- Чем опасен перелив масла в двигатель
- Причины перелива смазки
- Признаки передозировки
- Каковы последствия перелива масла в любом двигателе при замене
- Научная точка зрения
- Практические доводы
- Заключение специалистов
- Как привести уровень масла в норму
- Вердикт
- Последствия перелива масла в двигатель автомобиля
- А действительно ли превышен максимум?
- Что будет, если перелить моторное масло в двигатель выше верхнего уровня
- Немного лишней смазки в моторе: ощутимы ли последствия
- Чем грозит внушительный перелив
- Как убрать лишнее масло из двигателя, если уже перелили
- Как не перелить моторную масляную жидкость при очередной ее замене
- Опасно ли превышение уровня масла в двигателе?
- Возможный вред
- Способы исправления ситуации
Чем опасен перелив масла в двигатель
Без смазки мотор долго не проработает – ведь все узлы трения нуждаются в масляном слое, снижающем коэффициент трения и выполняющем функцию отвода тепла. Хранится масляная эмульсия в картере, откуда насосом раздается на все узлы силовой установки. Каждый агрегат рассчитан на работу с определенным объемом маслосостава, цифра которого указана в руководстве по эксплуатации автомобиля. Превышать его не рекомендуется. Разберемся, почему.
Причины перелива смазки
Абсолютно все знают о критическом состоянии мотора при объеме смазки ниже отметки MIN. В этом случае часто приходится искать причины загоревшейся лампочки давления масла на панели приборов. Однако далеко не каждый по достоинству оценивает отметку MAX, будь она расположена на материальном щупе или на виртуальном табло «приборки».
Все ввиду того, что первых симптомов перелива заметить не удастся – силовая установка по-прежнему будет функционировать без лишних шумов и намеков на какие-либо неисправности. Впрочем, налить выше уровня можно лишь в двух случаях:
- Неосознанно. Не каждый новичок знает, что при смене масла имеет место быть несливаемый остаток. Его объем может варьироваться в пределах 200-500 мл. Стоит отметить, что при неполном прогреве двигателя перед заменой количество оставшейся смазки может вырасти. Отмерив описанную в руководстве по эксплуатации величину и влив ее через маслозаливную горловину автоматически получаем перелив.
- Осознанно. В среде обладателей авто, отличающихся масложором, распространено суждение о том, что дополнительное количество смазки не вредит – все равно мотор его «съест». Поступать подобным образом некорректно.
Признаки передозировки
Единственным способом индикации объема смеси в двигателе является длина следа на щупе. Что будет, если перелил масло в двигатель или последствия превышения предельной длины имеют не утешающие ответы. Однако не стоит делать заключение на основе любого измерения. Качественным считается замер, проведенный при следующих условиях:
- Автомобиль стоит на ровной поверхности.
- После остановки мотора прошло 20-30 минут.
Оптимально проводить процедуру после ночной стоянки. За время длительного простоя маслосотав успевает полностью «уйти» в картер. Критерием перелива является нахождение масляного следа выше верхнего предела щупа.
Каковы последствия перелива масла в любом двигателе при замене
Визит в масленку или на официальное СТО оказался неудачным: уровень смазки отклоняется от нормы в большую сторону. Хорошо, если факт обнаружится сразу. Принудительный слив поможет избежать ряда будущих неисправностей. А к чему может привести несвоевременная идентификация?
Научная точка зрения
Максимальный объем масляной эмульсии берется неспроста, а рассчитывается. Основное условие – коленвал, вращаясь, не должен окунаться в жидкость противовесами. Исходя из этого, подбирается вместимость картера. Что будет в ином случае, предположить не сложно.
Опасность превышения лимита в том, что масло будет вспениваться от ударов, поскольку рабочая частота вращения коленчатого вала весьма большая. Спрогнозировать поведение компонентов и присадок в газомасляной пене невозможно, ведь лабораторные испытания проводились вовсе при других условиях. Таким образом, рассчитывать на долгосрочную и безаварийную работу двигателя при переливе не приходится.
Практические доводы
Первоначально последствия существенного перелива масла в двигатель, допустим, на 1 см и более, проявляются в виде небольшой потери мощности и замасливания свечей. Последнее может случиться по двум причинам: маслоэмолусия попадает в цилиндры либо через вентиляцию картерных газов, либо через нерабочие маслосъемные кольца.
Чем еще грозит завышение объема? В первую очередь, неспособностью сальников и прочих уплотнений держать заданное давление. Через время они начинают протекать, загрязняя подкапотное пространство.
Заключение специалистов
Есть и полноценное обобщение факта, чем плох перелив масла на практике:
- Затрудненный запуск силовой установки в любую пору года.
- Ускоренное образование отложений.
- Чрезмерная нагрузка на маслонасос, что выражается в сокращении его ресурса.
- Нарушение нормального функционирования гидрокомпенсаторов вследствие попадания в рабочие камеры вспененной смеси.
- Дымление из-за попадания остатков в выхлопную систему.
- Засорение катализатора и лямбда-зонда.
Несомненно, последствия детонации более плачевные, нежели превышение максимального объема смазки. А что, если долив сверх нормы небольшой, опасен ли он? Эксперты не оценивают данный казус как критический, но все же не рекомендуют допускать и этого состояния.
Как привести уровень масла в норму
Факт перелива идентифицирован на СТО – сразу же требуйте нормализации обстановки в маслосистеме. Заправка мотора осуществлялась дома – выбирайте один из способов восстановления номинального объема:
- Дать остыть силовой установке и на эстакаде или яме немного открутить сливную пробку. После вытекания небольшого количества смазки закрутить заглушку и проверить уровень.
- На шприц одеть трубку (подойдет от капельницы) и через отверстие для щупа откачать излишек смазывающей жидкости.
- Заехать в ближайшую масленку и воспользоваться услугами мастера.
Вердикт
Уровень смазывающего состава должен быть между отметками MIN и MAX – так заверяет производитель. Говорят об этом и специалисты, доводящие до сведения владельцев авто о последствиях перелива масла при его замене в двигателе транспортного средства.
Превышение максимума приводит к вспениванию маслоэмульсии, что вызывает стук гидрокомпенсаторов в моторах с автоматическим регулированием зазоров между клапаном и кулачком. Потеря мощности, замасливание свечей, выдавливание сальников, дымление и чрезмерная нагрузка на масляный насос. Этих доводов достаточно, чтобы более ответственно относится к замене масляного состава.
Последствия перелива масла в двигатель автомобиля
Любой механик со стажем перечислит вам как минимум с десяток клиентов, которых волновал переизбыток смазки в картере двигателя. Рассказ обычно начинается с того, что кто-то залил масло по норме, а на щупе оказалось на 2-3 уровня выше. Чувствуя неладное, следует вопрос, а не страшно ли это? Но владельцы подношенных машин задают его редко, поскольку автомобиль внезапно начинает коптить. И тут уже следует ряд других утверждений с вопросительной интонацией: как отлить лишнее, и не пора ли раскоксовать маслосъемные кольца, не разбирая двигатель , или вовсе их поменять.
А действительно ли превышен максимум?
Приемлем только узкий ряд условий, при которых производится измерение:
- Под колесами – ровная площадка.
- Давление в шинах – одинаковое.
- Уровень загрузки машины – пустая.
Что особо важно, так это предписание инструкции насчет того, при какой температуре мотора делать замеры. Насколько весом данный факт, судите сами – смазочная жидкость при нагреве расширяется, а это уже другой объем и иная длина масляного следа на щупе.
Обычно руководство по эксплуатации дает зеленый сигнал через 5-10 минут после остановки полностью прогретого двигателя. Впрочем, некоторые автопроизводители позволяют доверять контрольным отметкам только на холодную. И в таких автомобилях уровень выше «FULL» на горячую – абсолютно нормальное явление.
Внимание! Если внезапно обнаружен перелив на дизельном двигателе + машина активно кушает топливо – в срочном порядке выезжайте на трассу и прожигайте сажевый фильтр естественным образом. Уровень повысился из-за попадания топлива в картер мотора через маслосъемные кольца. Это происходит в результате большого количества безуспешных попыток активной регенерации, которые ЭБУ запускал накануне.
Если же все требования соблюдены и масляный след выше максимума, то имеем превышение нормы. Хорошего в этом ничего нет.
Что будет, если перелить моторное масло в двигатель выше верхнего уровня
Насколько плохо обстоят дела, зависит от объемов перелива. Согласитесь, разница между 200 граммами и 1 литром существенная.
Немного лишней смазки в моторе: ощутимы ли последствия
Немного – это все, что выше отметки MAX в пределах 1 см. Особого вреда, скажем, те же лишние 5 мм не принесут. Субъективно, конечно же, можно жаловаться на ухудшение динамики, но подоплека у такой жалобы одна – самовнушение, не более того.
Что действительно будет заметно, так это повышенный аппетит к маслу. Лишний сантиметр уйдет в пределах первой 1 000 км. Негатив проявляется в том, что лишняя смазка осядет в виде кокса на маслосъемных кольцах, нагара на стенках камеры сгорания и сажи в катализаторе.
Если регулярно заливать много масла, то через время возникнет интерес к тому, чем промыть двигатель от нагара внутри , и как это сделать без разборки. Вскоре подоспеют и вопросы по выхлопу: чем заменить забитый каталитический нейтрализатор и каким образом сделать обманку лямбда-зонда.
Чем грозит внушительный перелив
Все, что выше отметки «FULL» + 1 см, считается критическим превышением нормы, и вот почему:
- При существенном избытке жидкости коленвал будет окунать свои противовесы в нее, отчего получится вспенивание, что очень нехорошо. Для маслонасоса – это кавитация с ее эрозионным воздействием на детали, для полуавтоматического механизма газораспределения – это то, из-за чего стучат гидрокомпенсаторы на холодную и на горячую, а для самого масла – непонятное поведение присадок.
- Лишнее обязательно выкинет на впуск через рециркуляцию картерных газов, что тоже не есть хорошо. Впускной патрубок изнутри будет окутываться масляными каплями, дроссельный узел – загрязняться, а шток и тарелка каждого клапана – покрываться злокачественными отложениями.
- Потекут сальники. Они не рассчитаны на то, чтобы купаться в маслосоставе. Их функция – отталкивать брызги.
К сведению. От перелива резинки не выдавливает. Это случается из-за повышения давления картерных газов. А к этому приводит совершенно иные проблемы: забитая трубка вентиляции или проблемы с маслоотделителем.
Как убрать лишнее масло из двигателя, если уже перелили
Если меняете смазку на СТО и там же обнаруживаете перелив, не доказывайте масленщиками то, чем опасен уровень выше максимума. Сразу же требуйте отлить лишнее, вне зависимости от их точки зрения.
А что собственно делать, когда работа производилась своими руками? Уж точно не откручивать сливную пробку! По неопытности 90% выльете больше, чем нужно.
Собственно, рабочих технологий, как отлить масло, если перелил, всего две:
- Откачать жидкость через отверстие под масляный щуп. Для этого понадобятся медицинские принадлежности: шприц любой кубатуры (лучше брать на 20 мл) и трубочка от капельницы.
- Слить остаток с маслофильтра. Он вновь наполняется смазкой только при работе мотора, поэтому можно повторить в несколько этапов, не закручивая фильтр до упора в промежуточных операциях.
Как не перелить моторную масляную жидкость при очередной ее замене
Из-за чего получаем-то уровень масла выше максимума по щупу? Причин тому несколько:
- Невнимательность. Проморгали момент, когда необходимо убрать канистру от маслозаливной горловины – получайте избыток.
- Неопытность. Несливаемый остаток есть у любого автомобильного двигателя. Даже после прогрева его объем доходит до 0,5 литра. Если это не учесть и влить по инструкции, то получите много смазки.
- Намеренность. Когда мотор кушает масло, это не значит что нужно лить про запас. Во-первых, это деньги на ветер – расход смазки только повысится, во-вторых, силовая установка обретает весь букет последствий, сопряженных с повышенным уровнем смазочного состава.
Чтобы не перелить масло в двигатель, соблюдайте ряд простых правил:
- Будьте внимательны.
- Отделите так называемый основной объем, который можно смело лить (для малолитражек это 2 или 3 литра).
- Осторожно доведите уровень до середины между отметками MIN и MAX, дозируя жидкость маленькими частями и проверяя щуп.
- Запустите мотор и подождите, пока лампа давления масла потухнет.
- Остановите силовую установку и долейте маслосостав до нормы.
Опасно ли превышение уровня масла в двигателе?
Уровень масла в двигателе необходимо проверять хотя бы один раз в месяц. Масляное голодание всегда сказывается на состоянии мотора негативно. Уровень жидкости должен находится между минимальной и максимальной отметками на щупе.
Если время замены еще не пришло, а количество смазки сократилось, автомобилисту приходится доливать ее. Точно определить необходимый объем «на глаз» может не каждый. В результате иногда случается перелив, то есть уровень поднимается выше верхней допустимой границы нормы. Насколько это опасно? Как можно исправить ситуацию?
Возможный вред
Отметка «MAX» на масляном щупе существует не просто так. Слишком большое количество смазки, равно как и недолив жидкости, может навредить двигателю. Если уровень разово превысит норму на 5-7 мм, то отрицательные последствия, скорее всего, не наступят. Однако если это будет происходить систематически, или объем будет намного больше допустимого, они не заставят себя ждать. В этом случае:
- увеличится нагрузка на коренные сальники (при большом переливе и изношенности компрессионных колец сальники коленчатого вала может выдавить);
- масло начнет просачиваться из-под всех прокладок, на земле будут оставаться характерные пятна;
- появится дымление выхлопных газов;
- турбокомпрессор (если он есть) быстро выйдет из строя;
- снизится мощность мотора.
Это не все возможные неполадки. Жидкость будет вспениваться в процессе работы двигателя. Как поведут себя при этом ее компоненты, сложно спрогнозировать: ведь в состав масел различных марок входят индивидуальные комплекты присадок.
При переливе водитель быстро замечает, что подкапотное пространство загрязнилось. Причиной этого является то, что уплотнительные элементы рассчитаны на определенное давление. Если его превысить, они просто не будут справляться с возросшей нагрузкой. Разумеется, в данной ситуации уже не может идти речи о бесперебойной работе двигателя.
Некоторые ошибочно считают, что мотор просто «съест» избыток жидкости, и ничего страшного не случится. Это не так. Двигатель пострадает еще до того, как масло успеет выгореть.
Способы исправления ситуации
Итак, если перелив составляет более 9-10 мм, необходимо принять меры для того, чтобы убавить количество смазки. Как же это сделать? Существует несколько путей:
- опорожнение масляного фильтра;
- слив жидкости через пробку в поддоне;
- удаление излишков через отверстие для щупа.
В первом случае дно моторного отсека следует застелить тканью. Затем нужно аккуратно вывернуть фильтр и слить из него жидкость в заранее приготовленную емкость.
Потом его устанавливают на место, предварительно смазав резиновое кольцо. Если проверка уровня покажет, что количество масла по-прежнему превышает норму, процедуру повторяют. Для этого нужно завести мотор и дать ему поработать 2-3 минуты. После этого фильтр опорожняют еще раз.
Слив излишков через поддон более трудоемок. Отрегулировать струю вряд ли получится, поэтому придется слить большое количество жидкости, а затем часть ее вернуть обратно в двигатель. Для этого потребуется чистая емкость.
Нужно открутить крышку картера и слить масло в посуду. Когда струя иссякнет, и жидкость начнет вытекать по каплям, отверстие закрывают. Затем излишки удаляют, а оставшимся маслом вновь заполняют картер.
Через 15-20 минут нужно проверить уровень. Если масла недостаточно, производят долив. Делать это нужно небольшими порциями, чтобы не повторить первоначальную ошибку.
Еще один способ – использование медицинского шприца. Помимо него потребуется капельница, от которой следует отрезать трубку длиной 50-60 см. Перед процедурой мотор нужно немного прогреть, чтобы масло стало жиже.
Щуп извлекают, а вместо него вводят трубку, предварительно присоединив к ней шприц. Затем необходимо медленно потянуть за поршень, следя за тем, чтобы масло всасывалось. Результативность процедуры будет зависеть от того, насколько плотно поршень прилегает к стенкам, поэтому не покупайте дешевый шприц.
Манипуляцию повторяют до тех пор, пока из двигателя не удалится 100-150 мл масла. Затем замеряют уровень, и если он остается высоким, откачивают еще некоторое количество жидкости.
У этого метода есть ряд недостатков. Бывает, что трубку не получается ввести на нужную глубину, так как она слишком мягкая и имеет изогнутую форму. Если масло густое, шприц не «осилит» втянуть его. Если поршень «болтается», жидкость не достигнет полости шприца, а остановится где-то посередине трубки. Поэтому очень часто способ не срабатывает. Во всяком случае, попытаться можно.
Объем смазки может вырасти из-за попадания в него топлива. Поэтому перед тем, как сливать жидкость, нужно убедиться в том, что не произошла поломка. Для этого прогревают мотор, а затем на холостом ходу снимают патрубок, через который отводятся картерные газы. Если после этого двигатель начнет работать ровнее, значит, масло необходимо заменить полностью. Одновременно придется устранить первопричину неисправности.
Кстати, в моторе среднестатистического легкового автомобиля расстояние между отметками «MIN» и «MAX» соответствует примерно 600-800 мл масла. Знание этого факта помогает точнее рассчитать количество жидкости, которое необходимо долить.