые различия в экстерьере:
- Вместо хромированных решеток радиатора и колпаков на колесах у ГАЗ-24-10 установлены пластиковые.
- Передние габаритные огни совмещены с фарами.
- Появились повторители поворота на передних крыльях.
- Дверные ручки утоплены.
- Со стекол дверей исчезли форточки (злоумышленникам проникнуть в салон стало сложнее).
- Увеличились и стали пластиковыми корпуса наружных зеркал.
- Отдельных катафотов не стало, они встроены в задние фонари.
- Исчезли декоративные хромированные детали.
- С задних стоек удалены стояночные огни.
В остальном внешний вид ГАЗ-24-10 не отличался от 24.
Интерьер стал более современным для тех лет, часть элементов являлась почти копией аналогичных на ГАЗ-3102, но были отличия.
Классический дизайн интерьера салона Газ 24
- Сиденья аналогичны 3101, регулировались по высоте, у них появились подголовники, эргономика приблизилась к оптимальной (как считали в то время), но для обивки использовали дешевые материалы вместо велюра;
- Руль такой же, как на ГАЗ-3101, по сравнению с ГАЗ-24 уменьшился его диаметр;
- Рычаг ручного тормоза начали устанавливать справа от водителя (у ГАЗ-24 он находился под панелью приборов);
- На рулевой колонке появился рычажок включения обмыва лобового стекла;
- Появился электрический обогрев заднего стекла (вместо обдува воздухом на ГАЗ-24).
В целом салон приблизился к иностранным аналогам тех лет, хотя комфорт был заметно ниже.
Тормозная система двухконтурная, аналогичная 3102, с главным цилиндром типа «тандем» и вакуумным усилителем. У задних тормозов появился регулятор давления, на панели приборов — аварийный сигнализатор. Повысилась надежность: при выходе из строя одного контура, второй будет работать. Но сами тормозные механизмы остались барабанного типа, в отличие от дисковых на передних колесах ГАЗ-3101.
КПП та же, что у ГАЗ-24, у заднего моста передаточное отношение стало 3,9 вместо 4,1. Модификация подвески (увеличилось расстояние от рычага поворотного кулака до диска ступицы) повысила курсовую устойчивость авто и сделало возможным применение широких колес с шинами 205/70R14. Некоторые мелкие изменения коснулись и других элементов машины, в основном электрооборудования.
Двигатели
ГАЗ-24-10 комплектовался рядным четырехцилиндровым мотором ЗМЗ-402 с карбюратором К-151. Это доработанный двигатель 24Д, который стоял на ГАЗ-24. Изменения коснулись ГБЦ, насос системы охлаждения с нее был снят и помещен на блок. Сама головка уменьшилась по высоте с 98 до 94,4 мм для создания более высокой степени сжатия и перехода на бензин с повышенным октановым числом.
Система выпуска получила вторую выхлопную трубу, несколько изменена система смазки. Основные технические характеристики двигателя ЗМЗ-402:
- Ресурс, заявленный производителем, тыс. км — 200;
- Вес, кг — 181;
- Объем, литров — 2,445;
- Мощность, кВт/л. с. — 73,5/100;
- Крутящий момент, Н*м — 182;
- Марка бензина — А-92, АИ-93.
Часть машин комплектовалась мотором 4021.10 с карбюратором К-126ГМ. Эта модификация отличается пониженной степенью сжатия и работает на бензине А-76.
Установленный на Газ 24 двигатель 4021.10
Характерные неисправности двигателей
Обе модификации имеют несколько типичных проблем. Одна из основных — течь масла из заднего уплотнения коленчатого вала. Там стоит сальник (веревка с графитовой смазкой), который при высоких оборотах двигателя (более 2500) начинает пропускать масло. Его приходится заменять. Другая проблема — перегрев. Причинами могут быть воздушная пробка в системе охлаждения, неисправность термостата или помпы.
Из-за недостатков конструкции сильнее всего греется центральная часть головки блока. Следует периодически проверять и подтягивать гайки крепления ГБЦ. Нередко возникают стуки в двигателе, причиной чаще всего служат увеличившиеся зазоры клапанов, их следует отрегулировать. При возникновении вибраций мотора проверьте состояние подушек в местах опор, при износе замените.
Отзывы владельцев ГАЗ-2410
В Сети можно найти множество откликов об автомобиле, его достоинствах и недостатках. Большинство водителей оценивают машину довольно высоко, указывают на долгую эксплуатацию без существенных проблем. Но есть и отзывы с противоположными мнениями, многое зависит от технической грамотности владельцев и мастерства вождения. Отмечают просторный салон и вместительный багажник, хорошую грузоподъемность.
В одном из отзывов владелец написал, что машина с четырьмя пассажирами, полными багажниками (штатным и на крыше) буксировала прицеп с катером. И никаких проблем с тягой, авто хорошо идет, причем по холмистой местности. Пишут также о легкости управления и мягкости подвески. Один из водителей отнес к положительным качествам то, что сотрудники ДПС машину не останавливают, его за три года тормознули только один раз для проверки документов, и проверяющий испытал шок, увидев технический паспорт еще советского образца.