Мотор вентилятор электровоза устройство

УСТРОЙСТВО И РЕМОНТ МОТОР — ВЕНТИЛЯТОРА ТЛ-110

2.2 УСЛОВИЯ РАБОТЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МАШИН

В отличие от тяговых двигателей вспомогательные машины размещены в кузове электровоза. Благодаря этому динамические воздействия пути сказываются на них меньше, чем на тяговых двигателях. Кроме того, они лучшее, чем тяговые двигатели, защищены от попадания в них влаги, снега, песка и других загрязнений и более доступны для обслуживания.
Вспомогательные электродвигатели, получающие питание от контактной сети, так же как и тяговые двигатели, подвержены воздействию изменения напряжения от 2200 до 4000 В. Они также подвержены воздействию знакопеременной температуры, особенно в зимних условиях, когда после отстоя при минусовой температуре электровоз попадает в цех с плюсовой температурой.
В летнее время, когда температура в кузове электровоза может значительно повышаться (до 60°С), ухудшается охлаждение машин.
Узлы вспомогательных машин подвергаются воздействию дополнительных вибраций, возникающих при работе приводимых ими механизмов и соседних агрегатов.
Следует отметить также, что для вспомогательных электрических машин различных типов, спроектированных и построенных Новочеркасским электровозостроительным заводом, весьма характерна высокая степень унификации их одноименных узлов и деталей. Это значительно облегчает их ремонт, а так­же техническое обслуживание в эксплуатации.

2.3 ПОДГОТОВКА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ К РЕМОНТУ

Все вспомогательные машины при ТР-3 снимают с электровозов и направляют в электромашинный цех депо для проведения деповского ремонта.
Перед разборкой электродвигатели продувают в продувочной камере и тщательно очищают. Разборку и сборку электродвигателей вспомогательных машин наиболее целесообразно проводить, так же как и тяговых двигателей, на специальных кантователях, применение которых обеспечивает удобство разборки, значительно облегчает проведение работ и сокращает затраты времени. Различные конструкции кантователей успешно использую­ся во многих депо.
Электродвигатели ТЛ-110М кроме привода центробежных вентиляторов, приводят во вращение генераторы управления. Привод генераторов управления осуществляется уста­новкой их якорей непосредственно на вал якоря электродвигателей вентиляторов (рис. 2).

Рис.2 – Электродвигатель вентиляторов ТЛ-110 и генератор управления ДК-405К (или НБ-110)

1-остов генератора; 2- якорь генератора; 3- подшипник; 4-траверса генератора; 5,10- подшипниковые щиты; 6-траверса электродвигателя; 7- подшипник; 8- Остов электродвигателя ТЛ-110; 9-якорь; 11-болт; 12-вал; 13-крышка подшипника; 14- лабиринтное уплотнение

В связи с тем что для эффективного охлаждения тяговых двигателей и резисторов требуется значительное количество охлаждающего воздуха, его, как правило, получают на электровозе от двух мотор-вентиляторов.
Электродвигатели вентиляторов (кроме некоторых электродвигате­лей вентиляторов электровоза ВЛ82) представляют собой высоковольтные электрические машины последовательного возбуждения с рабочим напряжением на коллек­торе 3000 В. Напряжение 3000 В обеспечивает номинальную высокую частоту вращения при параллельном подключении мотор-вентиляторов к контактной сети. В схемах электровозов предусмотрен также режим работы вентиляторов на низкой частоте вращения при их последовательном соединении. В этом случае напряжение на коллекторе составляет 1500 В. На низкой час­тоте вращения вентиляторы обычно работают в зимних условиях, когда при минусовой температуре окружающей среды благодаря более интенсивному естественному охлаждению требуется меньше вентилирующего воздуха.
Для конструкции электродвига­телей вентиляторов характерно четырехполюсное исполнение с допол­нительными полюсами. Обмотка якорей волновая. Электрощетки размещаются в щеткодержателях, укрепленных на изоляционных пальцах к специальной траверсе, монтируемой на подшипниковом щите электродвигателя (или генератора). В подшипниковых узлах обычно применяют роликовые подшипники: со стороны коллектора фиксирующий (с приставным кольцом) и с противоположной стороны свободный. Сердечники главных полюсов изготовляют из отдельных листов электротехнической стали, сердечники дополнительных полюсов, как правило, выполняют сплошными.
Осевой разбег якоря в остове принят от 0,15 до 0,45 мм. Охлаждение обмоток электродвигателя осуществляется вентиляторами, установленными на валах машин. Воздух поступает в двигатель со стороны коллектора через специальные отверстия, предусмотренные в подшипниковым щите и крышках коллекторных люков, и выбрасывается со стороны, противоположной коллектору, через отверстия в остове, расположенные над вентилятором.

Читайте также:  Стуки промежуточного вала двигателя

Фрагмент работы с оформлением в формате PDF можно посмотреть ЗДЕСЬ

В комплект входит чертеж мотор-вентилятора ТЛ-110 в программе «Компас» на формате А1

УСТРОЙСТВО И РЕМОНТ МОТОР — ВЕНТИЛЯТОРА ТЛ-110

2.2 УСЛОВИЯ РАБОТЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МАШИН

В отличие от тяговых двигателей вспомогательные машины размещены в кузове электровоза. Благодаря этому динамические воздействия пути сказываются на них меньше, чем на тяговых двигателях. Кроме того, они лучшее, чем тяговые двигатели, защищены от попадания в них влаги, снега, песка и других загрязнений и более доступны для обслуживания.
Вспомогательные электродвигатели, получающие питание от контактной сети, так же как и тяговые двигатели, подвержены воздействию изменения напряжения от 2200 до 4000 В. Они также подвержены воздействию знакопеременной температуры, особенно в зимних условиях, когда после отстоя при минусовой температуре электровоз попадает в цех с плюсовой температурой.
В летнее время, когда температура в кузове электровоза может значительно повышаться (до 60°С), ухудшается охлаждение машин.
Узлы вспомогательных машин подвергаются воздействию дополнительных вибраций, возникающих при работе приводимых ими механизмов и соседних агрегатов.
Следует отметить также, что для вспомогательных электрических машин различных типов, спроектированных и построенных Новочеркасским электровозостроительным заводом, весьма характерна высокая степень унификации их одноименных узлов и деталей. Это значительно облегчает их ремонт, а так­же техническое обслуживание в эксплуатации.

2.3 ПОДГОТОВКА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ К РЕМОНТУ

Все вспомогательные машины при ТР-3 снимают с электровозов и направляют в электромашинный цех депо для проведения деповского ремонта.
Перед разборкой электродвигатели продувают в продувочной камере и тщательно очищают. Разборку и сборку электродвигателей вспомогательных машин наиболее целесообразно проводить, так же как и тяговых двигателей, на специальных кантователях, применение которых обеспечивает удобство разборки, значительно облегчает проведение работ и сокращает затраты времени. Различные конструкции кантователей успешно использую­ся во многих депо.
Электродвигатели ТЛ-110М кроме привода центробежных вентиляторов, приводят во вращение генераторы управления. Привод генераторов управления осуществляется уста­новкой их якорей непосредственно на вал якоря электродвигателей вентиляторов (рис. 2).

Рис.2 – Электродвигатель вентиляторов ТЛ-110 и генератор управления ДК-405К (или НБ-110)

1-остов генератора; 2- якорь генератора; 3- подшипник; 4-траверса генератора; 5,10- подшипниковые щиты; 6-траверса электродвигателя; 7- подшипник; 8- Остов электродвигателя ТЛ-110; 9-якорь; 11-болт; 12-вал; 13-крышка подшипника; 14- лабиринтное уплотнение

В связи с тем что для эффективного охлаждения тяговых двигателей и резисторов требуется значительное количество охлаждающего воздуха, его, как правило, получают на электровозе от двух мотор-вентиляторов.
Электродвигатели вентиляторов (кроме некоторых электродвигате­лей вентиляторов электровоза ВЛ82) представляют собой высоковольтные электрические машины последовательного возбуждения с рабочим напряжением на коллек­торе 3000 В. Напряжение 3000 В обеспечивает номинальную высокую частоту вращения при параллельном подключении мотор-вентиляторов к контактной сети. В схемах электровозов предусмотрен также режим работы вентиляторов на низкой частоте вращения при их последовательном соединении. В этом случае напряжение на коллекторе составляет 1500 В. На низкой час­тоте вращения вентиляторы обычно работают в зимних условиях, когда при минусовой температуре окружающей среды благодаря более интенсивному естественному охлаждению требуется меньше вентилирующего воздуха.
Для конструкции электродвига­телей вентиляторов характерно четырехполюсное исполнение с допол­нительными полюсами. Обмотка якорей волновая. Электрощетки размещаются в щеткодержателях, укрепленных на изоляционных пальцах к специальной траверсе, монтируемой на подшипниковом щите электродвигателя (или генератора). В подшипниковых узлах обычно применяют роликовые подшипники: со стороны коллектора фиксирующий (с приставным кольцом) и с противоположной стороны свободный. Сердечники главных полюсов изготовляют из отдельных листов электротехнической стали, сердечники дополнительных полюсов, как правило, выполняют сплошными.
Осевой разбег якоря в остове принят от 0,15 до 0,45 мм. Охлаждение обмоток электродвигателя осуществляется вентиляторами, установленными на валах машин. Воздух поступает в двигатель со стороны коллектора через специальные отверстия, предусмотренные в подшипниковым щите и крышках коллекторных люков, и выбрасывается со стороны, противоположной коллектору, через отверстия в остове, расположенные над вентилятором.

Читайте также:  Все виды приводов колес автомобиля

Фрагмент работы с оформлением в формате PDF можно посмотреть ЗДЕСЬ

В комплект входит чертеж мотор-вентилятора ТЛ-110 в программе «Компас» на формате А1

Электровоз ЧС2 | Мотор-вентиляторы

Описание электропоездов и электровозов, расписание поездов, фотографии

Центробежные вентиляторы приводятся во вращение электродвигателями высокого напряжения с последовательным возбуждением. На электровозах 53Е установлены двухступенчатые вентиляторы, на электровозах 34Е — одноступенчатые.

Двухступенчатый центробежный вентилятор (рис. 84) состоит из цилиндрического кожуха 5 и двух рабочих колес, укрепленных на валу 7. Диски рабочих колес 3 и 8 изготовлены из алюминия.

Лопасти 4 и 9 имеют стержни, на которые навертываются гайки 2 и 10, прикрепляющие лопасти к дискам 3 и 8. Для уменьшения потерь на трение о воздух на диске 8 рабочего колеса 1-й ступени с помощью винтов М8 прикреплена сферическая крышка 11. Вал 7 вентилятора вращается в двух двухрядных сферических подшипниках / и 13. Подшипник 1 со стороны рабочего колеса 2-й ступени прикреплен к кольцу 18, а последний в свою очередь — к стенке 17 внутреннего цилиндра 16. Для смазки подшипника служит трубка 6. Второй подшипник 13 прикреплен к верхней части стойки 15.

Подшипник / имеет внутренний диаметр 50 мм, наружный 110 мм и ширину 25 мм; подшипник 13 — соответственно 45, ПО и 20 мм. Вал вентилятора с помощью упругой муфты 14 соединен с валом электродвигателя.

При вращении рабочих колес частицы воздуха под действием центробежной силы вылетают из пространства меду лопастями 9, попадают в кожух и далее попадают между лопастями 4, откуда поступают в нагнетательный трубопровод. Взамен выброшенных частиц к вентилятору поступают новые, которые совершают тот же процесс. При этом перед вентилятором создается разряжение (вакуум) и туда через патрубки 12 поступает воздух. С наружной стороны рабочего колеса 2-й ступени, наоборот, создается небольшое давление, необходимое для преодоления сопротивления перемещению воздуха по патрубкам и каналам вентиляционной системы и тяговых двигателей.

На электровозах 34Е центробежный вентилятор (рис. 85—88) состоит из кожуха /, имеющего форму спирали, и заключенного в нем колеса 2 с лопатками, которое приводится в движение электродвигателем.

Для подвода воздуха в вентилятор к кожуху прикреплены два патрубка с отверстиями в верхней части. Воздух попадает в вентилятор из верхней части кузова.

Колесо 2 имеет сварную конструкцию. На валу 3 оно укреплено шпонкой и двумя винтами М10, ввернутыми в ступицы и своими концами входящими в конические сверления вала. Вал вращается в однорядных шариковых подшипниках 7 я 13 (см. рис. 86) с внутренним диаметром 40 мм, наружным—110 мм и шириной 27 мм. Внутреннее кольцо подшипника 7 фиксировано на валу двумя распорными втулками 10 и 8, причем во втулку 10 упирается ведомая часть упругой муфты 5. Эта часть удерживается на валу гайкой 17, под которую проложена упругая предохранительная шайба 16 (см. рис. 87). Повороту ведомой части на валу препятствует шпонка 15. Наружное кольцо подшипника 7 (см. рис. 86) зажато болтами 11 между корпусом 6 подшипника и крышкой 9. В свою очередь корпус болтами 12 прикреплен к стенке патрубка кожуха /. Для предотвращения выхода смазки из подшипника в кор-

Рис. 85. Вентилятор тяговых двигателей электровоза 34Е

пусе 6 и крышке 9 сделаны кольцевые проточки, в которые помещены уплотняющие кольца.

Внутреннее кольцо подшипника 13 не имеет жесткой фиксации на валу 3. Наружное же кольцо этого подшипника зажато между корпусом 14 и крышкой 4.

Для того чтобы воздух’, выброшенный из колеса 2 (см. рис. 88), не мог попасть обратно, на конце колеса установлено фасонное кольцо 19, образующее вместе с кольцом 18 кожуха / лабиринтовое уплотнение.

Ведущую часть муфты 5 вентилятора крепят на конце вала электродвигателя. Для привода вентиляторов используются электродвигатели 2А-3432/4 (рис. 89 и 90), ЗА-3432/4 или 8А-3432/4. Конструкция этих электродвигателей незначительно отличается от конструкции электродвигателя компрессора.

Читайте также:  По для диагностики автомобилей фольксваген поло седан

В верхней части остова (см. рис. 89) имеются четыре круглых прилива для крепления генератора тока управления и скобы для

транспортировки остова или собранного электродвигателя краном. С внутренней стороны к остову прикреплены четыре сердечника главных /7 и четыре дополнительных 8 полюсов.

Сердечники главных полюсов набраны из листов электротехнической стали толщиной 1 мм. Сердечники дополнительных полюсов выполнены сплошными. Катушки полюсов, а также размеры и конструкция якорей у электродвигателей вентиляторов и компрессоров одинаковы.

Конструкция вала якоря электродвигателя вентилятора несколько отличается от конструкции вала двигателя компрессора. Вал вращается в двух роликовых подшипниках. Подшипник 21 со стороны, противоположной коллектору, с внутренним диаметром 65 мм, наружным — 140 мм и шириной 33 мм позволяет небольшое аксиальное перемещение вала относительно остова. Наружное кольцо подшипника 31 зажато в подшипниковом щите 16 крышкой 20. Внутреннее кольцо подшипника 31 удерживается на валу натяжным кольцом 30, которое укрепляется гайкой 29. Внутренние кольца подшипников насаживают на вал в нагретом состоянии. Их нагревают в масле до температуры 70—80° С. Щетки и щеткодержатели у вентиляторов такие же, как у двигателей компрессоров.

Для осмотра и смены щеток в остове электродвигателя имеются два прямоугольных люка, которые закрывают крышками 28 с отверстиями для доступа воздуха, охлаждающего машину. Этот воздух выбрасывается из двигателя вентиляторным колесом 18 через четыре прямоугольных отверстия в подшипниковом щите 16. Отверстия защищены приваренной к щиту сеткой.

Смазку в подшипники подают через масленки 17 и 36. Выходу смазки из подшипниковых камер препятствуют лабиринтовые уплотнения, образованные кольцевыми выступами подшипниковых щитов и кольцевыми впадинами в диске вентилятора или во втулке 34, а также маслоотбойные кольца 22 и 32.

У собранного электродвигателя зазоры между сердечником якоря и главными полюсами составляют 4 мм, между сердечником и дополнительными полюсами —■ 5,5 мм.

Электродвигатель 2А-3432/4 рассчитан на номинальное напряжение 3000 В, в цепь электродвигателя постоянно включен резистор сопротивлением 19,5 Ом. При длительном режиме электродвигатель развивает мощность 24 кВт (при частоте вращения (1500 об/мин и токе 9,6 А). Вес электродвигателя равен 800 кг, якоря — 260 кг.

На электровозах 53Е установлены электродвигатели ЗА-3432/4, имеющие шариковые подшипники со стороны коллектора (размером 60, 130 и 31 мм) и измененную конструкцию масленок. Эти электродвигатели при напряжении 3000 В и сопротивлении 20 Ом, включенном в их цепь, развивают длительную мощность 28 кВт (при частоте вращения 1650 об/мин и токе 11,5 А). Вес электродвигателя равен 760 кг. На электровозах более поздних выпусков

Рис. 89. Продольный разрез электродвигателя 2А-3432/4:

1 — остов; 2, 4— манжеты; 3 — коллекторная пластина; 5 — передняя нажимная шайба; б — катушка дополнительного полюса; 7, 10, 25, 39 — болты; в —сердечник дополнительного полюса; 9 — сердечник якоря; //— сердечник главного полюса; 12 — катушка главного полюса; 13 — задняя нажимная шайба; 14— обмотка якоря; 15 — бандаж; 1.6, 38 — подшипниковые щнты; 17, 36— масленки; 18 — вентиляторное колесо; 19 — диск; 20, 23,

33 — крышки; 21, 31 — подшипники; 22, 32 — маслоотбойные кольца; 23 — вал; 24 — шпонка; 26 — кабель; 27—резиновая втулка; 28— крышка; 29 — гайка; 30— натяжное кольцо;

34 — втулка; 35 — коллекторная втулка; 37 —нажимной конус; 40 — траверса; 41 — зажим; 42 — щеткодержатель; 43 — клип

Рис. 90. Поперечный разрез электродвигателя 2А-3432/4 (экспликация общая с рис. 89)

установлены электродвигатели 8А-3432/4 с четырьмя щеткодержателями.

Двухступенчатый вентилятор при частоте вращения 1295 об/мин (последовательное включение двух электродвигателей вентиляторов) подает 5,5 м3/мин воздуха, при 1790 об/мин — 8,3 м3/мин. Одноступенчатые вентиляторы при частоте вращения 1500 об/мин подают в каналы по 9 м3/мин воздуха давлением 180 мм вод. ст.

Оцените статью