Мопед с двигателем газ

Содержание
  1. Газовый мопед такой вообще бывает? Плюсы и минусы такого траспорта
  2. Что понимают под классическим мопедом
  3. Как запускается двигатель
  4. Газовый мопед
  5. Установка газобаллонного оборудования на мопеды
  6. Плюсы
  7. Минусы
  8. Установка газобаллонного оборудования (ГБО) на скутер
  9. Установка ГБО на скутер своими руками
  10. Принцып работы ГБО
  11. Опасность газового оборудования
  12. Цена установки ГБО на скутер
  13. Установка газовой аппаратуры на мотоцикл или скутер.
  14. Установка газобаллонного оборудования (ГБО) на скутер
  15. Установка ГБО на скутер своими руками
  16. Какие существуют типы баллонов под ГБО
  17. Принцып работы ГБО
  18. Опасность газового оборудования
  19. Установка газовой аппаратуры на мотоцикл или скутер.
  20. Если эта статья вам полезна, то пожалуйста поделитесь ей в соц. сетях, нажав кнопки ниже. Спасибо.
  21. Цена установки ГБО на скутер
  22. Метки: теги, шмеги, заедало
  23. Комментарии 57

Газовый мопед такой вообще бывает? Плюсы и минусы такого траспорта

Газовый мопед Рига-13 2-х тактовый

Что понимают под классическим мопедом

Согласно российским ПДД под мопедом понимают транспортное трех- или двухколесное средство передвижения, на котором установлен двигатель небольшого объема. Развиваемая им скорость — до пятидесяти километров в час. Это обычно мотор объема 50 см3 (в других странах определения может отличаться). В отличие от мотоциклов, мопеды не требуют регистрации, страхования, техосмотра, прав для управления. Из-за небольшой скорости, они, подобно велосипедам, двигаться должны ближе к правой стороне дороги.

Классический тип мопедов – это привод велосипедный (педальный), цепная передача на колесо заднее, муфта свободного хода, тормоз, срабатывающий при вращении в обратную сторону педалей (как у велосипеда). Заднее колесо имеет также ведомую звездочку цепной передачи мотора (жестко, без муфты свободного хода).

Класический мопед с педалями

Звездочка ведущая находится с двигателем на одном валу или же (иногда) разделена с последним фрикционной муфтой (сцеплением). Чтобы выключить сцепление имеется на левой ручке руля специальный рычаг. Коробки передач нет, но иногда устанавливают редуктор. Вращением на правой ручке руля «газа» производится управление заслонкой карбюратора (дроссельной). Там же находится рычаг переднего тормоза.

Как запускается двигатель

Посредствам педального привода набирается скорость, после чего запускается двигатель. Для того, чтобы начал вращаться вал мотора, нужно отпустить плавно сцепление. Поскольку в мопедах нет коробки передач, то на сложных участках трассы и на крутых подъемах двигателю, возможно, придется помогать, вращая педали. Глушить двигатель во время кратковременных остановок не следует – достаточно выжать сцепление. Отпустив его, можно будет плавно тронуться с места.

Газовый мопед

Мопед, из-за отсутствия переключения передач, в котором управление скоростью производится лишь ручкой «газ», называют газовый мопед. Другое их название – мотовелосипед, хотя название происходит от «мотоцикл» и «велосипед» (педаль). Конструкции выпускаемых сегодня мопедов гораздо сложнее.

Несмотря на наличие педалей, ездить на мопедах без мотора практически невозможно. Конструкция намного тяжелее традиционного велосипеда, а низко расположенное сидение приспособлено только для езды с двигателем.

Видео: Газовый мопед оригинал

Установка газобаллонного оборудования на мопеды

Крайне редко, но случается, что у некоторых владельцев мопедов появляется желание переоборудовать своих «железных коней» «под газ».

Плюсы

Плюсом можно считать более то, что газ немного дешевле традиционного топлива — бензина. Кроме того, бензин – это опасность вдыхания находящихся в нем вредных веществ, типа фероцена или тетраэтилсвинца, вдыхание которых приводит к печальным последствиям.

В газе же эти представители химической отрасли отсутствуют, как не образуются при его сгорании смолистые отложения. Судить об этом можно по цвету моторного масла, который почти не изменяется. При работе на бензине, оно приобретает черный цвет.

Минусы

Прежде всего, это снижение мощности. Все дело в том, что при работе на бензине, в двигатель смесь попадает в виде жидкой пыли, которая по сравнению с газом занимает меньший объем. С газом же топливно-воздушной массы поступает в цилиндр меньше, чем и объясняется падение мощности. Еще одним минусом является большой расход газа. Ведь у него меньше, чем у бензина, теплотворная способность, следовательно, топлива в двигатель должно поступать больше (примерно на 10%). Поэтому, в итоге об экономии можно не говорить, поскольку расход ее просто «съедает». Зато у мопеда, работающего на газе, меньше количество выхлопов, чем у работающих на бензине транспортных средств. Поэтому, лучше уж ездить на топливе, под которое мопед сконструирован, чтобы в поисках некого Грааля не нарваться на «ящик Пандоры».

Профессионалы установкой на мопеды газового оборудования, как уже упоминалось, у нас не занимаются, поэтому тем, кто все-таки считает, что на этом сможет сэкономить, придется разбираться во всем самому. Благо, что в связи с финансовым мировым кризисом и переносом в Китай части европейских заказов, появилось для этих целей газобаллонное оборудование китайского производства, которые пользуется большой популярностью в Индии, где очень много энтузиастов, привыкших все делать своими руками. В нашей стране, практически, этим не занимаются, но, если есть желание, почему не попробовать?

Установка газобаллонного оборудования (ГБО) на скутер

На АЗС можно залить в бак топливо плохого качества: в бензине могут оказаться вещества, которыми повышают октановое число топлива — тетраэтилсвинец (он ядовит для человека) или ферроцена (они за считанные километры угробят свечи). А в газе не бывает ни того, ни другого. И зачем повышать его октановое число? В пропан-бутана оно и так в пределах 98-102. Хотите еще выше? Тогда катайтесь на метане — у него 115 единиц! Свечи служат вдвое дольше, чем даже на лучшем бензине. А о том, что смолистых отложений при его сгорании почти нет, мне подсказал цвет моторного масла: если раньше оно бывало почти черным, теперь его цвет практически не меняется. Катализатору тоже «живется легче» — на «газированных» скутерах он служит вдвое дольше.

Но у газа есть и минусы. Бензин поступает в двигатель в виде жидкой смеси, а она занимает меньший объем, чем газ. Значит, «на газу» в цилиндр попадет меньше топливовоздушной смеси, а от этого, сами понимаете, снизится максимальная мощность. Правда, существуют системы топливной аппаратуры, которые впрыскивают жидкий пропан-бутан. С ним мощность не падает. Теплотворная способность газа меньше, чем бензина. Значит, подавать его в двигатель нужно больше, процентов так на десять. Отсюда и больший расход топлива на единицу расстояния.

Выхлоп мотора стал чище. Не в разы, конечно, но даже самый карбюраторный двигатель после перехода на пропан-бутан без дополнительных переделок тут же вписывается в нормативы Евро-1. Burgman с его электронным впрыском и катализатором соответствует Евро-2. Его можно довести и до Евро-3. И еще у газового топлива одна особенность. Нельзя тупо сравнивать содержание СН в выхлопных газах двигателей, работающих на различных топливах: не все углеводороды одинаково вредны. Смесь пропана и бутана почти не содержит тяжелых фракций, которые при сгорании превращаются в ядовитые вещества и канцерогены. Байкеры обычно не вникают в аспекты экологичности выхлопа, мне же приятно осознавать, что выхлоп моего скутера гораздо чище, чем у других.

Установка ГБО на скутер своими руками

Теперь о том, как я газифицировал Burgman. В скутере свободного места для установки системы немного, но для современного компактного оборудования найдется. 6-литровый баллон, например, прекрасно поместился в верхнем кофре. Скажете, слишком высоко? Повышается центр тяжести? Через 5-10 км езды я об этом и думать перестал — приспособился. Подачей газа управляет специальный контроллер.

Детали газового оборудования:

  1. провод от датчика температуры охлаждающей жидкости;
  2. выходной штуцер для газа;
  3. штуцеры, на которые подается разрежение из впускного коллектора;
  4. регулировочный винт;
  5. штуцеры для подвода и отвода охлаждающей жидкости;
  6. редуктор;
  7. предохранительный клапан;
  8. разъем управляющих сигналов форсунок;
  9. разъем датчика температуры газа внутри рампы;
  10. блок управления;
  11. штуцер, в который поступает газ из редуктора;
  12. рампа;
  13. датчик давления газа, выходящего из редуктора;
  14. штуцеры, по которым газ идет с рампы в коллектор;
  15. штуцеры, которые вкручиваются во впускной коллектор;
  16. топливный фильтр.

Эмулятор подключается к штатным «мозгоам» скутера и не дает им «сойти с ума», когда при переходе на газ отключаются бензиновые форсунки.

Фильтр разборный, менять следует только картридж. Этот узел устроен так, что представляет собой хороший отстойник. Фильтр состоит из корпуса (3), крышки (1), картриджа (2) и уплотнительных колец (4).

Читайте также:  Устройства двигателя форд фокус 2004

Баллон с газом занял большую часть кофра.

На панель приборов выносится кнопка принудительного отключения газа. Под ней крошечная шкала, по которой можно определить количество газа в баллоне.

Так разместилась рампа (показана стрелкой) в плотном моторном отсеке скутера Burgman.

Принцып работы ГБО

Температуру воздуха, двигателя, редуктора и рампы, давление газа на участках до и после редуктора, разрежения в коллекторе (важнейший параметр!), а тахометр дает сведения об оборотах коленвала. Контроллер «советуется» со штатным блоком управления двигателем, и они «совместно решают», которые форсунки включать (бензиновые или газовые) и в каком режиме им работать.

Чтобы сжиженный газ испарялся, редуктор подогревается жидкостью из системы охлаждения двигателя. В зависимости от изменения разрежения во впускном коллекторе редуктор изменяет давление газа подводится к форсункам. У него встроенный датчик температуры. Ориентируясь на его показания, «мозги» сами включают бензин на время прогрева и определяют момент, когда можно мотор переключить на газ. С редуктора газ поступает в рампу. В ней установлены электромагнитные газовые форсунки. Я не случайно выбрал именно эту рампу, предназначенную для 4-цилиндрового мотора: она способна выдавать очень малые порции газа — с другими двигатель скутера не сможет нормально работать на холостом ходу. От диаметра отверстий в ее выходных штуцерах зависит объем газа, поступающего в двигатель, — в этом они схожи с омывателями карбюратора. Особой точности не требуется — интенсивность подачи газа уточнит электроника. Форсунки я подбирал опытным путем. Для моего скутера, оказалось, оптимальный диаметр отверстий — 1,5 мм. Для моторов меньшего объема они должны быть еще тоньше — до 1 мм.

Мотору с системой впрыска необходим еще один узел — эмулятор, он подключается к системе параллельно форсункам. При переключении с бензина на газ бензиновые форсунки отключаются. Но «мозги», зафиксировав это, могут «решить», возникшая неисправность — и отключат всю систему или выбросят другой фортель. Так вот эмулятор имитирует работу штатных форсунок и тем самым экономит «психику» контроллера.

Опасность газового оборудования

Многие утверждают, что газ намного больше взрывоопасный, чем бензин. Не верьте! Сами судите: когда выключаешь зажигания,электроника перекрывает газовые клапаны на баллоне, редукторе и в рампе. При разъединении или обрыве трубопроводов в них срабатывают механические клапаны. Если сильно повышается давление в редукторе, срабатывает предохранительный клапан и отправляет избыток газа во впускной коллектор. Когда электроника определит, что внезапное обогащение смеси не случайность,то отключит газовое оборудование. В мастерской механики могут подключить к «мозгов» специальный компьютер и узнать обо всех неполадках в системе. Кроме того, все трубопроводы изготовлены таким образом, что соединить их негерметично под силу лишь очень «талантливому» механику.

Современные газовые баллоны делают настолько прочными,что они выдерживают попадания пистолетной пули. А при пожаре не взрываются. Случайное рост давления в баллоне не опасен — выше 16 атм не поднимется, тогда как баллон рассчитан на 24 атм. Если же его нагреть и давление перевалит эту критическую отметку, то сработает специальный предохранительный клапан — он осторожно стравить лишний газ. Если газ таки загорится, то не полыхнет, а всего лишь зажжется небольшой струей огня. А теперь представьте, что будет в такой ситуации с бензобаком … К тому же, при сильном ударе бензин в бензобаке может сдетонировать. Газ — никогда.

При любой неисправности газового оборудования или его электрических приборов и цепей система питания автоматически переходит на бензин. При желании можете переключиться и вручную. Хочу заметить, все переключения происходят без провалов и рывков. Водитель узнает о них только по двойному звуковым сигналом и когда загорелась лампочка на приборке.

Цена установки ГБО на скутер

Переоборудовать мототехнику на газ выгодно тем, кто много ездит. Например, развозчик пиццы. На двухтактники, в силу того, что у него большой расход топлива, переработка окупится быстрее. Но должна надежно работать система раздельной смазки — если она неисправна, масло с газом не смешивается. В нашей стране газовое оборудование вместе с работой по установке скутер обойдется в $ 100-150. Расходы окупятся примерно через 20 тыс. км пробега. Зато владельцу оппозита с коляской вложенные деньги вернутся уже через 10 тысяч, а то и раньше.

Установка газовой аппаратуры на мотоцикл или скутер.

Установка газобаллонного оборудования (ГБО) на скутер

На АЗС можно залить в бак топливо плохого качества: в бензине могут оказаться вещества, которыми повышают октановое число топлива — тетраэтилсвинец (он ядовит для человека) или ферроцена (они за считанные километры угробят свечи). А в газе не бывает ни того, ни другого. И зачем повышать его октановое число? В пропан-бутана оно и так в пределах 98-102. Хотите еще выше? Тогда катайтесь на метане — у него 115 единиц! Свечи служат вдвое дольше, чем даже на лучшем бензине. А о том, что смолистых отложений при его сгорании почти нет, мне подсказал цвет моторного масла: если раньше оно бывало почти черным, теперь его цвет практически не меняется. Катализатору тоже «живется легче» — на «газированных» скутерах он служит вдвое дольше.
Но у газа есть и минусы. Бензин поступает в двигатель в виде жидкой смеси, а она занимает меньший объем, чем газ. Значит, «на газу» в цилиндр попадет меньше топливовоздушной смеси, а от этого, сами понимаете, снизится максимальная мощность. Правда, существуют системы топливной аппаратуры, которые впрыскивают жидкий пропан-бутан. С ним мощность не падает. Теплотворная способность газа меньше, чем бензина. Значит, подавать его в двигатель нужно больше, процентов так на десять. Отсюда и больший расход топлива на единицу расстояния.

Выхлоп мотора стал чище. Не в разы, конечно, но даже самый карбюраторный двигатель после перехода на пропан-бутан без дополнительных переделок тут же вписывается в нормативы Евро-1. Burgman с его электронным впрыском и катализатором соответствует Евро-2. Его можно довести и до Евро-3. И еще у газового топлива одна особенность. Нельзя тупо сравнивать содержание СН в выхлопных газах двигателей, работающих на различных топливах: не все углеводороды одинаково вредны. Смесь пропана и бутана почти не содержит тяжелых фракций, которые при сгорании превращаются в ядовитые вещества и канцерогены. Байкеры обычно не вникают в аспекты экологичности выхлопа, мне же приятно осознавать, что выхлоп моего скутера гораздо чище, чем у других.

Установка ГБО на скутер своими руками

Теперь о том, как я газифицировал Burgman. В скутере свободного места для установки системы немного, но для современного компактного оборудования найдется. 6-литровый баллон, например, прекрасно поместился в верхнем кофре. Скажете, слишком высоко? Повышается центр тяжести? Через 5-10 км езды я об этом и думать перестал — приспособился. Подачей газа управляет специальный контроллер.

Детали газового оборудования:

  1. провод от датчика температуры охлаждающей жидкости;
  2. выходной штуцер для газа;
  3. штуцеры, на которые подается разрежение из впускного коллектора;
  4. регулировочный винт;
  5. штуцеры для подвода и отвода охлаждающей жидкости;
  6. редуктор;
  7. предохранительный клапан;
  8. разъем управляющих сигналов форсунок;
  9. разъем датчика температуры газа внутри рампы;
  10. блок управления;
  11. штуцер, в который поступает газ из редуктора;
  12. рампа;
  13. датчик давления газа, выходящего из редуктора;
  14. штуцеры, по которым газ идет с рампы в коллектор;
  15. штуцеры, которые вкручиваются во впускной коллектор;
  16. топливный фильтр.

Эмулятор подключается к штатным «мозгоам» скутера и не дает им «сойти с ума», когда при переходе на газ отключаются бензиновые форсунки.

Фильтр разборный, менять следует только картридж. Этот узел устроен так, что представляет собой хороший отстойник. Фильтр состоит из корпуса (3), крышки (1), картриджа (2) и уплотнительных колец (4).

Баллон с газом занял большую часть кофра.

На панель приборов выносится кнопка принудительного отключения газа. Под ней крошечная шкала, по которой можно определить количество газа в баллоне.

Так разместилась рампа (показана стрелкой) в плотном моторном отсеке скутера Burgman.

Какие существуют типы баллонов под ГБО

Пропановые баллоны представляют собой резервуары, рассчитанные на рабочее давление до 16 атмосфер. Используются для хранения сжиженного нефтяного газа. Обычно толщина стенок резервуара из стали составляет 3-4 мм. Для проверки качества проводят гидроиспытания с наполнением баллона водой под давлением до 30 атм. Обычно на практике рабочее давление не превышает 10 атм., что дает 3-х кратный запас по прочности.

Читайте также:  С каким мотором газ 31105 лучше

Автомобильные газовые баллоны под пропан бывают трех типов:

  • Тороидальный баллон. По своей форме напоминают колесо автомобиля и устанавливаются в багажнике на месте запаски. Стандартным и наиболее популярным объемом тор-баллона считается 40 и 43 литра. Диаметр и высота такого резервуара составляет 600х200 мм. Они отлично подходят на место запасного колеса в багажнике для большинства моделей седанов отечественного и иностранного производства. Также имеется вариант с использование наружного тороидального баллона, который устанавливается под днищем. Но это возможно только при достаточном дорожном просвете и конструктивных особенностях автомобиля.
  • Цилиндрический баллон. Стандартный тип резервуаров, который используется в автомобилях с ГБО 2 и 4 поколения. Внешний диаметр в зависимости от модели может изменяться в диапазоне от 200 до 400 мм. С учетом длины такого цилиндрического баллона можно выбирать объемы от 30 до 210 литров. Как и с тороидальными, такие резервуары могут устанавливаться в багажник или под кузовом автомобиля.
  • Комбинированный. Подходит для грузовых автомобилей. Состоит из нескольких цилиндрических баллонов, которые жестко соединены между собой. Обычно устанавливаются на коммерческий транспорт и не рассматриваются водителями легковых авто.

Если вы решаете купить автомобильный газовый баллон, рекомендуем оценить свободное пространство в вашем багажнике и возможность установки внешнего баллона под кузов.

Ниже приведен пример оптимальных ходовых резервуаров для нескольких моделей авто:

  • VW Passat — тороидальный 240х680 мм, 68 л
  • Toyota Camry — тороидальный 240х680 мм, 69 л
  • Skoda Octavia — тороидальный 225х650 мм, 59 л
  • Daewoo Lanos — тороидальный 200х630 мм, 48 л
  • Hyundai Accent — тороидальный 240х630 мм, 48 л
  • Toyota Land Cruiser — цилиндрический 360х1060 мм, 100 л
  • Mitsubishi Outlander — тороидальный 240х720 мм, 76 л

Как видно из списка, для седанов подходят тороидальные внешние баллоны объемом 40-70 л. Выбор модели обуславливается только размерами багажника для оптимальной установки резервуара. Для более габаритных авто лучше остановить свой выбор на цилиндрических баллонах ГБО повышенного объема.

Вы можете самостоятельно оценить место для установки ГБО или проконсультироваться со специалистами сервисных центров. Лучше обращаться в компании, которые предлагают ассортимент из 40 вариантов баллонов и более. Так вы можете быть уверены, что вам предлагают по-настоящему оптимальное решение, а не навязывают резервуар из ограниченного ассортимента каталога.

Вы решили произвести установку ГБО на свой автомобиль? Тогда перед вами одной из первых задач будет стоять выбор автомобильного газового баллона. Купить баллон ГБО можно в любом интернет-магазине. Для примера, в цена на баллон ГБО составляет от 5600 до 10000 рублей в зависимости от типа и объема. Специалисты любого сервисного центра по установке газового оборудования помогут с подбором газового баллона. Но если вы хотите исключить вариант с «навязыванием» более дорогого оборудования, рекомендуем прочитать эту статью до конца. Чем она полезна:

  • Вы узнаете, какие бывают типы автомобильных газовых баллонов.
  • Поймете, в чем заключается разница между тороидальным и цилиндрическим баллоном ГБО.
  • Сможете самостоятельно принимать решение о выборе подходящего резервуара для своего авто.

Принцып работы ГБО

Температуру воздуха, двигателя, редуктора и рампы, давление газа на участках до и после редуктора, разрежения в коллекторе (важнейший параметр!), а тахометр дает сведения об оборотах коленвала. Контроллер «советуется» со штатным блоком управления двигателем, и они «совместно решают», которые форсунки включать (бензиновые или газовые) и в каком режиме им работать.

Чтобы сжиженный газ испарялся, редуктор подогревается жидкостью из системы охлаждения двигателя. В зависимости от изменения разрежения во впускном коллекторе редуктор изменяет давление газа подводится к форсункам. У него встроенный датчик температуры. Ориентируясь на его показания, «мозги» сами включают бензин на время прогрева и определяют момент, когда можно мотор переключить на газ. С редуктора газ поступает в рампу. В ней установлены электромагнитные газовые форсунки. Я не случайно выбрал именно эту рампу, предназначенную для 4-цилиндрового мотора: она способна выдавать очень малые порции газа — с другими двигатель скутера не сможет нормально работать на холостом ходу. От диаметра отверстий в ее выходных штуцерах зависит объем газа, поступающего в двигатель, — в этом они схожи с омывателями карбюратора. Особой точности не требуется — интенсивность подачи газа уточнит электроника. Форсунки я подбирал опытным путем. Для моего скутера, оказалось, оптимальный диаметр отверстий — 1,5 мм. Для моторов меньшего объема они должны быть еще тоньше — до 1 мм.

Мотору с системой впрыска необходим еще один узел — эмулятор, он подключается к системе параллельно форсункам. При переключении с бензина на газ бензиновые форсунки отключаются. Но «мозги», зафиксировав это, могут «решить», возникшая неисправность — и отключат всю систему или выбросят другой фортель. Так вот эмулятор имитирует работу штатных форсунок и тем самым экономит «психику» контроллера.

Опасность газового оборудования

Многие утверждают, что газ намного больше взрывоопасный, чем бензин. Не верьте! Сами судите: когда выключаешь зажигания,электроника перекрывает газовые клапаны на баллоне, редукторе и в рампе. При разъединении или обрыве трубопроводов в них срабатывают механические клапаны. Если сильно повышается давление в редукторе, срабатывает предохранительный клапан и отправляет избыток газа во впускной коллектор. Когда электроника определит, что внезапное обогащение смеси не случайность,то отключит газовое оборудование. В мастерской механики могут подключить к «мозгов» специальный компьютер и узнать обо всех неполадках в системе. Кроме того, все трубопроводы изготовлены таким образом, что соединить их негерметично под силу лишь очень «талантливому» механику.

Современные газовые баллоны делают настолько прочными,что они выдерживают попадания пистолетной пули. А при пожаре не взрываются. Случайное рост давления в баллоне не опасен — выше 16 атм не поднимется, тогда как баллон рассчитан на 24 атм. Если же его нагреть и давление перевалит эту критическую отметку, то сработает специальный предохранительный клапан — он осторожно стравить лишний газ. Если газ таки загорится, то не полыхнет, а всего лишь зажжется небольшой струей огня. А теперь представьте, что будет в такой ситуации с бензобаком … К тому же, при сильном ударе бензин в бензобаке может сдетонировать. Газ — никогда.

Установка газовой аппаратуры на мотоцикл или скутер.

А есть ли смысл установки газовой аппаратуры и бывает ли она для мотоциклов?

Качество нашего бензина с каждым годом падает пугающими темпами, но зато цена, в отличии от качества, не падает, а растёт с каждым днём. В бензине всё чаще начинают появляться вещества, о которых раньше мы и не догадывались. Этими веществами повышают октановое число топлива (потому что так намного дешевле чем естественным путём) и ими являются: тетраэтилсвинец — сильнейший яд для человека, или фероцены — которые могут угробить любые, даже самые дорогие свечи, за пару десятков километров (подробнее о том, почему выходят из строя свечи зажигания, советую почитать вот тут).

В газе не бывает этих ядов, да и зачем повышать его октановое число искусственно, когда например у пропан-бутана оно и так равно 98 — 102. А если захотеть ещё выше, то можно кататься на метане, у него октановое число аж 115 единиц и он ещё дешевле чем пропан.

При поездках на голубом топливе (газе), свечи служат вдвое дольше, чем на самом лучшем и дорогом бензине. При сгорании газа, практически не бывает смолистых отложений. Об этом может подсказать цвет моторного масла. Если на мотоцикле ездящем на бензине, масло довольно быстро темнеет и становится чёрным, то после поездок на газе, такого не увидишь — масло практически не меняет цвет. Катализатору в глушителе автомобиля или мотоцикла, работающих на газе, наносится намного меньший вред и он служит в два раза дольше. А раз больше срок службы катализатора, значит и вред окружающей среде намного меньше, и это радует.

Читайте также:  Охлаждающая жидкость для двигателя фиат альбеа

Кроме множества плюсов, есть у газа и минусы. Ведь бензин поступает (распыляется) в цилиндры двигателя в виде жидкой пыли (тумана) и эта пыль занимает меньший объём чем газ. Это значит, что при впрыскивании в двигатель газа, в цилиндр попадает меньше топливовоздушной смеси, и естественно от этого снижается максимальная мощность мотора. Значит нужно подавать газа немного больше, чем бензина, процентов на десять( получается чуть больше расход газа). Но зато существуют системы топливной аппаратуры, которые настроены на впрыскивание жидкого пропан-бутана, и с ними мощность не падает.

При работе на газе, выхлоп мотора становится чище, не немного конечно, но простейший карбюраторный двигатель, при переходе на пропан-бутан (без дополнительных переделок) тут же вписывается в нормативы Евро — 1. Современный мотоцикл, с электронным впрыском и катализатором соответствует Евро — 2 и его легко довести до Евро — 3. Но главное, у газового топлива есть хорошая особенность: смесь пропана и бутана практически не содержит тяжёлых фракций, которые при сгорании образуют очень ядовитые вещества и канцерогены. Кому как, но мне это важно, и я беспокоюсь за будущее наших детей.

Установка газовой аппаратуры. На мотоцикле или скутере очень мало свободного места, но современное оборудование газовой аппаратуры довольно компактно. Самое большое место может занять баллон с газом, но 6 литровый легко помещается в кофре(см. фото), и ещё остается немного места. На круизёрах или бэггерах при наличии боковых кофров, есть смысл поместить два запараллеленных баллона в эти кофры и понизить центр тяжести, ну и одновременно увеличить пробег на одной заправке.

Подачей газа управляет специальный контроллер. Электроника определяет и учитывает температуру воздуха, двигателя, редуктора и рампы, давление газа на участках до и после редуктора, ну и самый важный параметр — разряжение в коллекторе.

Тахометр даёт сведения в эту электронику об оборотах коленвала. Контролер подключается к блоку управления двигателем (на современных мотоциклах), и он работают совместно и сообща определяют — какие форсунки включить, бензиновые или газовые, ну и в каком режиме им работать.

Чтобы сжиженный газ испарялся, редуктор нужно подогреть жидкостью от системы охлаждения двигателя. На моторах с воздушным охлаждением, можно решить проблему подогрева редуктора, пустив (по кругу)в трубки подогрева редуктора масло из магистрали масляной системы.

В зависимости от изменения разряжения во впускном коллекторе, редуктор изменяет давление газа, который подводится к форсункам. В редуктор вмонтирован датчик температуры и ориентируясь на его показания, электронный мозг сам включает подачу бензина в момент пуска и прогрева двигателя, а так же определяет момент, когда пришло время переключиться с бензина на газ.

Из редуктора газ поступает в рампу, а в ней установлены электромагнитные газовые форсунки. Лучше установить рампу, рассчитанную для четырёхцилиндрового мотора (даже на двухцилиндровый мотор), эта рампа способна выдавать очень малые порции газа. С другими двигатель не сможет нормально работать на холостом ходу и минимальных оборотах.

От диаметра отверстий в выходных штуцерах рампы зависит объём газа, поступающего в двигатель, эти диаметры отверстий похожи на жиклеры карбюратора. Но всё же особой точности подбора диаметров этих отверстий не требуется, так как интенсивность подачи газа уточнит электроника. Форсунки можно подобрать опытным путём. Примерно для двухцилиндрового мотора объёмом 650 кубиков оптимальный диаметр отверстий 1,5 мм. Для моторов меньшего рабочего объёма подойдут с 1 мм диаметром.

Двигателю современного мотоцикла с системой впрыска топлива необходим ещё один прибор — эмулятор, он подключается к системе параллельно форсункам. При переключении с бензина на газ, бензиновые форсунки отключаются. Но в момент отключения бензиновых форсунок, электронный мозг зафиксирует это и может решить, что возникла неисправность и может отключить всю систему. Для предотвращения этого и существует эмулятор, который имитирует работу штатных форсунок и тем самым не даёт мозгу «занервничать» и вырубить всю систему.

В народе существует ошибочное мнение, что газ намного более взрывоопасен, чем бензин. Это мнение исходит от незнания устройства системы газовой аппаратуры. Сразу при выключении замка зажигания, электроника перекрывает газовые клапаны на баллоне, редукторе и в рампе. При случайном отсоединении или обрыве трубопроводов, в них сразу срабатывают механические клапаны. Если вдруг сверх меры повышается давление в редукторе, сразу срабатывает предохранительный клапан и впрыскивает избыток газа во впускной коллектор.

После этого электроника сразу определяет, что резкое обогащение топливной смеси не случайность и сразу вырубает всю газовую аппаратуру. В любом автосервисе механики подключают к мозгам системы специальный компьютер, который сразу выявит неисправность. Трубопроводы газовой аппаратуры изготовлены таким образом, что соединить их неправильно или негерметично сможет неверное только ребёнок.

Современные газовые баллоны изготавливают такими прочными, что они выдерживают попадание пистолетной пули (сравните с бензобаком). При пожаре эти баллоны просто физически не могут взорваться. Рост давления в баллоне не опасен и выше 16 атмосфер не поднимается, хотя баллон рассчитан на 24 атмосферы. Если же баллон нагреется, например на пожаре, и давление превысит критическую отметку в 24 атмосферы, то сработает специальный предохранительный клапан и постепенно стравит лишний газ. Если (при пожаре) стравливаемый газ воспламенится, то не взорвётся и не полыхнёт, а воспламенится небольшой струёй огня (по такому принципу работают огнемёты). А представьте, что будет в такой ситуации с бензобаком. К тому же при падении мотоцикла и сильном ударе, бензобак может сдетонировать и взорваться, а газ в баллоне — никогда.

При возникновении любой неисправности газового оборудования или его электрических цепей или приборов, система питания автоматически переходит на работу на бензине. При желании перейти на бензин, можно переключиться вручную. Любые переключения, как автоматическое так и ручное, происходят без провалов и рывков. О переключении оповещает двойной звуковой сигнал и загорающаяся лампочка на панели приборов.

Мототехнику переоборудовать газовой аппаратурой особенно выгодно тем, кто много ездит, например кто каждый день ездит на работу, мото-таксистам, любителям дальнобоя, а так же развозчикам пиццы. На двухтактном двигателе переделка окупится быстрее, так как у них больший расход топлива.

Но на двигателе должна надёжно работать система раздельной смазки, и если она неисправна, то масло с газом не смешается. Особенно полезна переделка будет владельцам отечественного оппозита с коляской и окупится она всего за 10 тысяч километров (может и раньше), а на одиночках затраты окупятся примерно через 20 тысяч. В России, в Московской области современная газовая аппаратура в месте с установкой на мотоцикл обойдётся всего в 100 — 150 долларов.

И последнее. Мотопарк в нашей стране постоянно растёт, и установка газа на мотоцикл скоро станет такой же актуальной, как и на автомобили. Есть смысл задуматься мотосервисам о новом виде деятельности — установке газового оборудования на мотоциклы, скутеры, квадрики, трайки. Естественно такой вид бизнеса нужно будет легализовать, но я думаю, что по любому всё окупится и клиентов будет много, особенно в крупных городах.

Установка газовой аппаратуры на мототехнику, вскоре станет востребованным видом деятельности, а главное позволит и сэкономить на топливе, и улучшить чистоту и двигателя и окружающего воздуха, успехов всем.

Если эта статья вам полезна, то пожалуйста поделитесь ей в соц. сетях, нажав кнопки ниже. Спасибо.

Цена установки ГБО на скутер

Переоборудовать мототехнику на газ выгодно тем, кто много ездит. Например, развозчик пиццы. На двухтактники, в силу того, что у него большой расход топлива, переработка окупится быстрее. Но должна надежно работать система раздельной смазки — если она неисправна, масло с газом не смешивается. В нашей стране газовое оборудование вместе с работой по установке скутер обойдется в $ 100-150. Расходы окупятся примерно через 20 тыс. км пробега. Зато владельцу оппозита с коляской вложенные деньги вернутся уже через 10 тысяч, а то и раньше.

Метки: теги, шмеги, заедало

Комментарии 57

Кстати, в Индии полно мотороллеров на газу.

Оцените статью