Методы ремонта машин и агрегатов
Метод ремонта — совокупность технологических и организационных правил выполнения операций ремонта.
По признаку сохранения ремонтируемых частей ремонт машин и агрегатов может производиться обезличенным и не обезличенным методами.
При обезличенном методе ремонта не сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определенному экземпляру машины, агрегата, а при не обезличенном — сохраняется.
По организации выполнения ремонт машин может осуществляться следующими методами:
· агрегатным, представляющим обезличенный ремонт, при котором неисправные агрегаты заменяются новыми или заранее отремонтированными. При этом снятые неисправные агрегаты отправляются для ремонта в специализированные ремонтные части или предприятия, после которого они поступают в оборотный фонд;
· индивидуальным, представляющим не обезличенный ремонт, при котором все поврежденные или изношенные агрегаты и другие сборочные единицы снимаются, ремонтируются и устанавливаются на ту же машину;
· смешанным, когда отдельные агрегаты и сборочные единицы ремонтируются, а другие заменяются новыми или заранее отремонтированными.
Агрегатный метод ремонта является основным методом ремонта машин в Вооруженных силах. Этот метод ремонта дает следующие преимущества:
· значительное сокращение сроков простоя машины в ремонте (время простоя машины в ремонте равно времени необходимому на замену неисправных агрегатов, механизмов и приборов);
· повышение производительности ремонтных средств за счет более простой организации производства;
· возможность использования этого метода при ремонте машин в полевых условиях и обеспечения маневра агрегатами при ведении войсками боевых действий;
· возможность обеспечения более высокого качества ремонта агрегатов на специализированных ремонтных предприятиях и частях;
· возможность использования при ремонте машин малоквалифицированных специалистов ремонтников и водителей ремонтируемых машин.
Основным недостатком этого метода является необходимость создания запаса (оборотного фонда) агрегатов для бесперебойной работы ремонтных подразделений и частей.
При не обезличенном методе ремонта неисправные агрегаты и детали снимаются с машины, ремонтируются и ставятся на ту же машину. При этом продолжительность ремонта машин больше, чем при агрегатном методе. Поэтому не обезличенный метод, ремонта применим только для машин, имеющих исключительно значение или имеющихся в весьма малых количествах.
В зависимости от типа производства (массовое, серийное, единичное) ремонт машин может быть организован: поточным методом, методом специализированных постов (бригадно-узловым) или универсальных постов (тупиковым методом).
Поточный метод характеризуется расположением средств технологического оснащения в последовательности выполнения операций технологического процесса и специализацией рабочих мест. Машина, агрегаты, механизмы, детали (например, блок цилиндров, коленчатый вал двигателя) передаются от одного специализированного места к другому сразу после выполнения очередной технологической операции. Поточный метод обеспечивает высокую производительность труда, эффективное использование высокопроизводительного, специализированного оборудования, создает условия для достижения высоких показателей качества ремонта. Он применяется на всех авторемонтных предприятиях и ремонтно-восстановительных частях, осуществляющих капитальный ремонт машин и агрегатов.
Метод специализированных постов характеризуется тем, что ремонтные работы, например разборка и сборка агрегатов и узлов, а также работы по восстановлению деталей и ремонту сборочных единиц осуществляются бригадами (исполнителями), специализированными на машины определенных марок, по сборочным единицам определенного типа (двигатель, коробка, задний мост).
Специализация постов (бригад, исполнителей) может быть:
· технологической — выполнение определенных операций, например, сборка – разборка;
· предметной, например, ремонт электрооборудования, ремонт гидроприводов и гидроусилителей и т.д.;
· подетальной, например, восстановление деталей, определенных по номенклатуре.
Метод специализированных постов применяется в ремонтных подразделениях, осуществляющих средний ремонт машин на готовых агрегатах.
Метод универсальных постов характеризуется тем, что все работы, по ремонту машины выполняются на одном рабочем посту, одной бригадой. При этом производительность труда, коэффициент использования оборудования невысокие. Квалификация работающих должна быть высокой, так как членам бригады приходится выполнять разные виды работ.
В общем случае ремонт может быть плановым, постановка машины на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, и неплановым, постановка машины на который осуществляется без предварительного назначения. Средний и капитальный ремонт планируется по наработке. Постановка машины на текущий ремонт не планируется, проводится лишь расчет числа текущих ремонтов для истребования необходимых запасных деталей и материалов и ориентировочного планирования загрузки ремонтных подразделений.
По организации исполнения различают:
ремонт эксплуатирующей организацией — текущий и средний ремонт машин, выполняемый ремонтными подразделениями части, соединения, а там, где их нет,- на гарнизонных станциях технического обслуживания или в ремонтных подразделениях других воинских частей;
ремонт специализированной организацией — средний и капитальный ремонт, выполняемый ремонтно-восстановительными частями или ремонтными предприятиями, специализирующимися на выполнении ремонта определенного вида (капитальный, средний) машин и агрегатов (или только машин, или только агрегатов) определенных типов (марок);
ремонт предприятием — изготовителем.
Методы ремонта автомобилей
Ремонт автомобилей при планово-предупредительной системе можно производить двумя методами:
Индивидуальный метод ремонта применяют в автохозяйствах, имеющих автомобили разных марок и располагающих небольшими ремонтными мастерскими. При этом методе все ремонтные работы выполняет одна бригада на одном посту (тупиковый способ). Отдельные агрегаты, узлы и детали ремонтируют индивидуально и после ремонта и испытания ставят на тот же автомобиль, с которого они были сняты. Этот метод требует квалифицированных рабочих-универсалов, умеющих выполнять разнообразные ремонтные работы, удлиняет срок ремонта и приводит к увеличению его стоимости.
Агрегатный метод ремонта заключается в замене неисправных агрегатов автомобиля отремонтированными в специальных авторемонтных мастерских или на авторемонтном заводе. При этом методе ремонта агрегаты обезличиваются, но значительно сокращается время простоя автомобилей в ремонте.
Ремонт автомобиля может быть организован тупиковым или поточным способами.
При тупиковом способе разборку автомобиля на агрегаты и агрегатов на детали, а также их сборку производит на тупиковых постах одна и та же бригада рабочих. При поточном способе автомобиль разбирают и собирают на нескольких последовательных постах несколько бригад с постепенным перемещением автомобиля с поста на пост.
Поточный метод сокращает до минимума простой автомобилей в ремонте, снижает стоимость ремонтных работ, не требует высокой квалификации рабочих (каждый рабочий выполняет только определенную операцию) и позволяет организовать конвейерную сборку автомобилей по постам. Однако этот метод можно применять при однотипности ремонтируемых автомобилей, большой производственной программе и равномерной загрузке ремонтного предприятия в течение всего периода работы.
Виды методы и система ремонта автомобилей
Полезная информация на тему: «виды методы и система ремонта автомобилей». Мы постарались описать основные нюансы и порядок произведения необходимых действий.
Объем работ по ремонту зависит от степени изнашивания (старения) или повреждения машины (агрегата). Профилактические системы предусматривают несколько видов ремонта: текущий, плановый текущий, явочный текущий, средний, капитальный и восстановительный. Текущий ремонт (ТР) выполняется для обеспечения или восстановления работоспособности машины и заключается в замене и (или) восстановлении отдельных ее частей. Данный вид ремонта является основным способом возобновления работоспособности автомобилей в процессе их эксплуатации. Неисправные составные части могут быть заменены новыми или отремонтированными. При этом замена выполняется только в том случае, если другие основные части автомобиля имеют значительный запас ресурса.
Текущий ремонт автомобилей не регламентируется определенным пробегом и выполняется для обеспечения или восстановления их исправности. Согласно положению о техническом обслуживании подвижного состава, текущий ремонт выполняется как сопутствующий при первом или втором техническом обслуживании
и отдельно в объеме, не превышающем 20% от объема работ, выполняемых при соответствующем техническом обслуживании. Замена или восстановление работоспособности отдельных составных частей производится преимущественно по результатам диагностирования. Плановый текущий ремонт производится в зависимости от установленной заводом-изготовителем плановой наработки с целью восстановления эксплуатационных свойств машины (агрегата) до нормативного уровня. Явочный текущий ремонт производится с целью устранения или предупреждения случайного отказа. Средний ремонт (СР) производится с целью частичного восстановления ресурса машины после замены или ремонта изношенных (неисправных) агрегатов и узлов. Он заключается в частичной разборке машины, в замене или капитальном ремонте не менее двух, но не более половины основных агрегатов. Этот вид ремонта предусматривает оценку технического состояния всех агрегатов и механизмов машины, а также выполнение сопутствующих ремонтных работ (сварочных, слесарных, смазочных, регулировочных и др.). Трудоемкость среднего ремонта машин зависит в основном от количества заменяемых и ремонтируемых сборочных единиц и может достигать 200…300 чел.-ч.
Капитальный ремонт (КР) — вид ремонта, выполняемого для восстановления исправности и полного (или близкого к полному) восстановления ресурса изделия с заменой или восстановлением любых составных частей, в том числе базовых. Различают капитальный ремонт автомобиля и капитальный ремонт составных частей (двигатель, коробка передач, задний мост и др.).Необходимость в капитальном ремонте определяют на основании ресурсного диагностирования.
При капитальном ремонте автомобиль подвергают очистке, разборке на составные части, дефектации, восстановлению или замене деталей, сборке, регулированию, обкатке, окраске, испытаниям.
Показатели качества капитально отремонтированных автомобилей должны быть на уровне новых (или близкими к новым), а уровень восстановления ресурса должен составлять не менее 80% от исходных показателей новых машин.
Капитальный ремонт машин и их составных частей должен выполняться, как правило, на специализированных предприятиях, оснащенных соответствующим оборудованием, приспособлениями и инструментом.
Трудоемкость капитального ремонта определяется многими факторами и главным образом конструктивной сложностью машины, ее ремонтной технологичностью, степенью механизации работ и квалификацией ремонтников. При этом трудоемкость капитального ремонта может достигать порядка 800 чел.-ч.
Восстановительный ремонт (вторичное производство) — изготовление машин или сборочных единиц, показатели свойств которых отличаются от показателей свойств изделий, изготавливаемых на предприятии основного производства, методами ремонта. Ремонт машины (агрегата) по техническому состоянию производится по результатам оценки ряда показателей, если их значения отличаются от допустимых. Гарантийный ремонт машины (агрегата) производится с целью устранения отказов, возникающих в период гарантийной наработки и по вине завода изготовителя (ремонтного органа).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Профилактический ремонт производится по рекомендации главного конструктора машины (aiperaTa) с целью замены элементов, не обеспечивающих межремонтный ресурс изделия. Подменные элементы поставляются в качестве запасных частей заводом-изготовителем.
По сохранению принадлежности составных частей к конкретному экземпляру ремонтируемого автомобиля различают обезличенный и не обезличенный методы ремонта. При не обезличенном методе ремонта сохраняется принадлежность восстанавливаемых составных частей к определенному экземпляру автомобиля. При обезличенном методе ремонта не сохраняется принадлежность восстанавливаемых составных частей к определенному экземпляру машины.
Агрегатный метод ремонта — это разновидность обезличенного метода, при котором неисправные агрегаты заменяют новыми или отремонтированными. Сущность агрегатного метода ремонта заключается в том, что при потере автомобилем работоспособности его ремонт производится заменой отдельных неисправных агрегатов и узлов отремонтированными или новыми из числа обменного фонда, в результате чего работоспособность (исправность) автомобиля восстанавливается в целом при минимальных издержках потребителя, быстро, составными частями, отремонтированными без спешки на специализированных рабочих местах.
Экономическая сущность агрегатного метода ремонта заключается в следующем:
• обеспечивается более полное использование технического ресурса агрегатов
узлов при снижении тем самым удельных затрат на запасные части и ремонт автомобиля в целом; сокращается время простоя машины в процессе ее ремонта;
• упрощается технологический процесс ремонта автомобиля за счет использования менее сложного оборудования; сокращаются производственные площади за счет увеличения их пропускной способности и снижения затрат на их строительство и эксплуатацию; повышается качество ремонта агрегатов и узлов автомобиля.
При агрегатном ремонте выше вероятность отказа за счет других составных частей по сравнению с полнокомплектно отремонтированным автомобилем. Агрегатным методом ремонтируют автомобили, конструктивные особенности которых позволяют легко расчленять их на составные части (агрегаты и узлы).
При этом каждая составная часть должна быть автономным, конструктивно законченным элементом, легко отделяемым без сложных разборочно-сборочных и регулировочных работ от других составных частей автомобиля.