- Маркировка моторного масла: расшифровка, классификация, советы по выбору
- Содержание:
- Общепринятая классификация моторных масел
- Какие бывают составы?
- Идеальное моторное масло для вашего автомобиля
- ЕГЭ, вопрос 17: Умение осуществлять поиск информации в сети Интернет
- 3 модели моторного масла, с которыми мотор будет работать тише
Маркировка моторного масла: расшифровка, классификация, советы по выбору
Содержание:
Для своего автомобиля мы хотим покупать все самое лучшее: хорошие запчасти, отличные средства по уходу, качественные рабочие жидкости. Одним из главных аспектов является правильный выбор моторного масла. В каких случаях возникает необходимость его замены? Например, когда наступает срок прохождения планового ТО и, допустим, вы не хотите заливать в мотор такой же состав, какой использовали ранее. Либо вы купили машину с пробегом и не знаете, что до вас лил в двигатель предыдущий хозяин – однозначно масло нужно менять. И важно правильно подобрать рабочий состав. Ведь все моторные масла, их марки и характеристики разрабатываются с учетом условий эксплуатации, типа двигателя и других нюансов. Если выбрать неподходящий продукт, могут возникнуть большие проблемы. Например, слишком вязкий состав образует чрезмерно толстую пленку на деталях двигателя, а очень жидкий – напротив, стекает с них, не обеспечивая должной смазки. Все это ведет не только к большому расходу масла, образованию угара, но и к повышенному износу мотора. Кроме того, у современных компактных двигателей для каналов системы смазки характерны небольшие сечения, и в холодную погоду могут возникать проблемы с запуском. Вдобавок если при холодном запуске машины смазка не будет поступать к подшипникам, и такое случается систематически, это может стать причиной серьезного ремонта.
Чтобы избежать подобных проблем, важно подобрать не только качественный состав известной фирмы, но и убедиться в том, что он подойдет для вашего автомобиля и условия его эксплуатации. Как читать маркировку, что означают цифры на моторном масле, зачем нужны буквенные обозначения? Если вы впервые сталкиваетесь с вопросом выбора, многое может быть непонятно. Мы постараемся объяснить все нюансы максимально доступно, чтобы при покупке вы не зашли в тупик. Итак, начнем с самого главного, что нужно знать.
Общепринятая классификация моторных масел
Чтобы вы могли определить свойства состава, взглянув лишь на упаковку, достаточно разобраться в том, что скрывает маркировка. Так на какие же обозначения нужно смотреть?
SAE
Это классификация, по которой определяют вязкость состава и рекомендуемые температурные условия эксплуатации. Она была разработана Ассоциацией автомобильных инженеров США. На этикетке продукта указывается специальный индекс. По нему определяется способность состава сохранять оптимальную вязкость при различных температурах – так масляный насос автомобиля при запуске сможет прокачивать смазку ко всем деталям двигателя. Наиболее вязкими являются так называемые летние масла, которые маркируются следующим образом: SAE 10, SAE 20 и т.д. Меньшей вязкостью обладает зимнее моторное масло, маркировка содержит букву W (Winter – зима) и цифровое обозначение, например, 5W. Сдвоенные обозначения характерны для всесезонных составов, такие как 5W-40 или 10W-50. Рассмотрим на примере, что обозначает маркировка моторных масел. Одним из самых распространенных продуктов на отечественном рынке является состав 5W-40. Первая цифра помогает определить нижний температурный предел эксплуатации: для этого нужно от указанного значения отнять 40. Для данного состава минимальная температура составляет -35 °С. Вторая цифра показывает густоту состава при нагревании – чем выше значение, тем гуще состав при 100 °С (допустимая рабочая температура двигателя). В данном случае коэффициент вязкости находится в пределах от 12,5 до 16,3. От него зависит верхний температурный режим, рекомендуемый для эксплуатации. Ниже представлены наиболее ходовые марки моторного масла с примерным диапазоном температур окружающего воздуха, в котором обеспечиваются оптимальные условия работы мотора.
Теперь вы знаете, что маркировка моторного масла, расшифровка и температурные значения влияют на эффективность эксплуатации двигателя автомобиля в определенное время года. Если вы ищете состав для зимней эксплуатации, первое число должно быть как можно меньше. Для жаркого лета, когда температура двигателя и наружная температура воздуха способствуют сильному нагреву всех рабочих жидкостей, следует выбирать продукт с высоким вторым показателем. Если же вы не хотите менять масло по сезону, выбирайте всесезонное со значением 5W-40. Оно выдержит низкие температуры до -35 °С, а летом отлично будет работать при +40 °С.
API
Данная классификация делит моторные масла по назначению для различных типов моторов и году их выпуска. Например, API SD – маркировка моторных масел, значение по которой определяется следующим образом: первая буква обозначает совместимость с бензиновыми моторами, вторая – определяет категорию принадлежности к периоду выпуска двигателя. Для дизельных автомобилей классификация аналогична, однако первая буква будет С. Чтобы легче было разобраться, воспользуйтесь таблицами с расшифровкой.
Классификация составов для бензиновых двигателей
Классификация составов для дизельных двигателей автомобилей и сельскохозяйственной техники
Представленная в таблице маркировка автомобильных масел поможет вам сориентироваться, продукт какого класса подходит для вашего автомобиля. Но это еще не все, что нужно знать о правильном выборе.
Какие бывают составы?
Каждому автомобилисту известно, что запрещено смешивать масла с разной базовой основой. Если в двигателе использовалось минеральное, и вы хотите залить синтетику, обязательно нужно слить старую жидкость, выполнить промывку мотора и только потом заливать новый состав. Для каждой модели автомобиля производитель дает рекомендации – какое по составу масло можно использовать. И следует придерживаться этих требований. Чтобы было понятнее, мы расскажем про различные по составу автомобильные масла (их классификация представлена ниже).
- Минеральное масло изготавливается на базе нефтепродуктов. Обладает высокой вязкостью, обычно используется в летний период, так как не рассчитано на работу при низких температурах. Однако такой продукт имеет доступную цену, отлично подходит для моторов с пробегом более 100 000 км. В основном используется в отечественных автомобилях.
- Синтетическое масло получают путем органического синтеза из нефтепродуктов. Таким образом, удается создать состав с определенными свойствами: отличная текучесть, работа при низких температурах, сохранение первоначального состава на протяжении срока эксплуатации. Такой продукт имеет больший ресурс, чем минеральное масло. Среди составов выделяют НС-синтетику (получают путем гидрокрекинга из базового минерального масла с удалением вредных примесей) и ПАО-синтетику (изготавливают путем синтеза легких углеводородов полиальфаолефинов, в результате чего исключается наличие примесей металлов и серы). К преимуществам последних относят стабильность химических свойств на протяжении всего межсервисного интервала, легкий запуск двигателя в мороз, термостабильность. Это отличный вариант для современных моторов с зауженными масляными каналами. Однако НС-синтетика дешевле примерно на 30%. Такой состав нельзя считать полностью синтетическим – более правильно будет назвать его маслом с качествами синтетического на минеральной основе или, как сейчас говорят – полусинтетика. Это отличная альтернатива дорогой синтетике.
Идеальное моторное масло для вашего автомобиля
Когда расшифровка масел моторных более-менее ясна, осталось определить, что же подойдет для вашего железного коня. В первую очередь следует обратиться к рекомендациям производителя автомобиля. При разработке двигателя учитываются все его особенности и подбираются наиболее оптимальные составы. Что касается покупки масел, то следует отдать предпочтение тем, которые имеют допуск автопроизводителей. На этикетке должна содержаться информация, для каких марок машин подходит данный продукт. Также следует обратить внимание на дополнительные обозначения. Например, маркировка Long Life свидетельствует о том, что масло подходит для машин с системой «Лонг лайф сервис», т.е. с увеличенным сервисным интервалом. Эта система проверяет пробег, время эксплуатации автомобиля, расход топлива, температуру масла и другие рабочие параметры, сопоставляет эти данные с заложенным сервисным интервалом – например, в 30 000 км. Для машин с такой системой рекомендуется специальное масло, совместимое с ней. Сегодня многие производители предлагают подобные составы, например, LIQUI MOLY Top Tec 4200 5W-30. Также среди особенностей некоторых составов можно выделить совместимость с двигателями, имеющими турбонаддув, интеркулер, охлаждение газов рециркуляции, управление фазами ГРМ и высотой подъема клапанов.
Отличный запуск в мороз, тихая работа, низкий расход топлива, снижение эмиссии выхлопа, отсутствие нагара, долгое сохранение первоначальных свойств – подобные обещания дают производители моторных масел. Однако положительный эффект достигается максимальной совместимостью состава с двигателем автомобиля и условиями эксплуатации. Поэтому так важно сделать правильный выбор. Надеемся, что наша статья вам в этом поможет. А купить качественный состав можно в нашем интернет-магазине. Порадуйте любимый автомобиль хорошим моторным маслом! И он отблагодарит вас долгой безотказной работой!
ЕГЭ, вопрос 17: Умение осуществлять поиск информации в сети Интернет
Проверяемые элементы содержания по спецификации (2019): Умение осуществлять поиск информации в сети Интернет
Кодификатор 3.5.2/2.1. Уровень сложности П, 1 балл.
Время выполнения — 2 минуты.
Для заданий, приведенных в демонстрационной версии, нужно подчеркнуть колоссальное сужение темы, указанной в спецификации, до языка поисковой машины Яндекса с анализом по азам теории множеств.
Разберем это на примере варианта для 2017 года. Для иллюстрации воспользуемся рисунком, отображающим цветовую схему RGB, заодно закрепив и этот материал. Каждому искомому слову соответствует базовый цвет: Red=Бабочка, Green=Гусеница, Blue=Трактор.
В результате смешения цветов, мы получим <в фигурных скобках приведено количество страниц из задания>:
- Чистый Red (красный) <22>
- Чистый Green (зеленый) <40>
- Чистый Blue (синий) <28>
- Желтый (R+G) <20>
- Бирюзовый (G+B) [Это по теминологии составителей экзаменов. Иначе — RGB Cyan или цвет морской волны.] <20>
- Пурпурный (B+R) <0>. Обратите внимание!
- Белый (R+G+B) <нет>
- Черный (отсутствие цветов)
В задании отсутствуют два последних варианта, то есть наличие всех и отсутствие всех. Отсюда вытекает, что нам нужно найти всё, что на рисунке показано цветом, кроме белой серединки. Внимательное рассмотрение покажет очевидное: если сложить все чистые цвета и из них вычесть смешение (количество удвоено, так как получается и от одного и от другого цвета), мы получим нужный результат.
Итого: 22+40+28-20-16 = 54. Это и будет ответом.
Попробуем решить задачу для любых других вариантов запросов.
- Трактор | Бабочка
28+22-0=50 - Трактор | Гусеница
28+40-16=52 - Бабочка | Гусеница
22+40-20=42 - Трактор & Бабочка | Гусеница
0+40-16=24 - Трактор | Бабочка & Гусеница
20+28=48 - Трактор & Бабочка & Гусеница
Ноль, так как нет страниц «Трактор & Бабочка».
Заметьте, что задание усложнилось бы в случае наличия пересечения всех трех слов «Трактор & Бабочка & Гусеница» (белый цвет на рисунке), но также легко решалось бы по приведенному рисунку.
3 модели моторного масла, с которыми мотор будет работать тише
Звук работы двигателя во многом говорит о его состоянии. Конечно, это слабо применимо к дизельным ДВС, а также бензиновым с непосредственным впрыском. В какой-то степени шума в работе мотора добавляют фазорегуляторы и общая шумоизоляция, где-то в угоду комфорта под декоративными крышками кладут серьезные по толщине шумопоглотители, которые хорошо снижают шум работы ДВС.
Моторное масло в вопросе звука работы ДВС занимает не последнее место, ведь от смазки трущихся элементов зависит плавность трения. Думаю, некоторые слышали от своих знакомых или от продавцов в автомагазинах – вот залили такое-то масло, мотор стал сразу работать тише. Конечно, стоит понимать, что есть такое понятие как эффект свежего масла, после замены мотор всегда первое время работает несколько мягче. Но и масла, а именно их рецептура во многом влияют на то, как один и тот же мотор будет работать с разными маслами.
Забегая вперед — качественное масло (с хорошей базой и пакетом присадок), а также подходящее для конкретного двигателя по рекомендуемой вязкости и допускам — весь секрет максимально тихой и ровной работы ДВС, на сколько это может зависеть от масла. Однако хочется выделить три масла, которые удалось попробовать и получить хороший результат.
Начнём с масла Idemitsu Zepro Eco Medalist – масло японского бренда, производящего базовое масло самостоятельно. Модель с вязкостью 0w -20, что рекомендуется многими азиатскими и американскими производителями. Среди наших автолюбителей подобные масла называют “водичкой”, но не стоит недооценивать их противоизносные характеристики. Цена для данной вязкости достаточно гуманная.
Двигатели на данном масле работают тише, чем на других благодаря высокому показателю органического молибдена (для большинства хороших масел этот показатель равен 50-100 единицам, либо молибдена нет совсем, в Idemitsu Zepro Eco Medalist показтель молибдена превышает 700 единиц). Главная функция молибдена – снижение трение, масла с правильно рецептурой с добавлением молибдена обеспечивают более тихую работу двигателя.
Следующее масло Total Quartz 9000 Energy HKS G-310 5W-30 . Вязкость более привычная для многих автолюбителей, а содержание молибдена также около 700 единиц, что позитивно влияет на звук работы мотора и защитные свойства масла. Данное масло имеет одобрение Kia /Hyundai . Также стоит отметить малое содержание серы и золы, высокую температуру вспышки 239 градусов (термостабильность масла влияет на угар и ресурс), достаточное щелочное число.
И завершим мини рейтинг тихих масел отличным универсальным маслом Mobil1 FS x1 5W-40 с популярными немецкими допусками (MB 229.1/229.3, VW 502.00/505.00 ).
Это масло 5-40 с качественной синтетической базой и солидным противоизносным пакетом присадок на основе фосфора и цинка. Имеется молибден, но уже в количестве около 80 единиц (не всегда много молибдена = лучше, на рабочие характеристики мотора влияет рецептура масла в целом).
С первым и последним маслом знаком лично, переходил в первом случае с оригинального масла Toyota и ощутил, как двигатель стал мягче запускаться после длительных стоянок, второе же заливал в Volkswagen после первого владельца, который загадил мотор шламом (у этого Mobil высокое щелочное число) – очистить мотор маслом задача сложная, так как масло должно предотвращать загрязнение, а не исправлять, но звук работы мотора понравился. С Total хорошо знаком по автомобилю товарища.