- Минеральное моторное масло
- Содержание
- Технология производства
- Чем отличается минеральное масло от синтетики и полусинтетики?
- Технические характеристики и спецификации
- Плюсы и минусы минерального масла
- Каталог минеральных моторных масел ROLF
- Советы и рекомендации
- Минеральное моторное масло
- Калькулятор расчета нормы расхода масла в двигателе
- Состав минерального масла
- Вязкость минерального масла
- Дополнительные характеристики минерального масла
- Недостатки и преимущества минерального моторного масла
- Минеральное моторное масло: состав, основные характеристики и преимущества
- Состав минерального масла
- Вязкость минерального моторного масла
- Недостатки и преимущества минеральных масел
Минеральное моторное масло
Содержание
Минеральные моторные масла – наиболее простой по технологии производства класс смазочных материалов, где в качестве базы используются нефтепродукты. Низкая стабильность такой базы и повышенное содержание посторонних соединений, особенно при переработке высокосернистых сортов нефти, ограничивают применяемость минеральных масел для двигателей, рассчитанных на современные экологические нормы, требуют уменьшать сроки замены. Они оптимальны для старых автомобилей с большим пробегом, особенно имеющих заметный расход на угар.
Технология производства
Нефтяная индустрия при переработке исходной нефти разделяет ее на различные фракции, отличающиеся по химическому составу (от нефтяного газа к мазуту и твердому остатку). Часть этих фракций имеет свойства, подходящие для использования в качестве смазки. Но даже старые моторы не могут длительно работать на продуктах нефтепереработки, даже достаточной очистки, без коррекции свойств.
Для этого к минеральной основе добавляется пакет присадок, задающих основные эксплуатационные свойства масла.
- Антифрикционные присадки снижают трение, уменьшая расход топлива, снижая нагрузки на механизмы.
- Противоизносные присадки увеличивают ресурс двигателя, а при предельных нагрузках вступают в действие противозадирные, борющиеся с повреждениями при разрушении масляной пленки.
- Модификаторы вязкости расширяют температурный диапазон применения масла.
- Моющие присадки нужны для того, чтобы выносить из зон трения продукты износа и разложения самого масла, позволяя в дальнейшем отфильтровать их, не давая выпадать в осадок.
- Антиокислительные присадки уменьшают темпы разрушения базы под действием кислорода, агрессивных картерных газов.
Также специальные присадки, применяемые ROLF Lubricants GmbH, снижают вспениваемость, ограничивают коррозионную активность масла. В итоге при сохранении доступной цены удается значительно улучшить свойства базового масла, позволяя успешно применять этот тип смазки и сейчас.
Чем отличается минеральное масло от синтетики и полусинтетики?
Моторные масла на синтетической основе производятся несколькими способами.
- Глубокий гидрокрекинг нефти (или HC-синтетика). Эта классификация несколько спорная, поскольку фактически база имеет минеральную природу, но здесь происходит не отбор нужных фракций из сырья, а разрушение цепочек тяжелых углеводородов с получением более легких. По свойствам полученная база близка к настоящей синтетике, в то время как ее себестоимость снижается практически до уровня «минералки».
- Синтез тяжелых углеводородов из легких (этилен-бутиленовая смесь) дает полиальфаолефиновую синтетику (ПАО). Чистая ПАО-база уже сама по себе имеет низкую температуру застывания, малую испаряемость, хорошо сопротивляется окислению.
- Эстеровые масла как сырье используют эфирные компоненты растительного происхождения, проходящие полимеризацию. Базовое масло на полиэфирной основе дороже любых других видов синтетики, но обладает весьма ценными свойствами. Так, его вязкость можно «программировать» уже на этапе синтеза, а пленка эстерового масла прочнее удерживается на металлических деталях.
За счет более однородного состава, меньшей необходимости в коррекции присадками синтетические масла превосходят минеральные в эксплуатационных свойствах. Но существует и компромиссная методика производства масла: к минеральной базе добавляется часть гидрокрекинговой, давая в результате так называемую полусинтетику. По цене и свойствам этот тип попадает в сегмент между минеральными и синтетическими маслами.
Технические характеристики и спецификации
Все минеральные масла ROLF проходят обязательные испытания на соответствие требованиям стандартов качества API/ACEA и вязкости по SAE. Таким образом гарантируется, что среди них можно выбрать моторное масло, которое будет соответствовать требованиям производителя автомобиля. Также проводятся необязательные сертификационные испытания по отдельным требованиям автопроизводителей. Перечень таких допусков указывается в характеристиках конкретного сорта масла, что позволяет выбрать наиболее подходящее по свойствам, если завод-изготовитель указывает в сервисной документации дополнительные требования, помимо вязкости и класса качества API.
Плюсы и минусы минерального масла
Минеральные масла недороги, поэтому их можно считать хорошим выбором для старых автомобилей, где нет высоких требований к качеству масла, а его стоимость имеет важное значение для владельца. В малонагруженных, простых по устройству двигателях минеральные масла по своей эффективности достаточны, а более дорогая синтетика не дает ощутимых преимуществ.
В то же время эксплуатационные свойства минеральных масел довольно специфичны. Обеспечить достаточные характеристики по прокачиваемости и усилию проворота коленчатого вала при низких температурах трудно даже при введении сложных модификаторов вязкости. Именно поэтому у минеральных моторных масел индекс низкотемпературной вязкости по SAE находится обычно в интервале от 20W до 15W, а менее густые масла с индексом 10W и ниже – это уже либо полусинтетика, либо синтетика. В северных широтах применение минеральных масел возможно только при наличии пускового подогревателя.
Меньшая стабильность минеральных масел требует снижать интервалы замены, при больших годовых пробегах это может стать аргументом в пользу более дорогих, но имеющих повышенный срок службы масел.
Каталог минеральных моторных масел ROLF
ROLF OPTIMA 15W-40 SL/CF
Высококачественное масло для универсального применения, в том числе в двигателях с турбонаддувом. За счет использования современного пакета присадок удовлетворяет требованиям стандарта API SL/CF, актуального для автомобилей с повышенными требованиями к моторному маслу.
ROLF OPTIMA 20W-50 SL/CF
Масло для применения в жарком и умеренном климате на бензиновых и дизельных автомобилях. Имеет хорошие моющие свойства, эффективно защищает двигатель при высоких нагрузках.
ROLF KRAFTON M3 U 15W-40
Минеральное масло, разработанное с учетом специфики дизельных двигателей. Имеет одобрения крупнейших производителей коммерческого транспорта.
ROLF KRAFTON M5 U 15W-40
Всесезонное моторное масло для более жестких условий эксплуатации, что подтверждается сертификацией по стандарту API CI-4.
Советы и рекомендации
Минеральные масла ROLF рекомендованы для двигателей без катализаторов либо с устаревшими однокомпонентными катализаторами, дизелей с механическими ТНВД и насос-форсунками. При выборе учитывайте климатические условия своего региона, поскольку у этих масел выше температура замерзания, чем в линейках полусинтетики и синтетики ROLF.
Минеральное моторное масло
Калькулятор расчета нормы расхода масла в двигателе
Расчет расхода масла двигателем. Онлайн калькулятор нормы угара масла на 100л и 1000 км
Минеральное моторное масло имеет минеральную основу, поскольку является продуктом нефтяного происхождения и производится путем перегонки мазута. Оно отличается нестабильностью своих характеристик и высокой степенью испаряемости. Минеральные масла также могут изготавливаться из технических сельскохозяйственных культур.
Поскольку технология производства «минералки» относительно не сложная — цена таких масел значительно ниже, нежели синтетических масел.
В натуральном чистом виде минеральные масла практически не встречаются, так как необходимые смазочные свойства могут иметь только при «комнатных» температурах без тяжёлых нагрузок. Поэтому в ДВС применяются только со стабилизирующими присадками, чтобы сделать масла более работоспособными.
Такие присадки добавляются к базовому маслу, и способствуют увеличению антикоррозионных, противоизносных, а также моющих свойств минеральных моторных масел. Ведь эксплуатационные характеристики масел минерального происхождения не позволяют выдерживать слишком высокие температуры, оно быстро густеет на морозе, а при закипании засоряет двигатель продуктами горения. Как раз из-за таких характеристик минеральное масло для автомобилей, кроме самой основы, содержит около 12% присадок. Качественное минеральное масло должно производиться из хороших нефтепродуктов и обладать высокой степенью очистки.
Состав минерального масла
«Минералка», которая применяется как смазочный материал, имеет такой состав:
- Щелочные и циклические парафины.
- Циклановые – 75-80 %, ароматические – 10-15 % и циклано-ароматические углеводороды – 5-15 процентов.
- Мизерное количество ненасыщенных и алкановых углеводородов.
Минеральные моторные масла также содержат кислородные и сернистые производные углеводороды, а еще смолисто-асфальтовые соединения. Но в основу смазочных масел для двигателей все эти соединения не входят в том количестве, в котором описано выше, ведь они проходят глубокую очистку.
Кроме самой базы «минералки» различной вязкости, масло также содержит различный набор присадок, которые, кроме улучшения основных эксплуатационных показателей, являются и недостатком. Так как высокие температуры пагубно на них влияют, присадки относительно быстро выгорают, в результате чего масло изменяет свои свойства. Это особенно сказывается на моторах с большим пробегом.
Вязкость минерального масла
Не только в минеральном, но и в других маслах (синтетика, полусинтетика), вязкость является важнейшей характеристикой. В моторном масле, как и в большинстве ГСМ, вязкость изменяется в зависимости от температуры (чем она ниже, тем больше масло становится вязким и наоборот). Для нормальной работы двигателя она не должна быть выше или ниже определенного значения, то есть, запуская холодный мотор при минусовой температуре, вязкость масла не должна быть большой. А в жаркое время года, при запуске разогретого движка, масло не должно быть сильно жидким, дабы обеспечивать между трущимися деталями прочную пленку и необходимое давление.
Масло для двигателя имеет определенный индекс вязкости. Данный показатель характеризует зависимость вязкости от изменяющейся температуры.
Индекс вязкости масла – безразмерная величина (просто число), которая не измеряется в каких-то единицах. Это число показывает «степень разжижения» масла, и чем выше данный индекс, тем шире температурный диапазон, при котором обеспечивается нормальная работоспособность двигателя.
График зависимости кинематической вязкости минерального масла от температуры.
В минеральных маслах, в которых нет вязкостных присадок, величина индекса колеблется от 85 до 100, а с присадками может составлять до 120. Малый индекс вязкости говорит о плохом запуске двигателя при низкой температуре окружающей среды и плохой защите от износа при высокой температуре.
По стандарту SAE, основные показатели вязкости (виды) масел на минеральной основе могут быть такими: 10W-30, 10W-40 и 15W-40. Эти 2 числа, разделенные буквой W, обозначают температурный диапазон, в котором данное масло можно применять. То есть, его вязкость, при нижнем пороге температуры и при верхнем, должна обеспечивать нормальную работу мотора.
К примеру, если это 10W40, то его температурный диапазон применяемости составляет от -20 до +35 °С по Цельсию, причем при +100 °С его вязкость должна составлять 12,5–16,3 сСт. Таким образом, при подборе смазки для двигателя, нужно понимать, что в минеральных моторных маслах вязкость изменяется обратно пропорционально температуре — чем температура масла выше, тем его вязкость становится ниже и наоборот. Характер этой зависимости отличается исходя из того, какое сырье и какой способ применялись при производстве масла.
О вязкостных присадках масла
Толщина масляной пленки между трущимися поверхностями зависит от вязкости масла. А это, в свою очередь, влияет на работу двигателя и его ресурс. Как мы разбирались выше с температурной зависимостью вязкости, высокая вязкость сопровождается большой толщиной масляной пленки, а с понижениям вязкости масла толщина пленки становится меньше. Поэтому, чтобы предотвратить износ некоторых деталей (кулачок распредвала – толкатель), приходится добавлять в «минералку» кроме вязкостных присадок еще и противозадирные, поскольку в таком узле создавать масляную пленку нужной толщины становится невозможно.
Дополнительные характеристики минерального масла
Кроме основных характеристик минерального масла существуют и несколько других.
- Температура вспышки является показателем легкокипящих фракций. Данный показатель определяет испаряемость масла в процессе эксплуатации. У некачественных маслах температура вспышки низкая, что способствует высокому расходу масла.
- Щелочное число – определяет способность масла к нейтрализации вредных кислот и противодействии отложениям за счет активных присадок.
- Температура застывания – показатель, определяющий температуру, при которой минеральное масло застывает и теряет текучесть за счёт кристаллизации парафина.
- Кислотное число – показывает наличие продуктов окисления масла.
Недостатки и преимущества минерального моторного масла
К основным недостаткам минерального моторного масла относится нестабильность параметров при различных температурах, а также быстрое окисление и разрушение (выгорание присадок при высоких температурах), что негативно влияет на работу двигателя. А единственным преимуществом является цена.
Минеральные масла, по большей части, используются в качестве механической смазки, хотя гидрокрекинговые масла, полученные методом перегонки и глубокой очистки с добавлением пакета присадок, еще используются современными автомобильными марками (например, Субару) в качестве смазки для двигателя. Такое минеральное масло получается близким по качеству к «синтетике», но быстрее стареет, теряя свои свойства. Поэтому приходится производить замену масла в два раза чаще.
Рекомендации автопроизводителя по применению масла можно найти в технической документации. Хотя зачастую стараются лить только синтетическое масло, которое на порядок превосходит минералку, впрочем и цена также значительно выше. Обычное же минеральное масло предназначается для старых типов двигателей, либо в моторы с большим пробегом и только в теплое время года. Конкретное предназначение определяется классификацией по уровню качества.
Минеральное моторное масло: состав, основные характеристики и преимущества
Минеральные моторные масла — пожалуй, самый простой по технологии изготовления класс смазочных материалов, в основе которого — нефтепродукты. При этом низкая стабильность такой базы и повышенное содержание посторонних соединений существенно ограничивают возможность использования минеральных масел для двигателей, рассчитанных на современные экологические нормы. Поэтому самый оптимальный вариант для минеральных масел — старые автомобили с большим пробегом.
Состав минерального масла
«Минералка» как смазочный материал состоит из:
- Щелочных и циклических парафинов.
- Циклановых – 75-80 %, ароматических – 10-15 % и циклано-ароматических углеводородов – 5-15 процентов.
- Минимального количества ненасыщенных и алкановых углеводородов.
Кроме самой базы различной вязкости, в состав масла входят специальные присадки, которые существенно улучшают основные эксплуатационные показатели с одной стороны и изменяют свойства масла под воздействием высоких температур — с другой.
Для оптимальной работы ДВС замену минерального масла рекомендуют производить после пробега 5–6 тыс. км, пока оно еще не успело потерять свойства.
Вязкость минерального моторного масла
Мы уже не раз говорили о том, что вязкость — основная характеристика любого (минерального, синтетического, полусинтетического) моторного масла, и зависит она в большей степени от температуры. Для нормальной работы двигателя она не должна превышать установленное значение — так, например, при запуске холодного мотора при минусовой температуре, вязкость масла должна быть достаточно низкой, в жаркое время года — соответственно, наоборот.
Индекс вязкости минеральных масел без присадок колеблется между 85 и 100, с присадками — до 120. По стандарту SAE, который и нормирует использования масла определенного индекса вязкости, минеральные масла делятся на 10W-30, 10W-40 и 15W-40 — числовой показатель здесь указывает на температурный диапазон, при котором будет обеспечена нормальная работа мотора.
Недостатки и преимущества минеральных масел
Как мы уже говорили, основные недостатки «минералки» — неустойчивость характеристик к изменению температуры, быстрое окисление и разрушение. И несущественными их не назвать — как минимум потому, что каждый из перечисленных параметров качественно влияет на работу двигателя и сокращает срок его службы.
Преимуществ у минеральных масел, в отличие от недостатков, не много. Оно одно — достаточно низкая цена, которая позволяет свободно использовать «минералку» в качестве механической смазки.