Наименование ГОСТ | М-10Г2ЦС | Вязкость кинематическая при 100°С, мм 2 /с | Температура застывания, °С, не выше | Щелочное число, мг КОН/1г, не менее | Зольность сульфатная, %, не более | Массовая доля активных элементов, % не менее | Ca | Масла М-10Г2ЦС, М-14Г2ЦС и М-16Г2ЦС (ГОСТ 12337-84) предназначены для смазывания главных и вспомогательных тронковых дизелей судов морского транспортного, промыслового и речного флотов. Масло М-10Г2ЦС используют также в циркуляционных системах крейцкопфных дизелей высокой степени форсирования, а масло М-16Г2ЦС- для смазывания цилиндров тронковых и крейцкопфных дизелей, когда массовая доля серы в применяемом топливе не более 1,5 %. Масло М-14Г2ЦС широко применяют в тепловозных дизелях типа ЧН 26/26, стационарных дизель-генераторах с двигателями типа ЧН 40/48, дизель-редукторных агрегатах с двигателями типа ЧН 40/46. Масла марки Г2ЦС получили допуск к применению у зарубежных дизелестроителей. Масла М-10Г2ЦС, М-14Г2ЦС и М-16Г2ЦС могут использоваться для смазывания ряда судовых механизмов и агрегатов, где необходимы масла соответствующих вязкостей (редукторы, компрессоры, воздуходувки и др.) Масло М-20Е70 ГОСТ 12337-84 изм.1-6 — минеральное масло с композицией присадок. Предназначено для смазывания цилиндров крейцкопфных дизелей высокой степени форсирования при работе на тяжелых топливах с содержанием серы до 5%, в том числе для дизелей иностранного производства. Масло М-16Е30 ГОСТ 12337-84 изм.1-6 — минеральное базовое масло М-16 с композицией присадок. Применяется для смазочных систем цилиндров крейцкопфных дизелей невысокой степени форсирования, для которых рекомендованы масла класса вязкости М-16/SAE 40/, при работе на дизельных дистиллятных или тяжелых топливах с содержанием серы до 2,0%. Наименование ГОСТ | Вязкость кинематическая при 100°С, мм 2 /с | Температура застывания, °С, не выше | Щелочное число, мг КОН/1г, не менее | Зольность сульфатная, %, не более | Массовая доля кальция, % не менее | 1.3. Масла отечественного производства для тронковых двигателей, работающих на мазутах Масла М-10ДЦЛ20 и М-14ДЦЛ20 ГОСТ 12337-84 изм.1-6 являются минеральными маслами из сернистых нефтей с присадками, улучшающими смазывающие, антикоррозийные и антиокислительные свойства. Масла предназначены для высокофорсированных дизелей с наддувом, работающих в тяжелых эксплуатационных условиях, для циркуляционных и лубрикаторных смазочных систем при использовании тяжелых сернистых топлив с содержанием серы до 2,5-3,0%. Масло М-14ДЦЛ30 ГОСТ 12337-84 изм.1-6 представляет собой минеральное базовое масло с композицией присадок. Используется для циркуляционных и лубрикаторных смазочных систем тронковых дизелей, для которых рекомендованы масла класса вязкости М-14/SAE 40/, при работе на топочных мазутах 40 и 40В и других топливах с аналогичными физико-техническими показателями и содержанием серы более 2,5-3,0%. Наименование ГОСТ | Вязкость кинематическая при 100°С, мм 2 /с | Температура застывания, °С, не выше | Щелочное число, мг КОН/1г, не менее | Зольность сульфатная, %, не более | Массовая доля активных элементов, % не менее | Ca | 2. Масла для судовых и стационарных силовых установок производства Shell. 2.1. Масла для крейцкопфных двигателей Характеристики масла Shell Melina SAE 30 Кинематическая вязкость, при 100°С, мм 2 /с | Масло для циркуляционной и лубрикаторной смазки энергетических установок судов, систем циркуляционной смазки энергетических установок береговых наносных, компрессорных и электростанций, а также железодорожной техники. Применяется для низкооборотных двигателей, а также для вспомогательных двигателей, работающих на дизельном топливе, и для других вспомогательных механизмов, для которых рекомендованы масла соответствующего класса вязкости. Щелочное число 8 мг КОН/г Температура вспышки в открытом тигле, °С | Характеристики масла Shell Melina S SAE 30 Кинематическая вязкость, при 100°С, мм 2 /с | Масло с пакетом салицилатных присадок для циркуляционной и лубрикаторной смазки энергетических установок судов, систем циркуляционной смазки энергетических установок береговых наносных, компрессорных и электростанций, а также железодорожной техники. Используется для низкооборотных крейцкопфных двигателей (картер, система охлаждения поршней) и вспомогательных механизмов. Щелочное число 5 мг КОН/г Температура вспышки в открытом тигле, °С | Характеристики масла Shell Alexia SAE 50 Кинематическая вязкость, при 100°С, мм 2 /с | Цилиндровое масло для низкооборотных крейцкопфных двигателей всех типов, работающих на топливе с содержанием серы до 4%. Снижает загрязненность двигателя и износ цилиндра, защищает от коррозионного изнашивания при использовании высокосернистых топлив. Щелочное число 70 мг КОН/г Температура вспышки в открытом тигле, °С | Характеристики масла Shell Alexia D SAE 50 Кинематическая вязкость, при 100°С, мм2/с | Цилиндровое масло для крейцкопфных двигателей, в которых используются дистиллятные топлива, содержащие до 1% серы. Щелочное число 16 мг КОН/г Температура вспышки в открытом тигле, °С | 2.2. Масла для тронковых двигателей, работающих на дизельном топливе Характеристики масла Shell Gadinia SAE 30 Кинематическая вязкость, при 100°С, мм 2 /с | Масло для высоконагруженных главных и вспомогательных среднеоборотных двигателей, работающих на дистиллятном топливе (до 1% серы). Может применяться также во вспомогательных механизмах, для которых нужны масла соответствующих классов вязкости (редуктора, турбонагнетатели, маслонаполненных дйдвудных труб и винтов переменного шага). Рекомендуется для автономных дизель-генераторов. Щелочное число 12 мг КОН/г Спецификации/допуски: Wartsila NSD, ZF TE-ML 02C-04B (30), 04B (40) Температура вспышки в открытом тигле, °С | Характеристики масла Shell Gadinia SAE 40 Кинематическая вязкость, при 100°С, мм 2 /с | Масло для высоконагруженных главных и вспомогательных среднеоборотных двигателей, работающих на дистиллятном топливе (до 1% серы). Может применяться также во вспомогательных механизмах, для которых нужны масла соответствующих классов вязкости (редуктора, турбонагнетатели, маслонаполненных дйдвудных труб и винтов переменного шага). Рекомендуется для автономных дизель-генераторов. Щелочное число 12 мг КОН/г Спецификации/допуски: Wartsila NSD, ZF TE-ML 02C-04B (30), 04B (40) Температура вспышки в открытом тигле, °С | Характеристики масла Shell Sirius Oil SAE 15W-40 Кинематическая вязкость, при 100°С, мм2/с | Масло для высоконагруженных высокооборотных (свыше 1200 об/мин) судовых двигателей, работающих на дистиллятном топливе (до 1% серы). Может использоваться и для смазывания вспомогательных механизмов, для которых применяются масла соответствующей вязкости. Рекомендуется для автономных дизель-генераторов. Щелочное число 10 мг КОН/г Спецификации/допуски: CCMC D4, US Military MIL-L-2104F, API CF-4, GM Allison C-4, ACEA E2, MB 228.0/228.1, MAN 270/271 Температура вспышки в открытом тигле, °С | 2.3. Масла семейства Shell Argina для тронковых двигателей, работающих на мазутах Характеристики масла Shell Argina S SAE 30 Кинематическая вязкость, при 100°С, мм 2/с | Масло для среднеоборотных дизельных двигателей, в которых используются мазуты, содержащие до 2.5% серы. Может применяться в качестве многоцелевого во вспомогательных механизмах (редукторах, опорах вала). Щелочное число 20 мг КОН/г Температура вспышки в открытом тигле, °С | Характеристики масла Shell Argina S SAE 40 Кинематическая вязкость, при 100°С, мм 2 /с | Масло для среднеоборотных дизельных двигателей, в которых используются мазуты, содержащие до 2.5% серы. Может применяться в качестве многоцелевого во вспомогательных механизмах (редукторах, опорах вала). Щелочное число 20 мг КОН/г Температура вспышки в открытом тигле, °С | Характеристики масла Shell Argina T SAE 30 Кинематическая вязкость, при 100°С, мм 2/с | Обеспечивает надежные смазывание и защиту от коррозии и изнашивания среднеоборотных двигателей, работающих на мазутах c высоким содержанием серы (2-3,5%). Как многоцелевое может применяться для смазки вспомогательных механизмов (некоторых типов редукторав, опор вала).. Щелочное число 30 мг КОН/г Температура вспышки в открытом тигле, °С | Характеристики масла Shell Argina T SAE 40 Кинематическая вязкость, при 100°С, мм 2 /с | Обеспечивает надежные смазывание и защиту от коррозии и изнашивания среднеоборотных двигателей, работающих на мазутах c высоким содержанием серы (2-3,5%). Как многоцелевое может применяться для смазки вспомогательных механизмов (некоторых типов редукторав, опор вала).. Щелочное число 30 мг КОН/г Температура вспышки в открытом тигле, °С | Характеристики масла Shell Argina X SAE 40 Кинематическая вязкость, при 100°С, мм 2 /с | Высококачественное многоцелевое масло для среднеоборотных двигателей, использующих в качестве топлива мазуты с содержанием серы свыше 3,5%. Щелочное число 40 мг КОН/г Температура вспышки в открытом тигле, °С | Характеристики масла Shell Argina XL SAE 40 Кинематическая вязкость, при 100°С, мм 2 /с | Новый высококачественный продукт для среднеоборотных двигателей с очень низким расходом масла, работающих на высокосернистых ( 3% серы) мазутах. Обеспечивает отменную чистоту двигателя и защиту от изнашивания. Щелочное число 50 мг КОН/г Спецификации/допуски: API CF, Wartsila Diesel. Температура вспышки в открытом тигле, °С | 3. Аналоги масел М-10-В2(с) | М-10-Г2(цс) | М-14-Г2(цс) М-16-Г2(цс) | MELINA 30 | GADINIA 30 | GADINIA 40 | ARGINA S 40 | ARGINA T 40 | DILOMA | ALEXIA 50 ALEXIA X MOBILGARD DTE N3* MOBILGARD 300 | MOBILGARD 312 MOBILGARD 300 | MOBILGARD 412 | MOBILGARD 424 | MOBILGARD 424 | MOBILGARD 493 MOBILGARD 593 | MOBILGARD 570 | Teboil | WARD S5T SAE 30 SUPER TEBOLEX SAE30* | WARD SIOT SAE 30 | WARD SIOT SAE 40 | WARD S25T SAE 40 | WARD S30T SAE 40 | WARD SAE 40 WARD SAE 50 | WARD HEAVY SAE 50 | Примечание. Знаком «*» отмечены зарубежные эквиваленты, использование которых допускается только в циркуляционных системах смазки крейцкопфных дизелей. | | 4.Топливо, используемое в судовых двигателях Вязкость кинематическая, кв. мм/с (сСт) | Плотность, при 20 град. C, кг/куб. м, не более | Содержание серы, %, не более | Коксу- емость, %, не более | Зольность, %, не более | 50 град. C | 80 град. C | Средневязкое | от 12 до 150 | от 5 до 40 | Высоковязкое | более 150 | от 40 до 120 | Примечания. 1. Коксуемость зарубежного средневязкого топлива не более 14%, высоковязкого не более 22%. 2. Содержание серы в зарубежном высоковязком топливе не более 5%. | Примечание. Знаком «*» отмечены зарубежные эквиваленты, использование которых допускается только в циркуляционных системах смазки крейцкопфных дизелей. | | 5. Типы судовых двигателей и потребляемое ими масло. Крейцкопфные двухтактные дизели Марка дизеля, страна — поставщик | Марка масла в зависимости от типа применяемого топлива | маловязкое | средневязкое | высоковязкое | Россия | 5ДКРН 50/110 | М-16-Г2(цс) | 5ДКРН 50/110-2 | М-16-Е (30) | 6ДКРН 74/160-2,3 | М-16-Е (30) | 6ДКРН 45/120-7 | М-16-Е (30 | М-20-Е (70) | Германия | K9Z 60/105E | М-16-Е (30) | М-20-Е (70) | K9Z 70/125E | М-16-Е (30) | М-20-Е (70) | K5SZ 70/125В | М-16-Е (30) | М-20-Е (70) | K6Z 60/105A | М-16-Г2(цс) | K6Z 70/120A | М-16-Г2(цс) | М-16-Е (30) | М-20-Е (70) | K8Z 70/120C | М-16-Е (30) | М-20-Е (70) | K8Z 70/120D | М-16-Е (30) | М-20-Е (70) | K9Z 70/120B | М-16-Е (30) | М-20-Е (70) | Польша | 662 VT2 BF-140 | М-16-Е (30) | 6К62 EF | М-16-Е (30) | М-20-Е (70) | 5RD68 | М-16-Е (30) | 9RD68 | М-16-Е (30) | 10 L 45 GBF | М-16-Е (30) | Дания | 550 V TBF-110 | М-16-Г2(цс) | 650 V TBF-110 | М-16-Е (30) | 850 V TBF-110 | М-16-Е (30) | 574 V TBF-160 | М-16-Е (30) | 674 V TBF-160 | М-16-Е (30 | Швеция | DZ 60/110 | М-16-Г2(цс) | М-16-Е (30) | DM 630/1300 VGS | М-16-Г2(цс) | DM 760/1300 VGS | М-16-Г2(цс) | DM 760/1500 VGS-70 | М-16-Е (30) | |