Методика проверки специальных агрегатов пожарных автомобилей

Проверка специальных агрегатов ПА.

Проверка вакуумной системы.

При проверке насоса на вакуум встречаются следующие признаки неисправностей:

· вакуумметр не показывает разрежение;

· разрежение есть, но меньше нормы;

· разрежение создается медленно;

· разрежение создается, но быстро падает.

Вакуумметр не показывает разрежение.

Необходимо убедиться исправен ли вакуумметр:

-заменить его заведомо исправным или проверить на другом насосе.

-опресовать насос водой от водопровода или другого насоса.

-осмотреть насос под давлением, при необходимости устранить течь.

-проверить исправность заслонки вакуумаппарата. При исправных заслонках, во время работы вакуумаппарата, газы в глушитель проходить не должны. Кроме этого, момент перекрытия заслоноки должен четко прослушиваться.

Разрежение есть, но ниже нормы.

Необходимо создать газоструйным вакуумаппаратом максимальное разрежение, закрыть вакуумный затвор и выключить вакуумаппарат.

В случае падения стрелки вакуумметра, опрессовать насос, устранить неплотности и повторить проверку на вакуум. Проверить исправность вакуумметра путем его замены.

Разрежение создается до нормы, но медленно.

Причиной этого может быть уменьшение проходного сечения вакуумной системы за счет засорения вакуумного затвора или неполного открытия клапана вследствие износа кулачка и штока.

Разрежение создается, но после выключения вакуумаппарата быстро падает.

Необходимо опрессовать насос водой и устранить течи. Если при опрессовке течи не обнаруживаются, нужно разобрать вакуумный затвор и проверить плотность посадки нижнего клапана.

Проверка насоса на вакуум:

· закрыть заглушку на всасывающем патрубке, сливной краник и другие вентили;

· открыть вакуумный затвор;

· увеличить обороты двигателя;

· дождаться, когда стрелка вакуумметра достигнет наибольших показаний;

· закрыть вакуумный затвор;

· уменьшить обороты двигателя;

· проверить показания вакуумметра.

Разрежение должно быть не менее 0,075 МПа (550 мм рт. ст., а его падение не должно превышать 0,013 МПа (100 мм.рт.ст.) за 2,5 мин.

Примечания.

1. При проверке насоса нужно обращать внимание на время необходимое для создания вакуума. Оно должно быть не более 20сек.

Проверка специальных агрегатов ПА.

Проверка вакуумной системы.

При проверке насоса на вакуум встречаются следующие признаки неисправностей:

· вакуумметр не показывает разрежение;

· разрежение есть, но меньше нормы;

· разрежение создается медленно;

· разрежение создается, но быстро падает.

Вакуумметр не показывает разрежение.

Необходимо убедиться исправен ли вакуумметр:

-заменить его заведомо исправным или проверить на другом насосе.

-опресовать насос водой от водопровода или другого насоса.

-осмотреть насос под давлением, при необходимости устранить течь.

-проверить исправность заслонки вакуумаппарата. При исправных заслонках, во время работы вакуумаппарата, газы в глушитель проходить не должны. Кроме этого, момент перекрытия заслоноки должен четко прослушиваться.

Разрежение есть, но ниже нормы.

Необходимо создать газоструйным вакуумаппаратом максимальное разрежение, закрыть вакуумный затвор и выключить вакуумаппарат.

В случае падения стрелки вакуумметра, опрессовать насос, устранить неплотности и повторить проверку на вакуум. Проверить исправность вакуумметра путем его замены.

Разрежение создается до нормы, но медленно.

Причиной этого может быть уменьшение проходного сечения вакуумной системы за счет засорения вакуумного затвора или неполного открытия клапана вследствие износа кулачка и штока.

Читайте также:  Бензиновый двигатель дымит черным дымом причины

Разрежение создается, но после выключения вакуумаппарата быстро падает.

Необходимо опрессовать насос водой и устранить течи. Если при опрессовке течи не обнаруживаются, нужно разобрать вакуумный затвор и проверить плотность посадки нижнего клапана.

Проверка насоса на вакуум:

· закрыть заглушку на всасывающем патрубке, сливной краник и другие вентили;

· открыть вакуумный затвор;

· увеличить обороты двигателя;

· дождаться, когда стрелка вакуумметра достигнет наибольших показаний;

· закрыть вакуумный затвор;

· уменьшить обороты двигателя;

· проверить показания вакуумметра.

Разрежение должно быть не менее 0,075 МПа (550 мм рт. ст., а его падение не должно превышать 0,013 МПа (100 мм.рт.ст.) за 2,5 мин.

Примечания.

1. При проверке насоса нужно обращать внимание на время необходимое для создания вакуума. Оно должно быть не более 20сек.

Проверка пожарного насоса.

Испытание пожарных насосов проводится после каждого ТО-1 и ТО-2 по методике, описанной в Наставлении по технической службе (приказ МВД N 70 от 16.02.90 г.).

Установить ПА на водоисточник по схеме, приведенной на рис.8а. Включить насос и подать воду при полном открытии задвижек на насосе. Установить частоту вращения по тахометру на насосе в соответствии с номинальными значениями (для насосов типа ПН-40 — 2700 об/мин.)). Определить напор насоса по показаниям манометра и мановакуумметра. Показания приборов, переведенные в м.вод.ст. при работе от открытого водоисточника складываются. Сравнить фактическое значение напора при номинальной частоте вращения вала с нормативным значением (для насоса типа ПН-40 значение напора должно составлять 100-5 м.вод.ст.. Изменение напора (уменьшение) по сравнению с номинальным значением не должно превышать 15%. В случае, если двигатель не развивает номинальных оборотов на насос, проверку производить при максимальных оборотах вала. Если результаты испытаний за несколько месяцев сравнить, то будет видно как происходит износ насоса и двигателя. Резкие снижения показателей помогают обнаруживать засорение или поломку. Постепенные снижения показателей позволяют определить рабочий ресурс как для насоса, так и для двигателя. При появлении признаков засорения, рабочее колесо осматривается сначала через всасывающий патрубок. Крупные предметы остаются на входе колеса, они заметны и удаляются при помощи крючков.

Засорение колеса более мелкими предметами требует разборки насоса и его чистки.

Засоренное колесо вызывает биение и быстро выводит насос из строя. Учитывая это, при появлении признаков засорения, надо принимать срочные меры к чистке насоса даже в том случае, когда на производительность это не оказывает существенного влияния.

Проверка пеносмесителя.

По методике, описанной в Наставлении по технической службе (приказ МВД N 70 от 16.02.90 г.) необходимо выполнить следующее (рис.8б.).

Установить ПА на водоисточник. Мерную емкость наполнить водой. Включить насос. Установить перепад напора в напорной и всасывающей полости насоса по манометру и мановакуумметру 50 м.вод.ст. Включить пеносмеситель, с помощью секундомера и мерной емкости определить расход подсасываемой воды. Сравнить это значение с нормативным.

№П/П Положение дозатора мм Диаметр отверстия, расчетный Подсос воды через шланг для пенообразователя,л/с. допустимый
7.4 0,414 0,37-0,44
11.0 0,828 0,74-0,88
14,1 1,242 1,11-1,32
18,2 1,656 1,48-1,76
27,1 2,070 1,85-2,20

Техника безопасности при работе на ПА.

ТБ при выезде и следовании на пожар.

При посадке вне здания пожарного депо выход личного состава на площадку допускается только после выезда автомобиля из гаража. Посадка считается законченной только тогда, когда личный состав боевого расчета займет свои места в автомобиле и закроет двери кабины.

Читайте также:  Радиус колеса автомобиля составляет

Запрещается подавать команду на движение автомобиля до окончания посадки личного состава.

Во время движения автомобиля личному составу боевого расчета запрещается курить, высовываться из окон, открывать окна, открывать двери, стоять на подножках (кроме специально предусмотренных задних подножек при прокладке рукавных линий с автомобиля и т.п.)

За безопасность движения пожарного автомобиля ответственность несет водитель.

Он обязан :

· точно выполнять действующие «Правила дорожного движения».

При следовании на пожар (другие оперативные работы) водитель автомобиля, имеющего специальную окраску, оборудованного специальным звуковым и световым сигналом, при условии обеспечения безопасности движения, может при необходимости допускать определенные отклонения от действующих правил движения:

а) двигаться со скоростью, обеспечивающей своевременное выполнение задания, но не представляющей опасности для окружающих;

б) продолжать движение при любом сигнале светофора, убедившись, что другие водители уступают ему дорогу, и при условии, что жесты регулировщика движения, не обязывают его остановиться;

в) проезжать (поворачивать, останавливать автомобиль и т. п.) в местах выполнения оперативных работ независимо от установленных знаков, указателей и линий безопасности (за исключением проезда в направлении противоположном движению).

4.1.4 В ночное время стоянка пожарного автомобиля должна обозначаться приборами освещения, а также включаться аварийная световая сигнализация.

ТБ при боевом развертывании.

При проведении боевого развертывания запрещается:

а) приступать к его проведению до полной остановки пожарного автомобиля;

б) подавать воду в незакрепленные рукава до выхода ствольщиков на исходные позиции или подьема на высоту (вертикальные рукавные линии должны крепиться из расчета не менее одной рукавной задержки на каждый рукав).

Диагностика пожарных автомобилей

Диагностика пожарных автомобилей – комплекс мероприятий по проверке состояния техники, ее основных узлов и механизмов без непосредственного их разбора. Проводят с целью предупреждения поломок и прогнозирования момента появления неисправностей.

Общие принципы

Диагностика автомобиля без полной разборки механизмов дает только предварительные результаты. Их сопоставляют с косвенными величинами, или диагностическими параметрами. Связаны они с данными технического состояния. Например, двигатель тестируют на момент развиваемой им мощности, расхода масла, компрессии.

Все мероприятия проводят на посту ТО с использованием специального оборудования.

Основными задачами диагностирования пожарных автомобилей являются:

  • проверка работоспособности механизмов;
  • определение потребности отдельных узлов в ремонте;
  • контроль проведенных работ в период планового техобслуживания;
  • прогнозирование возможного продления срока эксплуатации техники;
  • определение срока списания машины.

Виды диагностики

Основной целью диагностики пожарных автомобилей считается снижение затрат на сервисное обслуживание и ТО. Как результат – сокращение простоя машины в результате неожиданного выхода из строя основных узлов.

На сегодняшний день утверждено два вида диагностики.

Общая

Общая диагностика пожарных автомобилей имеет условное обозначение «Д-1». Ее цель – обследование машин, их отдельных агрегатов и узлов по общим параметрам как способ обеспечения безопасной эксплуатации автомобиля. По периодичности совпадает с ТО-1.

Отдельные операции из протокола общего диагностирования проводятся при ежедневной проверке машины перед выпуском ее на дежурство, а также при ТО после возвращения ПА с пожара или учений.

В общее диагностирование входит проверка:

  • тормозной системы;
  • трансмиссии;
  • рулевого управления;
  • колес;
  • насосной системы;
  • осветительных приборов;
  • системы сигнализации;
  • стеклоочистителей.
Читайте также:  Зарядное устройство для аккумуляторов автомобиля бережок v1

Общее диагностирование Д-1 зависит также от типа машины. Автоцистерны проверяют по следующим параметрам:

  • давление в шинах;
  • ход педалей сцепления и газа;
  • работа тормозной системы;
  • проверка сцепления;
  • люфт рулевого колеса;
  • скорость включения приборов освещения и сигнализации;
  • натяжение ремней привода вентилятора, генератора, гидроусилителя, компрессора;
  • зазоры в подшипниках;
  • состояние вакуумной системы;
  • герметичность насоса;
  • крепление колеса насоса.

Поэлементная

Углубленная проверка (Д-2) проводится по частным параметрам и по периодичности совпадает с ТО-2. Она осуществляется на специальных стендах и предполагает проверку:

  • двигателя;
  • состояния узлов рулевого привода;
  • шкворневых соединений управляемых колес;
  • состояния и работы коробки передач;
  • биения карданного вала;
  • состояния аккумулятора, стартера, генератора и реле-регулятора;
  • работоспособности системы зажигания;
  • карбюратора на холостом ходу с диагностикой содержания СО;
  • угла опережения подачи топлива дизеля;
  • работы форсунок и топливного насоса;
  • изменения тормозных сил на колесах;
  • мощности ведущих колес;
  • расход топлива под нагрузкой;
  • потери мощности трансмиссии и КОМ;
  • рабочих параметров пожарного насоса;
  • герметичности всех водопенных коммуникаций и цистерны.

Параметры диагностических процессов

Диагностику состояния пожарного автомобиля проверяют по трем основным параметрам.

Параметры рабочих процессов дают данные о функциональности ПА в целом и отдельных его механизмов. Сюда входит проверка мощности двигателя, напора насоса, производительности подачи пенообразователя, расхода топлива, давления форсунки дизеля.

Параметры сопутствующих процессов – температура нагрева масла, уровень СО в отработанных газах, давление в цилиндрах. Геометрические параметры предполагают определение связей между агрегатами и механизмами.

При проведении диагностики ПА пользуются методикой и берут за основу данные, разработанные для грузовых автомобилей, на базе которых производится спецтехника.

Методы диагностики

Основной метод диагностики ПА – приборный. Реже используется метод экспертной проверки. Они зависят от диагностических параметров.

К первой группе относится имитация режимов нагрузки и скорости на специальных стендах для автомобилей, установок ПО и ПТВ. Вторая группа основана на оценке герметичности рабочих объемов проверяемых систем. Методы третьей группы – оценка геометрических параметров.

Средства проведения диагностики

Для проведения диагностики технического состояния пожарных автомобилей используют определенные технические средства:

  1. Встроенные. Средства, входящие в общую конструкцию с объектом, подлежащим проверке. К ним относятся контрольно-измерительные приборы.
  2. Внешние. Средства, не включенные в конструкцию проверяемого объекта. Это стенды и переносные приборы.
  3. Универсальные. Используются для диагностики различных механизмов. Включают приборы для измерения давления, уровня отработанных газов.
  4. Специализированные. Средства, разработанные для проверки конкретных механизмов.

Виды стендов

Для проведения диагностирования ПА посты ТО оборудуют стендами:

  1. Общего диагностирования шасси: силовые и инерционные тяговые стенды для имитации работы автомобиля при различных нагрузках. Пост технической диагностики должен содержать оборудование для проверки насосов, пеносмесителей и вакуумных систем.
  2. Для диагностики ПТВ, на которых проводят испытания спасательного снаряжения, а также диагностику гидравлического пожарного оборудования.

При проведении диагностики автомобилей на постах ТО должны строго соблюдаться правила технической и пожарной безопасности. Не допускается снятие топливных баков и топливоприводов. Учитывая, что диагностические мероприятия проводятся на пунктах ТО, все виды ремонта, связанные с кузнечными, малярными, сварочными работами, проходят отдельно. Проверка и подзарядка аккумуляторов проводится только в вытяжном шкафу при включенной вытяжке и исправных контрольных приборах.

Оцените статью