- Масляный насос двигателя ЗМЗ-402
- Масляный насос двигателя ЗМЗ-402
- Ремонт и замена масляного насоса ЗМЗ-402
- Способы подачи масла. Устройство системы смазки двигателей ЗМЗ-402, 406, 53-11, ЗИЛ. Приборы.
- Способы подачи масла. Устройство системы смазки двигателей ЗМЗ-402, 406, 53-11, ЗИЛ. Приборы.
- Двигатель ЗМЗ-402 технические характеристики
Масляный насос двигателя ЗМЗ-402
Масляный насос (рис. 1.) шестеренчатого типа установлен внутри масляного картера
Насос прикреплен двумя шпильками к наклонным площадкам на третьей и четвертой перегородках блока цилиндров.
Точность установки насоса обеспечивается двумя штифтами-втулками, запрессованными в блок цилиндров.
Корпус насоса 4 отлит из алюминиевого сплава, шестерни 3 и 6 имеют прямые зубья и изготовлены из металлокерамики (спеченного металлопорошка).
Ведущая шестерня 3 закреплена на валике 5 штифтом.
На верхнем конце валика сделано шестигранное отверстие, в которое входит вал привода масляного насоса.
Ведомая шестерня 6 свободно вращается на оси, запрессованной в корпус насоса.
Крышка 2 насоса изготовлена из серого чугуна и крепится к насосу четырьмя болтами.
Под крышку поставлена картонная прокладка толщиной 0,3 мм.
Маслоприемник и приемный патрубок 1 масляного насоса выполнены в едином корпусе из алюминиевого сплава.
На приемной части патрубка завальцована сетка.
Патрубок крепится к масляному насосу четырьмя болтами вместе с крышкой масляного насоса через паронитовую прокладку 8.
Производительность масляного насоса значительно выше, чем это требуется для двигателя.
Запас производительности необходим для обеспечения соответствующего давления масла в системе на любом режиме работы двигателя.
Лишнее масло при этом поступает из нагнетательной полости насоса через редукционный клапан обратно во всасывающую полость.
При увеличении расхода масла через зазоры в подшипниках (если двигатель изнашивается) в системе также поддерживается необходимое давление, но через редукционный клапан в этом случае обратно в приемную полость насоса проходит меньшее количество масла.
Редукционный клапан плунжерного типа расположен в корпусе масляного насоса.
На торец плунжера 1 (рис. 2.) действует давление масла, под влиянием которого плунжер, преодолевая усилие пружины 2, перемещается.
При достижении определенного давления плунжер открывает отверстие сливного канала, пропуская лишнее масло в приемную полость насоса.
Пружина редукционного клапана опирается на плоскую шайбу 3 и крепится шплинтом 4, пропущенным через отверстия в приливе на корпусе насоса.
Редукционный клапан не регулируется; необходимая характеристика по давлению обеспечивается геометрическими размерами корпуса насоса и характеристикой пружины: для сжатия пружины до длины 40 мм необходимо усилие в пределах 43,5—48,5 Н (4,35—4,85 кгс).
В эксплуатации не допускается изменять каким-либо способом усилие пружины редукционного клапана.
Привод масляного насоса и датчика-распределителя зажигания (рис. 3.) осуществляется от распределительного вала парой косозубых шестерен.
Ведущая шестерня — стальная, залита в тело чугунного распределительного вала. Ведомая шестерня 8 — стальная, термоупрочненная, закреплена штифтом на валике 5, вращающемся в чугунном корпусе.
Верхний конец валика снабжен втулкой 2, имеющей прорезь (смещена на 1,15 мм от оси валика) для привода датчика-распределителя зажигания. Втулка на валике закреплена штифтом 3.
С нижним концом валика шарнирно соединен шестигранный валик 10, нижний конец которого входит в шестигранное отверстие валика масляного насоса.
При вращении шестерня 8 через упорные шайбы 6 и 7 прижимается к торцу чугунного корпуса привода.
Смазка этого узла, а также валика в корпусе привода производится маслом, разбрызгиваемым шестернями привода и стекающим по стенке блока.
Стекающее по стенкам масло попадает в прорезь (ловушку) на нижнем торце корпуса привода и далее через отверстие — на поверхность валика.
В отверстии для валика в корпусе привода нарезана спиральная канавка, по которой масло при вращении валика поднимается вверх и равномерно распределяется по всей его длине.
Лишнее масло из верхней полости корпуса привода отводится обратно в картер по сливному отверстию в корпусе.
Правильное положение датчика-распределителя зажигания на двигателе обеспечивается такой установкой привода в блоке, при которой в момент нахождения поршня первого цилиндра в ВМТ (такт сжатия) прорезь на втулке привода располагается параллельно оси двигателя на максимальном удалении от нее.
Ремонт и снятие масляного насоса можно посмотреть в статье — Ремонт и замена масляного насоса
Масляный насос двигателя ЗМЗ-402
Масляный насос (рис. 1.) шестеренчатого типа установлен внутри масляного картера.
Насос прикреплен двумя шпильками к наклонным площадкам на третьей и четвертой перегородках блока цилиндров
Точность установки насоса обеспечивается двумя штифтами-втулками, запрессованными в блок цилиндров.
Корпус насоса 4 отлит из алюминиевого сплава, шестерни 3 и 6 имеют прямые зубья и изготовлены из металлокерамики (спеченного металлопорошка). Ведущая шестерня 3 закреплена на валике 5 штифтом.
На верхнем конце валика сделано шестигранное отверстие, в которое входит вал привода масляного насоса.
Ведомая шестерня 6 свободно вращается на оси, запрессованной в корпус насоса. Крышка 2 насоса изготовлена из серого чугуна и крепится к насосу четырьмя болтами. Под крышку поставлена картонная прокладка толщиной 0,3 мм.
Маслоприемник и приемный патрубок 1 масляного насоса выполнены в едином корпусе из алюминиевого сплава.
На приемной части патрубка завальцована сетка. Патрубок крепится к масляному насосу четырьмя болтами вместе с крышкой масляного насоса через паронитовую прокладку 8.
Производительность масляного насоса значительно выше, чем это требуется для двигателя.
Запас производительности необходим для обеспечения соответствующего давления масла в системе на любом режиме работы двигателя.
Лишнее масло при этом поступает из нагнетательной полости насоса через редукционный клапан обратно во всасывающую полость.
При увеличении расхода масла через зазоры в подшипниках (если двигатель изнашивается) в системе также поддерживается необходимое давление, но через редукционный клапан в этом случае обратно в приемную полость насоса проходит меньшее количество масла.
Редукционный клапан плунжерного типа расположен в корпусе масляного насоса. На торец плунжера 1 (рис. 2.) действует давление масла, под влиянием которого плунжер, преодолевая усилие пружины 2, перемещается.
При достижении определенного давления плунжер открывает отверстие сливного канала, пропуская лишнее масло в приемную полость насоса.
Пружина редукционного клапана опирается на плоскую шайбу 3 и крепится шплинтом 4, пропущенным через отверстия в приливе на корпусе насоса.
Редукционный клапан не регулируется; необходимая характеристика по давлению обеспечивается геометрическими размерами корпуса насоса и характеристикой пружины: для сжатия пружины до длины 40 мм необходимо усилие в пределах 43,5—48,5 Н (4,35—4,85 кгс).
В эксплуатации не допускается изменять каким-либо способом усилие пружины редукционного клапана.
Привод масляного насоса и датчика-распределителя зажигания (рис. 3.) осуществляется от распределительного вала парой косозубых шестерен.
Ведущая шестерня — стальная, залита в тело чугунного распределительного вала. Ведомая шестерня 8 — стальная, термоупрочненная, закреплена штифтом на валике 5, вращающемся в чугунном корпусе.
Верхний конец валика снабжен втулкой 2, имеющей прорезь (смещена на 1,15 мм от оси валика) для привода датчика-распределителя зажигания. Втулка на валике закреплена штифтом 3.
С нижним концом валика шарнирно соединен шестигранный валик 10, нижний конец которого входит в шестигранное отверстие валика масляного насоса.
При вращении шестерня 8 через упорные шайбы 6 и 7 прижимается к торцу чугунного корпуса привода.
Смазка этого узла, а также валика в корпусе привода производится маслом, разбрызгиваемым шестернями привода и стекающим по стенке блока.
Стекающее по стенкам масло попадает в прорезь (ловушку) на нижнем торце корпуса привода и далее через отверстие — на поверхность валика.
В отверстии для валика в корпусе привода нарезана спиральная канавка, по которой масло при вращении валика поднимается вверх и равномерно распределяется по всей его длине.
Лишнее масло из верхней полости корпуса привода отводится обратно в картер по сливному отверстию в корпусе.
Правильное положение датчика-распределителя зажигания на двигателе обеспечивается такой установкой привода в блоке, при которой в момент нахождения поршня первого цилиндра в ВМТ (такт сжатия) прорезь на втулке привода располагается параллельно оси двигателя на максимальном удалении от нее.
Ремонт и замена масляного насоса ЗМЗ-402
Маслонасос снимаем, если давление масла не соответствует норме и при капитальном ремонте двигателя.
Чтобы снять маслонасос, нужно снять поддон картера, как описано в статье – «Последовательность разборки двигателя ЗМЗ-402».
Головкой на 13 отворачиваем две гайки, крепящие масляный насос
Если сняли маслонасос из-за дефекта – (давление масла не соответствует норме), то сразу надо обратить внимание на сетку заборника маслонасоса.
Бывает что сетка маслоприемника очень сильно забита и поэтому мало давление масла.
Промывать маслонасос можно в сборе окунуть в емкость с бензином, и вращая ведущую шестерню, промываем насос.
Разборка масляного насоса
Ключом на 12 отворачиваем четыре винта крепления маслоприемника
Снимаем маслоприемник масляного насоса.
Вынимаем ведущую шестерню
Вынимаем ведомую шестерню
Расшплинтовываем крепление редукционного клапана и извлекаем его детали.
Осмотр и проверка масляного насоса
Если на перегородке (крышке для мод. 402) есть выработка от шестерен, ее нужно прошлифовать, чтобы не осталось следов выработки.
Осмотреть корпус. Если он сильно изношен, нужно заменить насос.
Шестерни в корпусе насоса должны вращаться совершенно свободно.
Плунжер редукционного клапана должен перемещаться в корпусе совершенно свободно.
Осмотреть пружину редукционного клапана. Если на ней заметны трещины или поломаны витки — пружину заменить.
Длина и жесткость пружины подобраны на заводе таким образом, чтобы работа редукционного клапана была оптимальной, поэтому нельзя изменять каким-либо образом длину и жесткость пружины.
Для двигателя ЗМЗ-402, чтобы сжать пружину до длины 40 мм, необходимо приложить усилие 43,5– 48,5 Н (4,35–4,85 кгс).
Если пружина не удовлетворяет хотя бы одному из этих требований, ее нужно заменить.
Зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса должен быть 0,040-0,140 мм.
При измерении плоским щупом зазор между наружным диаметром шестерен и корпусом должен быть 0,120-0,215 мм.
Зазор между зубьями шестерен должен быть не больше 0,15 мм.
Если эти величины не соответствуют, то нужно заменить детали насоса или заменить насос.
Сборка насоса
Собираем масляный насос в обратной последовательности, смазав трущиеся детали моторным маслом.
При сборке насоса двигателя мод. 402 под крышку насоса нужно поставить картонную прокладку толщиной 0,3 мм.
Запрещается ставить прокладку другой толщины или применять при установке прокладки герметик, краску и т.п., так как это приведет к снижению производительности насоса.
Устанавливаем насос в обратной последовательности.
Гайки крепления маслонасоса затягиваем моментом 18-25 Нм (1,8-2,5 кгс.м).
Способы подачи масла. Устройство системы смазки двигателей ЗМЗ-402, 406, 53-11, ЗИЛ. Приборы.
СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ЗМЗ-402.10 АВТОМОБИЛЕЙ РАФ-2203-01, РАФ-22031-01, РАФ-22035-01
Система смазки двигателя комбинированная: под давлением и разбрызгиванием (рис. 11). Подшипники коленчатого и распределительного валов и коромысел, верхние наконечники штанг толкателей, распределительные шестерни и шестерни привода масляного насоса и датчика-распределителя зажигания смазываются под давлением, остальные поверхности трения — разбрызгиванием.
Система смазки состоит из поддона масляного картера, масло приемника, масляного насоса с приводом, масляного фильтра, масляных каналов и масляного радиатора.
Поддон масляного картера — штампованный из листовой стали или литой из алюминиевого сплава. В масляный картер погружен
стержневой указатель уровня масла (щуп). На указателе уровня имеются метки «П» и «О». Уровень масла должен находиться вблизи метки «П», не превышая ее.
Масло заливается через горловину на крышке коромысел.
Маслоприемник — неподвижный, снабжен сеткой.
Масляный насос — шестеренчатого типа. Корпус насоса изготовлен из алюминиевого сплава, крышка насоса — из чугуна. Ведущая шестерня закреплена на валике, ведомая — свободно вращается на оси, запрессованной в корпус насоса. Крышка имеет прилив, в котором помещается редукционный клапан плунжерного типа. Пружина клапана тарированная.
Привод масляного насоса осуществляется от распределительного вала парой шестерен. Ведущая шестерня выполненая заодно с распределительным валом, ведомая закреплена штифтом на валике, вращающемся в корпусе привода. На верхнем конце валика закреплена втулка с прорезью для привода датчика-распределителя зажигания К нижнему концу валика привода шарнирно присоединен промежуточный шестигранный валик, нижний конец которого входит в шестигранное отверстие валика ведущей шестерни масляного насоса.
Масло из насоса по сверлениям в блоке цилиндров и наружной трубке подводится к масляному фильтру.
Масляный фильтр — полнопоточный с картонным сменным элементом. Через фильтр проходит все масло, нагнетаемое насосом в систему В верхней части центрального стержня фильтра расположен перепускной клапан, который при засорении фильтрующего элемента пропускает масло в масляную магистраль, миную фильтрацию.
Давление масла определяется указателем на щитке приборов, датчик которого ввернут в блок цилиндров — подключен к масляной магистрали.
Давление в системе смазки при средней частоте вращения коленчатого вала (2200±50 мин-1) должно находиться в пределах 0,29—0,39 МПа (3—4 кгс/см2). Оно может повыситься на непро-гретом двигателе до 0,44 МПа (4,5 кгс/см2) и упасть в жаркую погоду до 0,14 МПа (1,5 кгс/см2). Датчик аварийного давления масла ввернут в нижнюю часть корпуса масляного фильтра. Контрольная лампа аварийного давления масла загорается при падении давления ниже 0,04—0,08 МПа (0,4—0,8 кгс/см2).
Масляный радиатор служит для дополнительного охлаждения масла при эксплуатации автомобиля в летний период. Масляный радиатор соединен с масляной магистралью двигателя при помощи резинового шланга через запорный кран и предохранительный кла-пан Положение ручки крана вдоль шланга соответствует открытому положению крана, поперек — закрытому Масло из радиатора по шлангу сливается в картер двигателя.
Все клапаны системы смазки двигателя отрегулированы на заводе и регулировать их в эксплуатации запрещается.
Вентиляция картера двигателя
(рис. 11) закрытая, принудительная, действующая за счет разрежения во впускной трубе и в воздушном фильтре. При работе двигателя на частичных нагрузках, газы из картера отсасываются во впускную трубу, на полных нагрузках — в воздушный фильтр и впускную трубу.
Рис. 11 Система смазки и вентиляции картера двигателя 1 — пробка слива масла из картера двигателя; 2 — маслоприемник, 3 — редукционный клапан масляного насоса; 4 — датчик указателя давления масла, 5 — масляный радиатор; 6 — карбюратор; 7 — воздушный фильтр; 8 — перепуск ной клапан; 9 — масляный фильтр; 10 — пробка сливного отверстия масляного фильтра; II — датчик контрольной лампы аварийного давления масла; 12 предохранительный клапан масляного радиатора; 13 — краник масляного радиатора
содержание .. 1 2 3 8 ..
Способы подачи масла. Устройство системы смазки двигателей ЗМЗ-402, 406, 53-11, ЗИЛ. Приборы.
Наиболее нагруженные детали (коленчатый и распределительный валы, оси карамысел) смазываются под давлением, а все остальные детали – распылением.
Поддон – хранилище для масла. В него устанавливается неподвижный маслоприёмник. В него вваривается трубка, идущая к масляному насосу. Он устанавливается в самой нижней точке поддона.
Масляный насос – все шестеренчатого типа, приводится в действие от шестерни распределительного вала (ЗМЗ-402, 53-11, ЗИЛ). Насосы бывают одно (ГАЗ-53, все легковые) и двух секционные (ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ).
Смазочная система двигателя ЗМЗ-53-11. Смазочная система состоит из масляного насоса (рис. 6.1), установленного с левой (по ходу) стороны двигателя, полнопоточного масляного фильтра 8
, масляной магистрали
11
с каналами, радиатора
1,
маслозаливной горловины с крышкой, указателя уровня масла и других частей. Масляный насос приводится в действие от распределительного вала при помощи двух зубчатых колес. Во время работы двигателя шестеренный масляный насос забирает масло из поддона
19
через неподвижный маслоприемник
18.
К насосу масло поступает по каналам, имеющимся в блоке цилиндров. Насос нагнетает масло в полнопоточный фильтр
8
, пройдя который, оно подается в главную масляную магистраль
11.
Из маслиной магистрали по каналам в блоке цилиндров масло подводится к коренным подшипникам коленчатого вала и опорным шейкам распределительного вала. От коренных шеек коленчатого вала по каналам, просверленным в щеках вала, масло поступает к шатунным шейкам. В шатунных шейках коленчатого вала имеются грязеуловительные полости для дополнительной центробежной очистки масла. Пройдя эти полости, масло поступает к сопряжению шатунная шейка коленчатого вала — шатунный подшипник. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, упорный фланец распределительного вала, втулки коромысел и верхние наконечники штанг. Коромысла и верхние наконечники штанг смазываются пульсирующим потоком.
В смазочной системе имеется масляный радиатор, который включается при температуре окружающего воздуха выше 293 К. При включенном радиаторе рукоятка крана направлена вдоль шланга.
При тяжелых условиях работы автомобиля (например, движение с небольшой скоростью по глубокому снегу или песку) водитель должен включить масляный радиатор, несмотря на низкую температуру окружающего воздуха. Масло, пройдя через радиатор, охлаждается и стекает по маслопроводу в поддон. В радиатор масло поступает через предохранительный клапан 3,
который открывается при давлении около 0,1 МПа. Следовательно, масло циркулирует через радиатор при наличии давления в магистрали более, чем 0,1 МПа.
Рис. 6.1. Схема смазочной системы двигателя ЗМЗ-53-ll:
—масляный радиатор;
2
—кран масляного радиатора;
—предохранительный клапан;
4
—ось коромысел;
5
-стойка оси коромысел;
6
—канал в головке блока;
7—
канал в блоке;
8—
полнопаточный масляный фильтр;
9
—штанга;
10
—толкатель;
11
— главная масляная магистраль;
12—
отверстие в корпусе распределителя.
13—
полость;
14—
маслопровод к полно поточному масляному фильтру;
15
и
16—
соответственно верхняя и нижняя секции масляно насоса;
17
и
21
— редукционные клапаны;
18-—
маслоприемник,
19
—поддон;
20
—маслопровод для слива масла из радиатора;
22
и
23—
соответственно вторая и четвертая шейки распределительного вала
Смазочная система двигателя ЗИЛ-508.10.Схемы смазочных систем двигателей ЗИЛ-508.10 (рис. 6.2) и ЗМЗ-53-11 аналогичны, поэтому рассмотрим только схему подвода масла в зоны трения. Во время работы двигателя верхняя секция масляного насоса 3
по маслопроводу
4
нагнетает масло в полнопоточный центробежный очиститель
8.
Далее масло поступает в маслораспределительную камеру
5.
расположенную в задней перегородке блока цилиндров. Из камеры нагнетается в левый
11
и правый
21
магистральные каналы. Из левого канала
11
масло, смазав толкатели, поступает к коренным подшипникам коленчатого вала, подшипникам распределительного вала, а из правого канала, смазав толкатели правой группы цилиндров, масло поступает к компрессору по трубопроводу
12,
откуда по трубке
13
сливается в поддон двигателя. В коленчатом валу имеются каналы
18
для подачи масла к шатунным шейкам. Средняя (третья) опорная шейка распределительного вала имеет три отверстия. При их совпадении с отверстиями в блоке цилиндров масло пульсирующим потоком поступает по каналам к головкам блока, затем по отверстиям в стойках — в полые оси
24
коромысел (рис. 6.2, б). Масло смазывает втулки коромысел и далее поступает к регулировочному винту и верхнему наконечнику штанги (рис. 6.2, в). Бойки коромысел и стержни клапанов смазываются масляным туманом или маслом, поступающим самотеком.
У некоторых двигателей (автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, УАЗ и др.) на нижних головках шатунов сделаны небольшие 1,5 мм отверстия (рис. 6.2, г), по которым при совпадении их с отверстиями в шатунных шейках коленчатого вала подается пульсирующий поток масла на стенки цилиндров или кулачки распределительного вала.
Нижняя секция масляного насоса при открытом кране 2
нагнетает масло по трубопроводу
1
в масляный радиатор
14,
из которого масло по трубопроводу
15
сливается в поддон
20.
Масляный радиатор воздушного охлаждения установлен перед основным радиатором системы охлаждения. Выполнен он из оребренной алюминиевой трубки. Масляный радиатор автомобиля ЗИЛ-431410 должен быть постоянно включен и отключать его следует только при пуске холодного двигателя при температуре окружающего воздуха ниже 273 К.
При снижении давления в смазочной системе до 0,03…0,06 МПа на щитке приборов загорается контрольная лампа 7
красного цвета. В корпусе центробежного очистителя установлен перепускной клапан, отрегулированный на перепад давлений, равный 0,1 МПа. Клапан предназначен для перепуска масла в распределительную камеру при увеличенном его расходе вследствие износа подшипников двигателя.
Рис. 6.2. Схема смазочнойсистемы двигателя ЗИЛ-508.10:
—общая схема;
б
—подача масла в ось коромысла;
в
—смазывание регулировочного винта и верхнего наконечника штанги;
г-
смазывание стенки цилиндра;
1—
трубопровод подачи масла в масляный радиатор;
2
—кран включении масляного радиатора;
3
—масляный насос;
4
—маслопривод от насоса к центробежному очистителю;
5—
маслораспределительная камера;
6
—указатель давления масла (манометр);
7
—контрольная лампа аварийного снижения давления наела;
8
—полнопоточный центробежный очиститель;
9
— воздушный фильтр;
10
— кривошипно-шатунная группа компрессора (смазывание разбрызгиванием).
11
—левый магистральный канал.
12
-трубопровод подачи масла для смазывания компрессора;
13 —
трубка для слива масла из компрессора;
14
—масляным радиатор;
15
—трубопровод для слива масла из радиатора;
16
-зубчатое колесо распределительного нала;
17
—зубчатое колесо коленчатого вала;
18
-канал, соединяющий коренную шейку с шатунной;
19 —
грязеуловительная полость;
20
—поддон;
21 —
правый магистральный канал;
22—
маслоприемник:
23
—канал к стойке пен;
24
—полая ось коромысла;
25 —
отверстие вшатуне для подачи масла на стенку цилиндра
Двигатель ЗМЗ-402 технические характеристики
Сайт гидры по материалам gidrator.com.