Моторное масло для спортивных соревнований: как обслуживают гоночные автомобили
Люк Вудхэм — звезда в мире спортивного дрифта, 29-летний гонщик из Великобритании. Первой заметной вехой в его карьере стала бронза на Чемпионате Великобритании по дрифту в 2013 году. Сегодня Люк является четырёхкратным чемпионом мира в престижных гонках Gymkhana GRiD — он одерживал победу 4 года подряд: в 2014, 2015, 2016 и 2017 годах. В 2016 году Люк также завоевал чемпионский титул в гонках серии Gymkhana в родной Великобритании, а в 2017 году повторил свой результат.
Сегодня знаменитый спортсмен и эксперты компании Castrol раскроют несколько секретов технической подготовки гоночного автомобиля к соревнованиям.
Люк, насколько, по вашему мнению, качество моторного масла влияет на эффективность работы автомобиля?
Люк Вудхэм: Безусловно, качество моторного масла напрямую влияет на работу автомобиля, и это особенно важно во время гонки на результат. Высококачественное моторное масло защищает двигатель от перегревов на высоких скоростях и во время сложных манёвров, хорошо смазывает детали двигателя.
Вы используете специальное моторное масло для гоночных соревнований или известные всем продукты?
Люк Вудхэм: Во время гонок в моей машине залито полностью синтетическое моторное масло Castrol.
Эксперт Castrol: в автомобильном спорте могут использоваться как гоночные масла, так и масла, доступные простым автовладельцам. Если говорить о соревнованиях команд, имеющих заводскую поддержку — например, Formula-1, WRC, WRX и т.п., где борьба ведется за тысячные доли секунд, а силовые агрегаты имеют мало общего со своими гражданскими прототипами, то таким командам масляные компании предоставляют продукты, разработанные под каждый конкретный болид. Для более демократичных серий, как правило, используются масла из «верхних» линеек. Например, в ассортименте Castrol — это полностью синтетические продукты премиальной линейки — Castrol EDGE SUPERCAR. Эти масла были протестированы в суперкарах ведущих мировых производителей, и также подходят для использования в обычных автомобилях, эксплуатируемых с повышенной нагрузкой.
Применяете ли вы специальные добавки или присадки в масле?
Люк Вудхэм: Нет, никаких особых компонентов в масло мы не добавляем. Серийное масло Castrol, которое мы используем, и так отлично справляется со своей задачей.
Каким испытаниям подвергаются автомобили во время соревнований? Помогает ли моторное масло лучше справляться с большими нагрузками, и дают ли преимущества на треке высококачественные масла? Какие именно функции моторного масла наиболее важны для вождения в экстремальных условиях спортивного дрифта?
Люк Вудхэм: На соревнованиях высококачественное моторное масло жизненно необходимо. Перегрев двигателя как минимум заставит гонщика сойти с трассы, а качественное масло помогает сохранить необходимый температурный режим под капотом.
Эксперт Castrol: если мы говорим о дрифте, то на первый план выходят такие свойства масла, как прочность масляной пленки и антипенные свойства. Особенно это актуально для автомобилей, не оснащенных картером «сухого» типа. При «перекладке» автомобиля возможен отток масла от маслозаборника масляного насоса, что может вызвать эффект масляного голодания, при этом в систему попадает избыток воздуха, что ведет к пенообразованию, подавлять которое призваны антипенные присадки. Также важно правильно выбрать вязкость смазочного материала. Автомобиль работает в режиме максимальной мощности, но скорость движения при этом не высока, к тому же, радиатор системы охлаждения, как и весь автомобиль, «едет боком», что снижает эффективность всей системы. Это ведет к перегреву моторного масла, снижению вязкости и прочности пленки масла.
Насколько периоды между заменами масла в автомобиле влияют на его производительность?
Люк Вудхэм: Для каждого двигателя в зависимости от условий его эксплуатации существует рекомендованный интервал замены масла. Для гоночных автомобилей, конечно, условия особые: я меняю моторное масло в своей машине после одной или двух гонок.
Эксперт Castrol: качественные смазочные материалы разрабатываются с расчетом на сохранение эффективности в течение всего межсервисного интервала. В первую очередь это относится к стабильности вязкостной характеристики продукта и сохранению его моющей и антиокислительной функции. То же можно сказать и о системе фильтрации смазочного материала. То есть, если автовладелец затягивает со своевременной сменой масла, избыток загрязнений оказывается в системе смазки, что ведет к полному срабатыванию моющих присадок, повышению вязкости масла, и провоцирует процессы шламообразования.
Как вы думаете, возможно ли произвести «вечное» моторное масло, которое не будет требовать замены?
Люк Вудхэм: Это было бы замечательно, но я не думаю, что это возможно.
Какой, по вашему мнению, максимальный интервал замены масла, возможный для легкового автомобиля?
Люк Вудхэм: Срок службы моторного масла для каждого авто и его владельца индивидуален, ведь у всех разный стиль вождения и условия эксплуатации. Я бы советовал не рисковать и следовать спецификациям автопроизводителей при подборе и замене масла.
На что стоит обращать внимание механикам при замене моторного масла?
Люк Вудхэм: По моему опыту, при замене масла важно, во-первых, полностью слить отработанное масло, а в некоторых случаях даже промыть двигатель. Также очень желательно поменять масляный фильтр.
Эксперт Castrol: в первую очередь стоит обратить внимание на узлы, никак не связанные с системой смазки. Замена масла — это, пожалуй, единственная процедура, позволяющая посмотреть на автомобиль снизу. Поэтому, пока старое масло стекает из поддона, стоит обратить внимание на детали систем торможения и рулевого управления. Затем стоит обратить внимание на консистенцию смазочного материала. Слишком высокая вязкость, равно как и повышенная текучесть, могут указывать на неисправности силового агрегата. Но здесь крайне важно не удариться в крайность: вязкость масла зависит от его температуры, поэтому не стоит рассчитывать, что из «холодного» мотора масло будет сливаться также быстро, как и из прогретого до рабочей температуры.
Масло для гоночных двигателей
МЫ РАБОТАЕМ:
Мы начинаем цикл статей посвященных тому чтобы разобраться в разнице между гоночными и уличными маслами.
В первой части мы расскажем о Воздействии гонок на масло, о смазыващей сопосности
Вторая часть расскажет о выборе вязкости
А в третьей части остановимся на присадках
Разница между гоночным маслом и уличным моторным маслом в значительной степени заключается в изначальном химическом составе и комплексе различных присадок определяемых изготовителями двигателей. Комплект присадок увеличивает эффективность смазочных и защитных функций масла, таких как защита от износа, уменьшение трения, устойчивость к коррозии и моюще-диспергирующие свойства, которые сохранят детали двигателя в чистоте и рабочем состоянии.
Воздействие гонок на масло
Вот как выглядит масло после работы на протяжении 500 милей двигателя NASCAR. Справа новое синтетическое гоночное масло 20W-50, а слева такое же масло с Форда Марка Мартина после его победы в Фонтана в 1998 г. Изменение цвета происходит в результате окисления, которое происходит при нагревании, воздействии сажи и других продуктов сгорания углеродов. Эти двигатели обладают мощность в 700 л.с. Сегодня гоночные версии в двигателях используют синтетические масла 5W-20, рассчитанные на мощность 900 л.с.
«Как отличается работа кулачкового механизма на уличной дороге и на гоночной трассе, так же из-за тонких различий отличается работа высокопроизводительного уличного масла от гоночного. – Объясняет Лэйк Спид мл., специалист по смазке компании Driven Racing Oil. – Незначительные детали имеют важное значение».
«Гоночное масло в большей степени обогащено присадками способствующими большей эффективности защиты двигателя. – Подытоживает Марк Негаст, технический директор Lucas Oil Products. – Такие же добавки, но только в большей концентрации».
«При разработке гоночных масел не учитывается срок службы устройства». – Добавляет Крис Баркер, менеджер технического отдела в Royal Purple.
Сегодня в последних моделях автомобилей применяются качественные современные моторные масла. Формулы масел разрабатывались с дополнительными свойствами, предназначенные для эксплуатации в самых различных условиях, в том числе сохраняя каталитический нейтрализатор и соответствующие выбросы. Но многие современные моторные масла имеют низки противоизносные свойства, поскольку современные модели автомобилей имеют меньше проблем, связанных с высоким риском трения. Это уменьшает своевременную производительность двигателей или в модифицированных гоночных двигателях, оснащенных плоским толкателем кулачкового механизма и клапаном высокого давления, опасно применение таких моторных маслом.
«Противоизносные присадки бывают различных составов, и каждый крупный поставщик предлагает присадки нескольких вариантов, отличающихся эффективностью и молекулярной структурой» — говорит Баркер.
Смазывающая способность гоночных и уличных масел
Один из давних мифов заключается в том, что гоночные масла обладают большей смазывающей способностью чем уличные. Это не так. Пакеты присадок необходимые для производительности двигателя не влияют на смазывающие свойства масла.
«Все хотят использовать в автомобилях масла с большей смазывающей способность на сколько это возможно» — обьясняет Баркер. «Производители смазочных материалов или автопроизводители не указывают низкую смазывающую способность состава, если нет недостатков. Разница между гоночным и уличным маслом заключается в химическом составе, который регламентируется API.»
Масло также используется для охлаждения. Многие новые модели гоночных двигателей используют масло для охлаждения поршня снизу.
Охлаждающая способность является еще одной важной функцией моторного масла. Она способствует увеличению срока службы всех деталей, при работе двигателя масло распыляется на клапаны, распредвал, нижнюю часть поршней и остужает их. Эти детали работаю в жестких температурных условиях и для их работоспособности необходима максимальная эффективность масла. Обычные минеральные масла пригодны для работы при температуре до 127°С (260°F), в то время как обладающие высокой устойчивостью к температурным колебаниям синтетические масла обеспечивают защиту даже выше 148°С (300°F) без потери вязкости.
При выборе моторного масло является особо важным выбор соответствующего класса вязкости. Многие двигатели как правила не требовательны к вязкости, но слишком большое отклонение от нормы может снизить производительность двигателя или вовсе вывести его из строя.
Некоторые современные двигатели не выдерживают изменений вязкости. Например в двигателях с мелкими деталями клапанов с очень малым зазором регулярное использование несоответсвующего масла может привести к гидравлическому удару. Со временем это может привести к повреждению привода клапанов и даже поломке клапанов из-за износа. Следуйте рекомендациям производителей двигателей в отношении вязкости масла.
Есть разница между вязкостью (измеренное значение) и классом вязкости (который указан на канистре и охватывает ряд измеряемых значений вязкости). Измеренное значение вязкости конкретного масла постоянно меняется с температурой. Класс вязкости масла (например 5W-40) не изменяется, если только масло не испорчено.
Иногда в одной и той же гоночной дисциплине требуются масла с различной вязкостью и составом. Для двигателей Top Fuel dragsters требуется 70, в то время как гонщики Pro Stock для используют 0W-5.
Классификация вязкости масла по SAE состоит из трех частей. Последнее число (20, 30, 40 и т.д.) определяет класс вязкости. Она определяется степенью вязкости масли при 212 ° F (100 ° C) и является наиболее важной частью класса вязкости. Это следует учитывать при эксплуатации масла. «W» — означает зимнее, а не массу как это принято считать. Первая цифра в сочетании с «W» обозначает тип зимнего масла. Зимние масла характеризуются двумя показателями: вязкость для запуска и прокачиваемость масла. Эти значения вязкости определены как максимальные значения вязкости при различных минусовых температурах. Все это показано в таблице вязкости SAE J300 (см. таблицу).
info@bhperformance.kz +77473000233 Обратный звонок Верхнее меню Главная Условия доставки Личный кабинет Новости Корзина Обратная связь Каталог Контакты Доставка и оплата Оплата Доставка Нижнее меню Доставка Обратная связь Доставка и оплата Оплата Контакты ПРИНИМАЕМ К ОПЛАТЕ
БУДЬ В КУРСЕ
Интернет-магазин создан на InSales
Формула смазки: что объединяет гоночное и гражданское масла
Такие компании можно перечесть по пальцам руки и на первых строчках этого небольшого списка культовых имён несомненно будет Shell, которая долгие годы прочно ассоциируется не просто с автоспортом, а с успехами в гонках. Не в последнюю очередь благодаря партнёрству с легендарной маркой Ferrari и гоночной командой Scuderia Ferrari, алые болиды которой с ярко-жёлтой ракушкой на борту прекрасно известны всем, кто хотя бы мельком видел трансляции Формулы-1.
История успеха
Автоспорт — материя непостоянная, в которой даже подписанные контракты не значат ничего и достигнутое и закреплённое на бумаге соглашение вполне может быть изменено в любой миг. И неважно, идёт речь о контракте команды и гонщика или же команды и спонсора. История знает немало примеров, когда договорённостям приходил конец по ходу сезона и пилота выставляли за дверь или же отказывались от работы с каким-то из партнёров коллектива. Правда, всё это не про Shell и Ferrari — пока другие команды кардинально меняют свои ливреи и перебирают одного спонсора за другим, совместная работа итальянского автопроизводителя и британско-нидерландской нефтегазовой компании продолжается аж с 1951 года.
Scuderia Ferrari не остаётся в стороне и позволяет своему партнёру использовать автоспорт в качестве уникального тестового полигона для новинок в области топлива и масел, которые с гоночных трасс и формульной техники перебираются на дороги общего пользования и «гражданские» автомобили. Причём топливо и моторное масло подходит не только для итальянских спорткаров (на конвейере Ferrari в новые машины заливается именно продукция из канистр со знаменитой ракушкой на этикетке), но и для многих других машин. В это долго не веришь, пока своими глазами не побываешь на Гран-при и не пообщаешься с людьми, которые делят своё рабочее время между гоночными трассами и лабораториями, уделяя в равной степени внимание и болидам Формулы-1, и обычным автомобилям.
С гоночных трасс на обычные дороги
Гонки традиционно служили и служат для автопроизводителей и поставщиков автокомпонентов идеальным полигоном для испытания тех решений, которые готовятся к внедрению в серийных машинах. В какой-то момент гоночная техника Формулы-1 достаточно серьёзно отдалилась от дорожных автомобилей, но всё изменилось в 2014, когда в чемпионате мира вступил в силу новый технический регламент — впервые с 1988 года Формула-1 перешла на V-образные 6-цилиндровые турбомоторы, их рабочий объём уменьшился до 1,6 литра, а вместе с двигателем внутреннего сгорания работала сложная гибридная составляющая. Одновременно с этим вырос и ресурс агрегатов, которым теперь предстояло работать без замены вдвое больше, чем раньше.