Моральный износ машины формы
При проведении оценки транспортных средств для определения их рыночной (или иной) стоимости, а также в ходе проведения автоэкспертизы автомобиля на предмет оценки материального ущерба, оценщик (автоэксперт) рассчитывает износ транспортного средства как объекта оценки. Износ – это потеря стоимости автомобиля в следствии интенсивности его эксплуатации, сроков использования (хранения), а также ввиду развития научно-технического прогресса, приведшего к выпуску более совершенных транспортных средств.
В первую очередь износ подразделяется на:
— устранимый износ, который технически возможно исправить (устранить, снизить и т.д.) и это будет экономически целесообразно;
— неустранимый износ, который нецелесообразно устранять вообще по чисто экономическим соображениям, т.к. расходы на его устранение превысят рыночную стоимость автомобиля как объекта оценки, а также невозможности его устранения ввиду конструктивных особенностей автомобиля.
Для оценки, решающей различные вопросы, износ подразделяется на:
— физический износ – это изменение состояния поверхностей автомобиля, его форм, размеров и т.д., а также химических, физико-механических и электротехнических свойств материалов в процессе эксплуатации транспортного средства, в дорожно-транпортного происшествия и длительного (неправильного) его хранения. Физический износ вызывает частичную или полную потерю потребительских свойств (работоспособности) автомобиля или привлекательности его внешнего вида, и как следствие означает потерю его стоимости. Физический износ – основной показатель для оценки рыночной стоимости транспортного средства и единственный при проведении автоэкспертизы на предмет оценки ущерба;
— естественный (нормальный) физический износ – износ, используемый «по умолчанию» при проведении оценки (автоэкспертизы), т.к. возникает при правильной эксплуатации и хранении автомобиля, рекомендованными заводом-изготовителем;
— аварийный физический износ – износ, возникающий в результате нештатной ситуации (воздействия внешних сил, ДТП и т.п.), а также при нарушении правил эксплуатации (хранении) автомобиля.
Любой физический износ является устранимым (или частично-устранимым).
Способом его устранения является восстановительный ремонт.
— моральный (функциональный износ) – потеря рыночной стоимости транспортного средства, вызванная появлением на рынке новых, более совершенных аналогичных объектов. Моральный износ автомобиля является устранимым. Способ его устранения – техническая модернизация транспортного средства. Применяется при оценке рыночной стоимости автомобиля;
— экономический (внешний износ) износ – это потеря стоимости транспортного средства, обусловленная влиянием внешних экономических факторов, таких как изменение (снижение) потребительского спроса, которое может быть вызвано общеэкономическими или внутриотраслевыми негативными изменениями, приводящими к резкому (катастрофическому) падения спроса на определенные объекты. Экономический износ является неустранимым и входе автоэкспертизы не применяется.
Физический и моральный износ основных фондов. Основные средства, участвующие в процессе производства, постепенно утрачивают свои первоначальные характеристики вследствие их эксплуатации и естественного
Основные средства, участвующие в процессе производства, постепенно утрачивают свои первоначальные характеристики вследствие их эксплуатации и естественного снашивания, и подлежат замене (возмещению) лишь по мере их физического или морального износа.
Износ основных фондов – это частичная или полная утрата основными фондами потребительских свойств и стоимости, как в процессе эксплуатации, так и при их бездействии. Различают два вида износа – физический и моральный.
Под физическим износом понимается потеря средствами труда своих первоначальных качеств, т.е. ухудшение технико-экономических и социальных характеристик под воздействием процесса труда, сил природы, а также вследствие не использования основных фондов.
Уровень физического износа основных фондов зависит от:
— первоначального качества основных фондов;
— степени их эксплуатации (количества дней работы в году, смен в сутки);
— особенностей технологического процесса;
— уровня агрессивности внешней среды, в которой функционируют основные фонды и качества ухода за основными фондами;
— уровня квалификации обслуживающего персонала;
— своевременности проведения планово-предупредительного ремонта и др.
Физический износ происходит неравномерно даже по одинаковым элементам основных фондов. Различают полный и частичныйизнос основных фондов.
При полном износе действующие фонды ликвидируются и заменяются новыми (капитальное строительство или текущая замена изношенных основных фондов).
Частичный износ возмещается путем ремонта.
Физический износ основных фондов может быть исчислен как отношение фактического срока службы к нормативному, умноженному на 100.
При значительной доле устаревших основных фондов экономика предприятия несет существенные потери: во-первых, старение зданий, сооружений и оборудования требует увеличения вложений средств в капитальный ремонт для поддержания их в рабочем состоянии; во-вторых, старая техника зачастую ухудшает качество продукции и услуг и из – за технической отсталости возникает убыточность производства.
Моральный износ. Наряду с физическим износом основные фонды претерпевают и моральный износ (обесценивание). Моральный износ проявляется в том, что устаревшие основные фонды по своей конструкции, производительности, экономичности, качеству выпускаемой продукции отстают от новейших образцов. Моральный износ обычно наступает раньше физического износа. Сущность морального износа состоит в том, что средства труда обесцениваются, утрачивают стоимость до их физического износа, т.е. основные фонды, которые еще могут быть использованы, уже экономически неэффективны. Моральный износ проявляется в двух формах.
Первая форма морального износа заключается в том, что происходит обесценивание машин такой же конструкции, что выпускались и раньше, вследствие удешевления их воспроизводства в современных условиях. Моральный износ первого вида связан не с продолжительностью срока службы оборудования, не со степенью его физического износа, а с темпами технического прогресса, ведущего к снижению стоимости изготовления аналогичных машин той же конструкции вследствие роста производительности труда в отрасли, производящей новые основные фонды.
При моральном износе первого вида потребительная стоимость основных фондов не изменяется. В новых машинах, аналогичных прежним, нет никаких конструктивных изменений; производительность оборудования также остается прежней. Изменяется лишь стоимость основных фондов (цена меньше).
Вторая форма морального износа состоит в том, что происходит обесценивание машин, физически еще годных, вследствие появления новых, более технически совершенных и производительных, которые вытесняют старые. Дальнейшая эксплуатация старых машин по сравнению с новыми приводит к росту издержек производства, т.е. использование новых машин экономически эффективнее.
Под влиянием этих форм морального износа основные фонды становятся отсталыми по своей технической характеристике и экономической эффективности.
В современных условиях все большее значение приобретает учет морального износа. Появление новых более совершенных видов оборудования с повышенной производительностью, лучшими условиями обслуживания и эксплуатации часто делает экономически целесообразным замену старых основных фондов еще до их физического износа. Несвоевременная замена морально устаревших основных фондов приводит к тому, что на них производится более дорогая и худшего качества продукция по сравнению с изготавливаемой на более совершенных машинах и оборудовании, что недопустимо в условиях рыночной конкуренции.
Основным источником покрытия затрат, связанных с обновлением основных фондов являются собственные средства предприятий. Они накапливаются в течение всего срока службы основных фондов в виде амортизационных отчислений.
Для характеристики степени износа основных фондов используется ряд показателей.
Коэффициент физического износа основных фондов (Ки.ф.):
,
где И – сумма износа основных фондов (начисленная амортизация) за весь период их эксплуатации;
Фперв. – первоначальная (балансовая) или восстановительная стоимость основных фондов.
Коэффициент физического износа основных фондов может быть определен по отдельным инвентарным объектам и на основе данных о фактическом сроке их службы.
Для объектов, фактический срок службы которых ниже нормативного, расчет ведется по формуле:
,
где Тфакт. и Тнорм. – фактический и нормативный сроки службы данного инвентарного объекта.
Для объектов, у которых фактический срок службы равен нормативному или превысил его, коэффициент физического износа рассчитывается по следующей формуле:
,
где Твозм. – возможный остаточный срок службы данного инвентарного объекта сверх фактически достигнутого в данный момент срока службы. Чаще всего он определяется экспертным путем.
Коэффициент годности основных фондов укрупненно характеризует их физическое состояние на определенную дату и рассчитывается по формуле:
.
Коэффициент годности основных фондов может быть определен и на основе коэффициента физического износа:
.
Все эти формулы предполагают равномерное физическое изнашивание основных фондов, что далеко не всегда совпадает с реальной действительностью, и в этом заключается их основной недостаток.
Моральный износ первого вида определяется на основании соотношения балансовой и восстановительной стоимостей:
,
где – первоначальная (балансовая) стоимость (тыс.руб.);
– восстановительная стоимость (тыс. руб.).
Моральный износ второго вида чаще всего определяется на основе сравнения производительности оборудования:
,
где П1 – производительность действующих основных фондов;
П2 – производительность новых основных фондов.
Моральный износ машины формы
Моральный износ машин и средства его устранения [c.35]
Изменение стоимости основных производственных фондов непосредственно связано с износом. Различают физический и моральный износа. Физическому износу подвержены все орудия производства, все виды машин и оборудования. Физический износ выступает в двух формах первая — механический износа средств труда и снижение технико-производственных показателей за время их эксплуатации. Вторая основывается на разрушении бездействующих средств труда как результат влияния природных условий. Физический износ — явление закономерное. Основная задача заключается в своевременном его устранении, а также в недопущении преждевременного проявления. Моральный износ возникает в результате экономического процесса, обусловленного снижением общественно необходимых затрат на производства машин и созданием новых, более совершенных по своей конструкции, экономичных и производительных машин. Таким образом, моральный износ проявляется с двух формах. [c.171]
Важное значение для обеспечения сохранности оборудования имеют проводимые на предприятиях смотры м конкурсы. В Ленинградском оптико-механическом объединении им. В. И. Ленина в течение нескольких лет проводится смотр сохранности средств труда под девизом Как самочувствие, товарищ станок Проведение смотра позволяет привлечь внимание общественности к условиям эксплуатации оборудования, качественности ремонтного обслуживания и ремонтов, физическому и моральному износу станков, прессов, машин. Как результат, принимаются необходимые меры по устранению недостатков и повышается уровень сохранности парка оборудования. [c.96]
II. Физический и моральный износ машин.
Сушность физического и моральногоизноса.
Машины в процессе эксплуатации подвергаются физическому (материальному) и моральному износам.
Физический износ любой машины при эксплуатации — объективный, непрерывно протекающий процесс. Составляющими физического износа являются физические износы всех деталей, происходящие за весь срок службы машины.
Суммированный износ машины может быть выражен тремя составляющими: Таким образом суммированный износ можно записать в виде выражения
Рм1– износ вызываемый нагрузками при работе
Рм2– износ вызываемый при транспортировке
Рм3– износ вызываемый нагрузками и другими видами воздействий при хранении, ТО и Р.
Суммированный износ машины является непрерывной функцией времени t ее использования за весь срок службы. Эта функция является непрерывной потому, что бесконечно малому приращению аргумента Δt соответствует бесконечно малое приращение функции Ри сум, т. е.
Физический износ первого рода представляет собой постепенное изменение размеров и других параметров деталей, что приводит к изменению технико-экономических показателей всей машины. Главной причиной износа являются действующие на детали нагрузки.
Физический износ второго рода происходит под действием сил природы (атмосферная коррозия и др.) и остаточных явлений от рабочих процессов (старение материала, перераспределение остаточных напряжений и др.). Степень физического износа второго рода зависит от соблюдения правил хранения машин.
Дата добавления: 2016-06-29 ; просмотров: 3091 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ