Новости
Русский язык в мире
Новости ГЛЭДИС
Новости Тотального диктанта
О чём говорят и пишут
Ближайшие конференции
Грамотный календарь
|
Новости
Как писать слова, связанные с Масленицей?
Масленый блин или масляный блин, Масленица или масленица? Откуда происходит слово блин и почему о быстрой работе говорят как блины печет? На Масленой неделе вспоминаем слова, связанные с Масленицей.
Как правильно: Масленица или масленица?
Слово Масленица пишется с большой буквы, если обозначает праздник. Но если это существительное используется в значении «веселая, привольная жизнь», его нужно писать с маленькой буквы. В любом случае, с какой бы буквы мы ни писали это слово, в нем должна быть одна буква н . А перед н гласный е : Масленица, Масленая неделя .
А как писали раньше?
В годы советской власти слово масленица писали строчными, действовало правило: «Названия религиозных праздников и постов, а также дней недели, месяцев и т. п. пишутся со строчной буквы, например: рождество, масленица, великий пост, курбан-байрам». Разумеется, причины были идеологическими. Современной орфографической норме такое написание не соответствует.
Как правильно: масленый блин или масляный блин?
Масленый и масляный – разные слова, у них разные значения. Масляный – ‘содержащий масло’, ‘работающий с помощью масла’. Например: масляное пятно, масляные краски, масляный насос . Это же прилагательное употребляется и в устойчивом выражении масло масляное , так говорят о ничего не объясняющем, не дополняющем повторении одного и того же другими словами.
Прилагательное масленый имеет значения ‘смазанный или пропитанный маслом’: масленый блин, масленая каша . Это же прилагательное употребляется и в переносных значениях: «выражающий чувственность, вожделение (о глазах, взгляде)», «неприличный» или «слащавый, льстивый, заискивающий». Например: масленые глаза, масленый голосок .
Среди дней Масленицы есть тёщины вечёрки и золовкины посиделки . С тещей понятно, а кто такая золовка?
Золовка – сестра мужа. Разобраться в терминах родства вам поможет небольшой словарик, опубликованный в разделе «Непростые слова» портала «Грамота.ру»
Главное блюдо на Масленицу – конечно, блины. Откуда происходит слово блин?
В русском языке слово блин известно с XV века, сообщает «Историко-этимологический словарь современного русского языка» П. Я. Черных. Но старшей является форма с начальным М – млинъ, известная с XIV века. Она восходит к тому же корню, что и молоть, мельница. Блин буквально – «приготовленное из молотого зерна» (муки).
Почему о том, кто делает что-то быстро, говорят как блины печет?
Способ приготовления блинов быстр и прост. Опытные хозяйки умеют быстро печь блины: для того чтобы испечь один блин, нужно всего 2–3 минуты. Поэтому, чтобы приготовить даже большое количество блинов, нужно сравнительно мало времени. Это наблюдение и легло в основу фразеологического выражения как блины печет . Так, действительно, говорят о том, кто делает что-либо быстро и в большом количестве. Поскольку результат такой быстрой работы не всегда может быть положительный, выражение часто употребляется с оттенком неодобрения и значением «небрежно, наспех».
Поиск ответа
Всего найдено: 6
Вопрос № 297553 |
Добрый день! Как правильно — массаж маслЕный или маслЯный ? Имеется в виду массаж с использованием большого количества масла. Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Добрый вечер!
Столкнулась с такой проблемой: ребенок (6 класс), образует от существительного земля прилагательное земленной — как ему объяснить, что тут должен быть суффикс ян, а не енн? Почему серебряный, а не серебренный? Клюквенный, а не клюквиный? Не могу найти в учебнике. Помогите, пожалуйста.
Ответ справочной службы русского языка
В именах прилагательных, образованных от существительных, действительно, необходимо различать суффиксы — енн — и — ян -. Вот какая закономерность существует. Суффикс — енн — всегда безударный, располагается после слога с ударным гласным, и обычно перед этим суффиксом есть сочетание согласных, например: буква – буквенный, листва – лиственный, огонь – огненный, болезнь – болезненный, почва – почвенный, мысль – мысленный, лекарство – лекарственный. Суффикс -ян- чаще под ударением (полотно – полотняный, овес – овсяный) или в словах с ударным окончанием (т. е. перед слогом с ударным гласным): кровь – кровяной, лед – ледяной, земля – земляной, нефть – нефтяной, кость – костяной.
Конечно, это только закономерность, а не жесткое правило, встречаются отступления: соломенный, обеденный – перед суффиксом -енн- нет сочетания согласных; глиняный – суффикс — ян- после слога с ударным гласным, масляный , серебряный – суффикс — ян — после слога с ударным гласным и группы согласных (неслучайно в этих словах так часто делают ошибки, их написание надо запомнить). Но в целом эта закономерность в русском языке выдерживается.
Здравстуйте! Правильность написания «слишком масляный блин»? С уважением!
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день! Как правильно писать: МаслЕный, маслЕННый или маслЯный ?
Что-то является прилагательным, а что-то причастием, наверное, еще зависимое слово должно быть?
Ответ справочной службы русского языка
Правильное написание прилагательных: масленый в значениях ‘пропитанный, покрытый маслом’ ( масленые блины, масленые руки) и ‘льстивый; чувственный’ (масленый голос) , также Масленая неделя; но масляный в значениях ‘из масла’; ‘работающий на масле’: масляный насос, масляные краски, масляные пятна; также масло масляное.
Правильное написание причастия: масленный .
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста,от чего зависит правописание маслЯный / маслЕный?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
МАСЛЯНЫЙ и МАСЛЕНЫЙ — большая разница!
Краски — они масленые или масляные ? А двигатель? Может, масляной? А когда пишем с двумя Н? Это вообще одна часть речи? А Масленица почему с одной? Давайте разберём!
Слова МАСЛЯНЫЙ, МАСЛЕНЫЙ и МАСЛЕННЫЙ относятся к разным частям речи.
МАСЛЯНЫЙ — прилагательное, образованное от существительного «масло», по правилу отыменные (т.е. образованные от существительных) прилагательные пишем с суффиксом -ЯН-. У слова несколько значений. Первое — «сделанный из масла, на основе масла», поэтому краски будут МАСЛЯНЫМИ. Второе — «работающий на масле», следовательно, двигатель МАСЛЯНЫЙ, а вот слова «масляной» нет.
МАСЛО МАСЛЯНОЕ — эту известную тавтологию тоже пишем с суффиксом -ЯН-.
МАСЛЕНЫЙ — отглагольное прилагательное, образовано от глагола «маслить», по правилу пишем с суффиксом -ЕН-. В прямом значении «масленый» значит «смазанный, пропитанный маслом»: масленые руки, масленый блин . В переносном слово может употребляться в значении «слащавый, заискивающий, льстивый» ( масленый голос ) или «выражающий вожделение, чувственность, неприличный» ( масленый взгляд, масленый анекдот ).
От прилагательного «масленый» образовано и название праздника Масленица (пишем с заглавной буквы, с одной Н).
МАСЛЕННЫЙ — причастие, тоже образовано от глагола «маслить». Как отличить от прилагательного? Все просто: смотрим на наличие приставок и зависимых слов. О чём-то запачканном маслом или жиром можно сказать «замасленный»: замасленные страницы, замасленные брюки. Появилось зависимое слово — тоже пишем ЕНН: густо масленный блин .
если вы, как булгаковская Аннушка, нечаянно разлили масло, образуется МАСЛЯНОЕ пятно;
испачкали руки в масле — руки стали МАСЛЕНЫМИ;
если пренебрегли диетой и щедро смазали сливочным маслом круассаны, то кофе вы будете пить с густо МАСЛЕННЫМИ круассанами;
а если новогодние праздники затянулись и вы все каникулы, как Обломов, не вылезали из складок уютного халата, на который пару раз уронили ложечку оливье, вероятно, халат окажется ЗАМАСЛЕННЫМ.
Контрольный словарный диктант и карточки по теме «Н и НН в суффиксах»
Задание 1. Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.
Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; огурцы, кваше_ые в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеше_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква; прида_ые полку танки.
Задание 2. Составьте и запишите предложения или словосочетания со словами:
воспита н ы – воспита нн ы, изолирова н ы – изолирова нн ы, спая н ы – спая нн ы, рассея н ы – рассея нн ы, сдержа н ы – сдержа нн ы.
Контрольный словарный диктант
Зеленый лес, масляный двигатель, масленый блин, оловянный солдатик, рдяный рассвет, ветреный день, жженый сахар, нечаянный успех, балованный ребенок, свиной хвост, жеваный – изжеванный лист, подкованный конь, неожиданный успех, прийти нежданно-негаданно, невиданный рассвет, неслыханная весть, медленный ход, невестино приданое, нетканая скатерть, смышленый малец, полувяленая рыба, долгожданный визит, кожаный плащ, свежевыкрашенный забор, легковерный зверь, ветряная мельница, беспрестанный дождь, сожженное письмо, ломаная линия, кипяченая вода, замечание ценно, искусственный мед, печеное яблоко, недоеные коровы, сеченные градом поля, названый брат, раненные в грудь, странный случай, целинный урожай, недлинная история, миллионный житель, истинные ценности, валяная обувь, стреляный воробей, подлинная истина, дети рассеянны и невнимательны, тучи рассеяны, пахнет пряно шафраном, румяная именинница, полынные заросли, отчаянный юноша, бешено бьющееся сердце, государственные таможенники, чеканный шаг, рваная рана.
Задание 1. Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.
Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; огурцы, кваше_ые в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеше_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква; прида_ые полку танки.
Задание 2. Составьте и запишите предложения или словосочетания со словами:
воспита н ы – воспита нн ы, изолирова н ы – изолирова нн ы, спая н ы – спая нн ы, рассея н ы – рассея нн ы, сдержа н ы – сдержа нн ы.
Задание 1. Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.
Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; огурцы, кваше_ые в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеше_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква; прида_ые полку танки.
Задание 2. Составьте и запишите предложения или словосочетания со словами:
воспита н ы – воспита нн ы, изолирова н ы – изолирова нн ы, спая н ы – спая нн ы, рассея н ы – рассея нн ы, сдержа н ы – сдержа нн ы.
Задание 1. Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.
Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; огурцы, кваше_ые в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеше_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква; прида_ые полку танки.
Задание 2. Составьте и запишите предложения или словосочетания со словами:
воспита н ы – воспита нн ы, изолирова н ы – изолирова нн ы, спая н ы – спая нн ы, рассея н ы – рассея нн ы, сдержа н ы – сдержа нн ы.
Задание 1. Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.
Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; огурцы, кваше_ые в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеше_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква; прида_ые полку танки.
Задание 2. Составьте и запишите предложения или словосочетания со словами:
воспита н ы – воспита нн ы, изолирова н ы – изолирова нн ы, спая н ы – спая нн ы, рассея н ы – рассея нн ы, сдержа н ы – сдержа нн ы.
Задание 1. Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.
Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; огурцы, кваше_ые в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеше_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква; прида_ые полку танки.
Задание 2. Составьте и запишите предложения или словосочетания со словами:
воспита н ы – воспита нн ы, изолирова н ы – изолирова нн ы, спая н ы – спая нн ы, рассея н ы – рассея нн ы, сдержа н ы – сдержа нн ы.
Задание 1. Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.
Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; огурцы, кваше_ые в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеше_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква; прида_ые полку танки.
Задание 2. Составьте и запишите предложения или словосочетания со словами:
воспита н ы – воспита нн ы, изолирова н ы – изолирова нн ы, спая н ы – спая нн ы, рассея н ы – рассея нн ы, сдержа н ы – сдержа нн ы.
Задание 1. Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.
Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; огурцы, кваше_ые в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеше_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква; прида_ые полку танки.
Задание 2. Составьте и запишите предложения или словосочетания со словами:
воспита н ы – воспита нн ы, изолирова н ы – изолирова нн ы, спая н ы – спая нн ы, рассея н ы – рассея нн ы, сдержа н ы – сдержа нн ы.
Задание 1. Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.
Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; огурцы, кваше_ые в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеше_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква; прида_ые полку танки.
Задание 2. Составьте и запишите предложения или словосочетания со словами:
воспита н ы – воспита нн ы, изолирова н ы – изолирова нн ы, спая н ы – спая нн ы, рассея н ы – рассея нн ы, сдержа н ы – сдержа нн ы.