Метрология при ремонте автомобиля

Метрологическое обеспечение в сфере технической эксплуатации автомобилей.

Основным инструментом метрологического обеспечения в сфере технической эксплуатации автомобилей является техническая диагностика автомобилей. Под метрологическим обеспечением понимают установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений. Метрологическое обеспечение можно рассматривать как подсистему в системе управления качеством.

Техническая диагностика предполагает измерение, контроль и испытания. Измерения – это нахождение физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств; контроль – установление соответствия заданному допуску; испытание – воспроизведение в заданной последовательности предельных воздействий (нагрузок) измерения реакции объекта на эти воздействия и регистрация этих реакций. При испытании необходимо обеспечить в течение определенного времени соответствующий режим испытания с требуемой точностью. Поэтому метрологическое обеспечение испытаний является более сложной проблемой, чем метрологическое обеспечение измерений.

Прикладная метрология на автомобильном транспорте должна базироваться на широком комплексе знаний в области измерения разнородных физических величин, так как автомобиль является сложной физической системой.

К измерительным средствам и точности измерений при технической диагностике подвижного состава автотранспортных средств предъявляются определенные требования. Выбранные измерительные средства должны гарантировать заданную точность измерений замеряемых параметров, стабильность показаний (температуры, вибрации, силы тока и т.д.), необходимые быстродействия и чувствительность.

Важным элементом в метрологическом обеспечении является точность измерений.

Выбор средств измерения необходимо связывать с требованиями точности.

При диагностировании автотранспортных средств желательно обеспечивать такую точность:

· эффективной мощности, крутящего момента двигателя и расхода топлива — 0,5 %;

· частоты вращения коленчатого вала и температуры окружающего воздуха — 1,0%;

· атмосферного давления – 1 мм рт.ст.;

· расхода воздуха – 2%;

· прорыва картерных газов – 3%;

· температуры отработавших газов – 20 0 С.

На точность показаний оказывает влияние чувствительность прибора. Порог чувствительности измерительного прибора характеризуется минимальным значением измерительной величины. Неизменность во времени метрологических свойств средств измерений оценивается стабильностью измерений, которая в основном характеризуется вариацией в показаниях прибора.

Точность принято оценивать значением положительного и отрицательного пределов ( ) наибольшей допустимой прибором абсолютной погрешности А. Чем меньше по абсолютному значению эта погрешность, тем больше точность прибора и выше класс его точности. Класс точности приборов выражают приведенной (относительной) погрешностью пр, т.е. отношением наибольшего значения абсолютной погрешности А к предельному или верхнему значению шкалы прибора max в пределах пр = ( ) 100%. Наибольшая приведенная погрешность и принимается классом точности измерительных приборов. Класс прибора обозначается цифрой в окружности. Более грубые приборы обозначения класса точности не имеют. Зная пр и max, можно определить А = 0,01 пр max .

В зависимости от точности измерений приборы делятся на образцовые и рабочие. Образцовые служат эталонами, позволяющими воспроизводить и хранить единые измерения, проверять и градуировать другие измерительные приборы. Рабочие делятся на лабораторные контрольные и технические. В лабораторных контрольных приборах предусмотрено внесение поправок к показаниям в процессе измерения. Технические приборы более грубые. В их паспортах указывается гарантированная точность измерения в определенном интервале изменения внешних условий.

Измерительные системы состоят из первичных, промежуточных и конечных звеньев. К первичным относятся датчики и приемники. Датчики преобразуют одну физическую (неэлектрическую) величину в другую (электрическую). Приемник передает измеряемую величину без искажения (например, давление масла). Промежуточные звенья передают физические величины по измерительной цепи от первичных к конечным выходным звеньям (усилители, передаточно-множительные механизмы). Конечные звенья преобразуют сигнал в определенный вид информации с непрерывным или дискретным выражением (осциллографы, самописцы, счетчики и т.д.). В качестве усилителей применяются усилители переменного тока, постоянного и на несущей частоте.

Метрология при ремонте автомобиля

Поверка измерительного оборудования, предназначенного для диагностирования и ремонта автотранспорта

Проверка гаражного оборудования— так часто называют комплекс работ по метрологическому обслуживанию (испытания, поверка и калибровка) средств измерений, используемых на предприятиях автосервиса (стенды для диагностирования тормозных систем, углов установки колес (сход/развал), мощности двигателя и др.

Что такое калибровка СИ? Чем отличается эта метрологическая процедура от поверки? Когда и при каких условиях проводится первая, а когда вторая? Обязательная ли калибровка и как часто должна проводиться? Какая информация должна быть представлена в протоколе и сертификате калибровки? Как удостовериться в компетенции организации, которой можно доверить столь ответственную функцию, как калибровка средств измерений?

Ответы на выше поставленные вопросы общего порядка вы найдете в разделе «Калибровка средств измерений».

Здесь же мы говорим о сугубо специализированном направлении метрологического обслуживания – проверке стендов для диагностирования тормозных систем, углов установки колес (сход/развал), мощности двигателя и другого контрольно-диагностического гаражного оборудования на соответствие таким метрологическим параметрам, как точность, стабильность, диапазон измерений, чувствительность.

Почему мы вынесли эту проблему в отдельную тему? Исключительно из-за чрезвычайно высокой степени рисков, которыми чревато использование при ремонте и техническом обслуживании автомобилей другого контрольно-диагностического оборудования и средств измерений с неподтвержденными метрологическими параметрами.

Читайте также:  Схема двигателя автобуса лиаз

Год от года тысячи человек гибнут в результате автотранспортных происшествий, причиной которым отказы тормозной системы, рулевого управления и иные технические неисправности. Как свидетельствует практика сервисных кампаний (отзывов производителями автомобилей с выявленными дефектами для их бесплатного устранения), не без греха даже самые авторитетные бренды, модели премиум класса. Да, презумпции качества не бывает. Нередко производственные пороки «всплывают» спустя годы. Поэтому так важно для безопасной эксплуатации автомобиля как можно раньше выявить и устранить скрытые во времени дефекты различных узлов и систем автомобиля.

Но качественное техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств и, как следствие, их эксплуатационные качества и безопасность могут быть обеспечены лишь при условии надлежащего метрологического обслуживания применяемого контрольно-диагностического оборудования, подтверждающего его соответствие таким метрологическим параметрам, как точность, стабильность, диапазон измерений, чувствительность.

Таким образом испытания в целях утверждения типа, поверка и калибровка гарантируют корректность работы тормозных стендов, балансировочных станков, стендов для измерения параметров амортизаторов автомобиля, приборов для контроля параметров рулевого управления автомобиля, стендов для контроля бокового увода автомобиля, приборов для контроля и регулировки светового пучка фар и другого контрольно-диагностического оборудования с измерительными функциями, задействованного в технологическом процессе подтверждения соответствия гаражного оборудования.

Сотрудники сектора метрологи, аттестованные на право поверки и калибровки средств измерений системы автосервиса.

Сектор создан в 1998году как структурная единица ФБУ «РОСТЕСТ-МОСКВА» для решения задач по поверке, калибровке и испытаниям измерительного оборудования, предназначенного для диагностирования и ремонта автотранспортных средств.

За годы работы сотрудниками сектора выполнен большой объем работ по испытаниям диагностического оборудования изготовленного ведущими зарубежными фирмами производителями такими как «Muller Bem», «Hofmann», «Bosch», «Hunter», «Maha» и т. д.

  • Накоплен огромный опыт работы с этим оборудованием.
  • Создана эталонная база.

Все сотрудники сектора аттестованы на право поверки и калибровки диагностического оборудования в рамках области аккредитации и периодически повышают свою квалификацию в соответствии с правилами по метрологии

Сотрудники сектора выполняют метрологические работы по поверке оборудования на базе ФБУ «Ростест–Москва», а также выезжают на поверку стационарного оборудования, расположенного на территории клиента.

География оказания метрологических услуг — это город Москва и Московская область. Возможны выезды в другие субъекты Российской Федерации, если там отсутствуют аккредитованные метрологические службы

Клиентами сектора являются заводы изготовители АТС такие как «АвтоВаз», «ЗИЛ», «Фольксваген» г. Калуга, «Автофрамос» г. Москва, автобусные парки, станции технического обслуживания, пункты технического осмотра.

Мы проводим поверку и калибровку диагностического оборудования на таких крупных фирмах как «Рольф», «Автомир», «Ника Моторс», «Бизнес Кар» и.т.д.

Наши клиенты понимают, что одним из факторов, влияющих на качество ремонта АТС, является правильная диагностика АТС с помощью оборудования, имеющего соответствующие метрологические характеристики (точность, стабильность, диапазон измерений, чувствительность). Известно, что качественно отремонтированный автомобиль- это и безопасность дорожного движения, и экология, и признание результатов услуг зарубежными партнерами.


Поверка тормозного стенда

Поверка оборудования для регулировки фар

Наша область аккредитации

1. Анализаторы параметров двигателя автомобиля (мотортестеры, автотестеры) аналоговые, цифровые, стационарные, переносные;

2. Станки для балансировки колес автомобилей;

3. Стенды для измерения углов схождения, развала колес автомобиля (оптические, механические, электронные, 3D);

4. Стенды для измерения параметров амортизаторов автомобиля;

5. Приборы для контроля параметров рулевого управления автомобиля (люфтомеры) механические, электронные;

6. Приборы для контроля и регулировки светового пучка фар автомобиля;

7. Стенды тормозные всех типов (роликовые, плоскостные);

8. Стенды для контроля бокового увода автомобиля

9. Стенды для измерения линейных размеров корпуса автомобиля (при кузовных работах) Измерительные системы (механические, электронные, оптические, ультразвуковые).

10. Стенды мощностные (определение линейной скорости, тягового усилия и определения мощности двигателей автомобилей)

11. Приборы для проверки эффективности тормозных систем

12. Приборы для проверки натяжения ремня вентилятора автомобиля (ППНР)

Стоимость работ по поверке и калибровке диагностического оборудования Вы можете посмотреть на нашем сайте в разделе Стоимость поверки.

Мы готовы сотрудничать со всеми, кто заинтересован в наших услугах.

Просто звоните. Мы готовы поделиться с Вами своими знаниями в области технических характеристик диагностического оборудования, методов и методик их поверки, а так же в области нормативных документов, применяемых при ремонте автотранспортных средств.

Метрологическое обеспечение технической эксплуатации и автосервиса автомобилей

Управление качеством технологических процессов технической эксплуатации автомобилей и автосервиса осуществляется на основе измерительной информации, получаемой из разных источников (результаты диагностики, опрос водителя, прямые и косвенные измерения параметров автомобиля, его узлов, агрегатов и деталей и т.д.). При этом качество информации определяется уровнем метрологического обеспечения процессов ее получения, в том числе с помощью измерительной техники.

Измерительная техника на современном этапе развития общества рассматривается как одна из основ экономии ресурсов, повышения качества выпускаемой продукции, ее обслуживания и решения различных социальных задач. Это особенно актуально по отношению к автомобильному транспорту, который является источником повышенной опасности.

Читайте также:  Схема управления нереверсивным трехфазным асинхронным двигателем

Специалисты, занимающиеся метрологическим обеспечением автотранспорта, должны знать виды и методы измерений и обработки их результатов.

При обслуживании и ремонте автомобилей используют различные средства измерения, имеющие нормированные метрологические характеристики, при этом приборы, не имеющие нормированных метрологических характеристик, называют индикаторами.

В соответствии со стандартом различают следующие виды средств измерений:

Ø меры (гири, калибры, эталонные образцы, линейки и т.д.), использующиеся для сравнения;

Ø измерительные преобразователи (термопары, усилители сигнала, различные преобразователи, например, преобразователи неэлектрических величин в электрические и т.д.);

Ø измерительные приборы – показывающие (аналоговые и цифровые) и регистрирующие;

Ø измерительные установки (комплекс средств измерений и вспомогательных устройств, расположенных на одном рабочем месте;

Ø измерительные установки (комплекс средств измерений и вспомогательных устройств, расположенных в разных местах и соединенных каналами связи).

Для количественной оценки результатов измерений используется понятие «погрешность измерений» (чем ниже погрешность, тем точнее измерение). Оценка погрешности измерений – один из важнейших показателей ее объективности. Количество факторов, влияющих на точность измерений, достаточно велико, а для характеристики точности измерений обычно используют абсолютную, относительную и приведенную погрешности. В качестве же истинного значения хИ при многократных измерениях чаще всего выступает среднее арифметическое значение :

Величина х, полученная при измерении, является случайным приближением к хИ, и для оценки ее возможных отклонений от хИ определяют среднее квадратичное отклонение:

Погрешность измерения параметров технического состояния автомобилей, в основном, определяется погрешностью используемых для этого измерительных средств. В инструкциях по эксплуатации средств измерений эта погрешность нормируется в относительной или приведенной форме. Со временем точность прибора может изменяться в связи со старением и износом его элементов. В связи с этим для определения истинной погрешности прибора и приведения ее в норму метрологическими службами сервисного предприятия организуется поверка прибора на специализированных предприятиях по ремонту средств измерения.

Наличие погрешности измерений при ТО и ремонте автомобилей приводит к появлению ошибок при проведении контрольно-диагностических операций. Эти ошибки называют по-разному (риск поставщика или риск заказчика, ложной тревогой, ложным отказом или ложным отбоем). В любом случае это приводит с одной стороны к появлению вероятности Р1 браковки годного изделия (ошибка 1‑го рода), а, с другой стороны, — вероятности Р2 признания бракованного автомобиля годным (ошибка 2-го рода).

Тогда достоверность контроля Д, характеризующая вероятность принятия верного решения по результатам измерения, или степень объективности контрольно-измерительной процедуры можно оценить как

Экономические потери от ошибок первого рода при контроле конкретного параметра определяются по формуле:

где N – количество контролируемых автомобилей по заданному параметру, ЗИСПР ‑ неоправданные затраты на исправление последствий ошибочного контроля.

Например, при контроле углов развала колес автомобиля на оптико-механических стендах значение Р1 = 0,036. Если принять стоимость регулировочных работ равной 100 рублей, а количество диагностируемых автомобилей в течение года 1000 штук, то потери составят 3500 рублей.

Если диагностируются автомобили клиентов, то они платят СТО за ненужные регулировки, которые могут даже ухудшить состояние автомобиля.

Если предприятие контролирует собственный подвижный состав, то ошибка первого рода приводит к неоправданным затратам на разборочно-сборочные работы, дополнительные измерения, от простоя техники, к снижению коэффициента использования техники.

Например, если автомобиль перед выходом на линию из парка проходит контроль по пяти параметрам, а ошибка первого рода по каждому из них возникает с вероятностью Р1i = 0,1, то вероятность невыхода автомобиля на линию составляет:

Это значит, что 41 % автомобилей должны быть задержаны в парке для устранения несуществующих неисправностей.

Нужно также учесть, что любая разборочно-сборочная операция снижает срок службы узла до 20 %. Это также говорит о том, что необходимо стараться снижать ошибки первого рода для повышения ресурса работы автомобиля.

Ущерб от пропуска неисправности в результате ошибок второго рода связан с простоем транспортного средства на линии, либо, что особенно нежелательно, с возможностью появления аварийной ситуации (ДТП), а также с ухудшением экологического состояния окружающей среды из-за повышенного выброса токсичных веществ. Ошибки второго рода при контроле двигателя, к тому же, приводят к повышенному расходу топлива.

Потери от ошибок второго рода определяются как:

— для СТО — ,

— для клиентов —

где — — доля автомобилей, отказавших у клиентов во время гарантийного срока;

— ЗГАР – стоимость гарантийного обслуживания по данному параметру;

— доля автомобилей, отказавших после истечения гарантийного срока;

— ЗПОТР – затраты клиентов на устранение неисправностей.

Например, при определении значения угла опережения момента зажигания с помощью аналогового мотор-тестера с относительной погрешностью измерения 3 % вероятность Р2 = 0,12. С учетом стоимости этой операции 70 рублей, значения = 0,5 (каждый второй клиент обращался за дополнительными регулировками в гарантийные сроки) и при N = 1000, потери СТО могут составить 4200 рублей в год. А клиент, помимо затрат на самостоятельное устранение неисправностей, может затратить на 10-15 % больше средств на топливо.

Читайте также:  Ремонт ведомых дисков сцепления автомобиля

В целом экономическим показателем эффективности метрологического обеспечения может служить эффект от сокращения потерь от ошибок при контрольно-диагностических операциях с учетом на внедрение и проведение метрологических работ. Очевидно, что каждому предприятию, проводящему ТО и ТР необходимо искать оптимальное сочетание затрат на приобретение и эксплуатацию измерительной техники и средств диагностирования и результатов из применения.

Организационную основу метрологического обеспечения технической эксплуатации и сервиса автотранспорта составляют метрологические службы, входящие в систему Госстандарта РФ. В настоящее время таких самостоятельных служб даже на крупных автотранспортных предприятиях и предприятиях сервиса практически не осталось, в связи с чем реально метрологическое обеспечение осуществляется с использованием услуг региональных центров метрологии и стандартизации (ЦСМ).

Значительную долю из общего объема работ по метрологическому обеспечению составляет поверка средств измерений, которая является основной формой государственного метрологического контроля и надзора за средствами измерений (СИ).

На автомобильном транспорте виды средств измерений, подвергаемые поверке, определяются в соответствии с перечнем услуг по ТО и Р автомобилей, подлежащих обязательной сертификации. К таким услугам относятся, например, контрольно-диагностические, смазочно-заправочные работы, регулировка топливной аппаратуры и углов установки передних колес, различные виды ремонта и т.д.

В соответствии с ГОСТ 25478-91 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы поверки» поверке подлежат также средства измерений, применяемые при следующих работах:

Ø проверка эффективности торможения и устойчивости автомобиля при торможении;

Ø проверка рулевого управления;

Ø проверка внешних световых приборов;

Ø проверка шин и колес;

Ø проверка двигателей и его систем;

Ø определение скорости движения;

Ø контроль параметров окружающей среды.

Поверка СИ производится органами Госстандарта и юридическими лицами, аккредитованными на право поверки. Работы осуществляются физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя в порядке, установленным Правилами 50.2.012-94 «ГСИ. Порядок аттестации поверителей средств измерений».

Ответственным за метрологическое обеспечение на АТП и СТО необходимо знать, что средства измерений могут подвергаться первичной, периодической, внеочередной и инспекционной поверке.

Первичной поверке подвергаются все средства, прошедшие государственные испытания и внесенные в государственный реестр, при выпуске из производства и ремонта или ввозимые по экспорту.

При покупке средств измерений, особенно сложного диагностического оборудования необходимо убедиться в проведении первичной поверке на заводе-изготовителе.

Наиболее часто средства измерений подвергаются периодической поверке. Периодичность поверки указывается в документации, прилагаемой к измерительному прибору. Место поверки выбирает пользователь, исходя из экономических соображений и возможности транспортировки поверяемого прибора или эталонов, которыми он поверяется.

Внеочередные поверки производятся в следующих случаях:

— при повреждении знака поверительного клейма, а также в случае утраты свидетельства о поверке;

— при вводе в эксплуатацию средств измерений после длительного хранения, более одного межповерочного интервала;

— при проведении вынужденной повторной юстировки или настройки, при известном или предполагаемом ударном воздействии на средство измерения или при его неудовлетворительной работе.

Инспекционные поверки производятся для выявления пригодности к применению СИ при осуществлении государственного метрологического надзора. Их, как правило, проводят не в полном объеме, предусмотренном технической документацией.

Методика поверки, как правило, указывается в техническом паспорте на прибор. Если в результате поверки прибор признается годным, в его паспорте вносится соответствующее клеймо и выдается «Свидетельство о поверке». В противном случае оттиск поверительного клейма «гасится», «Свидетельство о поверке» аннулируется, и выписывается извещение о непригодности или делается соответствующая запись в технической документации.

Средства измерений, используемые на предприятии, которые не подлежат поверке в соответствии с Законом РФ «Об обеспечении единства средств измерений», должны подвергаться калибровке собственными силами по правилам Российской системы калибровки.

Большую проблему в настоящее время составляет организация ремонта специализированного автомобильного измерительного оборудования и средств технической диагностики (СТД). Если простые универсальные средства измерений (манометры, микрометры, динамометры и т.д.) ремонтируются в ЦСМ и на заводах-изготовителях, то такие приборы как мотор-тестеры, тормозные и балансировочные стенды ремонтировать часто просто негде. В связи с этим желательно приобретать СТД, изготавливаемое на территориально близком предприятии, и одновременно с приобретением СТД заключать договора на его обслуживание.

Содержание СТД, так же как и содержание автотранспорта, требует проведения различных видов ТО и ремонтов.

Оказываемые СТО услуги должны быть сертифицированы, и одним из условий сертификации является создание на СТО требуемого уровня метрологического обеспечения при предоставлении услуг, оговоренные в рекомендациях ВНИИМС МИ 2455-98 «Основные требования к метрологическому обеспечению при предоставлении по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств». Согласно этому документу юридические лица, осуществляющие предоставление услуг, должны создавать в обязательном порядке метрологическую службу или назначать лицо, ответственное за метрологическое обеспечение.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с) .

Оцените статью