Мотор для омывателя устройство

Мотор омывателя: на страже чистоты автомобильных стекол

Во всех современных транспортных средствах присутствует система очистки ветрового стекла от грязи — стеклоомыватель. Одним из важнейших узлов этой системы является мотор — о том, что такое мотор омывателя, каких типов он бывает, как устроен и работает, а также о его выборе и замене читайте в статье.

Что такое мотор омывателя?

Мотор омывателя — узел стеклоомывателя ветрового и заднего стекла автомобилей; электрический двигатель постоянного тока малой мощности, предназначенный для подачи омывающей жидкости под давлением из бачка к жиклерам (соплам) омывателя.

Мотор стеклоомывателя обеспечивает нормальное функционирование всей системы — он приводит в действие водяной насос, который подает омывающую жидкость под давлением из бачка на жиклеры. Именно благодаря мотору и насосу создается напор жидкости, омывающей ветровое стекло или стекло двери задка, и очищающий их от загрязнений и пыли.

Неисправность мотора делает неработоспособным весь стеклоомыватель, поэтому данную деталь необходимо заменить. Но прежде, чем делать покупку, следует разобраться в типах и особенностях современных моторов омывателей.

Типы, конструкция и характеристики моторов омывателя

Моторы стеклоомывателей делятся на два конструктивных типа:

  • Электродвигатели, отдельные от насоса;
  • Электродвигатели, объединенные в единую конструкцию с насосом (мотор-насосы).

Устройство первого типа — это обычный компактный электромотор, который работает в паре с насосом, и при необходимости может быть заменен отдельно от других деталей. Раздельные моторы применяются в паре с погружными насосами, расположенными внутри бачка с омывающей жидкостью. Такие моторы широко используются на ранних модификациях отечественных легковых автомобилей, многих грузовиках и тракторах. Конструктивно такой мотор очень прост: это электродвигатель постоянного тока, установленный в герметичный пластиковый корпус с кронштейнами или отверстиями для монтажа к насосу и бачку. Из корпуса выходит вал двигателя для привода насоса, с обратной стороны предусмотрен электрический разъем.

Устройство второго типа — это компактный электромотор, интегрированный в корпус водяного насоса. Такие агрегаты являются неразборными, при поломке только мотора или насоса они меняются в сборе. Моторы этого типа находят самое широкое применение на современных автомобилях отечественного и зарубежного производства, а на некоторых автомобилях ранних модификаций они могут устанавливаться взамен раздельных моторов и насосов.

Конструктивно такой агрегат тоже прост. Его основу составляет пластиковый корпус, в котором расположен мотор и соединенный с ним водяной насос центробежного типа. Мотор и насос расположены в герметичных отсеках, внутри насоса установлена соединенная с валом мотора крыльчатка, к которой через патрубок (обычно расположенный на торцевой части мотор-насоса) подводится омывающая жидкость. В этом патрубке может располагаться фильтрующая сетка для защиты насоса от крупных загрязнений. Отвод омывающей жидкости из насоса осуществляется через второй патрубок меньшего диаметра, расположенный на периферии устройства. С обратной стороны корпуса (со стороны мотора, на торце или на стенке) расположен электрический разъем.

Читайте также:  Как часто меняют масляный фильтр двигателя

Мотор-насосы тоже бывают двух видов:

  • Для питания одного жиклера;
  • Для питания двух жиклеров.

В устройствах первого типа предусмотрен только один насос и один патрубок для подачи жидкости на жиклер. Всего в автомобиле устанавливается либо два, либо три (при наличии стекла двери задка) таких мотор-насоса — по одному на каждый жиклер.

Устройства второго типа, в свою очередь, тоже делятся на два вида:

  • Мотор-насосы однонаправленного действия;
  • Мотор-насосы двунаправленного действия.

Агрегаты однонаправленного действия не отличаются по конструкции от описанных выше, но в них могут устанавливаться более производительные насосы, работающие сразу на два патрубка либо на один патрубок с дальнейшим разветвлением одного потока на два. Агрегаты двунаправленного действия оснащаются насосом с двумя выходными патрубками, между которыми расположен клапан. Крыльчатка насоса может вращаться в обе стороны, подавая омывающую жидкость на клапан, который открывается и открывает путь то на один, то на другой патрубок. Такие мотор-насосы применяются в стеклоомывателях для ветрового и заднего стекол, при подаче на мотор напряжения с прямой полярностью жидкость подается на один патрубок и далее на жиклеры ветрового стекла, при подаче на мотор напряжения с обратной полярностью жидкость поступает во второй патрубок и далее на жиклер заднего стекла. В результате на автомобиль устанавливается только один мотор-насос, что снижает общую сложность и стоимость системы.

Монтаж интегрированных мотор-насосов осуществляется непосредственно на боковой стенке бачка для омывающей жидкости, обычно фиксация агрегата выполняется без метизов — только с помощью защелок или отдельных прижимных кронштейнов. Соединение насоса с бачком выполняется напрямую с помощью ответного патрубка или через короткий гибкий трубопровод. На выходной патрубок (патрубки) насоса надеваются трубопроводы арматуры омывателя, по которым жидкость поступает к жиклерам.

Монтаж раздельных моторов стеклоомывателей выполняется на верхнюю часть погружного насоса с помощью нескольких винтов, вся эта конструкция с помощью резьбы большого размера (как резьбовая крышка) или иным способом устанавливается в бачок. Подключение арматуры омывателя осуществляется, как и в предыдущем случае, с помощью патрубков.

Моторы омывателя выполняются под различное напряжение бортовой электросети — 12 или 24 В. Подключение к соответствующей электрический цепи осуществляется двухклеммным разъемом типа «папа», расположенным на корпусе мотора или на вынесенном кабеле. Наиболее часто используются стандартные разъемы трех типов:

  • Разнесенные ножевые клеммы, каждая из которых соединяется с индивидуальным разъемом;
  • Двухклеммные разъемы с перпендикулярным (Т-образным) расположением ножевых клемм без юбок и иной защиты;
  • Двухклеммыне разъемы с параллельным расположением ножевых клемм и с пластиковой юбкой, в юбке может быть предусмотрен ключ для правильного подключения.

Разъемы первого типа наиболее часто используются на отечественных моторах раздельного типа и мотор-насосах некоторых легковых и грузовых автомобилей. Их подключение выполняется разъемами, закрепленными на проводниках.

Разъемы второго и третьего типа — это более современное решение, исключающее ошибочное подключение. В моторах с Т-образным расположением клемм в качестве ключа выступает сама ориентация клемм — установить разъем на них можно только в одном положении. В моторах с параллельными клеммами ключ выполняется на юбке — это штифт или шип, который входит в отверстие или паз в ответном разъеме.

Вопросы выбора и замены мотора омывателя

Стеклоомыватель автомобиля используется практически каждый день, поэтому работоспособность всех элементов данной системы важна для комфортной (а иногда и безопасной) эксплуатации автомобиля. При неисправности мотора омывателя этот узел необходимо проверить (обычно простые алгоритмы диагностики приведены в инструкции по эксплуатации автомобиля) и, если поломка неустранима, произвести его замену. Если транспортное средство еще на гарантии, то для замены следует выбирать мотор того же типа и каталожного номера, который был установлен ранее. Для других автомобилей вполне допустима установка моторов или мотор-насосов других типов — главное, чтобы они совпадали по установочным размерам, напряжению питания и производительности (чтобы создавался достаточный для обмыва стекла напор жидкости). Как правило, моторы продаются в комплекте с необходимыми сопряженными деталями (уплотнителями, винтами, патрубками и т.д.), но, если они отсутствуют — следует позаботиться об их покупке.

Читайте также:  При переезде области живота колесом автомобиля возникают следующие повреждения

Замена моторов омывателей производится довольно просто, эта операция доступна каждому автовладельцу. Для демонтажа агрегата необходимо снять электрический разъем, отсоединить арматуру омывателя и демонтировать кронштейн (если он предусмотрен), либо вынуть погружной насос и снять с него мотор, выкрутив два или три винта. При демонтаже мотор-насосов, установленных на боковой стенке бачка, рекомендуется приготовить емкость для слива жидкости или заглушку (заглушки), с помощью которой будет закрыт выпускной патрубок.

Монтаж насоса выполняется в обратной последовательности, при этом необходимо следить за правильностью подключения арматуры стеклоомывателя к патрубкам насоса. На насосах двунаправленного действия патрубки для подачи жидкости на ветровое и заднее стекла обозначены разными цветами (обычно черным цветом — для лобового стекла, белым — для стекла двери задка), аналогичную окраску имеют и соответствующие трубопроводы. При подключении рекомендуется проверить мотор в работе и, если это необходимо, поменять трубопроводы местами.

При правильной замене мотора стеклоомыватель сразу начнет работать и в любой ситуации обеспечит чистоту стекла.

Автомобильный моторчик омывателя лобового стекла: принцип действия, возможные неисправности и инструкция по замене

Моторчик омывателя лобового стекла – деталь, подверженная износу в большей степени из-за частого использования. Более того, этот элемент должен быть всегда исправен, потому что зачастую от него зависит безопасность на дороге. Если вас неожиданно забрызгает встречный автомобиль, видимость резко ухудшится.

Устройство и принцип работы

Омыватель лобового стекла служит для очистки и смачивания поверхности стекла, которое при езде обязательно должно быть чистым. Летом о лобовое при движении на высокой скорости разбиваются насекомые, а зимой оно пачкается грязью, вылетающей из-под колес других машин.

Устройство насоса омывателя

Это электродвигатель с крыльчаткой или рабочим колесом на выходном валу. Все эти элементы объединены в компактный корпус с входными и выходными штуцерами. У разных моделей деталь может заметно отличаться. Однако принцип работы у всех единый – выкачивание жидкости из бачка и подача его к форсункам, а далее – на стекло.

Наиболее частые поломки омывателя и причины

О проблемах с моторчиком в первую очередь свидетельствует отсутствие подачи жидкости. Следует заметить, что от чистоты стекла во многом зависит безопасность движения. Чаще всего поломки могут быть следующие:

  • засорение жиклеров или фильтра, вследствие чего не создается необходимое давление;
  • нарушение целостности трубопроводов – вода просто не доходит до форсунок, а ее уровень постоянно падает;
  • неисправен моторчик омывателя лобового стекла — не слышен характерный гул при нажатии кнопки;
  • короткое замыкание, перегорание предохранителя, обрыв электрической цепи;
  • износ рабочей крыльчатки в моторчике, его коррозия — она возникает из-за накипи и отложений в бачке.
Читайте также:  Система охлаждения лодочного мотора схема

Устранение неисправностей

Любое устранение неисправностей должно начинаться в выяснения причин. Диагностика в этом случае проводится от простого к сложному. Сперва смотрите предохранитель в цепи питания.

Замена моторчика

Элемент обычно установлен на самом бачке. Таким образом, замена моторчика омывателя лобового стекла сводится к снятию бачка. Следует отметить, что на некоторых моделях автомобиля насос довольно легко вынимается из бачка, не требуя снятия последнего.

Расположение бачка омывателя

В большинстве случаев бачок омывателя находится под капотом, но на этом все сходство заканчивается. Многие современные производители плотно компонуют подкапотное пространство, из-за чего приходится использовать буквально каждый кубический сантиметр объема. У одних автомобилей бачок омывателя находится в районе передней стойки, слева или справа, а у других (особенно последних годов выпуска) – в передней части, в районе бампера. Используется ниша между колесом и передней балкой. В первом случае жидкость заливается через горловину прямо в бачок. Во втором – через специальную наливную трубу. Первый вариант можно рассмотреть на примере снятия бачка ВАЗа. Это наиболее простой вариант.

Снятие насоса ВАЗ

Бачок и моторчик омывателя стекла (ВАЗ 2107 в том числе) находится в прямой доступности. В зависимости от модели он расположен справа либо слева. Перед снятием насоса, необходимо отсоединить от него электрические провода и шланг, ведущий к форсункам. Моторчик омывателя лобового стекла здесь вертикального типа и вставляется входным штуцером в емкость. Там он плотно закреплен, а протекать воде препятствует специальная втулка.

Моторчик «Опель Астры»: демонтаж

Здесь процедура снятия намного сложнее. Ввиду того что бачок находится глубоко внизу, потребуется снять передний бампер, либо подкрылок переднего колеса. После этого можно доставать саму емкость. Обычно он крепится тремя болтами. В остальном процедура снятия насоса та же.

Разборка насоса омывателя

Как уже говорилось, обычно элемент выполнен неразборным и подлежит полной замене. Однако в некоторых случаях насос можно разобрать для профилактического ремонта. Сам корпус состоит из двух половинок. В верхней находится моторчик, в нижней – крыльчатка с заборным и выходным патрубками. Чаще всего причиной отказа механизма бывает попадание воды внутрь мотора и последующая быстрая коррозия. Здесь в ряде случаев ржавчину можно удалить и восстановить его работоспособность. Моторчик на омыватель стекла иногда перестает работать из-за стирания токопроводящих щеток. Если конструкция позволяет, их можно зачистить, а иногда даже заменить. Также причиной неисправности является заедание выходного вала моторчика из-за износа втулки, или поломка крыльчатки. Здесь, скорее всего, поможет только замена.

Особенности механизма для заднего стекла

На автомобилях с кузовом хэтчбек и универсал устанавливаются очистители заднего стекла, так как из-за особенностей аэродинамики, загрязняется очень быстро. Для омывателя устанавливается отдельный бачок со своим моторчиком в задней части автомобиля, поближе к стеклу. Иногда ставится бачок увеличенного размера под капотом. Также здесь предусмотрен второй насос — специально для заднего стекла.

Как избежать поломки насоса?

Во-первых, моторчик омывателя лобового стекла никогда не должен работать вхолостую. Так как он работает в воде, его корпус при работе охлаждается.

Заключение

Как видите, моторчик омывателя лобового стекла – маленькая, но крайне важная деталь автомобиля. Быстрая диагностика и ремонт этого узла в пути позволят значительно сэкономить время и улучшить безопасность движения.

Оцените статью