Масло v образные двигателя

Масло v образные двигателя

У двигателя автомобиля ГАЗ -58А применена комбинированная система смазки. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники и упорный фланец распределительного вала, распределительные шестерни, коромысла клапанов и верхние наконечники штанг, валик привода масляного насоса и распределителя. Все остальные трущиеся детали смазываются разбрызгиванием и самотеком. В системе смазки установлены: двухсекционный масляный насос с неподвияшым масло-приемником, масляная центрифуга с самостоятельным питанием и масляный радиатор.

Двухсекционный масляный насос закреплен наклонно снаружи в задней части блок-картера с левой стороны и приводится в действие вместе с валом распределителя от распределительного вала. Всасывающие полости обеих секций насоса каналом в блоке и трубопроводом соединены с неподвижным маслоприемником с сетчатым фильтром, расположенным в нижней части масляного поддона картера двигателя.

От нижней секции насоса масло по каналам в блок-картере и наружному маслопроводу поступает в фильтр центробежной очистки. Основание фильтра отлито непосредственно в верхней крышке блока в передней части. На основании установлен стальной колпак, закрепленный на центральном стержне гайкой-барашком. Между колпаком и основанием расположена уплотняющая прокладка. Под колпаком установлен вращающийся ротор. Устройство ротора и работа очистителя были рассмотрены ранее.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Из очистителя масло сливается обратно в картер, смазывая по пути распределительные шестерни. Масло в очиститель подается под давлением 3,5—4,0 кГ/см2 (при 2000 об/мин вала двигателя), которое ограничивается редукционным клапаном, расположенным в канале нижней крышки корпуса насоса под пробкой. В случае чрезмерного повышения давления клапан открывается и перепускает масло, нагнетаемое насосом, во всасывающую его полость.

Верхняя секция масляного насоса нагнетает масло в главную магистраль, расположенную вдоль толкателей в блок-картере с правой стороны. Передний конец магистрали снабжен редукционным клапаном, ограничивающим давление в системе смазки в пределах 2,5—4,0 кГ/см2 (при средней скорости движения автомобиля). Редукционный клапан при повышении давления масла перепускает его в картер.

Из магистрали масло подается к коренным подшипникам коленчатого вала, а из них по каналам и трубкам в валу поступает к шатунным подшипникам, подвергаясь дополнительной центробежной очистке в полостях шатунных шеек. Из главной магистрали масло проходит также к подшипникам распределительного вала.

Из переднего подшипника распределительного вала масло по каналу в его шейке поступает пульсирующей струей к упорному фланцу Распределительные шестерни смазываются маслом, стекающим из центробежного очистителя. По канавкам на второй и четвертой шейках распределительного вала и по каналам обеих секций блока и головок и в стойках масло подается пульсирующей струей в оси коромысел клапанов, обеспечивая смазку их втулок. По каналам в коромыслах масло поступает к верхним наконечникам штанг; стекая по штангам, оно смазывает толкатели и через отверстия в них кулачки распределительного вала, которые в основном смазываются разбрызгиваемым маслом. Из заднего подшипника распределительного вала масло по каналам в блоке и корпусе вала привода масляного насоса и распределителя проходит к втулкам вала и к шестерням привода. Все остальные детали смазываются маслом, разбрызгиваемым из подшипников коленчатого вала и стекающим с деталей. На нагруженную часть стенок цилиндров масло дополнительно разбрызгивается через отверстия в нижних головках шатунов.

В систему смазки параллельно включен масляный трубчатый радиатор, расположенный перед водяным радиатором. Масло к радиатору поступает из канала, идущего к переднему коренному подшипнику, через предохранительный клапан, открывающийся при давлении в системе смазки выше 1 кГ/см2, и через кран 6 по гибкому шлангу. Охлажденное масло по другому шлангу сливается в масляный поддон картера.

Масло заливают в картер через маслоналивной патрубок, закрепленный на крышке блока в передней части. Патрубок закрыт крышкой с воздушным фильтром.

Уровень масла определяют маслоизмерительным стержнем, расположенным на левой стороне картера.

Наблюдение за работой системы смазки осуществляется с помощью контрольной лампы на щитке приборов в кабине, загорающейся при падении давления в системе до 0,4—0,7 кГ/см2. Датчик включения лампы закреплен на левой стороне картера и каналом соединен с масляной магистралью.

Вентиляция картера двигателя проточная, открытая. Свежий воздух поступает в картер через неразборный фильтр с набивкой из капронового волокна, расположенный в корпусе крышки маслоналивного патрубка.

Картерные газы отсасываются по вытяжной трубке, присоединенной через маслоуловитель к полости крышки блока в задней части и соединенной с полостью блока, где проходят штанги. Отсос газов происходит вследствие разрежения, возникающего у нижнего конца трубки с косым срезом при движении автомобиля.

У двигателя автомобиля ГАЗ -66 система смазки имеет аналогичное устройство.

У двигателя автомобиля «Чайка» система смазки устроена в основном так же. Охлаждение масла осуществляется в радиаторе, смонтированном совместно с радиатором автоматической передачи трансмиссии в общем корпусе, через который проходит вода, циркулирующая в системе охлаждения двигателя. Масло подводится к радиатору через предохранительный клапан, соединенный с трубкой, подводящей масло к центробежному очистителю.

Материалы

Система смазки двигателя

  • » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;» rel=»nofollow»> Печать
  • E-mail

Подробности Подробности Категория: Устройство автомобиля ( В вопросах и ответах ) Опубликовано: 23.06.2014 15:10 Автор: Administrator Просмотров: 18062

Виды трения и требования к смазочным маслам

Какое назначение системы смазки в двигателе?

Система смазки в двигателе служит для подвода масла к трущимся поверхностям с целью уменьшения трения между ними, частичного их охлаждения, а также смыва продуктов износа из трущихся поверхностей, уплотнения поршней в цилиндрах двигателя и предохранения деталей от коррозии.

Какие различают виды трения и какое их значение для работы двигателя?

В механике различают трение качения и скольжения. Трение качения всегда меньше трения скольжения. Поэтому слой масла между трущимися деталями можно рассматривать как замену трения скольжения трением качения, так как молекулы масла представляют собой шарики, сцепленные друг с другом.

Если слой масла полностью разделяет трущиеся поверхности (рис.33, а), то такое трение называется жидкостным. При этом износ трущихся поверхностей отсутствует. Однако на практике этого добиться невозможно, так как даже при самой тщательной обработке трущихся поверхностей на них остаются выступы и впадины (рис. 33, б). Масло заполняет впадины, а на выступах оно выдавливается – происходит полужидкостное трение, при котором трущиеся поверхности хотя и изнашиваются, но менее интенсивно, чем при сухом трении. Кроме того, температура трущихся поверхностей повышается не только от их трения, но и от сгорания горючей смеси. Масло на стенках цилиндров выгорает, что также приводит к полужидкостному трению. Поэтому масла, применяемые для смазки двигателя, должны обладать вязкостью, маслянистостью (смачиваемостью), хорошо прилипать к трущимся поверхностям с образованием масляной пленки между ними, иметь высокую температуру вспышки, при сгорании в цилиндрах не образовывать твердых частиц нагара, не вызывать коррозии смазываемых деталей, не застывать в холодное время года, быть стабильным при хранении, не содержать свободных минеральных кислот и щелочей, воды и механических примесей, быть подвижными и хорошо вымывать нагар из зазоров между трущимися поверхностями.

Рис.33. Жидкостное трение:
а – разрез двигателя; б – выступы на стенке цилиндра.

Какие масла отвечают указанным требованиям?

Указанным требованиям отвечают масла, получаемые при переработке нефти (нефтяные масла). Обычно масло получают из мазута (остаток нефти после ее разгонки) путем разгонки на вакуумных установках. Вначале получают масляные дистилляты – неочищенные фракции, в которых, кроме масел, содержатся различные асфальто-смолистые вещества (нафтеновые кислоты, сернистые соединения), ухудшающие качество. Затем из дистиллятов путем специальной очистки (серной кислотой, селективными растворителями, отбеливающими глинами) получают требуемые масла, к которым добавляют специальные присадки, улучшающие те или иные свойства масла. Например, вязкостные – повышающие вязкость масла и улучшающие его вязкостно-температурные свойства; депрессорные – понижающие температуру застывания масла; антикоррозионные – уменьшающие коррозию металлов; противоизносные – повышающие смазочные свойства; комплексные – улучшающие два или несколько показателей масла. Так как автомобильные двигатели отличаются друг от друга степенью сжатия, частотой вращения коленчатого вала и другими параметрами, то для их смазки должны применяться и соответствующие масла, удовлетворяющие определенным требованиям. Отечественная нефтеперерабатывающая промышленность выпускает масла для малофорсированных двигателей с относительно небольшой частотой вращения коленчатого вала и небольшой мощностью, приходящейся на единицу массы, такое масло обозначается индексом Б (группа Б); среднефорсированных двигателей – индексом В (группа В); высокофорсированных двигателей, у которых высокая частота вращения коленчатого вала (больше 2000 об/мин) и большая мощность, приходящаяся на единицу массы, – индексом Г (группа Г). В каждой группе предусмотрен выпуск масел двух типов: для карбюраторных двигателей с индексом 1 и дизельных – с индексом 2. Масла, не имеющие цифрового индекса, являются универсальными и могут использоваться как в карбюраторных, так и в дизельных двигателях.

Как влияет на масло температура?

На условия работы масла существенное влияние оказывает температура воздуха. Чем она выше, тем сильнее нагревается масло в поддоне картера двигателя и тем меньше становится его вязкость. Поэтому масла выпускаются с большей вязкостью для работы в теплое время года (летние масла) и с меньшей вязкостью для работы в холодное время года (зимние масла). Вязкость масла измеряется в сантистоксах. Выпускаемые моторные масла обозначаются буквой М. Например, М-8Б2, расшифровывается так: М – моторное масло; 8 – вязкость масла, Б2 – для смазки малофорсированных дизельных двигателей. В процессе работы двигателей необходимо применять те масла, которые рекомендует завод-изготовитель. Так, для смазки двигателя автомобиля ГАЗ-24 «Волга» рекомендуется всесезонное масло М-6з/10Г1, летом можно применять масло М-12Г1; зимой – М-8Г1; для двигателей автомобилей ЗИЛ-130 и ГАЗ-53А – всесезонное масло М-8Б1, для двигателей автомобилей КамАЗ-5320 – масло M-10ГФл летом и М-8ГФз – зимой.

Изменяются ли свойства масел во время эксплуатации двигателей?

Масло с течением времени при работе двигателя подвергается усиленному термическому и атмосферному разложению, приводящему к ухудшению его смазочных свойств. Оно загрязняется металлическими продуктами износа, нагаром, лаковыми отложениями, окалиной, абразивными частицами, в него попадают топливо и вода. Поэтому в процессе эксплуатации двигателя масло подвергается очистке с помощью масляных фильтров, что способствует продлению срока его службы. Однако периодически его все же следует менять.

Каким путем масло может подводиться к трущимся поверхностям двигателя?

Масло к трущимся поверхностям деталей двигателя может подводиться под давлением, самотеком и разбрызгиванием. Наиболее надежная смазка под давлением. Однако в двигателе есть места, куда масло подводить под давлением очень сложно. Поэтому применяется комбинированная система смазки, при которой наиболее нагруженные детали двигателя (коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, втулки осей коромысел, распределительные шестерни и некоторые другие детали) смазываются под давлением, создаваемым масляным насосом. Штанги, толкатели смазываются маслом, поступающим самотеком, а все другие детали – разбрызгиванием.

Читайте также:  Как выполнить капитальный ремонт двигателя

Система смазки рядного двигателя автомобиля ГАЗ-24 «Волга»

Как устроена система смазки рядного двигателя?

Комбинированная система смазки рядного двигателя автомобиля ГАЗ-24 «Волга» (рис.34) состоит из поддона картера 1 со сливной пробкой; маслоприемника 2 с сетчатым фильтром; односекционного масляного насоса 3 с редукционным клапаном 4; главной масляной магистрали 5, представляющей собой канал (сверление) вдоль блока цилиндров с соответствующими ответвлениями для направления масла к трущимся поверхностям; полнопоточного масляного фильтра 9 с бумажным фильтрующим элементом; перепускного клапана 7, предназначенного для перепуска неочищенного масла в главную масляную магистраль в случае засорения фильтрующего элемента и при повышенной вязкости масла в холодное время года до его прогрева. К фильтру подключается датчик 8 электрического указателя давления масла и датчик 11 лампы аварийного давления масла. Масло к фильтру подводится по трубопроводу 10. В двигатель заливается через маслозаливную горловину на крышке клапанной коробки, а его уровень контролируется масломерным щупом 14, имеющим две метки: верхнюю «П», указывающую на требуемый уровень масла, и нижнюю «0», указывающую на недостаточный уровень.

Рис.34. Система смазки рядного двигателя.

Для охлаждения масла в системе смазки перед радиатором системы охлаждения установлен масляный радиатор 6. Он соединяется с маслонасосом трубопроводами с предохранительным клапаном 12 и краном 13. Предохранительный клапан автоматически отключает поступление масла в масляный радиатор, когда его давление снизится до 0,1 МПа, чтобы обеспечить смазку трущихся поверхностей двигателя (обычно это бывает кратковременно, пока автомобиль преодолеет трудный дорожный участок, после чего охлаждение масла улучшается, вязкость и давление повышается и клапан, открываясь, снова пропускает масло в масляный радиатор). Охлажденное масло стекает по трубопроводу в поддон картера двигателя.

В каких пределах должно находиться давление масла?

Давление масла в системе смазки двигателя автомобиля ГАЗ-24 «Волга» при движении его со скоростью 50 км/ч должно находиться в пределах 0,2-0,4 МПа.

Как работает система смазки двигателя автомобиля ГАЗ-24 «Волга»?

Во время работы двигателя масло под давлением насосом 3 подается в полнопоточный масляный фильтр, где очищается и поступает в главную масляную магистраль, откуда по сверлениям подводится к коренным подшипникам 15 коленчатого вала и далее по сверлениям 16 в коленчатом валу к шатунным подшипникам 17.

Одновременно из главной масляной магистрали по сверлениям оно поступает к подшипникам 18 распределительного вала. При этом масло по трубке 19 от первого подшипника распределительного вала струей периодически выбрызгивается на распределительные шестерни 20, так как маслоподводящая трубка периодически сообщается с масляным каналом подшипника. От этого же подшипника оно по каналу поступает к упорному фланцу распределительного вала. Шестерня привода масляного насоса и прерывателя-распределителя смазывается струей масла, выбрызгиваемой из канала в блоке, соединенного с четвертым подшипником распределительного вала, шейка которого имеет кольцевую канавку. От пятой опоры распределительного вала масло по вертикальному каналу 22 в блоке и головке блока цилиндров подводится к четвертой стойке оси коромысел. По сверлению в ней оно поступает в пустотелую ось 23 коромысел, откуда по сверлениям – к втулкам коромысел, смазывает их и далее по сверлениям 24 в осях коромысел и регулировочных винтах стекает на верхние наконечники штанг 25. Стекая по штангам вниз, оно смазывает нижние наконечники штанг, толкатели и кулачки распределительного вала.

Стенки цилиндров, поршневые пальцы и кольца, поршни, кулачки распределительного вала, стержни клапанов и другие детали смазываются разбрызгиваемым маслом. Кроме того, более нагруженная стенка цилиндра дополнительно смазывается струей масла, выбрасываемой из отверстия 21 в нижней головке шатуна при совпадении этого отверстия с масляным каналом в шатунной шейке коленчатого вала.

Система смазки V-образного двигателя автомобиля ЗИЛ-130

Как устроена и работает система смазки V-образного двигателя автомобиля ЗИЛ-130?

Система смазки V-образного восьмицилиндрового двигателя автомобиля ЗИЛ-130 (рис.35) состоит из поддона 1 картера двигателя; маслозаборника 2 с сетчатым фильтрующим элементом; двухсекционного шестеренного масляного насоса, у которого верхняя секция подает масло в полнопоточный масляный фильтр 5 (центрифугу), где оно очищается и поступает в маслораспределительную камеру и далее в главную масляную магистраль 4, а нижняя – в масляный радиатор 8 для охлаждения; маслозаливной горловины; масломерного щупа; манометра; лампочки аварийного давления масла, загорающейся на щитке приборов, когда давление масла в. магистрали уменьшится до 0,06 МПа и меньше.

Рис.35. Система смазки двигателя автомобиля ЗИЛ-130.

Работает система смазки так. Масло из поддона картера насосом 3 подается в полнопоточный масляный фильтр 5 центробежной очистки, где оно очищается и поступает в маслораспределительную камеру и далее в главную масляную магистраль 4. Из левого канала магистрали масло поступает на смазку толкателей левого ряда цилиндров и коренных шеек коленчатого вала и по сверлениям в коленчатом валу – к шатунным подшипникам, смазывая их. Масло, выбрызгиваемое из сверления 10 в шатуне, смазывает стенку цилиндра. Одновременно часть его от коренных подшипников подводится к подшипникам распределительного вала. Из правого канала 9 масло поступает к толкателям правого ряда цилиндров и на смазку деталей компрессора 7. Упорный фланец распределительного вала и распределительные шестерни смазываются маслом из первого подшипника распределительного вала. Кроме того, масло, стекая из головки блока после смазки осей коромысел и клапанов, смазывает распределительные шестерни. В средней шейке распределительного вала имеются сверления, которые один раз за оборот вала соединяют канал 12 для подвода масла к средним стойкам осей коромысел 6, заполняет их и далее, проходя по сверлениям, смазывает втулки коромысел и по штангам 11 стекает на толкатели, смазывает их и сливается в поддон. Масло, вытекающее из втулок коромысел, смазывает стержни клапанов, носки коромысел, механизм проворачивания выпускных клапанов.

Поршни, поршневые кольца и пальцы, зеркало цилиндров, кулачки распределительного вала и другие детали смазываются разбрызгиваемым маслом.

В чем отличие системы смазки двигателей автомобилей ГАЗ-53А от ЗИЛ-130?

Устройство системы смазки двигателя автомобиля ГАЗ-53А сходно с системой смазки двигателя автомобиля ЗИЛ-130 и отличается тем, что вторая секция масляного насоса нагнетает масло не в масляный радиатор, а в фильтр центробежной очистки, где оно очищается и сливается в поддон картера. Масло в масляный радиатор поступает из главной масляной магистрали.

Система смазки дизельного двигателя автомобиля КамАЗ-5320

Как устроена и работает система смазки дизельного двигателя автомобиля КамАЗ-5320?

Система смазки двигателя автомобиля КамАЗ-5320 состоит из поддона 1 (рис.36) картера, являющегося резервуаром для масла; маслозаборника 2 с сетчатым фильтрующим элементом; масляного шестеренного насоса с двумя секциями: верхней (нагнетательной) 5 с предохранительным клапаном 3, подающей масло в полнопоточный масляный фильтр 7, из которого оно после очистки поступает в главную масляную магистраль 8, и нижней радиаторной секции 4 с предохранительным клапаном 22, которой масло подается в фильтр центробежной очистки (центрифугу) 13. Очищенное масло проходит через открытый кран 12 по трубопроводу в масляный радиатор 24, где охлаждается и по трубопроводу 23 стекает в поддон картера. В холодное время года, когда не требуется охлаждение масла, кран 12 закрывают и масло, очистившись в центрифуге, через перепускной клапан 10 по трубопроводу сливается в поддон картера. В нагнетательной полости масляного насоса установлен дифференциальный клапан 6, ограничивающий давление масла в главной магистрали до 0,4-0,45 МПа; полнопоточный фильтр 7 имеет перепускной клапан 9, перепускающий масло в главную масляную магистраль в случае его загустевания (пуск холодного двигателя) или засорения фильтрующего элемента до такой степени, что он не пропускает через себя масло. Маслозаливная горловина 16, масломерный щуп 15; манометр 14, показывающий давление масла в главной масляной магистрали, кран 19, термосиловой датчик 20 включения гидромуфты привода вентилятора и масляный радиатор 24 также входят в состав системы смазки.

Рис.36. Система смазки двигателя автомобиля КамАЗ-5320.

Работает система смазки так. При работе двигателя масло из поддона 1 через маслозаборник 2 засасывается секциями 4 и 5 насоса и через канал в правой стенке блока цилиндров из секции 5 оно подается в корпус фильтра 7, где очищается. Очищенное масло поступает в главную масляную магистраль 8 и по каналам и сверлениям – к коренным и шатунным подшипникам, подшипникам распределительного вала, втулкам осей коромысел, компрессору 17, деталям топливного насоса высокого давления 18 и через кран 19 и термосиловой датчик 20 к автомату включения гидромуфты 21 вентилятора. Все другие детали смазываются под разбрызгиванием. В случае засорения фильтра центробежной очистки до такой степени, что он не может перепускать через себя масло, открывается перепускной клапан 11 и неочищенное масло слипается в поддон картера двигателя.

Масляный насос и масляный радиатор двигателя автомобиля ЗИЛ-130

Какое назначение масляного насоса в системе смазки двигателя?

Масляный насос служит для принудительной подачи масла к наиболее нагруженным деталям двигателя, а также к приборам его очистки и охлаждения.

Масляные насосы какого типа применяются на автомобильных двигателях?

На автомобильных двигателях применяются масляные насосы шестеренного типа, одно- и двухсекционные. Их устанавливают в поддоне картера (автомобили ГАЗ-24 «Волга», КамАЗ-5320) или снаружи на картере (автомобили ГАЗ-53А, ЗИЛ-130). Независимо от места расположения насоса его всасывающая полость обязательно соединяется трубопроводом с маслозаборником, погруженным в масло или (реже) плавающим на поверхности масла.

Как устроен и работает масляный насос двигателя автомобиля ЗИЛ-130?

Двухсекционный масляный насос двигателя автомобиля ЗИЛ-130 (рис.37, а) имеет корпус, состоящий из трех частей – верхней 15 (рис.37, б) для подачи масла в главную масляную магистраль, нижней 1, подающей масло в масляный радиатор, и средней 18, в которой расположен редукционный клапан. Он состоит из плунжера 5 с пружиной 6, закрываемого резьбовой пробкой 7, и служит для предохранения ее от разрыва при чрезмерном повышении давления (пуск холодного двигателя). Когда давление превысит 0,32 МПа, клапан открывается и перепускает масло из нагнетательной полости насоса во впускную. Части корпуса соединяются между собой болтами 25 с шайбами 24 через уплотнительные прокладки 16 и 19 и направляющие штифты 4. Между корпусом насоса и картером также устанавливается уплотнительная прокладка 14. В корпусе монтируется вал 12 с центрирующей втулкой 11. Он приводится во вращение от распределительного вала двигателя. На валу с помощью шпонок 10 и стопорных колец 13 закреплены прямозубые шестерни 17 (верхней) и 20, (нижней) секций. С этими шестернями находятся в постоянном зацеплении ведомые шестерни 8 и 3, свободно установленные на осях 9 и 2. В корпусе нижней секции установлен перепускной шариковый клапан 23, нагруженный пружиной 22 и закрываемый резьбовой пробкой 21. Он автоматически отключает поступление масла в масляный фильтр, когда его давление ниже 0,12 МПа, с тем, чтобы все масло поступало на смазку деталей двигателя.

Рис.37. Масляный насос двигателя автомобиля ЗИЛ-130:
а – насос в собранном виде; б – детали насоса; в – работа насоса; г – маслоприемник.

Читайте также:  Рабочее место для ремонту электрических машин

Работает насос так. При вращении вала 12 вращаются ведущие шестерни 17 и 20 (рис.37, в), которые приводят во вращение ведомые шестерни 8 и 3, поэтому в корпусе насоса создается разряжение, а в поддоне картера с помощью вентиляции картера все время поддерживается атмосферное давление. Благодаря этому создается разность давлений. Масло, проходя через сетчатый фильтр 27 (рис.37, г) маслозаборника 26, очищается от грубых частиц и по трубке 29 подводится во впускную полость насоса, где захватывается прямозубыми шестернями, подается в главную масляную магистраль (верхней секцией) и в масляный радиатор (нижней секцией). Трубка 29 крепится к картеру через уплотнительную прокладку 30 с тем, чтобы исключить подсасывание воздуха. Сетка 27 удерживается в корпусе 26 пружиной 28. Однако между корпусом и сеткой имеется в верхней части небольшая щель, через которую может проходить масло; преодолевая упругость пружины 28 в случае засорения сетки 27 с тем, чтобы пусть даже неочищенное, оно поступало в насос и на смазку деталей двигателя. После разборки, чистки или регулировки насоса его перед установкой на двигатель необходимо заполнить маслом.

Как устроен и работает масляный радиатор двигателя автомобиля ЗИЛ-130?

Масляный радиатор двигателя автомобиля ЗИЛ-130 (рис.38) состоит из двух бачков 1, соединенных между собой латунными или алюминиевыми трубками 4, к которым припаяны поперечные пластины для увеличения площади охлаждения. Радиатор установлен в кронштейны 3 и с помощью болтов 2 крепится на раме автомобиля перед радиатором системы охлаждения. Работает радиатор так. Масло из двигателя поступает через открытый кран 6 по трубопроводу 5 в масляный радиатор, где проходит по трубкам и отдает им тепло. Охлажденное масло по маслопроводу 8 и трубке 7 сливается в поддон картера двигателя.

Рис.38. Масляный радиатор.

Масляные фильтры грубой и тонкой очистки в системе смазки двигателя

Какое назначение масляных фильтров в системе смазки двигателя?

Масляные фильтры предназначены для очистки масла, циркулирующего в системе смазки. В систему смазки они могут включаться последовательно и параллельно. При последовательном включении фильтра через его фильтрующий элемент проходит все масло, подаваемое масляным насосом. Такие фильтры называют полнопоточными. При параллельном включении фильтра через его фильтрующий элемент проходит только 10-15% масла, подаваемого масляным насосом. Такие фильтры называют неполнопоточными.

Какие типы фильтрующих элементов используются в масляных фильтрах?

Фильтрующие элементы масляных фильтров автомобильных двигателей могут быть сетчатыми, пластинчато-щелевыми, бумажными, центробежными. Сетчатые фильтры устанавливаются в маслозаборниках и очищают масло от грубых частиц, которые могли бы повредить приборы смазки или ускорить их износ, а также износ трущихся поверхностей двигателя.

Как устроен пластинчато-щелевой фильтр и где он применяется?

Пластинчато-щелевой фильтр (рис.39, а) состоит из корпуса 13 (рис.39, б), в котором установлен центральный стержень 12 с набором чередующихся стальных пластин 5 и звездочек 4. В промежутки между ними входят очистительные пластины 2, установленные на стержне 3. Корпус снизу закрывается металлическим стаканом-отстойником 1 с пробкой 14 для слива отстоя. В корпусе выполнены маслоподводящий 6 и маслоотводящий 7 каналы и установлен перепускной шариковый клапан 8 с пружиной 9 и гайкой 10.

Рис.39. Масляный фильтр грубой очистки пластинчато-щелевого типа:
а – фильтр в сборе; б – детали фильтра.

Очищается масло в фильтре так. Масло, подаваемое насосом, проходит по каналу 6 в стакан-отстойник, где вода, песок осаждаются, а оно проходит между щелями пластин, очищается и по каналу 7 направляется в, главную масляную магистраль и на смазку деталей двигателя. Осевшие частицы грязи при проворачивании стержня 12 за рукоятку 11 очистительными, пластинами 2 снимаются и опускаются в стакан-отстойник, откуда периодически удаляются, а пластины промываются в бензине. В случае засорения пластин или при сильном загустевании масла в холодное время года, когда оно не может пройти в щели между пластинами, в работу включается перепускной клапан 8. Под давлением масла шарик поднимается, сжимая пружину 9, и пропускает неочищенное масло в канал 7 и далее в главную масляную магистраль.

Так как пластинчато-щелевые фильтры очищают масло только от грубых частиц и не задерживают более мелкие и смолистые вещества, то параллельно такому фильтру устанавливают фильтр тонкой очистки. Он пропускает через себя 10-15 % масла, подаваемого насосом, но за 11,5 ч работы двигателя через него проходит все масло, находящееся в поддоне картера двигателя.

Как устроен и работает фильтр тонкой очистки масла?

Фильтр тонкой очистки масла типа АСФО (автомобильный супер-фильтр-отстойник) состоит из корпуса 5 (рис.40), в котором установлена центральная трубка 7 с калиброванным отверстием 9 диаметром 1,5 мм. На трубку устанавливается фильтрующий элемент 6, набранный из картонных пластин 1 и 2. На пластине 2 выполнены радиальные канавки для прохода масла. Сверху и снизу пластины закрываются крышками и стягиваются металлическими скобами 13. Корпус маслофильтра закрывается крышкой 10 и зажимается болтом 12, ввернутым в центральную трубку. Сверху и снизу фильтрующий элемент уплотняется прокладками. Кроме того, сверху на элемент воздействует пружина 11, прижимая его к нижней опоре центральной трубки. Масло подводится в корпус фильтра па трубопроводу через резьбовое отверстие 9 и очищенное отводится через штуцер 3. Для слива отстоя и осадков предусмотрено сливное отверстие, закрываемое пробкой 4. В нижней крышке фильтрующего элемента выполнено перепускное отверстие 14, через которое проходит неочищенная часть масла к центральной трубке, далее через калиброванное отверстие 9 попадает вместе с очищенным маслом в центральную трубку и сливается в поддон картера двигателя.

Рис.40. Масляный фильтр тонкой очистки типа АСФО.

Работает фильтр так. При работе двигателя часть масла, пройдя фильтр грубой очистки, из главной масляной магистрали по трубопроводу 8 подводится в корпус фильтра, где проходя па радиальным канавкам и через поры в картоне пластин 1 и 2 очищается и по центральной трубке и отводящему штуцеру 3 стекает в поддон картера. Наличие перепускного отверстия 14 стабилизирует работу фильтра и способствует скорейшему прогреву масла в холодное время гада. Калиброванное отверстие 9 в центральной трубке предотвращает избыточное поступление масла в центральную трубку и таким путем способствует его плавному прохождению через фильтрующие пластины и лучшей очистке. В процессе работы двигателя фильтрующий элемент загрязняется и его заменяют новым (обычно при смене масла в поддоне картера двигателя). Такая очистка масла применяется на выпускавшихся автомобилях УАЗ, ГАЗ-21, ГАЗ-51А.

Полнопоточный масляный фильтр двигателя автомобиля ГAЗ-24 «Волга»

Как устроен и работает масляный фильтр автомобиля ГАЗ-24 «Волга»?

На автомобиле ГАЗ-24 «Волга» установлен полнопоточный масляный фильтр со сменным бумажным фильтрующим элементом (рис.41). Он состоит из корпуса 1 со спускной пробкой 2. Сверху корпус закрывается крышкой 8 через уплотнительную прокладку и зажимается колпачковой гайкой 7. В корпусе установлен пустотелый стержень 3 с просверленными по высоте отверстиями. На этот стержень одевается бумажный фильтрующий элемент 9, представляющий собой гофрированную ленту, изготовленную из пористого картона и свернутую в цилиндр. К торцам цилиндра приклеены металлические донышки. Внутренняя и наружная поверхности фильтра усилены перфорированными цилиндрами. При установке фильтрующего элемента в корпус его торцы снизу и сверху уплотняются прокладками 6, изготовленными из маслостойкой резины, которые также плотно охватывают и центральный стержень. Снизу фильтрующий элемент поджимается пружиной 10. В верхней части стержня 3 установлен перепускной клапан 5, изготовленный из текстолита в виде пластины, прижимаемой пружиной к седлу. В стержне просверлено пять рядов отверстий для прохода масла. При нормальном состоянии фильтрующего элемента его сопротивление невелико и составляет всего 0,01-0,02 МПа, все масло проходит сквозь поры бумажного элемента (сплошные стрелки), очищается и поступает внутрь центрального стержня (светлые стрелки) и далее в главную масляную магистраль. При засорении фильтрующего элемента его сопротивление прохождению масла возрастает и, когда давление достигнет 0,07-0,09 МПа, перепускной клапан открывается и пропускает неочищенное масло, минуя фильтрующий элемент (заштрихованные стрелки), в главную масляную магистраль. Такой фильтрующий элемент необходимо заменить новым. Так как визуально трудно определить степень загрязнения пор фильтрующего элемента, то его обычно заменяют при смене масла в поддоне картера двигателя. В корпус фильтра ввернут датчик 4 указателя давления масла и датчик 11 сигнальной лампы аварийного давления масла, загорающейся при давлении 0,04-0,08 МПа.

Рис.41. Полнопоточный масляный фильтр двигателя автомобиля ГAЗ-24 «Волга».

Центробежный масляный фильтр двигателя автомобиля ЗИЛ-130

Какие масляные фильтры устанавливают на автомобилях ГАЗ-53А и ЗИЛ-130?

На двигателях автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-66, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 устанавливают центробежные масляные фильтры (центрифуги), ротор которых вращается с частотой 5-6 тыс. об/мин. При этом под действием центробежных сил частицы песка, металла прилипают к стенкам кожуха, откуда периодически удаляются. Очищенное масло поступает в главную масляную магистраль (автомобили ЗИЛ) или в поддон картера (автомобили ГАЗ). В таком фильтре отсутствуют сменные фильтрующие элементы и лучше очищается масло, что повышает срок службы его и всего двигателя.

Как устроен и работает центробежный масляный фильтр двигателя автомобиля ЗИЛ-130?

Полнопоточный центробежный масляный фильтр двигателя автомобиля ЗИЛ-130 (рис.42) состоит из корпуса 1, который закрывается колпаком 8 через уплотнительную прокладку и зажимается гайкой 15. В корпусе на пустотелой оси 9 свободно установлен ротор 3, опирающийся на упорный шарикоподшипник 19. Ротор закрывается кожухом 5 через уплотнительное кольцо 4. Снизу в ротор ввернуты жиклеры 2 с противоположно направленными отверстиями. Сверху кожух закрепляется стопорным кольцом 12, упирается в опорную шайбу 13 через прокладку и зажимается гайкой 14. Осевое перемещение ротора предотвращается гайкой 16 с шайбой 17. На ось одета трубка 18 и направляющий щиток 7 с сеткой 6 и пружиной 11, прижимающей щиток к ротору. Масло от масляного насоса подводится в фильтр по каналу 20 и, очистившись, отводится по каналу 22.

Рис.42. Центробежный масляный фильтр (центрифуга) автомобиля ЗИЛ-130.

Работает фильтр так. Масло, подаваемое масляным насосом по каналу 20, подводится в полость щитка 7. Здесь небольшая часть его проходит через сетку 6, очищается и направляется в жиклеры 2, представляющие собой калиброванные отверстия, направленные под углом к оси ротора. Благодаря этому масло, вытекающее из жиклеров, создает реактивный момент, который приводит во вращение ротор вместе с кожухом и маслом, поступающим под кожух от направляющего щитка 7. Так как частота вращения ротора 5-6 тыс. об/мин, то под действием центробежной силы из вращающегося масла удаляются механические примеси. Очищенное масло проходит в центральный стержень 9 и по каналу 22 направляется в распределительную камеру и далее в главную масляную магистраль на смазку двигателя.

Масло, вытекающее из жиклеров, стекает в поддон картера. В случае сильного загустения его (пуск двигателя в холодное время года) или большого отложения грязи на внутренней поверхности кожуха ротора, когда масло не может пройти в ось 9, в работу включается перепускной шариковый клапан 23, нагруженный пружиной 24. Под давлением масла клапан сжимает пружину и неочищенное масло из канала 20 поступает в канал 22 и на смазку двигателя. В нижней части корпуса имеется спускная пробка 21 для слива отстоя.

Читайте также:  Масло для четырехтактных двигателей бензиновых генераторов

На двигателях автомобилей ГАЗ-53А и Г АЗ-66 устройство фильтра центробежной очистки сходное с рассмотренным. Однако там фильтр неполнопоточный, т. е. масло, очищенное в нем, стекает через крышку распределительных шестерен в поддон картера, где захватывается через маслозаборник масляным насосом и направляется в главную масляную магистраль и на смазку деталей двигателя. Нижняя секция масляного насоса постоянно нагнетает масло в масляный фильтр центробежной очистки. В масляный радиатор масло поступает из главной масляной магистрали и, охладившись, сливается в поддон картера двигателя.

Полнопоточный и центробежный масляные фильтры в системе смазки двигателя автомобиля КамАЗ-5320

Какие масляные фильтры установлены в системе смазки двигателя автомобиля КамАЗ-5320?

В системе смазки двигателя автомобиля КамАЗ-5320 установлен полнопоточный масляный фильтр со сменным фильтрующим элементом и неполнопоточный масляный фильтр центробежной очистки (центрифуга).

Как устроен и работает полнопоточный масляный фильтр?

Полнопоточный масляный фильтр системы смазки двигателя автомобиля КамАЗ-5320 (рис.43) состоит из корпуса 10, закрытого снизу колпаком 3 через уплотнительную прокладку 5. В колпаке закреплен стержень 1, на который устанавливается фильтрующий элемент 8. Снизу фильтрующий элемент поджимается пружиной 4 к корпусу фильтра через уплотнительную чашку 6 и прокладку 7; сверху установлена распорная втулка 9. В нижней части колпака имеется пробка 2 для слива отстоя. Для лучшей очистки масла устанавливается не один, а два таких фильтра, соединенных последовательно. Масло к фильтрам подводится по каналу 17, очищается и по каналу 16 направляется в главную масляную магистраль и на смазку двигателя. В корпусе масляного фильтра установлен перепускной клапан, который при перепаде давлений до и после фильтра, равном 0,25-0,30 МПа, что может быть вызвано повышенной вязкостью масла (холодный двигатель) или чрезмерным загрязнением фильтрующих элементов, открывается и масло, минуя масляный фильтр, поступает неочищенное в главную масляную магистраль. При этом на щитке приборов загорается красная сигнальная лампа. Если она после прогрева двигателя гаснет, то фильтр исправен и можно продолжать работать, если не гаснет, то это свидетельствует о чрезмерном загрязнении фильтрующих элементов. Перепускной клапан состоит из плунжера 15, нагруженного пружиной 13 и закрываемого пробкой 11. В плунжер упирается подвижный контакт 14 с выводным контактом 12 сигнализатора о загрязнении фильтрующего элемента.

Рис.43. Полнопоточный масляный фильтр автомобиля КамАЗ-5320.

Как устроен и работает фильтр центробежной очистки масла автомобиля KaмAЗ-5320?

Фильтр центробежной очистки масла системы смазки двигателя автомобиля КамАЗ-5320 (рис.44) состоит из корпуса 1, в котором установлена пустотелая ось 14. На оси свободно установлен ротор 12 с турбиной 4 для привода ротора во вращательное движение под давлением поступающего на лопатки турбины масла от масляного насоса. Сверху на ротор одевается кожух 11 через уплотнительную прокладку 5, упорный шарикоподшипник 6 с шайбой и закрепляется гайка ми 9 и 10. В нижней части ротора есть стопорная пластина 3, в которую упирается палец 15, нагруженный пружиной 16. Стопор удерживает ротор от вращения при снятии кожуха для удаления грязи и его промывки. Сверху корпус закрывается колпаком 7, зажимается гайкой 8. В корпусе установлены предохранительный (сливной) 17 и перепускной 23 клапаны, нагруженные пружинами 18 и 22 и закрываемые пробками 19 и 21.

Рис.44. Центробежный масляный фильтр автомобиля КамАЗ-5320.

Работает фильтр так. Масло под давлением, создаваемым нижней (радиаторной) секцией масляного насоса, по каналу 20 подводится в корпус фильтра и через сопло 2 струей подается на лопатки 4 турбины ротора, приводя его во вращательное движение с частотой до 5000 об/мин. Масло, отброшенное лопастями турбины, соприкасается с кожухом ротора и на его внутренней поверхности оседают механические и другие посторонние частицы. Очищенное масло по сверлению 13 в оси ротора и каналу в корпусе отводится в масляный радиатор, охлаждается и стекает в поддон картера. В холодное время года, когда не требуется охлаждение масла, кран к радиатору закрывают и масло стекает через сливной клапан 17 в поддон картера. Сливной клапан открывается при давлении масла 0,05-0,07 МПа и более. В случае чрезмерного загрязнения кожуха ротора или сильного загустения масла (в холодное время года), когда оно не может пройти сквозь фильтр, вступает в работу перепускной клапан 23. Когда давление во впускной полости достигает 0,6-0,65 МПа и более, он открывается и перепускает неочищенное масло в масляный радиатор.

Как проверить исправность ротора без разборки фильтра?

В зависимости от условий эксплуатации (количества пыли в воздухе) и чистоты масла на внутренней поверхности кожуха ротора может скапливаться слой грязи толщиной не более 15-20 мм. При отложении большего слоя ротор тормозится этой грязью и очистка масла ухудшается или совсем прекращается. Для проверки загрязнения кожуха ротора без разборки фильтра необходимо запустить двигатель и прогреть его до температуры охлаждающей жидкости 70-85°С. Затем остановить двигатель и прослушать работу фильтра. Его ротор должен вращаться еще 1,5-2 мин, что определяется по характерному звуку. Если этот звук прекращается сразу, то фильтр засорен и его кожух необходимо промыть от скопившейся грязи.

Вентиляция картера двигателя

Какое назначение вентиляции картера двигателя?

Вентиляция картера двигателя служит для отвода из картера прорвавшихся туда газов, паров бензина, дизельного топлива и воды, а также для подвода в картер чистого воздуха и поддержания там атмосферного давления с целью обеспечения нормальной работы масляного насоса. Вентиляция картера может быть открытой (КамАЗ-5320, ГАЗ-53А) и закрытой (ЗИЛ-130, ГАЗ-24 «Волга»).

Как устроена и работает открытая вентиляция картера?

На рисунке 45 показана открытая вентиляция картера двигателя автомобиля ГАЗ-53А. При такой вентиляции картерные газы отсасываются непосредственно в атмосферу трубопроводом 3, у которого в нижней части выполнен скос 5, направленный в сторону, противоположную движению автомобиля. Благодаря скосу при движении автомобиля в трубопроводе 3 создается разряжение и картерные газы отсасываются из картера в атмосферу. Чистый воздух в картер поступает через маслозаливную горловину 2, на которой устанавливается воздушный фильтр 1. Воздух проходит через полость 6 крышки распределительных шестерен в поддон картера, где захватывает прорвавшиеся газы и по трубопроводу 3 удаляет в атмосферу. Чтобы предотвратить утечку масла вместе с газами, на выходе устанавливают маслоуловитель 4.

Рис.45. Схема открытой вентиляции картера двигателя автомобиля ГАЗ-53А.

Какой недостаток такой вентиляции картера двигателя?

Недостаток открытой вентиляции картера двигателя состоит в том, что в картерных газах содержатся токсические вещества, такие как окислы азота, альдегиды и другие, которые опасны для здоровья человека, для животных и растений. Поэтому на последних моделях автомобилей применяется закрытая вентиляция картера, при которой картерные газы отсасываются во впускной трубопровод и вместе с горючей смесью поступают в цилиндры, где сгорают.

Как устроена и работает закрытая вентиляция картера двигателя?

На рисунке 46 показана закрытая вентиляция картера двигателя автомобиля ЗИЛ-130. Картерные газы отсасываются во впускной трубопровод двигателя через канал, закрываемый специальным клапаном 3, расположенным между впускными трубопроводами правого и левого цилиндров. Клапан перемещается в направляющей 5. Благодаря наличию этого клапана проходное сечение для отсоса картерных газов может изменяться в зависимости от разрежения во впускном трубопроводе. Когда двигатель работает с небольшой нагрузкой, разрежение во впускном трубопроводе велико, клапан приподнимается вверх и своим ступенчатым хвостовиком входит в седло 4, уменьшая проходное сечение для отсоса газов. С увеличением нагрузки (открытие дроссельной заслонки) разряжение во впускном трубопроводе уменьшается и клапан опускается, увеличивая проходное сечение для отсоса газов. На пути движения картерных газов установлен маслоуловитель 2 для задержания частиц масла. Чистый воздух в картер поступает через маслозаливную горловину, на которой установлен воздушный фильтр 1 с капроновой набивкой, смоченной маслом.

Рис.46. Схема закрытой вентиляции картера двигателя автомобиля ЗИЛ-130.

Неисправности системы смазки, их выявление и устранение

Какие основные неисправности системы смазки двигателя?

К основным неисправностям системы смазки двигателя относятся: отсутствие давления, пониженное или повышенное давление масла, подтекание масла из маслопроводов и шлангов, приборов и мест их соединения, проникновение охлаждающей жидкости в масло, и наоборот.

Какие причины могут вызвать отсутствие давления масла?

Отсутствие давления масла возникает при отсутствии масла в поддоне картера двигателя, поломке шестерен масляного насоса или их привода, поломке пружины редукционного клапана или заедании его плунжера в открытом положении, обрыве трубопровода, соединяющего масляный насос с полнопоточным масляным фильтром или масляной магистралью.

Какие причины могут вызвать пониженное давление масла?

Пониженное давление масла в системе смазки двигателя может быть при недостатке масла в поддоне картера двигателя, разжижении его в поддоне картера из-за перегрева, попадания топлива или охлаждающей жидкости, износе шестерен и корпуса масляного насоса, неправильной регулировке редукционного (дифференциального) клапана, повышенном износе коренных и шатунных подшипников коленчатого вала, подшипников распределительного вала, засорении маслозаборника или его трубопровода, негерметичности соединительных трубопроводов.

Какие причины могут вызвать повышенное давление масла?

Причинами повышенного давления масла в системе смазки двигателя могут быть: применение масла повышенной вязкости; загустение масла при хранении автомобиля вне гаража, что устраняется с прогревом двигателя; заедание редукционного клапана в закрытом положении или его неправильная регулировка; засорение маслопроводов после масляного насоса.

Какие причины подтекания масла в системе смазки двигателя?

Подтекает масло в системе смазки двигателя при образовании трещин на маслопроводах и приборах, неполной затяжке штуцеров и пробок, повреждении уплотнительных прокладок или недостаточной затяжке болтов крепления приборов системы смазки, износе сальников и других уплотнений.

Какие причины попадания охлаждающей жидкости в масло, и наоборот?

Охлаждающая жидкость попадает в систему смазки или масло в охлаждающую жидкость при недостаточной затяжке болтов или гаек крепления головки блока цилиндров, прорыве уплотнительных прокладок, короблении прилегающих плоскостей блока и головки блока цилиндров, разрушении уплотнительных колец гильз цилиндров, образовании трещин в гильзах цилиндров.

Как устраняются указанные неисправности?

При отсутствии или недостатке масла в поддоне картера двигателя его пополняют, а масло с повышенной вязкостью заменяют новым той вязкости, которую рекомендует завод-изготовитель для данной климатической зоны и времени года. Изношенные шестерни и корпус масляного насоса, неисправный привод масляного насоса, редукционный и другие клапаны системы смазки, оборванные или имеющие трещины маслопроводы и шланги заменяют исправными.

Засоренные маслофильтры промывают с удалением отстоя из корпусов, а сменные фильтрующие элементы заменяют новыми. Неисправный масляный манометр, приборы, имеющие трещины и другие дефекты, прорванные прокладки головки блока, поддона картера, гильз цилиндров, болты, шпильки, гайки, штуцеры и другие детали с сорванной или поврежденной резьбой заменяют новыми или исправными. Масло, в которое попала охлаждающая жидкость, заменяют свежим с предварительной промывкой системы смазки специальным промывочным маслом. Признаками попадания воды в масло является его вспенивание и бело-желтый цвет на крышке клапанной коробки и других деталях. Охлаждающую жидкость, в которую попало масло, также заменяют с предварительной промывкой системы охлаждения чистой горячей водой или смесью воды с каустической содой. Неисправные клапаны системы смазки заменяются исправными с обязательной регулировкой и проверкой их контрольным манометром.

Оцените статью