Методическое пособие устройство автомобиля

Методическое пособие по выполнению самостоятельных работ МДК 01.01 «Устройство автомобиля»

В методическом пособии рассмотрены темы по самостоятельным работам и имеются сами самостоятельные работы.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие по выполнению самостоятельных работ МДК 01.01 «Устройство автомобиля»»

Департамент внутренней и кадровой политики

Цикловая комиссия 23.02.03

«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Методическое пособие по выполнению самостоятельных работ модуля

ПМ 01. МДК 01.01. «Устройство автомобилей» разделы:

«Теория двигателей внутреннего сгорания»

Методическое пособие по выполнению самостоятельных работ МДК 01.01«Устройство автомобилей».

Автор: Лукьянов Александр Ильич – преподаватель Белгородского строительного колледжа

Рецензент: Преподаватель Шебекинского техникума Красников Н.И.

Рецензент: Бугаёв В.А. –преподаватель Белгородского строительного колледжа.

Методическое пособие выполнено в помощь студентам при выполнении самостоятельных работ ПМ 01.01« Устройство автомобилей» разделы «Устройство автомобилей», «Теория двигателей внутреннего сгорания» и «Теория автомобилей» в объёме 30 часов. Пособие содержит пояснения к каждой работе, в которые входит название темы, цель, деловые обозначения.

Методическое пособие предназначено для студентов специальности 23.02.03.

ОГАПОУ «БСК» 2018

В методическом пособии студентам специальности 23.02.03 предлагаются материалы по самостоятельному изучению МДК 01.01 « Устройство автомобилей» разделы: «Устройство автомобилей», «Теория двигателей внутреннего сгорания» и «Теория автомобилей» в объёме 30 часов, на 15 самостоятельных работ.

Основной целью данного пособия являются оказание помощи студентам в закреплении знаний, полученных на теоретических занятиях.

при выполнении самостоятельных работ по дисциплине ПМ 01. МДК 01.01 «Устройство автомобилей»

К р и т е р и и

Самостоятельная работа выполнена верно, в полном объёме, правиль-но оформлена и защищена.

Самостоятельная работа выполнена верно, в полном объёме, имеются неточности в оформлении и орфографии

Самостоятельная работа выполнена в полном объёме, имеются ошибки в оформлении и орфографии, имелись затруднения в ответе на дополнительные вопросы.

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по ПМ 01 «Устройство автомобилей» составлены на основе рабочей программы и предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» Программой предусмотрено 92 часа на самостоятельную подготовку студента.

Дидактические цели самостоятельной работы состоят в том, чтобы:

— научить студентов самостоятельно добывать знания из различных источников;

— способствовать формированию навыков и умений , необходимых будущим специалистам;

— повысить ответственность студентов за свою профессиональную подготовку, формированию личностных и профессионально= деловых качеств;

— формировать у студентов профессиональное мышление на основе самостоятельной работы над выполнением индивидуальных творческих заданий.

Самостоятельная работа призвана выполнять следующие функции:

— образовательную (систематизацию и закрепление знаний студентов);

— развивающую ( развитие познавательных сил студентов – их внимания, памяти, мышления и речи);

— воспитательную ( воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля целого ряда ведущих качеств личности – честности, трудолюбия требовательности к себе , самостоятельности).

на методическое пособие по выполнению самостоятельных работ ПМ 01 МДК 01.01. «Устройство автомобиля» специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» разделы «Устройство автомобилей», «Теория двигателей внутреннего сгорания» и «Теория автомобилей» .

Методическое пособие разработано преподавателем дисциплины Белгородского строительного колледжа Лукьяновым А.И.

Методическое пособие составлено в соответствии с рабочей программой, разработанной на основе Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 23.02.03 и предназначенной для выполнения самостоятельных работ студентами 2 курса. Знания, полученные при выполнении самостоятельных работ, позволят студентам расширить объём знаний и воспитать в их сознании необходимость работы, как со специализированной литературой, так и использования Интернет. Методическое пособие содержит необходимые материалы, которые помогут студентам при выполнении самостоятельных работ по изучению разделов «Устройство автомобилей», «Теория двигателей внутреннего сгорания» и «Теория автомобилей».

Методическое пособие рекомендуется к изданию и внедрению в учебный процесс.

строительного колледжа В.А. Бугаёв

Темы, вынесенные на самостоятельную учебную деятельность студентов по дисциплине ПМ 01 «Устройство автомобилей» специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Тема согласно программе

Тема самостоятельной работы

Раздел 1 Устройство автомобилей

Тема 1.1 Классификация, общее устройство, технические характеристики личного автомобиля

Технические характеристики личного автомобиля.

Читайте также:  Как помыть двигатель снизу от масла

Инструкция по эксплу-

Тема 1.2 Автомобиль

ные двигатели внут- реннего сгорания.

Проанализи- ровать КШМ различных двигателей

поршня во враща-

Тема 1.2 Автомобиль

ные двигатели внут- реннего сгорания

Рабочие циклы четырёх и двухтакт-

дых бензиновых и дизельных двигателей

Тема 1.2 Автомобиль

ные двигатели внут- реннего сгорания

Назначение, типы механизмов ГРМ.

В.П Переде- рий«Устрой

Тема 1.2 Автомобиль

ные двигатели внут- реннего сгорания

Отличия ГРМ двига-

Телей ЗИЛ и КАМАЗ

В.П Переде- рий«Устрой

Тема 1.2 Автомобиль

ные двигатели внут- реннего сгорания

при работе с охлаж-

В.П Переде- рий«Устрой

Тема 1.2 Автомобиль

ные двигатели внут- реннего сгорания

при работе с маслами

В.П Переде- рий«Устрой

Тема 1.2 Автомобиль

ные двигатели внут- реннего сгорания

В.П Переде- рий«Устрой

Тема 1.2 Автомобиль

ные двигатели внут- реннего сгорания

Работа систем кар-

бюратора на различ-

В.П Переде- рий«Устрой

Тема 1.2 Автомобиль

ные двигатели внут- реннего сгорания

при работе на сжи-

В.П Переде- рий«Устрой

Тема 1.2 Автомобиль

ные двигатели внут- реннего сгорания

Отличия систем питания бензиново-

го и дизельного

В.П Переде- рий«Устрой

Тема 1.3 Трансмис-

вого и многодиско-

В.П Переде- рий«Устрой

Тема 1.3 Трансмис-

робки передач с

Тема 1.4 Несущая система, подвеска,

Ровать креп ление агре- гатов к

Изучение установки агрегатов и узлов на

Тема 1.5 Рулевое

привода: типы, уст-

Тема 1.6 Тормозные

Изучить контура при

Работа контура привода тормозной

Раздел 2 Основы тео-

Тема 2.1 Основы технической термоди

Изучить и законспектировать

Стуканов В.А. «Осно- вы теории автомобильных двигате лей и авто- мобилей»

Анализ сгорания в ДВС

Изучить понятие о детонации, процессе

Стуканов В.А. «Осно- вы теории автомобильных двигате лей и авто- мобилей»

каторных и эффек-

Стуканов В.А. «Осно- вы теории автомобильных двигате лей и авто- мобилей»

Стуканов В.А. «Осно- вы теории автомобильных двигате лей и авто- мобилей»

Изучить виды смесе-

образования в ди-

Стуканов В.А. «Осно- вы теории автомобильных двигате лей и авто- мобилей»

Тема 2.3 Испытания

Изучить виды харак

их графическое изображение

Стуканов В.А. «Осно- вы теории автомобильных двигате лей и авто- мобилей»

Тема 2.4 Кинематика

Стуканов В.А. «Осно- вы теории автомобильных двигате лей и авто- мобилей»

Тема 2.5 Уравнове-

Стуканов В.А. «Осно- вы теории автомобильных двигате лей и авто- мобилей»

Тема 2.5 Уравнове-

Стуканов В.А. «Осно- вы теории автомобильных двигате лей и авто- мобилей»

Раздел 3 Основы теории автомобилей

Тема 3.2 Силы, дейст

вующие на автомо-

биль при его движе-

Силовой баланс и

его график, мощност

ной баланс и его

Стуканов В.А. «Осно- вы теории автомобильных двигате лей и авто- мобилей»

тор и динамический

Стуканов В.А. «Осно- вы теории автомобильных двигате лей и авто- мобилей»

Тема 3.3 Динамич-

телей эффективнос-ти тормозных сис-

Стуканов В.А. «Осно- вы теории автомобильных двигате лей и авто- мобилей»

Тема 3.5 Топливная

Стуканов В.А. «Осно- вы теории автомобильных двигате лей и авто- мобилей»

Тема 3.6 Устойчивость, управ-

мость и плавность

Стуканов В.А. «Осно- вы теории автомобильных двигате лей и авто- мобилей»

Тема 3.6 Устойчивость, управ-

мость и плавность

Схема движения автомобиля с жест-

Стуканов В.А. «Осно- вы теории автомобильных двигате лей и авто- мобилей»

Раздел 1 «Устройство автомобилей»

Самостоятельная работа №1.

Тема: Технические характеристики личного автомобиля.

Цель: Ознакомиться с техническими характеристиками личного автомобиля.

1. Геометрические характеристики автомобиля.

2. Колёсная формула.

3. Масса автомобиля (полная, снаряженная).

4 . Максимальная скорость.

5. Ёмкость топливных баков

6. Характеристика двигателя:

— по расположению цилиндров;

— по числу цилиндров;

— по виду топлива;

— по виду смесеобразования;

— по способу воспламенения рабочей смеси;

— по способу охлаждения;

— по способу наполнения цилиндров;

— по способу осуществления рабочего цикла;

7. Характеристика трансмиссии:

— количество ведомых дисков;

— количество передач в КП и их передаточные числа;

— наличие РК и при наличии её, передаточное число понижающей передачи;

— передаточное число главной передачи

8. Характеристика ходовой части:

Читайте также:  Можно заводить двигатель с газа

— размер и количество шин;

— тип подвески (передней и задней);

— тип упругого элемента подвески.

9. Характеристика рулевого управления:

— тип рулевого механизма и его передаточное число;

— наличие усилителя руля.

10. Характеристика тормозной системы:

— типы тормозных механизмов.

Самостоятельная работа №2.

Тема: Отличия ГРМ двигателей ЗИЛ и КАМАЗ.

Цель: Ознакомиться с отличиями ГРМ двигателей ЗИЛ и КАМАЗ.

1. На распределительном валу ЗИЛ имеется эксцентрик привода топливного насоса

2. На распределительном валу ЗИЛ имеется шестерня для привода масляного насоса и прерывателя распределителя.

3. На переднем торце распределительного вала ЗИЛ имеется датчик пневмоцентробежного ограничителя частоты вращения коленчатого вала двигателя.

4. Имеется механизм проворачивания клапанов.

5. Вал коромысел общий на головку блока цилиндров каждой стороны.

6. На распределительном валу КамАЗ кулачки скошены для проворачивания толкателей.

7. Вал коромысел установлен на каждую головку блока цилиндров.

Самостоятельная работа №3.

Тема: Меры безопасности при работе с охлаждающими жидкостями.

Цель: ознакомиться с мерами безопасности при работе с охлаждающими жидкостями.

Основной компонент охлаждающей жидкости (ОЖ) является этиленгликоль, который ядовит, обладает наркотическим действием на организм человека и может проникать через кожные покровы.

ОЖ перевозится в исправной опломбированной таре.

Нельзя перевозить ОЖ с людьми, животными, пищевыми продуктами.

Нельзя переливать ОЖ через шланг, засасывая ртом.

В таре из под ОЖ нельзя хранить и перевозить пищевые продукты.

При попадании на кожу ОЖ её необходимо смыть водой.

Заправлять автомобиль ОЖ надо на 90% (из-за расширения).

Производственные помещения, в которых хранится и разливается ОЖ, оборудуются приточно-вытяжной вентиляцией.

Во время работы с ОЖ нельзя принимать пищу и курить.

Система охлаждения автомобиля должна быть чистой и герметичной.

Лица, использующие ОЖ, должны быть проинструктированы.

Самостоятельная работа №4.

Тема: Меры безопасности при работе с маслами.

Цель: Ознакомиться с мерами безопасности при работе с маслами.

Для здоровья вредны пары масел.

Перевозить и хранить масла надо в исправной таре.

При розливе масла место розлива необходимо засыпать песком, и через 15 мин песок убирают.

Нельзя переливать масла через шланг, засасывая ртом.

В таре из под масел нельзя хранить и перевозить пищевые продукты.

Производственные помещения, в которых хранится и разливаются масла, оборудуются приточно-вытяжной вентиляцией.

Во время работы с маслами нельзя принимать пищу и курить.

Система смазки автомобиля должна быть чистой и герметичной.

Лица, использующие масла, должны быть проинструктированы.

Запрещается слив отработанных масел в канализацию.

Самостоятельная работа №5.

Тема: Меры безопасности при работе с бензинами.

Цель: ознакомится с мерами безопасности при работе с бензинами.

Бензин нельзя использовать для обогрева, освещения, мойки загрязнённых деталей.

Нельзя переливать бензин через шланг, засасывая ртом.

В таре из-под бензина нельзя хранить и перевозить пищевые продукты.

Производственные помещения, в которых хранятся и разливаются бензины, оборудуются приточно-вытяжной вентиляцией во взрывобезопасном исполнении.

Операции по переливу, приёму и отпуску бензина должны быть механизированы.

Необходимо максимально защитить работников от вдыхания паров бензина.

При появления во время движения запаха бензина необходимо немедленно остановиться, заглушить двигатель и устранить причину появления запаха.

Места постоянной заправки оборудуются площадками с ровной твёрдой поверхностью, имеющий уклон для стока воды.

Загрязнённые бензином обтирочные материалы, опилки должны храниться в герметичной таре, по мере накопления они сжигаются.

Запрещается перевозить бензин в кузовах легковых автомобмлей.

Самостоятельная работа №6.

Тема: Работа систем карбюратора на различных режимах двигателя.

Цель: ознакомится с работой систем карбюратора на различных режимах двигателя.

Режим пуска двигателя

Пусковое устройство — предназначено для значительного обогащения = 0,2-0,6 при пуске холодного двигателя и представляет собой воздушную заслонку с клапаном. Воздушной заслонкой перекрываем патрубок перед карбюратором, количество воздуха уменьшается, разряжение увеличивается, топливо фонтанирует из распылителя главной дозирующей системы. При первых вспышках в цилиндрах открывается автоматический клапан, и воздух поступает в смесительную камеру. Привод воздушной заслонки обычно механический.

Режим холостого хода

СИСТЕМА ХОЛОСТОГО ХОДА — служит для приготовления обогащённой смеси =0,7-0,9 при работе двигателя в режиме холостого хода (главная дозирующая система не работает). СХХ состоит из топливного канала, в начале которого установлен топливный жиклёр, затем воздушный жиклёр, заканчивается канал 2-мя отверстиями: до дроссельной заслонки и после неё. С помощью регулировочного винта изменяется количество и качество горючей смеси. При работе двигателя в режиме холостого хода разряжение в диффузоре маленькое, а за закрытой дроссельной заслонкой большое. Эта полость сообщается через отверстие с полостью над дроссельной заслонкой посредством топливного канала , вследствие чего из поплавковой камеры начинает поступать топливо через топливный жиклёр СХХ, а через воздушный жиклёр подсасывается воздух. Пузырьки воздуха, смешиваясь с топливом, образуют эмульсию, она фонтанирует под дроссельной заслонкой в смесительную камеру. Поступает обогащённая смесь постоянного состава. Количество смеси изменяют регулировочным винтом. При открытии дроссельной заслонки оба канала СХХ оказываются за заслонкой и через них поступает эмульсия , чем и поддерживается необходимый состав рабочей смеси, тем самым обеспечивается плавный переход от холостого хода к режимам нагрузок.

Читайте также:  Общая схема технологического процесса технического обслуживания ремонта автомобилей

Режим средних нагрузок

СИСТЕМА КОМПЕНСАЦИИ ГОРЮЧЕЙ СМЕСИ – обеспечивает приготовление обеднённой рабочей смеси =1,05-1,1 постоянного состава (очень экономичного) при работе двигателя на средних нагрузках. Способы компенсации горючей смеси: регулирование разрежения в диффузоре; установка 2-х жиклёров: главного и компенсационного; пневмоторможение истечения топлива в главную дозирующую систему. Наиболее распространён способ пневмоторможения истечения топлива, где в систему компенсации входит промежуточный колодец ,в котором установлена эмульсионная трубка с калиброванными отверстиями. При работе истечение топлива из колодца увеличивается, уровень топлива в колодце падает, появляются отверстия эмульсионной трубки, через которые воздух, через воздушный жиклёр поступает в колодец, смешиваясь с воздухом. Образуется топливовоздушная эмульсия, которая поступает через главный распылитель в камеру, образуя обеднённую смесь.

Режим максимальных нагрузок

ЭКОНОМАЙЗЕР – служит для обогащения =0,89-0,9 горючей смеси на полных нагрузках, подавая дополнительное количество топлива в смесительную камеру. Привод экономайзера может быть механическим и пневматически. Состоит из клапана с пружиной, установленного в поплавковой камере, толкателя с подвижной стойкой, соединённой с дроссельной заслонкой, топливного жиклёра, распылителя , топливного канала. При переходе двигателя в режим полной нагрузки (дроссельная заслонка открыта на 80-85%) толкатель приводной планки открывает клапан. Топливо через жиклёр поступает в смесительную камеру, приготавливая обогащённую горючую смесь постоянного состава для работы на полных нагрузках.

Режим максимального ускорения

УСКОРИТЕЛЬНЫЙ НАСОС – служит для обогащения горючей смеси при резком открытии дроссельной заслонки. Состоит из топливного колодца , поршня со штоком и пружиной, обратного клапана, нагнетательного клапана, топливного канала распылителя и жиклёра. При резком открытии дроссельной заслонки усилие от приводной планки передаётся через пружину поршню, обратный клапан закрывается , нагнетательный клапан открывается и топливо фонтаном подаётся в смесительную камеру. Пружина штока разжимаясь поддерживает давление впрыска топлива , что необходимо для заполнения топливом главной дозирующей системы. При плавном открытии дроссельной заслонки ускорительный клапан не работает, так как открыт обратный клапан.

Самостоятельная работа №7.

Тема: Меры безопасности при работе на сжиженном нефтяном газе.

Цель: ознакомится с мерами безопасности при работе на сжиженном нефтяном газе.

1. К обслуживанию и ремонту ГБУ допускается обученный персонал.

2. ГБУ должна быть герметична.

3. Негерметичность устраняется при отсутствии газа в баллоне или при закрытом расходном вентиле, после выработки газа.

Перед запуском двигателя автомобиля проветрить подкапотное пространство.

Заезд в помещение на ТО или ремонт осуществлять только на бензине.

.При ремонте использовать омеднённый инструмент.

Проверка системы питания на герметичность: слух, обоняние, обмерзание, мыльная плёнка, газоанализатор.

При вспышке необходимо тумблер газ- бензин поставить на 0. Нажать на педаль газа для выработки топлива. Тушить возгорание огнетушителем, а баллон обильно поливать водой.

Производить работы под давлением газа, ремонтировать редуктор, газовый клапан- фильтр без перекрытия на баллоне расходного вентиля подачи газа

Демонтировать баллон, если в нём остался газ.

Оставлять полностью заправленный автомобиль на солнце.

Эксплуатировать ГБУ при наличии механических повреждений.

Продолжать движение, если ощущается запах газа.

Заводить двигатель и эксплуатировать его одновременно на газе и бензине.

Оцените статью