- Технические характеристики седельного тягача МАЗ-6430 и 8 популярных модификаций
- Об истории этого семейства
- Плюсы и минусы
- Модификации семейства МАЗ-6430
- Модификации
- МАЗ-6430А8
- МАЗ-6430А9
- МАЗ-6430В9
- МАЗ-6430С9
- МАЗ-6430Е9
- МАЗ-643008
- МАЗ-643019
- МАЗ-643028
- Двигатели автомобилей МАЗ-6430
- Трансмиссия МАЗ-6430
- Устройство автомобиля
- Подвеска, ходовая часть
- Технические характеристики МАЗ-6430 в цифрах
- В кабине МАЗ-6430
- Преимущества данного автомобиля
- Отзывы водителей и владельцев
- Обзор кузова и кабины
Технические характеристики седельного тягача МАЗ-6430 и 8 популярных модификаций
Об истории этого семейства
История МАЗ-6430 началась ещё во второй половине 1980-х годов, когда на Минском автозаводе стартовала разработка качественно нового, четвертого по счёту, поколения грузовых машин марки МАЗ. Оно должно было прийти на смену семейству МАЗ-6422, разработанному ещё в 1970-х.
В первую очередь, основное внимание при проектировании было уделено новой кабине, с гораздо более современными и комфортными условиями для работы водителя. Продумывалась и новая аэродинамика, для улучшения экономичности машины: на задней стенке и крыше кабины были предусмотрены обтекатели. Первый прототип нового семейства, по сложившейся традиции, был магистральным седельным тягачом. Он обладал колёсной формулой 6х4 и получил индекс МАЗ-6430. Выпущенный в 1991 году, он подвергся испытаниям и доработкам, после чего был рекомендован к серийному производству.
Однако тяжёлая экономическая ситуация и всеобщий хаос той эпохи отодвинули запуск модели в серийное производство до осени 1997 года. Но и после начала выпуска покупатели СНГ всё ещё продолжали приобретать седельные тягачи МАЗ предыдущего поколения, а более дорогой новый МАЗ-6430 обходили стороной. За первые три года серийного производства на заводе было собрано всего лишь менее сотни таких автомобилей. Лишь только в начале 2000-х годов удалось наладить более или менее стабильное серийное производство грузовиков семейства МАЗ-6430. В ходе этого развития стали появляться разнообразные модификации, с различными вариантами двигателей, стали совершенствоваться их экологические стандарты: Евро-3, Евро-4, Евро-5.
В 2008 году грузовое семейство МАЗ-6430 (также, как и МАЗ-5440) было существенно модернизировано. Серьёзным изменениям снова подверглась кабина – как во внешнем виде, так и в интерьере. В 2018-м кабина вновь подверглась рестайлингу и была ещё более улучшена. С 2011 года автомобили семейства МАЗ-6430 получили также дополнительную приставку «Простор» в их названии.
Плюсы и минусы
Чем более новые грузовики выпускает Минский автомобилестроительный завод, тем сложнее к ним придираться. Поэтому, в первую очередь, обсудим плюсы рассматриваемой модели.
- Комфорт. То, за что любой водитель-дальнобойщик отдаст многое. В этой машине есть все необходимое как для удобного управления, так и для спокойного отдыха.
- Сила. В нынешние времена надежность очень важна. Автомобили МАЗ даже с большим пробегом продолжают служить верно своему хозяину. Относится это к комплектациям с отечественными и германскими двигателями.
- Дизайн. Не особо важная часть, но, все же, хороший внешний вид свидетельствует об ответственном подходе даже в мелочах.
- Экономия. Ценовой диапазон при покупке тягача с пробегом — от 400 тысяч до 2 миллионов рублей. Официальный дилер предлагает новенькие МАЗ-6430 по цене 3,7 — 4,1 миллиона рублей. Данные цены гораздо ниже европейских собратьев. Это, а также дешевизна в обслуживании делают машину популярной не только у предприятий на просторах постсоветского пространства, но и за рубежом.
Модификации семейства МАЗ-6430
Изначально грузовики МАЗ-6430 комплектовались дизельными двигателями Ярославского моторного завода (МАЗ-6430А5 – с двигателем ЯМЗ-238ДЕ2 Евро-2; МАЗ-643008 – с двигателем ЯМЗ-7511.10 Евро-2; МАЗ-6430А9 – с двигателем ЯМЗ-650 Евро-3). Для более взыскательных и состоятельных покупателей были выпущены модификации с немецкими мерседесовскими дизелями (МАЗ-643018 – с мотором Mercedes-Benz OM 501LA Евро-3). Также пробовали устанавливать на седельные тягачи семейства дизельные двигатели Cummins китайского производства, серии ISLe (Евро-4) – модификация МАЗ-6430W8.
По состоянию на 2021 год, в серийном производстве Минского автомобильного завода находятся три основные модификации семейства седельных тягачей МАЗ-6430. Это
- МАЗ-643028, с китайско-белорусским дизельным двигателем Weichai WP 12.430E50 и 16-ступенчатой коробкой переключения передач ZF 16S2520TO (машины в 4-х основных вариантах исполнения). Полная масса автомобиля: 30,05 тонн; автопоезда – 65 тонн. МАЗ-643028-520-011 и МАЗ-643028-520-012 – большая кабина с высокой крышей; МАЗ-643028-8529-011 и МАЗ-643028-8529-012 – большая кабина с низкой крышей.
- МАЗ-6430C9, с российским дизельным мотором ЯМЗ-653 и 16-ступенчатой коробкой переключения передач ZF 16S2520TO; либо Fast Gear 16JS200TA, также 16-ти ступенчатая. Машины идут в 14-ти основных вариантах исполнения: МАЗ-6430C9-520-010; МАЗ-6430C9-520-011; МАЗ-6430C9-520-012; МАЗ-6430C9-520-020; МАЗ-6430C9-520-021; МАЗ-6430C9-570-010; МАЗ-6430C9-570-011; МАЗ-6430C9-570-012; МАЗ-6430C9-570-020; МАЗ-6430C9-570-021; МАЗ-6430C9-8526-012; МАЗ-6430C9-8529-011; МАЗ-6430C9-8579-011; МАЗ-6430C9-8579-012.
- МАЗ-6430E8, с дизельным двигателем производства Германии Mercedes OM457LA.V/4 и 12-ступенчатой коробкой переключения передач модели Mercedes G330-12 (машины в 2-х основных вариантах исполнения: МАЗ-6430E8-530-020 – с седельно-сцепным устройством высотой 1250 мм и МАЗ-6430E8-530-021 – с седельно-сцепным устройством высотой 1150 мм). Полная масса автомобиля: 25,9 тонн; автопоезда – 52 тонны.
Модификации
Существует несколько модификаций данного транспорта:
- 6430А8;
- 6430А9;
- 6430В9;
- 6430С9;
- 6430Е9;
- 643008;
- 643019;
- 643028.
МАЗ-6430А8
МАЗ-6430А8-360-010 выпускается на минском заводе с 2006 г. Среди особенностей модели можно выделить наличие ограничителя скорости, спойлера, АБС, тахографа, системы подогрева силового агрегата. Кабина отличается высоким уровнем шумоизоляции, внутри установлено водительское кресло подрессоренного типа, которое регулируется по высоте.
Характеристики автомобильной техники:
Колесная формула | 6*4 |
Наибольшая масса автопоезда | 52000 кг |
Мотор | ЯМЗ-6581 |
Мощность силового агрегата | 400 л.с. |
Модель КПП | ZF16S1650 |
Количество передач | 16 |
Передаточное число | 3,57 |
Шины | 315/80R22,5 |
Нагрузка | На переднюю ось — 7100 кгНа заднюю телегу — 19000 кг |
Объем бака, предназначенного для топлива | 500 л |
Скорость движения | 90 км/ч |
Вес | 26100 кг |
МАЗ-6430А8-360-0202 оборудован электронной системой противобуксирования и независимой воздушной отопительной системой. Также конструкция автомобиля включает в себя ограничитель скорости, спойлер, тахограф.
Технические показатели этой модификации:
Наибольшая масса автопоезда | 52000 кг |
Допустимая нагрузка на ведущий мост | 7000 кг |
Допустимая нагрузка на задний мост | 19000 кг |
Максимальная нагрузка на седло | 1575 кг |
Колесная база | 3,2+1,35 м |
Модель силового агрегата | ЯМЗ-6581.10 |
Мощность двигателя | 400 л.с. |
Количество передач | 16 |
Емкость для топливной жидкости | 500 л |
Передаточное число ведущих мостов | 3,57 |
Колесная формула | 6*4 |
Наибольшая скорость передвижения | 100 км/ч |
Тип подвески | Пневматический |
Вес | 26000 кг |
МАЗ-6430А9
Технические показатели МАЗ-6430А9-1320-020:
Модель мотора | ЯМЗ-650.10 |
Мощность | 412 л.с. |
Номинальный крутящий момент | 1078 Нм |
Число скоростных режимов коробки передач | 16 |
Передаточное число моста ведущего типа | 3,57 |
Размер шин | 315-80R22,5 |
Наибольшая скорость передвижения | 100 км/ч |
Высота седельно-сцепного устройства | 1,25 м |
Тип задней подвески | Пневматический |
Емкость для топлива | 500 л |
Распределение нагрузки на переднюю и заднюю ось | 19000 и 6850 кг |
Автопоезд | 52000 кг |
Нагрузка, оказываемая на опорно-сцепной механизм | 15900 кг |
Снаряженная масса | 9670 кг |
Двигатель изготовлен в соответствии с международным стандартом в области экологии | Евро-3 |
Турбонаддув | Есть |
Промежуточная система охлаждения воздуха | Есть |
Коробка передач | Шестнадцатиступенчатая |
Система обогрева двигателя для запуска при низких температурах | Есть |
Спойлер | Есть |
Рабочий объем двигателя | 12 л |
Вес | 25850 кг |
Транспортное средство производится автозаводом, расположенным в Минске. Оно используется во время грузоперевозок на большие расстояния. Конструкция этой модели отличается оптимальным соотношением уровня грузоподъемности к собственной массе.
Внутри кабина оборудована подрессоренными креслами, спальным местом, складным столом и тахографом. Эти детали помогают сделать междугородние перевозки более комфортными. Также устройство автомобиля включает в себя ограничитель скорости и электронную систему противобуксирования.
МАЗ-6430В9
Технические показатели модификации МАЗ-6430В9-1420-010:
Тип кузова | Бескопотный грузовик |
Колесная формула | 6*4 |
Высоты сцепного устройства | 1350 мм |
Допустимая масса автопоезда | 52000 кг |
Модель двигателя | ЯМЗ-651.10 |
Мощность мотора | 412 л.с. |
Бак | 500 л |
Наибольшая скорость движения | 100 км/ч |
Нагрузка на переднюю ось | 6850 кг |
Нагрузка на заднюю ось | 19000 кг |
Снаряженный вес | 9670 кг |
Колесная база | 3,2*1,35 м |
Высота седла | 1,35 м |
Тип передней и задней подвески | Рессорный |
Шины | 315/80R22,5 |
Масса | 25850 кг |
Среди особенностей конструкции можно выделить высокий уровень шумоизоляции в кабине водителя и двигатель, изготовленный в соответствии с международным экологическим стандартом Евро-4.
Технические параметры МАЗ-6430В9-1421-020:
Количество колес | 6 |
Количество колес ведущего типа | 4 |
Давление, оказываемое на переднюю ось транспорта | 6850 кг |
Давление, оказываемое на заднюю телегу | 19000 кг |
Допустимый вес автопоезда | 52000 кг |
Снаряженная масса | 9670 кг |
Максимальный вес прицепного устройства | 15900 кг |
Экологический стандарт | Евро-4 |
Тип используемого топлива | Дизель |
Средний расход топливной жидкости на 100 км пути | 34 л |
Мощность | 412 л.с. |
Объем бака для рабочей жидкости | 500 л |
Высота седла | 1,25 м |
Количество баллонов на задней пневматической подвеске | 4 |
Количество цилиндров | 6 |
Расположение цилиндрических элементов | Рядное |
Вес | 25850 кг |
МАЗ-6430В9-1420-012 — это транспорт, предназначенный для междугородних перевозок в составе автопоезда, допустимая масса которого составляет 52000 кг. Среди преимуществ этой модели можно выделить:
- надежность и прочность конструкции;
- комфортабельную кабину водителя, оснащенную спальным местом;
- высокий уровень шумоизоляции;
- низкий расход топливной жидкости.
Транспорт оборудован двигателем ЯМЗ-650, мощность которого составляет 415 л. с. Конструкция силового агрегата включает в себя отопительную систему, что позволяет технике работать даже при низких температурных условиях.
Технические показатели МАЗ-6430В9-1420-020:
Количество колес | 6 |
Количество колес ведущего типа | 4 |
Давление, оказываемое на переднюю ось транспорта | 7000 кг |
Давление, оказываемое на заднюю телегу | 19100 кг |
Допустимый вес автопоезда | 52 т |
Снаряженная масса | 10000 кг |
Максимальный вес прицепного устройства | 16000 кг |
Экологический стандарт | Евро-4 |
Тип топлива | Дизель |
Средний расход дизельного топлива на 100 км пути | 35 л |
Мощность | 412 л.с. |
Объем бака для топлива | 500 л |
Высота седла | 1,4 м |
Количество баллонов на задней пневматической подвеске | 4 |
Количество цилиндров\ | 6 |
Расположение цилиндрических элементов | Рядное |
Вес | 25,85 т |
Тягач МАЗ-6430В9-8429-012 оборудован системой гидравлического отбора. Модель можно дополнить прицепным устройством (массой до 16000 кг), полуприцепом-цистерной, тралами и другим дополнительным оборудованием с гидравлической системой.
МАЗ-6430С9
Технические показатели модификации МАЗ-6430С9-520-020:
Нагрузка, которая приходится на переднюю ось | 7000 кг |
Нагрузка на заднюю телегу | 19000 кг |
Снаряженная масса автомобиля | 9950 кг |
Передаточное отношение | 3,57 |
Наибольший полезный крутящий момент | 1900 Нм |
Частота вращения коленчатого вала | 2 200 оборотов в минуту |
Мощность силового агрегата | 420 л.с. |
Рабочий объем двигателя | 12 л |
Количество цилиндрических элементов | 6 |
Расположение цилиндров | Рядное |
Турбонаддув | Есть |
Промежуточная система охлаждения | Есть |
Тип подвески | Пневматический |
Размер обода | 8,5-20 |
Шины | 295/80R22,5 |
Колеса | Пневматические |
Скорость | 100 км/ч |
Масса | 25850 кг |
Модель коробки передач | ZF16S2520TO |
Управление КПП | Механическое, дистанционное |
Объем топливного бака | 500 л |
Снаряженная масса автомобиля | 10300 кг |
Нагрузка, которая приходится на передний мост | 7100 кг |
Нагрузка на заднюю телегу | 26000 кг |
Максимальный вес поднимаемого груза | 22900 кг |
Автопоезд | 65000 кг |
Экологический стандарт | Евро-5 |
Модель силового агрегата | ЯМЗ-653.10 |
Тип используемого топлива | Дизель |
Турбонаддув | Есть |
Номинальная мощность | 420 л.с. |
Наибольший крутящий момент | 1800 Нм |
Количество цилиндрических элементов | 6 |
Расположение цилиндров | Рядное |
Рабочий объем мотора | 12 л |
Диаметр цилиндров | 12 см |
Ход поршневой части | 13 см |
Уровень сжатия | 6 |
Объем топливного бака | 500 л |
Вес подвески | 16 т |
Сцепление | Дисковое |
Размер шин | 315/80R22,5 |
Масса | 33250 кг |
МАЗ-6430С9-520-010 оборудован шестицилиндровым двигателем с мощностью 420 л. с. Максимальный крутящий момент равен 1985 Нм, а рабочий объем силового агрегата составляет 11,12 л. Кабина водителя рассчитана на 3 человек, внутри есть 2 спальных места и складной стол. Для комфортной работы зимой в конструкции автомобиля предусмотрен обогреватель, а для лета — кондиционер.
МАЗ-6430Е9
Показатели и параметры МАЗ-6430Е9-520-020:
Общее количество колес | 6 |
Число колес ведущего типа | 4 |
Наибольшая масса автопоезда | 44 000 кг |
Давление на задний мост | 19 000 кг |
Нагрузка на седло | 15 700 кг |
Высота седла | 1,25 м |
Модель двигателя | Mercedes OM501LA V |
Экологический стандарт | Евро-5 |
Мощность мотора | 435 л.с. |
Модель коробки передач | ZF16S2520TO |
Количество передач трансмиссии | 16 |
Передаточное число ведущего моста | 3,57 |
Тип подвесного механизма | Пневматический |
Масса подвески | 19 т |
Шины | 315/80R22,5 |
Объем бака для топливной жидкости | 500 л |
Масса | 25 650 кг |
Технические показатели МАЗ-6430Е9-520-012:
Тип кузова | Бескопотный грузовик |
Колесная формула | 6*4 |
Высоты сцепного устройства | 1380 мм |
Допустимая масса автопоезда | 44000 кг |
Модель двигателя | Mercedes OM501LA V |
Мощность мотора | 435 л.с. |
Объем бака, предназначенного для топлива | 500 л |
Наибольшая скорость движения | 100 км/ч |
Нагрузка на переднюю ось | 6850 кг |
Нагрузка на заднюю ось | 19000 кг |
Снаряженный вес | 1070 кг |
Колесная база | 3,2*1,35 м |
Высота седла | 1,38 м |
КПП | ZF16S2520TO |
Тип передней и задней подвески | Рессорный |
Шины | 315/80R22,5 |
Масса | 32900 кг |
МАЗ-6430Е9-520-021 имеет следующие технические параметры:
Грузоподъемность транспорта, кг | 15700 кг |
Тип мотора | Дизельный |
Турбонаддув | Есть |
Мощность двигателя | 435 л. с. |
Спальное место в кабине | Есть |
Объем топливного бака, л | 500 л |
Тип КПП | Механический |
Международный экологический стандарт | Евро-5 |
Максимальная скорость движения, км/ч | 100 |
Разгон, с | 47 |
Количество цилиндров | 6 |
Расположение цилиндрических элементов | Рядное |
Диаметр цилиндров, см | 12 |
Ход поршней, см | 13 |
Рабочий объем двигателя, л | 12,05 |
Тип кузова | Бескопотный грузовик |
Количество мест в салоне | 3 |
Дорожный просвет, м | 0,42 |
Нагрузка на переднюю подвеску, кг | 11 000 |
Нагрузка, оказываемая на заднюю телегу, кг | 19000 |
МАЗ-6430Е9-520-011 оборудован шестнадцатиступенчатой коробкой передач и мощным двигателем серии Mercedes OM 501LA.
МАЗ-643008
Параметры и показатели:
Уровень грузоподъемности, кг | 15750 кг |
Внешний габаритный радиус, м | 8 |
Преодолеваемый подъем | 25% |
Максимальная скорость передвижения | 100 км/ч |
Средний расход топливной жидкости, л | 36 л — зимой27 л — летом |
Объем топливного бака, л | 500 |
Количество цилиндров | 6 |
Расположение цилиндрических элементов | Рядное |
Тип используемого топлива | Дизель |
Турбонаддув | Есть |
Максимальный крутящий момент, Нм | 1985 Нм |
Частота вращения | 2200 оборотов в минуту |
Степень сжатия | 6 |
Диаметр цилиндра, см | 12 |
Ход поршневой части, см | 12 |
Мощность моторного механизма | 400 л. с. |
Нагрузка на первую осевую пару, кг | 7000 |
Сцепление | Фрикционное, сухое |
Снаряженная масса автомобиля | 10 100 кг |
База | 3200+1350 мм |
Модель мотора | ЯМЗ7511.10 |
Экологический стандарт | Евро-2 |
Модель КПП | ZF16S1650 |
Количество передач | 16 |
Передаточное число | 3,57 |
Масса | 26000 кг |
Размер шин | 295/80R22,5 |
Тип используемого топлива | Дизель |
Объем бака для масляной жидкости | 16 л |
Нагрузка на заднюю телегу, кг | 19000 |
Блокировка межколесных и межосевых дифференциалов | Есть |
Кабина МАЗ-643008-060-020 оборудована двумя спальными местами и сиденьями, которые регулируются по высоте. В кабине есть кондиционер, система отопления. Конструкция отличается высоким уровнем шумоизоляции.
Благодаря наличию системы обогрева предпускового механизма автомобиль исправно работает даже при низких температурных условиях (до -40°С).
МАЗ-643019
Технические параметры модели МАЗ-643019-1420-020:
Наибольшая грузоподъемность, т | 15,7 |
Максимальная скорость движения, км/ч | 100 |
Время, необходимое для разгона, с | 47 |
Наибольший преодолеваемый подъем | 27% |
Расстояние дорожного просвета, м | 0,42 |
Колесная формула | 6*4 |
Наименьший радиус поворота, м | 8,5 |
Максимальный крутящий момент, об/мин | 2100 |
Экологическая система | Евро-4 |
Емкость бака для топлива, л | 500 |
Мощность двигателя | 435 л. с. |
Автопоезд, кг | 44000 |
Вид кузова | Бескопотный грузовик |
Колесная база агрегата, м | 3,5+1,2 |
ТНВД | Пневматический гидроусилитель руля |
Допустимый вес прицепного устройства, кг | 15 000 |
Количество цилиндров | 6 |
Габариты цилиндров, см | 12 |
Рабочий объем двигателя, л | 11,25 |
Ход поршневой части, см | 13 |
Сцепление | Фрикционное, дисковое |
Тип колес | Пневматический |
Колея по задним колесам, м | 2,5 |
Колея переднего типа, м | 2 |
Модель мотора | Mercedes OM 501 LA.III |
Масса, кг | 25650 |
Передняя ось, кг | 6650 |
Топливо | Дизельное |
КПП | ZF16S221 |
Тип коробки передач | Механический |
Средний расход рабочей жидкости | 35 л — зимой28 л — летом |
Количество передач | 16 |
Передаточное число | 3,57 |
Подвесной механизм | Пневматический, оснащенный четырьмя баллонами |
Шины | 315/80R22,5 |
Также на рынке представлена модель МАЗ-643019-1420-0121. В ее конструкцию входит 3 оси. Благодаря мощному двигателю транспорт выдерживает перевозки на дальние расстояния. Температурный рабочий режим этой модели транспортного средства -40°…+35°С.
МАЗ-643028
Показатели и параметры модели:
Колесная формула | 6*4 |
Дорожный просвет | 0,42 м |
Колесная база | 0,33*1,5 м |
Снаряженная масса | 10 100 кг |
Средний расход рабочей жидкости | 32 л |
Внешний габаритный радиус поворота | 8,2 м |
Автопоезд | 65 000 кг |
Наибольшая нагрузка, оказываемая на переднюю ось | 7 000 кг |
Максимальная нагрузка, оказываемая на заднюю телегу | 33 200 кг |
Нагрузка на сцепной механизм транспорта | 22 550 кг |
Тип трансмиссии | Механический |
Модель коробки передач | ZF16S2520TO |
КПП | Шестнадцатиступенчатая |
Размер шин | 315/80R22,5 |
Тип колес | Пневматические |
Максимальная скорость движения МАЗ 643028 — 520 — 012 | 110 км/ч |
ЖК-дисплей на приборной панели | Есть |
Международный экологический стандарт | Евро-5 |
Количество цилиндрических элементов | 6 |
Модель двигателя | WP12.430E50 |
Мощность силового агрегата | 400 л. с. |
Блок электронного типа | EDC |
Система топливной отдачи | Common Rail |
Рабочий объем мотора | 11,78 л |
Наибольший крутящий момент | 1985 Нм |
Размер рулевого колеса | 0,5 м |
Модель тахографа | Stoneridge |
Система пробуксовки автомобиля | ASR |
Габариты | 7*3,7*2,72 м |
Передаточное отношение | 5,37 |
Частота вращения коленчатого вала | 1500 оборотов в минуту |
Турбонаддув | Есть |
Промежуточная система охлаждения | Есть |
Тип подвески | Пружинный |
Размер обода | 8,5-20 |
Сцепление | Фрикционное |
Управление КПП | Механическое, дистанционное |
Объем бака для топливной жидкости | 500 л |
Кузов | Бескопотный грузовик |
Блокировка межколесных и межосевых дифференциалов | Есть |
Масса | 27 100 кг |
Двигатели автомобилей МАЗ-6430
Дизельный двигательWeichai WP 12.430E50 является совместным проектом Минского моторного , китайского производителя моторов для тяжёлой грузовой техники. Данная модель выпускается с 2015-го года. Мощность этого двигателя – 316 кВт, или 430 л.с. , при частоте вращения 1900 об/мин. Максимальный крутящий момент – 2059 Н·м, при 1400 об/мин.
Конструктивно он представляет собой шестицилиндровый рядный дизель жидкостного охлаждения, с газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Рабочий объём дизеля Weichai WP 12.430E50 – 11,596 л. Диаметр цилиндра: 126 мм, ход поршня:155 мм. Степень сжатия: 17:1.
В двигателе использована система подачи топлива Common Rail (производства GRS Bosch) и система селективной каталитической нейтрализации газов (SCR) c применением AdBlue (мочевины) – для достижения показателей норм экологичности Евро-4 и Евро-5.
Конструктивные особенности данного мотора: одна головка на один цилиндр, топливопровод высокого давления удобно расположен в правой стороне со свободного конца двигателя. Коренные подшипники рамной конструкции. Цельный блок-картера – высокой прочности. Турбокомпрессор размещён посередине. Система шестеренчатой передачи размещена сзади и имеет компактную конструкцию.
Габаритные размеры мотора: 1611×816×1094 мм. Удельный расход дизельного топлива: 138 г/л.с.ч (188 г/кВт.ч).
Дизельный двигатель ЯМЗ-653 – это шестицилиндровый дизельный двигатель семейства ЯМЗ-650, четырёхтактный, с рядным расположением цилиндров, жидкостной системой охлаждения, системой турбонаддува и охлаждения наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», установленном на транспортном средстве (без системы EGR).
Мощность мотора данной модели составляет 310 кВт / 422л.с., при 1900 об/мин. Максимальный крутящий момент, брутто – 2000Н·м (203,8 кгс·м), при частоте вращения 1100…1300 об/мин.
Для достижения экологического уровня euro-5 применена система SCR, установленная на транспортном средстве, и PM-CAT каталитический нейтрализатор. Система топливоподачи использована аккумуляторного типа (ECRS) фирмы R.Bosch. Диаметр цилиндра – 123 мм, ход поршня – 156 мм.
Габаритные размеры двигателя составляют: длина – 1286 мм, ширина – 955 мм, высота – 1136 мм. Масса двигателя равна 970 кг.
Дизельный двигатель Mercedes OM457LA.V/4 имеет мощность 428 л.с. (315 кВт), при частоте вращения 1900 об/мин, и соотвествует экологическому стандарту Евро-5. Он оборудован системой нейтрализации отработавших газов, электронной системой подачи дизтоплива, технологией экономичного расхода горючего Blue Tec, системой прямого впрыска с топливной аппаратурой PLD и турбонаддувом с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха.
Количество цилиндров – шесть, их расположение – рядное. Максимальный крутящий момент – 2000 Н·м, при частоте вращения 1100 об/мин. Рабочий объём немецкого мотора – 11,97 л. Диаметр цилиндра равен 128 мм, ход поршня – 155 мм. Степень сжатия: 18.5:1. Гарабитные размеры двигателя – длина 1316 мм, ширина 746 мм, высота 1019 мм. Масса двигателя Mercedes OM457LA.V/4 составляет 1045 кг.
Трансмиссия МАЗ-6430
Шестнадцатиступенчатая коробка передач модели ZF 16S2520TO поставляется из Германии. Она состоит из основного четырехступенчатого редуктора, переднего двухступенчатого делителя передач и демультипликатора. Все передачи переднего хода в основном редукторе включаются синхронизаторами, задняя передача – зубчатой муфтой.
Демультипликатор планетарный, автоматически переключается при помощи пневматического клапана синхронизатором, при перемещении рычага в нейтрали от положения 3-4 передач к 5-6 и наоборот. Делитель передач – механический, состоящий из 2-х пар цилиндрических шестерён и синхронизатора. Управление делителем – пневматическое.
Передаточные числа: 13,80 – 0,84. Максимальный крутящий момент – 2500 Н.м (255 кгс.м). Объём масла для наливания – 15.4 дм3. Масса КПП – 314 кг.
Первая замена масла производится после 1 500 км (максимум – 5 тыс. км); вторичная – каждые 90 тыс. км (максимум – 120 тыс. км); но не реже, чем 1 раз в год.
Шестнадцатиступенчатую коробку переключения передач модели Fast Gear 16JS200TA выпускает китайская (FAST) – лидер по производству КПП для тяжёлых грузовиков в Китае. Коробки этой компании ставятся на 90% китайских тяжёлых грузовиков массой свыше 15 тонн. При всех качественных характеристиках коробки 16JS200TA, она отличается невысокой стоимостью, по сравнению с аналогами европейского производства.
Третий вариант, используемый сугубо с мерседесовскими двигателями МАЗ-6430 это 12-ступенчатая коробка передач модели Mercedes G330-12.
Устройство автомобиля
К числу характерных особенностей модели следует отнести инновационную, по сравнению с предыдущими поколениями МАЗ, конструкцию. Она предусматривает наличие улучшенной пневмоподвески, оснащенной автоматизированным управлением, измененного блока фар и нескольких элементов дизайна.
Радиатор отопителя позволяет поддерживать комфортную температуру в салоне даже в суровых климатических условиях.
Ведущие мосты транспортного средства обладают внушительным ресурсом, чему способствует пневмоподвеска с 4-мя баллонами, а электронное оборудование было значительно усовершенствовано для повышения надежности. Следует упомянуть и увеличенный дверной проем, а также наличие ASR и ABS, что сделало поездки на МАЗ 6430 не только комфортными, но и безопасными.
Технические характеристики
Подвеска, ходовая часть
Подвеска данного автомобиля спереди рессорная; сзади – рессорная либо пневматическая (в зависимости от конкретной модификации). А именно: пневматика используется на обеих вариантах МАЗ-6430 с двигателем Мерседес-Бенц и на некоторых вариантах с двигателем ЯМЗ-653. На передней оси – зависимая подвеска с малолистовыми рессорами полуэллиптической формы, поперечным стабилизатором и амортизаторами.
В задней части седельного тягача – балансирная конструкция, подвешенная либо посредством многолистовых рессор (в некоторых комплектациях – со стабилизатором поперечной устойчивости), либо четырёхбаллонной пневматической системы. Пневмоподвеска МАЗ-6430 оборудуется системой управления ЕСAS с современным комплексом систем: функцией диагностики и контроля, нагрузки на ведущих осях и контроля потребления топлива.
На седельных тягачах МАЗ-6430 применяются дисковые колёса размерностей 9,00×22,5, которые предусматривают установку бескамерных шин. Передние колёса устанавливаются с односкатной ошиновкой, а задние – со сдвоенной ошиновкой. Колёса центрируются по внутреннему диаметру диска, сопрягаемому с цилиндрическим буртиком ступицы колеса, и крепятся к 10-ти болтам ступицы специальными фланцевыми гайками.
Для более удобной накачки шин задние внутренние колёса оснащены удлинителями вентиля. Типоразмер шин для всех модификаций ЯМЗ-653 одинаков – 315/80R22.5.
Задний мост автомобиля имеет двойную разнесённую главную передачу, состоящую из центрального конического редуктора и планетарных колёсных передач, которые размещены в ступицах колёс.
Средний ведущий мост состоит из центрального редуктора и планетарных колёсных передач. Межколёсный дифференциал и колёсные передачи среднего моста максимально унифицированы с аналогичными узлами заднего моста.
Привод механизма блокировки межосевого и межколёсного дифференциалов среднего моста – электропневматический.
Блокировка межколёсных дифференциалов среднего и заднего мостов производится одним выключателем, вне зависимости от включения блокировки межосевого дифференциала. Блокированное положение дифференциалов указывается водителю контрольными лампами.
Грузовик оборудован гидроусилителем руля и двухконтурным тормозным комплексом с устройствами барабанного типа на всех колёсах, и системами ABS и ASR в стандартной комплектации.
Технические характеристики МАЗ-6430 в цифрах
- Основная колёсная формула – 6×4.
- Габаритные размеры: длина – 6814 мм, ширина – 2550 мм, высота – 4000 мм.
- Дорожный просвет – 251 мм.
- Колёсная база – 3215+1389 мм.
- Объём топливного бака – 300 литров (МАЗ-6430E8); 500 литров (МАЗ-643028).
- Тип кабины: 6431 – большая с высокой крышей (рестайлинг).
- Высота седельно-сцепного устройства: 1150 мм, 1250 мм, 1350 мм, 1380 мм – в зависимости от модификации.
- Допустимая нагрузка на ССУ – 15,45 тонн, либо 15,9 тонн, либо 19,45 тонн, либо 22,55 тонны.
- Нагрузка на задний мост – 19 тонн (9,5+9,5 тонн); либо 23 тонны (11,5+11,5 тонн); либо 26 тонн (13+13 тонн).
- Нагрузка на переднюю ось – 6,9 тонн, либо 7,05 тонн, либо 7,2 тонны.
- Технически допустимая полная масса автомобиля – 25,9 тонн; или 30,05 тонн; или 33,2 тонны.
- Технически допустимая полная масса автопоезда – 52 тонны, либо 65 тонн.
- Наименьший радиус поворота автомобиля по оси следа переднего внешнего (относительно центра поворота) колеса – 7,7 м.
- Внешний габаритный радиус поворота автомобиля – 9,0 м.
В кабине МАЗ-6430
Кабина установлена на раме с применением четырёхточечного крепления на пружинах или пневмоэлементах. Новая кабина седельных тягачей МАЗ-6430 практически не уступает европейским «одноклассникам» по комфорту рабочего места и места отдыха водителя. Сидение большое и удобное, оборудованное пневмоподвеской, боковыми поддержками, полным спектром регулировок.
Рулевое колесо удобное, рулевая колонка настраивается как по высоте, так и наклону, и по вылету. Диаметр рулевого колеса составляет 460 миллиметров. Приборная панель расположена оптимальным образом: так, чтобы одно другому не мешало, и в тёмное время суток весь функционал качественно подсвечивался.
В кабине первоначального, старого варианта
Дополнительные переключатели и кнопки расположены на панели справа от водителя. Она находится от примерно на 45 градусов по отношению к основной приборной доске. В центре кабины, между водительским и пассажирским креслами, расположен откидной столик – нужная и практичная опция в дальних перевозках. Высота кабины в высоком её исполнении позволяет стоять в полный рост.
В кабине имеется много мест хранения с удобным доступом и хорошими крышками, сдерживающими груз внутри. В шумоизоляции данной кабины Минский автозавод сделал несомненный большой шаг вперёд. С каждым новым рестайлингом этот показатель становился заметно лучше. В стандартную комплектацию кабины входит небольшой холодильник и газовая плита с баллоном на 8 литров газа. Спальных полки предусмотрено две.
Преимущества данного автомобиля
Среди плюсов данного седельного тягача пользователи выделяют следующие достоинства, которыми обладает авто:
- Кабина, позволяющая водителю не только удобно расположиться во время поездки, но и комфортно отдохнуть во время стоянки.
- Привлекательный внешний вид.
- Мощность и надежность силового агрегата. Даже при большом пробеге автомобили исправно работают. Как заявляет производитель, седельный тягач данной модели может проехать восемьсот тысяч километров без технического обслуживания и ремонта.
- Еще один важный плюс, говорящий в пользу данного авто, – экономия финансовых средств. Новый тягач можно приобрести у официального дилера всего за четыре миллиона рублей. Если говорить о машинах с пробегом, то их стоимость меньше в два и более раза. Их можно приобрести по цене от четырехсот тысяч до двух миллионов рублей. Кроме того, запчасти доступны по цене. Они имеются в наличии во многих магазинах. Проблем с их приобретением и установкой вместо изоношенных не должно быть.
Как видим, белорусский седельный тягач МАЗ 6430 может создать реальную конкуренцию своим аналогам от других производителей. У него есть что противопоставить им.
Отзывы водителей и владельцев
Отзывы о белорусском магистральном седельном тягаче характеризуют его в стиле «дёшево и сердито». Дёшево – имеется в виду по сравнению с европейскими и даже КамАЗовскими «одноклассниками». А сердито – потому что качество сборки на Минском автомобильном заводе оставляет желать лучшего, поэтому уже в первые годы эксплуатации грузовика могут «вылезать» всевозможные мелкие недочёты и досадные поломки.
Не внушает оптимизма и работа дилерских центров: зачастую их вежливость и внимательность к покупателю резко заканчиваются сразу после того, как он вносит деньги за купленную машину в кассу. Гарантийный ремонт выполняется крайне неохотно, с длительными проволочками. В связи с чем некоторые владельцы предпочитают не ждать, а сделать его за свой счёт, как можно быстрее.
Нарекания вызывает слабоватая головная оптика автомобиля. Качество сборки пластиковой обшивки кабины и самих материалов заметно отстаёт от европейских «одноклассников»: после нескольких лет эксплуатации пластик начинает дребезжать, в кабине там и сям «заводятся сверчки». Электрика бортовой сети 24В представлена в виде тоненьких проводов, которые уложены как придётся.
Металл кабины тонкий, не очень качественный. Хотя уже нет такого беспредела, как на МАЗах 1990-х годов (те вообще ржавели очень быстро и сильно), на новой кабине всё равно уже через пару лет повсеместно появляются «жучки» коррозии.
В разгоне МАЗ-6430 с любым мотором достаточно резвый, при движении по загородной трассе потребляет от 38 до 45 литров горючего. В любом европейском грузовике работать комфортнее, идёт он по трассе мягче, но все они и дороже МАЗа на порядок.
Обзор кузова и кабины
Внешний обзор автомобиля внушает доверие. Впереди в глаза бросается решетка радиатора, которая выделяется среди насыщенного цвета кузова. На переднем бампере также расположены фары, габаритные огни, повторители поворотов. За передним бампером спрятан ящик для инструментов. Сверху кабины можно дополнительно установить прожекторные огни и подключить их к «габаритам».
Улучшилась в сравнении с предшествующими моделями и аэродинамика кузова. Появилось много небольших интересных и привлекательных деталей. Улучшились брызговики. Они лучше защищают саму машину от загрязнения, а также не позволяют грязи лететь по сторонам на окружающих.