Методическая разработка по специальной дисциплине «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобиля»
Управление образования и науки Тамбовской области
Тамбовское областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Многопрофильный колледж имени И.Т. Карасева»
по специальной дисциплине
«Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобиля»
По теме: «Устройство, техническое обслуживание и ремонт аккумуляторной батареи»
преподаватель Манин Н.В.
Методическое обоснование темы.
Учебный материал для подготовки квалификационных рабочих по профессии « Автомеханик » соответствует содержанию профессионального цикла обучения, уровню квалификации выпускников, базовому объёму учебной нагрузки комплексно – методическому обеспечению по предмету « Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобиля ». Учебный материал содержит сведения об учебной и методической литературе дидактических пособиях, плакатах компьютерных обучающих программ, которые рекомендуются использовать в учебном процессе.
Материал этой темы играет важную роль в решении задач не только профессионально-технического и политехнического образования , ибо приборы электрооборудования широко распространены не только на тракторах и автомобилях , но и на многих других машинах и установках , применяемых в народном хозяйстве, Российской Армии и быту. Учебный материал по электрооборудованию автомобилей доступен студентам и вызывает у них большой интерес. Успешному изучению электрооборудования автомобиля способствует знания студентов по электричеству из курса физики, по этому при прохождению устройства электрооборудования необходимо опереться на эти знания .
При конструкции данного урока учитывались общие требования к уроку, базовый уровень содержания образования, а так же возможности и способности групп. Целостность этапов урока единая логика совместной деятельности преподавателя и обучающихся подчинения общим целям и дидактическим задачам спецдисциплины, выбор методов обучения – всё реализует многоцелевую направленность учебного процесса по изучению темы « Устройство, техническое обслуживание и ремонт Аккумуляторной батареи », рассчитанной на 4 часа.
Тема урока: Назначение, элементы устройства , принцип действия Аккумуляторной батареи .
Образовательная : Формирования теоретических знаний по назначению , элементам устройства, принципу действия Аккумуляторной батареи.
Развивающая: Развивать аналитическое мышление, обогащать словарный запас технических терминов.
Воспитательная: Воспитывать интерес к предмету и профессии, усидчивость, трудовую дисциплину.
Методическая: Использования технических средств обучения, применение деталей Аккумулятора при объяснении нового материала, совершенствование педагогического мастерства.
Психолого-педагогическая: Установить контакт со студентами, создать благоприятную психологическую атмосферу в группе.
Тип урока – изучение нового материала
Методы урока – объяснительно-иллюстрированный , проблемный
Материально-техническое оснощение урока:
— Аккумуляторные батареи в разрезе
— плакаты по устройству аккумуляторной батареи
— карточки –задания , компьютер , экран, проектор
— учебник «Автомобили» А.Г. Пузанков
Самостоятельная работа студента :
— составление конспекта, участие в диалоге, самостоятельная работа с карточками заданиями
Организационный момент – 2 мин
Актуализация ранее изученных знаний – 15 мин
Целеполагание и матевация – 5 мин
Сообщение нового материала – 40 мин
Первичное закрепление – 15 мин
Обобщение – 5 мин
Инструктаж домашнего задания – 3 мин
Итог урока – 2 мин
Рефлексия – 3 мин
1 Организационный момент
Своевременное начало урока
Проверка отсутствующих по журналу
Подготовка студентов к уроку
Оптимальный психологический режим
2 Актуализация ранее изученных знаний
Устный опрос домашнего задания :
— Из каких приборов состоит система питания карбюраторного двигателя ?
-На каком принципе основано действие главной дозирующей системы карбюратора ?
— Из каких приборов состоит система питания дизеля ?
— Для чего предназначена и как действует форсунка?
— Каковы преимущества и недостатки газового топлива ?
Работа по карточкам — заданиям ( приложение 1 )
Создание проблемных ситуаций
Основные действия преподавателя на этом этапе урока следующие:
— помощь студентам при включении в работу;
— организация живого диалога студентов с преподавателем с целью уточнений общего уровня усвоенных знаний ;
— создание проблемных ситуаций перед изучением нового материала
3 Целеполагание и мотивация.
Для чего нам это надо знать ?
Что является для нас главной задачей в изучении темы ?
Какие , по вашему мнению, вопросы мы должны рассмотреть , изучая тему ?
Основные психолого-педагогические вопросы , которые решает преподаватель на этом уроке , следующее: Чем озадачены сейчас студенты ? Как включаются в работу откликаются на информацию, которая звучит в высказываниях преподавателя ? Насколько удалось сформировать внутреннюю готовность к освоению нового материала ? Какой общий уровень заинтересованности группы и можно ли приступать к изучению нового материала?
4. Сообщение нового материала .
Учебные вопросы :
1. Назначение аккумуляторной батареи ?
2. Устройство и принцип действия простейшего аккумулятора ?
3. Основные показатели аккумулятора : напряжение , электродвижущая сила ( ЭДС ), емкость , плотность электролита .
4. Устройство и маркировка аккумуляторных батарей ?
5. Соединение аккумуляторов в батарее и аккумуляторных батарей при наличии напряжения в цепи 12 В и 24 В .
1. Слово преподавателя
Лекционный материал учебных вопросов .
Преподавательский монолог необходим для введения новой темы , содержание которой не может быть освоено студентами без помощи преподавателя для ознакомления их с дополнительной информацией по изучаемым вопросам , а так же для мотивации студентами к предстоящей самостоятельной познавательной деятельности .
В монологе преподавателя с целью сообщения новых знаний материал включает в себя базовые знания и используется для углубленного изучения уровня знаний .
Объяснения целесообразно начать с вопроса о назначении аккумуляторной
батареи .Обобщив ответы студентов , преподаватель рассказывает , что на автомобилях устанавливают различные типы кислотных свинцовых аккумуляторных батарей . На средних и больших оборотах коленчатого вала двигателя , когда работает генератор , аккумуляторная батарея поглощает электрическую энергию ( заряжается ) , когда генератор не работает или вырабатывает электрический ток напряжением ниже 12 В , аккумуляторная батарея отдает электрическую энергию потребителям ( разряжается ) .
Затем , демонстрируя схему простейшего аккумулятора преподаватель знакомит студентов с устройством и электрохимическими процессами зарядки и разрядки аккумулятора . Объясняет , почему при разряде плотность электролита понижается , а при заряде повышается . Для повышения активности и сознательности восприятия нового материала рекомендуется опираться на знания студентов из курса физики об устройстве и действии простейшего аккумулятора , электрическом токе в электролитах , ионах , катоде , аноде , плотности вещества . ( приложение 2 ) .
Преподаватель знакомит студентов с основными показателями аккумуляторов :
напряжением , ЭДС батареи , емкостью , плотностью электролита .
ЭДС батареи – это разность потенциалов на ее полюсных выводах без нагрузки ( при разомкнутой внешней цепи ) . Данная характеристика взаимосвязана со степенью батареи и по ее величине так же , как и плотности электролита , можно оценивать состояние батареи и необходимости ее заряда .
Напряжение батареи — это разность потенциалов на ее полюсных выводах заряда или разряда ( при наличии тока во внешней цепи ) . Данная характеристика используется при оценке пусковых качеств батареи .
Номинальная емкость (С 20 ) аккумуляторной батареи – это количество электричества в ампер – часах ( А •ч ) , которое способна отдать полностью заряженная батарея при непрерывном 20- часовом разряде с постоянной силой тока в амперах ( А ) .
Емкость аккумуляторной батареи определяется как ее конструктивными параметрами ( пористостью материала электродов , их толщиной и количеством , пористостью материала сепараторов и т.д ) , так и эксплуатационными факторами : плотностью заливаемого в батарею электролита , его температурой , степенью заряженности и режимов ее заряда .
При повышении плотности электролита емкость батареи повышается до определенных пределов . Степень заряженности аккумуляторной батареи влияет на плотность электролита . При заряде батареи плотность электролита повышается и увеличивается емкость батареи , достигая максимальных значений при полном ее заряде .
Далее преподаватель называет и показывает в натуре , и плакате элементы устройства аккумуляторной батареи :
— отсеки моноблока ; — отражатель ;
— вставка ; — предохранительный щиток ;
— моноблок ; — токоведущие баретки ;
— крышка ; — отрицательные пластины ;
— пробка ; — положительные пластины ;
— выводные штыри ; — призма ;
— полублоки ; — сепараторы ;
— межэлементные перемычки ; — шламовая камера .
( Приложение 3 . )
Преподаватель записывает на доске и расшифровывает маркировку аккумуляторных батарей. Маркировка батарей означает их типы в соответствии с принятыми условными обозначениями . Типы батарей характеризуются назначением , числом аккумуляторов в батарее , номинальной емкостью ; их условные обозначения состоят и цифр и букв , написанных на перемычке , моноблоке или крышке в определенной последовательности.
Например , на автомобиле ЗИЛ – 431410 устанавливается аккумуляторная батарея 6СТ – 90ЭМН . Первая цифра маркировки означает число последовательно соединенных аккумуляторов в батарее , буквы СТ – батарею стартерного типа ; число 90 – номинальную емкость батареи в ампер – часах при 20-часовом режиме разряда , буквы ЭМ – материал моноблока ( Э – эбонит , Т – термопласт ) и сепараторов ( М — мипласт , Р – мипор , С — стекловолокно ) ; буква Н означает , что батарея насухо заряженная . Кроме того , условное наименование батарей , поставляемых в страны с тропическим климатом , должно содержать букву Т .
Далее преподаватель объясняет, что на автобусах или грузовых автомобилях с дизельными двигателями могут устанавливаться несколько аккумуляторных батарей. Если батареи соединены между собой параллельно, то общая емкость будет равна сумме емкостей отдельных батарей, а общее напряжение не изменится. Для увеличение общего напряжения батареи их соединяют последовательно, т.е. «+»
Одной батареи соединяют с «-» другой. В этом случае общее напряжение будет равно сумме напряжений отдельных батарей, а общая емкость не изменится.
5. Первичное закрепление.
1. Студенты пользуясь учебником , продумывают и записывают конспекты ответы на следующие вопросы:
— для чего служит аккумулятор ?
— как устроен и действует простейший кислотный аккумулятор ?
— каким способом можно увеличить емкость аккумулятора ?
— из каких основных частей состоит аккумуляторная батарея ?
2. Карточки-задания ( приложение 5 )
Правильность выполнения проверяется самими студентами , развивая на этом этапе урока самоконтроль и взаимоконтроль результата работы , воспитывая объективную самооценку. Достигается поэтапная образовательная цель – прочное усвоение знаний.
6. Обобщение и коррекция полученных знаний.
Устные вопросы. Беседа со студентами ( вопросы спроецированы на экран )
— Перечислите элементы устройства аккумуляторной батареи ?
— Как расшифровывается её условное обозначение ?
— От чего зависит внутреннее сопротивление аккумуляторной батареи ?
Основными показателями эффективности обучения на данном этапе является выполнение единых дидактических требований – поддержание устойчивости работоспособности студентов.
Руководящая роль преподавателя при обобщении и коррекции знаний заключается в активизации сознательной, самостоятельной и результативной работы каждого студента по усвоению основ технологии и в работе обще учебных умений продуктивной деятельности.
7. Инструктаж о домашнем задании.
— Учебник Ю.И.Боровских « Устройства автомобилей » ( Аккумуляторная батарея )
— Начертить схему соединение аккумуляторной батарей
— Отдельные студенты получают индивидуальное задание
— Дополнительная литература А.М.Резник « Электрооборудование автомобилей » стр. 5-23.
Комментирование и мотивация оценок. Подводятся итоги урока, выставляются оценки, анализируются оценки, анализируются ошибки. Преподаватель проявляет заинтересованность в успехах обучающихся, создавая доброжелательную психологическую атмосферу.
-Теперь я знаю как……..
— Мне это необходимо знать чтобы…….
— Знание возможных неисправностей аккумулятора имеет большое значение потому, что……
Развитие саморефлексии позволяет студенту более точно определить для себя значимость этого урока и всей темы в целом. Систематизация элементов самоконтроля саморефлексии конкретизирует применение этих знаний на практике, проявляет желание осознанность больше этого , что им предлагает программа или учебник.
Разноуровневость домашнего задания, приобретение дополнительных знаний позволяет студенту лично участвовать в учебном процессе и максимально расширять свои знания о профессии.
Методическая разработка урока по МДКь01.02 Устройство, ТО и ремонт автомобил
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Азовский казачий кадетский аграрно-технологический техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПМ. 01 КСТРОЙСТВО, ТЕХНИСЕСКООЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛКЙ
МДК.01.02. Устройство., техническое обслуживание и ремонт автомобилей
преподаватель по «МДК.01.02.
Устройство., техническое обслуживание
и ремонт автомобилей »
Российской Федерации, высшей
Аршикова Зинаида Мефодьевна
НАИМЕНОВАНИЕ ЗАДАНИЯ
Кол-во
Классификация и общее устройство автомобилей
Разборка и сборка КШМ
Разборка и сборка ГРМ.
Разборка и сборка узлов системы охлаждения.
Разборка и сборка узлов смазочной системы.
Разборка и сборка приборов и узлов системы питания карбюраторного двигателя.
График чередования звеньев
7.1. Межпредметные связи
7.2. Инструкционно-технологические карты
7. 3. Ход урока в виде таблицы
7.5. Реализация основной дидактической цели урока
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ
Содержание урока представляет собой часть практического обучения в количестве -90 часов
15 часов посвящено изучению механизмов и систем двигателя внутреннего сгорания
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МОДУЛЯ – ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ
По окончании изучения тем согласно графика чередования звеньев студенты должны
• назначение конструкцию и принцип действия КШМ. ГРМ. системы охлаждения, смазочной систему и системы питания карбюраторного двигателя;
• особенности устройства деталей КШМ в различных двигателях, место расположения установочных меток на деталях для правильной их сборки;
• особенности компоновки механизма в зависимости от способов передачи движения деталям ;
• назначение теплового зазора в клапанном механизме;
• назначение и обеспечение фаз газораспределения;
• особенности компоновки узлов в системе охлаждения и смазочной системе;
• назначение, устройство и работу приборов системы охлаждения;
• роль термостата в системе; путь циркуляции воды при различных температурах;
• марки топлив и их расшифровку;
• сущность процесса смесеобразования в карбюраторных двигателях;
• назначение, устройство и работу приборов магистрали низкого давления в карбюраторных двигателях;
• различать подвижные и неподвижные детали и сборочные единицы КШМ;
• определять характер движения деталей ГРМ различных типов;
• обосновывать соотношение частоты вращения коленчатого и распределительного валов.
• определять на схеме или натуральных двигателях узлы системы охлаждения;
• определять на схеме или натуральной модели трущиеся пары подлежащие смазыванию;
• предлагать способ смазывания конкретных деталей двигателя;
• отличать по внешним признакам карбюраторные двигатели от других типов двигателя;
• определять по схеме и на двигателях приборы системы питания карбюраторного двигателя:
• Выполнять разборочно-сборочные работы. Снимать, разбирать, проводить, дефектовку, сборку и установку различных узлов и агрегатов двигателей автомобиля
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности « МДК.01.02. Устройство., техническое обслуживание и ремонт автомобилей », в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Наименование результата обучения
Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы
Выполнять работы по различным видам технического обслуживания
Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
Общий замысел урока соответствует требованиям системного, дифференцированного и личностного подходов.
Кроме того, сам урок представляет собой систему, в которую включены студенты разных способностей и уровня подготовленности. Значит важно обеспечить взаимосвязь основных элементов урока: подготовку к восприятию, , осмысление, закрепление, применение и, кроме того, взаимосвязь учебной деятельности студентов различного уровня.
Дифференцированный подход выражается в том, что на уроке запланированы разные виды деятельности: репродуктивная, алгоритмическая и творческая, что позволяет включить в работу всех студентов. Для этого использованы задания разного уровня сложности. Личностный подход направлен на сферу интересов студентов, их отношение к будущей профессии, учебе, товарищам, к труду. Поддерживается и поощряется каждое проявление активности на уроке.
Подчеркиваются качества, которыми должен обладать Автомеханик: дисциплинированность, трудолюбие, внимательность, догадливость, профессиональная эрудиция, осторожность и т.д. Для привлечения внимания используются внешние факторы: эстетически оформленный кабинет и внутренние факторы: нестандартная проблемная ситуация. Эта проблема направлена на развитие творческого мышления, смекалки и показывает необходимость и ценность знаний
Автомобиль — транспортная безрельсовая машина на колесном ходу, приводимая в движение собственным двигателем (внутреннего сгорания электрическим или паровым). Автомобиля различают пассажирские (легковые и автобусы),грузовые специальные (пожарные, санитарные и др.) и гоночные.
Карбюраторный двигатель – двигатель внутреннего сгорания (ДВС), в котором горючая смесь приготавливается карбюратором вне камеры сгорания
(отсюда другое название-двигатель с внешним смесеобразованием) и воспламеняется в камере сгорания свечей зажигания. Применяется на автомобилях, мотоциклах, катерах и т.д.
Дизельный двигатель – это двигатель внутреннего сгорания, названный по имени изобретателя Рудольфа Дизеля, в котором воздух, поступающий в камеру сгорания, за счёт сжатия сильно нагревается. В момент максимального сжатия воздуха, т.е. в верхней мёртвой точке, в камеру сгорания впрыскивается топливо, которое в горячем сжатом воздухе самовоспламеняется. Дизели получают всё более широкое применение и в легковых автомобилях, так как они в сравнении с карбюраторными более экономичны.
Цилиндровая мощность — мощность, развиваемая в одном рабочем цилиндре двигателя внутреннего сгорания.
Обкатка — начальный (или после проведения капитального ремонта) период эксплуатации автомобиля со щадящими условиями работы для приработки трущихся поверхностей деталей
Подшипник — опора для цапфы вала или вращающейся оси. Различают подшипники качения (внутреннее и наружное кольца, между которыми расположены тела качения — шарики или ролики) и скольжения (например, втулка-вкладыш, вставленная в корпус машины).
Ось — деталь машин и механизмов для поддержания вращающихся частей, не передающая полезного крутящего момента. Оси бывают вращающиеся и неподвижные.
Цилиндр — одна из основных деталей машин и механизмов: полая деталь с цилиндрической внутренней поверхностью, в которой движется поршень
Поршень — подвижная деталь, плотно перекрывающая цилиндр в поперечном сечении и перемещающаяся вдоль его оси. Поршень предназначен для циклического восприятия давления расширяющихся газов и преобразования его в поступательное механическое движение, воспринимаемое далее кривошипно-шатунным механизмом.
Коленчатый вал — основной элемент кривошипно-шатунного механизма – устройство преобразования поступательного (прямолинейного возвратно-поступательного) движения поршней во вращательное движение коленчатого вала. Коленчатый вал применяется в поршневых двигателях, насосах, компрессорах, и др. В поршневых машинах число колен обычно равно числу цилиндров. Расположение колен зависит от рабочего цикла, условий уравновешивания машин и расположения цилиндров.
Клапан — в технике деталь или устройство для управления расходом газа или жидкости, изменением площади проходного сечения ( например, дроссельные, предохранительные, регулировочные клапаны)
Коллектор — название некоторых устройств ( например впучкной и выпускной коллекторы ДВС)
Люфт — зазор между частями машины или между частями какого-либо устройства.
Радиатор ДВС — устройство для отвода тепла от жидкости.
Термостат — прибор для поддержания постоянства температуры.
Манометр -прибор для измерений давления жидкостей и газов.
Бак — (топливный), емкость для горючего
Масляный фильтр — устройство для очистки масла от загрязняющих его механических частиц смол и других примесей. В системах смазки двигателей наибольшее распространение получили центробежные масляные фильтры.
Карбюратор -прибор для приготовления горючей смеси из легкого жидкого топлива и воздуха для питания карбюраторных двигателей внутреннего сгорания. Топливо в карбюраторе распыливается, перемешивается с воздухом, после чего подается в цилиндры. Экономайзер — приспособление в карбюраторе для обогащения горючей смеси при полном открытии дроссельной заслонки или положениях, близких к этому.