Минимальная глубина протектора шин для грузовых автомобилей

Высота протектора грузовой шины

Грузовые автомобили зачастую перевозят опасные и важные грузы. Поэтому к ним предъявляют особые требования. Грузовики всегда должны быть в надлежащем состоянии, а их узлы – работоспособные. Это прописано в соответствующих документах и регулярно проверяется. Немаловажным фактором является состояние протектора на покрышках автомобиля, поэтому за ними всегда ведется контроль, а особенно в местности, где суровые погодные условия.

Шины необходимо выбирать правильно, но нельзя оставлять без внимания и протектор на них, так как он обеспечивает многие важные показатели при движении. Обычно большегрузы ездят на большие расстояния и бывает, что в пути меняются погодные условия, состояние дорог и другие факторы. При этом нужно подстраиваться под эти условия. С плохими шинами сделать это тяжело, поэтому перед каждым рейсом технисческий отдел должен проверять состояние протектора, какая у него высота и фиксировать это в документе.

Типы грузовых покрышек

На рынке представлен огромный ассортимент грузовых шин. Все они отличаются друг от друга по разным признакам. Однако при выборе человек может запутаться и приобрести не те шины, которые впоследствии ухудшат передвижение на грузовике. Покрышки обычно классифицируются в зависимости от дорожного покрытия, которое будет преобладать при эксплуатации автомобиля. поэтому шины делятся на:

1. Магистральные. Такие покрышки подходят для тех грузовиков, которые наибольшее количество пути проводят на ровном асфальтированном покрытии. Другими словами, они нужны для автобанов, крупных магистралей и высоких скоростей. В таких условиях шины обеспечивают отличные показатели, в том числе и сцепление с дорогой, а также уровень износа у них минимален, срок службы увеличен;

2. Региональные. Такие шины менее требовательны к дорожному покрытию, чем вышеуказанный вариант. Они подходят для дорог в городе или другом населенном пункте с неровностями и прочими неприятностями. Если асфальт тонкий, то шины его практически не портят;

3. Комбинированные. Такие шины можно назвать универсальными, так как они подходят почти под любое дорожное покрытие. Однако и у них есть ограничения, а также к этим покрышкам предъявляют требования по высоте протектора, как и у других вариантов. Такие шины на рынке пользуются наибольшим спросом.

Иногда покрышки делятся в зависимости от вида протектора. Бывают такие варианты:

1. Дорожные. Обычно эти шины используются на тех грузовиках, которые ездят на дальние расстояния по асфальтированной дороге отличного расстояния. К такому типу шин относятся далеко не все варианты. Изначально покрышки проверяют на высоту протектора, и если она соответствует требованиям, то шины считаются дорожными. Шины направлены на то, чтобы автомобиль двигался прямо, поэтому по ровной дороге с небольшими поворотами или без них грузовик ведет себя устойчиво, расход топлива уменьшается, а также динамические характеристики и эффективность торможения улучшаются;

2. Универсальные. Бывает, что необходимо куда-то доехать, но дорога в пункт назначения проходит через участки с разным покрытием. Где-то хороший асфальт, где-то он похуже, а где-то и вовсе, проселочная дорога. В таком случае отдавать предпочтение стоит универсальным покрышкам. Они разработаны таким образом, что сцепление на разных участках дорог сохраняется хорошим. Такой эффект достигается за счет особенностей протектора, который состоит из двух частей. Первая часть – это обычный протектор, как и на многих других грузовых шин, а вторая – это специальная «лента» для хорошего сцепления по грунтовой дороге. Шины такого типа чаще всего используются на строительной технике или другом транспорте, которому часто приходится передвигаться по грубым участкам дороги и есть риск прокола колес из-за стекол или строительных материалов. Высокий протектор не позволяет этого сделать;

3. Покрышки повышенной проходимости. Шины такого типа совершенно не подходят для асфальтированного покрытия, но за то хорошо справляются с любыми участками дорог, где грузовики с обычными покрышками застревают. Эти шины за счет своих грунтозацепов уверенно преодолевают преграды, не позволяя колесам застрять, а только отталкиваться. Они способны проехать сугробы снега, пески, глубокую грязь. При этом протектор не забивается благодаря своему строению. Такие шины не рассчитаны на езду со скоростью выше 60-70 км/ч. Однако на асфальтированном покрытии и с такой скоростью ехать не совсем комфортно, так как шины для этого не рассчитаны. К тому же, в таком случае расход топлива увеличивается и колеса становятся излишне шумными.

Читайте также:  Устройство для настройки двигателя

Высота профиля

Высота профиля тоже сказывается на важных показателях грузовика. Проверено, что покрышки с низким профилем улучшают управляемость грузовика и его устойчивость на дороге. Однако такое строение шины способствует быстрому ее износу. Если брать высокий профиль, то он способствует улучшению проходимости и экономии топлива при езде по плохому покрытию. Обычно высота протектора у покрышек без пробега составляет от 16 до 23 мм.

Как выбрать грузовые покрышки

Первым делом необходимо обдумать, где чаще всего будет ездит грузовик. От состояния дороги во многом зависит выбор. Также нужно учесть все погодные изменения во время осуществления перевозок. Не стоит забывать про то, какой груз чаще всего будет перевозиться на грузовике. Нужно учитывать его вес и как он распределяется на колеса. Эти факторы должны быть решающими при выборе высоты протектора на новых покрышках. Поможет в выборе маркировка самих шин. В них обычно указывается самая нужная информация. Там можно узнать индекс скорости и уровень нагрузки на боковую часть. Последний параметр обозначает нагрузку сразу на ось, а не на одно колесо. Он обозначается буквой. На первый взгляд это может показаться странным и сложным, но если разобраться в вопросе, то все просто. Для этого достаточно лишь ознакомиться с таблицей.

Индекс Скорость в километрах в час

Любая шина со временем изнашивается и эксплуатировать грузовик с ней уже нельзя. Чтобы понять, что покрышка уже непригодна, достаточно взглянуть на протектор и измерить его высоту. В летний период запрещается ездить на грузовом автомобиле, если высота протектора составляет 1,6 мм, а зимой – если 4 мм. С такими шинами ездить уже нельзя, так как это может привести к аварийным ситуациям на дороге. К тому же, за это предусмотрен штраф в размере от 500 рублей. Такую информацию можно найти в КоАП.

Выбрать шины на грузовик сложнее, чем на легковой автомобиль. Сложность, в первую очередь, заключается в том, что для каждой оси тяжеловеса нужны разные шины, так как на них поступает разная нагрузка. На ведущую ось рекомендуется устанавливать покрышки с продольным и поперечным протекторным рисунком. Зимой же наибольшая эффективность достигается за счет протектор в виде направленных стрел – елочкой. От высоты протектора многое зависит, поэтому его необходимо выбирать с учетом всех требований. Для выбора лучше проконсультироваться со специалистом.

Заключение

Состояние и тип покрышек для грузовика также важно, как и работоспособность всех их узлов и агрегатов. Именно поэтому перед каждым рейсом специалисты проверяют состояние шин, а также высоту их протектора. Если параметры не совпадают с требуемыми, то грузовик просто никуда не поедет, пока не будет произведена замена шин.

Остаточная высота рисунка протектора шин у грузового автомобиля

Большинство водителей грузовых автомобилей задаются вопросом — какими параметрами должны обладать шины для их транспортных средств? ГИБДД рекомендует для грузовых автомобилей устанавливать такие шины, остаточная высота протекторного рисунка которых будет иметь величину 1 миллиметр.

Такие шины должны иметь транспортные средства следующих категорий — N2, N3, O3, O4. К подобным ТС относят следующие:

  1. N2-N3 — к этим категориям относятся те транспортные средства, которые имеют макссимально допустимую массу с технической точки зрения от 3,5 тонн и более 12т.
  2. O3-O4 — к этим категориям относятся прицепы, которые имеют максимально допустимую массу от 3,5 тонн и более 10т.

Также следует помнить, что к грузовым автомобилям необходимо относить не только те автомобили, которые классифицированы под категорию С, но также и некоторые автомобили B категории, а если быть точнее, то категории N1.

К подобным транспортным средствам относятся автомобили, которые предназначаются для транспортировки грузов и имеют допустимую с технической стороны максимальную массу не выше 3,5 тонн. Все перечисленные автомобили должны иметь величину остаточной высоту протекторного рисунка шины 1 мм.

Другие грузовые автомобили

Говоря о других автотранспортных средствах, которые имеют максимально допустимую массу более 3,5 тонн, прежде всего имеются в виды автобусы и троллейбусы. Эти транспортные средства имеют несколько иную техническую категорию, другое предназначение, соответственно, модификация покрышек для них также имеет некоторые расхождения с обычными грузовыми автомобилями. Разберемся подробнее.

Читайте также:  Замена цепи грм двигателя b12d1

Троллейбусы и автобусы предназначаются для перевозок пассажиров по определенным маршрутам движения. Шины для таких транспортных средств должны быть несколько иными, поскольку речь идет о транспортировке людей на определенные расстояния.

Для этих транспортных средств, ГИБДД регламентировала другую норму остаточной высоты протекторного рисунка покрышек, и величина ее составляет 2 миллиметра.

Какие изменения произошли с начала 2015 года?

Такой формат регламента для технических характеристик шин перечисленных транспортных средств сохранял свою невредимость до 1 января 2015 года. А уже именно в этот день в технический регламент были внесены изменения, которые коснулись как раз таких модификаций шин. На первый взгляд, существенно ничего не изменилось, но все же — изменения есть изменения, и их необходимо придерживаться.

В чем ключевая особенность изменений? Если ранее дорожные инспекторы могли спокойно относиться к тому, что, к примеру, мимо них проезжает автобус, остаточная высота протекторного рисунка шины которого имеет величину 2 мм, то теперь необходимо реагировать на данную ситуацию, поскольку глубина протектора должна быть выше этой величины.

Что же это значит? А то, что теперь грузовые автомобили могут спокойно передвигаться с высотой протектора 1,5 мм и выше. Допустимые значения остаточной глубины протектора теперь для грузовых автомобилей будут следующими:

  1. N1, N2, N3 — более 1 мм.
  2. O3, O4 — более 1 мм.
  3. M2, M3 — более 2 мм.

Раньше водители грузовых автомобилей приобретали комплект автомобильных шин со строгой величиной глубины протектора — 1 миллиметр или 2 мм для категорий M2, M3. Самое главное для них было именно точное совпадение с регламентированной величиной, хотя в техническом регламенте было написано, что данная величина должна быть не менее заданной, а не строго конкретизированной. Теперь же она должна быть строго больше, чем эта величина.

Изменения также коснулись и тех грузовых автомобилей, которые относятся к категории В — максимально допустимая масса которых не должна превышать 3,5 тонны. Для таких ТС остаточная глубина протекторного рисунка должна иметь величину больше, чем 1,6 мм, а не 1 мм, как раньше.

Сложно сказать, чем это обосновано, однако с 1 января 2015 года теперь необходимо соответствовать именно обновленным величинам.

Зимние автомобильные шины

Отдельно был рассмотрен вопрос о том, какой должна быть остаточная глубина протекторного рисунка на зимних покрышках для грузовых автомобилей. По этому вопросу было много споров, однако в итоге от ГИБДД вышло следующее постановление — для зимних покрышек грузовых автомобилей остаточная высота протекторного рисунка должна быть более 4 миллиметров.

И эта величина должна быть абсолютно на любом грузовом автомобиле, независимо от того, к какой именно технической категории он относится.

Здесь также имеется одна поправка — для обеспечения безопасности во время движения грузовые автомобили, которые оборудованы такими покрышками, должны двигаться на таких шинах исключительно по заснеженному или обледенелому дорожному полотну.

Это значит, что если в зимнее время дороги находятся преимущественно в открытом состоянии, то на таких покрышках передвигаться тоже можно, однако потом при использовании их по прямому назначению у водителей могут возникнуть проблемы, которые коснутся качества данных шин.

Иными словами, теперь каждый водитель грузового автомобиля в зимнее время должен строго следить за состоянием своих покрышек, а также за погодными условиями. Если покрышки не будут соответствовать определенным величинам, то инспекторы ДПС вправе будут применять к водителям штрафные санкции.

Законодательство

Износ шин — минимальные допуски

Минимальная высота протектора для шин грузовых транспортных средств составляет 1мм, автобусов — 2 мм, а в случае эксплуатации шин с маркировками M+S и 3PMSF (см. разделы «Маркировка шин» и «Сезонность шин») в зимний период необходима минимальная высота протектора 4 мм. В ПДД, а также в п.п. 5.6.1-5.6.5 Приложения 8 к ТР ТС 018/2011 подробно описаны критерии определения непригодности к эксплуатации вследствие износа:

  • при появлении одного индикатора износа при равномерном износе или появлении двух индикаторов в каждом из двух сечений при неравномерном износе беговой дорожки протектора;
  • при наличии участка беговой дорожки, на котором высота рисунка протектора по всей длине ниже минимально допустимой; при этом размер этого участка при равномерном износе ограничен прямоугольником шириной не более 50% ширины беговой дорожки, а длиной не более 1/6 длины окружности шины, измеренной посередине беговой дорожки; при неравномерном износе учитывается несколько участков с износом, суммарная площадь которых не более указанного прямоугольника.
  • при наличии неравномерного износа протектора, при котором среднее значение разности высоты рисунка протектора, измеренное в шести местах беговой дорожки, превышает для грузовых транспортных средств 3 мм, а для автобусов — 2 мм.
Читайте также:  Погружной бензонасос газ 31105 406 двигатель

Всегда проверяйте высоту протектора шин в нескольких местах по ширине (центральная дорожка и крайние дорожки) и в нескольких местах в окружном направлении. Это позволит выявить некоторые виды неравномерных износов на ранней стадии.

Восстановленные шины

ВНИМАНИЕ! Запрещено применение восстановленных шин на рулевой (управляемой) оси.
Условия установки и применения восстановленных шин на транспортных средствах оговариваются Правилом 109 ЕЭК ООН и ТР ТС 018/2011.

Все восстановленные шины, монтируемые на одну ось, должны быть идентичными:

  • по марке восстановителя
  • по размеру шины
  • по структуре каркаса (ЦМК/текстиль, радиальные/диагональные)
  • по индексу нагрузочной способности и категории скорости
  • по типу протектора.

Мишлен категорически не рекомендует устанавливать на одну ось восстановленные шины разных восстановителей независимо от марки каркаса. В большинстве стран установка на одну ось шин разных восстановителей запрещена законодательством. В случае с восстановленными шинами применение разных марок каркаса на оси не запрещено законодательством, однако Мишлен рекомендует по возможности не устанавливать на одну ось шины, восстановленные на каркасах разных марок.

Шины, углубленные методом нарезки

В условиях эксплуатации на территории большинства государств СНГ, компания Мишлен допускает применение метода дополнительного углубления протектора или, другими словами, нарезку шин, на ведущих и прицепных осях транспортных средств. В случае со стандартным трёхосным полуприцепом Мишлен допускает эксплуатацию нарезанных шин на средней оси такого полуприцепа. Мишлен не рекомендует эксплуатацию нарезанных шин в зимний период. Наилучший период для применения нарезанных шин в средних широтах — с апреля по октябрь, в отсутствие снежного покрова и гололедицы.

Применение нарезанных шин на рулевой (управляемой) оси запрещено.

Срок службы шин

При производстве шин применяются самые разные материалы, свойства которых со временем могут изменяться. Эти изменения зависят от условий хранения (температура, влажность, условия складирования, и т.д.) и условий эксплуатации (скорость, нагрузка, давление воздуха, состояние обода, и т.д.), применяемых к шинам.

Поскольку невозможно с высокой долей точности рекомендовать какой-то определенный срок эксплуатации для шин, компания Мишлен рекомендует: на ежегодной основе осуществлять дополнительную проверку на пригодность к дальнейшей эксплуатации всех грузовых шин, находящихся в эксплуатации пять и более лет, а также шин, с даты производства которых прошло более 8 лет. Эту проверку необходимо доверить квалифицированному специалисту — она не должна ограничиваться простым замером давления и визуальным осмотром, а должна предполагать демонтаж колеса, и, при необходимости — снятие шины с обода. Рекомендуемое время для такой ежегодной проверки — перед началом зимнего сезона. Шины, с момента даты производства (или восстановления) которых прошло более 10 лет, Мишлен рекомендует снять с эксплуатации и не использовать далее.

Чем больше возраст шины, тем выше вероятность обнаружения признаков, подтверждающих необходимость снятия её с эксплуатации.

Маркировка FRT

Маркировка FRT предусмотрена Правилом ЕЭК ООН 54-00 (см. п.3.1.15 Правил): наличие маркировки FRT указывает, что шина специально разработана для применения на осях свободного качения, включая прицепные оси. Это правило распространяется на все новые шины, сертифицированные для применения в ЕС и странах Евразийского Экономического Союза, и предписывает применение шин с маркировкой FRT только на осях свободного качения. Шины с маркировкой FRT категорически запрещено применять на рулевых (управляемых) и ведущих (приводных) осях транспортных средств! Компания «Мишлен» не несет ответственности за любые последствия эксплуатации шин с нарушением данных предписаний.

Сезонность шин

C 1 января 2015 года Технический Регламент Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011, приложение 8, п.п. 5 и 5.6.3.) запрещает эксплуатацию транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами (т.е. шинами, имеющими маркировку M+S и/или 3PMSF) на всех осях в течение трёх зимних месяцев (декабря, января, февраля). Зимний период может быть изменен в сторону увеличения местными властями отдельно взятых районов.

Минимально допустимая высота протектора для шин грузовых транспортных средств с маркировками M+S и 3PMSF (три горных пика и снежинка) при эксплуатации в зимний период составляет 4 мм.

Оцените статью