Масло для тронковых двигателей

Судовые масла и смазки

Судовые масла применяют в судовых двигателях.
Судовые двигатели могут быть тронковыми (когда шатун непосредственно присоединяется к поршню) и крейцкопфными (когда верхняя часть шатуна присоединяется к крейцкопфу — специальной скользящей конструкции, которая соединяется с поршнем штоком.
Крейцкопфные двигатели позволяют снизить износ цилиндра и поршня, поскольку они освобождены от боковых усилий; зато тронковые двигатели намного меньше по размеру и весу. В настоящее время крейцкопфные двигатели используются только на больших морских судах.
Отличительная особенность судовых масел — хорошая влагостойкость.
В России потребляется примерно 50 тысяч тонн судовых масел в год, что составляет 5% от потребления всех масел.

1. Масла для судовых и стационарных силовых установок отечественного производства.

Масло М-14В2 ГОСТ 12337-84 изм.1-6 применяется в системах смазки двух- и четырёхтактных тепловозных и судовых дизелей и дизелей карьерных самосвалов.

Масла М-14Г2ЦС и М-16Г2ЦС ГОСТ 12337-84 изм.1-6 предназначены для применения в главных и вспомогательных тронковых судовых дизелях. Масло М-14Г2ЦС применяют также в тепловозных дизелях типа чн 26/26. Масло М-16Г2ЦС используется также для смазки цилиндров тронковых и крейцкопфных дизелей при их работе на топливе с содержанием серы до 1,5%, для которых рекомендованы масла класса вязкости М-16/SAE 40/.

Масла М-10Г2ЦС, М-14Г2ЦС и М-16Г2ЦС (ГОСТ 12337-84) предназначены для смазывания главных и вспомогательных тронковых дизелей судов морского транспортного, промыслового и речного флотов.
Масло М-10Г2ЦС используют также в циркуляционных системах крейцкопфных дизелей высокой степени форсирования, а масло М-16Г2ЦС- для смазывания цилиндров тронковых и крейцкопфных дизелей, когда массовая доля серы в применяемом топливе не более 1,5 %.
Масло М-14Г2ЦС широко применяют в тепловозных дизелях типа ЧН 26/26, стационарных дизель-генераторах с двигателями типа ЧН 40/48, дизель-редукторных агрегатах с двигателями типа ЧН 40/46.
Масла марки Г2ЦС получили допуск к применению у зарубежных дизелестроителей. Масла М-10Г2ЦС, М-14Г2ЦС и М-16Г2ЦС могут использоваться для смазывания ряда судовых механизмов и агрегатов, где необходимы масла соответствующих вязкостей (редукторы, компрессоры, воздуходувки и др.)

Масло М-20Е70 ГОСТ 12337-84 изм.1-6 — минеральное масло с композицией присадок. Предназначено для смазывания цилиндров крейцкопфных дизелей высокой степени форсирования при работе на тяжелых топливах с содержанием серы до 5%, в том числе для дизелей иностранного производства.

Масло М-16Е30 ГОСТ 12337-84 изм.1-6 — минеральное базовое масло М-16 с композицией присадок. Применяется для смазочных систем цилиндров крейцкопфных дизелей невысокой степени форсирования, для которых рекомендованы масла класса вязкости М-16/SAE 40/, при работе на дизельных дистиллятных или тяжелых топливах с содержанием серы до 2,0%.

Наименование ГОСТ М-10Г2ЦС
Вязкость кинематическая при 100°С, мм 2 /с
Температура застывания, °С, не выше
Щелочное число, мг КОН/1г, не менее
Зольность сульфатная, %, не более
Массовая доля активных элементов, % не менее
Ca

1.3. Масла отечественного производства для тронковых двигателей, работающих на мазутах

Масла М-10ДЦЛ20 и М-14ДЦЛ20 ГОСТ 12337-84 изм.1-6 являются минеральными маслами из сернистых нефтей с присадками, улучшающими смазывающие, антикоррозийные и антиокислительные свойства. Масла предназначены для высокофорсированных дизелей с наддувом, работающих в тяжелых эксплуатационных условиях, для циркуляционных и лубрикаторных смазочных систем при использовании тяжелых сернистых топлив с содержанием серы до 2,5-3,0%.

Масло М-14ДЦЛ30 ГОСТ 12337-84 изм.1-6 представляет собой минеральное базовое масло с композицией присадок. Используется для циркуляционных и лубрикаторных смазочных систем тронковых дизелей, для которых рекомендованы масла класса вязкости М-14/SAE 40/, при работе на топочных мазутах 40 и 40В и других топливах с аналогичными физико-техническими показателями и содержанием серы более 2,5-3,0%.

Наименование ГОСТ
Вязкость кинематическая при 100°С, мм 2 /с
Температура застывания, °С, не выше
Щелочное число, мг КОН/1г, не менее
Зольность сульфатная, %, не более
Массовая доля кальция, % не менее

2. Масла для судовых и стационарных силовых установок производства Shell.

2.1. Масла для крейцкопфных двигателей

Характеристики масла Shell Melina SAE 30

Масло для циркуляционной и лубрикаторной смазки энергетических установок судов, систем циркуляционной смазки энергетических установок береговых наносных, компрессорных и электростанций, а также железодорожной техники. Применяется для низкооборотных двигателей, а также для вспомогательных двигателей, работающих на дизельном топливе, и для других вспомогательных механизмов, для которых рекомендованы масла соответствующего класса вязкости. Щелочное число 8 мг КОН/г

Характеристики масла Shell Melina S SAE 30

Масло с пакетом салицилатных присадок для циркуляционной и лубрикаторной смазки энергетических установок судов, систем циркуляционной смазки энергетических установок береговых наносных, компрессорных и электростанций, а также железодорожной техники. Используется для низкооборотных крейцкопфных двигателей (картер, система охлаждения поршней) и вспомогательных механизмов. Щелочное число 5 мг КОН/г

Характеристики масла Shell Alexia SAE 50

Цилиндровое масло для низкооборотных крейцкопфных двигателей всех типов, работающих на топливе с содержанием серы до 4%. Снижает загрязненность двигателя и износ цилиндра, защищает от коррозионного изнашивания при использовании высокосернистых топлив. Щелочное число 70 мг КОН/г

Характеристики масла Shell Alexia D SAE 50

Цилиндровое масло для крейцкопфных двигателей, в которых используются дистиллятные топлива, содержащие до 1% серы. Щелочное число 16 мг КОН/г

2.2. Масла для тронковых двигателей, работающих на дизельном топливе

Характеристики масла Shell Gadinia SAE 30

Масло для высоконагруженных главных и вспомогательных среднеоборотных двигателей, работающих на дистиллятном топливе (до 1% серы). Может применяться также во вспомогательных механизмах, для которых нужны масла соответствующих классов вязкости (редуктора, турбонагнетатели, маслонаполненных дйдвудных труб и винтов переменного шага). Рекомендуется для автономных дизель-генераторов. Щелочное число 12 мг КОН/г
Спецификации/допуски:
Wartsila NSD, ZF TE-ML 02C-04B (30), 04B (40)

Характеристики масла Shell Gadinia SAE 40

Масло для высоконагруженных главных и вспомогательных среднеоборотных двигателей, работающих на дистиллятном топливе (до 1% серы). Может применяться также во вспомогательных механизмах, для которых нужны масла соответствующих классов вязкости (редуктора, турбонагнетатели, маслонаполненных дйдвудных труб и винтов переменного шага). Рекомендуется для автономных дизель-генераторов. Щелочное число 12 мг КОН/г
Спецификации/допуски: Wartsila NSD, ZF TE-ML 02C-04B (30), 04B (40)

Характеристики масла Shell Sirius Oil SAE 15W-40

Масло для высоконагруженных высокооборотных (свыше 1200 об/мин) судовых двигателей, работающих на дистиллятном топливе (до 1% серы). Может использоваться и для смазывания вспомогательных механизмов, для которых применяются масла соответствующей вязкости. Рекомендуется для автономных дизель-генераторов. Щелочное число 10 мг КОН/г
Спецификации/допуски: CCMC D4, US Military MIL-L-2104F, API CF-4, GM Allison C-4, ACEA E2, MB 228.0/228.1, MAN 270/271

2.3. Масла семейства Shell Argina для тронковых двигателей, работающих на мазутах

Характеристики масла Shell Argina S SAE 30

Масло для среднеоборотных дизельных двигателей, в которых используются мазуты, содержащие до 2.5% серы. Может применяться в качестве многоцелевого во вспомогательных механизмах (редукторах, опорах вала). Щелочное число 20 мг КОН/г

Характеристики масла Shell Argina S SAE 40

Масло для среднеоборотных дизельных двигателей, в которых используются мазуты, содержащие до 2.5% серы. Может применяться в качестве многоцелевого во вспомогательных механизмах (редукторах, опорах вала). Щелочное число 20 мг КОН/г

Характеристики масла Shell Argina T SAE 30

Обеспечивает надежные смазывание и защиту от коррозии и изнашивания среднеоборотных двигателей, работающих на мазутах c высоким содержанием серы (2-3,5%). Как многоцелевое может применяться для смазки вспомогательных механизмов (некоторых типов редукторав, опор вала).. Щелочное число 30 мг КОН/г

Характеристики масла Shell Argina T SAE 40

Обеспечивает надежные смазывание и защиту от коррозии и изнашивания среднеоборотных двигателей, работающих на мазутах c высоким содержанием серы (2-3,5%). Как многоцелевое может применяться для смазки вспомогательных механизмов (некоторых типов редукторав, опор вала).. Щелочное число 30 мг КОН/г

Характеристики масла Shell Argina X SAE 40

Высококачественное многоцелевое масло для среднеоборотных двигателей, использующих в качестве топлива мазуты с содержанием серы свыше 3,5%. Щелочное число 40 мг КОН/г

Характеристики масла Shell Argina XL SAE 40

Новый высококачественный продукт для среднеоборотных двигателей с очень низким расходом масла, работающих на высокосернистых (

3% серы) мазутах. Обеспечивает отменную чистоту двигателя и защиту от изнашивания. Щелочное число 50 мг КОН/г
Спецификации/допуски: API CF, Wartsila Diesel.

3. Аналоги масел

ALEXIA 50 ALEXIA X

Наименование ГОСТ
Вязкость кинематическая при 100°С, мм 2 /с
Температура застывания, °С, не выше
Щелочное число, мг КОН/1г, не менее
Зольность сульфатная, %, не более
Массовая доля активных элементов, % не менее
Ca
Кинематическая вязкость, при 100°С, мм 2 /с
Температура вспышки в открытом тигле,
°С
Кинематическая вязкость, при 100°С, мм 2 /с
Температура вспышки в открытом тигле, °С
Кинематическая вязкость, при 100°С, мм 2 /с
Температура вспышки в открытом тигле, °С
Кинематическая вязкость, при 100°С, мм2/с
Температура вспышки в открытом тигле, °С
Кинематическая вязкость, при 100°С, мм 2 /с
Температура вспышки в открытом тигле, °С
Кинематическая вязкость, при 100°С, мм 2 /с
Температура вспышки в открытом тигле, °С
Кинематическая вязкость, при 100°С, мм2/с
Температура вспышки в открытом тигле, °С
Кинематическая вязкость, при 100°С, мм 2/с
Температура вспышки в открытом тигле, °С
Кинематическая вязкость, при 100°С, мм 2 /с
Температура вспышки в открытом тигле, °С
Кинематическая вязкость, при 100°С, мм 2/с
Температура вспышки в открытом тигле, °С
Кинематическая вязкость, при 100°С, мм 2 /с
Температура вспышки в открытом тигле, °С
Кинематическая вязкость, при 100°С, мм 2 /с
Температура вспышки в открытом тигле, °С
Кинематическая вязкость, при 100°С, мм 2 /с
Температура вспышки в открытом тигле, °С М-10-В2(с) М-10-Г2(цс) М-14-Г2(цс) М-16-Г2(цс) MELINA 30 GADINIA 30 GADINIA 40 ARGINA S 40 ARGINA T 40 DILOMA MOBILGARD DTE N3* MOBILGARD 300 MOBILGARD
312
MOBILGARD 300
MOBILGARD 412 MOBILGARD 424 MOBILGARD 424 MOBILGARD 493
MOBILGARD 593
MOBILGARD 570
Teboil WARD S5T SAE 30 SUPER TEBOLEX SAE30* WARD SIOT SAE 30 WARD SIOT SAE 40 WARD S25T SAE 40 WARD S30T SAE 40 WARD SAE 40
WARD SAE 50
WARD HEAVY SAE 50
Примечание. Знаком «*» отмечены зарубежные эквиваленты, использование которых допускается только в циркуляционных системах смазки крейцкопфных дизелей.

4.Топливо, используемое в судовых двигателях

Вязкость кинематическая, кв. мм/с (сСт) Плотность, при 20 град. C, кг/куб. м, не более Содержание серы, %, не более Коксу- емость, %, не более Зольность,
%, не более
50 град. C 80 град. C
Средневязкое от 12 до 150 от 5 до 40
Высоковязкое более 150 от 40 до 120
Примечания. 1. Коксуемость зарубежного средневязкого топлива не более 14%, высоковязкого не более 22%.
2. Содержание серы в зарубежном высоковязком топливе не более 5%.
Примечание. Знаком «*» отмечены зарубежные эквиваленты, использование которых допускается только в циркуляционных системах смазки крейцкопфных дизелей.

5. Типы судовых двигателей и потребляемое ими масло.

Крейцкопфные двухтактные дизели

Марка дизеля, страна — поставщик Марка масла в зависимости от типа применяемого топлива маловязкое средневязкое высоковязкое Россия 5ДКРН 50/110 М-16-Г2(цс) 5ДКРН 50/110-2 М-16-Е (30) 6ДКРН 74/160-2,3 М-16-Е (30) 6ДКРН 45/120-7 М-16-Е (30 М-20-Е (70) Германия K9Z 60/105E М-16-Е (30) М-20-Е (70) K9Z 70/125E М-16-Е (30) М-20-Е (70) K5SZ 70/125В М-16-Е (30) М-20-Е (70) K6Z 60/105A М-16-Г2(цс) K6Z 70/120A М-16-Г2(цс) М-16-Е (30) М-20-Е (70) K8Z 70/120C М-16-Е (30) М-20-Е (70) K8Z 70/120D М-16-Е (30) М-20-Е (70) K9Z 70/120B М-16-Е (30) М-20-Е (70) Польша 662 VT2 BF-140 М-16-Е (30) 6К62 EF М-16-Е (30) М-20-Е (70) 5RD68 М-16-Е (30) 9RD68 М-16-Е (30) 10 L 45 GBF М-16-Е (30) Дания 550 V TBF-110 М-16-Г2(цс) 650 V TBF-110 М-16-Е (30) 850 V TBF-110 М-16-Е (30) 574 V TBF-160 М-16-Е (30) 674 V TBF-160 М-16-Е (30 Швеция DZ 60/110 М-16-Г2(цс) М-16-Е (30) DM 630/1300 VGS М-16-Г2(цс) DM 760/1300 VGS М-16-Г2(цс) DM 760/1500 VGS-70 М-16-Е (30)

Тронковые четырехтактные дизели

Марка дизеля, страна — поставщик Марка масла в зависимости от типа применяемого топлива маловязкое средневязкое высоковязкое Россия 6ЧН 40/46 М14-Г2(цс) М14-Д(цл 20) М14-Д(цл 30) 6ЧРН 30/38; 8ЧРН 30/36 М14-Г2(цс) 5Д50 (6ЧН 31,8/33) М10-В2(с)
М10-Г2(цс) М10-Д(цл 20)
М-14-Д(цл 20) 6ЧН 25/34 6Ч 25/34; 8ЧН 25/34-2; 6ЧСП 23/30; 6ЧСПН 18/22; 8Ч23/30; 6ЧСП 18/22 8ЧСПН18/22; 8ЧСП18/22; 8ЧСП18/22-11; 6ЧСН12/14; 6ЧН 12/14; 6Ч 12/14 2Ч10,5/13; 4Ч10,5/13; 2Ч 8,5/11; 4Ч8,5/11; 4ЧСП9,5/11;4ЧСП 8,5/11; 8ЧСП 8,5/11 М10-В2(с)
М10-Г2(цс ЯМЗ-236; ЯМЗ-238;
ЯМЗ-204 М10-В2(с)
М10-Г2(цс) ЗД6 (6ЧСП15/18); 7Д6; ЗД6Н (6ЧНСП 15/18) М14-Г2(цс) 12ЧСН 18/20, ЧН16/17 М20-В2(ф) ЗД 100 (10ДН 20,7/2 x 25,4) М14-Г2(цс) 4ДР 30/50; 8ДР 30/50;
6ДР 30/50 М10-В2(с)
М-10-Г2(цс) 8ДР 43/61 М-14-Г2(цс)**
М-16-Г2(цс)** Польша 6NVD48; 8NVD48; 6NVD48-2U; 8NVD48-2U 6NVD48A-2U; М10-В2(с)
М10-Г2(цс)
М14-Г2(цс)* 8NVD48A-2U; 6NVD36; 8NVD36; 6NVD36-1U; 8NVD36-1U; 3NVD26-2; 4NVD36-2; 6NVD26-2; 6NVD26A-2; 6NVD26A-3; 8NVD26-2; 6NVD-24; 2NVD18; 3NVD18 6NVD48A2, 6NVDS48A2 М10-В2(с)
М10-Г2(цс)
М14-Г2(цс)* М-14-Д(цл 20) 6VD26/20AL-2; 8VD26/20 AL-2; 6VD26/20AL-1 М14-Г2(цс) 8VDS 26/20AL-2
6VDS 48/42AL-2 М14-Д(цл 20) 8ZD 72/48 М14-Г2(цс)
М16-Г2(цс) М14-Д(цл 20) Польша 6ZL40/48; 8ZL 40/48 М14-Г2(цс)
М16-Г2(цс) М-14-Д(цл 20) 6AL25/30; 3AL25/30; 8AL25/30; 6AL20/24 М14-Г2(цс)
М16-Г2(цс) 6ВАН-22; 8ВАН-22;
SW-400 М10-В2(с)
М10-Г2(цс) 8TD48 М14-Г2(цс)
М16-Г2(цс) М14-Д(цл 20) Чехия 6L52511PS М14-Г2(цс) 6L52511PV М14-Г2(цс) М14-Д2(20) 6L52511PVV М14-Г2(цс) М14-Д2(20) Германия (быв. ФРГ) G8V30/45; 5V23,5/33; G5V23,5/33; G6V23,5/33; G7V23,5/33; G8V23,5/33; G6V28,5/42A; G7V28,5/42A; М10-В2(с)
М10-Г2(цс G6Z52/90; G6Z52/70 М14-Г2(цс) Дания 6T23H4; 8T23H4 М10-В2(с) 325 MTBH-40; 525 MTBH-40; 625 MTBH-40; 725 MTBH-40 М10-Г2(цс) 8TAD 48 550VBF-90; 650VBF-90; 635 VBF-62; 835 VBF-62 М14-Г2(цс М14-Д(цл 20) Голландия 6KNL90/600 М10-В2(с)
М10-Г2(цс) Швеция BR-218S; BR-215 М10-В2(с)
М10-Г2(цс Финляндия 4R 22B М10-Г2(цс)
М14-Г2(цс)* М14-Д(цл 20) Франция 12PC2-2V400*;
16PC2-2V400* М10-Г2(цс) М10-Д(цл 20) 6PC2-5L400 М-14-Г2(цс М14-Д(цл 20) 6PC2-2L400* М10-Г2(цс) М-10-Д(цл 20)

Примечания.
1. В циркуляционных системах смазки крейцкопфных дизелей должно применяться масло М10-Г2(цс)
или М10-В2(с).
2. Масло для тронковых двухтактных дизелей применяется одновременно в циркуляционной системе смазки и для смазки цилиндров.
3. Для смазки всех аварийных и стояночных дизелей используется масло М-10-Г2(цс) или М-10-В2(с).
4. Знаком «*» отмечено масло, применение которого предпочтительнее при температуре забортной воды выше 26 o C.
5. Знаком «**» отмечены масла, при отсутствии которых помимо дублирующих допускается применение масла М10-В2(с).

6. Прочие жидкости, применяемые в судах

6.1 Трансмиссия, редукторы.
В судовых редукторах в зависимости от рабочей температуры и давления используют масла ТАП-15В, Тсп-10, Тсп-15К
6.2 Гидравлика
В судовых гидросистемах используют масло марки А, МГЕ-46В. В условиях холодного климата ВМГЗ, МГЕ-10А
6.3 Холодильные установки
В холодильных судовых установках используют ХФ-12-16, ХФ-22-24, ХА-30, ХС-40
6.4 Системы охлаждения

Читайте также:  Зачем нужны тест драйвы
Оцените статью