- Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах
- Масло для газовых двигателей
- Общие сведения
- Преимущества и недостатки газобаллонных автомобилей
- Выбор моторного масла
- Производители моторных масел для газовых двигателей
- Масляные жидкости Petro–Canada
- Shell Mysella
- Fuchs Titan
- DYNAMIC CNG LA SAE 10W-40, 15W-40 API CF/SJ
- Моторные масла для газовых двигателей автобусов, магистральных грузовиков и другой коммерческой техники, работающей на природном газе или пропане. Двигатели Cummins, КАМАЗ. Эффективная работа при различных режимах эксплуатации.
Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах
Масло для газовых двигателей
Общие сведения
Сокращение сырьевой базы для производства нефтепродуктов, заметное увеличение количества токсичных выбросов в атмосферу – это результат повышенного спроса покупателей на автомобильную технику. Снизить потребление нефтяных продуктов и параллельно сократить пагубное влияние на экологическую обстановку – вот те факторы, послужившие поводом к появлению на автомобильном рынке нетрадиционных видов ГСМ. Кроме того, цена газа в 3 раза меньше, чем стоимость дизельного или бензинового горючего.
Газообразное топливо, рекомендуемое для использования в современных авто, делится на 2 вида:
- Метан.
- Пропан-бутан – сжиженная нефтяная газовая смесь.
Для того чтобы базовый бензиновый или дизельный автомобиль смог работать на газе, его необходимо переоборудовать – установить дополнительную аппаратуру для хранения и подачи топливной смеси в цилиндры двигателя, это:
- металлический баллон для хранения смеси;
- запорная арматура;
- различные фильтры и клапаны;
- газовый редуктор;
- дозирующая и смесительная система;
- элементы трубопровода;
- фитинги и детали крепления навесного оборудования.
В соответствие виду применяемого газового топлива системы питания автомобилей делятся на следующие категории:
- С однотопливной структурой.
- Двухтопливной – с автономной подачей одного из типов горючего.
- Двухтопливной – с синхронной топливоподачей в цилиндры мотора 2 видов смеси (газодизель).
Наибольшей популярностью пользуются двухтопливные конструкции (п. 2). В случае нехватки газового топлива или в зимний период эксплуатации можно легко перейти на альтернативный вид горючего (газ, бензин, дизель). Выбор системы питания и включение режима подачи осуществляется тумблером из салона автомобиля.
Свойства газообразного топлива значительно отличаются от эксплуатационных характеристик нефтепродуктов. Поэтому замена традиционного вида топлива альтернативным продуктом влечет за собой обязательное изменение конструкции двигателя.
В результате модификации мотора существенно меняются эксплуатационные требования и физико-химические характеристики системы. На фоне этой трансформации просто необходима замена смазочных материалов в соответствие с новым режимом функционирования силового агрегата.
Преимущества и недостатки газобаллонных автомобилей
Газовое углеводородное горючее относится к разряду экологически чистых моторных топлив. Выброс вредных веществ в атмосферу у автомобилей с ГБА почти на 80% ниже, чем у бензиновых двигателей, а о дизельных агрегатах – говорить не приходиться.
К тому же в сравнении с бензином, газообразное топливо обладает целым рядом преимуществ:
- Увеличивает срок службы блока цилиндров. Газовая смесь не способствует удалению масляной защитной пленки с внутренней поверхности ЦПГ.
- Не снижает вязкость моторного масла.
- Уменьшает расход смазочной жидкости.
- Полностью сгорает в цилиндрах двигателя.
- Не содержит химических веществ, вызывающих коррозию внутренних поверхностей двигателя.
- Благодаря своей низкой стоимости использование газообразного горючего экономически выгодно, особенно это ощутимо при пробеге свыше 20000 км.
- Годовой эксплуатационный ресурс двигателя повышается в 3 раза в сравнении с автомобилями, работающими на бензиновом топливе.
- Из-за газового баллона, размещенного в багажнике автомобиля, на 20–50% сокращается полезный объем отсека.
- Существует риск нарушения герметичности емкостей для хранения топлива. Металлические баллоны должны регулярно проходить плановый осмотр, а также испытания на прочность не реже 1 раза в два года.
- Снижение динамики разгона автомобиля (на 3–5%).
- Высокая температура сгорания топлива (октановое число ≥ 100), что на 10% снижает срок службы газораспределительного механизма.
Выбор моторного масла
Бензиновые двигатели, переоборудованные под газообразное топливо должны проходить обкатку, так как при установке ГБО меняется режим функционирования системы впрыска топлива, повышается температура в камере сгорания и др.
Поэтому при покупке смазочной жидкости для своего автомобиля, с установленной газобаллонной аппаратурой, нужно учитывать предыдущий вид топливной системы и регион использования силового агрегата. Эти рекомендации будут способствовать длительному сроку службы и обезопасят автомобиль от преждевременного износа.
Определенных рекомендаций по выбору моторного масла для газобаллонных систем не существует. Поэтому специалисты советуют придерживаться технической инструкции завода изготовителя автомобиля, а также производителя ГБА. Тем не менее, не лишним будет изучить специфику работы газового оборудования, на основании прочитанного сделать выводы, и учесть их в процессе замены масла.
Особенности работы двигателей на газовой тяге:
- Выхлопные газы после сгорания, на выходе из блока цилиндров, содержат большое количество пара. Для защиты масляной жидкости от обводнения необходимо выбирать составы с антикоррозионными добавками, способствующие образованию сплошного слоя эмульсии в зоне контакта трущихся деталей. Принцип действия ингибиторов основан на способности реагентов обволакивать пузырьки конденсата плотными масляными пленками.
- При использовании обедненного топлива, в выхлопных газах наблюдается повышенное содержание кислых солей азота. В этом случае масляный состав должен иметь иммунитет против химического воздействия.
- В сжиженном нефтяном газе может присутствовать некоторый объем смазки, попадающий в структуру из компрессорной установки во время производства смеси. Такие включения отрицательно воздействуют на техническое состояние резиновых уплотнителей, что может привести к разгерметизации системы.
- С учетом повышенных температур в камере сгорания двигателя, смазочные материалы должны иметь высокие термические характеристики.
В бензиновых моторах, где переход на газ осуществлялся без каких-либо конструкционных изменений, производители автомобильной техники не возражают против использования масла, предусмотренного для смазки агрегатов, работающих на жидком топливе. Учитывая термические особенности работы газобаллонного оборудования вязкость масел должна быть на уровне 10W-40 или 15w-40.
В случае перехода на газ моторов, работающих на дизельном топливе, в качестве масел рекомендуется использовать марки материалов, прошедших специальные испытания и получившие разрешение к применению на газодизельных двигателях.
Производители моторных масел для газовых двигателей
В бензиновых двигателях, переоборудованных под газовое топливо температурные параметры в камере сгорания во много раз превышают значения, которые присутствуют при сжигании традиционного горючего. В результате на стенках цилиндров образуются лаковые отложения, которые не выгорают в процессе эксплуатации силового агрегата. Поэтому моторное масло, предназначенное для ГБА, должно иметь высокие термические характеристики и улучшенную моющую способность. Значение сульфатной зольности у применяемых составов не должно превышать 0,7–1,1 %.
Масляные жидкости Petro–Canada
SENTRON VTP 10W-40 – всесезонный нефтяной продукт, предназначенный для моторов, функционирующих на газообразном топливе. Жидкость в своей структуре содержит повышенный объем цинка, что благоприятно влияет на состояние газораспределительного механизма. Пакет присадок, присутствующий в масле специально разработан для работы двигателя в экстремальных условиях.
- увеличенный промежуток межсервисного обслуживания, что гарантирует малое потребление смазочных жидкостей;
- стабильные вязкостные характеристики;
- низкая испаряемость;
- повышенные термические свойства;
- легкий запуск двигателя в зимний период эксплуатации (до -38°C);
- антикоррозионные и противозадирные свойства.
Shell Mysella
Линейка смазочных жидкостей компании Shell для обслуживания газовых агрегатов, отвечающая самым высоким эксплуатационным и техническим требованиям.
S2 Z 15W-40 – сорт масла, не образующий нагара на рабочих элементах бензиновых искровых двигателях. Буквенный индекс Z обозначает состав с малым содержанием зольности.
- коэффициент вязкости (40/95 °С) – 105–15 мм 2 /с;
- значение плотности – 895 кг/м 3 ;
- температурная граница вспышки – 205 °C;
- нижний порог кристаллизации – 24°С.
Helix HX8 5w-40 – синтетическое универсальное масло для всех типов автомобильных двигателей (кроме дизельных), обладает повышенной моющей способностью и низкими окислительными свойствами. Применение HX8 позволяет снизить расход газового топлива. Смазочный материал образует прочную не смывающуюся пленку на трущихся деталях мотора.
Fuchs Titan
GT1 5W-40 XTL – смазочный материал на синтетической основе, предназначенный для ГБО Fiat, BMW, VW, Ford. Смазка показывает наилучшие свои качества в процессе работы с газовыми моторами 3 и 4 поколения. Благодаря универсальности масляной жидкости, переоборудование автомобилей, работающих на жидком топливе протекает безболезненно.
CNG 15W-40 – всесезонная масляная жидкость для пассажирского и легкового транспорта. В масле этой марки присутствует высокотехнологичный набор модифицирующих добавок, гарантирующий повышенные антиокислительные и противозольные характеристики. Смазочный материал улучшенной вязкости со стабильными термическими свойствами обеспечивает снижение расхода газообразного топлива на 2,9%, а низкий показатель испаряемости жидкости сводит к минимуму риск появления лаковых отложений и угара.
DYNAMIC CNG LA
SAE 10W-40, 15W-40
API CF/SJ
Моторные масла для газовых двигателей автобусов, магистральных грузовиков и другой коммерческой техники, работающей на природном газе или пропане. Двигатели Cummins, КАМАЗ. Эффективная работа при различных режимах эксплуатации.
Вид: Полусинтетическое (10W-40) и минеральное (15W-40) моторное масло для газовых двигателей
Сезон: Все сезоны
Вид фасовки: 1 л, 4 л, 8 л, 20 л, 30 л, 216,5 л (180 кг)
Соответствуют и превосходят допуски: CUMMINS CES 20074, DETROIT DIESEL DDC 93K216, ПАО «КАМАЗ»
Современные всесезонные масла для двигателей, работающих на сжатом природном газе (CNG), сжиженном природном газе (LNG) и сжиженном нефтяном газе (LPG). Производятся с применением пакета присадок с низким содержанием сульфатной золы, фосфора и серы (технология Low-SAPS). Разработаны специально для использования в двигателях, где требуется минимальная термическая деградация и хорошее управление осадками.
Масла DYNAMIC CNG LA обладают отличной устойчивостью к нитрованию и окислению и отвечают требованиям к производительности многих современных мобильных двигателей, работающих на природном газе.
Моюще-диспергирующая система данных масел великолепно противодействует образованию отложений нагара и лака, минимизируя потребление масла и поддерживая чистоту двигателя даже при увеличении длительности интервалов замены.
Состав линейки масел DYNAMIC CNG LA сбалансирован таким образом, чтобы обеспечить выдающиеся противоизносные свойства для защиты тяжелонагруженных компонентов клапанных механизмов, поршней, гильз цилиндров, подшипников и редукторных систем; при этом они полностью совместимы с материалами каталитических нейтрализаторов выхлопных газов, так как в их составе очень небольшое содержание цинка и фосфора.
Помимо этого, моторные масла DYNAMIC CNG LA обладают отличной стойкостью к вспениванию, хорошей деэмульгирующей способностью и обеспечивают защиту от коррозии.
ПОКАЗАТЕЛИ | МЕТОД ИСПЫТАНИЙ | DYNAMIC CNG LA 10W-40 | DYNAMIC CNG LA 15W-40 |
Вязкость кинематическая при 100 °С, мм 2 /с | ГОСТ 33 | 15.3 | 15.7 |
Вязкость динамическая, мПа·с | ASTM D 2602 | при -25 °С: 6620 | при -20 °С: 6630 |
Температура вспышки в открытом тигле, °С | ASTM D 92 | 238 | 238 |
Температура застывания, °С | ГОСТ 20287 | -36 | -30 |
Плотность при 15 °С, кг/м 3 | ASTM D 1298 | 879 | 882 |
Индекс вязкости | ГОСТ 25371 | 152 | 136 |
Зольность сульфатная, % | ASTM D 847 | 0,54 | 0,58 |
Щелочное число, мг КОН/г | ASTM D 2896 | 5,3 | 5,2 |
Испаряемость по НОАК, % | ASTM D 5800 | 11.2 | 11.3 |
Типовые показатели продуктов не являются спецификацией производителя и могут изменяться в пределах требований нормативной документации ООО «Нефтесинтез».
- Высокое качество масел DYNAMIC CNG LA позволяет увеличить интервалы их замены в соответствии с техническими требованиями производителей.
- Благодаря их превосходной текучести, они гарантируют простой холодный пуск и помогают снизить износ газового двигателя.
- Современный набор присадок способствует чистоте и долговечности газового двигателя даже в тяжелых условиях эксплуатации и при высокой температуре сгорания, которая на 15-30% выше, чем в обычных двигателях.
- Обладают усовершенствованной системой моюще-диспергирующих свойств, которая была специально разработана для уменьшения образования осадка и улучшения характеристик окисления, обеспечивающей отличное сопротивление коррозии, удержание TBN и превосходный контроль износа.
- Ограниченная зольность предотвращает образование отложений на свечах зажигания, которые могут быть причиной шума и раннего зажигания, а также гарантирует совместимость с современными выхлопными системами ведущих производителей.
- Сбалансированная формула обеспечивает более высокое, в сравнении с обычными маслами, сопротивление оксидированию и азотированию, имеющих место в таких двигателях, которые работают в жестких условиях.
- Сокращают количество остановок оборудования для обслуживания, максимизируют время использования двигателя и минимизируют операционные расходы.
- Стабильное щелочное число обеспечивает высокую способность нейтрализации кислот в течение длительного периода.
- Способствуют отличной прокачке по масляной системе двигателя и долговременное функционирование сажевого фильтра Diesel Partikelfilter (DPF).
Применяются для грузовых автомобилей с тяжелонагруженными двигателями, работающими на природном газе или пропане, для которых автопроизводители рекомендуют малозольные смазывающие материалы с повышенной защитой от износа клапанного механизма.
Газовые двигатели CUMMINS.
Бензиновые и дизельные двигатели уровня API СF/SJ.
Выполняют требования различных производителей по совместимости с сажевыми фильтрами DPF.