- Устройство системы смазки двигателя автомобилей ВАЗ-2106 и ВАЗ-2103
- Масляный насос
- Масляный фильтр
- Вентиляция картера двигателя
- Система смазки ВАЗ 2106
- ↑ Как работает система смазки двигателя ВАЗ 2106
- ↑ Состав системы смазки ВАЗ 2106
- ↑ Схема двигателя ВАЗ 2106 система смазки
- ↑ Масляный насос
- ↑ Масляный фильтр
- Система смазки ВАЗ 2103 / ВАЗ 2106
- Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам: уровень масла LADA 2106 , замена масла LADA 2106 , давление масла LADA 2106 , масло для LADA 2106 , как проверить уровень масла LADA 2106 , уровень масла LADA 2103 , замена масла LADA 2103 , давление масла LADA 2103 , масло для LADA 2103 , как проверить уровень масла LADA 2103 , уровень масла ВАЗ 2103 , замена масла ВАЗ 2103 , давление масла ВАЗ 2103 , масло для ВАЗ 2103 , как проверить уровень масла ВАЗ 2103 , уровень масла ВАЗ 2103 , замена масла ВАЗ 2103 , давление масла ВАЗ 2103 , масло для ВАЗ 2103 , как проверить уровень масла ВАЗ 2103
- 9. Система смазки
- Описание системы
- Масляный насос
- Снятие и установка
- Разборка, сборка и проверка технического состояния
- Масляный насос на ВАЗ 2106: принцип работы, регулировка, ремонт
- Система смазки двигателя ВАЗ 2106
- Масляный насос
- Принцип работы
- Перепускной (редукционный) клапан
- Как проверить масляный насос
- Видео: проверка маслонасоса на исправность
- Регулировка давления масла
- Фото: основные этапы регулировки
- Ремонт маслонасоса своими руками
- Фото: основные этапы ремонтных работ
- Видео: как правильно выполнить замер зазоров
- Видео: установка маслонасоса на ВАЗ 2106
- Привод масляного насоса
- Как заменить привод насоса
- Видео: замена приводного механизма маслонасоса
- Что такое «кабанчик» и где он находится
Устройство системы смазки двигателя автомобилей ВАЗ-2106 и ВАЗ-2103
Система смазки двигателя комбинированная: под давлением и разбрызгиванием.
Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, опоры распределительного вала, втулки шестерни и валика привода масляного насоса и распределителя зажигания.
Маслом, вытекающим из зазоров и разбрызгиваемым движущимися деталями, смазываются стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы в бобышках поршня, цепь привода газораспределительного механизма, опоры рычагов привода клапанов, а также стержни клапанов в их направляющих втулках.
Вместимость системы смазки 3,75 л. Уровень масла контролируется по меткам на указателе 5. Нормальное давление масла 0,35-0,45 Мпа (3,5-4,5 кгс/см 2 ) при частоте вращения коленчатого вала 5600 об/мин. Минимальное давление должно быть не менее 0,08 Мпа (0,8 кгс/см 2 )
В систему смазки входят: масляный насос 10, приемный патрубок с фильтрующей сеткой, прикрепленный к корпусу насоса, полнопоточный масляный фильтр 6, установленный на левой передней стороне двигателя; редукционный клапан давления масла, встроенный в приемный патрубок, датчики 29 указателя и контрольной лампы давления масла.
Циркуляция масла при работе двигателя происходит следующим образом. Масляный насос 10, приводимый в движение парой шестерен с винтовыми зубьями, засасывает масло из картера через фильтрующую сетку приемного патрубка и подает его по каналу 11 в полнопоточный фильтр 6. Отфильтрованное масло по каналу 12 попадает в продольный магистральный канал 28, проходящий вдоль блока с левой стороны, а оттуда по каналам 16, просверленным в перегородках блока цилиндров, подводится к коренным подшипникам коленчатого вала. К центральной опоре распределительного вала масло подводится по каналам, просверленным в блоке цилиндров 27, в головке цилиндров 26 и в корпусе подшипников распределительного вала. В прокладке головки цилиндров имеется окантованное медью отверстие, по которому масло проходит из канала 27 блока в канал 26 головки.
В каждом вкладыше первого, второго, четвертого и пятого коренных подшипников имеется по два отверстия, через которые масло попадает в кольцевые канавки на внутренних поверхностях вкладышей. Из канавок часть масла идет на смазывание коренных подшипников, а другая часть по каналам 2, просверленным в шейках и щеках коленчатого вала, к шатунным подшипникам, и от них через отверстия в нижних головках шатунов струя масла попадает на зеркала цилиндров в момент совпадения отверстия подшипника с каналом в шатунной шейке. С 1990 г. шатуны изготавливаются без отверстия в нижней головке, и масло от нее на стенки цилиндра не подается.
Масло, прошедшее к центральной опоре распределительного вала через кольцевую выточку 21 в опорной шейке, попадает в магистральный канал 20 распределительного вала, а из канала через отверстия в кулачках и опорных шейках к рабочим поверхностям кулачков, рычагов и опор вала.
Масло от первого подшипника валика 17 привода масляного насоса и распределителя зажигания поступает по каналу, просверленному в самом валике, ко второму подшипнику. К втулке шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания масло подводится по отдельному каналу 13 из полости перед масляным фильтром. Остальные детали смазываются разбрызгиванием и самотеком.
Масляный насос
Масляный насос (см. рис. 4) — шестеренчатого типа, установлен внутри картера и крепится к блоку цилиндров двумя болтами. Ведущая шестерня насоса закреплена на валике неподвижно, а ведомая шестерня свободно вращается на оси, запрессованной в корпус насоса. Масло поступает в насос по маслоприемному патрубку, пройдя фильтрующую сетку. В корпус маслоприемного патрубка встроен редукционный клапан. При повышении давления в системе смазки выше допустимого масло отжимает редукционный клапан, и избыточное масло перепускается из полости давления в полость маслоприемника. Давление, при котором срабатывает редукционный клапан, обеспечивается пружиной соответствующей упругости, установленной на заводе. Это давление не регулируется.
Масляный фильтр
Масляный фильтр навернут на штуцер и прижат к кольцевому буртику на блоке цилиндров. Герметичность соединения обеспечивается резиновой прокладкой, установленной между крышкой фильтра и буртиком блока. Фильтр имеет противодренажный клапан 9, предотвращающий стекание масла из системы при остановке двигателя, и перепускной клапан 7, который срабатывает при засорении фильтрующего элемента и перепускает масло помимо фильтра в магистральный канал 28. Фильтрация масла производится бумажным элементом 8.
Вентиляция картера двигателя
Вентиляция картера закрытая, принудительного типа, не допускает повышения давления в картере из-за проникновения в него отработавших газов. Картерные газы отсасываются в коллектор 30 воздушного фильтра 42 через маслоотделитель 34, вытяжной шланг 32 с пламегасителем 31. Из коллектора 30 газы могут идти двумя путями: непосредственно в воздушный фильтр 42, а также по шлангу 41, золотник 36 на оси дроссельной заслонки в за-дроссельное пространство карбюратора.
С повышением частоты вращения коленчатого вала при открывании дроссельной заслонки золотник 36 поворачивается и открывает дополнительный путь картерным газам через канавку в золотнике.
Система смазки ВАЗ 2106
Система смазки комбинированная – под давлением и разбрызгиванием.
↑ Как работает система смазки двигателя ВАЗ 2106
- Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опоры распределительного вала и валика привода вспомогательных агрегатов, кулачки распределительного вала и втулка шестерни привода масляного насоса.
- Маслом, вытекающим из зазоров и разбрызгиваемым движущимися деталями, смазываются стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы в бобышках, цепь привода распределительного механизма, опоры рычагов привода клапанов, а также стержни клапанов в их направляющих втулках.

Давление масла на прогретом двигателе при средней частоте вращения коленчатого вала составляет 3,5–4,5 кгс/см2. При падении давления масла до 0,4–0,8 кгс/см2 загорается сигнализатор недостаточного давления в комбинации приборов.
↑ Состав системы смазки ВАЗ 2106
В систему смазки входят: масляный насос, приемный патрубок с фильтрующей сеткой, прикрепленный к корпусу насоса; полнопоточный масляный фильтр, установленный на левой стороне двигателя; наливная горловина с крышкой; указатель уровня масла (щуп) в картере; датчик недостаточного давления масла, соединенный с лампой сигнализатора.
↑ Схема двигателя ВАЗ 2106 система смазки
↑ Масляный насос
Масляный насос – шестеренчатого типа с косозубыми шестернями для уменьшения пульсации давления масла, устанавливается внутри картера и крепится к блоку цилиндров двумя болтами. Ведущая шестерня неподвижно закреплена на валике. Ведомая шестерня свободно вращается на оси, запрессованной в корпусе насоса. К корпусу насоса крепится маслоприемный патрубок с фильтрующей сеткой и встроенным редукционным клапаном, который поджимается пружиной к крышке насоса. Давление срабатывания клапана обеспечивает пружина соответствующей упругости.

↑ Масляный фильтр
Масляный фильтр – полнопоточный, неразборный, снабжен перепускным и противодренажным клапанами.
Система вентиляции картера закрытая, принудительная, с отсосом газов через маслоотделитель.
Системы питания, охлаждения и выпуска отработавших газов описаны в соответствующих главах.
Размеры основных сопрягаемых деталей двигателя и пределы допустимых износов в эксплуатации приведены в конце главы.
Система смазки ВАЗ 2103 / ВАЗ 2106
Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам:
уровень масла LADA 2106 , замена масла LADA 2106 , давление масла LADA 2106 , масло для LADA 2106 , как проверить уровень масла LADA 2106 , уровень масла LADA 2103 , замена масла LADA 2103 , давление масла LADA 2103 , масло для LADA 2103 , как проверить уровень масла LADA 2103 , уровень масла ВАЗ 2103 , замена масла ВАЗ 2103 , давление масла ВАЗ 2103 , масло для ВАЗ 2103 , как проверить уровень масла ВАЗ 2103 , уровень масла ВАЗ 2103 , замена масла ВАЗ 2103 , давление масла ВАЗ 2103 , масло для ВАЗ 2103 , как проверить уровень масла ВАЗ 2103
9. Система смазки
Описание системы
Система смазки за счет подачи масла к трущимся деталям обеспечивает: уменьшение износа трущихся деталей, повышение механического КПД двигателя, охлаждение двигателя маслом и вынос продуктов износа.
На автомобилях система смазки комбинированная — под давлением и методом разбрызгивания. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опоры распределительного вала. Путем разбрызгивания масла смазываются поршни, поршневые кольца, стенки цилиндров, кулачки распределительного вала.
Система смазки включает в себя: масляный насос с маслоприемником, масляный фильтр, масляный картер, маслоналивную горловину с уплотнительной крышкой, указатель уровня масла и каналы для подачи масла в головке и блоке цилиндров.
Масляный насос служит для подачи масла к трущимся деталям и в масляный фильтр на очистку. Насос — шестеренчатого типа с косозубыми шестернями, устанавливается внутри картера и крепится двумя болтами. Ведущая шестерня масляного насоса неподвижно закреплена на валике, а ведомая – свободно вращается на оси, запрессованной в корпусе насоса. Привод масляного насоса осуществляется от цепи привода ГРМ. К корпусу масляного насоса крепится маслоприемник с фильтрующей сеткой.
Масляный фильтр предназначен для очистки масла от механических примесей. Фильтр – полнопоточный, неразборный, навертывается на штуцер и прижимается к буртику на блоке цилиндров. Фильтр имеет противодренажный клапан, предотвращающий стекание масла из системы при остановке двигателя. Также фильтр снабжен перепускным клапаном, срабатывающим при засорении фильтрующего элемента. Таким образом масло поступает в масляную магистраль, минуя фильтр.
Вентиляция картера двигателя – принудительная, закрытая. Вентиляция обеспечивает отсос из картера картерных газов и паров бензина во впускной коллектор.
Масляный насос
Снятие и установка
Для данной операции потребуются следующие инструменты: ключ 10 мм, 13 мм.
1. Отсоединить отрицательный провод от аккумуляторной батареи.
2. Отвернуть четыре болта крепления и снять защиту двигателя.
3. Отвернуть 12 болтов и снять брызговик.
4. Слить моторное масло.
5. Отвернуть гайки крепления подушки передней опоры двигателя к поперечине и немного приподнять двигатель при помощи тали.
6. Отвернуть болты крепления масляного поддона.
7. Снять масляный поддон с прокладкой.
Примечание:
1. Для облегчения установки масляного поддона, зафиксировать прокладку на поддоне ниткой.
2. На болтах крепления масляного поддона используются специальные шайбы определенной формы (стрелки).
8. Отвернуть два болта крепления масляного насоса.
9. Снять масляный насос с маслоприемником.
Примечание:
Прокладку необходимо всегда заменять после снятия масляного насоса.
10. Установка производится в порядке, обратном снятию.
Разборка, сборка и проверка технического состояния
Для данной операции потребуются следующие инструменты: набор плоских щупов, линейка, ключ 10 мм, отвертка.
1. Снять фильтрующую сетку с маслоприемника при помощи отвертки.
2. Отвернуть болты крепления и снять маслоприемник с шайбой редукционного клапана. При необходимости, аккуратно зажать масляный насос в тисках, чтобы не повредить его корпус.
3. Снять пружину редукционного клапана.
4. Снять редукционный клапан.
5. Снять крышку корпуса насоса.
6. Извлечь валик насоса с ведущей шестерней из корпуса.
7. Извлечь ведомую шестерню.
8. Промыть в бензине и высушить все снятые детали.
9. Осмотреть крышку и корпус насоса на предмет наличия повреждений и трещин. При их обнаружении, заменить.
10. Проверить зазор между шестернями и корпусом насоса. Номинальный зазор: 0,11-0,18 мм. Предельно допустимый зазор: 0,25 мм. При необходимости, заменить шестерни или корпус насоса.
11. Проверить зазор между зубьями шестерен. Номинальный зазор: 0,15 мм. Предельно допустимый зазор: 0,25 мм. При необходимости, заменить шестерни или корпус насоса.
12. Измерить диаметры отверстия ведомой шестерни и ее оси. По полученным данным определить зазор между шестерней и осью. Номинальный зазор: 0,017-0,057 мм. Предельно допустимый зазор: 0,1 мм.
13. При помощи щупа и линейки измерить зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса насоса. Номинальный зазор: 0,066-0,161 мм. Предельно допустимый зазор: 0,2 мм. Если зазор превышает предельно допустимое значение, заменить необходимые детали (корпус или шестерни).
14. Определить зазор между отверстием в корпусе насоса и валом. Номинальный зазор: 0,016-0,055 мм. Предельно допустимый зазор: 0,1 мм. При необходимости, заменить изношенные детали.
15. Проверить пружину редукционного клапана на наличие повреждений и упругость. Длина пружины в свободном состоянии: 38 мм. Длина пружины под нагрузкой 60,4-65,2 Н — 20 мм.
16. Проверить поверхность контакта редукционного клапана с крышкой насоса на наличие каких-либо повреждений или отложений.
17. Проверить поверхности контакта крышки насоса на предмет наличия каких-либо повреждений или отложений.
18. Установка производится в порядке, обратном снятию.
Масляный насос на ВАЗ 2106: принцип работы, регулировка, ремонт
Автомобили ВАЗ 2106 выпускаются в России с 1976 года. За это время многое изменилось в конструкции машины, однако изначально грамотно подобранные механизмы используются к «шестёрке» и по сей день. Силовой агрегат, кузов, подвеска — всё это осталось без изменений. Особую роль в работе ДВС играет система смазки, которая с 1976 года осталась цепной. На современных автомобилях практически нет таких механизмов, поэтому владельцы «шестёрок» должны знать, как именно работает смазочная система и что нужно предпринять при поломках.
Система смазки двигателя ВАЗ 2106
Смазочная система любого двигателя — это комплекс различных элементов и деталей, которые позволяют качественно обслуживать силовой агрегат. Как известно, залогом успеха работы мотора является полноценная смазка, чтобы подвижные части не изнашивались максимально долго.
На автомобилях ВАЗ 2106 система смазки считается комбинированной, так как смазывание трущихся деталей мотора осуществляется двумя способами:
- через разбрызгивание;
- под давлением.
Минимальное давление масла в системе при рабочей температуре двигателя 85–90 градусов должно составлять 3,5 кгс/см 2 , максимальное — 4,5 кгс/см 2 .
Полная вместимость всей системы составляет 3,75 литра. Система смазки на «шестёрке» состоит из следующих компонентов, каждый из которых потребляет или проводит свою часть масла:
- картер для жидкости;
- указатель уровня;
- насосная установка;
- патрубок подачи масла в двигатель;
- масляный фильтрующий элемент;
- клапан;
- датчики давления масла;
- магистрали.
Важнейшую роль в работе всей смазочной системы играет масляный насос. Это устройство призвано обеспечивать непрерывную циркуляцию масла по всем составляющим системы.
Масляный насос
На автомобилях ВАЗ 2106 устанавливается шестерёнчатый насос, на крышке которого уже имеются маслоприемник и редукционный клапанный механизм. Конструкция корпуса представляет собой цилиндр с установленными на нём шестернями. Одна из них ведущая (главная), другая движется за счёт инерционных сил и называется ведомой.
Устройство самого насоса — это последовательное соединение ряда агрегатов:
- металлический корпус;
- масляный приёмник (деталь, через которую масло поступает внутрь насоса);
- две шестерни (ведущая и ведомая);
- редукционный клапан;
- сальник;
- различные прокладки.
Ресурс масляного насоса на ВАЗ 2106 составляет примерно 120–150 тыс. км пробега. Однако сальник и прокладки могут сломаться значительно раньше, что повлечёт за собой преждевременную замену устройства.
Единственная функция масляного насоса заключается в подаче масла ко всем узлам двигателя. Можно сказать, что от работоспособности насоса зависит и функционирование мотора, и его ресурс. Поэтому важно следить за тем, какое масло заливается в двигатель, и в каком режиме работает масляный насос.
Принцип работы
На «шестёрке» масляный насос запускается с помощью цепной передачи. Это довольно сложная система запуска, в связи с чем ремонт и замена насоса могут вызвать некоторые трудности.
Принцип работы основывается на следующих этапах запуска насоса:
- После включения зажигания запускается первая шестерня насоса.
- От её вращения начинает вращаться вторая (ведомая) шестерёнка.
- Вращаясь, лопасти шестерёнок начинают втягивать масло через редукционный клапан внутрь корпуса насоса.
- По инерции масло выходит из насоса и попадает через магистрали в мотор под необходимым давлением.
Если по ряду причин давление масла выше нормы, на которую рассчитан насос, то часть жидкости автоматически перенаправляется в картер двигателя, что способствует нормализации давления.
Таким образом, циркуляция масла производится посредством двух вращающихся шестерёнок. При этом очень важно, чтобы всё устройство насоса было полностью герметичным, так как малейшая утечка масла может существенно понизить рабочее давление в системе и ухудшить качество смазки мотора.
Перепускной (редукционный) клапан
Ведущая и ведомые шестерни редко ломаются, так как имеют простейшую конструкцию. Помимо сальников и прокладок, в устройстве насоса есть ещё один компонент, который может выйти из строя, что понесёт губительные последствия для двигателя.
Речь идёт о редукционном клапане, который иногда называют перепускным. Этот клапан нужен для того чтобы поддерживать то давление в системе, которое было создано насосом. Ведь повышение давления легко может привести к поломке частей мотора, а низкое давление в системе не позволяет качественно смазывать трущиеся детали.
Редукционный (перепускной) клапан на ВАЗ 2106 отвечает за контроль давления масла в системе. При необходимости именно этот клапан может ослабить или увеличить давление, чтобы оно соответствовало норме.
Увеличение или сокращение существующего давления производится простыми действиями: либо клапан закрывается, либо открывается. Закрытие или открытие клапана возможно за счёт болта, который давит на пружинку, а та, в свою очередь, закрывает клапан или открывает его (если давление болта отсутствует).
Перепускной клапанный механизм состоит из четырёх деталей:
- маленький корпус;
- клапан в виде шарика (этот шарик и закрывает проход для подачи масла, если это необходимо);
- пружинка;
- болт упора.
На ВАЗ 2106 перепускной клапан монтируется непосредственно на корпусе масляного насоса.
Как проверить масляный насос
О том, что в работе масляного насоса имеются какие-то неполадки, водителя предупредит аварийная лампочка. Собственно говоря, если в системе достаточно масла, а лампа всё равно продолжает гореть, то в работе масляного насоса точно есть сбои.
Чтобы выявить неисправность насоса, можно не снимать его с автомобиля. Достаточно замерить давление масла и сравнить их с показателями нормы. Однако целесообразнее провести полную проверку устройства, сняв его с машины:
- Загнать ВАЗ 2106 на эстакаду или смотровую яму.
- Первым делом обесточить автомобиль (снять провода с аккумулятора).
- Слить масло из системы (если оно новое, то потом можно использовать слитую жидкость повторно).
- Выкрутить гайки крепления подвески к поперечине.
- Снять картер двигателя.
- Демонтировать масляный насос.
- Разобрать устройство насоса на составляющие: демонтировать клапан, патрубки и шестерни.
- Все металлические детали обязательно промыть в бензине, очистить от загрязнений и насухо вытереть. Не лишней будет и продувка сжатым воздухом.
- После чего потребуется осмотреть детали на механические повреждения (трещины, сколы, следы износа).
- Дальнейшая проверка насоса производится с помощью щупов.
- Зазоры между зубьями шестерёнок и стенками насоса должны быть не более 0,25 мм. Если зазор больше, то придётся менять шестерню.
- Зазор между корпусом насоса и торцевой стороной шестерёнок не должен превышать 0,25 мм.
- Зазоры между осями главной и ведомой шестерни должны быть не более 0,20 мм.
Видео: проверка маслонасоса на исправность

Регулировка давления масла
Давление масла всегда должно быть в норме. Повышенные или заниженные характеристики давления всегда негативно сказываются на работе ДВС. Так, например, недостаток давления может говорить о сильном износе или загрязнении масляного насоса, а чрезмерность давления масла — о заедании пружинки редукционного клапана.
В любом случае потребуется проверить несколько основных механизмов ВАЗ 2106, чтобы найти причину высокого/низкого давления и отрегулировать работу системы смазки:
- Убедитесь, что в двигатель залито качественное масло, уровень которого не превышает норму.
- Проверьте состояние пробки для слива масла на поддоне. Пробка должна быть полностью затянутой и не пропускать ни капли масла.
- Проверить работоспособность масляного насоса (чаще всего выходит из строя прокладка, которую легко заменить).
- Проверить затяжку двух болтов маслонасоса.
- Посмотреть, насколько загрязнён масляный фильтр. Если загрязнения сильные, придётся его заменить.
- Настроить редукционный клапан масляного насоса.
- Осмотреть шланги подачи масла и их соединения.
Фото: основные этапы регулировки
Ремонт маслонасоса своими руками
Масляный насос считается механизмом, ремонт которого может провести даже неопытный водитель. Всё дело в простоте конструкции и минимальном количестве составляющих. Для ремонта насоса потребуются:
- рожковые ключи на «10» — 2 шт.;
- линейка — 1 шт.;
- щупы — набор;
- тиски.
Для ремонта маслонасоса нужно его снять с автомобиля и разобрать. Разбирать деталь лучше всего по порядку:
- Отсоединить патрубок подачи масла от корпуса насоса.
- Снять три болта крепления.
- Отсоединить редукционный клапан.
- Извлечь пружинку из клапана.
- Снять крышку с насоса.
- Вытащить из корпуса главную шестерню и вал.
- Далее извлечь вторую шестерню.
Фото: основные этапы ремонтных работ
На этом разборка маслонасоса считается завершённой. Все изъятые детали требуется промыть в бензине (керосине или обычном растворителе), насухо высушить и осмотреть. Если на детали есть трещинка или следы износа, она в обязательном порядке подлежит замене.
Следующий этап ремонтных работ заключается в регулировке зазоров:
- между осью и второй шестерёнкой зазор должен составлять не более 0,1 мм (нужно измерить линейкой), если зазор больше, то замене подлежит вторая шестерня;
- между зубцами двух шестерёнок должно быть не более 0,25 мм;
- зазор между верхней частью шестерёнок и крышкой — не более 0,2 мм;
- зазор между кожухом насоса и наружной частью любой шестерни — не более 0,25 мм.
После проверки параметров можно приступать к завершающей стадии ремонта — проверки пружинки на клапане. Нужно измерить длину пружину в свободном положении — она должна быть не более 3,8 см в длину. Если пружина сильно изношена, рекомендуется её заменить.
Видео: как правильно выполнить замер зазоров

В обязательном порядке во время ремонта меняются сальник и прокладки, даже если они находятся в удовлетворительном состоянии.
После замены всех изношенных элементов маслонасос нужно собрать в обратном порядке.
Видео: установка маслонасоса на ВАЗ 2106

Привод масляного насоса
Привод маслонасоса — это та деталь, о которой нужно сказать отдельно. Дело в том, что именно от него зависит длительность работы всего мотора. Сама приводная часть маслонасоса состоит из нескольких деталей:
- паразитный вал;
- шестерёнка промежуточная;
- малый вал;
- большой вал.
Большинство случаев поломки масляного насоса связывается именно с поломкой привода, а точнее — с износом шлицов шестерни. Чаще всего шлицы «слизываются» при запуске машины зимой, в этом случае повторно заводить мотор нельзя.
Износ шестерни — это необратимый процесс во время длительной эксплуатации машины. Если зубчики шестерёнки начинают проскальзывать, то давление в масляной системе будет ниже рабочего. Соответственно, двигатель не получит того количества смазки, которое ему необходимо для штатной работы.
Как заменить привод насоса
Замена шестерни привода — процедура непростая, однако после тщательной подготовки можно снять привод и отремонтировать его:
- Снять распределитель зажигания авто.
- Чтобы извлечь промежуточную шестерёнку, потребуется специальный съёмник. Однако можно обойтись и простой деревянной палочкой с диаметром около 9–10 мм. Палочку нужно забить молотком в шестерню, после чего прокрутить её по часовой стрелке. Шестерёнка после этого легко выйдет наружу.
- На место износившейся шестерни установить новую посредством обычной палочки.
- Поставить на место распределитель зажигания.
Видео: замена приводного механизма маслонасоса

Что такое «кабанчик» и где он находится
В составе механизмов ВАЗ 2106 есть вал, который и носит название «кабанчика» (или «поросёнка»). Сам вал приводит в действие масляный насос автомобиля, а также бензиновый насос и датчики. Поэтому, если «кабанчик» вдруг выходит из строя, то и машина перестаёт нормально функционировать.
Промежуточный вал располагается в моторном отсеке ВАЗ 2106 с лицевой стороны блока цилиндров. На «шестёрке» «кабанчик» запускается с помощью цепной передачи. Этот вал имеет крайне простое строение — всего две шейки. Однако если втулки на шейках сильно изношены, работа масляного насоса и других механизмов будет затруднена. Поэтому при проверке насоса обычно смотрят и на работу «кабанчика».
Работу с масляным насосом на ВАЗ 2106 можно провести своими силами в гараже. Главная особенность отечественных «шестёрок» как раз и заключается в неприхотливости обслуживания и простоте конструкции. А ремонт масляного насоса и регулировку давления в системе разрешается проводить самостоятельно, так как особенных требований к этой процедуре не существует.