- Есть ли толк от медной смазки? Делюсь личным опытом
- Где в авто нужно применять медную смазку и почему?
- Медная смазка для ступиц. Обрабатывать или нет и чем пользуемся?
- Мнение про обработку ступиц медной смазкой разделились. Одни топят за то, что это позволяет дискам не «прикипать» к привалочной плоскости. Вторые за то, что это лишняя грязь, что она сама «прикипает», что дополнительная смазка недалеко от тормозных колодок – вообще зло.
- Смазывать ли колесные болты и чем это делать
- Виды и назначение колёсных болтов
- Нужно ли смазывать колёсные болты
- Инструкция по установке и затяжка колеса автомобиля
Есть ли толк от медной смазки? Делюсь личным опытом
С момента, когда мы прошлый раз обсуждали способности автохимии с содержанием медного порошка, прошло вот уже несколько сезонов. Возвращаемся к теме и смотрим есть ли в медных смазках необходимость.
Причина самая прозаическая: приходит пора менять шины и самое время посмотреть, насколько помогла обработка ступиц и шпилек колес препаратом «Медная смазка». Ее основной талант препятствовать срастанию между собой болтов, шпилек, гаек и прилегающих деталей в условиях возможной коррозии, при высоких температурах, опасности вымывания и так далее.
Тест — неофициальный, конечно, а пользовательский. В подопытные был выбран препарат российского бренда ASTROhim, который мы выбрали по ряду параметров. Что это за параметры? Самое первое, на что обратили внимание — этот баллон оказался немножко более увесист, чем ситуативные соседи-коллеги на магазинной полке. О чем это говорит, догадается и ребенок — препарата в нем больше. Затем, общеизвестный факт — это использование «Астрохимом» медного порошка производства Германии. Еще плюсик в копилку. И, естественно, цвет наносимого слоя обеспечен именно медью, красителей в нем нет вообще. Хотя некоторые производители их используют, заменяя ценный металл иллюзией. Понятно, что эффективность такого состава будет ниже, зато пользователю успокоение: дешевле и цвет желтый!
А вот на это мы как раз и посмотрим. На эффективность. Ступицы, которые обрабатывались при прошлой смене колес, соврать не дадут — на их поверхности, как и на шпильках, отчетливо виден тонкий медный слой. Причем он есть даже там, где колесо прилегает к ступице не плотно.
То есть, подопытная «медная смазка» отлично удержалась на поверхности, несмотря на все перипетии поздней осени, купания в антигололедах и весенние прелести погоды. Затруднений с откручиванием гаек и снятием колеса, что было ранее характерно для этой машины, отмечено не было. Баллонный ключ с метровым воротком и кувалдочка для ударов по покрышке остались мирно лежать в углу мастерской. Еще пригодятся, может, заедет кто-то, избегавший обработки ступиц медной смазкой, зато с плотной посадкой дисков.
Хотя следы меди еще отчетливы, мы обновляем обработку уже из нового баллончика. Прежний давно кончился — медь пригодилась для шпилек выпускного коллектора, потом были гайки кардана с исключительно мелкой силовой резьбой, потом склонные к закисанию на этой модели болты нижней шаровой опоры, что-то досталось крепежу замка багажника и самому замку… Да и с друзьями же надо было поделиться. Баллончик новый, теперь он не глянцевого блеска, а благородно-матовый, а свойства остались прежние. Нанесенный препарат хорошо удерживается на поверхностях, не растекается и не стекает.
В конце сезона мы планируем проверить состояние тех узлов, которые были обработаны медной смазкой, уже после длительной эксплуатации.
Где в авто нужно применять медную смазку и почему?
Состав медной смазки достаточно специфический, он используется в ремонтных работах и при сборке. Благодаря превосходным свойствам она получила широкое применение.
Основным свойством является защита резьбы от прикипания, особенно элементов,подверженных термонагрузке.
Область применения медной смазки:
Состав имеет широкое применение, и рассмотреть можно лишь малую часть. Шпильки и болты имеют резьбу, которую предварительно обрабатывают медной смазкой. В автомобильной промышленности она необходима для свечей, тормозной системы, для креплений. Обработке подвержены элементы, склонные к прикипанию при продолжительной эксплуатации. В основе смазки лежит медь, которая отлично проводит электричество и защищает от образования коррозии. В литейной промышленности с ее помощью обрабатываются крепежи пресс-форм. Медная смазка применяется и в других отраслях. В штангах для направленного бурения каждая резьба тщательно промазывается.
Медная смазка и ее свойства
Электричество проводится очень хорошо за счет высокого содержания меди. С рабочего места вымывание слабое при высоких температурах. Температура рабочей среды от -50 до +1100 градусов. Смазку можно наносить на разные металлы, но нельзя допускать контакта с алюминием или оцинковкой. Свойства сохраняются несколько лет, и не требуется постоянная замена. Допускается обрабатывать те детали, которые используются при высоком давлении.
Медная смазка защищает от солей, коррозии, щелочей и других растворов.
Преимущества медной смазки:
— обрабатываемая поверхность полностью защищена;
— сборка и разборка упрощается;
— резьбу не заедает, что увеличивает герметичность.
Все производители предлагают разные составы, поэтому в точности его описать не получится. ГОСТа для этой продукции не существует. В качестве базы выступает синтетическое или полусинтетическое масло, а также мелкодисперсная медь.
Дополнительные присадки добавляются разные, что зависит от производителя.
Выделяется три разновидности медной смазки:
Спреи обладают характеристикой максимального проникновения. Из аэрозоля выдавливается рабочая среда с помощью сжатого газа. Густая паста удобна для больших узлов. Поверхность предварительно подготавливается и очищается. Для нанесения используется кисточка.
Выбирать качественный материал рекомендуется, по отзывам, которые, пробовали смазку разных производителей.
Медная смазка для ступиц. Обрабатывать или нет и чем пользуемся?
Мнение про обработку ступиц медной смазкой разделились. Одни топят за то, что это позволяет дискам не «прикипать» к привалочной плоскости. Вторые за то, что это лишняя грязь, что она сама «прикипает», что дополнительная смазка недалеко от тормозных колодок – вообще зло.
Может просто не той смазкой пользовались? Я использую медную смазку сколько себя помню, на всех своих машинах, коих у меня не одна штука. И ни разу после обработки не было проблем ни с «прикипанием», ни с тормозами. Вопрос, что пользовался всегда качественными смазками, типа Liqui Moly.
Сегодня занимался «танцами с бубном» — менял на Pajero Sport зимние шины на красивые внедорожные Mickey Thompson на дисках от пикапа ISUZU D-Max (чур не смеяться), на которых машина поедет скоро на выставку «Охота и Рыболовство на Руси» на ВВЦ. Заодно поэкспериментировал с новым брендом RF или RUSEFF.
Продавец утверждал, что RF это российский топчик. То есть, наше, но такого качества, что перед буржуями не стыдно. В общем, уговорил и я решил взять. Заодно взял еще пару вещей, которые позже испытаю.
О результатах говорить рано, посмотрим после того, как машина поездит и снова сниму колеса. На первый взгляд, смазка легла аккуратно, давление струи не адское и можно распылять экономно – еле нажимая, чтобы не тратить лишнее и не забрызгивать тормозные диски.
Опять же, на первый взгляд, особой разницы с топовыми марками не заметил. Но результаты будут позже, когда прокатимся несколько сотен километров и снова снимем диски. Думаю, что будет это где-то после выставки, а значит в начале марта. Не переключайтесь, будет отчет.
Кстати, приходите на выставку, которая начнется на ВВЦ уже 20 февраля. Там можно будет увидеть не только мой Pajero Sport с новым задним бампером с калиткой, не только УАЗ Патриот в почти эксклюзивной комплектации, но и пару-тройку других красивых внедорожников. Заодно, можно будет пообщаться со мной и моими партнерами из бренда РИФ.
Смазывать ли колесные болты и чем это делать
Для долгого срока эксплуатации узла, механизма или детали требуется смазка. Это касается не только автомобилей, но и вообще всех сложных устройств. Находясь на поверхности, она создаёт защитный слой, который препятствует проникновению воды и воздуха к металлу. Благодаря этому не происходит процесс коррозии, следовательно, прочностные характеристики остаются прежними, не считая выработки.
Однако, в некоторых местах смазка может только мешать. Это связано с происходящими процессами, а точнее с местом эксплуатации детали. Возможно для функционирования требуется повышенное трение или сухая поверхность. В таких случаях лучше исключить наличие защитного слоя или пользоваться специальными составами. В эту тему отлично вписываются колёсные болты, споры о которых не прекращаются и по сей день. Часть автолюбителей уверяют, что смазка необходима, дабы избежать коррозии и проблемного откручивания, а другая половина — противоречит. Подробно разобрав все плюсы и минусы, можно прийти к одному выводу, который и будет являться ответом на этот вопрос.
Виды и назначение колёсных болтов
Начать необходимо с того, что колесо может крепиться к автомобилю несколькими способами — гайками и болтами. На колёса современных машин гайки практически не устанавливаются, поскольку это не эстетично и опасно, что не скажешь про болты. Они в свою очередь производятся самой разной геометрии и плотно ввинчиваются в обод колеса, что исключает раскрутку.
Говорить об устройстве этой детали практически нечего, хотя есть некоторые моменты, на которые стоит обратить внимание. Многие, наверное, замечали, что все колёсные болты имеют конусную либо овальную форму.
Это сделано не зря. Благодаря такой окантовке они центрируют колесо, поскольку в нём есть специальные углубления той же формы, а также вклиниваются в металл из-за трения.
Размеры болтов могут варьироваться в широком диапазоне, но чаще всего, для легковой машины делают диаметром 12-14 мм. Шляпка тоже может быть исполнена по-разному — под гаечную головку, шестигранник, с секретом и т.д. На последний в этом списке стоит обратить внимание. Такие болты продаются со своим специальным ключом, который имеет подходящую геометрию исключительно для определённых шляпок. С одной стороны это хорошо, поскольку ваши колёса никто не сможет открутить и украсть. Но с другой стороны, при потере ключа придётся выкидывать много денег, для того чтобы на СТО их смогли высверлить. Говоря о длине, она тоже должна быть определённой, чтобы с обратной стороны ступицы было видно хотя бы несколько миллиметров резьбы.
Нужно ли смазывать колёсные болты
Этот вопрос интересует многих, поскольку одна часть автовладельцев пользуется специальными смазками, а другая — нет. Какие вообще могут возникнуть проблемы? Прежде всего это ржавчина, которая поглощает всю шляпку и резьбу в ступице. Однако, многие болты имеют антикоррозионное покрытие, предотвращающее этот процесс. Если резьба в ступице и начнёт гнить, то сам болт останется целым, поэтому однозначно об этом говорить глупо.
Другой момент — прикипание. Часто бывает, что при откручивании обламывается головка, и внутри остаётся только одна шпилька, которую очень трудно потом высверлить. По словам сторонников смазки это происходит из-за её отсутствия, однако, не всё так просто. В любом случае нужно учесть все нюансы и сделать вывод.
- Итак, колёсные болты смазывают для того, чтобы избежать ржавчины и прикипания резьбы к ступице. Это верно, поскольку создаётся защитный слой, препятствующий проникновению воды и воздуха, без которых невозможен процесс коррозии. Это в свою очередь предотвращает и закисание.
Смазка колесного болта
Крайний способ снятия колесного болта: просверливание отверстия, а затем вывинчивание болта при помощи экстрактора
Проржавевшие без смазки колесные болты
Итак, учитывая все вышеперечисленные моменты, можно сказать, что пользоваться смазкой не обязательно , но если болт подвержен ржавлению, то можно, и это будет даже полезно. Никакая раскрутка колеса автомобилю не грозит, так как болты, благодаря конусной форме, плотно ввинчиваются в обод. Главное не переусердствовать при затяжке. Прыгать всем весом на ключе не нужно, поскольку усилия руки будет более чем достаточно. Для более точной работы можно использовать динамометр, который покажет какую силу вы прикладываете.
Также нужно учитывать, что смазывать весь болт необязательно. Достаточно нанести небольшую часть субстанции на резьбу и конусную часть. Для этого можно использовать медную смазку, графитовую, с молибденом и т.д. Если нет других вариантов, можно легонько смазать литолом или солидолом. Но применять обычное моторное масло и не рекомендуется, поскольку польза от нее будет только в первую неделю, а затем она просто смоется. Если нанести консистенцию на указанные места и нормально, без энтузиазма, затянуть болты, то при следующей раскрутке никаких проблем не возникнет.
Итак, если болты на авто прикипают и поддаются ржавчине (причем одно вытекает из другого — окислы коррозии как бы «припаивают» болт к ступице), то смазка поможет избавиться от обеих этих проблем. Если же владелец не закручивает болты с ноги, а сами они не склонны к коррозии, то от смазки можно отказаться либо нанести ее совсем чуть-чуть.
Между тем, некоторые производители автомобилей зачастую пишут в технических руководствах, что смазывать колесные шпильки и гайки не рекомендуется в связи с вероятностью их откручивания. Иногда такой же запрет распространяется и на болты. И здесь есть еще одна «загвоздка» — момент затяжки.
Дело в том, что каждый автопроизводитель для каждой модели дает четкое предписание по моменту затяжки оригинальных дисков. Делается это специальным динамометрическим ключом, однако в комплекте часто идут баллонные ключи именно с необходимым моментом.
При нанесении смазки, момент затяжки немного сбивается, соответственно, снижается сила трения. Поэтому болт со смазкой потребуется затянуть сильнее, чем без нее, следовательно, с другим моментом. Загвоздка в том, что уже неизвестно, с каким именно моментом нужно закрутить смазанный болт, так как информация в мануале представлена исключительно для несмазанных материалов. В таком случае приходится действовать наугад.
Суммируя всё вышесказанное, довольно трудно четко ответить на вопрос, нужно ли смазывать колесные болты. С одной стороны смазка действительно спасает от прикипания болтов и коррозии, позволит автолюбителю забыть об их муторном выворачивании и, тем более, высверливании обломанной шпильки. С другой — предостережения производителей автомобилей и сбитый момент затяжки.
Наверное, каждый автолюбитель должен сам, собрав всю информацию, решить для себя, стоит ли оно того или нет.
Инструкция по установке и затяжка колеса автомобиля
Колёса на машине снимаются чаще всех остальных деталей. Это связано со сменой времени года, когда требуется замена резины, либо с проколом. В любом случае приходится откручивать болты, с которыми зачастую возникают трудности.
В целом, установка и затяжка болтов — несложное дело, не требующая практически никаких серьезных навыков. Нужно сделать следующее:
- Перед установкой тщательно прочистите колёсную ступицу железной щёткой.
- Если вы решили смазать болты, подготовьте густую смазку. Лучше всего подойдёт медная или графитовая, но можно использовать и подобные им.
- На конусную часть болта и его резьбу нанесите небольшой слой смазки.
- После этого установите колесо на своё место,и наживите болты от руки. Почувствовав усилие, возьмите подходящий ключ и подтяните их ещё сильнее, чтобы они отцентрировали диск, то есть, попали в свои сёдла.
- Затем найдите в эксплуатационной книжке, с каким усилием необходимо затягивать колёсные болты. Эта информация может быть и в других источниках. Главное, чтобы вы узнали, с какой силой вам нужно их притянуть. Для примера, вот таблица:
- Найдите ключ с динамометром и протягивайте болты крест на крест. Это обеспечит равномерность, следовательно, и надёжность крепления.
Несмотря на простоту колеса и болтов, которыми оно крепится, установить его на машину тоже нужно уметь. Учтите, что даже на СТО затяжка осуществляется без соблюдения этих важных требований. Чаще всего никакую смазку не используют, а закручивают пневматическим устройством без учёта момента силы. Поэтому устанавливать колёса на автомобиль лучше самому, чтобы учесть все нюансы.