Моторное масло для спортивных соревнований: как обслуживают гоночные автомобили
Люк Вудхэм — звезда в мире спортивного дрифта, 29-летний гонщик из Великобритании. Первой заметной вехой в его карьере стала бронза на Чемпионате Великобритании по дрифту в 2013 году. Сегодня Люк является четырёхкратным чемпионом мира в престижных гонках Gymkhana GRiD — он одерживал победу 4 года подряд: в 2014, 2015, 2016 и 2017 годах. В 2016 году Люк также завоевал чемпионский титул в гонках серии Gymkhana в родной Великобритании, а в 2017 году повторил свой результат.
Сегодня знаменитый спортсмен и эксперты компании Castrol раскроют несколько секретов технической подготовки гоночного автомобиля к соревнованиям.
Люк, насколько, по вашему мнению, качество моторного масла влияет на эффективность работы автомобиля?
Люк Вудхэм: Безусловно, качество моторного масла напрямую влияет на работу автомобиля, и это особенно важно во время гонки на результат. Высококачественное моторное масло защищает двигатель от перегревов на высоких скоростях и во время сложных манёвров, хорошо смазывает детали двигателя.
Вы используете специальное моторное масло для гоночных соревнований или известные всем продукты?
Люк Вудхэм: Во время гонок в моей машине залито полностью синтетическое моторное масло Castrol.
Эксперт Castrol: в автомобильном спорте могут использоваться как гоночные масла, так и масла, доступные простым автовладельцам. Если говорить о соревнованиях команд, имеющих заводскую поддержку — например, Formula-1, WRC, WRX и т.п., где борьба ведется за тысячные доли секунд, а силовые агрегаты имеют мало общего со своими гражданскими прототипами, то таким командам масляные компании предоставляют продукты, разработанные под каждый конкретный болид. Для более демократичных серий, как правило, используются масла из «верхних» линеек. Например, в ассортименте Castrol — это полностью синтетические продукты премиальной линейки — Castrol EDGE SUPERCAR. Эти масла были протестированы в суперкарах ведущих мировых производителей, и также подходят для использования в обычных автомобилях, эксплуатируемых с повышенной нагрузкой.
Применяете ли вы специальные добавки или присадки в масле?
Люк Вудхэм: Нет, никаких особых компонентов в масло мы не добавляем. Серийное масло Castrol, которое мы используем, и так отлично справляется со своей задачей.
Каким испытаниям подвергаются автомобили во время соревнований? Помогает ли моторное масло лучше справляться с большими нагрузками, и дают ли преимущества на треке высококачественные масла? Какие именно функции моторного масла наиболее важны для вождения в экстремальных условиях спортивного дрифта?
Люк Вудхэм: На соревнованиях высококачественное моторное масло жизненно необходимо. Перегрев двигателя как минимум заставит гонщика сойти с трассы, а качественное масло помогает сохранить необходимый температурный режим под капотом.
Эксперт Castrol: если мы говорим о дрифте, то на первый план выходят такие свойства масла, как прочность масляной пленки и антипенные свойства. Особенно это актуально для автомобилей, не оснащенных картером «сухого» типа. При «перекладке» автомобиля возможен отток масла от маслозаборника масляного насоса, что может вызвать эффект масляного голодания, при этом в систему попадает избыток воздуха, что ведет к пенообразованию, подавлять которое призваны антипенные присадки. Также важно правильно выбрать вязкость смазочного материала. Автомобиль работает в режиме максимальной мощности, но скорость движения при этом не высока, к тому же, радиатор системы охлаждения, как и весь автомобиль, «едет боком», что снижает эффективность всей системы. Это ведет к перегреву моторного масла, снижению вязкости и прочности пленки масла.
Насколько периоды между заменами масла в автомобиле влияют на его производительность?
Люк Вудхэм: Для каждого двигателя в зависимости от условий его эксплуатации существует рекомендованный интервал замены масла. Для гоночных автомобилей, конечно, условия особые: я меняю моторное масло в своей машине после одной или двух гонок.
Эксперт Castrol: качественные смазочные материалы разрабатываются с расчетом на сохранение эффективности в течение всего межсервисного интервала. В первую очередь это относится к стабильности вязкостной характеристики продукта и сохранению его моющей и антиокислительной функции. То же можно сказать и о системе фильтрации смазочного материала. То есть, если автовладелец затягивает со своевременной сменой масла, избыток загрязнений оказывается в системе смазки, что ведет к полному срабатыванию моющих присадок, повышению вязкости масла, и провоцирует процессы шламообразования.
Как вы думаете, возможно ли произвести «вечное» моторное масло, которое не будет требовать замены?
Люк Вудхэм: Это было бы замечательно, но я не думаю, что это возможно.
Какой, по вашему мнению, максимальный интервал замены масла, возможный для легкового автомобиля?
Люк Вудхэм: Срок службы моторного масла для каждого авто и его владельца индивидуален, ведь у всех разный стиль вождения и условия эксплуатации. Я бы советовал не рисковать и следовать спецификациям автопроизводителей при подборе и замене масла.
На что стоит обращать внимание механикам при замене моторного масла?
Люк Вудхэм: По моему опыту, при замене масла важно, во-первых, полностью слить отработанное масло, а в некоторых случаях даже промыть двигатель. Также очень желательно поменять масляный фильтр.
Эксперт Castrol: в первую очередь стоит обратить внимание на узлы, никак не связанные с системой смазки. Замена масла — это, пожалуй, единственная процедура, позволяющая посмотреть на автомобиль снизу. Поэтому, пока старое масло стекает из поддона, стоит обратить внимание на детали систем торможения и рулевого управления. Затем стоит обратить внимание на консистенцию смазочного материала. Слишком высокая вязкость, равно как и повышенная текучесть, могут указывать на неисправности силового агрегата. Но здесь крайне важно не удариться в крайность: вязкость масла зависит от его температуры, поэтому не стоит рассчитывать, что из «холодного» мотора масло будет сливаться также быстро, как и из прогретого до рабочей температуры.

Какие масла разрешено использовать в спортивных автомобилях?
(12.06.13) Валерий
Недавно друг обзавелся новеньким спорткаром, пошли вместе в магазин за моторным маслом: выбор огромный, продавец и то советует, и это – в общем, ушли в расстроенных чувствах с пустыми руками. Подскажите, какое спортивное моторное масло выбрать?
Выбирая бренд и серию масла, необходимо, в первую очередь, руководствоваться советами производителя автомобиля: если он указал что-то определенное, то выбор, собственно, очевиден. Не стоит испытывать судьбу, экспериментируя с различными смазочными жидкостями, ведь это может привести к плачевным последствиям. Однако если никаких определенных предпочтений спортивный автомобиль не имеет, то выбор в таком случае снова обретает свою мучительную силу. Чтобы его упростить, можно присмотреться к самым популярным на современном рынке моторным ГСМ для спорткаров.
Одним из таковых является Tedex Sport 2000 Motor Oil. Это минеральное противоокислительное и антикоррозионное средство, выпускается на сегодняшний день в достаточном количестве. Его можно найти как в специализированных магазинах, так и на рынке в соответствующем ряду. Область его применения распространяется на двигатели с искровым типом зажигания. Это моторное масло отлично подойдет для новейших мощных двигателей внутреннего сгорания, использующих бензин, как топливный ресурс. К тому же, если двигатель авто оборудован несколькими катализаторами выхлопных газов и самой современной системой впрыскивания бензина, то Tedex Sport 2000 Motor Oil, без сомнения, оптимальный вариант. Кроме того, эта смазка применяется для автомобилей с дизельным двигателем независимо от того, присутствует в их конструкции турбонадув или нет. К преимуществу масла Tedex Sport 2000 можно отнести его способность к смешиванию с другими подобными маслами, даже с синтетическими.
Следующим неплохим моторным маслом для спортивных автомобилей выступает не менее популярное Yacoo Galaxie SAE 15W50 Competition Racing. Этот вариант, как полностью синтетический, предназначен строго для двигателей автомобилей гоночных. Отличное решение для автомобилиста, предпочитающего бензиновые двигатели с большим количеством клапанов, оснащенных турбокомпрессорами. Отзывы владельцев авто с движками, оборудованными каталитическими нейтрализаторами или турбонадувом, тоже хороши. Масляная пленка Yacoo Galaxie SAE 15W50 обладает прекрасными детергентными характеристиками и высокой термостойкостью, обеспечивает качественную смазку. Смазочная жидкость обладает антикоррозионными свойствами и поддерживает неизменный уровень давления даже при температуре выше допустимой.

Что дает нам спортивное масло?
На российский рынок пришло масло Gulf Racing SAE 5W-60 со спортивной родословной. Причем родословной элитной: на этом масле «гонялись» болиды Формулы-1.
Изучаем техническое описание, рекламные материалы, смотрим видеоролик — нам предлагают прекрасный современный продукт, купить который можно в интернет-магазине http://autoprotect.com.ua/catalog/motornoe_maslo_avto/liqui_moly/f-25_87/index.html. В нас видят европейцев, ездящих на хороших автомобилях! Но искушенный читатель может задать вопрос: что нам спорт? Мы не братья Шумахеры. Гонки — это одно, а ежедневная эксплуатация — совсем другое.
Некоторая доля скептицизма бывает полезной. Действительно, спорт и быт похожи мало. Давайте пообщаемся с оппонентом. Глядишь, вместе и найдем истину.
Жизнь спортивного мотора — сплошной экстрим. Бешеные обороты, запредельные нагрузки, перегревы… Как бы вы стали конструировать масло для такого двигателя, уважаемый скептик? Взяли базовое масло… минеральное? Нет, термическая стойкость его недостаточна. Не поедет болид на «минералке», заклинит в километре от первого пит-стопа.
Полусинтетическая база? Тоже не годится, поскольку в нее входят минеральные компоненты. Таких компонентов — до 70% . Они подведут, когда нужно будет «подхлестнуть» мотор, чтобы обогнать очередного соперника.
Значит, полностью синтетическая база? Да, только она годится для нашего спортивного двигателя. Только она обеспечит термическую стабильность, минимальную испаряемость и низкий уровень отложений.
Вот и в документации Gulf Racing читаем, что в данном продукте использовано «три различных типа синтетических базовых масел». Действительно, современная синтетическая база имеет несколько составляющих, каждое из которых отвечает за свое «стратегическое направление».
Рецептура, разумеется, держится в секрете, но кое-что предугадать можно. Например, в базовый состав «синтетики» непременно входят полиальфаолефины. В отличие от минеральной или полусинтетической базы они имеют однородную молекулярную структуру, высокий индекс вязкости и хорошую совместимость с некоторыми присадками.
С некоторыми, но не со всеми. Поэтому для повышения растворяющей способности в базу вводят сложные эфиры карбоновых кислот, диалкилбензолы и прочие вещества, имеющие полярные молекулы. И тогда вся композиция присадок растворяется в базовом масле без проблем. Вот и приоткрыли мы один из секретов Gulf: хорошая совместимость с присадками. Запомним, пригодится.
Кстати, о композиции присадок. Какие именно ингредиенты пакета нужны спортивному мотору? Давайте разбираться. В первую очередь это противоизносные, антифрикционные, противопенные, моющие (зольные детергенты) и диспергирующие присадки.
А прочие присадки? Антиокислительные, предотвращающие старение масла? Антикоррозионные, защищающие детали из цветных сплавов? Противоржавейные, оберегающе детали из сплавов черных? Депрессорные, снижающие температуру застывания масел?
Не нужны они, горячится наш знаток. Жизнь спортивного мотора коротка — «отгонялся», и в ангар. После переборки механики заливают свежее масло — надо ли заботится о предотвращении его старения? Да и детали не успевают пострадать от коррозии. И пуски холодные, сравнимые с теми, что происходят в наших дворах, болидам не грозят. Поэтому пакет присадок у товарного масла должен быть иной, чем у спортивного. Более полный, многофункциональный.
Совершенно верно. Одних только «экстремальных» свойств повседневному продукту недостаточно. Важен срок службы — и немалый. Норматив 50 тыс. км пробега до замены масла для некоторых зарубежных моторов становится обычным явлением.
Поэтому прежде чем выпустить на рынок спортивное масло, его доводят до потребительского уровня. Точно также поступили и с Gulf Racing SAE 5W-60.
И тут наш скептик, потирая руки, задает свой коронный вопрос. Довольно каверзный. Изменение пакета — не ухудшает ли оно бойцовских качеств, приобретенных маслом в спорте? Ведь комплексные требования к маслу – это клубок противоречий. Образно говоря, «лебедь, рак и щука».
Действительно, различные присадки своеобразно и не всегда одинаково взаимодействуют с компонентами базового масла и друг с другом. Специалисты выделяют три случая такого взаимодействия:
• антагонизм (разумеется, он недопустим);
• нейтральное отношение;
• синергетическое взаимодействие.
Что такое синергетическое взаимодействие? Применительно к маслам этот термин означает буквально следующее: действие пакета эффективнее суммы действий отдельно взятых присадок. Ясно, что при создании композиции присадок ведущие производители масел стремятся именно к синергетическому варианту.
Добились синергетического эффекта и создатели масла Gulf Racing SAE 5W-60. Не уронив чести «болидного продукта», они сконструировали «масло на каждый день». И не последнюю роль здесь сыграла совместимость синтетической базы с присадками, о которой говорилось выше.
Разработчики позиционируют свое масло на рынке так (цитируем): «Gulf Racing SAE 5W-60 — синтетическое моторное масло высшего качества, специально разработанное для легковых автомобилей с бензиновыми двигателями, эксплуатирующимися в экстремальных условиях».
И еще одна цитата, также касающаяся области применения: «…легковые автомобили, легкие грузовики, минивэны и микроавтобусы с дизелями при экстремальных условиях эксплуатации».
Все верно. По классификации API масло Gulf Racing соответствует весьма заманчивым высоким категориям SL/CF, по ACEA — A3, B3. Обе классификации, американская и европейская, подтверждают: перед нами универсальное моторное масло, пригодное как для бензиновых двигателей, так и для дизелей, установленных на легких транспортных средствах. Правда, с одной оговоркой: имеются в виду дизели с разделенной камерой сгорания, о чем свидетельствует категория B3 по ACEA.
Под экстремальными условиями подразумеваются (опять цитируем) «повышенные нагрузки и/или температуры». Это прямое наследие спортивной биографии, гарантирующей прекрасную термическую стабильность, улучшенные вязкостно-температурные характеристики и не менее достойные противоизносные, противозадирные и моюще-диспергирующие свойства.
Да и маркировка SAE 5W-60 говорит о многом. Летний класс вязкости 60 — это не 30 и не 40! С таким маслом можно ехать в Сахару, тянуть по горной дороге груженый прицеп. Надежная смазка будет обеспечена и новому, и «походившему» мотору. Да и в основательно изношенном двигателе-ветеране Gulf Racing поведет себя превосходно. Толстая масляная пленка уплотнит зазоры, прорыв газов будет минимальным, а компрессия высокой — и все за счет высокой вязкости.
Не только повышенные температуры подвластны этому маслу, пониженные тоже. Зимний класс вязкости SAE 5W обеспечит легкий холодный пуск и хорошую прокачиваемость.
Но продолжим изучение документации Gulf Racing. Нам обещано «снижение расхода масла и топлива благодаря усовершенствованным модификаторам трения».
И тут на сцене опять появляется оппонент. И знаете, приводит вполне разумные аргументы. Со снижением расхода самого масла все ясно: этому способствует и синтетическая база, и высокая вязкость. А вот снижение расхода топлива — как это понимать? Масло Gulf Racing не является энергосберегающим. Во-первых, в его маркировке отсутствуют буквы ЕС (Energy Conserving) или FE (Fuel Economy) по API. Нет здесь и обозначений А1/В1 или А5/В5 по АСЕА. Во-вторых, масло с таким летним классом вязкости не может быть энергосберегающим в принципе.
Что мы ему ответим? Никто не утверждает, что Gulf Racing — энергосберегающее масло. Разработчики имели в виду другое. Перечитаем внимательно: «…благодаря усовершенствованным модификаторам трения». Это означает, что новейшие модификаторы снижают трение в цилиндропоршневой группе в условиях граничного режима смазки. Что и способствует некоторой экономии топлива в сравнении с другими спортивными маслами, содержащими модификаторы трения прежних поколений. Вот и все.
Но прежде чем закончить, несколько слов о сфере применения Gulf Racing SAE 5W-60. Пожалуй, для массовых отечественных автомобилей его свойства будут избыточны. Судите сами: АвтоВАЗ требует для своих моторов масел, соответствующих API SG. Это существенно ниже, чем API SL. Впрочем, если есть желание и возможность побаловать свою тольяттинскую любимицу деликатесом — милости просим.
Но главные потребители Gulf Racing — «иностранцы», собранные как за рубежом, так и в России. По мнению российского дистрибьютора Gulf, одной из наиболее перспективных марок является BMW.
Итак, синтетическая база, синергетическая композиция присадок, гармоничное сочетание экстремальных свойств и завидного срока службы — вот что дает нам спортивное масло. И даже наш оппонент-скептик доволен: Gulf Racing можно ездить в очень жаркое лето и в очень холодную зиму.
Визитная карточка брэнда Gulf — оранжевый диск на голубом фоне. Этакий спелый апельсин, за которым — небо. Присмотримся к этому символу повнимательнее. Мы еще не раз встретимся с ним на страницах нашего журнала.