- Моторное масло для легкового дизеля и грузового – в чем отличие?
- Отличия между дизельными маслами для легковых и грузовых автомобилей
- Особенности моторных масел для грузовых автомобилей и отличия от масел для легковушек
- Чем конкретно отличаются масла для разных видов транспортных средств
- Отличие легковых масел от грузовых
- Отличие грузовых масел от легковых
- Основные отличия
- Можно ли использовать грузовое масло в легковом автомобиле?
Моторное масло для легкового дизеля и грузового – в чем отличие?
Оказывается, наблюдается большой интерес к вопросу, есть ли разница между моторными маслами для грузового дизеля и легкового?
Мы решили остановиться на этом вопросе подробнее.
Принципы работы грузовых и легковых систем питания и управления дизельным двигателем у легкового и грузового автомобиля идентичные. И ключевые отличие между моторными маслами для грузового и легкового транспорта состоят в составе базовых масел и пакетов присадок. Вызвано это прежде всего разными условиями эксплуатации легковых и грузовых машин.
Современный легковой дизель является высокофорсированным двигателем небольшого объема с турбонаддувом, который работает в широком диапазоне оборотов. А вот грузовые дизели работают в несколько другом режиме: в более узком диапазоне оборотов, с существенно более высоким расходом топлива. Такой режим работы приводит к повышенному сажеобразованию и разбавлению топливом масла. Именно поэтому требования к моющим и диспергирующим свойствам моторных масел для грузовиков повышенные, а основу присадок составляют дисперсанты, препятствующие образованию сажи и оседанию её на деталях двигателя.
Еще одним важным отличием двигателей грузового дизеля являются крайне высокие межсервисные интервалы, которые накладывают свои требования к составу базовых масел.
Обобщим отличия моторных масел для грузовых дизелей от легковых:
- состав базовых масел и пакетов присадок (количество присадок вдвое больше);
- существенную часть присадок составляют дисперсанты, негативно влияющие на клапанные механизмы;
- повышенные щелочное число и зольность;
- термостабильность более низкая;
- пониженная стойкость к шламообразованию.
Остается вопрос: можно ли и в каких случаях применять грузовые моторные масла для легковой группы транспорта?
Это оправдано в трех случаях:
- уровень моторного масла упал существенно и маслонасос не способен развить необходимое давление, а доступно только грузовое моторное масло (хоть что-то, чем ничего);
- если в легковом автомобиле установлен старый дизель;
- если изначально на легковом автомобиле установлен «грузовой» дизель (такое возможно на легком коммерческом транспорте).
Специалисты компании «ПромТехСервис» с удовольствием подберут для Вашего автомобиля самое подходящее моторное масло.
Отличия между дизельными маслами для легковых и грузовых автомобилей
Дизельные двигатели легковых и грузовых автомобилей не отличаются друг от друга принципом действия, но есть ряд других отличий.
Двигатели грузовых автомобилей имеют больший объем двигателя, количество потребляемого топлива, увеличенные интервалы замены масла. Высокие требования к экологическим показателям выхлопа заставляют применять в дизелях систему рециркуляции (EGR) отработавших (выхлопных) газов, оснащать их катализаторами нейтрализации выхлопных газов и дополнительным сажевым фильтром, что также ужесточает условия работы масла. При использовании EGR в мощных коммерческих дизельных автомобилях еще больше увеличивается количество сажи в масле, и, естественно, нагрузка этой сажи на моторное масло.
Отсюда и некоторые различия в спецификациях масел: масла для грузовых и коммерческих автомобилей имеют большее щелочное число и зольность (фактически – большее количество присадок) и проходят моторные испытания, несколько отличающиеся от легковых дизелей.
По этим причинам применять «грузовые» дизельные масла в двигателях легковых дизельных автомобилей крайне не рекомендуется: высокая зольность и щелочность грузового масла приводит к повышенному образованию нагара на поршнях двигателя со всеми вытекающими отсюда проблемами.
CF- это последний действующий на сегодняшний день стандарт для легковых дизельных автомобилей.
CG-4, CH-4, CI-4, CJ-4 — стандарты для тяжелых дизельных двигателей коммерческого назначения.
16. О применении маловязких масел
Разработка и применение в современных двигателях маловязких энергосберегающих масел вызваны требованиями защиты окружающей среды, энергетическим кризисом, неудержимым ростом цен на топливо и смазочные материалы. Снижение высокотемпературной вязкости моторного масла является самым дешевым методом экономии топлива в двигателях внутреннего сгорания.
В настоящее время существует тенденция перехода на более жидкие при рабочих температурах масла, то есть на смену ранее традиционным маслам с вязкостью по SAE 10W40, 5W40, 5W50, 0W40 пришли новые: 5W30, 5W20, 0W30, 0W20.
Маловязкие масла способны создавать ультратонкую масляную пленку на всех трущихся поверхностях, которая, к тому же, достаточно прочна для того чтобы обеспечивать полноценную защиту двигателя. Необходимая прочность смазочной пленки маловязких масел повышается до необходимых значений благодаря использованию жидких антифрикционных присадок. Применение маловязких масел возможно только в двигателях специальных конструкций, которые оснащены, как правило, системами корректировки фаз газораспределения. Эта система позволяет оптимизировать процесс сгорания топлива, снижать токсичность выхлопных газов и экономить топливо. Масла с индексами вязкости 5W-30, 5W-20, 0W-30 и т.п. созданы именно для двигателей, оснащенных системой изменяемых углов фаз газораспределения (системы типа VVTI).
Последствия применения масел с более высокой вязкостью в двигателях с системами VVTI: Густые масла не смогут обеспечивать полноценную смазку трущихся поверхностей, поскольку масляная пленка получается слишком толстой, вследствие чего теряется требуемая динамика масла в трущихся парах. Кроме того, работа клапана, приводящего в движение серводвигатель распределительного вала (или валов) в системах VVTI, обеспечивается за счет моторного масла. Клапан имеет очень тонкое сечение, и использование более густого масла приводит к погрешностям в работе.
Таким образом, используя масло вязкости, отличающейся от рекомендованной, вы попросту сводите «на нет» все усилия автопроизводителя по повышению мощности двигателя, топливной экономии и снижению токсичности выхлопных газов. Система корректировки фаз газораспределения фактически не работает. Автовладелец этого, как правило, не замечает. Двигатель работает, но делает это далеко не в оптимальных условиях. К серьезным неисправностям это не приводит, но существенно отражается на ресурсе мотора – по той причине, что сбои в работе системы газораспределения косвенным образом отражаются практически на всех рабочих процессах в двигателе.
17. О применении масел повышенной вязкости SAE 10W-60, 5W-50
Последствия применения масел повышенной вязкости SAE 10W-60, 5W-50 в двигателях, где отсутствуют рекомендации к заливке таких масел:
1. Большие гидродинамические потери в двигателе на больших оборотах (5-15% мощности) на прокачивание высоковязкого масла по магистрали (относится ко всем загущенным маслам: 5W-50,10W-60,20W-60 и т.п.).
2. Из-за толстой масляной пленки при рабочих температурах масло медленнее циркулирует в двигателе, отсюда охлаждение двигателя происходит неэффективно, пленка масла дольше задерживается в парах трения типа вкладыш \ шейка и др. , в связи с чем возможно повышение температуры масла в этих местах, а то и перегрев.
3. Высокозагущенные масла имеют в своем составе большое количество длинных цепочек молекул загустителя, которые в первую очередь разрушаются (разрываются) при нагрузках, вызывая изменение вязкости масла и срабатывание пакета присадок. Отсюда рекомендации на более частые замены таких масел (
5000 км пробега).
4. На холоде масло повышенной вязкости при пуске двигателя поступает медленнее в 2-3 раза к трущимся частям двигателя, чем масла универсальной вязкости 0W(5W)-40. В связи с этим происходит повышенный износ двигателя при холодных запусках (известно, что 70% износа двигателя приходится на холодный старт). Как следствие этого, масло начинает полноценно работать лишь через полчаса нормальной езды (около red line).
Применение высокозагущенных масел:
1.В двигателях, спроектированных в расчете на вязкость масла 10W-60 и т.п.:
Jaguar xj220, BMW M5, Brabus, некоторые модели Audi, BMW, MB.
2.В двигателях, форсированных сверх заводской меры, где произведена
расточка масляных каналов, увеличение зазоров, обрезание балансиров коленчатого вала и т.п.).
18. Защита от подделок
Сейчас подделок моторного масла практически нет ни на авторынках, ни в специализированных магазинах. Но для покупателей, которые все-таки опасаются подделок, можете обращать внимание на следующее:
· На этикетке моторного масла должна присутствовать следующая информация:
*полный адрес изготовителя,
*информация о спецификациях – SAE, API, ASEA, ILSAC, Гост.
*Дата изготовления, срок годности,
· канистра должна быть чистой, без подтеков,
· на пробках канистр мелкой фасовки на 1,4,5 литров должна быть сохранена целостность контрольной «юбки», на пробках 10, 20, 50-литровых канистр должна быть дополнительная этикетка из специальной бумаги.
· этикетка должна быть приклеена всей плоскостью, не отделяться от канистры, либо все надписи сделаны на канистре.
· многие производители снабжают канистры «стрип» — линией, через которую виден уровень масла.
Особенности моторных масел для грузовых автомобилей и отличия от масел для легковушек
Ни один автомобиль, будь он грузовым или легковым, не сможет функционировать без смазочных материалов. Масло для авто – это тоже по значимости, что и бензин. Потому, его часто меняют, так как эксплуатационные характеристики со временем снижаются.
Однако использовать масла моторные, предназначенные для двигателей грузовиков, нельзя в легковых автомобилях в силу их разности по техническим показателям.
Моторные масла для грузовых автомобилей отличаются от масел для легковушек наличием базовых масел и пакетов присадок. Как правило, присадок в маслах для грузовиков в несколько раз больше по сравнению с маслами для легковых авто. Широкий ассортимент моторных масел для грузовиков предлагает компания http://volgaoil.com/catalog/mobil_/gruzovye_masla_cvl/.
Связано это с тем, что автомобили используются в разных условиях эксплуатации. Однако многими специалистами доказано, что можно воспользоваться маслом грузового транспортного средства для легковых авто, но спектр такого использования ограничен.
Он возможен только в крайне редких ситуациях, когда есть необходимость долить масло в двигатель, так как отсутствует нужное масло. Или в легковушке установлен двигатель, предназначенный для грузового транспорта.
Чем конкретно отличаются масла для разных видов транспортных средств
Классификация моторных масел осуществляется по своим характеристикам. Есть две общепринятых классификации:
- ACEA – ассоциация Европейских автопроизводителей;
- API – Американский институт нефти.
Первая классификация предусматривает разделение масел в зависимости от типа двигателя. Здесь присутствует 4 группы: A, B, C, E. Из них группа E может применяться для грузовых транспортных средств. Примером может служить такая аббревиатура ACEA E6/E4.
Что касается второй классификации, то здесь присутствует две группы: S – для бензиновых двигателей, C – для дизельных двигателей. Здесь нет разделения на масла для грузовых или легковых авто.
Помимо такой классификации, моторные масла для грузовиков отличаются от масел для легковых авто тем, что двигатели для грузовых машин изготавливаются с использованием тяжелых цветных металлов, например, свинца, меди, никеля, олова, латуни. Они способствуют дополнительному окислению масел.
Советы в статье «Главный распределительный щит ГРЩ» здесь.
Что касается присадок, то они рассчитываются на высокие нагрузки для грузовых транспортных средств.
Отличие легковых масел от грузовых
Отличия легковых масел от грузовых, можно ли применять грузовые масла в легковых автомобилях и микроавтобусах?
Основные свойства дизельных силовых установок, применяемых на гражданских и грузовых автомобилях, схожи. Вследствие стремительного движения прогресса, рабочие обороты дизельных силовых установок, почти догоняют по показателям аналоги, работающие на ином топливе. Также, из-за введения новых экологических норм, оснащение легковых автомобилей, теперь, включает устройства для добавления водной смеси мочевины, в цепь нейтрализации выхлопных газов. Отсюда возникает вопрос — существует ли различие в маслах для грузовых и легковых транспортных средств?
Самые важные различия масел связаны с режимами и условиями работы двигателей. От этого зависит подбор базовых масел и пакетов присадок. Современные силовые агрегаты легкомоторных транспортных средств созданы для работы в более широком диапазоне оборотов. Зачастую они имеют небольшой объем, форсированы и оснащены турбонаддувом. Грузовые дизельные установки же, сконструированы с расчетом на работу в облегченных режимах. Диапазон рабочих оборотов на них меньше, но они гораздо активнее расходуют топливо. С этим фактом связано увеличенное сажеобразование и попадание топлива в масляную систему. Эти факторы предъявляют высокие запросы к содержанию активных моющих и диспергирующих присадок в маслах.
При сгорании дизельного топлива, образуется значительное количество сажи. Ее скопления образуют большие твердые частицы, прилипающие к подвижным элементам силовой установки и вызывающие ускоренный износ деталей цилиндров и поршневой группы. Для уменьшения пагубного действия сажи, масла для грузового транспорта включают порядка 20% присадок. Это число примерно в два раза превышает их содержание в маслах для легковых автомобилей. Основными работающими присадками являются, так называемые, дисперсанты — соединения, не позволяющие саже закрепляться в узлах силового агрегата.
Отличие грузовых масел от легковых
По какой же причине опасно использование грузовых масел в легкомоторных транспортных средствах, если они обладают хорошими чистящими свойствами и увеличивают ресурс агрегата? Дело в том, что высокое содержание присадок плохо сказывается на клапанной системе легковых автомобилей. Исследование данного вопроса производила японская организация JASO. Также, системы, устанавливаемые на легковых двигателях, приводят к тому, что при дожиге отработанных газов, образуется слишком большое количество кислот. Кислая среда, как известно, является предпосылкой для ускоренного коррозионного износа деталей силовой установки. Вследствие этого, несмотря на улучшение экологичности двигателя, использование подобных масел несет и опасность. В маслах, для грузовой техники, высокое содержание щелоков, способных справляться с окислением. Новые легкомоторные автомобили, с дизельными силовыми установками, оснащены сажевыми фильтрами и катализаторами, плохо переносящими увеличенное содержание щелоков.
Увеличенные интервалы между прохождением ТО, ставят более серьезные требования перед составом грузовых масел. Для увеличения службы агрегатов двигателя используются самые современные ПАО-базы с большой вязкостью и сбалансированными характеристиками. В то же время в легковом транспорте используют более низкую вязкость, при частых ТО.
В настоящее время почти все известные производители масел имеют в ассортименте линейку, предназначенную для смешанных грузовых и легкомоторных парков. Эти моторные масла могут использоваться и в легком коммерческом транспорте, но следует знать, что несмотря на наличие“легковых” спецификаций, данные масла не до конца удовлетворяют последним требованиям производителей моторов. Их применение возможно, но с осторожностью, особенно в дизельных силовых установках последних поколений. Перейдите в раздел автомобильные масла, чтобы купить моторное масло в Минске .
Основные отличия
Принципиальные отличия легковых и грузовых масел:
Различные пакеты присадок и, включенные в состав, базовые масла. Процентное соотношение присадок в общем объеме масла. Увеличенное число веществ-дисперсантов в грузовых маслах, благодаря которым удаляется сажевый налет. Большее количество щелоков в грузовом масле, вследствие большая зольность. Температурная стабильность снижена, так как рассчитана на низкие обороты. Меньшее сопротивление образованию шлама.
Можно ли использовать грузовое масло в легковом автомобиле?
Существует только несколько ситуаций, в которых разумно использовать грузовое масло в легковом автомобиле. В их числе:
Падение уровня масла ниже установленного минимума. Если необходимо продолжить движение до места сервисного обслуживания, а под рукой нет ничего, кроме грузового масла. В этом случае действие оправдано. Если силовая установка на автомобиле старого образца. В таких случаях, зачастую, обязательным требованием к маслу является его принадлежность к группе моторных. Установка на легком коммерческом автомобиле изначально “грузового” двигателя. В таком случае завод-изготовитель сам укажет необходимые спецификации для применяемых масел.
В остальных случаях применение грузовых масел в двигателях легковых автомобилей неразумно и неизбежно повлечет за собой выход из строя узлов и агрегатов силовой установки.